Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 9 страница



ют развивающиеся у спортсмена способности спортивно-спе­циализированного тактического мышления, проявляемые в выработке целесообразного общего замысла и конкретно­го плана (или модели) соревновательного поведения, а так-, же в принятии рациональных тактических решений по ходу |: состязания.

* Если этот замысел распространяется на ряд соревнований и влияет на целый период или этап предсоревновательной подготов­ки, в специальной литературе его нередко именуют спортивной стра­тегией.


Общий тактический замысел соревновательного пове­дения — это принципиальная наметка его стержневой, самой основной линии в соответствии с принятой генераль­ной целевой установкой на предстоящее состязание или серию соревнований (установкой на рекорд, либо на абсо­лютную победу, либо за завоевание права выхода на самое престижное соревнование и т. д.).* Этот замысел, напри­мер, у бегуна-стайера может состоять в достижении рекорд­ного результата на основе обеспечения необходимой для такого результата общей скорости передвижения по ди­станции с относительно равномерной раскладкой сил по одинаковым частям дистанции (колебания скорости по кругам не более чем 3% среднедистанционной); либо — в ином варианте — в достижении победы путем изматыва­ния соперников резкими неоднократными спуртами на ди­станции, к которым исполнитель заранее готовится, воспи­тывая соответствующую соревновательную выносливость.

Другой пример: в командных спортивных играх тактический замысел часто исходит из стремления навязать противостоя­щей команде непривычную либо неожиданную для нее ма­неру ведения игры (с персональной опекой, или зонной защитой, или доминированием атакующего давления и др.)-

Общий тактический замысел конкретизируется в так­тическом плане или тактической модели состязания,* в которых последовательно детализируются тактические за­дачи, подлежащие решению по ходу состязания в соответ­ствии с общим замыслом, и способы их реализации, а так­же предусматриваются тактические варианты на случай вероятных изменений соревновательных ситуаций. Есте­ственно, вариантов здесь приходится предусматривать тем больше, чем значительней выражен вероятностный харак­тер соревновательной деятельности в избранном виде спорта (что особенно характерно, как уже указывалось, для спортивных игр и единоборств). Целесообразность спортив­ной тактики прежде всего зависит как от общего такти­ческого замысла, так и от конкретизирующего его плана (модели) ведения состязания, если, разумеется, они выра­ботаны с адекватным учетом реальных возможностей спорт­смена (команды) и соперников, а вместе с тем и особенно­стей условий предстоящих соревнований, опираются на знание апробированных эффективных форм спортивной тактики и реалистичный прогноз наиболее вероятного ис­хода состязания.

* Понятия тактического плана и тактической модели в рассматри­ваемом отношении в основном совпадают — оба они подразумевают мыс­лительный проект предстоящей соревновательной деятельности. Отли­чие же в том, что тактической моделью чаще называют более строго формализованное, чем план, описание предполагаемой тактики состя­зания с просчетом ее вероятных вариантов. В исследовательском моде­лировании спортивной тактики ее модели разрабатываются в послед­ние годы с использованием, в частности, математических методов и компьютерной техники [1].


Одна из необходимых предпосылок при этом — получе­ние достоверной информации о соперниках (их сильные и относительно слабые качества, излюбленная тактика и так­тические намерения, особенности подготовки и т. п.) и кон­кретных особенностях условий предстоящего соревнования (особенности регламента, состав арбитров, зрительская аудитория, условия оснащения и климатические условия и т. д.), что предполагает своего рода «спортивно-тактиче­скую разведку». От ее данных не в малой мере зависят осно­вательность и гибкость тактического замысла и плана. Но как бы тщательно они ни разрабатывались, в ходе состяза­ния приходится корректировать их применительно к фак­тически складывающимся соревновательным ситуациям и предпринимать оперативные тактические решения, в кото­рых наиболее динамичйо выражаются свойства спортивно-тактического мышления. Его особенно важные для исхода состязания свойства выражаются в способностях спортсме­на по ходу состязания срочно воспринимать, оценивать, вы­делять и перерабатывать текущую информацию, существен­ную для определения и решения частных тактических задач, предвидеть намерения соперников и партнеров (с опорой на взаиморефлексивные отображения, речь о которых уже шла ранее), а главное — скорейшим путем находить среди не­скольких возможных вариантов решений такое, которое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху своих (команд­ных) действий.

От этих способностей, несомненно, зависит успех в любом виде спорта, хотя их вклад в спортивные достиже­ния особенно велик в таких видах, где эти способности зачастую оказываются решающим фактором победы. При­чем не только «при прочих равных условиях» (исследова­ния показывают, например, что фехтовальщик, обладаю­щий высокоразвитой способностью предвидеть действия соперника, бывает победителем и в тех случаях, когда ус­тупает конкурентам в уровне развития элементарных пси­хомоторных способностей [2]).

Практические компоненты тактики соревновательного поведения спортсмена являются, с одной стороны, поведен­ческими формами воплощения заранее замысленной так­тики состязания (так как она намечена в замысле, плане, модели), а с другой — деятельностными (выраженными в фактических соревновательных действиях) способами реа­лизации оперативных тактических решений, принимаемых спортсменом в процессе состязания. К ним относятся сле­дующие компоненты:

1) формы сочетания и преобразования комбинации со­ревновательных действий, обусловленные логикой состя­зания и динамикой соревновательных ситуаций (напри­мер, комбинирование и варьирование защитных контр­атакующих и атакующих действий в единоборствах и спортивных играх);

2) способы рационального распределения сил в процес­се развертывания соревновательной деятельности и при ее воспроизведении в неодноактных соревнованиях (в пред­варительной и финальной стадиях);

3) способы тактико-психического воздействия на сопер­ников, могущие повлиять на их соревновательные намере­ния и поведение (в частности, демонстрация уверенности и высокой готовности к состязанию еще до начала его, в разминке, либо, напротив, маскировка своих возможно­стей вплоть до решающего момента, имитационные и пан­томимические приемы во время поединка, дезинформирую­щие соперника, и др.).

Разумеется, состав и значимость перечисленных ком­понентов спортивной тактики не одни и те же в состязани­ях по различным видам спорта, что во многом обусловлено особенностями типичных для них контактов соревнующих­ся. Наиболее объемен, богат и разнообразен арсенал так­тических форм и способов ведения состязаний в спортив­ных играх и единоборствах. Не случайно эти виды спорта называют тактическими, подчеркивая тем самым особую значимость, насыщенность и многообразие тактики, а так­же теснейшую слитность техники и тактики состязания в них. Во многих других видах спорта, в состязаниях по которым исключаются не только прямые телесные, но и другие физические (спортивным оружием, другими пред­метами) воздействия соперников друг на друга, практи­ческие слагаемые тактики в основном ограничены сферой психических взаимовлияний и рациональным распределе­нием сил в процессе соревнования. Особенности тактики в отдельных таких видах спорта вытекают, в частности, из условий синхронности либо асинхронности выступления соперников, а также структурных особенностей и уровня интенсивности соревновательной деятельности. Так, в цик­лических видах спорта, требующих предельных проявле­ний выносливости, когда соперники выступают одновре­менно (в одном и том же забеге, заезде и т. д.), основной тактической проблемой является выбор оптимального для данного спортсмена варианта распределения сил в процес­се преодоления соревновательной дистанции и борьба за его реализацию с конкурентами, пытающимися навязать свою тактику. Когда же участники выступают поочередно (как в лыжных гонках с раздельным стартом), эта пробле­ма осложняется еще и задачей показать такой результат, который не смогли бы превзойти соперники, выступаю­щие позже. В некоторых из физически бесконтактных видов спорта (спортивногимнастическое многоборье, фигур­ное катание на коньках, прыжки в воду и т. д.) практиче­ские компоненты тактики состязания включают, кроме про­чего, варьирование произвольной программы выступления в зависимости от складывающихся соревновательных си­туаций.

Тактическое мастерство спортсмена, о чем уже гово­рит приведенная выше характеристика слагаемых спортив­ной тактики, базируется как на тактически существенных знаниях спортсмена и его способностях к спортивнотакти-ческому мышлению, так и на практических умениях и навыках выполнения тактически оправданных соревнова­тельных действий. Достаточно полных и строгих критери­ев спортивнотактического мастерства пока не выработано. О нем судят по комплексу субъективных и объективных показателей, в какой-то мере отображающих его, в том числе: по общей результативности соревновательного по­ведения спортсмена (команды), по широте и глубине осво­енных спортсменом тактически существенных знаний (зна­ний о принципах и рациональных формах спортивной тактики, тенденциях ее развития, условиях, при которых те или иные варианты тактики состязаний оказываются наиболее эффективными, и т. д.), объему и разнообразию индивидуального фонда тактических умений и навыков спортсмена, целесообразной вариативности форм его со­ревновательного поведения (оцениваемой экспертами), ряду других показателей. (Подробнее об отдельных критериях оптимальности спортивной тактики см. в курсе спортивной метрологии [1].)

Составляя суждение о совершенстве либо несовершен­стве тактики спортсмена (команды), надо помнить, что принципиально не может быть одного-единственного оп­тимального варианта тактики, наилучшего во всех случа­ях, поскольку она варьируется в зависимости от массы пе­ременных — конкретных целевых установок, уровня подготовленности спортсмена, особенностей соперников и партнеров, масштаба и условий соревнований, динамики соревновательных ситуаций и т. д. Отсюда следует, что по­пытки найти такой вариант в основе своей несостоятель­ны. Это относится и к попыткам выделить один наиболее эффективный вариант тактики по какому-либо отдельному

 

критерию. Например, когда утверждают, что наиболее экономичной по энерготратам является равномерная рас­кладка сил на стайерских дистанциях (при которой коле­бание скорости передвижения на равных отрезках дистан­ции не превышает 3% среднедистанционной скорости), то отсюда не следует, будто такой вариант тактики преодоле­ния дистанции предпочтителен для спортсмена всегда и во всех соревнованиях. То, какой из тактических вариан­тов окажется предпочтительным, зависит, кроме прочего, от тактического замысла и подготовки к его реализации.

В соревновательной тактике спортсмена проявляются — так или иначе — все стороны его подготовленности, и она служит своего рода интегрирующим началом в реализации его достиженческих возможностей. Несомненно также, что в спортивной тактике в целом получают свое отражение об­щие тенденции развития спорта, черты национальных школ спорта и принятые в них этические принципы. В связи с этим можно сказать, что соответствие ее общечеловеческим нравственным принципам и общим нормам спортивной эти­ки — самый универсальный критерий в человекоценност-ной оценке спортивной тактики.

4.2.3. Особенности проявлений психических и физических качеств спортсмена в соревновательной деятельности

Спортивное состязание справедливо считают своеобраз­ным испытанием свойственных индивиду качеств, физиче­ских и психических. Со столь высокими психофизическими напряжениями, как в спортивно-соревновательной деятель­ности, не часто приходится сталкиваться в обыденной жиз­ни. Об этом свидетельствует вся совокупность сведений о ее психических и биофункциональных особенностях.

Психическая неординарность спортивно-соревнователь­ной деятельности. Есть основания считать, что ответствен­ные соревнования при нацеленности спортсмена на дости­жение в них возможно высокого результата требуют от него предельной психической мобилизации и чрезвычай­но напряженной сложной саморегуляции психических со­стояний в экстремальных ситуациях. Не случайно спорт­смены при ответе на вопрос о том, какие трудности им приходится главным образом преодолевать в процессе со­ревнований, на первое место чаще ставят именно психи­ческие (табл. 2).

Правда, имеющиеся исследовательские данные о пси­хических особенностях спортивно-соревновательной деятель­ности все еще не имеют достаточно строгой определенности (прежде всего потому, что психические явления и процессы не поддаются прямому количественному измерению). И все же с большой долей уверенности можно говорить, что, по сравнению со многими распространенными видами деятель­ности, спортивные состязания предъявляют к психическим функциям повышенные (в некотором смысле экстраорди­нарные) требования. Это объясняется самой сутью собственно соревновательной деятельности, характерными для нее спо­собами организации и условиями ее культивирования в об­ществе. Психическая обостренность требований к соревную­щимся комплексно обусловлена:

• личностной и общественной значимостью соревнований, системой прогрессирующих поощрений за спортивные достижения;

• спецификой спортивно-соревновательных отношений как отношений соперничества, противоборства и взаимодей­ствия в борьбе за реализацию значимой цели;

• теми условиями регламента и обстановки состязания, которые вносят в психическое состояние спортсмена определенную напряженность, эмоциональную возбуж­денность и другие сдвиги, затрудняющие достижение желаемого исхода состязания.

Значимость того или иного из спортивных соревнова­ний, как уже отмечалось, — категория не только субъек­тивная, но и объективизированная: она зависит не только от субъективного отношения к данному соревнованию спортсмена, но и от интереса, проявляемого к соревнова­нию другими (включая и широкую общественность), мас­штаба и состава участников соревнования, престижности достижений в нем, связанной с ними мерой моральных и материальных поощрений. В силу этого соревнование на деле не бывает вообще не значимо для спортсмена.

К тому же в спорте практикуется ряд мер, повышаю­щих значимость не только самых престижных и масштаб­ных, но и предшествующих им соревнований (допуск к последующим соревнованиям в зависимости от результа­тов выступления в предыдущих, определение итогового спортивного достижения в зависимости от суммы оценок, исчисляемых по результатам серии соревнований и т. д.). Естественно, чем выше общая значимость конкретного со­ревнования, тем больше вероятность, что оно сильнее за­тронет интересы и эмоции спортсменов. Причем это ска­зывается еще до самого состязания, проявляясь нередко задолго то него в существенных изменениях психического состояния спортсмена в виде так называемых предстарто­вых состояний, известных как предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и другие психические реакции на ожидаемое состязание. (Подробнее об этом и других ас­пектах воздействия соревнования на психику спортсмена описано в курсе психологии спорта.)

Повышенное психическое воздействие соревнователь­ной деятельности на спортсменов более всего обусловле­но, конечно, спецификой спортивно-соревновательных от­ношений как противоборства и взаимодействия в борьбе за реализацию значимой цели. Даже при ограниченном уровне притязаний спортсмена в том или ином соревно­вании он не может никак не реагировать на конкурент­ное поведение соперников и быть совсем равнодушным к тому, как развертывается и чем завершится пусть даже условное противоборство. Когда же спортсмен хорошо под­готовлен, мотивирован и конкретно нацелен на самый вы­сокий результат, логика соревновательных отношений со­здает мощный эмоциональный накал, усиливающий мобилизацию психических и физических потенций спорт­смена, тем более в крупных командных соревнованиях, сопряженных с повышенной ответственностью участни­ков за свои действия и исход состязания (перед коман­дой, болельщиками, общественностью), атмосфера кото­рых насыщена коллективными эмоциями широких кругов любителей спорта. Коллизии и перипетии спортивного противоборства, успех или неуспех в нем при высоком уровне притязаний спортсмена в ответственном соревнова­нии, жесткая конкуренция и острота эмоций, возникаю­щие в ходе его, способны придать воздействию состязания на психику соревнующихся чрезвычайно значительную силу. Настолько большую, что это приобретает стрессо­вое значение, то есть становится фактором так называе­мого психического стресса, либо вызывает у спортсмена иную, но весьма высокую степень психической напряжен­ности, которая может как способствовать, так и препят­ствовать реализации его достиженческих возможностей в зависимости от того, насколько он способен целесооб­разно регулировать- свое психическое состояние, управ­лять собою.

Повышенные требования к самомобилизации и само­регуляции спортсмена предъявляют и определенные внеш­ние условия спортивного соревнования, а именно, те из них, которые обусловливают необходимость бороться за резуль­тат не в любых, а в заданных формах1, в пределах назначен­ного времени, места, числа соревновательных попыток (стар­тов), в предусмотренных и по ходу складывающихся внешних обстоятельствах. Это в сочетании с динамично­стью спортивного состязания и другими усложняющими его условиями ставит соревнующихся перед необходимо­стью действовать с дополнительной (сравнительно с дея­тельностью в иных условиях) активностью, собранностью и расчетливостью, сопряженных с интенсивной затратой психической энергии. Возникающие в связи с этим за­просы к мобилизационным и регуляторным возможностям спортсмена бывают в экстремальных ситуациях предель­ными или близкими к предельным. Например, тогда, ког­да в последние секунды спортивно-игрового поединка при равенстве шансов на выигрыш у соперничающих команд, чтобы одержать победу, необходимо точно поразить услов­ную цель (попасть мячом в баскетбольное кольцо, забить мяч либо шайбу в ворота и т. п.), или когда требуется в той же ситуации, несмотря на крайнее утомление, к исхо­ду борцовской схватки (боксерского либо фехтовального поединка) мощно и точно провести выигрышный боевой прием, или в последней из предоставляемых прыгунам в длину соревновательных попыток точно выполнить оттал­кивание, не допустив заступа, и т. д.

В целом совокупность требований, предъявляемых спортсмену соревновательной деятельностью и типичны­ми для нее обстоятельствами, глубоко затрагивает многие психические функции, активизирует их и вносит немалую психическую напряженность. В частности, здесь весьма высокие требования предъявляются к функциям восприя­тия и срочной переработки информации, на основе кото­рой спортсменом принимаются решения о выборе и вы­полнении соревновательных действий (информации о поведении соперников и партнеров, внешних условиях дей­ствий и динамике соревновательных ситуаций, а также ощущений и восприятий своих собственных действий, их результативности либо нерезультативности, адекватности либо неадекватности ходу состязания и т. д.). Поток этой информации в процессе состязания многосторонен и ско­ротечен. Чтобы своевременно и верно реагировать на нее, нужно в усложненных условиях проявить способности тонко специализированных ощущений и восприятий, эк­стренной оценки их и выработки решений, конкретного, практически ориентировочного мышления, оперативного нахождения способов целесообразных действий и преоб­разования их применительно к быстро меняющимся со­ревновательным ситуациям. Психическая нагрузка, со­пряженная со срочными восприятиями, осмыслением и оперативным использованием текущей информации в про­цессе состязания, особенно усугубляется в условиях мгно­венно и широко варьируемых прямых противодействий со­перников (как в спортивных единоборствах, так и во многих спортивных играх). Тем более тогда, когда соперники умело маскируют свои истинные соревновательные намерения, что затрудняет упомянутые рефлексивные взаимодействия при оценке соревновательных ситуаций и принятии адек­ватных решений.

Острота психических нагрузок в спортивных состя­заниях необычно усиливается эмоциональными фактора­ми. Диапазон колебаний эмоций в процессе многократно воспроизводимых выступлений в спортивных соревнова­ниях чрезвычайно велик — от внешнего спокойствия, со­пряженного с внутренней напряженностью, до безудерж­ной радости и глубоких огорчений. Здесь возникают в раз­личной степени выраженные чувства встревоженности и возбужденности, опасения, рискованности и неуверенно­сти, скованности и растерянности, раскованности и боево­го задора, вдохновения, жажды победить и гордости за незаурядные свершения, многие иные переживания, до­стигающие в известных ситуациях, как уже сказано, силы эмоционального стресса. Понятно, что возможность овла­деть этой игрой эмоций, целенаправленно подчинить их своей воле в решающей мере определяется силой характе­ра, личностными качествами спортсмена и особенно сте­пенью развития его волевых качеств.

Надо думать, любой вид спорта требует незаурядных проявлений всех или большинства основных волевых ка­честв, известных как целеустремленность, инициатив­ность, решительность, смелость, самообладание, настой­чивость, стойкость. Требования к ним в различных видах спорта, наряду со сходством, в определенном отношении специфичны, поскольку зависят от конкретных особенно­стей содержания, форм и условий соревновательной дея­тельности, типичных для тех или иных видов спорта. Это дало основания психологам спорта говорить о различных соотношениях центральных и подкрепляющих звеньев в структуре волевых проявлений у представителей различ­ных спортивных специализаций [7]. Так, у представите­лей стайерских видов спорта, например, в качестве цент­рального звена в структуре волевых проявлений выделяют мобилизацию настойчивости и стойкости, включая упор­ство и способность терпеть, а в качестве подкрепляющих звеньев — проявления иных волевых качеств. У специа­лизирующихся же в видах спорта, выполнение соревнова­тельных действий в которых связано с повышенной степе­нью риска (прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду, выполнение рискованных элементов на гимнастиче­ских снарядах и т. п.), к центральному звену относят про­явления смелости, решительности и самообладания. Тако­го рода представления, несмотря на их схематизм и недостаточную точность, в какой-то мере характеризуют особенности структуры волевых проявлений в различных видах спорта.

Все сказанное о воздействии спортивно-соревнователь­ной деятельности на психическое состояние спортсмена и о специфике ее совместных (с условиями соревнований) требований к его психической мобилизации и регуляции подчеркивает неординарность, явную незаурядность этой деятельности в рассмотренных отношениях. Разумеется, острота и глубина ее психически мобилизующих, либо угне­тающих, либо просто дискомфортных воздействий на со­ревнующихся, зависят от ряда переменных факторов и об­стоятельств, в том числе от конкретной значимости того или иного соревнования и уровня конкуренции в нем, эмо­ционального влияния зрительской аудитории, личной за­интересованности участников соревнования выступлением и результатом в нем, а следовательно, и от их мотивирован­ности, а также от уровня их общей и специальной психи­ческой подготовленности, других детерминант поведения, меняющихся в процессе спортивного совершенствования. Тем не менее система соревнований, функционирующая в спорте, в целом всегда оказывает существенное воздействие на действующего спортсмена. Как своего рода централь­ный направляющий стержень спортивной жизни, она во многом формирует психический статус спортсмена и его психодинамику, влияет тем самым на определяющие ли­нии его поведения.

В связи с этим надо иметь в виду, что. личный успех либо неуспех в состязаниях, особенно престижных, остав­ляет в психическом состоянии спортсмена не только недол­говременный, но и долговременный «след» — нередко на­кладывает прочный отпечаток на его эмоции, общее настроение и даже на жизненные ориентации (когда спорт­смен связывает с исходом соревнований жизненно важ­ные надежды). Это побуждает конкретизировать, уточнять, а подчас и пересматривать ближайшие и перспективные цели спортивной деятельности. У спортсменов же, профес­сионализирующихся в спорте, под воздействием Исхода со­стязаний вносятся изменения и в основные жизненные планы.

Требования спортивных соревнований к реализации физических возможностей спортсмена и параметры со­ревновательных нагрузок. Психически мобилизующие воздействия спортивных соревнований на достаточно под­готовленных к ним спортсменов, особенно эмоциональный подъем, вызываемый динамикой состязания и его условия­ми, обусловливают, естественно, неординарную мобилиза­цию и тех функциональных возможностей спортсмена, которые составляют основу проявления его физических

[качеств, двигательных и сопряженных с ними способно-'стей. Характер и уровень их проявлений зависят, конеч­но, прежде всего, от особенностей двигательного содержа­ния соревновательной деятельности, ее форм и регламента. ! С учетом этого следует выделить ряд типов соревнователь­ной деятельности, охарактеризованных ниже в рассмат­риваемом отношении, главным образом, в пределах видов репорта, результаты в которых в определяющей мере про-изводны от двигательной активности спортсмена.

Типы соревновательной деятельности силового, скоро­стного и скоростно-силового характера с однократными или кратковременными циклическими формами действий-Сюда относятся состязания в классических тяжелоатлети­ческих упражнениях, метании спортивных снарядов (мо­лота, диска, копья и т. д.), легкоатлетических и акроба­тических прыжках, легкоатлетическом, велосипедном, конькобежном, плавательном спринте, других спортивных -упражнениях, имеющих названные типологические при­знаки. Для соревновательной деятельности здесь типич­ны: максимальная интенсивность и кратковременность мышечных усилий (в пределах секунд), Жесткое ограниче­ние числа соревновательных попыток в рамках отдельного состязания, предельные требования к мощности, точности и надежности движений с нарастающими зачетно-резуль­тативными показателями (величиной поднятой тяжести, дальности полета снаряда и т. д.), а следовательно, и к предельной мобилизации функций систем организма, обес­печивающих это (нервно-мышечной системы, системы так называемого анаэробного фосфогенно-гликолитического энергообеспечения и др.). Здесь велики требования и к физическим свойствам тела спортсмена, обеспечивающим неповреждаемость его структур при повышенных механи­ческих и биомеханических нагрузках (прочности опорно-двигательного аппарата, эластичности мышечных и свя­зочных тканей). Уровень требований к общей выносливости в состязаниях по видам спорта таких типов ниже, чем во многих других видах спорта, однако для надежного до­стижения успеха, особенно в крупных соревнованиях, длящихся нередко часами (в легкоатлетических чемпи­онатах, к примеру, выступления в прыжках с шестом ра­стягиваются нередко на 5-6 часов и более), нужна, кро­ме прочего, развитая специфическая соревновательная выносливость.



Принципиально по-иному выявляется результат в со­стязаниях по другим видам спорта рассматриваемой груп­пы, когда длина соревновательной дистанции стандартно фиксирована. В таких условиях соревнующиеся стремятся в процессе состязания не увеличить объем совершаемых действий, а минимизировать свое время выполнения сорев­новательного упражнения. А это значит, что ведущим фак­тором, усугубляющим требования к выносливости, здесь является совокупная интенсивность соревновательных дей­ствий, выраженная в общей скорости передвижения. Отсю­да выносливость приобретает «скоростной характер», при­чем тем значительнее, чем короче размер соревновательной дистанции и время ее преодоления. В зависимости от этого отличаются требования к функциям систем организма, обес­печивающим эффект соревновательной деятельности, уро-вень-и режим их функционирования. Некоторые представ­ления об этом дают сведения, обобщенные в таблице 5.

Подразделение на четыре зоны в данной таблице сде­лано с учетом широко принятой градации циклической мышечной деятельности в пределах так называемых зон относительной мощности, которая намечена в физиологи­ческой трактовке достаточно давно (В. С. Фарфель и др.), около полувека тому назад. Впоследствии неоднократно предпринимались попытки детализировать и уточнить эту градацию. По одной из последних версий, разработанных с позиций современных биоэнергетических представлений, при оценке относительной мощности циклической мышеч­ной деятельности различной продолжительности и интен­сивности предлагается различать до двадцати «зон» (вер­нее сказать, биоэнергетических фаз) [9]. С этой позиции мощность каждого спортивно-соревновательного цикличе­ского упражнения оценивается дробно-дифференцирован­но. К примеру, даже в 20-секундном спринтерском беге предлагается различать шесть зон, следующих друг за дру­гом по ходу бега в зависимости от мощности и емкости биоэнергетических источников, действующих пофазно (предполагается, что здесь в качестве биохимических суб­стратов поочередно используются: аденозинтрифосфат мио-фибрилл, креатинфосфат в них, затем креатинфосфат ци­топлазмы мышечных клеток, гликоген мышц и некоторые парные сочетания различных субстратов в переходных режимах). Такие подробности не отображены, разумеется, в укрупненной группировке упражнений в таблице. 5.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.