Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 12 страница



Включая модельно-целевые «прикидки» в тренировке.

в том числе вознагражденческим). Надо полагать, неред­ко наблюдаемое у сравнительно молодых спортсменов после 5-8 лет их активной соревновательной деятельно­сти в спорте высших достижений сокращение суммарного её объема обусловлено не исчерпыванием биологических резервов их спортивной дееспособности, а иными Причи­нами. Видимо, некоторые из основных причин заключа­ются в завышенных требованиях, предъявляемых предель­ной концентрацией тренировочных и соревновательных нагрузок к адаптационным возможностям и мобилизации тренируемости, а также в хронической психической на­пряженности, которая может стать чрезмерной даже для выдающего спортсмена под воздействием ответственных соревнований.

По-особому складывается система соревнований вид­ных спортсменов, перешедших в область коммерческо-профессионального спорта. Здесь она складывается не столько по закономерностям превышения спортивных до­стижений, сколько по условиям использования достигну­того спортивного мастерства для получения возможно боль­шей финансовой прибыли. Это связано в большинстве практикуемых видов спорта (преимущественно игровых) с весьма большой частотой соревнований, организуемых на манер театрализованных зрелищ, и растянутостью циклов, в течении которых они проходят. Перед спорт­сменами, пытающимися выступать параллельно в сорев­нованиях в коммерческом и некоммерческом спорте выс­ших достижений, возникает проблема «состыковки» систем соревнований, принятых в этих разделах профес­сионализированного спорта. Часто такие попытки ока­зываются крайне безуспешными, если оценивать их по уровню результативности, демонстрируемой этими спорт­сменами в некоммерческих соревнованиях (достаточно подтверждающих фактов дает, к примеру, опыт выступ­лений последнего десятилетия наших сборных футболь­ных и хоккейных команд в чемпионатах мира и конти­нента, когда в состав команд на последнем этапе подготовки или непосредственно к началу чемпионата включали в значительном числе игроков, закрепившихся в коммер­ческом спорте).

С завершением основной спортивной карьеры видные спортсмены с особенно ярко выраженным «состязатель­ным» характером нередко не прекращают регулярных выступлений в соревнованиях, в том числе в официаль­ных, с установкой на высокие достижения. С учетом этого не только в локальных масштабах, но и на уровне между­народных спортивных организаций учреждены спортив­ные календари для спортсменов зрелого и старших


, . I                  ,      I          I          I          I         1

40-44 45-49  50-54      55-59 60-64  65-67 70 и старше Возраст, годы Рис. 10

Результаты, показанные ветеранами спорта после 40 лет, по отношению к абсолютным мировым рекордам в некоторых видах легкой атлетики:

1 — бег на 1,5 км; 2 — бег на 10 км; 3 — бег на 100 м; 4 — прыжок в высоту; 5 — толкание ядра.

возрастов. Мировые достижения, демонстрируемые спорт­сменами даже преклонного возраста, оказываются впе­чатляющими (рис. 10), что еще раз свидетельствует о практической неисчерпаемости человеческих достижен-ческих возможностей. Конечно, эксплуатацией их не сле­дует злоупотреблять. Несмотря на любые индивидуаль­ные особенности, риск нанести ущерб здоровью в погоне за спортивными результатами с возрастом настолько уве­личивается, что становится неразумным подвергаться ему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брянкин С. В. Структура и функции современного спорта. М.: МОГИФК, 1983.

2. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкуль­тура и спорт, 1977.

3. Система соревнований и соревновательная деятельность // Со­временная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Сус­лова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. М.: СААМ, 1995.

4. Соревновательный метод в подготовке спортсменов. М.: ГЦО-ЛИФК, 1977.

5. Теория спорта / Под общ. ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища шк., 1987.

в. Шапошникова В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1984.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

(КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)


ГЛАВА ШЕСТАЯ

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ, ПЕРВИЧНАЯ СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОСТАНОВКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА

6.1.

ИСХОДНАЯ ПОЗИЦИЯ В ВЫБОРЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Спортивный «отбор» или «выбор»? Для приобщения к систематической спортивной деятельности нужны опре­деленные предпосылки, к основным из них относятся ин­дивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интересы. Несомненно также, что их выявление, формирование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Веро­ятность того, что процесс спортивного совершенствования будет развертываться в оптимальном варианте, во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального воз­растного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта и соответ­ственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных пу­тей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью.

Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс со­временного спорта и сильное обострение конкуренции на международной спортивной арене обусловили актуальность проблематики спортивного отбора в ее исследовательских и организационно-практических аспектах. Проблемам отбо­ра в последние несколько десятилетий посвящено достаточ­но много исследований и публикаций [3]. В ряде стран, раз­витых в спортивном отношении, сложилась разветвленная практика спортивного отбора. Тем не менее само понятие спортивный отбор пока не получило вполне согласованно­го истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индиви­дуальной предрасположенности (задатки, способности, ода­ренность) к достижениям в каком-либо виде спорта, опре­делением в зависимости от этого направленности спортив­ной специализации и выделением из общего числа приоб­щаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто более способен к высоким спортивным результатам для того, что­бы создать им предпочтительные условия для спортивного совершенствования. Практика внедрения отбора в этом смыс­ле оказалась противоречивой. С одной стороны, она содей­ствовала активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с дру­гой — в своих утвердившихся формах приобрела и отрица­тельные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения — фактическое ограниче­ние доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как «малопер­спективные» или вовсе «бесперспективные» и на этом ос­новании не попадает в контингент спортсменов, охватывае­мых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т. д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие «спортивный от­бор» зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для определения спортивной предрасположенности и ориентации чедовека, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной спе­циализации, которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуальные возможности дости­жения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспективы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного резуль­тата. Гораздо важнее определить, в каком конкретно на­правлении наиболее целесообразно ориентировать спортив­ную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, чтобы с возможно большей эффективностью содействовать развитию их индивидуальных способностей, формированию и удовлетворению возвышающих личностных потребностей и интересов. Ни о каком отборочном «отсеивании» кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятельности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет про­тивопоказаний со стороны здоровья) — каждому в нормаль­ных социальных условиях должны быть предоставлены воз­можности для удовлетворения спортивных интересов.

Свой оправданный смысл спортивный отбор приобрета­ет тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплек­тования профессионально-ориентированных спортивных уч­реждений (например специализированных школ-интернатов спортивного профиля ит. п.) и аналогичных групп спорт­сменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спорт­сменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентиру­ется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой за­висимости от наличного уровня индивидуальных спортив­ных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не «от­браковывает» никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать спортивные дерзания.

Неодномоментность и динамичность спортивной ори­ентации. Специалисты сходятся во мнении, что верно опре­делить индивидуальную предрасположенность к спортив­ным достижениям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т. п.) за короткое время не­возможно. Невозможно по двум основным причинам:

1) спортивная предрасположенность — многосложный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и лич-ностно-психических), ряд которых созревает и проявляет­ся не одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности;

2) индивидуальные возможности спортивных достиже­ний и личностные установки на их реализацию динамич­ны, причем изменяются как в силу естественных особен­ностей индивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагно­стику (от «диагноз» — распознание, определение) инди­видуальной спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спортивную ориентацию необходимо осуществлять не в качестве некоего разового мероприя­тия, а в качестве поэтапно возобновляемого процесса.

Многолетнюю спортивную деятельность принято под­разделять с известной условностью на три большие ста­дии, каждая из которых охватывает ряд лет индивиду­альной жизни, — стадию базовой подготовки, стадию максимальной реализации спортивно-достиженческих воз­можностей и стадию «спортивного долголетия» [5]. Зако­номерности оптимального построения системы подготов­ки спортсмена обязывают в пределах первой стадии обеспечивать первичную спортивную ориентацию и уточ­нять ее к исходу этой стадии с относительно твердым вы­бором предмета углубленной спортивной специализации, направления и параметров последующей спортивной дея­тельности.

Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых временных границ, поскольку они значительно колеблют­ся в зависимости от индивидуального возраста начала за­нятий спортом, реально складывающихся особенностей содержания и построения спортивной тренировки, харак­тера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спортсмена, других факторов и об­стоятельств. Приблизительно можно сказать, что с нача­ла систематической спортивной деятельности в детском и подростковом возрасте во многих случаях бывает до­статочно двух-трех лет, чтобы в первом приближении кор­ректно определить целесообразное направление спор­тивной специализации и спрогнозировать спортивные пер­спективы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подлежит более или менее существенным коррекциям, осо­бенно, когда в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нужно будет решать, идти ему в сферу спорта высших достижений либо ограничиться сферой ординар­ного, общедоступного спорта.

6 2

КРИТЕРИИ И ПОДХОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ

Комплексность индивидуальных свойств, лежащих в основе спортивной предрасположенности, не позволяет при определении ее ограничиваться каким-либо одним крите­рием. Определение ее затруднено далеко не полной изу­ченностью глубинных свойств индивида, закономерно­стей проявления и развития индивидуальных способностей.


Это придает проблеме верной диагностики спортивной предрасположенности большую сложность, делает ее Про­блемой, для решения которой требуется кропотливая, по сути, исследовательская работа.

В попытках решать ее используют комплекс различ­ных критериев и методов — антропометрических, физио­логических, психологических, педагогических и других, в том числе возникающих в спортивной науке и практике. Для удобства сжатого обзора можно выделить три типа подходов в диагностике спортивной-предрасположенности: избирательные преимущественно биодиагностические, пси­ходиагностические (включая и личностно-оценочные), спортивно-интегративные.

Избирательные преимущественно биодиагностические подходы — это. морфометрические подходы, в основу ко­торых положены изменения и прогнозирование отдельных показателей индивидуального строения тела (продольные и поперечные размеры, окружности его частей, масса, удельный вес мышечного и других компонентов массы тела и т. д.), и функционально-биодиагностические подходы, основывающиеся на измерениях и прогнозировании вероят­ных изменений отдельных показателей биологических функ­ций организма. При выборе показателей, анализируемых в рамках этих подходов, многие специалисты рекоменду­ют в обследованиях юных спортсменов отдавать предпоч­тение тем параметрам строения тела или функциональ­ных возможностей организма, которые в наибольшей мере обусловлены наследственно и сравнительно меньше под­даются изменениям под воздействием тренировки. Такой выбор показателей можно считать оправданным, если име­ется в виду прогнозирование вероятных изменений их именно у юных спортсменов (особенно детей) в дальней перспективе. Однако это не значит, что в спортивной ори­ентации интересны лишь такого рода критерии. Так, ког­да нужно диагностировать спортивные возможности зре­лых или близких к зрелости людей (а такая необходимость тоже существует в спорте), особый интерес представляют не малоизменяемые, относительно константные показате­ли, а, напротив, те, которые в сравнительно больших пре­делах поддаются направленным изменениям под воздей­ствием спортивной деятельности.

В числе морфометрических показателей, часто исполь­зуемых для прогнозирования спортивных перспектив де­тей и подростков, наиболее наследственно обусловленны­ми считаются размеры общей длины тела, длины конечно­стей и их звеньев. В меньшей мере к наследуемым теле­сным свойствам относят массу тела и величину ряда его поперечных размеров (ширина таза, бедер и некоторых других частей). Этим телесным свойствам рекомендуют уделять первостепенное внимание при оценке индивиду­альных перспектив в тех видах спорта, где соревнователь­ная результативность явно существенно связана с ними. Например, превосходство в длине тела (как в баскетболе, волейболе), или спортивно выгодные телесные пропорции (как в плавании, где результат, особенно на коротких ди­станциях, немало зависит от гидродинамически выгодных пропорций телосложения), или масса тела (как в тяжелых и сверхтяжелых весовых категориях в тяжелой атлетике). Хотя подобные связи обнаруживаются далеко не во всех видах спорта, в существующих рекомендациях по спортив­ной ориентации и отбору в активно-двигательных видах спорта обычно указывают предпочтительные весовые, рос­товые и другие антропометрические параметры [3, 8]. В последнее время пристальное внимание в выявлении внут­ренних телесно-структурных предпосылок способностей уде­ляют определению индивидуальных соотношений мышеч­ных волокон неодинакового типа в двигательном аппарате — «быстрых» (быстросокращающихся) и «медленных» (что выявляют посредством биопсии). Установлено, что у пред­расположенных к продолжительной мышечной работе пре­обладают «медленные» волокна, а у предрасположенных к скоростным мышечным проявлениям — «быстрые» (их соотношения, например, у достигающих высоких резуль­татов в спринтерских и стайерских видах спорта различа­ются в два раза и более), причем эти различия во многом обусловлены наследственно (о роли и составе этих компо­нентов структуры мышц подробно рассказано в курсах спортивной физиологии и морфологии).

Оценивая значение названных, как и других морфо­метрических показателей в диагностике спортивной пред­расположенности, было бы неверно считать их самыми определяющими в спортивной ориентации и отборе даже в тех случаях, когда особенности строения тела неорди­нарно влияют на спортивные результаты. Любое отдель­ное телесное свойство однозначно не предопределяет до-стиженческие возможности спортсмена. Его иные, прежде всего функциональные, свойства способны обеспечить незаурядные спортивные достижения и тогда, когда он, казалось бы, значительно уступает другим спортсменам по морфометрическим параметрам. Это ясно не только теоретически — практика спорта постоянно дает тому под­тверждения.

К примеру, среди выдающихся баскетболистов и во­лейболистов не так уж редко оказываются и спортсмены не очень высокого роста, если они обладают чрезвычайно развитыми двигательно-координационными способностя­ми и прыгучестью; олимпийские чемпионы, рекордсмены и призеры первенств мира по плаванию — тоже относи­тельно невысокие спортсмены и спортсменки, обладающие выдающимися функциональными возможностями; среди тяжелоатлетов часто выигрывают крупнейшие соревнова­ния не самые тяжелые в своей весовой категории. Тем са­мым лишний раз подтверждается, что реальный вклад в спортивно-достиженческие возможности индивида тех или иных свойств строения тела (а также функциональных свойств) может быть верно оценен лишь в единстве, в ком­плексе со всеми основными индивидуальными факторами спортивных достижений.

В качестве биофункциональных показателей индиви­дуальной спортивной предрасположенности стремятся определить прежде всего, естественно, те функциональ­ные возможности организма, которые играют особенно важную роль в достижении результатов в избираемом (или уже избранном) виде спорта. В частности, при выявле­нии их в видах спорта, требующих преимущественно вы­носливости в продолжительной мышечной деятельности, особое внимание уделяют определению функциональных возможностей систем кислородного энергообеспечения организма (по показателям жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и потребления кис­лорода, порога аэробного и анаэробного обмена И др.), а в видах спорта спринтерского типа — функциональных возможностей систем анаэробного и смешанного энерго­обеспечения (по показателям эффективного функциони­рования в условиях накопления кислородного долга и молочной кислоты в крови, порога анаэробного обмена и др.). Значительная часть таких показателей, согласно имеющимся исследовательским данным, считается в весь­ма большой мере обусловленной наследственно. С учетом этого намечены их «нормативные» параметры, которые рекомендовано принимать в расчет при выборе спортив­ной специализации и отборе [3, 8].

Для оценки функциональных возможностей, суще­ственных во многих видах спорта, наряду с показателя­ми, характеризующими вегетативные функции, более или менее широко используют инструментально определяе­мые показатели времени простых и сложных двигатель­ных реакций, сократительных способностей и способно­сти к расслаблению мышц, избирательной динамометрии, подвижности в суставах и другие показатели, отображаю­щие функциональные свойства нервно-мышечной и мы-шечно-двигательной систем.

Есть основания полагать, что некоторые из этих свойств (например, способность к экстренной двигательной реак­ции в ее простой форме, которая изменяется в течение жизни всего лишь на доли секунды) в очень большой сте­пени наследственно детерминированы, другие же (сило­вые способности, например) наследуемы в значительно меньшей степени и развиваются под влиянием направлен­ных воздействий в очень широких пределах.

Взятые в комплексе показатели избирательной функ­циональной диагностики весьма полезны для спортивной ориентации. Если, к примеру, выявляется, что показате­ли функциональных возможностей систем кислородного энергообеспечения организма у 14-летнего подростка даже без систематической предшествующей тренировки значи­тельно превышают средние, обычно наблюдаемые у свер­стников (максимальная легочная вентиляция более 90 л/мин, максимальное потребление кислорода более 3 л/мин, по­рог анаэробного обмена более 65% МПК), то с высокой вероятностью можно предполагать, что будет результатив­ной его специализация в каком-либо из видов спорта, предъявляющих повышенные требования к аэробной вы­носливости.

Если же этого не обнаруживается, но выявляются зна­чительно превосходящие средние возрастные показатели комплексной динамометрии (на несколько килограмм или килопонд превышающие средние величины, рассчитанные на 1 кг массы собственного тела), то с той же вероятно­стью верного выбора можно ориентировать на специализа­цию в каком-либо виде спорта, требующем высокого про­явления силовых способностей.

В целом совокупность биодиагностических методов опре­деления спортивной предрасположенности сравнительно быстро совершенствуется (пока, главным образом, в исследовательской деятельности, а не в широком практи­ческом применении).

Пополняются и обновляются критерии и методики, по­зволяющие получать углубленную информацию о потенци­альных резервах жизненно важных систем организма, в том числе гормональной, иммунной и других, обеспечивающих адаптацию и развитие в процессе хронической спортивной деятельности. Значение этого для четкого определения спортивной предрасположенности и прогнозирования спортивных перспектив индивида трудно переоценить. Тем не менее, как уже сказано, одних лишь биологических кри­териев и подходов недостаточно, чтобы всесторонне решить проблему верной спортивной ориентации.

Практически в массовых обследованиях спортсменов, включая и начинающих, сложные аппаратурные методи­ки функциональной биодиагностики часто использовать пока не удается. Это компенсируется в какой-то мере все более широким внедрением в практику спортивно-диа­гностических обследований портативной функциометриче-ской аппаратуры (кардиоспорттестеров с автоматической регистрацией ЧСС, различного рода реакциомеров, усо-' вершенствоваяных динамометров, других малогабаритных приборов), применяемых при выполнении спортивно-при­кладных тестовых упражнений. Диагностические проце­дуры в таких случаях становятся уже не только биомет­рическими, но и спортивнотестирующими, дающими объединенную информацию.

Психодиагностические и личностно-оценочные под­ходы. Анализ собственно соревновательной и спортивной деятельности в целом убеждает, что причины ее успеш­ности либо неуспешности не могут быть поняты, если игнорировать личностно-психические факторы спортив­ных достижений. Данное положение остается в силе, не­смотря на все сложности и несовершенства существую­щих психодиагностических и личностно-оценочных подходов.

К настоящему времени предложена масса психодиа­гностических методик, рекомендуемых к использованию и в спорте. К примеру, только в одном из психодиагно­стических руководств [7] описано более 100 методик.

С одной стороны, это свидетельствует об активно раз­вернутом поиске адекватных методик, с другой — о труд­ностях достижения его удовлетворительных результатов, но, очевидно, и о попытках компенсировать недостаточ­ное качество методик их количеством.

Значительная часть прикладных спортивных мето­дик психодиагностики связана с оценкой «психической составляющей» таких функций и процессов, как ощу­щения, восприятия, представления, воображение, па­мять, оперативное мышление, сенсомоторные реакции и психорегуляторные проявления в спортивной деятель­ности. Часто это делается в их соотношении с типологи­ческими свойствами нервной системы, которые характе­ризуются силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. Когда обо всем этом судят по внеш­ним выраженным двигательным проявлениям (время простых и сложных двигательных реакций, точность либо неточность пространственных и других параметров дви­жений, термометрические показатели, колебательные движения в положении неустойчивого равновесия, вре­мя переделки выработанных реакций и т. д.), что часто и практикуется, то методики, называемые «психодиа­гностическими», являются по сути, строго говоря, психо­физиологическими или комплексно-тестовыми (подроб­нее см. [12]).

Другая, большая, часть методик, считающихся при­надлежностью психодиагностики, сливается с личностно-оценочными и социально-характерологическими метода­ми. Это, в частности, — различные опросно-анкетные методики для характеристики структурных свойств лич­ности, ее направленности и уровня притязаний, темпера­мента, черт характера, социометрические методики, вклю­чающие составление и анализ специальных карт-матриц, для выявления спортивно-межличностных отношений, опросно-тестовые методики, сочетаемые с визуальными и инструментальными наблюдениями, для оценки личност-но-психических состояний и т. д. (подробнее см. [7]).

Полезность психодиагностических подходов, соединен­ных с тщательным анализом личностных основ спортив­ной ориентации, заключается в том, что они помогают избежать односторонности решений, напрашивающихся из данных биологической диагностики спортивной пред­расположенности .

В качестве иллюстрации можно представить следую­щую ситуацию. Биологические данные не обнаруживают у начинающего спортсмена предрасположенности, напри­мер, к специализации в стайерском беге, а спортсмен, несмотря на это и настоятельные предложения переориен­тировать свой выбор, настаивает на выборе именно этой спе­циализации без претензий на выдающиеся спортивные до­стижения. Настаивает, допустим, потому, что осознанно стремится благодаря такой специализации ликвидировать свои изъяны в общей физической работоспособности либо потому, что твердо намерен продолжить сложившиеся се­мейные спортивные традиции причастности именно к это­му виду спорта. Стремиться, несмотря ни на что, обяза­тельно переориентировать спортсмена в такой и подобных ситуациях бывает не только не лучшим, но подчас и про­сто неразумным решением. Понять это и помогает внима­тельный анализ личностных факторов спортивных уста­новок. Он же помогает диагностировать и такой важнейший фактор успеха в спорте, как спортивное трудолюбие, без развития которого многие другие предпосылки спортив­ных достижений часто оказываются нереализованными.

Спортивно-интегративные подходы. В отличие от из­бирательной диагностики отдельных показателей спортив­ной предрасположенности, спортивно-интегративные под­ходы характеризуются использованием объединенных показателей спортивных способностей, выявляемых на основе целостных спортивных действий и крупных пара­метров спортивной деятельности. Речь идет прежде все­го о подходах, включающих тестирование в контрольных упражнениях, системный анализ динамики спортивных результатов, сравнительный анализ динамики основных тренировочных нагрузок и результирующих показателей, составление сводных так называемых модельных харак­теристик спортсмена, диагностическое и прогностиче­ское оперирование ими.

Тестирование в контрольных упражнениях при диа­гностике спортивных способностей может давать ценную информацию, если, конечно, оно используется примени­тельно к особенностям различных этапов спортивной ори­ентации (начальному и последующим) и соответствует тре­бованиям спортивной метрологии (информативность и надежность тестов, стандартизация измерительных про­цессов и условий тестирования и т. д.) [4, 15].

На первоначальном этапе спортивной ориентации, пред­шествующем твердому выбору предмета углубленной спортивной специализации, вполне обоснованным нужно считать использование широкого комплекса тестовых уп­ражнений, помогающих составить разностороннее представ­ление о способностях начинающих спортсменов. Это важно, в первую очередь, не для того, чтобы конкретно спрогнози­ровать уровень их достижений в дальней перспективе, а для того, чтобы разносторонне выявить индивидуальные двига­тельные возможности и тем самым уменьшить вероятность ошибки в выборе специализации. Обеспечивая тестирова­ние с таким назначением, в комплекс тестовых упражнений правомерно включают те, которые выявляют все основные качества, определяющие качественное своеобразие двигатель­ных способностей спортсмена, — силовые, скоростные, ско-ростно-силовые, координационные, а также выносливость, гибкость. Конкретные формы этих упражнений здесь могут быть приближены к формам действий, типичным для пред­варительно намечаемой специализации, но могут выбирать­ся и независимо от нее. Некоторое представление о них дают сведения, представленные в таблице 10. В дальнейшем, при уточнении направления спортивной специализации и твер­дом выборе ее, состав тестовых упражнений, естественно, видоизменяется так, чтобы обеспечивалось выявление спо­собностей, играющих ведущую роль в достижении резуль­татов в избранном виде спорта [3, 13, 15, 16].

В специальных руководствах по спортивному тестиро­ванию справедливо обращается внимание на то, что прогно­стическая («предсказательная») ценность многих тестовых упражнений, используемых в практике спорта, невысока, если пытаться по результатам в них предвидеть дальнюю перспективу — каким будет результат через несколько лет, особенно у детей и подростков. Но если делать прогноз в расчете на ближнюю перспективу — в пределах 1,5-2 лет, то вероятность верно предвидеть показатели в целом ряде тестовых упражнений резко возрастает (например, коэффи­циент статистической корреляции между скоростью нро-плывания спринтерской дистанции в 14-летнем возрасте и скоростью проплывания той же дистанции через шесть лет весьма невелик — составляет, по некоторым данным, всего 0,26, а если сопоставлять тот же показатель у 18- и 19-лет­них спортсменов, коэффициент корреляции нередко превы­шает 0,9, то есть близок к полной корреляции).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.