Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 8 страница




бывают и, так сказать, внутриличностные противоречия, когда спортсмен конфликтует как бы сам с собой, убежда­ясь, к примеру, в несоответствии своих реальных возмож­ностей преследуемой им в соревновании цели.

Говоря о «рефлексивных» взаимодействиях, или, ины­ми словами, взаимно отображающих отношениях участвую­щих в спортивном состязании, подразумевают тот факт,

Спортсмен А стремится адекватно предви­деть свои действия с учетом вероятных действий соперника; к тому же стремится и спортсмен Б. В условиях таких проти-воборческих взаимоотношений активность оперативного практического мышления и психическая напряженность соревнова­тельной деятельности особенно возрастают.

что для верного принятия и выполнения решений по ходу соревнования каждый соревнующийся должен предвидеть (предугадать, распознать) замыслы и кон­кретные намерения сопер­ников и партнеров (в ко­мандном соревновании), мысленно как бы поставив себя на их место, оценить последствия задуманных ими решений и, в зависи­мости от этого, с пользой для себя (и команды) опре­делить свои ответные дей­ствия (рис. 7). Такого рода «взаимная рефлексия» важна в любом виде спорта как предпосылка и существенный компонент искусной так­тики состязания. Это особенно значимо в состязаниях по тем видам спорта, которые характеризуются прямыми и чрезвычайно варьируемыми противодействиями соперни­ков, как и взаимодействиями партнеров (спортивные еди­ноборства, многие спортивные игры).

Что касается «вероятностного» характера развертыва­ния спортивно-соревновательной деятельности, то он выра­жается в том, что ее предварительный замысел (план, про­ект, модель и т. п.) реализуется в действительности не однозначно и не в полном соответствии с выработанными наметками, а с той или иной вероятностью неизбежных из­менений, отклонений, коррекций. Это не исключает того, что целевая направленность и общий замысел поведения спортсмена в состязании имеет определенную устойчивость. Вместе с тем конкретная тактика реализации и особенно отдельные соревновательные действия неизбежно варьиру-96 ются, а в ряде ситуаций Приходится изменять и предвари­тельно намеченные общие линии ведения состязания. Не­избежные изменения обусловлены широким комплексом закономерно и случайно возникающих обстоятельств, в том числе: варьирующим поведением соперников и партнеров, динамичностью ситуаций, меняющихся (подчас непредска­зуемо) по ходу развертывания состязания, привходящими изменениями внешних условий (в частности, зависящих от поведения зрителей и от состояния оборудования мест со­стязания, а также метеорологических и других условий). Понятно, что вероятность того, насколько удастся или не удастся реализовать соревновательные намерения, в различ­ных видах спорта далеко не одинакова. Так, в видах спорта, отличающихся наибольшей стандартизацией условий состя­зания, отсутствием прямых физических контактов сорев­нующихся и наименьшим варьированием состава соревно­вательных действий (большинство видов легкой атлетики, спортивная гимнастика и т. д.), возможность полностью и в деталях реализовать в состязании предварительно заду­манное весьма велика. В спортивных же единоборствах и играх, отличающихся наибольшей взаимообусловленностью действий соревнующихся, чрезвычайной вариативностью и динамичностью соревновательных ситуаций, вероятность полного совпадения предварительно задуманного плана со­ревновательной деятельности с ее фактически развертыва­нием в ходе состязания совсем невелика.

4.2.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ, СОСТАВА И ТРЕБОВАНИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА

Чтобы подойти к целостным системным представлени­ям о соревновательной деятельности спортсмена, надо ра­зобраться в ее содержании и формах, для чего следует про­анализировать в комплексе основные определяющие их черты. Важно при этом иметь в виду конкретную состяза­тельную направленность и мотивацию спортсмена, состав используемых им для реализации цели технических дей­ствий и тактических форм ведения состязания, зависимость его соревновательной деятельности от регламента и условий состязания, требования, предъявляемые соревнованием к психическим и физическим возможностями спортсмена.

4.2.1. Конкретная состязательная нацеленность и мотивация спортсмена

Не вызывает сомнений, что поведение спортсмена в процессе состязания с личностной позиции зависит, в пер­вую очередь, от его конкретной нацеленности и лежащей в ее основе мотивации. Исходной предпосылкой при этом является состязательная установка спортсмена, в каче­стве которой выступает личностная предрасположенность к состязанию, отражающая свойственные ему потребно­сти, интересы и осмысленная как мотив соревнователь­ного поведения. Среди подобных установок есть как от­носительно устойчивые (прочно сформированные в течение жизни под воздействием воспитания и общих жизнен­ных условий), так и сравнительно подвижные (опера­тивно меняющиеся в зависимости от актуальных ситуа­ций) потребности, интересы и мотивы. Состязательные установки спортсмена связаны также, разумеется, с об­щими нравственными устоями его поведения, характе­ром, темпераментом, индивидуальными особенностями волевых проявлений. Все это в комплексе так или иначе индивидуально детерминирует (причинно обусловливает в личностном отношении) конкретную состязательную на­целенность и поведение спортсмена в том или ином со­ревновании.

В зависимости от названных личностных детерминант и других факторов, влияющих на конкретную целена­правленность соревновательного поведения спортсмена, она может существенно варьироваться в различных соревнова­ниях. При этом кроме личностно-индивидуальных факто­ров на нее более или менее сильно влияют и различные внешне обусловливающие факторы: официально установ­ленный ранг соревнования, его престижность (либо не пре­стижность), уровень конкуренции (сила участвующих кон­курентов), «установочные» воздействия (инструкции, убеждения, разъяснения) тренера, спортивных руководите­лей, других заинтересованных лиц, степень морального и материального поощрения (либо неодобрения) за результат выступления в соревновании, состояние технических и дру­гих внешних условий, в которых проходит состязание. От­сюда понятно, что конкретная соревновательная нацелен­ность поведения спортсмена не обязательно всегда будет совпадать с его долговременноперспективной или даже этап­ной целью.

Истинный спортсмен должен быть нацелен в общей тен­денции на предельную реализацию своих спортивных воз­можностей, достижение максимально высокого спортив­ного результата, незаурядной спортивной победы, личного рекорда, который был бы не только личным. Это опирает­ся на устойчивые мотивы самовыражения, самоутвержде­ния и самосовершенствования личности, наряду с опорой на коренные социально значимые ориентации, нравствен­ные принципы и чувства (чувства чести, патриотизма, об­щественной ответственности и т. д.). Конкретная же цель, преследуемая спортсменом в том или ином из отдельных соревнований, далеко не всегда предусматривает демонст­рацию предельного результата. Это обусловлено, кроме прочего, соображениями, вытекающими из закономерно­стей оптимальной подготовки спортсмена к наиболее от­ветственному соревнованию. В такой ситуации именно на это соревнование проецируется этапная цель победы или завоевания возможно высокого зачетного места или (и) установления рекорда. В подготовительных к нему со­стязаниях нередко намечается преднамеренно лимитиро­ванный результат, заведомо ограничиваемый, исходя из необходимости более или менее постепенного подведения к новому достижению либо по иным тактическим сообра­жениям.

В общем разнообразии конкретных целевых намере­ний, реализуемых спортсменом в различных состязаниях, можно выделить, соотнося их со спортивным результатом, как минимум следующие достаточно распространенные варианты.

1. Нацеленность на победу «во чТо бы то ни стало» с превышением прежнего индивидуально-максимального достижения. То есть на то, чтобы непременно, несмотря на все трудности противоборства, добиться спортивного превосходства над соперниками (если и не над всеми участ­никами соревнования, то над теми, которых можно побе­дить с предельной мобилизацией своих возможностей). Такая нацеленность при соответствующих условиях мо­жет быть сопряжена с установкой «на рекорд» (личный и не только личный, в тех, разумеется, видах спорта, в ко­торых фиксируются рекорды).

2. Нацеленность на демонстрацию как можно более высокого результата в условиях, объективно ограничиваю­щих его, либо в облегчающих условиях.


3. Нацеленность на демонстрацию преднамеренно строго
лимитированного результата.

4. «Условно-состязательНая» нацеленность, не сосре-
доточенная на спортивнотехническом результате.

Первый вариант типичен для состязательной нацелен­ности спортсменов главным образом тогда, когда они ос­новательно мотивированы на доетижения в ответственных Собственно спортивных соревнованиях. Конкретная при­рода мотивации при этом (как, впрочем, и при иных обо­значенных вариантах соревновательной нацеленности) бывает в различных случаях отнюдь не однозначной: в той, в основе которой лежат самые высокие человеческие чув­ства и устремления, но и в той, которая диктуется често­любием или меркантильными интересами. Признавая в принципе значение и нужность материального поощрения выдающихся спортивных достижений, было бы, однако, немудрым отдавать ему безусловный приоритет в спортив­ной мотивации хотя бы потому, что лишь такого рода сти­мулы не способны служить неиссякаемым источником спортивных свершений. Давно замечено, что наивысшие достижения стимулирует подлинно высокая цель.

Второй вариант близок к первому, но отличается тем, что в нацеленности спортсмена на возможно высокий ре­зультат предусматривается «поправка» на его вероятное отклонение от возможного в иных объективных условиях, — более благоприятных либо, напротив, менее благоприятных, чем в данном состязании. Этот вариант постановки сорев­новательной цели нередко практикуется в ряде неосновных официальных соревнований, когда по отношению к ним не проводится специальная предсоревновательная подготовка. В таких случаях выступление в состязаниях часто идет как бы «на фоне» повышенных тренировочных нагрузок и со­провождается хронической кумуляцией эффектов трениро­вочных и соревновательных нагрузок, в силу чего затруд­няется полная реализация наличных достиженческих воз­можностей спортсмена. Второй вариант практикуется и в не­официальных или полуофициальных соревнованиях трени­ровочного и контрольного характера, организуемых, в част­ности, и с облегчением условий выполнения соревнователь­ных упражнений (с упрощением регламента сравнительно с регламентом крупных официальных соревнований, изме­нением числа зачетных попыток, устранением внешних помех и т. д.). Такая соревновательная практика играет не­маловажную роль в приобретении спортсменом соревнова­тельного опыта, стимулировании развития специфической тренированности, воспитании волевых качеств и умения адекватно регулировать состязательные установки, в конт­роле процесса спортивного совершенствования. Суще­ственно также, что нацеленность на демонстрацию возможно более высокого результата в объективно затрудняющих усло­виях, в соединении с ясным пониманием спортсменом того, как и в каком направлении повлияют эти условия на его ре­зультат, освобождает спортсмена от излишних пережива­ний, если результат оказался ниже продемонстрированных им ранее.

Третий вариант конкретной нацеленности соревнова­тельной деятельности спортсмена, как и предыдущий, свя­зан с практикой использования неосновных соревнований в качестве средства подготовки к основным. В отличие от предыдущего, однако, этот вариант предусматривает не предельное, а как бы нормированное проявление дости­женческих возможностей спортсмена с точным расчетом на тот результат, который может быть показан наверняка или с наименьшей вероятностью не достичь его. Тем са­мым формируется установка, позволяющая, несмотря на увеличение числа состязаний, избежать излишней напря­женности соревновательной нагрузки. Такая установка бывает адекватной и тогда, когда спортсмен по тактиче­ским соображениям намерен не раскрывать преждевремен­но свои достиженческие возможности (перед будущими основными соперниками), а также и тогда, когда спорт­смен явно значительно превосходит своих соперников. Таким образом, собственно состязательные начала поведе­ния спортсмена в этом варианте в определенной мере ре­дуцированы, как бы «свернуты» (подчинены спортивно-подготовительным и связанным с ними намерениями). Вместе с тем его деятельность по ходу соревнования раз­вертывается в соответствии с состязательной логикой, под влиянием установленных правил и условий соревнований (в том числе официальных).

В охарактеризованных трех вариантах направленности соревновательной деятельности спортсмена как бы цент­ральным пунктом конкретизации ее предметной нацелен­ности берется установка на достижение определенного спортивнотехнического результата, в этом смысле она цен­трирована на данной основе. Это не значит, конечно, что вся мотивация спортсмена при такой ориентации сводит­ся исключительно к нацеленности на спортивнотехниче-ский результат — суть ее всегда шире и глубже. Речь идет лишь о характере соотнесения соревновательных намере­ний спортсмена с. конкретным выражением результата его состязательных усилий, типичном для прогрессирующих спортсменов в большинстве соревнований. Но не все и не всегда, выступая в спортивных соревнованиях, ориенти­руются непременно и в первую очередь на технический результат. В определенных ситуациях бывает типичной и условно-состязательная нацеленность, не направлен­ная на формализованный результат (какой-то технический результат при этом намечается, но не на строго заданном уровне, а с довольно широким диапазоном вариаций, не продиктованных чисто спортивными соображениями). Из нее обычно исходят, например, в спортивно-показа­тельных выступлениях, но не только — ее придержива­ются в определенных случаях и при участии в официаль­ных соревнованиях спортсмены, не претендующие ни на превосходство над другими участниками, ни на заметный результат. Ведущие мотивы в таких случаях бывают опять-таки неоднозначны, в том числе часто те, которые лако­нично выражены в кубертеновском девизе: «Главное — не победа, а участие!*.

Предпочтительный выбор того или иного варианта со­ревновательной установки субъективно во многом зависит от так называемого уровня притязаний спортсмена (меры свойственных ему устремлений к самоутверждению и во­обще к удовлетворению личных запросов, производной от самооценки личных возможностей, характера, темперамен­та и других свойств личности). Одна из основных забот наставников и самих спортсменов при выработке конкрет­ных соревновательных целей — регулирование уровня притязаний с тем, чтобы он был адекватным, а не зани­женным и не завышенным по отношению к реальным воз­можностям спортсмена и обоснованно избранной линии подготовки к особо значимым соревнованиям.

В решении этой проблемы нередко возникают проти­воречия между теми, кто непосредственно вырабатывает и реализует конкретно индивидуализированные спортивно-соревновательные цели (тренеры, спортсмены), с одной стороны, и теми, кто влияет на их постановку с иных по­зиций (спортивными организаторами, кураторами, спон­сорами и т. д.). Принципиально тут следует исходить из того, что после твердого согласования с заинтересованны­ми лицами прогноза результатов на главные, общезначи­мые и наиболее ответственные соревнования, решающая роль в конкретизации индивидуализированных состяза­тельных целей должна принадлежать тренеру и спортсме­ну, способным обоснованно предвидеть целесообразный результат, который согласуется в конечном счете с глав­ной целью. Категорические «руководящие указания» тут совершенно неуместны, а подчас и вредны, особенно, ког­да они вытекают из чисто конъюнктурных соображений и спортивной некомпетентности. Вместе с тем спортсмен и тренер не могут не считаться, конечно, с общими спортивно-престижными и другими интересами команды, за кото­рую они выступают, а также интересами общественных организаций и государственных структур, под эгидой ко­торых они выступают. Вероятные расхождения между кон­кретными индивидуальными и общими целями, пусть и нелегко, но при разумном подходе преодолимы.

4.2.2. Техника и тактика соревновательной деятельности спортсмена

Под техникой соревновательных действий подразуме­ваются относительно эффективные способы их выполнения, являющиеся первично-цельными формами построения дви­жений спортсмена, а под тактикой соревновательной дея­тельности — общие формы ее целесообразного построения в целом, последовательно объединяющие соревновательные действия в соответствии с замыслом и основными линиями поведения спортсмена (команды) на соревновании. Практи­чески техника и тактика в реальной соревновательной дея­тельности спортсмена не существуют раздельно, но в инте­ресах анализа есть смысл рассматривать их не только совместно, а поочередно-избирательно.

Техника соревновательных действий как относитель­но самостоятельный компонент соревновательной деятель­ности. Если рассматривать соревновательную деятельность спортсмена в аспекте составляющих ее форм построения, то вся она предстает в виде совокупности технически и тактически упорядоченных действий. Их техника в дви-гательно активных видах спорта, как и вообще техника двигательных действий [б], характеризуется смысловой основой, пространственно-временной (кинематической), динамической и ритмической структурой движения, объе­диняемых в рамках того или иного действия. В процессе долговременных занятий спортом техника соревнователь­ных действий филигранно отрабатывается, шлифуется, приспосабливается к максимальным проявлениям функ­циональных возможностей спортсмена, в результате дово­дится, как правило, до намного более высокой степени совершенства, чем формы аналогичных действий неспор­тивного характера (это хорошо заметно и на глаз — доста­точно сравнить, скажем, технику спортивной и бытовой ходьбы, спортивного и бытового бега).

Для обоснованных суждений о техническом мастерстве спортсмена учитывают ряд показателей, качественно и ко­личественно характеризующих состояние техники сорев­новательных действий, в том числе показателей общей ре­зультативности, парциальной эффективности и надежности техники соревновательных действий, объема и разнообра­зия совокупности технико-соревновательных навыков спортсмена.

Показатели того, насколько техника соревновательных действий спортсмена результативна в целом и эффективна в деталях, соответственно подразделяют на интегральные показатели результативности (комплексно выраженные в спортивном результате) и дифференциальные (частные парциальные) показатели эффективности.

Первые определяют обычно путем сравнения количе­ственных оценок спортивного результата, показанного при целостном выполнении соревновательных действий, с пред­положительно возможным результатом, который рассчи­тывается (по уравнениям регрессии) на основе результата выполнения в контрольной «прикидке» тестовых упраж­нений, отличающихся от соревновательных действий ме­нее сложной техникой, к примеру спортивный результат прыгуна в высоту сравнивается с результатом, рассчитан­ным на основе оценки высоты выпрыгивания вверх с мес­та без преодоления планки. (Подробнее об измерительных и расчетных операциях при использовании этого и других критериев технического мастерства спортсменов см. в курсе спортивной метрологии [1].) Смысл такого сопоставления заключается в том, чтобы определить, насколько полно техника соревновательных действий, сформировавшаяся у спортсмена, позволяет реализовать двигательный потен­циал (наличные спортивнодостиженческие возможности), которым спортсмен располагает на данной ступени спортив­ного совершенствования. С той же целью при выявлении дифференциальных показателей эффективности спортив­ной техники оценивают и сопоставляют с некоторым ус­ловным эталоном отдельные ее черты, выделяемые, есте­ственно, применительно к особенностям вида спорта. Например, оценивая технику спортивных прыжков на ба­туте, измеряют и сравнивают время нахождения в полете при соревновательных прыжках и просто при максималь­ном выпрыгивании вверх без последующих вращательных и других движений, имея в виду, что минимальная разни­ца времени здесь (либо отсутствие ее) свидетельствует о совершенстве этого элемента техники движений; о том же в технике подъема штанги на грудь свидетельствует ми­нимально возможная высота подъема при взятии штанги .на грудь в момент подседа, а в беге — определенное соот­ношение времени полетных и опорных фаз беговых шагов или их частоты и длины, в гребле — соотношение време­ни подводной проводки и проноса весла.

Показатели надежности сформировавшейся техники соревновательных действий складываются из показателей ее стабильности (единообразной воспроизводимости) в от­носительно стандартных условиях, устойчивости по отно­шению к сбивающим факторам (внешним и внутренним помехам, способным внести искажения в технику движе­ний), целесообразной вариативности (оправданной изме­няемости в деталях) в меняющихся условиях состязаний, экономичности при многократном воспроизведении сорев­новательных действий непредельной интенсивности.

Конкретный выбор и способы оценки этих показателей тоже зависят, разумеется, от особенностей видов спорта. Так, в качестве одного из основных показателей надежности тех­ники соревновательных действий, например, в видах спорта скоростно-силового типа используется соотношение удач­ных (приводящих к заданному результату) и неудачных попыток при неоднократном выполнении их в процессе со­стязания либо в условиях тренировочной «прикидки» (к примеру, при десятикратных попытках в прыжках на освоенную субпредельную высоту или при трех-пятикрат-ных попытках поднимания штанги околопредельного веса). В видах спорта, отличающихся предельными требования­ми к выносливости, особо важным своеобразным критери­ем надежности техники соревновательных действий могут служить показатели того, насколько она способствует эко­номному использованию энергии без ущерба, конечно, для спортивного результата и с пользой для него (косвенно и приблизительно об этом судят по таким признакам, как от­сутствие излишней напряженности спортсмена и неоправ­данных, лишних движений при нужной скорости передви­жения и общей результативности, но для точных суждений тут не обойтись без инструментальных методов оценки энер­готрат, используемых в исследовательских условиях). Эко-номизирующая и тем благоприятствующая роль техники движений в таких видах соревновательной деятельности весьма существенна. В частности, экспериментально уста­новлено, что за время преодоления одной и той же дистан­ции большой протяженности с одной и той же скоростью спортсмены, не обладающие отлаженной техникой движе­ний, вынуждены тратить на десятки процентов (!) больше энергии, чем мастера спорта с высокосовершенной техни­кой двигательных действий. А это дает последним возмож­ность в процессе состязания во время не самых напряжен­ных его эпизодов сохранять свою энергию с тем, чтобы с полной результативностью использовать ее в самых напря­женных и решающих эпизодах.

В ряду названных показателей надежности техники со­ревновательных действий есть, казалось бы, несовмести­мые — стабильность и вариативность. Однако, по сути, эти признаки — неотъемлемые свойства любого совершенного навыка (это физиологически подчеркивается понятием «ди­намическая стереотипия» функциональной основы навы­ка). Целесообразная вариативность здесь выражается в из­менении способа выполнения действий либо их технических деталей (главным образом в начальной, входной фазе дей­ствия по принципу так называемой воронки) применитель­но к меняющимся соревновательным ситуациям и внешним условиям состязания. Стабильность же действий выража­ется в единообразном воспроизведении их технической ос­новы, а в относительно стандартных условиях состязания — и их деталей. Надежность техники соревновательных дей­ствий как раз и гарантируется всегда определенным соот­ношением этих противоположностей — стабильности и вариативности. При этом конкретно-оптимальное соотно­шение их зависит, разумеется, от особенностей видов спорта. В тех из них, соревновательные ситуации в кото­рых чрезвычайно изменчивы из-за непосредственной взаи­мозависимости контактных противодействий соперников (спортивные единоборства и игры), или из-за нестандарт­ности предметных условий обстановки состязания (кросс, горнолыжные состязания и т. п.), естественно, моменты вариативности техники соревновательных действий зна­чительно более выражены, чем в видах спорта, для состяза­ний в которых типичны относительно стандартные условия (большинство видов легкой атлетики, тяжелая атлетика, спортивная гимнастика и др.).

Показатели объема и разнообразия совокупности на­выков техничного выполнения соревновательных действий, сформировавшихся у спортсмена, это, иначе говоря,.— показатели того, сколько таких навыков выработалось у него и какова степень их разнообразия. Понятно, что эти показатели особенно значимы в тех видах спорта, соревно­вательная деятельность в которых включает множество разнообразных действий (спортивногимнастические и дру­гие спортивные многоборья, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и др.), и тем более в видах спорта, где соревновательная деятельность осложнена к тому же чрез­вычайно варьирующимися и неопределенно предсказуемы­ми изменениями соревновательных ситуаций (спортивные единоборства, игры и др.). Вообще же объем и разнообра­зие соревновательных навыков — так или иначе важные показатели подготовленности спортсмена, значимые по-свое­му в любом виде спорта, включая и те, где соревнователь­ная деятельность как бы «замкнута» на одной-единствен-ной форме действия (прыжок, либо метание, либо бег и т. д.). Определенный запас соревновательных навыков помогает и в этих видах спорта целесообразно варьировать способы соревновательных действий, когда в том возникает необ­ходимость (ввиду изменения соревновательной ситуации или внешнеередовых условий, в частности погодных), рас­ширяет возможности использования разных тактических вариантов ведения состязания в его различных стадиях (предварительные, финальные). Надо к тому же Не забы­вать, что создаваемое в процессе многолетней спортивной деятельности богатство индивидуального фонда навыков спортсмена — одна из существеннейших предпосылок его продвижения по ступеням спортивного мастерства.

За время многолетних занятий спортом техника сорев­новательных действий спортсмена, конечно, не остается неизменной, она формируется, преобразуется, обновляется


в решающей зависимости от уровня развития его физиче­ских и психических качеств, способностей. В этом смысле она как бы производна от степени его индивидуального физического и психического развития. Отсюда следует, кроме прочего, что нет некой наилучшей, одинаково при­годной для всех, техники спортивных движений, и попыт­ка сконструировать ее в универсальной форме по меньшей мере нереалистична, хотя есть, конечно, общие закономер­ности ее построения (в частности, биомеханические), на основе которых строятся индивидуализированные формы действий. Они образуются и совершенствуются во всех активнодвигательных видах спорта в особенно существен­ной зависимости от индивидуального уровня развития дви­гательных способностей, являющихся ведущими в том или ином виде спорта. Существенно также, что во многих ви­дах спорта техника соревновательных действий настолько тесно связана с избираемой спортсменом тактикой кон­кретного состязания, что основными компонентами состава его деятельности в нем являются не сами по себе техниче­ские приемы, а технико-тактические действия как орга­нически слитые соединения технически и тактически сфор­мированных операций. В наибольшей мере это характерно для соревновательных действий в спортивных единобор­ствах и играх. Нередко в различных вариантах таких со­единений техника движений в определенных фазах (часто в начальных, подготовительных) значительно видоизме­няется (одно дело, к примеру, выполнить борцовский бро­сок соперника при обороне, под натиском противоборству­ющего, другое — провести бросковый прием в атаке на потерявшего устойчивость соперника). Сопряженность тех­ники и тактика действий спортсмена, равно как и их за­висимость от уровня развития его индивидуальных качеств, обязывают в процессе подготовки соблюдать единство всех ее сторон — физической, психической, технической и так­тической.

Тактика соревновательной деятельности спортсмена.

В общем понятие спортивная тактика охватывает как мыслительные операции и конструкции (модели), опре­деляющие стержневые линии поведения спортсмена (спортивной команды) в состязании, так и реализующие их практические формы его соревновательного поведения. Соответственно, говоря о тактике соревновательной дея­тельности спортсмена, надо видеть связь ее мыслитель­ных и практических форм, но в то же время и различать их. Не замечать их различия недопустимо, хотя бы уже потому, что даже очень хороший тактический замысел нередко бывает практически реализован плохо либо вов­се не реализован, так же как потенциально имеющиеся у спортсмена возможности тактически целесообразного по­ведения бывают не использованы из-за неверного такти­ческого замысла. В целом смысл тактики спортсмена (ко-> манды) заключается в выработке и использовании таких г замыслов, моделей и практических способов соревнова­тельного поведения, которые позволяли бы с наибольшей эффективностью реализовать свои достиженческие воз­можности (физические, психические, технические) и с [ наименьшими трудностями преодолеть противодействия соперников.

.     Мыслительную основу спортивной тактики составля-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.