|
|||||||
Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 5 страница Указанные специфические функции спорта являются производными от самой его сущности, в них выражаются его существенные особенности как деятельности, развертывающейся по закономерностям максимальной реализации человеческих возможностей и направленного развития способностей, неуклонно преодолевающего ее кажущиеся «пределы». К этому, конечно, не сводятся все социальные функции и значение спорта — речь шла пока лишь о свойственных ему функциональных особенностях. Множественность функциональных свойств спорта и вариативность их конкретных проявлений. По мере развития спорта, которое выразилось в его проникновении в различные сферы жизни общества, становилось очевидным, что его социальное значение весьма многогранно и что он может быть пригоден для удовлетворения разнообразных потребностей личности и общества. Не случайно он широко представлен в наше время в системе образования-воспитания подрастающих и взрослых поколений, в комплексе социально-здравоохранительных мер, в разнообразных сферах культурного общения и международных отношений, ряде других социальных сфер. Все это дает основание говорить о спорте как о многофункциональном явлении. Было бы, однако, ошибкой считать, будто все то, в чем проявляется влияние спорта на личность и межчеловеческие отношения, есть его, так сказать, собственные функции. Особенно недопустимо так считать тогда, когда эффект совместного воздействия спорта и других социальных факторов зависит не столько от самого спорта, сколько от системы социальных отношений, далеко выходящих за пределы собственно спортивной деятельности (как, в частности, при использовании спорта в деле воспитания). В ситуациях такого рода правомерно говорить не о собственных специфических функциях спорта, а о его функциональных связях (отношениях), объединяющих его с другими факторами или сторонами социальной реальности.* Именно в связи с этим нужно рассматривать роль спорта в качестве фактора направленного формирования и развития индивида. Известно, что при условии органичной включенности в целостно отлаженную социально-педагогическую систему спорт служит чрезвычайно действенным средством и методом многогранной воспитательной практики. Свойственная спортивной деятельности направленность к незаурядным результатам, ее собственно соревновательный характер, неординарные требования, объективно предъявляемые ею к физическим и психическим качествам спортсмена, а также другие ее особенности позволяют использовать спорт в качестве наиболее радикально воздействующего фактора физического воспитания, а вместе с тем и в качестве по-особому действенного средства воспитания воли, характера, личностных свойств индивида (не без основания спорт с давних пор образно называют школой воли, характера, поведения, значение которой трудной переоценить). При этом личностно-воспитывающий эффект приобщения к спорту зависит не только и часто не столько от него самого, а более всего от системы межличностных и воспитательно направленных отношений, складывающихся в сфере спорта и вокруг него. Здесь имеют значение как те отношения, которые устанавливаются между непосредственно приобщенными к спортивной практике (спортсменами, тренерами, спортивными арбитрами и организаторами), так и их взаимоотношения с людским «окружением» спорта (спортивными болельщиками, обозревателями, комментаторами, спонсорами и т. д.), причем совокупность данных отношений становится регулируемой в воспитательном смысле лишь при условии соответственно направленной деятельности определенных социальных институтов (общественных и государственных организаций, учреждений), призванных оптимизировать спортивную практику в обществе в соответствии с принятыми в нем принципами и нормами. В зависимости от конкретного состояния системы этих отношений реальные формирующие воздействия спорта на личность могут оказаться весьма различными и даже диаметрально противоположными. Если в его сфере доминируют отношения, согласующиеся с принципами и нормами общечеловеческой морали, спортивная деятельность может в немалой мере способствовать их упрочению и соответственно усилить нравственные основы личностных проявлений, поскольку в спорте четко выявляются и, проходя проверку делом, формируются и закрепляются вполне определенные личностные качества и черты поведения, в том числе такие, как честное отношение к сопернику, способность сохранить человеческое достоинство в экстремальных ситуациях противоборства, своего рода благородство и мужество. Но если совокупность этих отношений разбалансирована или, тем более, искажена в спорте, его конкурентные и другие свойства могут влиять на личность отнюдь не в лучшем направлении (как, скажем, тогда, когда стремление к первенству перерастает во всепоглощающую борьбу за успех любой ценой либо когда всяческое поощрение спортивных успехов безотносительно к нравственным условиям их достижения открывает простор вседозволенности и тем способствует антисоциальному поведению). Специалисту нужно хорошо понимать объективную противоречивость формирующего воздействия спорта на личность и, главное, уметь верно решать возникающие в силу этого воспитательные проблемы в интересах прогресса личности и общества. Само собой разумеется, что в качестве особенно эффективного фактора направленного воздействия на процесс индивидуального физического развития спорт наиболее 'широко представлен в системе физического воспитания. Здесь его роль велика как в базовом физическом воспитании, так и в специализированных разновидностях физического воспитания, в том числе в профессионально-прикладной физической подготовке к трудовой и военнослужебной деятельности. Кстати сказать, прикладное значение спорта в подготовке к профессиональной деятельности и в ее оптимизации не исчезает и в наше время. Это обусловлено в основном двумя обстоятельствами. Во-первых, количество и качество любого многолетнего профессионального труда так или иначе зависит от общего уровня функциональных возможностей организма, а они могут быть существенно увеличены в результате систематических занятий спортом. Во-вторых, существуют и возникают новые виды и разновидности спорта, как бы моделирующие на повышенном уровне те требования к способностям, умениям и навыкам, какие предъявляют определенные типы профессиональной деятельности; такие виды или разновидности спорта соответственно и называют «профессионально-прикладными» (авиационный спорт для избирающих летные профессии, автомобильный спорт для водителей автотранспорта, военно-прикладные виды спорта для военнослужащих и т. д.). Вместе с возрастанием популярности спорта, приобщением к нему массы людей, отличающихся друг от друга по интересам, уровню подготовленности, возрасту, состоянию здоровья и в иных отношениях, его функции в той или иной мере дифференцировались применительно к особенностям различных контингентов занимающихся, их потребностям и условиям их удовлетворения. В зависимости от этого в практике спорта возникли и такие модификации, при которых типичная для собственно спортивной деятельности направленность к возможно высоким достижениям как бы отходит на второй план, на первый же выдвигаются установки иного рода. Так, массовая практика использования спорта людьми зрелого возраста и некоторыми другими контингентами часто ориентирована преимущественно на достижение эффекта поддержания улучшенного ранее физического состояния организма, сохранения тренированности и здоровья, а также эффекта полноценного эмоционально насыщенного отдыха. Иначе говоря, преимущественно'тут используются поддерживающие индивидуальную «кондицию» и оздоровительно-рекреативные свойства спорта. Система занятий при этом строится в основном по типу физкультурно-кондиционной тренировки с ограниченными по масштабу и достиженче-ским установкам состязаниями. Такие модификации спорта яужно, конечно, отличать от собственно спортивной деятельности со всеми присущими ей признаками. Для многих спорт интересен как волнующее зрелище. Эмоционально-зрелищная действенность спорта связана с его основными специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлена его эстетической привлекательностью и усиливается по мере расширения аудитории его болельщиков. Без болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением. Аудитория спортивных зрелищ в наше время необычайно расширилась, чему способствовал прогресс технических средств массовой информации, особенно телевидения. Одновременно увеличилось влияние спорта на эмоциональный мир людей. В основе такого рода интереса к спорту лежит не только его внешняя привлекательность. Сопереживая тем, кто действует на спортивной арене, болельщики как бы отождествляют себя со спортсменами, будто бы сами участвуют в спортивных свершениях, борьбе характеров и разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне в атмосфере живого общения как со своими сторонниками, так и с противоположно настроенными. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных представлениях. Вместе с тем существенную роЛь в эмоциональной действенности спортивных зрелищ играют и эстетические свойства, объективно присущие спорту. Это, прежде всего, жизнеутверждающее начало спортивной деятельности, выражающееся в ее основных чертах, особенно в демонстрации в соревнованиях высших и гармоничных проявлений физических и духовных качеств индивида, подлинная красота честной, мужественной и бескомпромиссной борьбы за спортивную победу, совершенство форм спортивных движений, привлекательность эстетически выдержанной обстановки спортивных соревнований и другие черты, отвечающие эстетическим критериям. Неудивительно, что, имея такие неординарные эстетические свойства, спорт привлекает внимание и как предмет искусства, находит отражение в различных его формах (художественно-изобразительное творчество, кинематография и др.); может сливаться с театральным искусством (спортивно-художественная гимнастика, спортивные танцы на льду и т. п.). Разумеется, спортивные зрелища могут воздействовать на причастных к ним людей неоднозначно, не всегда возвышающим-образом. Характер такого воздействия зависит как от чистоты самого спортивного состязания, особенно от того, насколько твердо соблюдаются спортивноэтические нормы и правила, так и от культуры, воспитанности болельщиков. При определенных обстоятельствах возможны не только позитивные, но и негативные эффекты, которые могут выражаться в опасном развязывании примитивных эмоций и животных инстинктов агрессивности, приводить к отвратительным проявлениям околоспортивного вандализма. Таким образом, влияние спорта на сознание его любителей может быть противоречиво, что ставит нас перед непростой проблемой социально-воспитательного облагораживающего воздействия спортивных зрелищ. Зрелищная заинтересованность спортом не должна быть единственной, это отнюдь не лучший способ использования тех возможностей, которые он предоставляет для совершенствования личности. В русле широкого гуманно направленного спортивного движения возрастает ценность спорта как фактора социализации личности, социальной интеграции и международных связей. Социальная значимость спорта наиболее существенно зависит от характера и масштаба межличностных, межгрупповых и более широких общественных отношений, складывающихся в его сфере и в связи с ним. Даже при относительной ограниченности индивидуально устанавливаемых в его сфере отношений их совокупность играет определенную роль в том, что на языке социологии принято называть «социализацией» личности, то есть освоении индивидом социального опыта — опыта межчеловеческого общения и социально оправданного поведения. Многолетняя спортивная деятельность последовательно вводит спортсменов в усложняющийся комплекс межличностных, межгрупповых и иных социальных отношений, зачастую достаточно сложных и обостренных, что усиливает влияние спортивной жизни на их социальный опыт. По мере развертывания спортивного движения как массового общественного течения возрастает и его роль в социальной интеграции — объединении людей в сплоченные (в той или иной степени) организации неформального и официального характера на основе общности интересов и совместной деятельности по их удовлетворению. Ведущие силы общества далеко не безразличны к идейной и социально-формирующей направленности этого движения. Популярность спорта, его эмоциональная доходчивость и подразумевающаяся связь спортивных успехов с престижными интересами масс, наций, государств делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание, который нередко активно используется политическими силами различного рода в своих целях. Это не означает, однако, что самому спорту внутренне свойственна некая конкретно-политическая или политико-идеологическая функция. Более того, политическое манипулирование спортом в корне противоречит общечеловеческой сущности спорта и его общепризнанной роли в становлении и развитии межнациональных и международных связей, взаимопонимании и культурном сотрудничестве субъектов человеческого сообщества, упрочении мира на земле. Тот факт, что спортивные связи издавна занимают одно из ведущих мест в международном общении, обусловлен особыми коммуникативными свойствами спорта, выраженными в интернациональном характере «спортивного языка» понятного без перевода. Язык этот — общечеловеческие принципы честного соревнования во имя гуманистических ценностей. Его законы одинаковы для всех и принципиально несовместимы с любыми манипуляциями, ставящими соревнующихся в неравные условия. И дух, и строй подлинно спортивного соревнования не разъединяют и не ущемляют достоинств условных соперников, а способствуют выявлению их лучших качеств, помогают взаимопознанию и взаимопониманию, совместному движению к высотам человеческих свершений. Без этого международные спортивные связи не выросли бы в нашу эпоху до глобальных масштабов, а спортивное движение не стало бы широчайшим интернациональным течением современности. При характеристике крупных аспектов социальной роли спорта как многостороннего явления жизни общества надо учитывать, конечно, и его экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно «окупаются», прежде всего, приростом самого ценного из всех богатств общества — здоровья народа, диапазона высокоактивной жизни. Экономически значимы и финансовые доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного инвентаря, оборудования, экипировки и из других источников, прямо или косвенно связанных со спортом. Экономические отношения могут становиться доминирующими в некоторой части спорта, когда он профессионализируется и становится по сути отраслью бизнеса, подчиненной коммерческим интересам. Речь идет о профессионально-коммерческом спорте, давно культивируемом в западных странах. Развиваясь по законам бизнеса, он приобрел черты, не вытекающие из сути чисто спортивных отношений, в том числе и такие, которые справедливо вызывают негативные оценки (когда спортивно-соревновательные начала и нормы спортивной этики приносятся в жертву меркантильным интересам или, тем более, когда последние приводят к финансовым и прочим махинациям ит. п.). Однако коммерциализация не является неизбежным свойством профессионального спорта в целом. В последние годы он получил, как известно, признание и в странах восточной Европы (бывших социалистических). Проблемы его развития в различных социальных условиях не просты, далеко еще не решены, требуют изучения. 2.4.2. Профилирующие направления и разделы в социальной практике спорта. Их особенности и взаимосвязи
В ходе развития спорта в различных сферах жизни общества неизбежно происходит своего рода дифференциация спортивной практики — выделение в ней относительно обособленных направлений, разделов, вариаций. Это происходит из-за того, что спорт в целом полифункционален, а конкретные цели, реализуемые в спортивной практике, пути и условия выполнения их далеко не одни и те же. В совре-
Базовый спорт в официальной системе образования и воспитания
Слортивные способы рекреации (спортивная рекреация)
Спортивные способы реабилитации (спортивная реабилитация)
Рис. 4
Принципиальная схема структуры социальной практики спорта (направления, разделы, формы)
менном мировом спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления и соответствующие им разделы спортивной практики, которые часто условно называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно назвать общедоступным, или ординарным, спортом и спортом высших достижений. В пределах каждого из них есть известные градации (рис. 4). Общедоступный, ординарный, спорт правомерно называть массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и значительно менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений. Основное отличие ординарного спорта от спорта высших достижений определяется тем, что обычная спортивная деятельность не становится доминирующей в образе жизни спортсмена и находится в лимитирующей зависимости от иной деятельности, которая занимает доминантное место в жизни (вначале — общая и специально-образовательная деятельность, затем — профессиональный труд). Затраты времени и сил на спортивные занятия в такой ситуации довольно жестко ограничены, что не может не влиять на уровень спортивных результатов. Это не значит, что в личностные установки спортсмена в такой ситуации не входит стремление достичь высоких результатов. Такое стремление, как говорилось, стимулируется самой сутью и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вносят свои ограничения. " В зависимости от того, в какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных занятий так или иначе модифицируется (строится с определенными особенностями применительно к специфике той или иной сферы). В ряду таких модификаций наиболее распространены следующие: • «школьный» спорт — практика использования спорта в школьной системе общего образования — воспитания подрастающего поколения, где спортивные занятия подчинены, прежде всего, общепедагогическим принципам и строятся в соответствии с единой логикой и условиями организации многосоставного учебно-воспитательного процесса; • профессионально-прикладной спорт — практика использования спорта в прикладной подготовке к избранной профессиональной деятельности (производственной, военнослужебной и т. д.); ; • физкультурно-кондиционный спорт зрелых континген-тов населения, у которых не доминируют чисто спортивные установки и занятия спортом строятся, главным образом, по типу физкультурно-спортивной тренировки, способствующей сохранению приобретенной ранее «кондиции», со строго регламентированным участием в соревнованиях; • оздоровительно-рекреативный спорт — практика использования элементов спорта в качестве средства и метода достижения эффекта здорового отдыха — развлечения, активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного, эмоционально насыщенного досуга. Разумеется, эта практика только весьма условно может быть отнесена к спорту, поскольку в ней выражены лишь некоторые его типичные черты, причем в крайне модифицированном виде. Спорт высших достижений, как подсказывает его наименование, в отличие от ординарного спорта, ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повышение их уровня. Реализация этой установки в наше время возможна лишь при условии повседневных многолетних затрат времени и сил на спортивную деятельность и при условии незаурядной спортивной одаренности индивида. Естественно, что спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную, занимая доминирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на долгие годы. Эта сфера спорта — удел сравнительно немногих, действительно обладающих выдающимися спортивными способностями. Так, в странах, развитых в спортивном отношении, доля спортсменов, фактически достигающих уровня международного класса, составляет всего лишь сотые доли процента и менее от общего числа занимающихся спортом в стране. Искусственно увеличивать число спортсменов, тратящих свое основное время и силы на спортивную деятельность, нет никакой необходимости ни с позиций общественной целесообразности, ни с позиций действительного удовлетворения личностных интересов. (В этом отношении характерна неточность термина «большой спорт», используемого применительно к спорту высших достижений: по численности его действительных представителей он вовсе не «большой».) В современный период своего развития спорт высших достижений все заметнее профессионализируется. Это значит, что у определенной части спортсменов, начинающих с так называемого любительского спорта, спортивная деятельность при известных условиях занимает основное место в образе жизни на более или менее протяженное время, становится главной сферой приложения их сил, и, вместе с тем, основным источником жизненного благополучия, — то есть приобретает характер профессиональной деятельности. Без такой профессионализации мировые высоты современного спорта оказались бы непреодолимыми. В этом отношении спорт не является исключением из других видов деятельности, в которых достигаются высоты человеческих свершений (творчество в искусстве в его высшем выражении, научное творчество, освоение ранее недоступных человеку сфер, в частности космоса, и т. д.). Необходимость спортивной профессионализации теперь признана официально (ранее одной из препон тому были санкции против профессионалов в любительском спорте, продиктованные прежним вариантом Олимпийской хартии). В связи с этим подчас высказывается мнение, будто спорт высших достижений целиком превращается в профессионально-коммерческий. Ошибка заключается в том, что профессионализация спорта отождествляется с его тотальной коммерциализацией, а это не одно и то же. В действительности современный профессионализированный спорт вовсе не однороден. В нем надо различать тот самый профессионально-коммерческий спорт, который сформировался как отрасль бизнеса, и не сводящийся к бизнесу профессионализированный спорт подлинно высших достижений, который условно (до появления лучшего термина) можно назвать «профессио-нально-супердостиженческим» спортом. Имея некоторые общие черты, вытекающие из профессионализации спортивной деятельности, эти два типа профессионально ориентированного спорта вместе с тем кардинально отличаются друг от друга, что не позволяет их отождествлять ни на словах, ни на деле. Главные отличия проявляются следующим образом. Профессионально-коммерческий спорт, сложившись как своеобразная отрасль бизнеса, живет не только по законам самого спорта, сколько по закономерностям получения финансовой прибыли, коммерции, доходного предпринимательства на материале спортивного зрелища. В его сфере спортсмен попадает в условия, трудно совместимые, а зачастую и не совместимые с оптимальным развертыванием спортивнотренировочного процесса в направлении, объективно необходимом для его максимальной достиженческой эффективности. В силу этого сужаются пределы дальнейшего развития индивидуальных спортивных способностей и неуклонного прироста спортивных достижений.. Хотя демонстрируемые в профессионально-коммерческом спорте технические показатели бывают довольно впечатляющими (особенно в игровых видах спорта и некоторых спортивных единоборствах), при тщательном анализе обнаруживается, что уровень их в решающей мере зависит от результатов, достигнутых спортсменом ранее, в предшествующие годы вне сферы коммерческого спорта, а с переходом спортсмена в сферу последнего дальнейший их прирост минимизируется и вообще становится маловероятным. Вполне достаточные подтверждения этому дает практика. Так, к примеру, когда в некоторых западных странах попытались наладить коммерческое «ревю рекордов» с участием спортсменов, только что сошедших с олимпийской арены и блиставших достижениями в тех видах спорта, где практикуются строго объективные измерители спортивных результатов (легкая атлетика, конькобежный спорт и др.), попытка эта вскоре завершилась крахом, поскольку обещанные рекорды не состоялись. Иначе и не могло быть, так как коммерческий спорт не столько производит спортивные достижения, сколько, образно говоря, манипулирует ими ради достижения целей, отнюдь не равнозначных собственно спортивным целям, притом и логика, и условия, и весь строй деятельности спортсмена здесь во многом отличаются от таковых в некоммерческом спорте высших достижений. Впрочем, не исключено, что в своей сфере коммерческий спорт может быть оправдан экономическими, зрелищными и иными интересами. Не следует лишь путать его с профессиональным спортом подлинно высших достижений, не подчиненным коммерции. Некоммерческий спорт высших достижений, хотя и профессионализируется, не перестает быть сферой собственно спортивной деятельности, принципиально не сводимой к коммерческим отношениям. Он остается именно тем специфическим типом деятельности, в сфере которой обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств индивида через неуклонное продвижение ко все новым спортивным достижениям. Если общество заинтересовано в сохранении и прогрессе такого спорта — а истинно цивилизованное и гуманное общество не может не быть кровно заинтересовано в этом, — оно не идет на подмену его коммерческим спортом, несмотря на то что допускает существование коммерческих начал в некоторых сферах спортивной и околоспортивной реальности. К сожалению, это не вполне осознается всеми деятелями спорта, особенно, когда они отягощены экономическими заботами. Для прогресса некоммерческого спорта требуются, разумеется, соразмерные субсидии со стороны государства, спонсоров, всего общества. Экономические затраты на это окупаются не меркантильными прибылями, а куда более существенными социальными ценностями и свидетельствуют, кроме прочего, о степени мудрости государственно-общественного устройства. Между некоммерческим и коммерческим профессиональным спортом есть переходные и смешанные формы организации спортивной деятельности. Пока они не вполне отлажены, а нередко и искажены, что порождает определенные коллизии (несвоевременная, наносящая ущерб спорту высших достижений, «утечка» ведущих спортсменов из национальных сборных команд в коммерческий спорт, диспропорции в материальном поощрении спортсменов в различных сферах профессионального спорта и т. д.). Особенно это характерно для современной ситуации в спорте высших достижений в тех странах, где спортивный профессионализм не имел ранее официального статуса. Но не только здесь предстоит решать непростые проблемы создания адекватных условий для функционирования обоих разделов профессионализированного спорта (некоммерческого и коммерческого) и гармонизации отношений между ними. Усилившаяся профессионализация спорта высших достижений способствует, конечно, его обособлению от массового спортивного движения (по социальному статусу, материальному обеспечению, формам организации, технологии построения системы занятий и в других отношениях). В этом нет ничего анормального, если в целом в обществе гарантируются адекватные взаимосвязь и соотношение общедоступного спорта и спорта высших достижений. Их обоюдная связь несомненна: супердостиженческий спорт вырастает на основе массовой спортивной практики и развивается в зависимости от ее состояния; в свою очередь, прогресс спорта высших достижений так или иначе влияет на состояние ординарного спорта и способен быть мощным катализатором его развития. В качестве авангардной части спортивного движения спорт высших достижений играет по отношению ко всей остальной практике спорта не просто лидирующую, но и по-своему «оплодотворяющую» роль, поскольку проторяет пути к спортивным достижениям, делая их в какой-то мере доступнее для многих, вооружает массовую практику передовым опытом, обогащает ее новыми способами спортивного совершенствования. Со своей стороны, массовая практика спорта служит источником пополнения рядов тех, кто штурмует высоты в спорте и создает общественную атмосферу, необходимую для успеха спортивных дерзаний. Однако надо иметь в виду, что взаимозависимость эта опосредствована рядом условий и потому проявляется главным образом в общих тенденциях развития спортивного движения, а не как прямая, непосредственная зависимость его различных сторон. Было бы напрасно искать прямую зависимость, например, между сиюмоментным возрастанием массовости ординарного спорта в стране и наличным уровнем достижений ее сильнейших спортсменов — бывают и парадоксальные, на первый взгляд, ситуации, когда на фоне ускоренного возрастания числа спортсменов массовых разрядов, уровень международных спортивных достижений страны в тот же момент не повышается, а подчас и падает, но при этом увеличивается возможность выявления одаренных спортсменов, которые со временем при соответствующих условиях смогут выйти на уровень выдающихся достижений.
|
|||||||
|