|
|||
Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 12 страницаВключая модельно-целевые «прикидки» в тренировке. в том числе вознагражденческим). Надо полагать, нередко наблюдаемое у сравнительно молодых спортсменов после 5-8 лет их активной соревновательной деятельности в спорте высших достижений сокращение суммарного её объема обусловлено не исчерпыванием биологических резервов их спортивной дееспособности, а иными Причинами. Видимо, некоторые из основных причин заключаются в завышенных требованиях, предъявляемых предельной концентрацией тренировочных и соревновательных нагрузок к адаптационным возможностям и мобилизации тренируемости, а также в хронической психической напряженности, которая может стать чрезмерной даже для выдающего спортсмена под воздействием ответственных соревнований. По-особому складывается система соревнований видных спортсменов, перешедших в область коммерческо-профессионального спорта. Здесь она складывается не столько по закономерностям превышения спортивных достижений, сколько по условиям использования достигнутого спортивного мастерства для получения возможно большей финансовой прибыли. Это связано в большинстве практикуемых видов спорта (преимущественно игровых) с весьма большой частотой соревнований, организуемых на манер театрализованных зрелищ, и растянутостью циклов, в течении которых они проходят. Перед спортсменами, пытающимися выступать параллельно в соревнованиях в коммерческом и некоммерческом спорте высших достижений, возникает проблема «состыковки» систем соревнований, принятых в этих разделах профессионализированного спорта. Часто такие попытки оказываются крайне безуспешными, если оценивать их по уровню результативности, демонстрируемой этими спортсменами в некоммерческих соревнованиях (достаточно подтверждающих фактов дает, к примеру, опыт выступлений последнего десятилетия наших сборных футбольных и хоккейных команд в чемпионатах мира и континента, когда в состав команд на последнем этапе подготовки или непосредственно к началу чемпионата включали в значительном числе игроков, закрепившихся в коммерческом спорте). С завершением основной спортивной карьеры видные спортсмены с особенно ярко выраженным «состязательным» характером нередко не прекращают регулярных выступлений в соревнованиях, в том числе в официальных, с установкой на высокие достижения. С учетом этого не только в локальных масштабах, но и на уровне международных спортивных организаций учреждены спортивные календари для спортсменов зрелого и старших , . I , I I I I 1 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-67 70 и старше Возраст, годы Рис. 10 Результаты, показанные ветеранами спорта после 40 лет, по отношению к абсолютным мировым рекордам в некоторых видах легкой атлетики: 1 — бег на 1,5 км; 2 — бег на 10 км; 3 — бег на 100 м; 4 — прыжок в высоту; 5 — толкание ядра. возрастов. Мировые достижения, демонстрируемые спортсменами даже преклонного возраста, оказываются впечатляющими (рис. 10), что еще раз свидетельствует о практической неисчерпаемости человеческих достижен-ческих возможностей. Конечно, эксплуатацией их не следует злоупотреблять. Несмотря на любые индивидуальные особенности, риск нанести ущерб здоровью в погоне за спортивными результатами с возрастом настолько увеличивается, что становится неразумным подвергаться ему. ЛИТЕРАТУРА 1. Брянкин С. В. Структура и функции современного спорта. М.: МОГИФК, 1983. 2. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 3. Система соревнований и соревновательная деятельность // Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. М.: СААМ, 1995. 4. Соревновательный метод в подготовке спортсменов. М.: ГЦО-ЛИФК, 1977. 5. Теория спорта / Под общ. ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища шк., 1987. в. Шапошникова В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1984. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) ГЛАВА ШЕСТАЯ
ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ, ПЕРВИЧНАЯ СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОСТАНОВКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА 6.1. ИСХОДНАЯ ПОЗИЦИЯ В ВЫБОРЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Спортивный «отбор» или «выбор»? Для приобщения к систематической спортивной деятельности нужны определенные предпосылки, к основным из них относятся индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интересы. Несомненно также, что их выявление, формирование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Вероятность того, что процесс спортивного совершенствования будет развертываться в оптимальном варианте, во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта и соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью. Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс современного спорта и сильное обострение конкуренции на международной спортивной арене обусловили актуальность проблематики спортивного отбора в ее исследовательских и организационно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследований и публикаций [3]. В ряде стран, развитых в спортивном отношении, сложилась разветвленная практика спортивного отбора. Тем не менее само понятие спортивный отбор пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задатки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо виде спорта, определением в зависимости от этого направленности спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортивного совершенствования. Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась противоречивой. С одной стороны, она содействовала активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой — в своих утвердившихся формах приобрела и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения — фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как «малоперспективные» или вовсе «бесперспективные» и на этом основании не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т. д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие «спортивный отбор» зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл. С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для определения спортивной предрасположенности и ориентации чедовека, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуальные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспективы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортивную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, чтобы с возможно большей эффективностью содействовать развитию их индивидуальных способностей, формированию и удовлетворению возвышающих личностных потребностей и интересов. Ни о каком отборочном «отсеивании» кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятельности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) — каждому в нормальных социальных условиях должны быть предоставлены возможности для удовлетворения спортивных интересов. Свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (например специализированных школ-интернатов спортивного профиля ит. п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не «отбраковывает» никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать спортивные дерзания. Неодномоментность и динамичность спортивной ориентации. Специалисты сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достижениям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т. п.) за короткое время невозможно. Невозможно по двум основным причинам: 1) спортивная предрасположенность — многосложный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и лич-ностно-психических), ряд которых созревает и проявляется не одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности; 2) индивидуальные возможности спортивных достижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей индивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от «диагноз» — распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спортивную ориентацию необходимо осуществлять не в качестве некоего разового мероприятия, а в качестве поэтапно возобновляемого процесса. Многолетнюю спортивную деятельность принято подразделять с известной условностью на три большие стадии, каждая из которых охватывает ряд лет индивидуальной жизни, — стадию базовой подготовки, стадию максимальной реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию «спортивного долголетия» [5]. Закономерности оптимального построения системы подготовки спортсмена обязывают в пределах первой стадии обеспечивать первичную спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу этой стадии с относительно твердым выбором предмета углубленной спортивной специализации, направления и параметров последующей спортивной деятельности. Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых временных границ, поскольку они значительно колеблются в зависимости от индивидуального возраста начала занятий спортом, реально складывающихся особенностей содержания и построения спортивной тренировки, характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спортсмена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что с начала систематической спортивной деятельности в детском и подростковом возрасте во многих случаях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближении корректно определить целесообразное направление спортивной специализации и спрогнозировать спортивные перспективы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подлежит более или менее существенным коррекциям, особенно, когда в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нужно будет решать, идти ему в сферу спорта высших достижений либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта. 6 2 КРИТЕРИИ И ПОДХОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ Комплексность индивидуальных свойств, лежащих в основе спортивной предрасположенности, не позволяет при определении ее ограничиваться каким-либо одним критерием. Определение ее затруднено далеко не полной изученностью глубинных свойств индивида, закономерностей проявления и развития индивидуальных способностей. Это придает проблеме верной диагностики спортивной предрасположенности большую сложность, делает ее Проблемой, для решения которой требуется кропотливая, по сути, исследовательская работа. В попытках решать ее используют комплекс различных критериев и методов — антропометрических, физиологических, психологических, педагогических и других, в том числе возникающих в спортивной науке и практике. Для удобства сжатого обзора можно выделить три типа подходов в диагностике спортивной-предрасположенности: избирательные преимущественно биодиагностические, психодиагностические (включая и личностно-оценочные), спортивно-интегративные. Избирательные преимущественно биодиагностические подходы — это. морфометрические подходы, в основу которых положены изменения и прогнозирование отдельных показателей индивидуального строения тела (продольные и поперечные размеры, окружности его частей, масса, удельный вес мышечного и других компонентов массы тела и т. д.), и функционально-биодиагностические подходы, основывающиеся на измерениях и прогнозировании вероятных изменений отдельных показателей биологических функций организма. При выборе показателей, анализируемых в рамках этих подходов, многие специалисты рекомендуют в обследованиях юных спортсменов отдавать предпочтение тем параметрам строения тела или функциональных возможностей организма, которые в наибольшей мере обусловлены наследственно и сравнительно меньше поддаются изменениям под воздействием тренировки. Такой выбор показателей можно считать оправданным, если имеется в виду прогнозирование вероятных изменений их именно у юных спортсменов (особенно детей) в дальней перспективе. Однако это не значит, что в спортивной ориентации интересны лишь такого рода критерии. Так, когда нужно диагностировать спортивные возможности зрелых или близких к зрелости людей (а такая необходимость тоже существует в спорте), особый интерес представляют не малоизменяемые, относительно константные показатели, а, напротив, те, которые в сравнительно больших пределах поддаются направленным изменениям под воздействием спортивной деятельности. В числе морфометрических показателей, часто используемых для прогнозирования спортивных перспектив детей и подростков, наиболее наследственно обусловленными считаются размеры общей длины тела, длины конечностей и их звеньев. В меньшей мере к наследуемым телесным свойствам относят массу тела и величину ряда его поперечных размеров (ширина таза, бедер и некоторых других частей). Этим телесным свойствам рекомендуют уделять первостепенное внимание при оценке индивидуальных перспектив в тех видах спорта, где соревновательная результативность явно существенно связана с ними. Например, превосходство в длине тела (как в баскетболе, волейболе), или спортивно выгодные телесные пропорции (как в плавании, где результат, особенно на коротких дистанциях, немало зависит от гидродинамически выгодных пропорций телосложения), или масса тела (как в тяжелых и сверхтяжелых весовых категориях в тяжелой атлетике). Хотя подобные связи обнаруживаются далеко не во всех видах спорта, в существующих рекомендациях по спортивной ориентации и отбору в активно-двигательных видах спорта обычно указывают предпочтительные весовые, ростовые и другие антропометрические параметры [3, 8]. В последнее время пристальное внимание в выявлении внутренних телесно-структурных предпосылок способностей уделяют определению индивидуальных соотношений мышечных волокон неодинакового типа в двигательном аппарате — «быстрых» (быстросокращающихся) и «медленных» (что выявляют посредством биопсии). Установлено, что у предрасположенных к продолжительной мышечной работе преобладают «медленные» волокна, а у предрасположенных к скоростным мышечным проявлениям — «быстрые» (их соотношения, например, у достигающих высоких результатов в спринтерских и стайерских видах спорта различаются в два раза и более), причем эти различия во многом обусловлены наследственно (о роли и составе этих компонентов структуры мышц подробно рассказано в курсах спортивной физиологии и морфологии). Оценивая значение названных, как и других морфометрических показателей в диагностике спортивной предрасположенности, было бы неверно считать их самыми определяющими в спортивной ориентации и отборе даже в тех случаях, когда особенности строения тела неординарно влияют на спортивные результаты. Любое отдельное телесное свойство однозначно не предопределяет до-стиженческие возможности спортсмена. Его иные, прежде всего функциональные, свойства способны обеспечить незаурядные спортивные достижения и тогда, когда он, казалось бы, значительно уступает другим спортсменам по морфометрическим параметрам. Это ясно не только теоретически — практика спорта постоянно дает тому подтверждения. К примеру, среди выдающихся баскетболистов и волейболистов не так уж редко оказываются и спортсмены не очень высокого роста, если они обладают чрезвычайно развитыми двигательно-координационными способностями и прыгучестью; олимпийские чемпионы, рекордсмены и призеры первенств мира по плаванию — тоже относительно невысокие спортсмены и спортсменки, обладающие выдающимися функциональными возможностями; среди тяжелоатлетов часто выигрывают крупнейшие соревнования не самые тяжелые в своей весовой категории. Тем самым лишний раз подтверждается, что реальный вклад в спортивно-достиженческие возможности индивида тех или иных свойств строения тела (а также функциональных свойств) может быть верно оценен лишь в единстве, в комплексе со всеми основными индивидуальными факторами спортивных достижений. В качестве биофункциональных показателей индивидуальной спортивной предрасположенности стремятся определить прежде всего, естественно, те функциональные возможности организма, которые играют особенно важную роль в достижении результатов в избираемом (или уже избранном) виде спорта. В частности, при выявлении их в видах спорта, требующих преимущественно выносливости в продолжительной мышечной деятельности, особое внимание уделяют определению функциональных возможностей систем кислородного энергообеспечения организма (по показателям жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и потребления кислорода, порога аэробного и анаэробного обмена И др.), а в видах спорта спринтерского типа — функциональных возможностей систем анаэробного и смешанного энергообеспечения (по показателям эффективного функционирования в условиях накопления кислородного долга и молочной кислоты в крови, порога анаэробного обмена и др.). Значительная часть таких показателей, согласно имеющимся исследовательским данным, считается в весьма большой мере обусловленной наследственно. С учетом этого намечены их «нормативные» параметры, которые рекомендовано принимать в расчет при выборе спортивной специализации и отборе [3, 8]. Для оценки функциональных возможностей, существенных во многих видах спорта, наряду с показателями, характеризующими вегетативные функции, более или менее широко используют инструментально определяемые показатели времени простых и сложных двигательных реакций, сократительных способностей и способности к расслаблению мышц, избирательной динамометрии, подвижности в суставах и другие показатели, отображающие функциональные свойства нервно-мышечной и мы-шечно-двигательной систем. Есть основания полагать, что некоторые из этих свойств (например, способность к экстренной двигательной реакции в ее простой форме, которая изменяется в течение жизни всего лишь на доли секунды) в очень большой степени наследственно детерминированы, другие же (силовые способности, например) наследуемы в значительно меньшей степени и развиваются под влиянием направленных воздействий в очень широких пределах. Взятые в комплексе показатели избирательной функциональной диагностики весьма полезны для спортивной ориентации. Если, к примеру, выявляется, что показатели функциональных возможностей систем кислородного энергообеспечения организма у 14-летнего подростка даже без систематической предшествующей тренировки значительно превышают средние, обычно наблюдаемые у сверстников (максимальная легочная вентиляция более 90 л/мин, максимальное потребление кислорода более 3 л/мин, порог анаэробного обмена более 65% МПК), то с высокой вероятностью можно предполагать, что будет результативной его специализация в каком-либо из видов спорта, предъявляющих повышенные требования к аэробной выносливости. Если же этого не обнаруживается, но выявляются значительно превосходящие средние возрастные показатели комплексной динамометрии (на несколько килограмм или килопонд превышающие средние величины, рассчитанные на 1 кг массы собственного тела), то с той же вероятностью верного выбора можно ориентировать на специализацию в каком-либо виде спорта, требующем высокого проявления силовых способностей. В целом совокупность биодиагностических методов определения спортивной предрасположенности сравнительно быстро совершенствуется (пока, главным образом, в исследовательской деятельности, а не в широком практическом применении). Пополняются и обновляются критерии и методики, позволяющие получать углубленную информацию о потенциальных резервах жизненно важных систем организма, в том числе гормональной, иммунной и других, обеспечивающих адаптацию и развитие в процессе хронической спортивной деятельности. Значение этого для четкого определения спортивной предрасположенности и прогнозирования спортивных перспектив индивида трудно переоценить. Тем не менее, как уже сказано, одних лишь биологических критериев и подходов недостаточно, чтобы всесторонне решить проблему верной спортивной ориентации. Практически в массовых обследованиях спортсменов, включая и начинающих, сложные аппаратурные методики функциональной биодиагностики часто использовать пока не удается. Это компенсируется в какой-то мере все более широким внедрением в практику спортивно-диагностических обследований портативной функциометриче-ской аппаратуры (кардиоспорттестеров с автоматической регистрацией ЧСС, различного рода реакциомеров, усо-' вершенствоваяных динамометров, других малогабаритных приборов), применяемых при выполнении спортивно-прикладных тестовых упражнений. Диагностические процедуры в таких случаях становятся уже не только биометрическими, но и спортивнотестирующими, дающими объединенную информацию. Психодиагностические и личностно-оценочные подходы. Анализ собственно соревновательной и спортивной деятельности в целом убеждает, что причины ее успешности либо неуспешности не могут быть поняты, если игнорировать личностно-психические факторы спортивных достижений. Данное положение остается в силе, несмотря на все сложности и несовершенства существующих психодиагностических и личностно-оценочных подходов. К настоящему времени предложена масса психодиагностических методик, рекомендуемых к использованию и в спорте. К примеру, только в одном из психодиагностических руководств [7] описано более 100 методик. С одной стороны, это свидетельствует об активно развернутом поиске адекватных методик, с другой — о трудностях достижения его удовлетворительных результатов, но, очевидно, и о попытках компенсировать недостаточное качество методик их количеством. Значительная часть прикладных спортивных методик психодиагностики связана с оценкой «психической составляющей» таких функций и процессов, как ощущения, восприятия, представления, воображение, память, оперативное мышление, сенсомоторные реакции и психорегуляторные проявления в спортивной деятельности. Часто это делается в их соотношении с типологическими свойствами нервной системы, которые характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. Когда обо всем этом судят по внешним выраженным двигательным проявлениям (время простых и сложных двигательных реакций, точность либо неточность пространственных и других параметров движений, термометрические показатели, колебательные движения в положении неустойчивого равновесия, время переделки выработанных реакций и т. д.), что часто и практикуется, то методики, называемые «психодиагностическими», являются по сути, строго говоря, психофизиологическими или комплексно-тестовыми (подробнее см. [12]). Другая, большая, часть методик, считающихся принадлежностью психодиагностики, сливается с личностно-оценочными и социально-характерологическими методами. Это, в частности, — различные опросно-анкетные методики для характеристики структурных свойств личности, ее направленности и уровня притязаний, темперамента, черт характера, социометрические методики, включающие составление и анализ специальных карт-матриц, для выявления спортивно-межличностных отношений, опросно-тестовые методики, сочетаемые с визуальными и инструментальными наблюдениями, для оценки личност-но-психических состояний и т. д. (подробнее см. [7]). Полезность психодиагностических подходов, соединенных с тщательным анализом личностных основ спортивной ориентации, заключается в том, что они помогают избежать односторонности решений, напрашивающихся из данных биологической диагностики спортивной предрасположенности . В качестве иллюстрации можно представить следующую ситуацию. Биологические данные не обнаруживают у начинающего спортсмена предрасположенности, например, к специализации в стайерском беге, а спортсмен, несмотря на это и настоятельные предложения переориентировать свой выбор, настаивает на выборе именно этой специализации без претензий на выдающиеся спортивные достижения. Настаивает, допустим, потому, что осознанно стремится благодаря такой специализации ликвидировать свои изъяны в общей физической работоспособности либо потому, что твердо намерен продолжить сложившиеся семейные спортивные традиции причастности именно к этому виду спорта. Стремиться, несмотря ни на что, обязательно переориентировать спортсмена в такой и подобных ситуациях бывает не только не лучшим, но подчас и просто неразумным решением. Понять это и помогает внимательный анализ личностных факторов спортивных установок. Он же помогает диагностировать и такой важнейший фактор успеха в спорте, как спортивное трудолюбие, без развития которого многие другие предпосылки спортивных достижений часто оказываются нереализованными. Спортивно-интегративные подходы. В отличие от избирательной диагностики отдельных показателей спортивной предрасположенности, спортивно-интегративные подходы характеризуются использованием объединенных показателей спортивных способностей, выявляемых на основе целостных спортивных действий и крупных параметров спортивной деятельности. Речь идет прежде всего о подходах, включающих тестирование в контрольных упражнениях, системный анализ динамики спортивных результатов, сравнительный анализ динамики основных тренировочных нагрузок и результирующих показателей, составление сводных так называемых модельных характеристик спортсмена, диагностическое и прогностическое оперирование ими. Тестирование в контрольных упражнениях при диагностике спортивных способностей может давать ценную информацию, если, конечно, оно используется применительно к особенностям различных этапов спортивной ориентации (начальному и последующим) и соответствует требованиям спортивной метрологии (информативность и надежность тестов, стандартизация измерительных процессов и условий тестирования и т. д.) [4, 15]. На первоначальном этапе спортивной ориентации, предшествующем твердому выбору предмета углубленной спортивной специализации, вполне обоснованным нужно считать использование широкого комплекса тестовых упражнений, помогающих составить разностороннее представление о способностях начинающих спортсменов. Это важно, в первую очередь, не для того, чтобы конкретно спрогнозировать уровень их достижений в дальней перспективе, а для того, чтобы разносторонне выявить индивидуальные двигательные возможности и тем самым уменьшить вероятность ошибки в выборе специализации. Обеспечивая тестирование с таким назначением, в комплекс тестовых упражнений правомерно включают те, которые выявляют все основные качества, определяющие качественное своеобразие двигательных способностей спортсмена, — силовые, скоростные, ско-ростно-силовые, координационные, а также выносливость, гибкость. Конкретные формы этих упражнений здесь могут быть приближены к формам действий, типичным для предварительно намечаемой специализации, но могут выбираться и независимо от нее. Некоторое представление о них дают сведения, представленные в таблице 10. В дальнейшем, при уточнении направления спортивной специализации и твердом выборе ее, состав тестовых упражнений, естественно, видоизменяется так, чтобы обеспечивалось выявление способностей, играющих ведущую роль в достижении результатов в избранном виде спорта [3, 13, 15, 16]. В специальных руководствах по спортивному тестированию справедливо обращается внимание на то, что прогностическая («предсказательная») ценность многих тестовых упражнений, используемых в практике спорта, невысока, если пытаться по результатам в них предвидеть дальнюю перспективу — каким будет результат через несколько лет, особенно у детей и подростков. Но если делать прогноз в расчете на ближнюю перспективу — в пределах 1,5-2 лет, то вероятность верно предвидеть показатели в целом ряде тестовых упражнений резко возрастает (например, коэффициент статистической корреляции между скоростью нро-плывания спринтерской дистанции в 14-летнем возрасте и скоростью проплывания той же дистанции через шесть лет весьма невелик — составляет, по некоторым данным, всего 0,26, а если сопоставлять тот же показатель у 18- и 19-летних спортсменов, коэффициент корреляции нередко превышает 0,9, то есть близок к полной корреляции).
|
|||
|