|
|||||||
Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 9 страницают развивающиеся у спортсмена способности спортивно-специализированного тактического мышления, проявляемые в выработке целесообразного общего замысла и конкретного плана (или модели) соревновательного поведения, а так-, же в принятии рациональных тактических решений по ходу |: состязания.
Общий тактический замысел соревновательного поведения — это принципиальная наметка его стержневой, самой основной линии в соответствии с принятой генеральной целевой установкой на предстоящее состязание или серию соревнований (установкой на рекорд, либо на абсолютную победу, либо за завоевание права выхода на самое престижное соревнование и т. д.).* Этот замысел, например, у бегуна-стайера может состоять в достижении рекордного результата на основе обеспечения необходимой для такого результата общей скорости передвижения по дистанции с относительно равномерной раскладкой сил по одинаковым частям дистанции (колебания скорости по кругам не более чем 3% среднедистанционной); либо — в ином варианте — в достижении победы путем изматывания соперников резкими неоднократными спуртами на дистанции, к которым исполнитель заранее готовится, воспитывая соответствующую соревновательную выносливость. Другой пример: в командных спортивных играх тактический замысел часто исходит из стремления навязать противостоящей команде непривычную либо неожиданную для нее манеру ведения игры (с персональной опекой, или зонной защитой, или доминированием атакующего давления и др.)- Общий тактический замысел конкретизируется в тактическом плане или тактической модели состязания,* в которых последовательно детализируются тактические задачи, подлежащие решению по ходу состязания в соответствии с общим замыслом, и способы их реализации, а также предусматриваются тактические варианты на случай вероятных изменений соревновательных ситуаций. Естественно, вариантов здесь приходится предусматривать тем больше, чем значительней выражен вероятностный характер соревновательной деятельности в избранном виде спорта (что особенно характерно, как уже указывалось, для спортивных игр и единоборств). Целесообразность спортивной тактики прежде всего зависит как от общего тактического замысла, так и от конкретизирующего его плана (модели) ведения состязания, если, разумеется, они выработаны с адекватным учетом реальных возможностей спортсмена (команды) и соперников, а вместе с тем и особенностей условий предстоящих соревнований, опираются на знание апробированных эффективных форм спортивной тактики и реалистичный прогноз наиболее вероятного исхода состязания.
Одна из необходимых предпосылок при этом — получение достоверной информации о соперниках (их сильные и относительно слабые качества, излюбленная тактика и тактические намерения, особенности подготовки и т. п.) и конкретных особенностях условий предстоящего соревнования (особенности регламента, состав арбитров, зрительская аудитория, условия оснащения и климатические условия и т. д.), что предполагает своего рода «спортивно-тактическую разведку». От ее данных не в малой мере зависят основательность и гибкость тактического замысла и плана. Но как бы тщательно они ни разрабатывались, в ходе состязания приходится корректировать их применительно к фактически складывающимся соревновательным ситуациям и предпринимать оперативные тактические решения, в которых наиболее динамичйо выражаются свойства спортивно-тактического мышления. Его особенно важные для исхода состязания свойства выражаются в способностях спортсмена по ходу состязания срочно воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать текущую информацию, существенную для определения и решения частных тактических задач, предвидеть намерения соперников и партнеров (с опорой на взаиморефлексивные отображения, речь о которых уже шла ранее), а главное — скорейшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, которое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху своих (командных) действий. От этих способностей, несомненно, зависит успех в любом виде спорта, хотя их вклад в спортивные достижения особенно велик в таких видах, где эти способности зачастую оказываются решающим фактором победы. Причем не только «при прочих равных условиях» (исследования показывают, например, что фехтовальщик, обладающий высокоразвитой способностью предвидеть действия соперника, бывает победителем и в тех случаях, когда уступает конкурентам в уровне развития элементарных психомоторных способностей [2]). Практические компоненты тактики соревновательного поведения спортсмена являются, с одной стороны, поведенческими формами воплощения заранее замысленной тактики состязания (так как она намечена в замысле, плане, модели), а с другой — деятельностными (выраженными в фактических соревновательных действиях) способами реализации оперативных тактических решений, принимаемых спортсменом в процессе состязания. К ним относятся следующие компоненты: 1) формы сочетания и преобразования комбинации соревновательных действий, обусловленные логикой состязания и динамикой соревновательных ситуаций (например, комбинирование и варьирование защитных контратакующих и атакующих действий в единоборствах и спортивных играх); 2) способы рационального распределения сил в процессе развертывания соревновательной деятельности и при ее воспроизведении в неодноактных соревнованиях (в предварительной и финальной стадиях); 3) способы тактико-психического воздействия на соперников, могущие повлиять на их соревновательные намерения и поведение (в частности, демонстрация уверенности и высокой готовности к состязанию еще до начала его, в разминке, либо, напротив, маскировка своих возможностей вплоть до решающего момента, имитационные и пантомимические приемы во время поединка, дезинформирующие соперника, и др.). Разумеется, состав и значимость перечисленных компонентов спортивной тактики не одни и те же в состязаниях по различным видам спорта, что во многом обусловлено особенностями типичных для них контактов соревнующихся. Наиболее объемен, богат и разнообразен арсенал тактических форм и способов ведения состязаний в спортивных играх и единоборствах. Не случайно эти виды спорта называют тактическими, подчеркивая тем самым особую значимость, насыщенность и многообразие тактики, а также теснейшую слитность техники и тактики состязания в них. Во многих других видах спорта, в состязаниях по которым исключаются не только прямые телесные, но и другие физические (спортивным оружием, другими предметами) воздействия соперников друг на друга, практические слагаемые тактики в основном ограничены сферой психических взаимовлияний и рациональным распределением сил в процессе соревнования. Особенности тактики в отдельных таких видах спорта вытекают, в частности, из условий синхронности либо асинхронности выступления соперников, а также структурных особенностей и уровня интенсивности соревновательной деятельности. Так, в циклических видах спорта, требующих предельных проявлений выносливости, когда соперники выступают одновременно (в одном и том же забеге, заезде и т. д.), основной тактической проблемой является выбор оптимального для данного спортсмена варианта распределения сил в процессе преодоления соревновательной дистанции и борьба за его реализацию с конкурентами, пытающимися навязать свою тактику. Когда же участники выступают поочередно (как в лыжных гонках с раздельным стартом), эта проблема осложняется еще и задачей показать такой результат, который не смогли бы превзойти соперники, выступающие позже. В некоторых из физически бесконтактных видов спорта (спортивногимнастическое многоборье, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т. д.) практические компоненты тактики состязания включают, кроме прочего, варьирование произвольной программы выступления в зависимости от складывающихся соревновательных ситуаций. Тактическое мастерство спортсмена, о чем уже говорит приведенная выше характеристика слагаемых спортивной тактики, базируется как на тактически существенных знаниях спортсмена и его способностях к спортивнотакти-ческому мышлению, так и на практических умениях и навыках выполнения тактически оправданных соревновательных действий. Достаточно полных и строгих критериев спортивнотактического мастерства пока не выработано. О нем судят по комплексу субъективных и объективных показателей, в какой-то мере отображающих его, в том числе: по общей результативности соревновательного поведения спортсмена (команды), по широте и глубине освоенных спортсменом тактически существенных знаний (знаний о принципах и рациональных формах спортивной тактики, тенденциях ее развития, условиях, при которых те или иные варианты тактики состязаний оказываются наиболее эффективными, и т. д.), объему и разнообразию индивидуального фонда тактических умений и навыков спортсмена, целесообразной вариативности форм его соревновательного поведения (оцениваемой экспертами), ряду других показателей. (Подробнее об отдельных критериях оптимальности спортивной тактики см. в курсе спортивной метрологии [1].) Составляя суждение о совершенстве либо несовершенстве тактики спортсмена (команды), надо помнить, что принципиально не может быть одного-единственного оптимального варианта тактики, наилучшего во всех случаях, поскольку она варьируется в зависимости от массы переменных — конкретных целевых установок, уровня подготовленности спортсмена, особенностей соперников и партнеров, масштаба и условий соревнований, динамики соревновательных ситуаций и т. д. Отсюда следует, что попытки найти такой вариант в основе своей несостоятельны. Это относится и к попыткам выделить один наиболее эффективный вариант тактики по какому-либо отдельному критерию. Например, когда утверждают, что наиболее экономичной по энерготратам является равномерная раскладка сил на стайерских дистанциях (при которой колебание скорости передвижения на равных отрезках дистанции не превышает 3% среднедистанционной скорости), то отсюда не следует, будто такой вариант тактики преодоления дистанции предпочтителен для спортсмена всегда и во всех соревнованиях. То, какой из тактических вариантов окажется предпочтительным, зависит, кроме прочего, от тактического замысла и подготовки к его реализации. В соревновательной тактике спортсмена проявляются — так или иначе — все стороны его подготовленности, и она служит своего рода интегрирующим началом в реализации его достиженческих возможностей. Несомненно также, что в спортивной тактике в целом получают свое отражение общие тенденции развития спорта, черты национальных школ спорта и принятые в них этические принципы. В связи с этим можно сказать, что соответствие ее общечеловеческим нравственным принципам и общим нормам спортивной этики — самый универсальный критерий в человекоценност-ной оценке спортивной тактики. 4.2.3. Особенности проявлений психических и физических качеств спортсмена в соревновательной деятельности Спортивное состязание справедливо считают своеобразным испытанием свойственных индивиду качеств, физических и психических. Со столь высокими психофизическими напряжениями, как в спортивно-соревновательной деятельности, не часто приходится сталкиваться в обыденной жизни. Об этом свидетельствует вся совокупность сведений о ее психических и биофункциональных особенностях. Психическая неординарность спортивно-соревновательной деятельности. Есть основания считать, что ответственные соревнования при нацеленности спортсмена на достижение в них возможно высокого результата требуют от него предельной психической мобилизации и чрезвычайно напряженной сложной саморегуляции психических состояний в экстремальных ситуациях. Не случайно спортсмены при ответе на вопрос о том, какие трудности им приходится главным образом преодолевать в процессе соревнований, на первое место чаще ставят именно психические (табл. 2). Правда, имеющиеся исследовательские данные о психических особенностях спортивно-соревновательной деятельности все еще не имеют достаточно строгой определенности (прежде всего потому, что психические явления и процессы не поддаются прямому количественному измерению). И все же с большой долей уверенности можно говорить, что, по сравнению со многими распространенными видами деятельности, спортивные состязания предъявляют к психическим функциям повышенные (в некотором смысле экстраординарные) требования. Это объясняется самой сутью собственно соревновательной деятельности, характерными для нее способами организации и условиями ее культивирования в обществе. Психическая обостренность требований к соревнующимся комплексно обусловлена: • личностной и общественной значимостью соревнований, системой прогрессирующих поощрений за спортивные достижения; • спецификой спортивно-соревновательных отношений как отношений соперничества, противоборства и взаимодействия в борьбе за реализацию значимой цели; • теми условиями регламента и обстановки состязания, которые вносят в психическое состояние спортсмена определенную напряженность, эмоциональную возбужденность и другие сдвиги, затрудняющие достижение желаемого исхода состязания. Значимость того или иного из спортивных соревнований, как уже отмечалось, — категория не только субъективная, но и объективизированная: она зависит не только от субъективного отношения к данному соревнованию спортсмена, но и от интереса, проявляемого к соревнованию другими (включая и широкую общественность), масштаба и состава участников соревнования, престижности достижений в нем, связанной с ними мерой моральных и материальных поощрений. В силу этого соревнование на деле не бывает вообще не значимо для спортсмена. К тому же в спорте практикуется ряд мер, повышающих значимость не только самых престижных и масштабных, но и предшествующих им соревнований (допуск к последующим соревнованиям в зависимости от результатов выступления в предыдущих, определение итогового спортивного достижения в зависимости от суммы оценок, исчисляемых по результатам серии соревнований и т. д.). Естественно, чем выше общая значимость конкретного соревнования, тем больше вероятность, что оно сильнее затронет интересы и эмоции спортсменов. Причем это сказывается еще до самого состязания, проявляясь нередко задолго то него в существенных изменениях психического состояния спортсмена в виде так называемых предстартовых состояний, известных как предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и другие психические реакции на ожидаемое состязание. (Подробнее об этом и других аспектах воздействия соревнования на психику спортсмена описано в курсе психологии спорта.) Повышенное психическое воздействие соревновательной деятельности на спортсменов более всего обусловлено, конечно, спецификой спортивно-соревновательных отношений как противоборства и взаимодействия в борьбе за реализацию значимой цели. Даже при ограниченном уровне притязаний спортсмена в том или ином соревновании он не может никак не реагировать на конкурентное поведение соперников и быть совсем равнодушным к тому, как развертывается и чем завершится пусть даже условное противоборство. Когда же спортсмен хорошо подготовлен, мотивирован и конкретно нацелен на самый высокий результат, логика соревновательных отношений создает мощный эмоциональный накал, усиливающий мобилизацию психических и физических потенций спортсмена, тем более в крупных командных соревнованиях, сопряженных с повышенной ответственностью участников за свои действия и исход состязания (перед командой, болельщиками, общественностью), атмосфера которых насыщена коллективными эмоциями широких кругов любителей спорта. Коллизии и перипетии спортивного противоборства, успех или неуспех в нем при высоком уровне притязаний спортсмена в ответственном соревновании, жесткая конкуренция и острота эмоций, возникающие в ходе его, способны придать воздействию состязания на психику соревнующихся чрезвычайно значительную силу. Настолько большую, что это приобретает стрессовое значение, то есть становится фактором так называемого психического стресса, либо вызывает у спортсмена иную, но весьма высокую степень психической напряженности, которая может как способствовать, так и препятствовать реализации его достиженческих возможностей в зависимости от того, насколько он способен целесообразно регулировать- свое психическое состояние, управлять собою. Повышенные требования к самомобилизации и саморегуляции спортсмена предъявляют и определенные внешние условия спортивного соревнования, а именно, те из них, которые обусловливают необходимость бороться за результат не в любых, а в заданных формах1, в пределах назначенного времени, места, числа соревновательных попыток (стартов), в предусмотренных и по ходу складывающихся внешних обстоятельствах. Это в сочетании с динамичностью спортивного состязания и другими усложняющими его условиями ставит соревнующихся перед необходимостью действовать с дополнительной (сравнительно с деятельностью в иных условиях) активностью, собранностью и расчетливостью, сопряженных с интенсивной затратой психической энергии. Возникающие в связи с этим запросы к мобилизационным и регуляторным возможностям спортсмена бывают в экстремальных ситуациях предельными или близкими к предельным. Например, тогда, когда в последние секунды спортивно-игрового поединка при равенстве шансов на выигрыш у соперничающих команд, чтобы одержать победу, необходимо точно поразить условную цель (попасть мячом в баскетбольное кольцо, забить мяч либо шайбу в ворота и т. п.), или когда требуется в той же ситуации, несмотря на крайнее утомление, к исходу борцовской схватки (боксерского либо фехтовального поединка) мощно и точно провести выигрышный боевой прием, или в последней из предоставляемых прыгунам в длину соревновательных попыток точно выполнить отталкивание, не допустив заступа, и т. д. В целом совокупность требований, предъявляемых спортсмену соревновательной деятельностью и типичными для нее обстоятельствами, глубоко затрагивает многие психические функции, активизирует их и вносит немалую психическую напряженность. В частности, здесь весьма высокие требования предъявляются к функциям восприятия и срочной переработки информации, на основе которой спортсменом принимаются решения о выборе и выполнении соревновательных действий (информации о поведении соперников и партнеров, внешних условиях действий и динамике соревновательных ситуаций, а также ощущений и восприятий своих собственных действий, их результативности либо нерезультативности, адекватности либо неадекватности ходу состязания и т. д.). Поток этой информации в процессе состязания многосторонен и скоротечен. Чтобы своевременно и верно реагировать на нее, нужно в усложненных условиях проявить способности тонко специализированных ощущений и восприятий, экстренной оценки их и выработки решений, конкретного, практически ориентировочного мышления, оперативного нахождения способов целесообразных действий и преобразования их применительно к быстро меняющимся соревновательным ситуациям. Психическая нагрузка, сопряженная со срочными восприятиями, осмыслением и оперативным использованием текущей информации в процессе состязания, особенно усугубляется в условиях мгновенно и широко варьируемых прямых противодействий соперников (как в спортивных единоборствах, так и во многих спортивных играх). Тем более тогда, когда соперники умело маскируют свои истинные соревновательные намерения, что затрудняет упомянутые рефлексивные взаимодействия при оценке соревновательных ситуаций и принятии адекватных решений. Острота психических нагрузок в спортивных состязаниях необычно усиливается эмоциональными факторами. Диапазон колебаний эмоций в процессе многократно воспроизводимых выступлений в спортивных соревнованиях чрезвычайно велик — от внешнего спокойствия, сопряженного с внутренней напряженностью, до безудержной радости и глубоких огорчений. Здесь возникают в различной степени выраженные чувства встревоженности и возбужденности, опасения, рискованности и неуверенности, скованности и растерянности, раскованности и боевого задора, вдохновения, жажды победить и гордости за незаурядные свершения, многие иные переживания, достигающие в известных ситуациях, как уже сказано, силы эмоционального стресса. Понятно, что возможность овладеть этой игрой эмоций, целенаправленно подчинить их своей воле в решающей мере определяется силой характера, личностными качествами спортсмена и особенно степенью развития его волевых качеств. Надо думать, любой вид спорта требует незаурядных проявлений всех или большинства основных волевых качеств, известных как целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость. Требования к ним в различных видах спорта, наряду со сходством, в определенном отношении специфичны, поскольку зависят от конкретных особенностей содержания, форм и условий соревновательной деятельности, типичных для тех или иных видов спорта. Это дало основания психологам спорта говорить о различных соотношениях центральных и подкрепляющих звеньев в структуре волевых проявлений у представителей различных спортивных специализаций [7]. Так, у представителей стайерских видов спорта, например, в качестве центрального звена в структуре волевых проявлений выделяют мобилизацию настойчивости и стойкости, включая упорство и способность терпеть, а в качестве подкрепляющих звеньев — проявления иных волевых качеств. У специализирующихся же в видах спорта, выполнение соревновательных действий в которых связано с повышенной степенью риска (прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду, выполнение рискованных элементов на гимнастических снарядах и т. п.), к центральному звену относят проявления смелости, решительности и самообладания. Такого рода представления, несмотря на их схематизм и недостаточную точность, в какой-то мере характеризуют особенности структуры волевых проявлений в различных видах спорта. Все сказанное о воздействии спортивно-соревновательной деятельности на психическое состояние спортсмена и о специфике ее совместных (с условиями соревнований) требований к его психической мобилизации и регуляции подчеркивает неординарность, явную незаурядность этой деятельности в рассмотренных отношениях. Разумеется, острота и глубина ее психически мобилизующих, либо угнетающих, либо просто дискомфортных воздействий на соревнующихся, зависят от ряда переменных факторов и обстоятельств, в том числе от конкретной значимости того или иного соревнования и уровня конкуренции в нем, эмоционального влияния зрительской аудитории, личной заинтересованности участников соревнования выступлением и результатом в нем, а следовательно, и от их мотивированности, а также от уровня их общей и специальной психической подготовленности, других детерминант поведения, меняющихся в процессе спортивного совершенствования. Тем не менее система соревнований, функционирующая в спорте, в целом всегда оказывает существенное воздействие на действующего спортсмена. Как своего рода центральный направляющий стержень спортивной жизни, она во многом формирует психический статус спортсмена и его психодинамику, влияет тем самым на определяющие линии его поведения. В связи с этим надо иметь в виду, что. личный успех либо неуспех в состязаниях, особенно престижных, оставляет в психическом состоянии спортсмена не только недолговременный, но и долговременный «след» — нередко накладывает прочный отпечаток на его эмоции, общее настроение и даже на жизненные ориентации (когда спортсмен связывает с исходом соревнований жизненно важные надежды). Это побуждает конкретизировать, уточнять, а подчас и пересматривать ближайшие и перспективные цели спортивной деятельности. У спортсменов же, профессионализирующихся в спорте, под воздействием Исхода состязаний вносятся изменения и в основные жизненные планы. Требования спортивных соревнований к реализации физических возможностей спортсмена и параметры соревновательных нагрузок. Психически мобилизующие воздействия спортивных соревнований на достаточно подготовленных к ним спортсменов, особенно эмоциональный подъем, вызываемый динамикой состязания и его условиями, обусловливают, естественно, неординарную мобилизацию и тех функциональных возможностей спортсмена, которые составляют основу проявления его физических [качеств, двигательных и сопряженных с ними способно-'стей. Характер и уровень их проявлений зависят, конечно, прежде всего, от особенностей двигательного содержания соревновательной деятельности, ее форм и регламента. ! С учетом этого следует выделить ряд типов соревновательной деятельности, охарактеризованных ниже в рассматриваемом отношении, главным образом, в пределах видов репорта, результаты в которых в определяющей мере про-изводны от двигательной активности спортсмена. Типы соревновательной деятельности силового, скоростного и скоростно-силового характера с однократными или кратковременными циклическими формами действий-Сюда относятся состязания в классических тяжелоатлетических упражнениях, метании спортивных снарядов (молота, диска, копья и т. д.), легкоатлетических и акробатических прыжках, легкоатлетическом, велосипедном, конькобежном, плавательном спринте, других спортивных -упражнениях, имеющих названные типологические признаки. Для соревновательной деятельности здесь типичны: максимальная интенсивность и кратковременность мышечных усилий (в пределах секунд), Жесткое ограничение числа соревновательных попыток в рамках отдельного состязания, предельные требования к мощности, точности и надежности движений с нарастающими зачетно-результативными показателями (величиной поднятой тяжести, дальности полета снаряда и т. д.), а следовательно, и к предельной мобилизации функций систем организма, обеспечивающих это (нервно-мышечной системы, системы так называемого анаэробного фосфогенно-гликолитического энергообеспечения и др.). Здесь велики требования и к физическим свойствам тела спортсмена, обеспечивающим неповреждаемость его структур при повышенных механических и биомеханических нагрузках (прочности опорно-двигательного аппарата, эластичности мышечных и связочных тканей). Уровень требований к общей выносливости в состязаниях по видам спорта таких типов ниже, чем во многих других видах спорта, однако для надежного достижения успеха, особенно в крупных соревнованиях, длящихся нередко часами (в легкоатлетических чемпионатах, к примеру, выступления в прыжках с шестом растягиваются нередко на 5-6 часов и более), нужна, кроме прочего, развитая специфическая соревновательная выносливость. Принципиально по-иному выявляется результат в состязаниях по другим видам спорта рассматриваемой группы, когда длина соревновательной дистанции стандартно фиксирована. В таких условиях соревнующиеся стремятся в процессе состязания не увеличить объем совершаемых действий, а минимизировать свое время выполнения соревновательного упражнения. А это значит, что ведущим фактором, усугубляющим требования к выносливости, здесь является совокупная интенсивность соревновательных действий, выраженная в общей скорости передвижения. Отсюда выносливость приобретает «скоростной характер», причем тем значительнее, чем короче размер соревновательной дистанции и время ее преодоления. В зависимости от этого отличаются требования к функциям систем организма, обеспечивающим эффект соревновательной деятельности, уро-вень-и режим их функционирования. Некоторые представления об этом дают сведения, обобщенные в таблице 5. Подразделение на четыре зоны в данной таблице сделано с учетом широко принятой градации циклической мышечной деятельности в пределах так называемых зон относительной мощности, которая намечена в физиологической трактовке достаточно давно (В. С. Фарфель и др.), около полувека тому назад. Впоследствии неоднократно предпринимались попытки детализировать и уточнить эту градацию. По одной из последних версий, разработанных с позиций современных биоэнергетических представлений, при оценке относительной мощности циклической мышечной деятельности различной продолжительности и интенсивности предлагается различать до двадцати «зон» (вернее сказать, биоэнергетических фаз) [9]. С этой позиции мощность каждого спортивно-соревновательного циклического упражнения оценивается дробно-дифференцированно. К примеру, даже в 20-секундном спринтерском беге предлагается различать шесть зон, следующих друг за другом по ходу бега в зависимости от мощности и емкости биоэнергетических источников, действующих пофазно (предполагается, что здесь в качестве биохимических субстратов поочередно используются: аденозинтрифосфат мио-фибрилл, креатинфосфат в них, затем креатинфосфат цитоплазмы мышечных клеток, гликоген мышц и некоторые парные сочетания различных субстратов в переходных режимах). Такие подробности не отображены, разумеется, в укрупненной группировке упражнений в таблице. 5.
|
|||||||
|