Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 7 страница



Логика построения теоретического исследования пред­полагает последовательное поэтапное (по стадиям) выпол­нение ряда исследовательских процедур (операций), кото­рые должны обеспечить: в начальной стадии — выявление проблемной ситуации (противоречия между состоянием теоретического знания и потребностями научно-теорети­ческого решения той или иной проблемы, например про­блемы осмысления тенденции развития спорта в изменив­шихся социальных условиях или проблемы конкретизации принципов оптимального построения тренировки при су­щественных вариациях ее содержания), четкую постанов­ку проблемы, определение предпосылок ее решениял>фор-мулирование рабочей гипотезы; в следующей стадии — проверку рабочей гипотезы (точнее говоря, вытекающих из нее конкретных следствий, поддающихся проверке) на фактологической основе и в завершающей стадии — ре­зультирующую разработку концептуальных положений. Общие методологические принципы и подходы сохраняют свое значение во всех этих стадиях исследования, комплекс же частных методов и методик изменяется по ходу развер­тывания исследования применительно к его ведущей на­правленности в различных стадиях.

В первой стадии в комплексе основных методов обычно значительное место занимают анализ и обобщение специ­альной научнолитературной и документальной информа­ции, имеющей отношение к проблеме (для чего использу­ются существующие методики библиографического розыска, прикладной документалистики, выявления сведений, пер­вично систематизированных с помощью информационных систем, в том числе автоматизированных информационно-поисковых систем — АИПС), а также другие пути поиска и первичной обработки исходной информации, включая при необходимости и методы опроса (интервьюирование, анке­тирование, выявление экспертных оценочных суждений), и прямое выборочное обследование реальных явлений в проблемной области. Центральными же методами в осмыс­лении собранной первичной информации, выделении кон­кретной проблемы и построении рабочей гипотезы явля­ются индуктивные и дедуктивные способы мышления, суждения по аналогии и с выходом за ее пределы, абстра­гирование, гипотетическое экстраполирование и модели­рование, другие методы и вриемы формальной и диалек­тической логики.

Во второй стадии исследования, когда происходит проверка рабочей гипотезы, на первый план в его кон­кретной методике выдвигаются, естественно, методы по-лучения фактического материала, который был бы доста­точен для ее проверки или опровержения. В теоретическом исследовании это не обязательно должны быть экспери-" ментальные методы или методы прямого наблюдения эм­пирических фактов. Получить лишь такими методами до­статочный материал для широкого обобщения невозможно (поскольку объем фактического материала, добываемого в отдельном эксперименте или прямом наблюдении, особенно в экспериментах и наблюдениях педагогического типа, довольно жестко ограничен). Исследователю, стремящемуся к широким обобщениям, приходится накапливать факто­логические материалы, необходимые для проверки рабо­чей гипотезы различными методами, включая сведение в общий массив, сравнительный анализ и другие способы целевой обработки фактов, содержащихся в исследователь­ских публикациях и документальных источниках (в част­ности, в протоколах, фиксирующих факты спортивной жизни, в регулярных статистических сводках, если, ко­нечно, они заслуживают доверия, в архивных материалах и т. д.), проведение массовых обследований по строго про­думанной программе (что в широком масштабе удается обычно при условии сотрудничества с другими исследова­телями и практическими работниками), а в необходимых случаях и выборочную опытную проверку отдельных по­ложений методами естественного или лабораторного экс­перимента. Необходимую роль в уяснении доказательной силы массива собранных фактических материалов в их отношении к проверке гипотезы играют математические, в частности статистические, методы их обработки. Рабо­чая гипотеза считается подтвержденной, если вся совокуп­ность полученных фактических данных не опровергает ос­новных логических следствий, вытекающих из нее, а напротив — согласуется с ними.

В завершающей стадии теоретического исследования, где нужно вывести относительно законченные, результирую­щие положения концептуального характера, решающую роль играют логические методы. Это методы интерпрета­ции (объяснения, истолкования) фактов, обнаруженных в исследовании, в их сопоставлении с известными фактами и выводами, полученными в других ранее выполненных исследованиях, методы аналитически-содержательной оценки выявляющихся при сопоставлении соответствий и несоответствий, строго аргументированного обсуждения их, формулирования выводов по законам логики, корректной экстраполяции (правомерного распространения) итоговых положений за пределы эмпирического материала, исполь­зованного в рамках исследования. При всей важности от­дельных фактов, установленных в теоретическом исследо­вании, его научная значимость отнюдь не сводится лишь к их констатации — она заключена более всего в концеп­туальном содержании результатов, аргументированных как его фактологической основой, так и с позиций фундамен­тальных концепций, утвердившихся в науке. Разумеется, теоретические разработки, выполненные в рамках каждо­го отдельного исследования, можно считать завершенны­ми лишь в условном смысле, поскольку принципиально процесс научного познания бесконечен.

3 3                                     '

ТЕОРИЯ СПОРТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Становление теории спорта как отрасли научно-при­кладных знаний тесно сопряжёно с разработкой и введе­нием в действие одноименной дисциплины в системе про­фессионального образования специалистов. В качестве самостоятельного профилирующего предмета учебных пла­нов институтов физической культуры ряда стран мира эта дисциплина введена на специальных (спортивных или тре­нерских) факультетах в 1970-х —начале 1980-х гг., чему предшествовало введение менее широкого учебного курса «Основ спортивной тренировки» или «Теории и методики спортивной тренировки». Причины перехода от этого кур­са к более широкому должны быть понятны из сказанного в предыдущем параграфе главы: первоначально основная исследовательская работа по спортивной проблематике была сосредоточена преимущественно на выявлении зако­номерностей спортивной тренировки, что находило соответ­ствующее отражение в сфере специального образования, по мере же охвата исследованиями и других проблем, имею­щих отношение к общей теории спорта, и дидактической обработки получаемых научно-прикладных материалов по­явилась возможность перейти к более полному освещению сути спорта и всего, что составляет содержание его общей теории.

В современном виде образовательная дисциплина «Тео­рия спорта» еще не прошла до конца полный цикл форми­рования. В общем она строится с охватом основных кон­цептуальных аспектов, определившихся в результате интегративного исследовательского осмысления явлений спорта. Об этих аспектах уже говорилось. В соответствии с ними применительно к образовательным целям предусмат­ривается: обобщенная характеристика сущности спорта, его форм и функций, закономерностей функционирования и развития в обществе, системное рассмотрение собственно соревновательной деятельности спортсмена, содержания и форм его подготовки к спортивным достижениям, после­довательное формирование разработанных представлений о принципах, путях и условиях оптимизации спортивной деятельности в интересах личности и общества.

Опираясь на результаты исследований, имеющих от­ношение к ее содержанию, теория спорта как образова­тельная дисциплина отображает их обобщенно и с дидак­тической обработкой. При этом она включает не все, конечно, исследовательские разработки, а, главным обра­зом, неоднократно проверенные на достоверность их ре­зультаты с приоритетным вниманием к «устоявшимся», хорошо апробированным концептуальным положениям. Это не значит, что в ее изложении вообще проходят мимо дис­куссионных и нерешенных проблем. Им, понятно, уделя­ется внимание в той мере, в какой это необходимо для формирования профессионального мировоззрения лиц, ос­ваивающих предмет, и приобщения их к исследователь­ской деятельности.

В теории спорта пока немало не вполне разработанных подразделов и недостаточно прочных отдельных «конструк­ций». Но и в современном виде она играет весьма суще­ственную роль в качестве общепрофилирующей дисципли­ны системы специального профессионального образования. Ее значимость, как уже отмечено, не только в том, что эта дисциплина синтезирует наиболее обобщенно широкий ком­плекс научно-теоретических и вместе с тем научно-приклад­ных профессиональных знаний. Тем самым она раздвигает и выводит кругозор будущих и действующих специалистов за рамки избранной узкой специализации, помогает осмыс­ливать общую суть деятельности в сфере спорта, находить общий верный подход к уяснению и решению многообраз­ных частных задач, возникающих в практике профессио­нальной деятельности, что имеет, наряду с прочим, серьез­ное профессионально-методологическое значение. Образно говоря, в фундаменте профессионального образования обоб­щающая теория спорта важна и тем, что она служит дей­ственнейшей профилактикой против чрезмерно узкой, од­носторонней профспециализации, рождающей «однобокого» специалиста, который «за деревьями не видит леса». Давая призму широкого профессионального видения, общая тео­рия способствует соединению в кругозоре специалиста все­сторонности и углубленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. БлаубергИ. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.

2. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие для ИФК / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983.

. з. ВерхоШанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1970. 4. Воронин Ю.А. Введение в теорию классификаций. Новосибирск: СО АН СССР, 1982.

6. Желязков Ц. Теория и методика на спортната тренировка. Со-
фия: Медицина и физкультура, 1988.

в. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: Основы те­ории и методики воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1966.

7. Зациорский В. М. Кибернетика, математика, спорт. М.: Физ­культура и спорт, 1969.

8. Кръстев К., Шерев П. Научни основи на спортната тренировка. София: Медицина и физкультура, 1962.

9. Кузнецов В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разря­дов. М.: Физкультура и спорт, 1970.

 

10. Матвеев Л. П. Общие основы спортивной тренировки // Очер­ки по теории физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1959.

11. Матвеев Л. П. Проблема периодизации спортивной трениров­ки. М.: Физкультура и спорт, 1964-1965.

12. Матвеев Л. П. Развитие научных основ советской школы спорта (общетеоретический аспект) // Теория и практика физ. культу­ры. 1967. Кг 11-12.

13. Матвеев Л. П. Планирование и построение спортивной трени­ровки. М.: ГЦОЛИФК, 1972.

14. Матвеев Л. П. Теория спорта как наука и учебный предмет // Теория и практика физ. культуры. 1972. № 3.

15. Матвеев Л. П. Совершенствование системы подготовки спорт­сменов (проблемы построения тренировки). М.: ГЦОЛИФК, 1974.

16. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкуль­тура и спорт, 1977.

17. Матвеев Л. П. От теории спортивной тренировки к общей тео­рии спорта // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. междунар. конгр. М.: ФОН РГАФК, 1998. Т. 1.

18. Матвеев Л. П., Молчиниколов К. Г. О закономерностях началь­ной спортивной специализации // Теория и практика физ. куль­туры. 1979. № 1.

 

19. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970.

20. О структуре многолетней тренировки (многолетняя динамика тренировочных нагрузок) / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: ГЦОЛИФК, 1974.

21. Перспективное планирование спортивной тренировки / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой, Н. Д. Граевской и др. М.: Физкуль­тура и спорт, 1961.

22. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олим­пийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997.

23. Проблемы спортивной тренировки (физическая подготовка спортсмена) / Под. общ. ред. С. В. Каледина, В. М. Дьячкова. М.: Физкультура и спорт, 1961.


24. Проблемы юношеского спорта (серия) / Под общ. ред. В. Э. На­горного, В. П. Филина. М.: Физкультура и спорт, 1961-1965.

25. Совершенствование технического мастерства спортсменов (пе­дагогические проблемы управления) / Под общ. ред. В. М. Дьяч-кова. М.: Физкультура и спорт, 1972.

26. Специальная выносливость спортсмена / Под общ. ред. М. Я. На-батниковой. М.: Физкультура и спорт, 1972.

27. Теория спорта: Программа для ин-тов физ. культуры / Сост. ' Л. П. Матвеев. М.: ГЦОЛИФК, 1980.

28. Теория спорта: Метод, разраб. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1986. Вып. I-IV.

29. Теория спорта / Под общ. ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища шк., 1987.

30. Тер-Ованесян А. А. Спорт: обучение, тренировка, воспитание. М.: Физкультура и спорт, 1967.

31. Тренировка юных спортсменов / Под общ. ред. В. П. Филина. М.: Физкультура и спорт, 1965.

32. Физическая подготовка спортсменов высшего класса / Под общ. ред. С. М. Вайцеховского. М.: Физкультура и спорт, 1969.

33. Яо Сунпин. Применение современных подходов в классифика­ции видов спорта: Дис... канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1980.

34. Nadori L. Edzeselmelet. Budapest: Sport, 1968.

35. Trainingslepre / Red. D. Harre. Berlin, Sportverlag, 1969.

36. Sisclovan I. Teoria educatie I fizice si sportului. Bucuresti: Stadion, 1970.

37. Ulatovsky T. i in. Teoria i metodyka sportu. Warszawa: Sport i Turistika, 1971.

38. Ulatovsky T. t in. Teoria i metodyka sportu. Warszawa: RCMS z KFIS, 1992.


 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

ТЕОРИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

 

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ (СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК ЯДРО СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

4.1.

ПОНЯТИЙНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОТПРАВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПОРТИВНОМ СОРЕВНОВАНИИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА

4.1.1. Понятия спортивного соревнования и спортивного состязания

Характеристика спорта как собственно соревнователь­ной деятельности (гл. 1, 2) подчеркивает особую роль в нем соревновательных начал и отношений, в силу кото­рых соревнование, или состязание, занимает своего рода центральное место в спортивной жизни. Понятия спортив­ного соревнования и спортивного состязания в этом ас­пекте в главном совпадают, поскольку оба они отобража­ют одно и то же — процесс конкурентного сопоставления реальных спортивнодостиженческих возможностей спорт­сменов (спортивных команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортив­ный результат. То есть в таком смысле оба термина — «спортивное соревнование» и «спортивное состязание» являются синонимами. Но спортивное соревнование свя­зывается и с более широким понятием, которое охваты­вает:

• соревновательную деятельность спортсменов (их состя­зание);

• соучастие (косвенное — вспомогательное, зрелищное и иное непрямое участие) в состязании заинтересован­ных лиц (тренеров, спортивных арбитров, болельщи­ков и других);

• обусловленные спортивным состязанием взаимоотноше­ния между непосредственными его участниками (спорт­сменами) и соучастниками;

• формы организации соревновательной деятельности, поведения участников и соучастников состязания и отношений между ними, придающие всему этому упо­рядоченность как целостному событию спортивной жизни.

Таким образом, широкое понимание спортивного со­ревнования охватывает не только соревновательную дея­тельность спортсменов, но и многое, сопряженное с нею* Иначе говоря, понятие спортивного соревнования в ши­роком смысле относится к многостороннему явлению спортивной жизни, имеющему в своей основе состяза­ние спортсменов и обусловленные им отношения его не­посредственных участников и соучастников, поведение которых организуется в сложившихся в спорте формах. Это широкое смысловое значение термина «спортивное соревнование» нужно, разумеется, отличать от его су­женного значения, совпадающего по смыслу с понятием спортивного состязания (в сформулированном выше его определении).

Во избежание терминологических недоразумений Це­лесообразно термин «спортивное соревнование» приме­нять главным образом в его широком смысле, а то, чему "соответствует его суженный смысл (когда подразумева­ется в основном соревновательная деятельность спорт­сменов), обозначать предпочтительно термином «спортив­ное состязание».

Следует обратить внимание также на то, что термины в практике и в литературе далеко не всегда применяются В строго определенном смысле. В частности, так бывает, когда спортивным соревнованием называют то, что дей­ствительно обладает всеми признаками подлинно спортив­ного соревнования, и некоторые подобные ему, но по сути неравнозначные явления — показательные выступления спортсменов, тренировочные старты, контрольные при­кидки неофициального характера и др. В таких случаях вольно или невольно нивелируют существенные отличия собственно спортивного соревнования от частично тожде­ственных ему, но в целом далеко не равнозначных явле­ний. Принципиальные отличия тут могут состоять как в определяющих чертах деятельности спортсмена, так и в ее условиях, в том числе в исходной мотивации, характе­ре конкуренции, эмоциональной атмосфере, создаваемой взаимодействиями участников и зрителей, обусловленной всем этим степени мобилизации достиженческих возмож­ностей спортсмена и т. д. Не замечать этого специалист не имеет права. Поэтому нужны и соответствующие раз­граничения типологического и понятийно-терминологи­ческого характера.


Хотя полная типология соревнований,* практикуемых в спорте, еще окончательно не разработана, ясно, что те из них, которые характеризуются всем комплексом типичных признаков спортивного соревнования, и те, у которых от­сутствуют какие-либо из таких признаков, следует отно­сить к различным типологическим группам. Исходя из это­го, надо различать собственно спортивные соревнования и соревнования субспортивные (близкие к собственно спортив­ным, но не вполне тождественные им, существующие как бы рядом с ними).** Собственно спортивные соревнования — это соревнования, характеризующиеся всеми определивши­мися признаками собственно соревновательной деятельно­сти спортсменов с официальным статусом. Официальный характер соревнование приобретает в современном спорте в том случае, если оно:

• включено в официальный спортивный календарь, то есть утверждено в заблаговременно принятом спортив­ными организациями (обычно на год вперед) перечне соревнований с указанием сроков, масштаба и назна­чения (региональные либо более масштабные спортив­ные первенства, розыгрыши спортивных кубков раз­личного уровня и т. д.);

• организуется согласно официальному положению о со­ревновании — четко оформленному нормативному доку­менту (постоянно действующему как Олимпийская хар­тия), в котором в соответствии с конкретным назначением соревнования определяется состав его участников, поря­док их допуска и выступлений, конкретизируются ре­гламент и критерии определения исхода соревнования, другие стороны и условия его организации;

• проводится в соответствии с правилами соревнований, официально действующими в видах спорта, и обеспечи­вается квалифицированным спортивным арбитражем. Наиболее развернутыми собственно спортивными сорев­нованиями, включающими ряд стадий (этапов), являются региональные, национальные и международные первенства

(чемпионаты) по видам спорта. В последние десятилетия широко практикуются и многоэтапные, так называемые Кубковые, соревнования, проводимые в континентальных и мировых масштабах, а также на кубки международных спортивных федераций, объединений по видам спорта. Лишь по результатам выступлений в этих и других собственно спортивных соревнованиях официально определяется уро­вень квалификации спортсмена, степень его спортивных достижений, спортивный престиж и рейтинг (место среди других спортсменов).

Субспортивные соревнования, как уже сказано, не име­ют ряда или отдельных существенных признаков собствен­но спортивных соревнований, хотя в какой-то мере и по­добны им. Это не значит, что они вообще не играют существенной роли в спортивной жизни — роль их быва­ет по-своему существенной, но иной, чем у собственно Спортивных соревнований. Ряд соревнований, органичес­ки включенных в подготовку спортсмена и подчиненных ее логике, имеют по сути подготовительно-тренировоч­ный либо подготовительно-контрольный характер (речь тут не идет о собственно спортивных соревнованиях, ко­торые в какой-то мере тоже могут быть использованы в целях подготовки к наиболее ответственным соревнова­ниям). Другие, из числа субспортивных соревнований, имеют лишь чисто внешнее сходство с собственно соревно­вательной деятельностью (спортивно-показательные выс­тупления) и все же и они по-своему значимы для пропа­ганды спорта, установления спортивных связей, а также в качестве своеобразной формы спортивной рекреации и в некоторых других отношениях. Еще одним примером субспортивных соревнований могут служить состязания, организуемые на самодеятельных началах в рамках от­дыха или развлечения (часто в форме спортивно-игровых встреч) по существенно видоизмененным в сторону упро­щения правилам спортивных соревнований и с любитель­ским судейством..

Отличия этой группы соревнований от собственно спортивных не всегда четко выражены, поскольку в прак­тике отдельные черты тех и других нередко комбинируют в ■ своеобразных вариантах. Главные-же отличия тут за­ключаются не столько в том, что одни соревнования вполне официальны (собственно спортивные), а другие — неофи­циальны (или отчасти официальны), сколько в особенностях


соревновательных установок и условий их реализации, в
характере соревновательных отношений, силе связанных с
ними стимулов мобилизации спортсменов на достижения
на уровне требований, объективно предъявляемых соревно-
ваниями спортсмену. Отсюда вытекает неодинаковость роли
различных соревнований в спортивной жизни, И место, ко-
торое отводится различным соревнованиям в спортивной
деятельности.                ......... ........_

4.1.2. Общие черты и структура соревновательной деятельности спортсмена

По аналогии с общим понятием «деятельность» в тео­рии и практике спорта принято говорить о спортивной, в том числе тренировочной и соревновательной деятельно­сти спортсмена (спортсменов). Интуитивно это понятие обыч­но представляется ясным. Однако, учитывая, что смысло­вые границы общего термина «деятельность» весьма пространны (деятельность как занятие, труд, активность вообще и т. п.), нужно его конкретизировать. Под соревно­вательной деятельностью следует подразумевать сово­купность действий спортсмена в процессе состязания, объединенных соревновательной целью и объективной ло­гикой (закономерно складывающейся последовательно­стью) ее реализации. Конкретизировать представления о структуре этой деятельности и связанных с нею фазовых процессах помогает схема на рисунке 6.

Как показано на схеме, в состав соревновательной дея­тельности спортсмена входят соревновательные действия и объединяющие их комплексные формы его поведения в процессе состязания. Соревновательные действия представ­ляют собою первично целостные (но неизолированные) ком­поненты соревновательной деятельности, подчиняемые ее общей логике. Они имеют свой операционный состав, то есть состоят из тех или иных операций,* объединяемых дей­ствием (например, разбег - отталкивание - полет - призем­ление в прыжках в длину и высоту; а вообще — начальные, последующие и завершающие элементы действий, в част­ности при метании, выталкивании, поднимании спортив­ных снарядов, оперировании с мячом или иным игровым предметом, выполнении атакующих и защитных действий в спортивных играх и единоборствах и т. д.). Более круп­ными, чем отдельные соревновательные действия, компо­нентами соревновательной деятельности во многих видах спорта являются объединяющие их комбинаторные суб-лтруктуры -г- комбинации. Они представлены в одних ви-

Рис. в. Поведенческая структура соревновательной деятельности спортсмена и последовательность фаз в процессе ее развертывания

дах спорта строго формализованными комбинациями (в спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках и др.), в других — в виде относительно широко варьируе­мых комплексов действий, обусловленных тактикой состя­заний (в спортивных играх, единоборствах).

Соревновательные действия и их комбинации в ходе соревнования, особенно, когда оно имеет несколько этапов (стадий), как правило, воспроизводятся неоднократно с це­лесообразными изменениями по стадиям соревнования, предшествующим финалу, и в финальной стадии, а в ряде видов спорта и сменяются в соответствии с задаваемой ре­гламентом соревнования последовательностью его развер­тывания (по разделам двоеборий или многоборий, а в тех их видах, где предусмотрена обязательная и произвольная программа состязаний, — и по ее разделам). Понятно, что общий состав и объем деятельности спортсмена в конкретном соревновании практически зависят от того, до какой из ста­дий состязания, обусловленных его регламентом, доходит спортсмен (выходит ли он в финал, пройдя предшествую­щие финалу стадии, либо выбывает из соревнования на од­ной из предфинальных стадий).

Совокупность закономерных связей, объединяющих соревновательные действия в комбинации, а их — в по-стадийно складывающиеся целостные формы поведения спортсмена, в процессе состязания образует поведенческую структуру его соревновательной деятельности. Она (струк­тура) обусловлена как замыслом, тактическим планом и направленностью в целом соревновательного поведения спортсмена, так и (в значительной степени) закономерно­стями и конкретными условиями реализации цели в про­цессе самого состязания. Отсюда понятно, что сами по себе отдельные операции и действия спортсмена еще не харак­теризуют его соревновательной деятельности — они ста­новятся ее компонентами лишь при объединении на осно­ве целостной структуры.

Наряду с этим для понимания сути соревновательной деятельности спортсмена и ее воздействия на него важно иметь в виду фазовый характер тех изменений, какие она вызывает в его состоянии (психическом и биофункциональ­ном). Еще до начала состязания в предстартовой фазе (см. рис. 6) предвидение, ожидание и «настройка» на вы­ступление в нем сопряжены с целым спектром изменений в психическом и общем состоянии спортсмена, выражающих­ся в развертывании предстартовых процессов. Это — про­цессы формирования соревновательной установки, мотиви­рования ее на основе осмысления потребности, интересов и самооценки спортсменом своих достиженческих возмож­ностей, моделирования предстоящей соревновательной дея­тельности (более или менее приближенного проектирова­ния ее форм, содержания и результата), эмоциональной «настройки» и практической «разминки», непосредственно предшествующей состязанию. В процессе самого состязания предварительно выработанные соревновательная установка и модель деятельности конкретизируются, уточняются и кор­ректируются применительно к реально складываюпщмся со­ревновательным ситуациям. Соответственно происходит ре­ализация функциональных возможностей спортсмена, проявляемых в комплексе его соревновательных действий

(технических и тактических). В зависимости от фактиче­ски сложившегося содержания соревновательной деятель­ности, суммарного объема и интенсивности сопряженной с нею соревновательной нагрузки по окончании состязания, в фазе «последействия» развертываются иные процессы. Это, в первую очередь, ближайшие восстановительные про­цессы (возвращение к исходному уровню функционально­го состояния систем организма, возмещение потраченных быстро обновляемых биоэнергетических ресурсов, восста­новление уровня оперативной работоспособности). После со­стязания в качестве реакции на него развертываются и бо­лее протяженные процессы, в которых запечатлеваются, образно говоря, относительно стойкие «следы» минувшего состязания (в частности, ими бывают, при известных усло­виях, так называемые суперкомпенсаторные явления — «сверхвосстановление» потраченных биоэнергетических ре­сурсов, клеточная гипертрофия и другие изменения отдель­ных сторон морфофункционального статуса организма спорт­смена). Во всем этом в совокупности выражается фазовая структура процессов, обусловленных соревновательной дея­тельностью спортсмена.

Для уяснения характера этой деятельности существен­но иметь в виду и такие ее черты, как так называемые конфликтность, взаимная рефлексивность взаимодей­ствий соревнующихся и вероятность развертывания дея­тельности.

В рассматриваемом отношении конфликтной принято называть деятельность*, при которой двое или более инди­видов стремятся к достижению одной и той же цели (на­пример, победить, быть первым, «лучшим»), а объективно заданные условия позволяют реализовывать ее (цель) лишь кому-либо одному из стремящихся к ней. Вытекающие от­сюда конкурентные столкновения интересов в спорте, как уже было показано, принципиально не являются антаго­нистическими. В этом смысле спортивно-соревновательный конфликт условен. Тем не менее он способен придать все­му соревновательному поведению спортсменов особый эмо­циональный накал. Конфликтные начала в спортивной деятельности присутствуют и тогда, когда спортсмен пря­мо не контактирует с соперником в состязании (как в за­очных соревнованиях или как в тех случаях, когда спорт­смен штурмует давно уже установленный кем-либо рекорд). Источником конфликтности спортивной деятельности



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.