Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 4 страница



Сравнительный анализ индивидуальных вариаций ди­намики результатов разных спортсменов дает определен­ные основания судить о продуктивности затрат их време­ни и сил на спортивную деятельность, следовательно — о степени эффективности используемых ими средств и мето­дов достижения результатов. Вся долговременная дина­мика высших спортивных достижений в обществе свиде­тельствует о качестве сложившейся в нем школы спорта, уровне развития спортивной культуры, а также в некото­рой мере и о степени прогресса смежных с ней разделов культуры общества.

Всем этим определяется личностная и социальная зна­чимость спортивных результатов. Достижение их принято рассматривать как непосредственную цель спортивной дея­тельности. Это справедливо, если, однако, подразумевать лишь внешне конкретизированную, наглядно доходчивую цель. Но через достижение спортивных результатов реа­лизуется и несравненно более существенная, глубинная цель, которая в гуманном обществе должна состоять в том, чтобы стимулировать духовное и физические развитие спортсмена, содействовать самоутверждению и разносто­роннему совершенствованию личности, воспитывать через спорт активных деятелей общественного прогресса. Толь­ко при сопряженной реализации этих целей — внешне выраженной в достижении спортивных результатов и глу­биной — спортивная деятельность обретает свой подлин­ный социальный и воспитательный смысл.

Типы критериев оценки спортивных результатов. При­нятые в различных видах спорта критерии оценки резуль­татов имеют, естественно, свои отличия. В целом их мож­но условно подразделить на объективные, субъективные и смешанные (условность такого разграничения в том, что моменты объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практикуемых критериев, но не в оди­наковых соотношениях).

Первые — объективные критерии оценки — сопряже­ны с наиболее не зависимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров. В частно­сти, результат измеряют в мерах пространства (длины пре­одолеваемых спортсменами дистанций, высоты совершае­мых прыжков, дальности бросков спортивных снарядов и т. д.), времени, затрачиваемого на выполнение соревно­вательного упражнения (бег, плавание, гребля, бег на конь­ках, велогонки и т. д.), веса перемещаемого предмета (на­пример, тяжелоатлетической штанги). При измерениях в этих случаях используется относительно точный инстру­ментарий, совершенствуемый по мере улучшения техни­ческого оснащения спорта (высокоточные электронные се­кундомеры, фотометрические устройства, другая довольно совершенная измерительная аппаратура).

Субъективными критериями оценки спортивного ре­зультата называются такие способы оценивания, которые отличаются особенно значительной зависимостью оценоч­ных процедур от впечатлений, складывающихся у спортив­ных арбитров при судействе соревнований. В основе та­ких критериев лежат осуществляемые спортивными судьями процедуры по сопоставлению восприятий, воз­никающих у них по ходу и в итоге наблюдений за испол­нением соревновательных действий, с некоторыми «образ­цами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры опираясь на свой опыт и исходя из требований принятых спортивнотехнических руководств и правил со­ревнований), констатации обнаруживаемых при сопостав­лении соответствий и отклонений, исчислению в зависи­мости от этого результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах или подобных величинах). На этой ос­нове оцениваются результаты, как известно, в тех видах спорта, где особое значение придается эстетически выра­зительному, искусному исполнению сложнокоординацион-ных двигательных действий, в спортивной и художествен­ной гимнастике, акробатике, прыжках в воду, фигурном катании на коньках и т. д. Понятно, что оценки спортив­ного результата при такого рода критериях во многом за­висят не только от действительных достоинств и недостат­ков продемонстрированного спортсменом в соревновании, но и от субъективно обусловленных особенностей восприя­тий, впечатлений и оценочных суждений спортивных ар­битров (степень индивидуальной точности или неточности восприятия, адекватность или неадекватность индивиду­альных представлений об «идеальной модели» оценивае­мых действий, беспристрастность или пристрастность су­дейских суждений). Отсюда вытекает острота проблемы объективизации субъективных критериев спортивного ре­зультата.

В смешанных критериях оценки спортивного резуль­тата приблизительно в одинаковой мере сочетаются объек­тивные и субъективные слагаемые его оценивания. Так, в игровых видах спорта активнодвигательного характера (исключая шахматный и аналогичные виды спорта) резуль­тативность относительно завершенных эпизодов и общего исхода соревнования объективизирована некоторыми ма­териально определенными признаками так называемой финальной, или целевой, точности действий (попадание мячом, шайбой либо иным игровым предметом в услов­ную мишень — ворота, баскетбольную корзину, поражае­мые части игровой площадки и т. д.). Вместе с тем исход эпизодов и всей игры оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных свойств их восприятия и оценочных суждений. При определении исхода спортив­ных единоборств оценочные заключения арбитров в извест­ной мере объективизируются путем учета поддающихся относительно четкому наблюдению конкретных физиче­ских признаков результативности атакующих и оборони­тельных действий, совершаемых соперниками по ходу кон­тактного единоборства (общее число действенных ударов, нокдаун и нокаут в боксе, «уколы» в фехтовании, касание лопатками ковра или проведение болевого приема в разно­видностях спортивной борьбы и т. д.).

Нетрудно заметить, что эволюция критериев оценки спортивных результатов в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценоч­ных процедур. Это достигается внедрением в спортив­ную практику и усовершенствованием применительно к ее потребностям измерительной, вычислительной и ин­формационной техники (электронных, фотометрических, тензометрических и других измерительных устройств, скомпонованных с компьютерами, телевизионной и иной аппаратурой [4]).

Верному определению исхода спортивных соревнова­ний способствует также совершенствование их правил, регламента и способов судейства.

Сама природа спорта и, особенно, роль спортивных до­стижений как своеобразного эталона человеческих возмож­ностей обязывают постоянно уделять внимание проблеме разработки адекватных критериев оценки спортивных ре­зультатов, без чего не мыслится ни функционирование, ни развитие спорта.

Общие факторы динамики спортивных результатов и ее тенденции. Спортивные результаты изменяются под влиянием многих факторов и условий. При самой обоб­щенной характеристике основные из них сводятся к сле­дующим:

• индивидуальная спортивная одаренность и степень ее реализации в процессе индивидуального развития;

• конкретное состояние системы подготовки спортсменов в обществе, ее качество, степень отлаженности и обес­печения;

• размах спортивного движения и коренные социальные условия его развития в обществе.

При сравнительно одинаковых общих условиях уро­вень индивидуального спортивного достижения зависит, естественно, прежде всего от одаренности спортсмена и степени его подготовленности к достижению. Первый из этих факторов относительно консервативен, поскольку в основе его лежат природные (генетические) задатки. Сте­пень же спортивной подготовленности высокодинамична — она возрастает под воздействием рационально построен­ной системы спортивной подготовки. Это значит, что важ­нейшим фактором воздействия на динамику достижений спортсмена служит именно система его подготовки, благо­даря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование спортивных умений и навыков, на­ряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для прогресса в спорте. Одно из обязательных условий при этом — возрастающие затраты усилий спортсмена для са­мосовершенствования (неслучайно поразительный взлет спортивных достижений в новейшей олимпийской исто­рии произошел в условиях небывалого возрастания объ­ема и интенсивности тренировочной работы [2, 7]). Даже очень одаренный спортсмен оказывается сейчас неконку­рентноспособным, если он не трудится постоянно с возра­стающими затратами времени и сил для реализации своих природных задатков. В связи с этим, как уже отмечалось, спортивные достижения, их индивидуальную динамику правомерно рассматривать в качестве показателей разме­ра полезных затрат усилий спортсмена для самосовершен­ствования.

На пути к очередным достижениям в спорте создают­ся, рационализируются и проверяются все более действен­ные средства и методы спортивной тренировки, качественно улучшаются другие компоненты и условия функциониро­вания системы подготовки спортсменов, в том числе ее научно-методические основы, формы организации, мате­риально-техническое и иное обеспечение. А это, становясь достоянием массовой спортивной практики, обусловлива­ет повышение общего уровня достигаемых в ней результа­тов вплоть до тех, какие были доступны прежде лишь выдающимся спортсменам (показательно, например, что спортивные рекорды, установленные на Олимпийских иг­рах первой четверти XX в., доступны сейчас тысячам и тысячам спортсменов массовых разрядов). Поэтому, и не без основания, считается, что спортивные достижения, их общий уровень и динамика являются как бы концентри­рованным выражением состояния спортивной и сопряжен­ных с ней отраслей культуры и общества.

Ясно, что спорт как общественное явление так или иначе включен в разветвленную систему социальных от­ношений и обусловлен в своем развитии социально-эконо­мическими и связанными с ними факторами. Поэтому уро­вень спортивных достижений той или иной страны, особенно общие тенденции его изменения, не может не за­висеть и от коренных условий материальной жизни обще­ства, от его благосостояния, а также и от социальных ин­ститутов, опосредованно влияющих через ряд звеньев на развитие спортивного движения (общественные и государ­ственные органы управления, подготовка профессиональ­ных кадров и т. д.). Действие этих факторов на рост спортивных результатов зачастую проявляется не прямо, а опосредованно. Так, высокий уровень экономического благосостояния страны не гарантирует автоматически ее превосходства в спорте: влияние первого на второе зави­сит от того, как будут на деле использованы имеющиеся социально-экономические возможности для развития спорта, особенно через отлаживание системы подготовки * спортсменов высокого класса.

Даже при беглом обзоре перечисленных факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на генеральные

тенденции динамики спортив-
ных результатов, видно, что
в объединенном результирую-
щем действии основных из
этих факторов первостепен-
ную роль играет система под-
готовки спортсменов (иначе
говоря, система спортивной
подготовки), функционирую-
щая в конкретных условиях.
Она представляет собой упо-
рядоченную совокупность ос-        Систе1а1одготовки
новных средств и методов спортсмена: ее подсистемы
обеспечения подготовленно- (наиболее крупные разделы)

и их соотношение

сти спортсмена к достижению,

целесообразно организованную практику использования их в' сочетании с условиями, способствующими росту дости­жений. В качестве своего рода «подсистем» она полностью либо частично включает ряд компонентов (рис. 1):

• систему спортивной тренировки (СТ);

• систему спортивных соревнований (С);

• систему дополнительных факторов (ДФ) спортивной подготовки, которые выходят за рамки тренировочной и соревновательной деятельности, но так или иначе спо­собствуют прогрессу спортивных достижений (по отно­шению к двум первым это можно назвать системой эк-зофакторов подготовки спортсмена).

Спортивная тренировка в рассматриваемом отноше- | нии является первостепенным слагаемым и преобладаю- ] щей формой подготовки спортсмена.

Это есть та доминирующая часть спортивной подготов­ки, которая строится на основе системного использования методов упражнения.

Утилитарный эффект тренировки выражается в при­обретении и повышении уровня тренированности как со­стояния приспособленности спортсмена к результативному выполнению упражнений, использованных в тренировке. Однако вся сущность спортивной тренировки отнюдь не сводится лишь к упражнению и достижению его приклад­ного эффекта. Если рассматривать тренировку не с узких позиций, то по определяющей сути своей она предстает многогранным процессом спортивно-специализированного обучения и воспитания спортсмена (или — в случае самостоятельных занятий спортом — процессом самообу­чения и самовоспитания). Ее общий образовательно-вос­питательный эффект воплощается при определенных ус­ловиях не столько в приспособленности спортсмена к выполнению тех или иных упражнений, сколько в обога­щении и совершенствовании фонда его умений и навыков, в поступательном развитии его физических и духовных качеств.

Система спортивных соревнований включает последо­вательно развернутый ряд соревнований различных рангов и конкретных назначений, организуемых в соответствии с закономерностями функционирования спорта. Ее общие контуры официально намечаются спортивными организа­циями (федерациями, комитетами, клубами и т. п.) в виде календарного плана спортивных соревнований (спортивно­го календаря) в расчете на определенный контингент спорт­сменов с регулярным воспроизведением соревнований выс­шего ранга (территориальных чемпионатов, первенств спортивных федераций и т. д.), предшествующих им и иных. С ориентиром на общий спортивный календарь избиратель­но строится (конкретными тренерами и спортсменами) ин­дивидуализированная система выступления в состязаниях, которая соотносится с логикой полноценной подготовки к основным из них. Фактически большинство соревнований в их индивидуализированной системе используется в каче­стве одного из наиболее действенных средств подготовки спортсмена к основным для него в конкретных условиях состязаниям, то есть имеет преимущественно подготовитель­ный характер. Однако в целом роль системы спортивных соревнований не может быть сведена лишь к их подготови­тельному значению — она имеет и свои функции, выходя­щие за рамки спортивной подготовки: спортивно-эталонные, зрелищные и другие функции.

Система дополнительных факторов спортивной под­готовки (дополняющих тренировочную и соревнователь-°ную деятельность) становится в процессе развития спорта все более развернутой и разнообразной по содержанию. Она включает многие используемые в связи со спортивной дея­тельностью средства и условия оптимизации спортивной дееспособности, благоприятно влияющие на ход восстано­вительных процессов после спортивных нагрузок и (или) содействующие приросту спортивной работоспособности. В частности, к их числу относится регулируемое исполь­зование факторов естественной среды (атмосферной и вод­ной, солнечной радиации), специализированное питание и фармакологические добавки к нему (исключая допинго­вые и другие запрещенные препараты), специализирован­ные разновидности массажа, банных и бальнеопроцедур, психогигиенических воздействий, видоизменение общего режима жизни применительно к требованиям и условиям спортивной деятельности и т. д.

Понятно, что факторы такого рода входят в систему спортивной подготовки постольку, поскольку они вносят свой вклад в приобретение, повышение уровня или (как минимум) сохранение подготовленности спортсмена к спортивному достижению. В целом спортивная подготов­ленность есть комплексное динамичное состояние, которое возникает вследствие интегративного (объединенного) воз­действия всех факторов спортивной подготовки и характе­ризуется более всего достигнутыми в результате спортив­ной деятельности сдвигами в развитии физической и психической дееспособности (физическая и психическая подготовленность) наряду с приобретенными на той же ос­нове умениями и навыками, степенью их совершенства (тех­ническая и тактическая подготовленность). По мере станов­ления и отлаживания системы подготовки спортсменов высокого класса ее воздействие на динамику спортивных результатов усиливалось и продолжает возрастать. Этим прежде всего и объясняется поразительный рост мировых спортивных достижений в историческом масштабе.

В то же время этапные тенденции многолетней дина­мики спортивных результатов не остаются постоянными ни в историческом аспекте, ни в индивидуальном прояв­лении за время многолетней спортивной деятельности того или иного спортсмена. Это объясняется зависимостью ди­намики спортивных результатов не только от системы под­готовки спортсменов, но и от ряда других факторов, в том числе переменных, меняющихся со временем в различных отношениях, в силу чего и многолетняя динамика спортив­ных результатов имеет стадийно-переменный характер, то есть характеризуется сменой своего рода стадий, отличаю­щихся друг от друга как по степени прироста достижений, так и по направленности их дальнейших изменений.

Довольно распространенной является точка зрения, что исторические тенденции динамики спортивных достиже­ний человечества могут быть описаны так называемой


 

 

логистической кривой (рис. 2). В ней различают три участ­ка — стадии. В первой стадии, которая соответствует исто­рическому периоду зарождения и начального развития ка­кого-либо вида спорта, наблюдается после некоторого идущего в самом начале относительно медленного увеличе­ния спортивных результатов несоразмерное ускорение их прироста, когда даже сравнительно небольшие позитивные изменения в системе факторов, влияющих на результаты (некоторое увеличение объема и интенсивности тренировоч­ных нагрузок, частоты соревнований и т. д.), сопровождает­ся быстрым и значительным увеличением уровня достижений.

Во второй стадии темпы при­роста результатов как бы вырав­ниваются пропорционально сте­пени мобилизации ресурсов, от которых зависит прогресс в спорте; внешне это выражается в линейно восходящем измене­нии уровня достижений (см. вто­рой участок кривой на рис. 2).

В третьей стадии темпы прироста спортивных достиже­ний постепенно убывают, их уровень продолжает увеличи­ваться, но степень"очередного превышения со временем все значительнее убывает (по так называемой экспоненте, как это показано условно на третьем участке рассматриваемой кривой), поскольку очередное превышение все более высо­ких достижений дается с возрастающим трудом, требует прогрессирующих затрат сил, времени и других ресурсов.

Есть основания считать, что фактическая картина совре­менной динамики высших достижений в некоторых видах спорта близка к той, которая характерна для третьей из ука­занных стадий. Это относится главным образом к динамике достижений в видах спорта, имеющих многовековую исто­рию, прежде всего к тем из них, в которых соревнователь­ные упражнения представляют собой естественные цикли­ческие локомоции (легкоатлетические разновидности бега и аналогичные виды спорта). Иллюстрирует это положение рисунок 3, а, на котором изображены приросты мировых ре­кордов в беге на 100 и 1500 м по десятилетиям за последние 100 лет. Как видно, величины приростов здесь (выражен -

ные в десятилетних долях всего прироста достижений за 100 лет) со временем в общей тенденции убывают. Дальней­шая динамика достижений в таких случаях может быть срав­нительно строго спрогнозирована и количественно рассчита­на (для чего, в частности, можно использовать уравнение вида ДА = ДА^"*', где ДАл — прирост достижений за первое десятилетие рассматриваемого хронологического ряда, е — основание натуральных логарифмов, к — константа прироста, г — время (в десятилетиях), предусматриваемое в прогнозе.

Иная картина динамики достижений наблюдается в ряде других видов спорта, например в прыжках с шестом и толч­ке штанги (рис. 3, б), когда прирост рекордов в их истори­ческой динамике изменяется не однонаправленно и не рав­номерно, а таким образом, что тенденция к убыванию степени прироста сменяется время от времени его новым увеличени­ем. Причины такого колебания величины прироста дости­жений бывают различны: в одних случаях решающую роль играет появление новых средств и методов спортивной тре­нировки, отличающихся неординарной эффективностью, в других — радикальное обновление спортивной техники и тактики, в третьих — качественное улучшение спортивного инвентаря и оборудования (когда это особенно существенно сказывается на спортивном результате, как, например, было в легкоатлетических прыжках с шестом при замене дере­вянных шестов железными, а железных — фиберглассовы-ми и иными пластиковыми, наряду с созданием условий для безопасного приземления) и т. д.

К сожалению, в числе средств форсированного увеличе­ния прироста спортивных достижений подчас оказываются


 

некоторые, по сути, несовместимые с гуманистической при­родой спорта, в том числе различного рода допинги, анабо­лики и другие искусственные стимуляторы, которые, вре­менно увеличивая шанс на спортивный успех, вступают в противоречие с интересами охраны здоровья спортсмена и спортивной этикой. Бескомпромиссная борьба с примене­нием такого рода «ускорителей» продвижения к успехам в спорте — одна из самых острых проблем на современном этапе его развития. Она все больше тревожит международ­ные и национальные спортивные организации и обязывает их предпринимать активные меры. От верного разрешения этой проблемы в большой степени зависит сама будущность спорта высших достижений как фактора раскрытия, утвер­ждения и увеличения человеческих способностей, не под­лежащего превращению ни в способ изощренной эксплуа­тации их, ни в сферу внедрения фармакологической или иной продукции, подменяющей подлинные источники спортивных достижений.

Возможности увеличения последних практически неис­черпаемы без применения каких-либо «аномальных» средств форсирования спортивного результата, которые действуют в обход и тем более в ущерб развитию собственных качеств спортсмена. Об этом свидетельствует непрекращающийся на протяжении всей истории спорта рост спортивных рекор­дов, опережающий, как правило, даже самые смелые про­гнозы. Первостепенную роль в этом, в соответствии с общей тенденцией, играет неуклонное улучшение качества систе­мы спортивной подготовки в единстве с условиями, обеспе­чивающими ее эффективное функционирование. Ее воздей­ствие на динамику спортивных достижений настолько велико, что даже при не вполне благоприятных общих со­циально-экономических условиях в той или иной стране она в состоянии, если четко отлажена, гарантировать прогресс достижений охваченной ею избранной группы спортсменов.

Не опасаясь преувеличения, можно утверждать, что сис­тема подготовки ведущих спортсменов нашей страны была и продолжает оставаться до настоящего времени одной из наи­более прогрессивных в мировом спорте. Не случайно спорт­смены сборной команды СССР, выйдя на олимпийскую аре­ну значительно позже, чем представители других стран (в 1952 году), сразу же вошли в число бесспорных лидеров мирового спорта и на протяжении четырех десятилетий про­должали оставаться ими (табл. 1). Такое стало возможным

 

 

Показатель

Зимние Олимпийские игры

Всего медалей
золотых
серебряных
бронзовых
Количество оч­ков в неофици­альном ко­мандном зачете 146,5 147,5
Занятое место по очкам
Коэффициент результативно­сти 1,91 2,36 2,35 1,24 1,43 2,04 1,71 1,65 1,86

Примечание. Коэффициент результативности команды (Ж^) рассчи­тан как отношение числа очков, полученных участниками команды в неофициальном олимпийском зачете, к числу членов команды, высту­павших в соревнованиях, то есть

^ __________ Командное число очков_______

рк Число стартовавших членов команды

Кр, за весь период участия спортсменов СССР в играх Олимпиад — 2,07 (6844,1/3304), в зимних Олимпийских играх — 1,82 (1335/734), средний — 2,02.

благодаря неординарной концентрации сил и средств в сфе­ре спорта высших достижений при постоянной активизации профессиональных кадров в углубленном решении научных, методических, организационных и других проблем совершен­ствования системы подготовки спортсменов высшего класса. Правда, это происходило наряду с явно недостаточным удов­летворением нужд развития массового спорта и в какой-то мере с ущербом для него, что вело к накоплению нерешен­ных проблем в его сфере, особенно в последние десятилетия.

2.4.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СПОРТА И НАПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

2.4.1. Основные функции и функциональные связи спорта в системе социальных явлений

Основа функциональной специфики спорта. В современ­ной специальной литературе, посвященной характеристике социальной значимости спорта, он характеризуется как по­лифункциональное (многофункциональное) явление. При этом дается большой перечень социальных функций спорта, под которыми подразумеваются различные проявления его многогранной роли в жизни индивида и общества. Чтобы верно ориентироваться в них, нужно ясно различать специ­фические функции спорта, свойственные только ему как осо­бому явлению социальной реальности, и его функциональ­ные связи с иными общественными явлениями и процессами.

Из анализа исторических истоков спорта и его отличи­тельных черт как собственно соревновательной деятельно­сти следует, что ему свойственна специфическая соревно­вательно-эталонная функция. Выявляемые и фиксируемые в спорте достижения (в виде спортивно-технических ре­зультатов, спортивно-классификационных нормативов и, особенно, рекордов), приобретая общественное признание, служат своего рода эталонными измерителями индивиду­альных и общечеловеческих возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четко выделенны­ми ориентирами на пути реализации этих возможностей. Их «спортивный эталон» достаточно строго унифицирован, но в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а прогрессирует, стимулируя тем самым прогрессирующую мобилизацию усилий спортсменов по самосовершенство­ванию, развитию. Это в наибольшей мере выражено, есте­ственно, в сфере спорта высших достижений, где устанав­ливаются и превышаются спортивные достижения обще­человеческого масштаба на основе настойчивых усилий, связанных с самоопределением и самоутверждением лич­ности через гуманные формы честного соперничества и де­монстрацию в нем признанных результатов.

Эталонная функция спорта теснейшим образом сопря­жена с его эвристическо-достиженческой функцией, суще­ственной как для индивида, так и для общества. Уже отме­чалось, что социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип эвристической дея­тельности, то есть деятельности творчески-поисковой, вклю­чающей моменты открытия, обнаружения нового. В отли­чие от иных типов эвристической деятельности, спортивная ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление наших собствен­ных достиженческих возможностей, а также эффективных средств и методов реализации их на все более высоком уров­не, причем таких, в основе которых лежат деятельностные способности самого спортсмена. Соответственно в процессе развертывания спортивной деятельности не просто воспро­изводятся ранее достигнутые результаты, но и реализуются возможности новых достижений, изыскиваются и вопло­щаются в незаурядных результатах все более действенные факторы спортивного совершенствования. Эта эвристически-достиженческая функция свойственна в той или иной мере спорту в целом, наиболее же полно она выражена, понятно, в сфере спорта высших достижений. Ведь на пути к действительно выдающимся спортивным результатам спортсмены, претендующие на них, должны найти неорди­нарные средства, методы и условия полной мобилизации и увеличения фундаментальных возможностей своего орга­низма, научиться наиболее эффективно использовать их с тем, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособ­ности, никем ранее не достигнутой. Создаваемые при этом средства и методы преобразования индивидуальных при­родных качеств становятся общекультурным достоянием по мере проникновения в массовую практику. Добываемые на пути к спортивным достижениям познавательные данные приобретают вполне серьезное научное значение. Пожалуй, ярче всех об этом сказал в свое время А. Хилл (выдающий­ся физиолог, лауреат Нобелевской премии), когда утверж­дал, что наибольшее количество сконцентрированных



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.