Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 3 страница



Понятие подготовка спортсмена (частичный синоним — спортивная подготовка) мы будем распространять на развер­тываемый в сфере спорта процесс-направленного использо­вания веей совокупности факторов, которые обеспечивают более или менее избирательное воздействие на доетиженче-ские возможности спортсмена и обусловливают их возраста­ние, сохранение и реализацию в спортивных результатах. В современном спорте подготовка спортсмена, если ее стро­ят квалифицированно, имеет многостороннее содержание и системную структуру. В качестве основных слагаемых она включает спортивную тренировку (как главную часть и фор­му спортивной подготовки, построенную на основе систем­ного использования методов упражнения), подготовительно-соревновательную практику, а также внетренировочные и в несоревновательные факторы подготовки спортсмена — эк-зофакторы его подготовки (прикладно-гигиенические, ди­етологические и другие факторы, адекватно используемые в связи со спортивной деятельностью). Без этого не мыслится построение современной системы эффективной подготовки спортсмена и потому все они являются предметом детализи­рованного рассмотрения в настоящей книге.

Целесообразные следствия подготовки спортсмена, ко­торые воплощаются в росте его достиженческих возмож­ностей, оптимизируют их и содействуют их реализации, принято называть обобщенно термином подготовленность спортсмена. О состоянии и динамике его подготовленно­сти судят по ряду показателей: интегративно — по уров­ню и динамике демонстрируемых спортсменом спортивно-технических результатов и по результатам его тестирования в целостных контрольных упражнениях; дифференциро­ванно — по отдельным показателям тренированности, приобретенной спортсменом в результате тренировки, по состоянию сформированных и отлаженных благодаря под­готовке умений, навыков, знаний, по сдвигам в уровне развития тех или иных физических и сопряженных с ними психических способностей спортсмена, а на биологическом уровне — и по вызванным спортивной подготовкой преоб­разованиям и усовершенствованиям функциональных и морфофункциональных свойств различных систем организ­ма спортсмена. Разносторонность подготовки спортсмена находит свое отражение в различных сторонах его подго­товленности — в физической, психической, технической и тактической.

Исходя из сказанного, можно считать, что соотношение Подготовки спортсмена и его подготовленности в какой-то мере подобно соотношению причины и следствия. Вместе с тем, зависимость подготовленности спортсмена от его под­готовки не однозначнопрямолинейНая, а в значительной мере вероятностная. Это обусловлено тем, что динамика подго­товленности спортсмена зависит не только от структуры и содержания его подготовки, но и от генетических и других факторов, воздействующих на онтогенез спортсмена. Заме­тим, кстати, что, как следует из предыдущего, принципи-. ально недопустимо полностью отождествлять сформулиро­ванные ранее понятия подготовки и подготовленности. К сожалению, такому отождествлению способствует все еще не изжитое в литературе и обыденной речи применение тер­мина подготовка в двояком смысле, когда им обозначают без каких-либо разграничений как сам процесс подготовки, так и то, что при строгом словоупотреблении следует назы­вать подготовленностью. Смешивать то и другое так же не­допустимо, как не различать причину и следствие; Пробле­матика детального познания и умелого использования закономерностей, связывающих динамику подготовленно­сти спортсмена с динамикой его подготовки — одна из цен­тральных в теории и технологии спорта. Мы вновь обра­тимся к ней в последующих разделах курса.

На основе практики культивирования спорта в обще­стве возникло и развернулось сопряженное с ним социаль­ное течение, получившее название спортивное движение. В наше время это широкое социальное течение, в руеле ко­торого происходит приобщение к спорту, его распростране­ние, упорядочение и развитие. Оно расширилось до гранди­озных масштабов, став движением интернациональным и общечеловеческим (олимпийское движение и другие фор­мы международного спортивного движения, в том числе отчасти движение «Спорт для всех» под эгидой ЮНЕСКО). В то же время в региональных формах спортивное движе­ние не теряет определенных черт национальных культур и развивается в зависимости от особенностей тех или иных общественных формаций. Взаимодействие национального и интернационального —один из источников прогресса спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиоло­гии активности. М.: Медицина, 1966.

2. Большая советская энциклопедия. М.: ВСЭ, 1978.

3. Введение в философию. М.: Политиздат, 1989.

4. Ведущие факторы онтогенеза: Сб. Киев: Наукова думка, 1975.

5. Григоръян Б. Т. Человек: его положение и призвание в совре­менном мире. М.: Политиздат, 1986.

6. Готт В., Урсул А. Общенаучные понятия и их роль в познании // Коммунист, 1974.

7. Давыдовский И. В. Вступительная статья // О проблеме при­чинности в медицине. М.: Медицина, 1965.

8. Идея развития в биологии: Сб. М.: Наука, 1965.

9. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? М., 1984.

10. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. . 11. Ламарк Ж.-В. Философия зоологии. Т. 1. М.; Л., 1955.

12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

14. Маркарян Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. Ереван: АН Арм. ССР, 1977.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М., 1962.

16. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.

17. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. М.: Воениздат, 1997.

18. Матвеев Л. П., Меерсон Ф. 3. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагруз­кам // Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС, 1984.

19. Меерсон Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.

20. Меерсон Ф. 3., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988.

21. МиклинА. М. Проблема развития в современной философии // Вопросы философии. 1980. Ма 1.

22. Новик И. В. Синтез знаний и проблема оптимизации научного творчества // Синтез современного научного знания. М., 1973.

23. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1977.

Шлатонов В. Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олим­пийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997. Проблемы развития в природе и обществе: Сб. М.; Л.: АН СССР, 1958.

Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Большая российская энциклопедия ,1933.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960.

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энцик­лопедия, 1984.

*5Jjil. Сольвейра М., Урсул А. Интегративно-общенаучные средства по­знания // Общественные науки. 1978. № 4. Jp2. Уилмор Дж. X., Костилл Д. Л. Физиология спорта й двигатель-Ной активности. Киев: Олимпийская литература, 1977. 108. Управление процессом адаптации организма спортсменов вы­сокой квалификации: Сборник научных трудов. Киев: КГИФК, 1992.

?ЗЦ; Ухтомский А. А. Собрание сочинений. Т. 3. Л., 1951.

85. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Ца-регородцева. М.: Мысль, 1975.

86. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986.

Ш?. Фролов И. Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983. ;9$г. Юдин Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. 1976. № б. ÈÈi Trainingswissenschaft: Leistung Training Wettkampf. Berlin: ■> Sportverlag, 1994.

40. Sportwissenshaftliches Lexicon. Schorndorf: Verlag Karl Hofmann, 1977.


 

ГЛАВА ВТОРАЯ

 

ФЕНОМЕН СПОРТА (СУЩНОСТНЫЙ АСПЕКТ)

 

 

2.1.

ОБ ИСТОКАХ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЧЕРТАХ СПОРТА

' Исторически спорт является, по всей вероятности, од­ним из древнейших компонентов общечеловеческой куль­туры. На этом сходится абсолютное большинство исследо­вателей истории его возникновения и развития. Что же касается его конкретных истоков, то при объяснении их высказываются далеко не однозначные суждения. Одни первостепенное значение придают биотическим (биологи­ческим) факторам, другие — личностно-психическим, тре­тьи — социальным. Надо думать, все эти факторы дей­ствовали в процессе зарождения и развития спорта в единстве, в органическом взаимодействии, как несомнен­но и то, что явлением общечеловеческой культуры он стал под определяющим воздействием социальных факторов.

В числе биопредпосылок возникновения спорта, оче­видно, специфическую роль сыграли те врожденные побу­дители поведенческой активности, которые обобщенно с известной условностью можно назвать инстинктом опе­режения и противоборства. Они выражаются в естествен­ном стремлении опередить конкурента или не уступить ему при удовлетворении насущных жизненных потребностей (при добывании средств существования, освоении предпоч­тительной жизненной среды и т. д.). Однако эта предпо­сылка не могла не пройти долгий путь радикальных пре­образований в рамках формировавшихся межчелофеческих отношений, прежде чем войти в комплекс подлинно чело­веческих побудителей спортивной деятельности. Во взаи­модействии с утверждавшимися социально обусловленны­ми мотивами и нормами поведения складывалось и то, что влечет личность к спортивной деятельности, мотивирует ее, придает ей достойные человека смысл и формы. В силу такой детерминации спортивной деятельности противобор­ствующее начало в ней гуманизировалось и обретало неан­тагонистический характер.* В то же время это не исклю­чало как ее ярко выраженной состязательности, так и того, что особую роль в ее побудительно-мотивационных осно­вах играли и продолжают играть личностные устремле­ния к самоутверждению, самоопределению и самовыраже­нию, связанному с самосовершенствованием.

Ясно, что становление и эволюция спорта происходи­ли в теснейшей сопряженности с формированием и разви­тием социальной практики воспитания в интересах подго­товки подрастающих и взрослых поколений к основным сферам жизнедеятельности (не случайно наиболее «древ­ние» из известных видов спортивных упражнений по-свое­му воспроизводили первоначальные формы трудовых и боевых действий; по свидетельству исторических фактов, элементы спорта уже в весьма давние времена были орга­нично включены в первобытнообщинную практику воспи­тания, в частности в так называемых обрядах инициации (посвящения) — испытаниях юношей для определения их пригодности как полноценных членов племени [1]. Разви­ваясь преимущественно в сфере физической культуры как фактор физического воспитания, спорт одновременно тес­но связывался, вплоть до взаимопроникновения, с други­ми отраслями культуры общества и личности. При этом выявлялись и развивались его разносторонние культурные функции, в частности, как одного из действенных средств удовлетворения эстетических потребностей, эмоционально насыщенного массового зрелища и сферы рекреативного (сопряженного с отдыхом и развлечениями) общения.

По мере возрастания личностной и общественной зна­чимости спорта складывалась специальная система соци­ального стимулирования спортивных достижений, пре­дусматривающая последовательное прогрессирование поощрений в зависимости от уровня результатов (в своем современном виде она детально дифференцирована и вклю­чает как моральные, так и материальные стимулы — при­своение спортивных разрядов и званий, награды лидерам соревнований, повышающиеся в зависимости от уровня достигнутых результатов вплоть до государственных на­град и достаточно крупных денежных призов, широкое чествование за выдающиеся спортивные достижения вплоть до общенародного признания и т. д.). Наряду с этим вырабатывалась и совершенствовалась система ре­гламентации спортивного противоборства, направленная на то, чтобы исключить пробуждение в спорте необуздан­ной агрессивности и других ожесточающих инстинктив­ных импульсов, придать ему гуманный смысл и достой­ные человека формы, а также предоставить соперникам объективно равные условия для полного выявления сво­их достиженческих возможностей и обеспечить справед­ливую оценку исхода состязания. Соответственно скла­дывались общечеловеческие нормы спортивной этики, устанавливались общепризнанные правила спортивных соревнований, происходила унификация состава разрешен­ных в них соревновательных действий, условий их вы­полнения и способов объективизированной оценки дости­гаемых в них результатов. К настоящему времени все эти установления во многих видах спорта закреплены, как известно, официально в международном масштабе, что отражено в Олимпийской хартии, Манифесте о спорте, международном положении о «Призе честной игры», в правилах соревнований, утвержденных международны­ми федерациями по видам спорта и др.

Изложенное помогает уяснить специфику спорта как собственно соревновательной деятельности, отличающую его от других явлений социальной реальности. Его осо­бенности проистекают в первую очередь именно из того, что он развивался и развивается в качестве деятельно­сти, специально приспособляемой в форме состязания как поприще для максимального выявления, бескомпромис­сного сопоставления и строгой оценки определенных че­ловеческих возможностей. И хотя черты состязания, как упоминалось, бывают представлены во многих других сферах деятельности (конкурсы в балетно-сценическом, музыкально-исполнительском, цирковом искусстве, кон­куренция в производственной деятельности и т. Д.), лишь в спорте свойства соревновательного поведения воплоща­ются наиболее полно, завершенно и как бы в «чистом» виде, наиболее свободном от привходящих обстоятельств, способных деформировать собственную логику состязания. Это выражается, как уже отмечено, в развернутой систе­ме спортивных соревнований с последовательным нара­станием жесткости конкурентности, системе прогресси­рующих поощрений за уровень достижений, строгой уни­фикации состава соревновательных действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, в других уже упомянутых чертах спорта, совокупность которых дает основание один только спорт считать собственно соревно­вательной деятельностью.

2.2.

МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ СПОРТА

Предметом спортивного состязания могут стать самые различные виды действий или их сочетания (комплексы), если их выполнение может быть упорядочено в соответ­ствии с нормами, правилами и условиями собственно со­ревновательной деятельности. Однако не всякий вид дей­ствий допустимо превращать в вид спорта. Гуманные основы спортивного движения обязывают включать в сфе­ру спорта лишь те виды действий и типы поведения, кото­рые выявляют жизненно ценные свойства индивида и спо­собствуют утверждению достоинств личности. С этих позиций принципиально недопустимы все еще предпри­нимаемые кое-кем попытки придать статус «видов спорта» потешным состязаниям, которые унижают достоинство человека и чреваты ущербом для его здоровья, например, таким, как состязания в плевках на дальность или на ре­корд в поглощении пива.

* Надо сказать, что в практике термину «вид спорта» нередко прида­ется нечеткий смысл. В частности, так бывает, когда видом спорта назы­вают целую группу фактически различных соревновательных дисцип­лин, которые по какому-либо привходящему поводу традиционно принято рассматривать совместно (например, видом спорта называют легкую ат­летику, хотя, по сути, речь идет о целом ряде различных видов спорта, в том числе таких, во многом противоположных, как марафонский бег и метание легкоатлетических снарядов).


Избирательно рассматривая относительно обособленные слагаемые спорта, различают отдельные его виды и разно­видности. Под видом (или разновидностью) спорта следует понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличаю­щийся своим конкретным предметом состязания, соста­вом допускаемых действий и способов спортивного проти­воборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата.* достигнутых результатов вплоть до государственных на­град и достаточно крупных денежных призов, широкое чествование за выдающиеся спортивные достижения вплоть до общенародного признания и т. д.). Наряду с этим вырабатывалась и совершенствовалась система ре­гламентации спортивного противоборства, направленная на то, чтобы исключить пробуждение в спорте необуздан­ной агрессивности и других ожесточающих инстинктив­ных импульсов, придать ему гуманный смысл и достой­ные человека формы, а также предоставить соперникам объективно равные условия для полного выявления сво­их достиженческих возможностей и обеспечить справед­ливую оценку исхода состязания. Соответственно скла­дывались общечеловеческие нормы спортивной этики, устанавливались общепризнанные правила спортивных соревнований, происходила унификация состава разрешен­ных в них соревновательных действий, условий их вы­полнения и способов объективизированной оценки дости­гаемых в них результатов. К настоящему времени все эти установления во многих видах спорта закреплены, как известно, официально в международном масштабе, что отражено в Олимпийской хартии, Манифесте о спорте, международном положении о «Призе честной игры», в правилах соревнований, утвержденных международны­ми федерациями по видам спорта и др.

Изложенное помогает уяснить специфику спорта как собственно соревновательной деятельности, отличающую его от других явлений социальной реальности. Его осо­бенности проистекают в первую очередь именно из того, что он развивался и развивается в качестве деятельно­сти, специально приспособляемой в форме состязания как поприще для максимального выявления, бескомпромис­сного сопоставления и строгой оценки определенных че­ловеческих возможностей. И хотя черты состязания, как упоминалось, бывают представлены во многих других сферах деятельности (конкурсы в балетно-сценическом, музыкально-исполнительском, цирковом искусстве, кон­куренция в производственной деятельности и т. д.), лишь в спорте свойства соревновательного поведения воплоща­ются наиболее полно, завершенно и как бы в «чистом» виде, наиболее свободном от привходящих обстоятельств, способных деформировать собственную логику состязания. Это выражается, кале уже отмечено, в развернутой систе­ме спортивных соревнований с последовательным нара­станием жесткости конкурентности, системе прогресси­рующих поощрений за уровень достижений, строгой уни­фикации состава соревновательных действий, условий их выполнения и способов оценки достижений, в других уже упомянутых чертах спорта, совокупность которых дает основание один только спорт считать собственно соревно­вательной деятельностью.

2.2.

МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ СПОРТА

Предметом спортивного состязания могут стать самые различные виды действий или их сочетания (комплексы), если их выполнение может быть упорядочено в соответ­ствии с нормами, правилами и условиями собственно со­ревновательной деятельности. Однако не всякий вид дей­ствий допустимо превращать в вид спорта. Гуманные основы спортивного движения обязывают включать в сфе­ру спорта лишь те виды действий и типы поведения, кото­рые выявляют жизненно ценные свойства индивида и спо­собствуют утверждению достоинств личности. С этих позиций принципиально недопустимы все еще предпри­нимаемые кое-кем попытки придать статус «видов спорта» потешным состязаниям, которые унижают достоинство человека и чреваты ущербом для его здоровья, например, таким, как состязания в плевках на дальность или на ре­корд в поглощении пива.

* Надо сказать, что в практике термину «вид спорта» нередко прида­ется нечеткий смысл. В частности, так бывает, когда видом спорта назы­вают целую группу фактически различных соревновательных дисцип­лин, которые по какому-либо привходящему поводу традиционно принято рассматривать совместно (например, видом спорта называют легкую ат­летику, хотя, по сути, речь идет о целом ряде различных видов спорта, в том числе таких, во многом противоположных, как марафонский бег и метание легкоатлетических снарядов).


Избирательно рассматривая относительно обособленные слагаемые спорта, различают отдельные его виды и разно­видности. Под видом (или разновидностью) спорта следует понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличаю­щийся своим конкретным предметом состязания, соста­вом допускаемых действий и способов спортивного проти­воборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата.*


Число видов и разновидностей спорта в наше время, как известно, весьма велико и продолжает увеличиваться. При общем обзоре тех из них, которые получили широкое международное распространение, их можно разделить на пять типологических групп, существенно отличающихся по характеру деятельности спортсмена, факторам и спосо­бам достижения спортивного результата.

1-я группа — виды спорта, представляющие собой вы­сокоактивную двигательную деятельность, достижения в которой в решающей мере производны от физических ка­честв и непосредственно связанных с ними способностей спортсмена. Сюда относится большинство основных видов спорта, имеющих, естественно, внутригрупповые отличия (скоростно-силовые ациклические; циклические, требую­щие преимущественно выносливости; спортивные игры и спортивные единоборства; спортивно-гимнастические, лег­коатлетические и другие многоборья и др.).

2-я группа — виды спорта, операционную основу ко­торых составляют действия спортсмена по управлению внешними самодвижущимися средствами перемещения (мотоциклом, автомобилем, планером, самолетом, яхтой, буером и т. д.), благодаря умелому использованию кото­рых и достигается спортивно-технический результат.

3-я группа — стрелковые виды спорта (с использо­ванием огнестрельного или иного стрелкового оружия, в частности лука, арбалета), двигательная активность спорт­смена в которых жестко лимитирована условиями пора­жения цели.

4-я группа — абстрактно-игровые виды спорта, резуль­тат в которых в решающей мере определяется не двига­тельной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (например, разновидности шах­матного и шашечного спорта и т. п.).

б-я группа — технико-конструкторские виды спорта, в которых сопоставляются предметы (продукты) условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, авто-, су-доплавающие модели и т. д.).

Хотя этот перечень не является исчерпывающим, из него уже видно, что в сферу спорта исторически вошли достаточно разнообразные виды деятельностных прояв­лений человеческих сил, способностей, умений. Ясно так­же, что ряд «древних» видов, спорта, двигательную ос­нову которых составляют бег, прыжки, метания, приемы защиты и нападения в единоборствах, исторически воз­ник из первоначальных форм трудовых и боевых дей­ствий. Трудовая практика и военное дело существенно влияют и на формирование современных видов спорта, особенно профессионально- и военно-прикладных. Вме­сте с тем формы спортивных движений и действий неиз­бежно видоизменяются, все больше отличаясь от своей первоначальной основы, поскольку развиваются в соот­ветствии с закономерностями спортивного совершенство­вания. Формирование новых видов спорта в последнее столетие все чаще происходит на основе опыта, накоп­ленного в сфере самого спорта (в частности, путем моди­фикации ранее сложившихся его видов), и в то же время под влиянием взаимодействия смежных сфер культуры. Так возникли в свое время акробатика, художественная гимнастика, батутный спорт, спортивные танцы, фристайл, роликобежный спорт, конькобежный шорттрек и ряд дру­гих видов спорта. Характерно также, что появление все большего числа из них обусловлено техническим про­грессом, позволяющим расширять сферу спортивной деятельности (парашютный спорт, спортивный дельта­планеризм, спортивный виндсерфинг, разновидности под­водного спорта, связанные с использованием техниче­ских устройств и т. д.).

Как уже отмечалось, абсолютное большинство суще­ствующих видов спорта имеет прямое отношение к физи­ческой культуре общества и используется в качестве особо эффективных средств направленного развивающего воздей­ствия на физические и сопряженные с ними способности индивида. В будущем такие виды спорта, вероятно, не утра­тят своего доминирующего положения как в собственно спортивной сфере, так и в сфере воспитания. Это обуслов­лено, в первую очередь, специфическими социальными функциями спорта, главнейшая из которых заключается в том, чтобы быть фактором и эталоном физического со­вершенствования человека в условиях радикального из­менения жизненной среды и убывания двигательной ак­тивности в ряде сфер жизнедеятельности (в преобладающих сферах трудовой деятельности, в повседневном домашнем быту и др.). Но это, конечно, не исключает дальнейшего развития видов спорта всех остальных типов, вносящих свой вклад в интеллектуальное воспитание, техническое образование и общий прогресс личности. Кстати, отсюда следует, что было бы неправомерным рассматривать спорт лишь как часть физической культуры: он входит компо­нентом и в иные разделы культуры общества И личности (отсюда же вытекает и правомерность сочетания терминов «физическая культура и спорт»).

2.3.

СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК АТРИБУТ СПОРТА. ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ ДИНАМИКИ

Определение и значимость спортивных результатов.

Понятие спортивный результат, вероятно, представля­ется интуитивно ясным каждому, кто знаком со спортом. Но при попытках раскрыть его суть оно оказывается дале­ко не простым. В отличие от ряда иных результатов дея­тельности, скажем, производственно-трудовой, которые имеют предметно-вещественное воплощение (как продук­ты труда), спортивный результат не отделен от субъекта деятельности, а органически слит с его качественными и количественными характеристиками. Иными словами, спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивнодостиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Под спортивнодо-стиженческими возможностями надо подразумевать сово­купность способностей, навыков, умений и знаний, кото­рые в комплексе позволяют осуществлять принятие в избранном виде спорта соревновательные действия и доби­ваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода соревнования.

В интересах точности спортивной терминологии следует отличать понятие спортивного результата от спортивного достижения: первое шире второго, поскольку спортивное достижение означает, строго говоря, не каждый из резуль­татов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной ко­мандой) в процессе неоднократных выступлений в состяза­ниях, а лишь те, которые превосходят предыдущие. Тем самым подчеркивается тот факт, что в силу определенных причин и обстоятельств (главнейшую роль среди которых играет изменчивость состояния так называемой спортивной формы, о чем подробно речь пойдет позже) спортсменам далеко не в каждом состязании удается в полной мере реа­лизовать свои спортивнодостиженческие возможности, хотя каждый раз демонстрируется некоторый спортивный резуль­тат. В связи с этим индивидуальная динамика спортивных результатов (не говоря уже о командной динамике) харак­теризуется не просто линейным приростом достижений, а более сложными тенденциями.

Спортивные результаты измеряются и оцениваются спортивными арбитрами, как известно, по некоторым внеш­ним признакам, согласованно учитываемым применительно к особенностям видов спорта, в частности: по величине времени, затраченного на преодоление соревновательных дистанций; размерам преодоленного пространства в беге, прыжках и метании; весу внешнего отягощения, осиливае­мого в тяжелой атлетике; количеству и зримо заметному эффекту непосредственных физических воздействий на со­перника в контактных спортивных единоборствах; коли­честву попаданий поражающим предметом в условную цель-мишень и т. д. Зафиксированные в таких измерени­ях результаты становятся достоянием гласности, особенно широкой в наше время благодаря каналам массового распространения информации (печать, радио, телевидение). Эти оценочные и информационные отображения спортив­ных результатов существенны для функционирования и популяризации спорта в обществе, хотя они лишь внешне отображают достигаемое и не раскрывают самого существа достижений.

Конечно, фактически достигаемые результирующие эф­фекты спортивной деятельности отнюдь не сводимы к тем условным измерителям и оценкам, посредством которых определяют исход спортивных соревнований и которые на­ходят затем свое отображение в спортивной информации (как ни странно, смешение спортивных результатов с их условными отображениями подчас допускают даже в спе­циальной литературе, когда сводят первые к неким симво­лическим «знакам»). Ведь речь идет о результатах, на деле неотделимых от реализации возможностей самого спортсме­на (то есть это вовсе не отвлеченный «знак», а вполне нату­ральный факт, другое дело, что он может быть условно от­ражен в какой-либо информационной форме). „Являясь показателями достиженческих возможностей, реализуемых в спорте, спортивные результаты, изменяющиеся динамич­но, свидетельствуют также об уровне развития деятельност-ных сил индивида, его способностей в избранной сфере дея­тельности. Высшие же (абсолютные в глобальном масштабе) спортивные достижения являются своего рода эталонами человеческих возможностей, реализованных в спорте в тот или иной момент его истории. Ориентируясь на них, каж­дый может соотнести свои личные спортивные успехи, на­глядно сопоставить их, наметить доступную меру увеличе­ния. В этом заключается эталонная и стимулирующая роль спортивных достижений, подчеркиваемая, в частности, олимпийским девизом: «Быстрее, выше, сильнее».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.