Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 5 страница




физиологических данных о человеке содержится не в кни­гах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

Указанные специфические функции спорта являются производными от самой его сущности, в них выражаются его существенные особенности как деятельности, развер­тывающейся по закономерностям максимальной реализа­ции человеческих возможностей и направленного развития способностей, неуклонно преодолевающего ее кажущиеся «пределы». К этому, конечно, не сводятся все социальные функции и значение спорта — речь шла пока лишь о свой­ственных ему функциональных особенностях.

Множественность функциональных свойств спорта и вариативность их конкретных проявлений. По мере раз­вития спорта, которое выразилось в его проникновении в различные сферы жизни общества, становилось очевид­ным, что его социальное значение весьма многогранно и что он может быть пригоден для удовлетворения разно­образных потребностей личности и общества. Не случай­но он широко представлен в наше время в системе обра­зования-воспитания подрастающих и взрослых поколений, в комплексе социально-здравоохранительных мер, в раз­нообразных сферах культурного общения и международ­ных отношений, ряде других социальных сфер. Все это дает основание говорить о спорте как о многофункцио­нальном явлении.

Было бы, однако, ошибкой считать, будто все то, в чем проявляется влияние спорта на личность и межчеловечес­кие отношения, есть его, так сказать, собственные функ­ции. Особенно недопустимо так считать тогда, когда эф­фект совместного воздействия спорта и других социальных факторов зависит не столько от самого спорта, сколько от системы социальных отношений, далеко выходящих за пределы собственно спортивной деятельности (как, в част­ности, при использовании спорта в деле воспитания). В ситуациях такого рода правомерно говорить не о соб­ственных специфических функциях спорта, а о его функ­циональных связях (отношениях), объединяющих его с дру­гими факторами или сторонами социальной реальности.*

Именно в связи с этим нужно рассматривать роль спорта в качестве фактора направленного формирования и разви­тия индивида. Известно, что при условии органичной вклю­ченности в целостно отлаженную социально-педагогичес­кую систему спорт служит чрезвычайно действенным средством и методом многогранной воспитательной прак­тики. Свойственная спортивной деятельности направлен­ность к незаурядным результатам, ее собственно соревно­вательный характер, неординарные требования, объективно предъявляемые ею к физическим и психическим качествам спортсмена, а также другие ее особенности позволяют ис­пользовать спорт в качестве наиболее радикально воздей­ствующего фактора физического воспитания, а вместе с тем и в качестве по-особому действенного средства воспи­тания воли, характера, личностных свойств индивида (не без основания спорт с давних пор образно называют шко­лой воли, характера, поведения, значение которой труд­ной переоценить).

При этом личностно-воспитывающий эффект приобще­ния к спорту зависит не только и часто не столько от него самого, а более всего от системы межличностных и воспи­тательно направленных отношений, складывающихся в сфере спорта и вокруг него. Здесь имеют значение как те отношения, которые устанавливаются между непосред­ственно приобщенными к спортивной практике (спортсме­нами, тренерами, спортивными арбитрами и организато­рами), так и их взаимоотношения с людским «окружением» спорта (спортивными болельщиками, обозревателями, ком­ментаторами, спонсорами и т. д.), причем совокупность дан­ных отношений становится регулируемой в воспитательном смысле лишь при условии соответственно направленной дея­тельности определенных социальных институтов (обще­ственных и государственных организаций, учреждений), призванных оптимизировать спортивную практику в об­ществе в соответствии с принятыми в нем принципами и нормами.

В зависимости от конкретного состояния системы этих отношений реальные формирующие воздействия спорта на личность могут оказаться весьма различными и даже диа­метрально противоположными. Если в его сфере доминиру­ют отношения, согласующиеся с принципами и нормами общечеловеческой морали, спортивная деятельность может в немалой мере способствовать их упрочению и соответственно усилить нравственные основы личностных проявлений, по­скольку в спорте четко выявляются и, проходя проверку делом, формируются и закрепляются вполне определенные личностные качества и черты поведения, в том числе та­кие, как честное отношение к сопернику, способность со­хранить человеческое достоинство в экстремальных ситуа­циях противоборства, своего рода благородство и мужество. Но если совокупность этих отношений разбалансирована или, тем более, искажена в спорте, его конкурентные и дру­гие свойства могут влиять на личность отнюдь не в лучшем направлении (как, скажем, тогда, когда стремление к пер­венству перерастает во всепоглощающую борьбу за успех любой ценой либо когда всяческое поощрение спортивных успехов безотносительно к нравственным условиям их до­стижения открывает простор вседозволенности и тем способ­ствует антисоциальному поведению). Специалисту нужно хорошо понимать объективную противоречивость формирую­щего воздействия спорта на личность и, главное, уметь вер­но решать возникающие в силу этого воспитательные про­блемы в интересах прогресса личности и общества.

Само собой разумеется, что в качестве особенно эффек­тивного фактора направленного воздействия на процесс индивидуального физического развития спорт наиболее 'широко представлен в системе физического воспитания. Здесь его роль велика как в базовом физическом воспита­нии, так и в специализированных разновидностях физиче­ского воспитания, в том числе в профессионально-приклад­ной физической подготовке к трудовой и военнослужебной деятельности. Кстати сказать, прикладное значение спорта в подготовке к профессиональной деятельности и в ее оп­тимизации не исчезает и в наше время. Это обусловлено в основном двумя обстоятельствами. Во-первых, количество и качество любого многолетнего профессионального труда так или иначе зависит от общего уровня функциональных возможностей организма, а они могут быть существенно увеличены в результате систематических занятий спортом. Во-вторых, существуют и возникают новые виды и разно­видности спорта, как бы моделирующие на повышенном уровне те требования к способностям, умениям и навы­кам, какие предъявляют определенные типы профессио­нальной деятельности; такие виды или разновидности спорта соответственно и называют «профессионально-при­кладными» (авиационный спорт для избирающих летные профессии, автомобильный спорт для водителей автотран­спорта, военно-прикладные виды спорта для военнослу­жащих и т. д.).

Вместе с возрастанием популярности спорта, приобще­нием к нему массы людей, отличающихся друг от друга по интересам, уровню подготовленности, возрасту, состоя­нию здоровья и в иных отношениях, его функции в той или иной мере дифференцировались применительно к осо­бенностям различных контингентов занимающихся, их потребностям и условиям их удовлетворения. В зависимо­сти от этого в практике спорта возникли и такие модифи­кации, при которых типичная для собственно спортивной деятельности направленность к возможно высоким дости­жениям как бы отходит на второй план, на первый же выдвигаются установки иного рода. Так, массовая прак­тика использования спорта людьми зрелого возраста и не­которыми другими контингентами часто ориентирована преимущественно на достижение эффекта поддержания улучшенного ранее физического состояния организма, со­хранения тренированности и здоровья, а также эффекта полноценного эмоционально насыщенного отдыха. Иначе говоря, преимущественно'тут используются поддерживаю­щие индивидуальную «кондицию» и оздоровительно-рекреативные свойства спорта. Система занятий при этом строится в основном по типу физкультурно-кондиционной тренировки с ограниченными по масштабу и достиженче-ским установкам состязаниями. Такие модификации спорта яужно, конечно, отличать от собственно спортивной дея­тельности со всеми присущими ей признаками.

Для многих спорт интересен как волнующее зрели­ще. Эмоционально-зрелищная действенность спорта свя­зана с его основными специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлена его эстети­ческой привлекательностью и усиливается по мере рас­ширения аудитории его болельщиков. Без болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением. Аудитория спортивных зрелищ в наше время необычай­но расширилась, чему способствовал прогресс техниче­ских средств массовой информации, особенно телевидения. Одновременно увеличилось влияние спорта на эмоциональ­ный мир людей.

В основе такого рода интереса к спорту лежит не толь­ко его внешняя привлекательность. Сопереживая тем, кто действует на спортивной арене, болельщики как бы отож­дествляют себя со спортсменами, будто бы сами участву­ют в спортивных свершениях, борьбе характеров и разре­шении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне в атмосфере живого общения как со своими сто­ронниками, так и с противоположно настроенными. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных представлени­ях. Вместе с тем существенную роЛь в эмоциональной дей­ственности спортивных зрелищ играют и эстетические свойства, объективно присущие спорту. Это, прежде все­го, жизнеутверждающее начало спортивной деятельности, выражающееся в ее основных чертах, особенно в демон­страции в соревнованиях высших и гармоничных прояв­лений физических и духовных качеств индивида, подлин­ная красота честной, мужественной и бескомпромиссной борьбы за спортивную победу, совершенство форм спортив­ных движений, привлекательность эстетически выдержан­ной обстановки спортивных соревнований и другие чер­ты, отвечающие эстетическим критериям. Неудивительно, что, имея такие неординарные эстетические свойства, спорт привлекает внимание и как предмет искусства, на­ходит отражение в различных его формах (художественно-изобразительное творчество, кинематография и др.); мо­жет сливаться с театральным искусством (спортивно-художественная гимнастика, спортивные танцы на льду и т. п.).

Разумеется, спортивные зрелища могут воздействовать на причастных к ним людей неоднозначно, не всегда воз­вышающим-образом. Характер такого воздействия зависит как от чистоты самого спортивного состязания, особенно от того, насколько твердо соблюдаются спортивноэтические нормы и правила, так и от культуры, воспитанности бо­лельщиков. При определенных обстоятельствах возможны не только позитивные, но и негативные эффекты, которые могут выражаться в опасном развязывании примитивных эмоций и животных инстинктов агрессивности, приводить к отвратительным проявлениям околоспортивного ванда­лизма. Таким образом, влияние спорта на сознание его любителей может быть противоречиво, что ставит нас пе­ред непростой проблемой социально-воспитательного об­лагораживающего воздействия спортивных зрелищ. Зре­лищная заинтересованность спортом не должна быть единственной, это отнюдь не лучший способ использова­ния тех возможностей, которые он предоставляет для со­вершенствования личности.

В русле широкого гуманно направленного спортивного движения возрастает ценность спорта как фактора со­циализации личности, социальной интеграции и между­народных связей. Социальная значимость спорта наиболее существенно зависит от характера и масштаба межлично­стных, межгрупповых и более широких общественных от­ношений, складывающихся в его сфере и в связи с ним. Даже при относительной ограниченности индивидуально устанавливаемых в его сфере отношений их совокупность играет определенную роль в том, что на языке социологии принято называть «социализацией» личности, то есть освое­нии индивидом социального опыта — опыта межчелове­ческого общения и социально оправданного поведения. Многолетняя спортивная деятельность последовательно вводит спортсменов в усложняющийся комплекс межлич­ностных, межгрупповых и иных социальных отношений, зачастую достаточно сложных и обостренных, что усили­вает влияние спортивной жизни на их социальный опыт.

По мере развертывания спортивного движения как массового общественного течения возрастает и его роль в социальной интеграции — объединении людей в сплочен­ные (в той или иной степени) организации неформального и официального характера на основе общности интересов и совместной деятельности по их удовлетворению. Веду­щие силы общества далеко не безразличны к идейной и социально-формирующей направленности этого движения. Популярность спорта, его эмоциональная доходчивость и подразумевающаяся связь спортивных успехов с престиж­ными интересами масс, наций, государств делают его удоб­ным каналом для воздействия на массовое сознание, кото­рый нередко активно используется политическими силами различного рода в своих целях. Это не означает, однако, что самому спорту внутренне свойственна некая конкретно-политическая или политико-идеологическая функция. Более того, политическое манипулирование спортом в корне противоречит общечеловеческой сущности спорта и его об­щепризнанной роли в становлении и развитии межнацио­нальных и международных связей, взаимопонимании и культурном сотрудничестве субъектов человеческого сооб­щества, упрочении мира на земле.


Тот факт, что спортивные связи издавна занимают одно из ведущих мест в международном общении, обусловлен особыми коммуникативными свойствами спорта, выра­женными в интернациональном характере «спортивного язы­ка» понятного без перевода. Язык этот — общечеловеческие принципы честного соревнования во имя гуманистических ценностей. Его законы одинаковы для всех и принципи­ально несовместимы с любыми манипуляциями, ставя­щими соревнующихся в неравные условия. И дух, и строй подлинно спортивного соревнования не разъединяют и не ущемляют достоинств условных соперников, а способ­ствуют выявлению их лучших качеств, помогают взаи­мопознанию и взаимопониманию, совместному движению к высотам человеческих свершений. Без этого междуна­родные спортивные связи не выросли бы в нашу эпоху до глобальных масштабов, а спортивное движение не стало бы широчайшим интернациональным течением современ­ности.

При характеристике крупных аспектов социальной роли спорта как многостороннего явления жизни обще­ства надо учитывать, конечно, и его экономическое зна­чение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно «окупаются», прежде всего, прирос­том самого ценного из всех богатств общества — здоро­вья народа, диапазона высокоактивной жизни. Экономи­чески значимы и финансовые доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооруже­ний, продажи спортивного инвентаря, оборудования, эки­пировки и из других источников, прямо или косвенно связанных со спортом.

Экономические отношения могут становиться доми­нирующими в некоторой части спорта, когда он профес­сионализируется и становится по сути отраслью бизнеса, подчиненной коммерческим интересам. Речь идет о про­фессионально-коммерческом спорте, давно культивируе­мом в западных странах. Развиваясь по законам бизнеса, он приобрел черты, не вытекающие из сути чисто спортив­ных отношений, в том числе и такие, которые справедли­во вызывают негативные оценки (когда спортивно-сорев­новательные начала и нормы спортивной этики приносятся в жертву меркантильным интересам или, тем более, когда последние приводят к финансовым и прочим махинациям ит. п.). Однако коммерциализация не является неизбеж­ным свойством профессионального спорта в целом. В пос­ледние годы он получил, как известно, признание и в стра­нах восточной Европы (бывших социалистических). Про­блемы его развития в различных социальных условиях не просты, далеко еще не решены, требуют изучения.

2.4.2. Профилирующие направления и разделы в социальной практике спорта. Их особенности и взаимосвязи

Супердостиженческий спорт (профессио­нализированный, но не коммерческий)

В ходе развития спорта в различных сферах жизни об­щества неизбежно происходит своего рода дифференциация спортивной практики — выделение в ней относительно обо­собленных направлений, разделов, вариаций. Это происхо­дит из-за того, что спорт в целом полифункционален, а кон­кретные цели, реализуемые в спортивной практике, пути и условия выполнения их далеко не одни и те же. В совре-

Переходные

формы спортивной деятельности

Базовый спорт в официальной системе образования и воспитания

 

Комбинированные формы

«Кондиционный» спорт в общем образе жизни

Слортивные способы рекреации (спортивная рекреация)

Профессионально-коммерческий спорт

Спортивные способы реабилитации (спортивная реабилитация)

 

Рис. 4

 

Принципиальная схема структуры социальной практики спорта (направления, разделы, формы)

 

менном мировом спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления и соответствующие им разделы спортивной практики, которые часто условно называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно назвать общедоступным, или ординарным, спортом и спортом высших достижений. В пределах каждого из них есть известные градации (рис. 4).

Общедоступный, ординарный, спорт правомерно назы­вать массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и значительно менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений. Основное отличие ординарного спорта от спорта высших достижений определяется тем, что обычная спортивная деятельность не становится доми­нирующей в образе жизни спортсмена и находится в ли­митирующей зависимости от иной деятельности, которая занимает доминантное место в жизни (вначале — общая и специально-образовательная деятельность, затем — профес­сиональный труд). Затраты времени и сил на спортивные занятия в такой ситуации довольно жестко ограничены, что не может не влиять на уровень спортивных результа­тов. Это не значит, что в личностные установки спортсме­на в такой ситуации не входит стремление достичь высо­ких результатов. Такое стремление, как говорилось, стимулируется самой сутью и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вно­сят свои ограничения.

" В зависимости от того, в какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных за­нятий так или иначе модифицируется (строится с опреде­ленными особенностями применительно к специфике той или иной сферы). В ряду таких модификаций наиболее распространены следующие:

• «школьный» спорт — практика использования спорта в школьной системе общего образования — воспита­ния подрастающего поколения, где спортивные заня­тия подчинены, прежде всего, общепедагогическим принципам и строятся в соответствии с единой логи­кой и условиями организации многосоставного учебно-воспитательного процесса;

• профессионально-прикладной спорт — практика ис­пользования спорта в прикладной подготовке к избран­ной профессиональной деятельности (производственной, военнослужебной и т. д.); ;

• физкультурно-кондиционный спорт зрелых континген-тов населения, у которых не доминируют чисто спортив­ные установки и занятия спортом строятся, главным образом, по типу физкультурно-спортивной трениров­ки, способствующей сохранению приобретенной ранее «кондиции», со строго регламентированным участием в соревнованиях;

• оздоровительно-рекреативный спорт — практика ис­пользования элементов спорта в качестве средства и метода достижения эффекта здорового отдыха — раз­влечения, активного восстановления оперативной рабо­тоспособности и организации интересного, эмоциональ­но насыщенного досуга. Разумеется, эта практика только весьма условно может быть отнесена к спорту, посколь­ку в ней выражены лишь некоторые его типичные чер­ты, причем в крайне модифицированном виде. Спорт высших достижений, как подсказывает его наи­менование, в отличие от ординарного спорта, ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повы­шение их уровня. Реализация этой установки в наше время возможна лишь при условии повседневных многолетних затрат времени и сил на спортивную деятельность и при условии незаурядной спортивной одаренности индивида. Естественно, что спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную, занимая до­минирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на долгие годы. Эта сфера спорта — удел срав­нительно немногих, действительно обладающих выдающи­мися спортивными способностями. Так, в странах, разви­тых в спортивном отношении, доля спортсменов, фактически достигающих уровня международного класса, составляет всего лишь сотые доли процента и менее от общего числа занимающихся спортом в стране. Искусственно увеличи­вать число спортсменов, тратящих свое основное время и силы на спортивную деятельность, нет никакой необходи­мости ни с позиций общественной целесообразности, ни с позиций действительного удовлетворения личностных ин­тересов. (В этом отношении характерна неточность термина «большой спорт», используемого применительно к спорту высших достижений: по численности его действительных представителей он вовсе не «большой».)

В современный период своего развития спорт высших достижений все заметнее профессионализируется. Это значит,


что у определенной части спортсменов, начинающих с так называемого любительского спорта, спортивная деятельность при известных условиях занимает основное место в образе жизни на более или менее протяженное время, становится главной сферой приложения их сил, и, вместе с тем, основ­ным источником жизненного благополучия, — то есть при­обретает характер профессиональной деятельности. Без та­кой профессионализации мировые высоты современного спорта оказались бы непреодолимыми. В этом отношении спорт не является исключением из других видов деятельно­сти, в которых достигаются высоты человеческих сверше­ний (творчество в искусстве в его высшем выражении, науч­ное творчество, освоение ранее недоступных человеку сфер, в частности космоса, и т. д.). Необходимость спортивной про­фессионализации теперь признана официально (ранее одной из препон тому были санкции против профессионалов в лю­бительском спорте, продиктованные прежним вариантом Олимпийской хартии).

В связи с этим подчас высказывается мнение, будто спорт высших достижений целиком превращается в профессиональ­но-коммерческий. Ошибка заключается в том, что профес­сионализация спорта отождествляется с его тотальной ком­мерциализацией, а это не одно и то же. В действительности современный профессионализированный спорт вовсе не од­нороден. В нем надо различать тот самый профессионально-коммерческий спорт, который сформировался как отрасль бизнеса, и не сводящийся к бизнесу профессионализирован­ный спорт подлинно высших достижений, который условно (до появления лучшего термина) можно назвать «профессио-нально-супердостиженческим» спортом. Имея некоторые общие черты, вытекающие из профессионализации спортив­ной деятельности, эти два типа профессионально ориенти­рованного спорта вместе с тем кардинально отличаются друг от друга, что не позволяет их отождествлять ни на словах, ни на деле. Главные отличия проявляются следующим об­разом.

Профессионально-коммерческий спорт, сложившись как своеобразная отрасль бизнеса, живет не только по законам самого спорта, сколько по закономерностям получения фи­нансовой прибыли, коммерции, доходного предприниматель­ства на материале спортивного зрелища. В его сфере спорт­смен попадает в условия, трудно совместимые, а зачастую и не совместимые с оптимальным развертыванием спортивно­тренировочного процесса в направлении, объективно необ­ходимом для его максимальной достиженческой эффектив­ности. В силу этого сужаются пределы дальнейшего разви­тия индивидуальных спортивных способностей и неуклонного прироста спортивных достижений..

Хотя демонстрируемые в профессионально-коммерче­ском спорте технические показатели бывают довольно впе­чатляющими (особенно в игровых видах спорта и некото­рых спортивных единоборствах), при тщательном анализе обнаруживается, что уровень их в решающей мере зави­сит от результатов, достигнутых спортсменом ранее, в пред­шествующие годы вне сферы коммерческого спорта, а с переходом спортсмена в сферу последнего дальнейший их прирост минимизируется и вообще становится маловеро­ятным. Вполне достаточные подтверждения этому дает практика. Так, к примеру, когда в некоторых западных странах попытались наладить коммерческое «ревю рекор­дов» с участием спортсменов, только что сошедших с олим­пийской арены и блиставших достижениями в тех видах спорта, где практикуются строго объективные измерители спортивных результатов (легкая атлетика, конькобежный спорт и др.), попытка эта вскоре завершилась крахом, по­скольку обещанные рекорды не состоялись. Иначе и не могло быть, так как коммерческий спорт не столько про­изводит спортивные достижения, сколько, образно гово­ря, манипулирует ими ради достижения целей, отнюдь не равнозначных собственно спортивным целям, притом и ло­гика, и условия, и весь строй деятельности спортсмена здесь во многом отличаются от таковых в некоммерческом спорте высших достижений. Впрочем, не исключено, что в своей сфере коммерческий спорт может быть оправдан экономи­ческими, зрелищными и иными интересами. Не следует лишь путать его с профессиональным спортом подлинно высших достижений, не подчиненным коммерции.

Некоммерческий спорт высших достижений, хотя и профессионализируется, не перестает быть сферой собственно спортивной деятельности, принципиально не сводимой к коммерческим отношениям. Он остается именно тем специ­фическим типом деятельности, в сфере которой обеспечива­ется максимальное выявление и развитие природной ода­ренности и личностных качеств индивида через неуклонное продвижение ко все новым спортивным достижениям. Если общество заинтересовано в сохранении и прогрессе такого спорта — а истинно цивилизованное и гуманное общество не может не быть кровно заинтересовано в этом, — оно не идет на подмену его коммерческим спортом, несмотря на то что допускает существование коммерческих начал в неко­торых сферах спортивной и околоспортивной реальности. К сожалению, это не вполне осознается всеми деятелями спорта, особенно, когда они отягощены экономическими за­ботами. Для прогресса некоммерческого спорта требуют­ся, разумеется, соразмерные субсидии со стороны государ­ства, спонсоров, всего общества. Экономические затраты на это окупаются не меркантильными прибылями, а куда бо­лее существенными социальными ценностями и свидетель­ствуют, кроме прочего, о степени мудрости государственно-общественного устройства.

Между некоммерческим и коммерческим профессиональ­ным спортом есть переходные и смешанные формы органи­зации спортивной деятельности. Пока они не вполне отла­жены, а нередко и искажены, что порождает определенные коллизии (несвоевременная, наносящая ущерб спорту выс­ших достижений, «утечка» ведущих спортсменов из нацио­нальных сборных команд в коммерческий спорт, диспро­порции в материальном поощрении спортсменов в различных сферах профессионального спорта и т. д.). Особенно это ха­рактерно для современной ситуации в спорте высших до­стижений в тех странах, где спортивный профессионализм не имел ранее официального статуса. Но не только здесь предстоит решать непростые проблемы создания адекват­ных условий для функционирования обоих разделов про­фессионализированного спорта (некоммерческого и коммер­ческого) и гармонизации отношений между ними.

Усилившаяся профессионализация спорта высших до­стижений способствует, конечно, его обособлению от массо­вого спортивного движения (по социальному статусу, мате­риальному обеспечению, формам организации, технологии построения системы занятий и в других отношениях). В этом нет ничего анормального, если в целом в обществе гарантируются адекватные взаимосвязь и соотношение об­щедоступного спорта и спорта высших достижений. Их обоюдная связь несомненна: супердостиженческий спорт вырастает на основе массовой спортивной практики и раз­вивается в зависимости от ее состояния; в свою очередь, прогресс спорта высших достижений так или иначе влияет на состояние ординарного спорта и способен быть мощным катализатором его развития. В качестве авангардной части спортивного движения спорт высших достижений играет по отношению ко всей остальной практике спорта не просто лидирующую, но и по-своему «оплодотворяющую» роль, поскольку проторяет пути к спортивным достижениям, де­лая их в какой-то мере доступнее для многих, вооружает массовую практику передовым опытом, обогащает ее новы­ми способами спортивного совершенствования. Со своей сто­роны, массовая практика спорта служит источником по­полнения рядов тех, кто штурмует высоты в спорте и создает общественную атмосферу, необходимую для успеха спортив­ных дерзаний.

Однако надо иметь в виду, что взаимозависимость эта опосредствована рядом условий и потому проявляется глав­ным образом в общих тенденциях развития спортивного дви­жения, а не как прямая, непосредственная зависимость его различных сторон. Было бы напрасно искать прямую зави­симость, например, между сиюмоментным возрастанием мас­совости ординарного спорта в стране и наличным уровнем достижений ее сильнейших спортсменов — бывают и пара­доксальные, на первый взгляд, ситуации, когда на фоне ус­коренного возрастания числа спортсменов массовых разря­дов, уровень международных спортивных достижений страны в тот же момент не повышается, а подчас и падает, но при этом увеличивается возможность выявления одаренных спортсменов, которые со временем при соответствующих ус­ловиях смогут выйти на уровень выдающихся достижений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.