|
|||
Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 7 страницаЛогика построения теоретического исследования предполагает последовательное поэтапное (по стадиям) выполнение ряда исследовательских процедур (операций), которые должны обеспечить: в начальной стадии — выявление проблемной ситуации (противоречия между состоянием теоретического знания и потребностями научно-теоретического решения той или иной проблемы, например проблемы осмысления тенденции развития спорта в изменившихся социальных условиях или проблемы конкретизации принципов оптимального построения тренировки при существенных вариациях ее содержания), четкую постановку проблемы, определение предпосылок ее решениял>фор-мулирование рабочей гипотезы; в следующей стадии — проверку рабочей гипотезы (точнее говоря, вытекающих из нее конкретных следствий, поддающихся проверке) на фактологической основе и в завершающей стадии — результирующую разработку концептуальных положений. Общие методологические принципы и подходы сохраняют свое значение во всех этих стадиях исследования, комплекс же частных методов и методик изменяется по ходу развертывания исследования применительно к его ведущей направленности в различных стадиях. В первой стадии в комплексе основных методов обычно значительное место занимают анализ и обобщение специальной научнолитературной и документальной информации, имеющей отношение к проблеме (для чего используются существующие методики библиографического розыска, прикладной документалистики, выявления сведений, первично систематизированных с помощью информационных систем, в том числе автоматизированных информационно-поисковых систем — АИПС), а также другие пути поиска и первичной обработки исходной информации, включая при необходимости и методы опроса (интервьюирование, анкетирование, выявление экспертных оценочных суждений), и прямое выборочное обследование реальных явлений в проблемной области. Центральными же методами в осмыслении собранной первичной информации, выделении конкретной проблемы и построении рабочей гипотезы являются индуктивные и дедуктивные способы мышления, суждения по аналогии и с выходом за ее пределы, абстрагирование, гипотетическое экстраполирование и моделирование, другие методы и вриемы формальной и диалектической логики. Во второй стадии исследования, когда происходит проверка рабочей гипотезы, на первый план в его конкретной методике выдвигаются, естественно, методы по-лучения фактического материала, который был бы достаточен для ее проверки или опровержения. В теоретическом исследовании это не обязательно должны быть экспери-" ментальные методы или методы прямого наблюдения эмпирических фактов. Получить лишь такими методами достаточный материал для широкого обобщения невозможно (поскольку объем фактического материала, добываемого в отдельном эксперименте или прямом наблюдении, особенно в экспериментах и наблюдениях педагогического типа, довольно жестко ограничен). Исследователю, стремящемуся к широким обобщениям, приходится накапливать фактологические материалы, необходимые для проверки рабочей гипотезы различными методами, включая сведение в общий массив, сравнительный анализ и другие способы целевой обработки фактов, содержащихся в исследовательских публикациях и документальных источниках (в частности, в протоколах, фиксирующих факты спортивной жизни, в регулярных статистических сводках, если, конечно, они заслуживают доверия, в архивных материалах и т. д.), проведение массовых обследований по строго продуманной программе (что в широком масштабе удается обычно при условии сотрудничества с другими исследователями и практическими работниками), а в необходимых случаях и выборочную опытную проверку отдельных положений методами естественного или лабораторного эксперимента. Необходимую роль в уяснении доказательной силы массива собранных фактических материалов в их отношении к проверке гипотезы играют математические, в частности статистические, методы их обработки. Рабочая гипотеза считается подтвержденной, если вся совокупность полученных фактических данных не опровергает основных логических следствий, вытекающих из нее, а напротив — согласуется с ними. В завершающей стадии теоретического исследования, где нужно вывести относительно законченные, результирующие положения концептуального характера, решающую роль играют логические методы. Это методы интерпретации (объяснения, истолкования) фактов, обнаруженных в исследовании, в их сопоставлении с известными фактами и выводами, полученными в других ранее выполненных исследованиях, методы аналитически-содержательной оценки выявляющихся при сопоставлении соответствий и несоответствий, строго аргументированного обсуждения их, формулирования выводов по законам логики, корректной экстраполяции (правомерного распространения) итоговых положений за пределы эмпирического материала, использованного в рамках исследования. При всей важности отдельных фактов, установленных в теоретическом исследовании, его научная значимость отнюдь не сводится лишь к их констатации — она заключена более всего в концептуальном содержании результатов, аргументированных как его фактологической основой, так и с позиций фундаментальных концепций, утвердившихся в науке. Разумеется, теоретические разработки, выполненные в рамках каждого отдельного исследования, можно считать завершенными лишь в условном смысле, поскольку принципиально процесс научного познания бесконечен. 3 3 ' ТЕОРИЯ СПОРТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Становление теории спорта как отрасли научно-прикладных знаний тесно сопряжёно с разработкой и введением в действие одноименной дисциплины в системе профессионального образования специалистов. В качестве самостоятельного профилирующего предмета учебных планов институтов физической культуры ряда стран мира эта дисциплина введена на специальных (спортивных или тренерских) факультетах в 1970-х —начале 1980-х гг., чему предшествовало введение менее широкого учебного курса «Основ спортивной тренировки» или «Теории и методики спортивной тренировки». Причины перехода от этого курса к более широкому должны быть понятны из сказанного в предыдущем параграфе главы: первоначально основная исследовательская работа по спортивной проблематике была сосредоточена преимущественно на выявлении закономерностей спортивной тренировки, что находило соответствующее отражение в сфере специального образования, по мере же охвата исследованиями и других проблем, имеющих отношение к общей теории спорта, и дидактической обработки получаемых научно-прикладных материалов появилась возможность перейти к более полному освещению сути спорта и всего, что составляет содержание его общей теории. В современном виде образовательная дисциплина «Теория спорта» еще не прошла до конца полный цикл формирования. В общем она строится с охватом основных концептуальных аспектов, определившихся в результате интегративного исследовательского осмысления явлений спорта. Об этих аспектах уже говорилось. В соответствии с ними применительно к образовательным целям предусматривается: обобщенная характеристика сущности спорта, его форм и функций, закономерностей функционирования и развития в обществе, системное рассмотрение собственно соревновательной деятельности спортсмена, содержания и форм его подготовки к спортивным достижениям, последовательное формирование разработанных представлений о принципах, путях и условиях оптимизации спортивной деятельности в интересах личности и общества. Опираясь на результаты исследований, имеющих отношение к ее содержанию, теория спорта как образовательная дисциплина отображает их обобщенно и с дидактической обработкой. При этом она включает не все, конечно, исследовательские разработки, а, главным образом, неоднократно проверенные на достоверность их результаты с приоритетным вниманием к «устоявшимся», хорошо апробированным концептуальным положениям. Это не значит, что в ее изложении вообще проходят мимо дискуссионных и нерешенных проблем. Им, понятно, уделяется внимание в той мере, в какой это необходимо для формирования профессионального мировоззрения лиц, осваивающих предмет, и приобщения их к исследовательской деятельности. В теории спорта пока немало не вполне разработанных подразделов и недостаточно прочных отдельных «конструкций». Но и в современном виде она играет весьма существенную роль в качестве общепрофилирующей дисциплины системы специального профессионального образования. Ее значимость, как уже отмечено, не только в том, что эта дисциплина синтезирует наиболее обобщенно широкий комплекс научно-теоретических и вместе с тем научно-прикладных профессиональных знаний. Тем самым она раздвигает и выводит кругозор будущих и действующих специалистов за рамки избранной узкой специализации, помогает осмысливать общую суть деятельности в сфере спорта, находить общий верный подход к уяснению и решению многообразных частных задач, возникающих в практике профессиональной деятельности, что имеет, наряду с прочим, серьезное профессионально-методологическое значение. Образно говоря, в фундаменте профессионального образования обобщающая теория спорта важна и тем, что она служит действеннейшей профилактикой против чрезмерно узкой, односторонней профспециализации, рождающей «однобокого» специалиста, который «за деревьями не видит леса». Давая призму широкого профессионального видения, общая теория способствует соединению в кругозоре специалиста всесторонности и углубленности. ЛИТЕРАТУРА 1. БлаубергИ. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 2. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие для ИФК / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983. . з. ВерхоШанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1970. 4. Воронин Ю.А. Введение в теорию классификаций. Новосибирск: СО АН СССР, 1982. 6. Желязков Ц. Теория и методика на спортната тренировка. Со- в. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1966. 7. Зациорский В. М. Кибернетика, математика, спорт. М.: Физкультура и спорт, 1969. 8. Кръстев К., Шерев П. Научни основи на спортната тренировка. София: Медицина и физкультура, 1962. 9. Кузнецов В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М.: Физкультура и спорт, 1970.
10. Матвеев Л. П. Общие основы спортивной тренировки // Очерки по теории физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1959. 11. Матвеев Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1964-1965. 12. Матвеев Л. П. Развитие научных основ советской школы спорта (общетеоретический аспект) // Теория и практика физ. культуры. 1967. Кг 11-12. 13. Матвеев Л. П. Планирование и построение спортивной тренировки. М.: ГЦОЛИФК, 1972. 14. Матвеев Л. П. Теория спорта как наука и учебный предмет // Теория и практика физ. культуры. 1972. № 3. 15. Матвеев Л. П. Совершенствование системы подготовки спортсменов (проблемы построения тренировки). М.: ГЦОЛИФК, 1974. 16. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 17. Матвеев Л. П. От теории спортивной тренировки к общей теории спорта // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. междунар. конгр. М.: ФОН РГАФК, 1998. Т. 1. 18. Матвеев Л. П., Молчиниколов К. Г. О закономерностях начальной спортивной специализации // Теория и практика физ. культуры. 1979. № 1.
19. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. 20. О структуре многолетней тренировки (многолетняя динамика тренировочных нагрузок) / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: ГЦОЛИФК, 1974. 21. Перспективное планирование спортивной тренировки / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой, Н. Д. Граевской и др. М.: Физкультура и спорт, 1961. 22. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997. 23. Проблемы спортивной тренировки (физическая подготовка спортсмена) / Под. общ. ред. С. В. Каледина, В. М. Дьячкова. М.: Физкультура и спорт, 1961. 24. Проблемы юношеского спорта (серия) / Под общ. ред. В. Э. Нагорного, В. П. Филина. М.: Физкультура и спорт, 1961-1965. 25. Совершенствование технического мастерства спортсменов (педагогические проблемы управления) / Под общ. ред. В. М. Дьяч-кова. М.: Физкультура и спорт, 1972. 26. Специальная выносливость спортсмена / Под общ. ред. М. Я. На-батниковой. М.: Физкультура и спорт, 1972. 27. Теория спорта: Программа для ин-тов физ. культуры / Сост. ' Л. П. Матвеев. М.: ГЦОЛИФК, 1980. 28. Теория спорта: Метод, разраб. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1986. Вып. I-IV. 29. Теория спорта / Под общ. ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища шк., 1987. 30. Тер-Ованесян А. А. Спорт: обучение, тренировка, воспитание. М.: Физкультура и спорт, 1967. 31. Тренировка юных спортсменов / Под общ. ред. В. П. Филина. М.: Физкультура и спорт, 1965. 32. Физическая подготовка спортсменов высшего класса / Под общ. ред. С. М. Вайцеховского. М.: Физкультура и спорт, 1969. 33. Яо Сунпин. Применение современных подходов в классификации видов спорта: Дис... канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1980. 34. Nadori L. Edzeselmelet. Budapest: Sport, 1968. 35. Trainingslepre / Red. D. Harre. Berlin, Sportverlag, 1969. 36. Sisclovan I. Teoria educatie I fizice si sportului. Bucuresti: Stadion, 1970. 37. Ulatovsky T. i in. Teoria i metodyka sportu. Warszawa: Sport i Turistika, 1971. 38. Ulatovsky T. t in. Teoria i metodyka sportu. Warszawa: RCMS z KFIS, 1992.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ТЕОРИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ (СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК ЯДРО СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ 4.1. ПОНЯТИЙНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОТПРАВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПОРТИВНОМ СОРЕВНОВАНИИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА 4.1.1. Понятия спортивного соревнования и спортивного состязания Характеристика спорта как собственно соревновательной деятельности (гл. 1, 2) подчеркивает особую роль в нем соревновательных начал и отношений, в силу которых соревнование, или состязание, занимает своего рода центральное место в спортивной жизни. Понятия спортивного соревнования и спортивного состязания в этом аспекте в главном совпадают, поскольку оба они отображают одно и то же — процесс конкурентного сопоставления реальных спортивнодостиженческих возможностей спортсменов (спортивных команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортивный результат. То есть в таком смысле оба термина — «спортивное соревнование» и «спортивное состязание» являются синонимами. Но спортивное соревнование связывается и с более широким понятием, которое охватывает: • соревновательную деятельность спортсменов (их состязание); • соучастие (косвенное — вспомогательное, зрелищное и иное непрямое участие) в состязании заинтересованных лиц (тренеров, спортивных арбитров, болельщиков и других); • обусловленные спортивным состязанием взаимоотношения между непосредственными его участниками (спортсменами) и соучастниками; • формы организации соревновательной деятельности, поведения участников и соучастников состязания и отношений между ними, придающие всему этому упорядоченность как целостному событию спортивной жизни. Таким образом, широкое понимание спортивного соревнования охватывает не только соревновательную деятельность спортсменов, но и многое, сопряженное с нею* Иначе говоря, понятие спортивного соревнования в широком смысле относится к многостороннему явлению спортивной жизни, имеющему в своей основе состязание спортсменов и обусловленные им отношения его непосредственных участников и соучастников, поведение которых организуется в сложившихся в спорте формах. Это широкое смысловое значение термина «спортивное соревнование» нужно, разумеется, отличать от его суженного значения, совпадающего по смыслу с понятием спортивного состязания (в сформулированном выше его определении). Во избежание терминологических недоразумений Целесообразно термин «спортивное соревнование» применять главным образом в его широком смысле, а то, чему "соответствует его суженный смысл (когда подразумевается в основном соревновательная деятельность спортсменов), обозначать предпочтительно термином «спортивное состязание». Следует обратить внимание также на то, что термины в практике и в литературе далеко не всегда применяются В строго определенном смысле. В частности, так бывает, когда спортивным соревнованием называют то, что действительно обладает всеми признаками подлинно спортивного соревнования, и некоторые подобные ему, но по сути неравнозначные явления — показательные выступления спортсменов, тренировочные старты, контрольные прикидки неофициального характера и др. В таких случаях вольно или невольно нивелируют существенные отличия собственно спортивного соревнования от частично тождественных ему, но в целом далеко не равнозначных явлений. Принципиальные отличия тут могут состоять как в определяющих чертах деятельности спортсмена, так и в ее условиях, в том числе в исходной мотивации, характере конкуренции, эмоциональной атмосфере, создаваемой взаимодействиями участников и зрителей, обусловленной всем этим степени мобилизации достиженческих возможностей спортсмена и т. д. Не замечать этого специалист не имеет права. Поэтому нужны и соответствующие разграничения типологического и понятийно-терминологического характера. • включено в официальный спортивный календарь, то есть утверждено в заблаговременно принятом спортивными организациями (обычно на год вперед) перечне соревнований с указанием сроков, масштаба и назначения (региональные либо более масштабные спортивные первенства, розыгрыши спортивных кубков различного уровня и т. д.); • организуется согласно официальному положению о соревновании — четко оформленному нормативному документу (постоянно действующему как Олимпийская хартия), в котором в соответствии с конкретным назначением соревнования определяется состав его участников, порядок их допуска и выступлений, конкретизируются регламент и критерии определения исхода соревнования, другие стороны и условия его организации; • проводится в соответствии с правилами соревнований, официально действующими в видах спорта, и обеспечивается квалифицированным спортивным арбитражем. Наиболее развернутыми собственно спортивными соревнованиями, включающими ряд стадий (этапов), являются региональные, национальные и международные первенства (чемпионаты) по видам спорта. В последние десятилетия широко практикуются и многоэтапные, так называемые Кубковые, соревнования, проводимые в континентальных и мировых масштабах, а также на кубки международных спортивных федераций, объединений по видам спорта. Лишь по результатам выступлений в этих и других собственно спортивных соревнованиях официально определяется уровень квалификации спортсмена, степень его спортивных достижений, спортивный престиж и рейтинг (место среди других спортсменов). Субспортивные соревнования, как уже сказано, не имеют ряда или отдельных существенных признаков собственно спортивных соревнований, хотя в какой-то мере и подобны им. Это не значит, что они вообще не играют существенной роли в спортивной жизни — роль их бывает по-своему существенной, но иной, чем у собственно Спортивных соревнований. Ряд соревнований, органически включенных в подготовку спортсмена и подчиненных ее логике, имеют по сути подготовительно-тренировочный либо подготовительно-контрольный характер (речь тут не идет о собственно спортивных соревнованиях, которые в какой-то мере тоже могут быть использованы в целях подготовки к наиболее ответственным соревнованиям). Другие, из числа субспортивных соревнований, имеют лишь чисто внешнее сходство с собственно соревновательной деятельностью (спортивно-показательные выступления) и все же и они по-своему значимы для пропаганды спорта, установления спортивных связей, а также в качестве своеобразной формы спортивной рекреации и в некоторых других отношениях. Еще одним примером субспортивных соревнований могут служить состязания, организуемые на самодеятельных началах в рамках отдыха или развлечения (часто в форме спортивно-игровых встреч) по существенно видоизмененным в сторону упрощения правилам спортивных соревнований и с любительским судейством.. Отличия этой группы соревнований от собственно спортивных не всегда четко выражены, поскольку в практике отдельные черты тех и других нередко комбинируют в ■ своеобразных вариантах. Главные-же отличия тут заключаются не столько в том, что одни соревнования вполне официальны (собственно спортивные), а другие — неофициальны (или отчасти официальны), сколько в особенностях 4.1.2. Общие черты и структура соревновательной деятельности спортсмена По аналогии с общим понятием «деятельность» в теории и практике спорта принято говорить о спортивной, в том числе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена (спортсменов). Интуитивно это понятие обычно представляется ясным. Однако, учитывая, что смысловые границы общего термина «деятельность» весьма пространны (деятельность как занятие, труд, активность вообще и т. п.), нужно его конкретизировать. Под соревновательной деятельностью следует подразумевать совокупность действий спортсмена в процессе состязания, объединенных соревновательной целью и объективной логикой (закономерно складывающейся последовательностью) ее реализации. Конкретизировать представления о структуре этой деятельности и связанных с нею фазовых процессах помогает схема на рисунке 6. Как показано на схеме, в состав соревновательной деятельности спортсмена входят соревновательные действия и объединяющие их комплексные формы его поведения в процессе состязания. Соревновательные действия представляют собою первично целостные (но неизолированные) компоненты соревновательной деятельности, подчиняемые ее общей логике. Они имеют свой операционный состав, то есть состоят из тех или иных операций,* объединяемых действием (например, разбег - отталкивание - полет - приземление в прыжках в длину и высоту; а вообще — начальные, последующие и завершающие элементы действий, в частности при метании, выталкивании, поднимании спортивных снарядов, оперировании с мячом или иным игровым предметом, выполнении атакующих и защитных действий в спортивных играх и единоборствах и т. д.). Более крупными, чем отдельные соревновательные действия, компонентами соревновательной деятельности во многих видах спорта являются объединяющие их комбинаторные суб-лтруктуры -г- комбинации. Они представлены в одних ви- Рис. в. Поведенческая структура соревновательной деятельности спортсмена и последовательность фаз в процессе ее развертывания дах спорта строго формализованными комбинациями (в спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках и др.), в других — в виде относительно широко варьируемых комплексов действий, обусловленных тактикой состязаний (в спортивных играх, единоборствах). Соревновательные действия и их комбинации в ходе соревнования, особенно, когда оно имеет несколько этапов (стадий), как правило, воспроизводятся неоднократно с целесообразными изменениями по стадиям соревнования, предшествующим финалу, и в финальной стадии, а в ряде видов спорта и сменяются в соответствии с задаваемой регламентом соревнования последовательностью его развертывания (по разделам двоеборий или многоборий, а в тех их видах, где предусмотрена обязательная и произвольная программа состязаний, — и по ее разделам). Понятно, что общий состав и объем деятельности спортсмена в конкретном соревновании практически зависят от того, до какой из стадий состязания, обусловленных его регламентом, доходит спортсмен (выходит ли он в финал, пройдя предшествующие финалу стадии, либо выбывает из соревнования на одной из предфинальных стадий). Совокупность закономерных связей, объединяющих соревновательные действия в комбинации, а их — в по-стадийно складывающиеся целостные формы поведения спортсмена, в процессе состязания образует поведенческую структуру его соревновательной деятельности. Она (структура) обусловлена как замыслом, тактическим планом и направленностью в целом соревновательного поведения спортсмена, так и (в значительной степени) закономерностями и конкретными условиями реализации цели в процессе самого состязания. Отсюда понятно, что сами по себе отдельные операции и действия спортсмена еще не характеризуют его соревновательной деятельности — они становятся ее компонентами лишь при объединении на основе целостной структуры. Наряду с этим для понимания сути соревновательной деятельности спортсмена и ее воздействия на него важно иметь в виду фазовый характер тех изменений, какие она вызывает в его состоянии (психическом и биофункциональном). Еще до начала состязания в предстартовой фазе (см. рис. 6) предвидение, ожидание и «настройка» на выступление в нем сопряжены с целым спектром изменений в психическом и общем состоянии спортсмена, выражающихся в развертывании предстартовых процессов. Это — процессы формирования соревновательной установки, мотивирования ее на основе осмысления потребности, интересов и самооценки спортсменом своих достиженческих возможностей, моделирования предстоящей соревновательной деятельности (более или менее приближенного проектирования ее форм, содержания и результата), эмоциональной «настройки» и практической «разминки», непосредственно предшествующей состязанию. В процессе самого состязания предварительно выработанные соревновательная установка и модель деятельности конкретизируются, уточняются и корректируются применительно к реально складываюпщмся соревновательным ситуациям. Соответственно происходит реализация функциональных возможностей спортсмена, проявляемых в комплексе его соревновательных действий (технических и тактических). В зависимости от фактически сложившегося содержания соревновательной деятельности, суммарного объема и интенсивности сопряженной с нею соревновательной нагрузки по окончании состязания, в фазе «последействия» развертываются иные процессы. Это, в первую очередь, ближайшие восстановительные процессы (возвращение к исходному уровню функционального состояния систем организма, возмещение потраченных быстро обновляемых биоэнергетических ресурсов, восстановление уровня оперативной работоспособности). После состязания в качестве реакции на него развертываются и более протяженные процессы, в которых запечатлеваются, образно говоря, относительно стойкие «следы» минувшего состязания (в частности, ими бывают, при известных условиях, так называемые суперкомпенсаторные явления — «сверхвосстановление» потраченных биоэнергетических ресурсов, клеточная гипертрофия и другие изменения отдельных сторон морфофункционального статуса организма спортсмена). Во всем этом в совокупности выражается фазовая структура процессов, обусловленных соревновательной деятельностью спортсмена. Для уяснения характера этой деятельности существенно иметь в виду и такие ее черты, как так называемые конфликтность, взаимная рефлексивность взаимодействий соревнующихся и вероятность развертывания деятельности. В рассматриваемом отношении конфликтной принято называть деятельность*, при которой двое или более индивидов стремятся к достижению одной и той же цели (например, победить, быть первым, «лучшим»), а объективно заданные условия позволяют реализовывать ее (цель) лишь кому-либо одному из стремящихся к ней. Вытекающие отсюда конкурентные столкновения интересов в спорте, как уже было показано, принципиально не являются антагонистическими. В этом смысле спортивно-соревновательный конфликт условен. Тем не менее он способен придать всему соревновательному поведению спортсменов особый эмоциональный накал. Конфликтные начала в спортивной деятельности присутствуют и тогда, когда спортсмен прямо не контактирует с соперником в состязании (как в заочных соревнованиях или как в тех случаях, когда спортсмен штурмует давно уже установленный кем-либо рекорд). Источником конфликтности спортивной деятельности
|
|||
|