|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 4 страницаСравнительный анализ индивидуальных вариаций динамики результатов разных спортсменов дает определенные основания судить о продуктивности затрат их времени и сил на спортивную деятельность, следовательно — о степени эффективности используемых ими средств и методов достижения результатов. Вся долговременная динамика высших спортивных достижений в обществе свидетельствует о качестве сложившейся в нем школы спорта, уровне развития спортивной культуры, а также в некоторой мере и о степени прогресса смежных с ней разделов культуры общества. Всем этим определяется личностная и социальная значимость спортивных результатов. Достижение их принято рассматривать как непосредственную цель спортивной деятельности. Это справедливо, если, однако, подразумевать лишь внешне конкретизированную, наглядно доходчивую цель. Но через достижение спортивных результатов реализуется и несравненно более существенная, глубинная цель, которая в гуманном обществе должна состоять в том, чтобы стимулировать духовное и физические развитие спортсмена, содействовать самоутверждению и разностороннему совершенствованию личности, воспитывать через спорт активных деятелей общественного прогресса. Только при сопряженной реализации этих целей — внешне выраженной в достижении спортивных результатов и глубиной — спортивная деятельность обретает свой подлинный социальный и воспитательный смысл. Типы критериев оценки спортивных результатов. Принятые в различных видах спорта критерии оценки результатов имеют, естественно, свои отличия. В целом их можно условно подразделить на объективные, субъективные и смешанные (условность такого разграничения в том, что моменты объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практикуемых критериев, но не в одинаковых соотношениях). Первые — объективные критерии оценки — сопряжены с наиболее не зависимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров. В частности, результат измеряют в мерах пространства (длины преодолеваемых спортсменами дистанций, высоты совершаемых прыжков, дальности бросков спортивных снарядов и т. д.), времени, затрачиваемого на выполнение соревновательного упражнения (бег, плавание, гребля, бег на коньках, велогонки и т. д.), веса перемещаемого предмета (например, тяжелоатлетической штанги). При измерениях в этих случаях используется относительно точный инструментарий, совершенствуемый по мере улучшения технического оснащения спорта (высокоточные электронные секундомеры, фотометрические устройства, другая довольно совершенная измерительная аппаратура). Субъективными критериями оценки спортивного результата называются такие способы оценивания, которые отличаются особенно значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, складывающихся у спортивных арбитров при судействе соревнований. В основе таких критериев лежат осуществляемые спортивными судьями процедуры по сопоставлению восприятий, возникающих у них по ходу и в итоге наблюдений за исполнением соревновательных действий, с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры опираясь на свой опыт и исходя из требований принятых спортивнотехнических руководств и правил соревнований), констатации обнаруживаемых при сопоставлении соответствий и отклонений, исчислению в зависимости от этого результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах или подобных величинах). На этой основе оцениваются результаты, как известно, в тех видах спорта, где особое значение придается эстетически выразительному, искусному исполнению сложнокоординацион-ных двигательных действий, в спортивной и художественной гимнастике, акробатике, прыжках в воду, фигурном катании на коньках и т. д. Понятно, что оценки спортивного результата при такого рода критериях во многом зависят не только от действительных достоинств и недостатков продемонстрированного спортсменом в соревновании, но и от субъективно обусловленных особенностей восприятий, впечатлений и оценочных суждений спортивных арбитров (степень индивидуальной точности или неточности восприятия, адекватность или неадекватность индивидуальных представлений об «идеальной модели» оцениваемых действий, беспристрастность или пристрастность судейских суждений). Отсюда вытекает острота проблемы объективизации субъективных критериев спортивного результата. В смешанных критериях оценки спортивного результата приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые его оценивания. Так, в игровых видах спорта активнодвигательного характера (исключая шахматный и аналогичные виды спорта) результативность относительно завершенных эпизодов и общего исхода соревнования объективизирована некоторыми материально определенными признаками так называемой финальной, или целевой, точности действий (попадание мячом, шайбой либо иным игровым предметом в условную мишень — ворота, баскетбольную корзину, поражаемые части игровой площадки и т. д.). Вместе с тем исход эпизодов и всей игры оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных свойств их восприятия и оценочных суждений. При определении исхода спортивных единоборств оценочные заключения арбитров в известной мере объективизируются путем учета поддающихся относительно четкому наблюдению конкретных физических признаков результативности атакующих и оборонительных действий, совершаемых соперниками по ходу контактного единоборства (общее число действенных ударов, нокдаун и нокаут в боксе, «уколы» в фехтовании, касание лопатками ковра или проведение болевого приема в разновидностях спортивной борьбы и т. д.). Нетрудно заметить, что эволюция критериев оценки спортивных результатов в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценочных процедур. Это достигается внедрением в спортивную практику и усовершенствованием применительно к ее потребностям измерительной, вычислительной и информационной техники (электронных, фотометрических, тензометрических и других измерительных устройств, скомпонованных с компьютерами, телевизионной и иной аппаратурой [4]). Верному определению исхода спортивных соревнований способствует также совершенствование их правил, регламента и способов судейства. Сама природа спорта и, особенно, роль спортивных достижений как своеобразного эталона человеческих возможностей обязывают постоянно уделять внимание проблеме разработки адекватных критериев оценки спортивных результатов, без чего не мыслится ни функционирование, ни развитие спорта. Общие факторы динамики спортивных результатов и ее тенденции. Спортивные результаты изменяются под влиянием многих факторов и условий. При самой обобщенной характеристике основные из них сводятся к следующим: • индивидуальная спортивная одаренность и степень ее реализации в процессе индивидуального развития; • конкретное состояние системы подготовки спортсменов в обществе, ее качество, степень отлаженности и обеспечения; • размах спортивного движения и коренные социальные условия его развития в обществе. При сравнительно одинаковых общих условиях уровень индивидуального спортивного достижения зависит, естественно, прежде всего от одаренности спортсмена и степени его подготовленности к достижению. Первый из этих факторов относительно консервативен, поскольку в основе его лежат природные (генетические) задатки. Степень же спортивной подготовленности высокодинамична — она возрастает под воздействием рационально построенной системы спортивной подготовки. Это значит, что важнейшим фактором воздействия на динамику достижений спортсмена служит именно система его подготовки, благодаря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование спортивных умений и навыков, наряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для прогресса в спорте. Одно из обязательных условий при этом — возрастающие затраты усилий спортсмена для самосовершенствования (неслучайно поразительный взлет спортивных достижений в новейшей олимпийской истории произошел в условиях небывалого возрастания объема и интенсивности тренировочной работы [2, 7]). Даже очень одаренный спортсмен оказывается сейчас неконкурентноспособным, если он не трудится постоянно с возрастающими затратами времени и сил для реализации своих природных задатков. В связи с этим, как уже отмечалось, спортивные достижения, их индивидуальную динамику правомерно рассматривать в качестве показателей размера полезных затрат усилий спортсмена для самосовершенствования. На пути к очередным достижениям в спорте создаются, рационализируются и проверяются все более действенные средства и методы спортивной тренировки, качественно улучшаются другие компоненты и условия функционирования системы подготовки спортсменов, в том числе ее научно-методические основы, формы организации, материально-техническое и иное обеспечение. А это, становясь достоянием массовой спортивной практики, обусловливает повышение общего уровня достигаемых в ней результатов вплоть до тех, какие были доступны прежде лишь выдающимся спортсменам (показательно, например, что спортивные рекорды, установленные на Олимпийских играх первой четверти XX в., доступны сейчас тысячам и тысячам спортсменов массовых разрядов). Поэтому, и не без основания, считается, что спортивные достижения, их общий уровень и динамика являются как бы концентрированным выражением состояния спортивной и сопряженных с ней отраслей культуры и общества. Ясно, что спорт как общественное явление так или иначе включен в разветвленную систему социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально-экономическими и связанными с ними факторами. Поэтому уровень спортивных достижений той или иной страны, особенно общие тенденции его изменения, не может не зависеть и от коренных условий материальной жизни общества, от его благосостояния, а также и от социальных институтов, опосредованно влияющих через ряд звеньев на развитие спортивного движения (общественные и государственные органы управления, подготовка профессиональных кадров и т. д.). Действие этих факторов на рост спортивных результатов зачастую проявляется не прямо, а опосредованно. Так, высокий уровень экономического благосостояния страны не гарантирует автоматически ее превосходства в спорте: влияние первого на второе зависит от того, как будут на деле использованы имеющиеся социально-экономические возможности для развития спорта, особенно через отлаживание системы подготовки * спортсменов высокого класса. Даже при беглом обзоре перечисленных факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на генеральные тенденции динамики спортив- и их соотношение сти спортсмена к достижению, целесообразно организованную практику использования их в' сочетании с условиями, способствующими росту достижений. В качестве своего рода «подсистем» она полностью либо частично включает ряд компонентов (рис. 1): • систему спортивной тренировки (СТ); • систему спортивных соревнований (С); • систему дополнительных факторов (ДФ) спортивной подготовки, которые выходят за рамки тренировочной и соревновательной деятельности, но так или иначе способствуют прогрессу спортивных достижений (по отношению к двум первым это можно назвать системой эк-зофакторов подготовки спортсмена). Спортивная тренировка в рассматриваемом отноше- | нии является первостепенным слагаемым и преобладаю- ] щей формой подготовки спортсмена. Это есть та доминирующая часть спортивной подготовки, которая строится на основе системного использования методов упражнения. Утилитарный эффект тренировки выражается в приобретении и повышении уровня тренированности как состояния приспособленности спортсмена к результативному выполнению упражнений, использованных в тренировке. Однако вся сущность спортивной тренировки отнюдь не сводится лишь к упражнению и достижению его прикладного эффекта. Если рассматривать тренировку не с узких позиций, то по определяющей сути своей она предстает многогранным процессом спортивно-специализированного обучения и воспитания спортсмена (или — в случае самостоятельных занятий спортом — процессом самообучения и самовоспитания). Ее общий образовательно-воспитательный эффект воплощается при определенных условиях не столько в приспособленности спортсмена к выполнению тех или иных упражнений, сколько в обогащении и совершенствовании фонда его умений и навыков, в поступательном развитии его физических и духовных качеств. Система спортивных соревнований включает последовательно развернутый ряд соревнований различных рангов и конкретных назначений, организуемых в соответствии с закономерностями функционирования спорта. Ее общие контуры официально намечаются спортивными организациями (федерациями, комитетами, клубами и т. п.) в виде календарного плана спортивных соревнований (спортивного календаря) в расчете на определенный контингент спортсменов с регулярным воспроизведением соревнований высшего ранга (территориальных чемпионатов, первенств спортивных федераций и т. д.), предшествующих им и иных. С ориентиром на общий спортивный календарь избирательно строится (конкретными тренерами и спортсменами) индивидуализированная система выступления в состязаниях, которая соотносится с логикой полноценной подготовки к основным из них. Фактически большинство соревнований в их индивидуализированной системе используется в качестве одного из наиболее действенных средств подготовки спортсмена к основным для него в конкретных условиях состязаниям, то есть имеет преимущественно подготовительный характер. Однако в целом роль системы спортивных соревнований не может быть сведена лишь к их подготовительному значению — она имеет и свои функции, выходящие за рамки спортивной подготовки: спортивно-эталонные, зрелищные и другие функции. Система дополнительных факторов спортивной подготовки (дополняющих тренировочную и соревнователь-°ную деятельность) становится в процессе развития спорта все более развернутой и разнообразной по содержанию. Она включает многие используемые в связи со спортивной деятельностью средства и условия оптимизации спортивной дееспособности, благоприятно влияющие на ход восстановительных процессов после спортивных нагрузок и (или) содействующие приросту спортивной работоспособности. В частности, к их числу относится регулируемое использование факторов естественной среды (атмосферной и водной, солнечной радиации), специализированное питание и фармакологические добавки к нему (исключая допинговые и другие запрещенные препараты), специализированные разновидности массажа, банных и бальнеопроцедур, психогигиенических воздействий, видоизменение общего режима жизни применительно к требованиям и условиям спортивной деятельности и т. д. Понятно, что факторы такого рода входят в систему спортивной подготовки постольку, поскольку они вносят свой вклад в приобретение, повышение уровня или (как минимум) сохранение подготовленности спортсмена к спортивному достижению. В целом спортивная подготовленность есть комплексное динамичное состояние, которое возникает вследствие интегративного (объединенного) воздействия всех факторов спортивной подготовки и характеризуется более всего достигнутыми в результате спортивной деятельности сдвигами в развитии физической и психической дееспособности (физическая и психическая подготовленность) наряду с приобретенными на той же основе умениями и навыками, степенью их совершенства (техническая и тактическая подготовленность). По мере становления и отлаживания системы подготовки спортсменов высокого класса ее воздействие на динамику спортивных результатов усиливалось и продолжает возрастать. Этим прежде всего и объясняется поразительный рост мировых спортивных достижений в историческом масштабе. В то же время этапные тенденции многолетней динамики спортивных результатов не остаются постоянными ни в историческом аспекте, ни в индивидуальном проявлении за время многолетней спортивной деятельности того или иного спортсмена. Это объясняется зависимостью динамики спортивных результатов не только от системы подготовки спортсменов, но и от ряда других факторов, в том числе переменных, меняющихся со временем в различных отношениях, в силу чего и многолетняя динамика спортивных результатов имеет стадийно-переменный характер, то есть характеризуется сменой своего рода стадий, отличающихся друг от друга как по степени прироста достижений, так и по направленности их дальнейших изменений. Довольно распространенной является точка зрения, что исторические тенденции динамики спортивных достижений человечества могут быть описаны так называемой логистической кривой (рис. 2). В ней различают три участка — стадии. В первой стадии, которая соответствует историческому периоду зарождения и начального развития какого-либо вида спорта, наблюдается после некоторого идущего в самом начале относительно медленного увеличения спортивных результатов несоразмерное ускорение их прироста, когда даже сравнительно небольшие позитивные изменения в системе факторов, влияющих на результаты (некоторое увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, частоты соревнований и т. д.), сопровождается быстрым и значительным увеличением уровня достижений. Во второй стадии темпы прироста результатов как бы выравниваются пропорционально степени мобилизации ресурсов, от которых зависит прогресс в спорте; внешне это выражается в линейно восходящем изменении уровня достижений (см. второй участок кривой на рис. 2). В третьей стадии темпы прироста спортивных достижений постепенно убывают, их уровень продолжает увеличиваться, но степень"очередного превышения со временем все значительнее убывает (по так называемой экспоненте, как это показано условно на третьем участке рассматриваемой кривой), поскольку очередное превышение все более высоких достижений дается с возрастающим трудом, требует прогрессирующих затрат сил, времени и других ресурсов. Есть основания считать, что фактическая картина современной динамики высших достижений в некоторых видах спорта близка к той, которая характерна для третьей из указанных стадий. Это относится главным образом к динамике достижений в видах спорта, имеющих многовековую историю, прежде всего к тем из них, в которых соревновательные упражнения представляют собой естественные циклические локомоции (легкоатлетические разновидности бега и аналогичные виды спорта). Иллюстрирует это положение рисунок 3, а, на котором изображены приросты мировых рекордов в беге на 100 и 1500 м по десятилетиям за последние 100 лет. Как видно, величины приростов здесь (выражен - ные в десятилетних долях всего прироста достижений за 100 лет) со временем в общей тенденции убывают. Дальнейшая динамика достижений в таких случаях может быть сравнительно строго спрогнозирована и количественно рассчитана (для чего, в частности, можно использовать уравнение вида ДА = ДА^"*', где ДАл — прирост достижений за первое десятилетие рассматриваемого хронологического ряда, е — основание натуральных логарифмов, к — константа прироста, г — время (в десятилетиях), предусматриваемое в прогнозе. Иная картина динамики достижений наблюдается в ряде других видов спорта, например в прыжках с шестом и толчке штанги (рис. 3, б), когда прирост рекордов в их исторической динамике изменяется не однонаправленно и не равномерно, а таким образом, что тенденция к убыванию степени прироста сменяется время от времени его новым увеличением. Причины такого колебания величины прироста достижений бывают различны: в одних случаях решающую роль играет появление новых средств и методов спортивной тренировки, отличающихся неординарной эффективностью, в других — радикальное обновление спортивной техники и тактики, в третьих — качественное улучшение спортивного инвентаря и оборудования (когда это особенно существенно сказывается на спортивном результате, как, например, было в легкоатлетических прыжках с шестом при замене деревянных шестов железными, а железных — фиберглассовы-ми и иными пластиковыми, наряду с созданием условий для безопасного приземления) и т. д. К сожалению, в числе средств форсированного увеличения прироста спортивных достижений подчас оказываются некоторые, по сути, несовместимые с гуманистической природой спорта, в том числе различного рода допинги, анаболики и другие искусственные стимуляторы, которые, временно увеличивая шанс на спортивный успех, вступают в противоречие с интересами охраны здоровья спортсмена и спортивной этикой. Бескомпромиссная борьба с применением такого рода «ускорителей» продвижения к успехам в спорте — одна из самых острых проблем на современном этапе его развития. Она все больше тревожит международные и национальные спортивные организации и обязывает их предпринимать активные меры. От верного разрешения этой проблемы в большой степени зависит сама будущность спорта высших достижений как фактора раскрытия, утверждения и увеличения человеческих способностей, не подлежащего превращению ни в способ изощренной эксплуатации их, ни в сферу внедрения фармакологической или иной продукции, подменяющей подлинные источники спортивных достижений. Возможности увеличения последних практически неисчерпаемы без применения каких-либо «аномальных» средств форсирования спортивного результата, которые действуют в обход и тем более в ущерб развитию собственных качеств спортсмена. Об этом свидетельствует непрекращающийся на протяжении всей истории спорта рост спортивных рекордов, опережающий, как правило, даже самые смелые прогнозы. Первостепенную роль в этом, в соответствии с общей тенденцией, играет неуклонное улучшение качества системы спортивной подготовки в единстве с условиями, обеспечивающими ее эффективное функционирование. Ее воздействие на динамику спортивных достижений настолько велико, что даже при не вполне благоприятных общих социально-экономических условиях в той или иной стране она в состоянии, если четко отлажена, гарантировать прогресс достижений охваченной ею избранной группы спортсменов. Не опасаясь преувеличения, можно утверждать, что система подготовки ведущих спортсменов нашей страны была и продолжает оставаться до настоящего времени одной из наиболее прогрессивных в мировом спорте. Не случайно спортсмены сборной команды СССР, выйдя на олимпийскую арену значительно позже, чем представители других стран (в 1952 году), сразу же вошли в число бесспорных лидеров мирового спорта и на протяжении четырех десятилетий продолжали оставаться ими (табл. 1). Такое стало возможным
Примечание. Коэффициент результативности команды (Ж^) рассчитан как отношение числа очков, полученных участниками команды в неофициальном олимпийском зачете, к числу членов команды, выступавших в соревнованиях, то есть ^ __________ Командное число очков_______ рк Число стартовавших членов команды Кр, за весь период участия спортсменов СССР в играх Олимпиад — 2,07 (6844,1/3304), в зимних Олимпийских играх — 1,82 (1335/734), средний — 2,02. благодаря неординарной концентрации сил и средств в сфере спорта высших достижений при постоянной активизации профессиональных кадров в углубленном решении научных, методических, организационных и других проблем совершенствования системы подготовки спортсменов высшего класса. Правда, это происходило наряду с явно недостаточным удовлетворением нужд развития массового спорта и в какой-то мере с ущербом для него, что вело к накоплению нерешенных проблем в его сфере, особенно в последние десятилетия. 2.4. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СПОРТА И НАПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ 2.4.1. Основные функции и функциональные связи спорта в системе социальных явлений Основа функциональной специфики спорта. В современной специальной литературе, посвященной характеристике социальной значимости спорта, он характеризуется как полифункциональное (многофункциональное) явление. При этом дается большой перечень социальных функций спорта, под которыми подразумеваются различные проявления его многогранной роли в жизни индивида и общества. Чтобы верно ориентироваться в них, нужно ясно различать специфические функции спорта, свойственные только ему как особому явлению социальной реальности, и его функциональные связи с иными общественными явлениями и процессами. Из анализа исторических истоков спорта и его отличительных черт как собственно соревновательной деятельности следует, что ему свойственна специфическая соревновательно-эталонная функция. Выявляемые и фиксируемые в спорте достижения (в виде спортивно-технических результатов, спортивно-классификационных нормативов и, особенно, рекордов), приобретая общественное признание, служат своего рода эталонными измерителями индивидуальных и общечеловеческих возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четко выделенными ориентирами на пути реализации этих возможностей. Их «спортивный эталон» достаточно строго унифицирован, но в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а прогрессирует, стимулируя тем самым прогрессирующую мобилизацию усилий спортсменов по самосовершенствованию, развитию. Это в наибольшей мере выражено, естественно, в сфере спорта высших достижений, где устанавливаются и превышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба на основе настойчивых усилий, связанных с самоопределением и самоутверждением личности через гуманные формы честного соперничества и демонстрацию в нем признанных результатов. Эталонная функция спорта теснейшим образом сопряжена с его эвристическо-достиженческой функцией, существенной как для индивида, так и для общества. Уже отмечалось, что социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип эвристической деятельности, то есть деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружения нового. В отличие от иных типов эвристической деятельности, спортивная ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление наших собственных достиженческих возможностей, а также эффективных средств и методов реализации их на все более высоком уровне, причем таких, в основе которых лежат деятельностные способности самого спортсмена. Соответственно в процессе развертывания спортивной деятельности не просто воспроизводятся ранее достигнутые результаты, но и реализуются возможности новых достижений, изыскиваются и воплощаются в незаурядных результатах все более действенные факторы спортивного совершенствования. Эта эвристически-достиженческая функция свойственна в той или иной мере спорту в целом, наиболее же полно она выражена, понятно, в сфере спорта высших достижений. Ведь на пути к действительно выдающимся спортивным результатам спортсмены, претендующие на них, должны найти неординарные средства, методы и условия полной мобилизации и увеличения фундаментальных возможностей своего организма, научиться наиболее эффективно использовать их с тем, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутой. Создаваемые при этом средства и методы преобразования индивидуальных природных качеств становятся общекультурным достоянием по мере проникновения в массовую практику. Добываемые на пути к спортивным достижениям познавательные данные приобретают вполне серьезное научное значение. Пожалуй, ярче всех об этом сказал в свое время А. Хилл (выдающийся физиолог, лауреат Нобелевской премии), когда утверждал, что наибольшее количество сконцентрированных
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|