|
|||
Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 8 страницабывают и, так сказать, внутриличностные противоречия, когда спортсмен конфликтует как бы сам с собой, убеждаясь, к примеру, в несоответствии своих реальных возможностей преследуемой им в соревновании цели. Говоря о «рефлексивных» взаимодействиях, или, иными словами, взаимно отображающих отношениях участвующих в спортивном состязании, подразумевают тот факт,
что для верного принятия и выполнения решений по ходу соревнования каждый соревнующийся должен предвидеть (предугадать, распознать) замыслы и конкретные намерения соперников и партнеров (в командном соревновании), мысленно как бы поставив себя на их место, оценить последствия задуманных ими решений и, в зависимости от этого, с пользой для себя (и команды) определить свои ответные действия (рис. 7). Такого рода «взаимная рефлексия» важна в любом виде спорта как предпосылка и существенный компонент искусной тактики состязания. Это особенно значимо в состязаниях по тем видам спорта, которые характеризуются прямыми и чрезвычайно варьируемыми противодействиями соперников, как и взаимодействиями партнеров (спортивные единоборства, многие спортивные игры). Что касается «вероятностного» характера развертывания спортивно-соревновательной деятельности, то он выражается в том, что ее предварительный замысел (план, проект, модель и т. п.) реализуется в действительности не однозначно и не в полном соответствии с выработанными наметками, а с той или иной вероятностью неизбежных изменений, отклонений, коррекций. Это не исключает того, что целевая направленность и общий замысел поведения спортсмена в состязании имеет определенную устойчивость. Вместе с тем конкретная тактика реализации и особенно отдельные соревновательные действия неизбежно варьиру-96 ются, а в ряде ситуаций Приходится изменять и предварительно намеченные общие линии ведения состязания. Неизбежные изменения обусловлены широким комплексом закономерно и случайно возникающих обстоятельств, в том числе: варьирующим поведением соперников и партнеров, динамичностью ситуаций, меняющихся (подчас непредсказуемо) по ходу развертывания состязания, привходящими изменениями внешних условий (в частности, зависящих от поведения зрителей и от состояния оборудования мест состязания, а также метеорологических и других условий). Понятно, что вероятность того, насколько удастся или не удастся реализовать соревновательные намерения, в различных видах спорта далеко не одинакова. Так, в видах спорта, отличающихся наибольшей стандартизацией условий состязания, отсутствием прямых физических контактов соревнующихся и наименьшим варьированием состава соревновательных действий (большинство видов легкой атлетики, спортивная гимнастика и т. д.), возможность полностью и в деталях реализовать в состязании предварительно задуманное весьма велика. В спортивных же единоборствах и играх, отличающихся наибольшей взаимообусловленностью действий соревнующихся, чрезвычайной вариативностью и динамичностью соревновательных ситуаций, вероятность полного совпадения предварительно задуманного плана соревновательной деятельности с ее фактически развертыванием в ходе состязания совсем невелика. 4.2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ, СОСТАВА И ТРЕБОВАНИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА Чтобы подойти к целостным системным представлениям о соревновательной деятельности спортсмена, надо разобраться в ее содержании и формах, для чего следует проанализировать в комплексе основные определяющие их черты. Важно при этом иметь в виду конкретную состязательную направленность и мотивацию спортсмена, состав используемых им для реализации цели технических действий и тактических форм ведения состязания, зависимость его соревновательной деятельности от регламента и условий состязания, требования, предъявляемые соревнованием к психическим и физическим возможностями спортсмена. 4.2.1. Конкретная состязательная нацеленность и мотивация спортсмена Не вызывает сомнений, что поведение спортсмена в процессе состязания с личностной позиции зависит, в первую очередь, от его конкретной нацеленности и лежащей в ее основе мотивации. Исходной предпосылкой при этом является состязательная установка спортсмена, в качестве которой выступает личностная предрасположенность к состязанию, отражающая свойственные ему потребности, интересы и осмысленная как мотив соревновательного поведения. Среди подобных установок есть как относительно устойчивые (прочно сформированные в течение жизни под воздействием воспитания и общих жизненных условий), так и сравнительно подвижные (оперативно меняющиеся в зависимости от актуальных ситуаций) потребности, интересы и мотивы. Состязательные установки спортсмена связаны также, разумеется, с общими нравственными устоями его поведения, характером, темпераментом, индивидуальными особенностями волевых проявлений. Все это в комплексе так или иначе индивидуально детерминирует (причинно обусловливает в личностном отношении) конкретную состязательную нацеленность и поведение спортсмена в том или ином соревновании. В зависимости от названных личностных детерминант и других факторов, влияющих на конкретную целенаправленность соревновательного поведения спортсмена, она может существенно варьироваться в различных соревнованиях. При этом кроме личностно-индивидуальных факторов на нее более или менее сильно влияют и различные внешне обусловливающие факторы: официально установленный ранг соревнования, его престижность (либо не престижность), уровень конкуренции (сила участвующих конкурентов), «установочные» воздействия (инструкции, убеждения, разъяснения) тренера, спортивных руководителей, других заинтересованных лиц, степень морального и материального поощрения (либо неодобрения) за результат выступления в соревновании, состояние технических и других внешних условий, в которых проходит состязание. Отсюда понятно, что конкретная соревновательная нацеленность поведения спортсмена не обязательно всегда будет совпадать с его долговременноперспективной или даже этапной целью. Истинный спортсмен должен быть нацелен в общей тенденции на предельную реализацию своих спортивных возможностей, достижение максимально высокого спортивного результата, незаурядной спортивной победы, личного рекорда, который был бы не только личным. Это опирается на устойчивые мотивы самовыражения, самоутверждения и самосовершенствования личности, наряду с опорой на коренные социально значимые ориентации, нравственные принципы и чувства (чувства чести, патриотизма, общественной ответственности и т. д.). Конкретная же цель, преследуемая спортсменом в том или ином из отдельных соревнований, далеко не всегда предусматривает демонстрацию предельного результата. Это обусловлено, кроме прочего, соображениями, вытекающими из закономерностей оптимальной подготовки спортсмена к наиболее ответственному соревнованию. В такой ситуации именно на это соревнование проецируется этапная цель победы или завоевания возможно высокого зачетного места или (и) установления рекорда. В подготовительных к нему состязаниях нередко намечается преднамеренно лимитированный результат, заведомо ограничиваемый, исходя из необходимости более или менее постепенного подведения к новому достижению либо по иным тактическим соображениям. В общем разнообразии конкретных целевых намерений, реализуемых спортсменом в различных состязаниях, можно выделить, соотнося их со спортивным результатом, как минимум следующие достаточно распространенные варианты. 1. Нацеленность на победу «во чТо бы то ни стало» с превышением прежнего индивидуально-максимального достижения. То есть на то, чтобы непременно, несмотря на все трудности противоборства, добиться спортивного превосходства над соперниками (если и не над всеми участниками соревнования, то над теми, которых можно победить с предельной мобилизацией своих возможностей). Такая нацеленность при соответствующих условиях может быть сопряжена с установкой «на рекорд» (личный и не только личный, в тех, разумеется, видах спорта, в которых фиксируются рекорды). 2. Нацеленность на демонстрацию как можно более высокого результата в условиях, объективно ограничивающих его, либо в облегчающих условиях. 3. Нацеленность на демонстрацию преднамеренно строго 4. «Условно-состязательНая» нацеленность, не сосре- Первый вариант типичен для состязательной нацеленности спортсменов главным образом тогда, когда они основательно мотивированы на доетижения в ответственных Собственно спортивных соревнованиях. Конкретная природа мотивации при этом (как, впрочем, и при иных обозначенных вариантах соревновательной нацеленности) бывает в различных случаях отнюдь не однозначной: в той, в основе которой лежат самые высокие человеческие чувства и устремления, но и в той, которая диктуется честолюбием или меркантильными интересами. Признавая в принципе значение и нужность материального поощрения выдающихся спортивных достижений, было бы, однако, немудрым отдавать ему безусловный приоритет в спортивной мотивации хотя бы потому, что лишь такого рода стимулы не способны служить неиссякаемым источником спортивных свершений. Давно замечено, что наивысшие достижения стимулирует подлинно высокая цель. Второй вариант близок к первому, но отличается тем, что в нацеленности спортсмена на возможно высокий результат предусматривается «поправка» на его вероятное отклонение от возможного в иных объективных условиях, — более благоприятных либо, напротив, менее благоприятных, чем в данном состязании. Этот вариант постановки соревновательной цели нередко практикуется в ряде неосновных официальных соревнований, когда по отношению к ним не проводится специальная предсоревновательная подготовка. В таких случаях выступление в состязаниях часто идет как бы «на фоне» повышенных тренировочных нагрузок и сопровождается хронической кумуляцией эффектов тренировочных и соревновательных нагрузок, в силу чего затрудняется полная реализация наличных достиженческих возможностей спортсмена. Второй вариант практикуется и в неофициальных или полуофициальных соревнованиях тренировочного и контрольного характера, организуемых, в частности, и с облегчением условий выполнения соревновательных упражнений (с упрощением регламента сравнительно с регламентом крупных официальных соревнований, изменением числа зачетных попыток, устранением внешних помех и т. д.). Такая соревновательная практика играет немаловажную роль в приобретении спортсменом соревновательного опыта, стимулировании развития специфической тренированности, воспитании волевых качеств и умения адекватно регулировать состязательные установки, в контроле процесса спортивного совершенствования. Существенно также, что нацеленность на демонстрацию возможно более высокого результата в объективно затрудняющих условиях, в соединении с ясным пониманием спортсменом того, как и в каком направлении повлияют эти условия на его результат, освобождает спортсмена от излишних переживаний, если результат оказался ниже продемонстрированных им ранее. Третий вариант конкретной нацеленности соревновательной деятельности спортсмена, как и предыдущий, связан с практикой использования неосновных соревнований в качестве средства подготовки к основным. В отличие от предыдущего, однако, этот вариант предусматривает не предельное, а как бы нормированное проявление достиженческих возможностей спортсмена с точным расчетом на тот результат, который может быть показан наверняка или с наименьшей вероятностью не достичь его. Тем самым формируется установка, позволяющая, несмотря на увеличение числа состязаний, избежать излишней напряженности соревновательной нагрузки. Такая установка бывает адекватной и тогда, когда спортсмен по тактическим соображениям намерен не раскрывать преждевременно свои достиженческие возможности (перед будущими основными соперниками), а также и тогда, когда спортсмен явно значительно превосходит своих соперников. Таким образом, собственно состязательные начала поведения спортсмена в этом варианте в определенной мере редуцированы, как бы «свернуты» (подчинены спортивно-подготовительным и связанным с ними намерениями). Вместе с тем его деятельность по ходу соревнования развертывается в соответствии с состязательной логикой, под влиянием установленных правил и условий соревнований (в том числе официальных). В охарактеризованных трех вариантах направленности соревновательной деятельности спортсмена как бы центральным пунктом конкретизации ее предметной нацеленности берется установка на достижение определенного спортивнотехнического результата, в этом смысле она центрирована на данной основе. Это не значит, конечно, что вся мотивация спортсмена при такой ориентации сводится исключительно к нацеленности на спортивнотехниче-ский результат — суть ее всегда шире и глубже. Речь идет лишь о характере соотнесения соревновательных намерений спортсмена с. конкретным выражением результата его состязательных усилий, типичном для прогрессирующих спортсменов в большинстве соревнований. Но не все и не всегда, выступая в спортивных соревнованиях, ориентируются непременно и в первую очередь на технический результат. В определенных ситуациях бывает типичной и условно-состязательная нацеленность, не направленная на формализованный результат (какой-то технический результат при этом намечается, но не на строго заданном уровне, а с довольно широким диапазоном вариаций, не продиктованных чисто спортивными соображениями). Из нее обычно исходят, например, в спортивно-показательных выступлениях, но не только — ее придерживаются в определенных случаях и при участии в официальных соревнованиях спортсмены, не претендующие ни на превосходство над другими участниками, ни на заметный результат. Ведущие мотивы в таких случаях бывают опять-таки неоднозначны, в том числе часто те, которые лаконично выражены в кубертеновском девизе: «Главное — не победа, а участие!*. Предпочтительный выбор того или иного варианта соревновательной установки субъективно во многом зависит от так называемого уровня притязаний спортсмена (меры свойственных ему устремлений к самоутверждению и вообще к удовлетворению личных запросов, производной от самооценки личных возможностей, характера, темперамента и других свойств личности). Одна из основных забот наставников и самих спортсменов при выработке конкретных соревновательных целей — регулирование уровня притязаний с тем, чтобы он был адекватным, а не заниженным и не завышенным по отношению к реальным возможностям спортсмена и обоснованно избранной линии подготовки к особо значимым соревнованиям. В решении этой проблемы нередко возникают противоречия между теми, кто непосредственно вырабатывает и реализует конкретно индивидуализированные спортивно-соревновательные цели (тренеры, спортсмены), с одной стороны, и теми, кто влияет на их постановку с иных позиций (спортивными организаторами, кураторами, спонсорами и т. д.). Принципиально тут следует исходить из того, что после твердого согласования с заинтересованными лицами прогноза результатов на главные, общезначимые и наиболее ответственные соревнования, решающая роль в конкретизации индивидуализированных состязательных целей должна принадлежать тренеру и спортсмену, способным обоснованно предвидеть целесообразный результат, который согласуется в конечном счете с главной целью. Категорические «руководящие указания» тут совершенно неуместны, а подчас и вредны, особенно, когда они вытекают из чисто конъюнктурных соображений и спортивной некомпетентности. Вместе с тем спортсмен и тренер не могут не считаться, конечно, с общими спортивно-престижными и другими интересами команды, за которую они выступают, а также интересами общественных организаций и государственных структур, под эгидой которых они выступают. Вероятные расхождения между конкретными индивидуальными и общими целями, пусть и нелегко, но при разумном подходе преодолимы. 4.2.2. Техника и тактика соревновательной деятельности спортсмена Под техникой соревновательных действий подразумеваются относительно эффективные способы их выполнения, являющиеся первично-цельными формами построения движений спортсмена, а под тактикой соревновательной деятельности — общие формы ее целесообразного построения в целом, последовательно объединяющие соревновательные действия в соответствии с замыслом и основными линиями поведения спортсмена (команды) на соревновании. Практически техника и тактика в реальной соревновательной деятельности спортсмена не существуют раздельно, но в интересах анализа есть смысл рассматривать их не только совместно, а поочередно-избирательно. Техника соревновательных действий как относительно самостоятельный компонент соревновательной деятельности. Если рассматривать соревновательную деятельность спортсмена в аспекте составляющих ее форм построения, то вся она предстает в виде совокупности технически и тактически упорядоченных действий. Их техника в дви-гательно активных видах спорта, как и вообще техника двигательных действий [б], характеризуется смысловой основой, пространственно-временной (кинематической), динамической и ритмической структурой движения, объединяемых в рамках того или иного действия. В процессе долговременных занятий спортом техника соревновательных действий филигранно отрабатывается, шлифуется, приспосабливается к максимальным проявлениям функциональных возможностей спортсмена, в результате доводится, как правило, до намного более высокой степени совершенства, чем формы аналогичных действий неспортивного характера (это хорошо заметно и на глаз — достаточно сравнить, скажем, технику спортивной и бытовой ходьбы, спортивного и бытового бега). Для обоснованных суждений о техническом мастерстве спортсмена учитывают ряд показателей, качественно и количественно характеризующих состояние техники соревновательных действий, в том числе показателей общей результативности, парциальной эффективности и надежности техники соревновательных действий, объема и разнообразия совокупности технико-соревновательных навыков спортсмена. Показатели того, насколько техника соревновательных действий спортсмена результативна в целом и эффективна в деталях, соответственно подразделяют на интегральные показатели результативности (комплексно выраженные в спортивном результате) и дифференциальные (частные парциальные) показатели эффективности. Первые определяют обычно путем сравнения количественных оценок спортивного результата, показанного при целостном выполнении соревновательных действий, с предположительно возможным результатом, который рассчитывается (по уравнениям регрессии) на основе результата выполнения в контрольной «прикидке» тестовых упражнений, отличающихся от соревновательных действий менее сложной техникой, к примеру спортивный результат прыгуна в высоту сравнивается с результатом, рассчитанным на основе оценки высоты выпрыгивания вверх с места без преодоления планки. (Подробнее об измерительных и расчетных операциях при использовании этого и других критериев технического мастерства спортсменов см. в курсе спортивной метрологии [1].) Смысл такого сопоставления заключается в том, чтобы определить, насколько полно техника соревновательных действий, сформировавшаяся у спортсмена, позволяет реализовать двигательный потенциал (наличные спортивнодостиженческие возможности), которым спортсмен располагает на данной ступени спортивного совершенствования. С той же целью при выявлении дифференциальных показателей эффективности спортивной техники оценивают и сопоставляют с некоторым условным эталоном отдельные ее черты, выделяемые, естественно, применительно к особенностям вида спорта. Например, оценивая технику спортивных прыжков на батуте, измеряют и сравнивают время нахождения в полете при соревновательных прыжках и просто при максимальном выпрыгивании вверх без последующих вращательных и других движений, имея в виду, что минимальная разница времени здесь (либо отсутствие ее) свидетельствует о совершенстве этого элемента техники движений; о том же в технике подъема штанги на грудь свидетельствует минимально возможная высота подъема при взятии штанги .на грудь в момент подседа, а в беге — определенное соотношение времени полетных и опорных фаз беговых шагов или их частоты и длины, в гребле — соотношение времени подводной проводки и проноса весла. Показатели надежности сформировавшейся техники соревновательных действий складываются из показателей ее стабильности (единообразной воспроизводимости) в относительно стандартных условиях, устойчивости по отношению к сбивающим факторам (внешним и внутренним помехам, способным внести искажения в технику движений), целесообразной вариативности (оправданной изменяемости в деталях) в меняющихся условиях состязаний, экономичности при многократном воспроизведении соревновательных действий непредельной интенсивности. Конкретный выбор и способы оценки этих показателей тоже зависят, разумеется, от особенностей видов спорта. Так, в качестве одного из основных показателей надежности техники соревновательных действий, например, в видах спорта скоростно-силового типа используется соотношение удачных (приводящих к заданному результату) и неудачных попыток при неоднократном выполнении их в процессе состязания либо в условиях тренировочной «прикидки» (к примеру, при десятикратных попытках в прыжках на освоенную субпредельную высоту или при трех-пятикрат-ных попытках поднимания штанги околопредельного веса). В видах спорта, отличающихся предельными требованиями к выносливости, особо важным своеобразным критерием надежности техники соревновательных действий могут служить показатели того, насколько она способствует экономному использованию энергии без ущерба, конечно, для спортивного результата и с пользой для него (косвенно и приблизительно об этом судят по таким признакам, как отсутствие излишней напряженности спортсмена и неоправданных, лишних движений при нужной скорости передвижения и общей результативности, но для точных суждений тут не обойтись без инструментальных методов оценки энерготрат, используемых в исследовательских условиях). Эко-номизирующая и тем благоприятствующая роль техники движений в таких видах соревновательной деятельности весьма существенна. В частности, экспериментально установлено, что за время преодоления одной и той же дистанции большой протяженности с одной и той же скоростью спортсмены, не обладающие отлаженной техникой движений, вынуждены тратить на десятки процентов (!) больше энергии, чем мастера спорта с высокосовершенной техникой двигательных действий. А это дает последним возможность в процессе состязания во время не самых напряженных его эпизодов сохранять свою энергию с тем, чтобы с полной результативностью использовать ее в самых напряженных и решающих эпизодах. В ряду названных показателей надежности техники соревновательных действий есть, казалось бы, несовместимые — стабильность и вариативность. Однако, по сути, эти признаки — неотъемлемые свойства любого совершенного навыка (это физиологически подчеркивается понятием «динамическая стереотипия» функциональной основы навыка). Целесообразная вариативность здесь выражается в изменении способа выполнения действий либо их технических деталей (главным образом в начальной, входной фазе действия по принципу так называемой воронки) применительно к меняющимся соревновательным ситуациям и внешним условиям состязания. Стабильность же действий выражается в единообразном воспроизведении их технической основы, а в относительно стандартных условиях состязания — и их деталей. Надежность техники соревновательных действий как раз и гарантируется всегда определенным соотношением этих противоположностей — стабильности и вариативности. При этом конкретно-оптимальное соотношение их зависит, разумеется, от особенностей видов спорта. В тех из них, соревновательные ситуации в которых чрезвычайно изменчивы из-за непосредственной взаимозависимости контактных противодействий соперников (спортивные единоборства и игры), или из-за нестандартности предметных условий обстановки состязания (кросс, горнолыжные состязания и т. п.), естественно, моменты вариативности техники соревновательных действий значительно более выражены, чем в видах спорта, для состязаний в которых типичны относительно стандартные условия (большинство видов легкой атлетики, тяжелая атлетика, спортивная гимнастика и др.). Показатели объема и разнообразия совокупности навыков техничного выполнения соревновательных действий, сформировавшихся у спортсмена, это, иначе говоря,.— показатели того, сколько таких навыков выработалось у него и какова степень их разнообразия. Понятно, что эти показатели особенно значимы в тех видах спорта, соревновательная деятельность в которых включает множество разнообразных действий (спортивногимнастические и другие спортивные многоборья, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и др.), и тем более в видах спорта, где соревновательная деятельность осложнена к тому же чрезвычайно варьирующимися и неопределенно предсказуемыми изменениями соревновательных ситуаций (спортивные единоборства, игры и др.). Вообще же объем и разнообразие соревновательных навыков — так или иначе важные показатели подготовленности спортсмена, значимые по-своему в любом виде спорта, включая и те, где соревновательная деятельность как бы «замкнута» на одной-единствен-ной форме действия (прыжок, либо метание, либо бег и т. д.). Определенный запас соревновательных навыков помогает и в этих видах спорта целесообразно варьировать способы соревновательных действий, когда в том возникает необходимость (ввиду изменения соревновательной ситуации или внешнеередовых условий, в частности погодных), расширяет возможности использования разных тактических вариантов ведения состязания в его различных стадиях (предварительные, финальные). Надо к тому же Не забывать, что создаваемое в процессе многолетней спортивной деятельности богатство индивидуального фонда навыков спортсмена — одна из существеннейших предпосылок его продвижения по ступеням спортивного мастерства. За время многолетних занятий спортом техника соревновательных действий спортсмена, конечно, не остается неизменной, она формируется, преобразуется, обновляется в решающей зависимости от уровня развития его физических и психических качеств, способностей. В этом смысле она как бы производна от степени его индивидуального физического и психического развития. Отсюда следует, кроме прочего, что нет некой наилучшей, одинаково пригодной для всех, техники спортивных движений, и попытка сконструировать ее в универсальной форме по меньшей мере нереалистична, хотя есть, конечно, общие закономерности ее построения (в частности, биомеханические), на основе которых строятся индивидуализированные формы действий. Они образуются и совершенствуются во всех активнодвигательных видах спорта в особенно существенной зависимости от индивидуального уровня развития двигательных способностей, являющихся ведущими в том или ином виде спорта. Существенно также, что во многих видах спорта техника соревновательных действий настолько тесно связана с избираемой спортсменом тактикой конкретного состязания, что основными компонентами состава его деятельности в нем являются не сами по себе технические приемы, а технико-тактические действия как органически слитые соединения технически и тактически сформированных операций. В наибольшей мере это характерно для соревновательных действий в спортивных единоборствах и играх. Нередко в различных вариантах таких соединений техника движений в определенных фазах (часто в начальных, подготовительных) значительно видоизменяется (одно дело, к примеру, выполнить борцовский бросок соперника при обороне, под натиском противоборствующего, другое — провести бросковый прием в атаке на потерявшего устойчивость соперника). Сопряженность техники и тактика действий спортсмена, равно как и их зависимость от уровня развития его индивидуальных качеств, обязывают в процессе подготовки соблюдать единство всех ее сторон — физической, психической, технической и тактической. Тактика соревновательной деятельности спортсмена. В общем понятие спортивная тактика охватывает как мыслительные операции и конструкции (модели), определяющие стержневые линии поведения спортсмена (спортивной команды) в состязании, так и реализующие их практические формы его соревновательного поведения. Соответственно, говоря о тактике соревновательной деятельности спортсмена, надо видеть связь ее мыслительных и практических форм, но в то же время и различать их. Не замечать их различия недопустимо, хотя бы уже потому, что даже очень хороший тактический замысел нередко бывает практически реализован плохо либо вовсе не реализован, так же как потенциально имеющиеся у спортсмена возможности тактически целесообразного поведения бывают не использованы из-за неверного тактического замысла. В целом смысл тактики спортсмена (ко-> манды) заключается в выработке и использовании таких г замыслов, моделей и практических способов соревновательного поведения, которые позволяли бы с наибольшей эффективностью реализовать свои достиженческие возможности (физические, психические, технические) и с [ наименьшими трудностями преодолеть противодействия соперников. . Мыслительную основу спортивной тактики составля-
|
|||
|