Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 2 страница



Изначально определение понятия «адаптации» подра­зумевало приспособление организма к условиям внешней среды [35]. Многие авторы продолжают следовать такому пониманию термина. Позже его стали расширять, указы­вая не только внешнюю, но и внутреннюю среду организ­ма [25, 35, 36 и др.]. При этом обычно обходят молчанием вопрос: правильно ли исключать внутреннюю среду орга­низма Из понятия организма, и если неправильно, то на­сколько корректно говорить, что адаптация — это, кроме прочего, приспособление организма к себе самому? Не ис­чезает ли в таком случае изначальный смысл понятия адап­тации и не происходит ли его подмена? Ясных и точных ответов на эти вопросы в известных публикациях пока не обнаруживается.

Не претендуя на универсальное определение, условим­ся в последующем тексте понимать под адаптацией про­цесс приспособления индивида к воздействующим на него факторам внешней среды и к первоначально непривыч­ным для него (а затем становящимся постепенно привыч­ными) особенностям функционирования организма, кото­рые возникают в зависимости от характера деятельности и режима жизни.

Заметим, во-первых, что речь идет при этом об адапта­ции не любых систем, а лишь целостного человеческого индивида с присущими ему естественными и социальными свойствами. Во-вторых, адаптация понимается как в тради­ционном смысле — приспособление к условиям внешней среды, так и в нетрадиционном — приспособление к объек­тивным особенностям функционирования организма инди­вида, которые производны от первоначально непривычных для него видов деятельности и режима жизни (напряжен­ная или ненапряженная деятельность, интенсивно-кратко­временная или продолжительная умеренной интенсивности, «уплотненный» или «разреженный» режим жизни с отсут­ствием активной деятельности и т. д.). Что же касается ре­зультатов такой адаптации, то они будут обозначаться тер­мином, производным от адаптации, — адаптированностью (состояние организма, его органов, систем, возникающее вследствие адаптации).

Использование теории адаптации и фактологии, кото­рую она обобщает, в научно-образовательных дисципли­нах, сложившихся в сфере физической культуры и спорта, активизировалось в последние десятилетия. Бе изложение содержится практически во всех крупных публикациях по общей теории физического воспитания, профилированной физической подготовки и особенно по теории спортивной тренировки [16, 18, 19, 24, 25, 32, 33 и др.]. В целом это, несомненно, сыграло положительную роль в расширении и укреплении естественнонаучных основ системы знаний о физической культуре и спорте. Вместе с тем стремление изменений живых существ (их видов и популяций). Такая адаптация в теории физической культуры: и спорта факти­чески не рассматривается (по крайней мере в настоящее время). Говоря об адаптации, имеют в виду то, что назы­вается фенотипической адаптацией, которая выражается в приспособительных изменениях индивида, возникающих в течение индивидуальной жизни. Проблема соотношения такой адаптации с развитием индивида разработана пока недостаточно. Рассмотрим в этом аспекте понятийно-тер­минологические определения.

На уровне обыденного здравого смысла слово «адапта­ция» кажется вполне ясным, когда оно связывается с представлением о процессе приспособления индивида, его орга­низма или отдельных органов и систем к условиям существо­вания. Однако вряд ли можно утверждать, что в качестве научной категории понятие «адаптация» прошло уже путь точного и глубокого содержательного определения. Даже смысловые границы термина, обозначающего это понятие, пока четко не очерчены. Очень часто данному термину при­дают своего рода двусмысленность, называя адаптацией, с одной стороны, процесс приспособления, а с другой — зак­репившийся результат приспособления, воплотившийся в завершившихся функциональных и структурных преобра­зованиях в организме, которые возникли под влиянием приспособления. Хотя такое двусмыслие некоторые авто­ры считают показателем диалектического подхода к пони­манию адаптации [35], с позиций строгой логики это, ско­рее, следует расценивать как нарушение норм научной терминологии, обязывающих к смысловой определенности, в том числе к монозначности терминов. Кстати, в данном случае от двусмысленности термина нетрудно избавиться, применяя его только для обозначения процесса приспо­собления, результаты приспособления можно обозначить производно-дифференцирующим термином, например, та­ким как адаптировннность (по аналогии с пристюеоблен-ностыо, тренированностью и т. п.).

Изначально определение понятия «адаптации» подра­зумевало приспособление организма к условиям внешней среды [35]. Многие авторы продолжают следовать такому пониманию термина. Позже его стали расширять, указы­вая не только внешнюю, но и внутреннюю среду организ­ма [25, 35, 36 и др.]. При этом обычно обходят молчанием вопрос: правильно ли исключать внутреннюю среду орга­низма из понятия организма, и если неправильно, то на­сколько корректно говорить, что адаптация — это, кроме прочего, приспособление организма к себе самому? Не ис­чезает ли в таком случае изначальный смысл понятия адап­тации и не происходит ли его подмена? Ясных и точных ответов на эти вопросы в известных публикациях пока не обнаруживается.

Не претендуя на универсальное определение, условим­ся в последующем тексте понимать под адаптацией про­цесс приспособления индивида к воздействующим на него факторам внешней среды и к первоначально непривыч­ным для него (а затем становящимся постепенно привыч­ными) особенностям функционирования организма, кото­рые возникают ^ зависимости от характера деятельности и режима жизни.

Заметим, во-первых, что речь идет при этом об адапта­ции не любых систем, а лишь целостного человеческого индивида с присущими ему естественными и социальными свойствами. Во-вторых, адаптация понимается как в тради­ционном смысле — приспособление к условиям внешней среды, так и в нетрадиционном — приспособление к объек­тивным особенностям функционирования организма инди­вида, которые производны от первоначально непривычных для него видов деятельности и режима жизни (напряжен­ная или ненапряженная деятельность, интенсивно-кратко­временная или продолжительная умеренной интенсивности, ♦уплотненный» или «разреженный» режим жизни с отсут­ствием активной деятельности и т. д.). Что же касается ре­зультатов такой адаптации, то они будут обозначаться тер­мином, производным от адаптации, — адаптированностью (состояние организма, еш органов, систем, возникающее вследствие адаптации).

Использование теории адаптации и фактологии, кото­рую она обобщает, в научно-образовательных дисципли­нах, сложившихся в сфере физической культуры и спорта, активизировалось в последние десятилетия. Ее изложение содержится практически во всех крупных публикациях по общей теории физического воспитания, профилированной физической подготовки и особенно по теории спортивной тренировки [16, 18, 19, 24, 25, 32, 33 и др.]. В целом это, несомненно, сыграло положительную роль в расширении и укреплении естественнонаучных основ системы знаний о физической культуре и спорте. Вместе с тем стремление


ускоренно ассимилировать интенсивно развивающуюся, но еще не вполне созревшую отрасль научного знания, какой является общая теория адаптации, оказалось несвободным от некоторых издержек, некорректностей и несогласован-ностей.

Обращаясь к публикациям последних лет, посвящен­ным концептуальным представлениям о спортивной трени­ровке, нетрудно заметить, что в некоторых из них прояви­лась тенденция едва ли не весь общебиологический фундамент этих представлений рассматривать сквозь адап­тационную призму. По всей вероятности, поводом к этому послужили не вполне корректные суждения о компетенции теории адаптации, заимствованные из смежной биологиче­ской литературы, такие, например, согласно которым счи­тается, что «приспособление — самый универсальный и са­мый важный закон жизни» [7]. Таким образом подчас приходят к мысли, будто отправные пункты концепции тренировки проистекают главным образом из теории адап­тации. Соответственно утверждают, что именно на ее (тео­рии адаптации) «краеугольных положениях сформулиро­ваны и получают дальнейшее развитие методические принципы построения тренировочного процесса».*

Такого рода представления нередко принимают гипер­трофированный вид. Так бывает, например, когда основ­ные существующие положения теории тренировки пыта­ются переиначить с помощью термина «адаптация» и производных от него выражений. В частности, большие тренировочные циклы, имеющие многогранное содержа­ние, никак не сводимое лишь к приспособлению, предла­гают именовать большими адаптационными циклами (БАЦ), назначение которых усматривается в том, чтобы реализовать ТАР — текущий адаптационный резерв орга­низма.** Если принимать странную логику таких термино­логических преобразований и учитывать изначальный смысл термина «адаптация» (приспособление), придется, скажем, тренера называть не тренером, а чем-то вроде «адаптатора», иначе говоря «приспособителем», а трени­рующихся — «адаптирующимися», т. е. «приспосабливаю­щимися» или «приспособленцами» и т. д. Вот до чего мо­гут довести поверхностные ассоциации между теорией тре­нировки и теорией адаптации! Опасность состоит не столько в деформации терминологии, сколько в обеднении, а зна­чит, и в искажении смысла тренировочной деятельности тренера и спортсмена.

Даже при простом (но последовательном) сравнении понятий развития и адаптации выясняется, что эти поня­тия отчасти совпадают, однако в целом не сводятся друг к другу. Их сходство объективно обусловлено тем, что в при­менении к человеку они отображают реально происходя­щие на протяжении различного времени процессы изме­нения его свойств и состояний. Отличия же этих понятий вытекают из того, что адаптационные изменения далеко не все и не во всем равнозначны тем изменениям, которые характеризуют развитие. Это относится, в первую очередь, к тем адаптационным изменениям, которые относительно кратковременны, не включают качественных преобразо­ваний и подвержены обратимости. Иначе говоря, адапта­ция может быть одной из сторон развития, но может не стать- его слагаемым. Исходя из этого было бы логично предположить, что в подобных же отношениях находятся теории, призванные отображать процессы развития и адап­тации: они взаимосвязаны, но в полной мере не сводятся друг к другу- Отсюда следует, что при использовании по­ложений одной из данных теорий в интересах обоснова­ния принципов построения спортивной тренировки недо­пустимо игнорировать положения другой теории, как недопустимо и подменять их друг другом. В противных случаях (если их отрывать друг от друга, или недиалек­тично противопоставлять, или отождествлять) не избежать ошибочных или, как минимум, неточных суждений. Про­иллюстрируем это на примере некоторых принципиаль­ных положений теории спортивной тренировки.

Один из основных принципов построения спортивной тренировки выражается, как известно, в установочных положениях, определяющих постепенное и полномасштаб­ное нарастание развивающе-тренирующих воздействий на спортсмена (тренировочных нагрузок и других факторов, воздействующих на него в тренировке). Подробнее об этом в работах [16, 17, 25, 39]. В качестве базовых естествен­нонаучных данных при обосновании этого принципа ис­пользовались факты и концептуальные положения, скон­центрированные в теории адаптации. Однако только лишь из представлений о& адаптации, какими бы они ни были детальными и содержательными, интегративное и строго адекватное содержание рассматриваемого принципа по­строения тренировки не вытекает (вообще это относится ко всем принципам, направляющим человекоразвивающую деятельность). Первостепенное значение для становления и разработки данного принципа имеют концептуальные по­ложения, отображающие закономерную зависимость по­ступательных тенденций в развитии качеств и способностей индивида от динамизма его деятельностных свершений, в том числе от активной двигательной деятельности.

Естественные предпосылки этой зависимости, выражен­ные в свойстве живых систем развиваться посредством са­моактивности, довольно давно замечены естествоиспытате­лями-мыслителями. Их усилиями добыты нестареющие знания о том, что «работа строит орган», что «частое и не ослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сооб­щает ему силу, соразмерную с длительностью самого упо­требления...» («первый закон — закон упражнения» Ламар-ка [11]). Позже было в деталях понято удивительное свойство живых систем, в отличие от технических механизмов — не только не изнашиваться от работы, но совершенствоваться, развиваясь, благодаря свойственной живому способности с превышением восполнять то, что потрачено им в процессе работы («суперкомпенсация», или «избыточная компенса­ция», по А. Ухтомскому [34]). В широком философском ас­пекте человекосозидательную роль активной преобразова­тельной деятельности проникновенно охарактеризовал, как повсеместно известно, Ф. Энгельс в своем знаменитом трак­тате «Роль труда в превращении обезьяны в человека» [15]. Существует огромное количество работ, раскрывающих ис­ключительную и многогранную роль высокоактивной целе­сообразной деятельности как фактора саморазвития, само­совершенствования, самообразования, самовыражения, самоутверждения и воспитания человека [1, 3, 4, 5, 9, 10, 12, 13, 17, 26, 32, 37, 38 и др.].

В этом своем значении активно-деятельностный фак­тор нельзя ни приравнять к какому-либо иному фактору, ни заменить другим фактором. С этим вроде бы все соглас­ны, во всяком случае никто этого не оспаривает. Поэтому представляется по меньшей мере странным, когда в рабо­тах по теории спортивной тренировки в последнее время, нередко отводя просторное место для пересказа известных положений теории адаптации, забывают сопоставить их с положениями общей теории развития индивида, особенно с Теми, которые не позволяют сводить суть, направлен­ность и характер деятельности тренера и спортсмена лишь к достижению эффекта приспособления. Конечно, в любой самопроизвольной деятельности есть приспособительная сторона, но к ней суть человеческой деятельности никак не сводится. Во многих же видах преобразовательной дея­тельности (к таковой относится, несомненно, и спортивно-тренировочная) индивид часто не столько приспосаблива­ется к условиям среды, сколько сам приспосабливает их и свое поведение к удовлетворению собственных потребно­стей и в этом смысле адаптирует среду по отношению к себе. (Правда, в нынешнее время он все чаще делает это не очень осмотрительно, вызывая экологические беды. Но это уже иная проблема.)

С учетом сказанного представляется весьма важным 'при использовании в теории спортивной тренировки поло­жений теории адаптации непременно соотносить их общую суть с концепцией развития индивида. Это принципиаль­но важно, и вот почему. Чрезмерный уклон в сторону при­способительного аспекта, при котором остаются в тени либо забываются идеи человеческого развития, чреват смеще­нием генеральной установки на то, к чему следует стре-, миться при построении тренировки: ведь установка под , давлением такой приспособительной доминанты может 'свестись к императиву «приспособить, приспособиться!». Но не слишком ли такая установка дисгармонирует с.фи­лософскими, культурологическими, социоантропологиче-скими и другими, возвышающими личность, представле­ниями о смысле человеческой деятельности?! Напротив, дисгармонии не возникает, когда в генеральной установ­ке, направляющей тренировочную деятельность, предус­матривается как основная цель оптимизация развития индивида в направлении, приводящем в общей тенденции к прогрессированию его жизненно важных качеств, спо­собностей и достиженческих возможностей. Отсюда не сле­дует, конечно, что адаптационные установки в тренировке вовсе противопоказаны. Они, разумеется, оправданы, но в качестве поэтапных парциальных установок, через реали­зацию которых частично реализуется и генеральная уста­новка, если они подчинены ей.

Продолжая наш анализ, обратимся к некоторым со­временным естественнонаучным данным. Согласно серь­езным концептуальным представлениям, опирающимся на множество исследовательских фактов [19, 20, 28, 29], реа­гирование организма на действие адаптирующих факто­ров радикально меняется в различных стадиях адаптаци­онного процесса. В первой стадии (во время так называемой срочной, аварийной или неадекватной адаптации) проис­ходят особенно активные стрессовые реакции, которые сопряжены со слишком резкой (избыточной) активизаци­ей функций органов и систем, реагирующих на непривыч­ные воздействия факторов среды или новой деятельности: причем реакции настолько активны, что вызывают времен­ное разбалансирование гомеостаза организма. Во второй (переходной) стадии существенно активизируются морфо-функциональные перестройки (выраженные, в частности, в гипертрофических изменениях в мышечной системе), которые сопряжены с активизацией генетического аппа­рата клеточных структур, синтезом структурных компо­нентов (нуклеиновых кислот и белков) и возрастанием функ­циональных возможностей адаптирующихся систем организма. Наконец, в третьей стадии (устойчивой адап­тации) такого рода реакции постепенно минимизируются, то есть теперь организм менее активно и менее тотально реагирует на адаптирующий фактор. Как подчеркивает ав­торитетнейший исследователь закономерностей адаптации Ф. Меерсон, главной чертой адаптированной системы яв­ляется экономичность функционирования [19]. Экстрапо­ляция этих данных на теорию тренировки позволяет мно­гое понять в естественных «механизмах» возникновения тренировочных эффектов. Но те же данные не позволяют сводить развивающий эффект тренировки лишь к эффек­ту адаптации. В связи с этим обратим внимание на следую­щие особенности.

Как видно из отмеченных закономерностей разверты­вания адаптации в ее последовательных стадиях, она сама по себе не характеризуется постоянной сопряженностью с поступательными изменениями того типа, которые не­уклонно ведут к возрастанию достиженческих возможно­стей индивида (ведь с продвижением адаптации в свою вполне развернутую стадию — стадию устойчивой адап-тированности — степень морфофункциональных поступа­тельных изменений в организме закономерно убывает).

Уже одно это, как и другие факты, свидетельствует, что такого рода прогрессивные преобразования в организме было бы неверно считать чем-то вроде неотъемлемого свой­ства самой адаптации. Надо думать, они происходят в зависимости, кроме прочего, от комплексной способно­сти живых систем неординарно, как бы суперактивно, реагировать на стрессорные воздействия и тем непроиз­вольно создавать при определенных условиях импульс к саморазвитию (путем тотальной мобилизации своих функ­циональных возможностей, суперкомпенсации энерго­ресурсов, затраченных на повышенное функционирова­ние, а затем и путем морфофункциональных перестроек типа гипертрофии и гиперплазии мышечных и других структур и т. д.). Эта эволюционно отлаженная способ­ность не сводится лишь к ее приспособительному значе­нию. Более того, такое суперактивное реагирование орга­низма на необычные воздействия по отношению к стихийным и ненаправленно возникающим адаптацион-'ным требованиям часто бывает избыточным. Не случай­но первую стадию адаптации, где реакции организма на 'адаптирующий фактор особенно активны, наиболее вдум­чивые исследователи характеризуют как неадекватную /тенденциям адаптационного процесса,, имея в виду, что для его завершающей стадии характерны функциональ­ная экономизация и стабилизация результатов адаптаци­онных перестроек [19, 20]. Но то, что является как бы избыточным в адаптационных реакциях, отнюдь не из­быточно и не расточительно по отношению к процессу индивидуального развития, ибо именно через неординар­ную, в том числе предельную мобилизацию индивидуаль­ных возможностей достигается расширение их пределов, : реализуются генетические потенции развития, разверты­ваются прогрессивные изменения индивидуальных ка­честв (разумеется, при адекватных условиях), ч В силу закономерностей адаптации, проявляющихся, естественно, и в процессе спортивной тренировки, трени­ровочные воздействия, приводящие к стабильной адапти-рованности к ним, раньше или позже, оставаясь постоян­ными, перестают вызывать поступательную динамику тренированности. По-своему это было давно (еще до созре­вания теории адаптации) подмечено вдумчивыми тренера­ми и методистами. Поиск путей неуклонного увеличения индивидуальных достиженческих возможностей, особенно активно развернутый в сфере спорта, постепенно (внача­ле, преимущественно эмпирически, а затем и с интенсив­но возраставшей помощью теоретических исследований) приводил к четкому уяснению закономерной зависимости поступательных тенденций в динамике тренированности от регулярного наращивания развивающих воздействий в тренировке. Это и получило свое нормативное отображе­ние в одном из главных принципов ее построения. Обра­тим тут внимание, что такой принцип не вытекает прямо из теории адаптации (она ориентирует, скорее, на иное — на достижение стабильной адаптированности), хотя она, несомненно, значима для понимания закономерностей, имеющих отношение к тренировке. Повторим, что объек­тивно нет никакой нужды смешивать или подменять друг другом, хотя и смежные, но по сути не тождественные теории. Есть, однако, проблема их научно корректного соотношения, взаимосвязи и взаимодействия применитель­но к решению конкретных познавательных и прикладных задач в той или иной профилированной отрасли знания. В рассматриваемом аспекте одна из важнейших задач за­ключается в том, чтобы детально выявить оптимальные соотношения в процессе тренировки адаптирующих и раз-вивающе-тренирующих воздействий.

1.2.

КАТЕГОРИЯ СПОРТА И НЕКОТОРЫЕ СОПРЯЖЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

О происхождении термина «спорт». Слово спорт удиви­тельно сходно звучит во многих языках мира. В наше вре­мя едва ли найдется кто-либо, так или иначе не соприка­савшийся с тем явлением, которое называют этим словом. Тем не менее смысловые границы понятия, с которым свя­зывается этот термин в различных случаях, оказались в широком употреблении довольно неопределенными, «раз­мытыми». Достаточно сказать, к примеру, что, наряду со строго определенным истолкованием этого термина, спортом в различных случаях называют чуть ли не любые занятия физическими упражнениями, прогулки на яхте, карточные игры, состязания на дальность плевков и количество выпи­тых кружек пива и т. д. И хотя специалистам ясно, что такое почти беспредельное расширение границ применения термина — враг точному пониманию его смысла, аккурат­ное применение его пока не стало всеобщей нормой.

Неоднозначность слова «спорт» имеет лингвистические корни в его генезисе. По свидетельству некоторых серьез­ных исследователей его происхождения (Г. Н. Сатиров и др.), первоначальной лингвистической основой данного термина стало французское выражение «дэспорт» (desport —г разгрузка после работы), модифицированное в английской транскрипции в «спорт» (sport) и распространившееся за довольно долгий досовременный период его применения на самые разнообразные формы отдыха и развлечения. Одна­ко с развитием Олимпийских игр нового времени и анало­гичных типов собственно соревновательной деятельности понятийная основа этого термина стала приобретать все более определенное предметно локализованное содержание и теряло в строгом истолковании упомянутую «размы­тость». Кстати сказать, то, что подразумевается сейчас в эогом истолковании под спортом, было подмечено еще в -древности, хотя и под другими названиями. В частности, в Древней Греции под названиями агон, агонистика, Олим­пийские игры и т. д.

Наблюдается своего рода парадокс: несмотря на то что |!?реди специалистов прочно утвердилось строго определен­ное понимание спорта, чрезмерно расширительное примене-ф ние этого термина, придающее ему неопределенность, в не-■ \ которых кругах окончательно не исчезло. Этому способствует существование в культуре общества, в том числе в физиче-• ской культуре, разнообразных явлений, в чем-то похожих ||:-на спорт, но не имеющих всех его специфических призна­ков. К примеру, в последние десятилетия в мире разверну-лось массовое движение, которое получило за рубежом на­звание «Спорт для всех». В некоторых его разделах, Несомненно, есть спортивные начала, но чаще в нем специ-|фических черт собственно спортивной деятельности нет и лно принадлежит по сути не столько к спортивному, сколь-<^(ро к общефизкультурному движению. Не случайно появи­лись даже предложения алогичного характера — называть движение «неспортивным спортом» (I). Как бы там ни было, те, кто претендуют на статус серь-\езных специалистов в области спорта, не имеют права не­внимательно относиться к определению основополагающей категории своей специальности — категории спорта. Учи­тывая это, подчеркнем специфические признаки, которые *яужно/1гринимать во внимание при формировании поня­тий о спорте и оперировании ими.

Определения понятий о спорте в узком (собственном) и широком смысле. Спортом в узком смысле правомерно называть лишь собственно соревновательную деятельность. Это есть деятельность, исторически сложившаяся и выде­лившаяся в форме состязаний как особый тип достижен-ческой активности, которая выявляется в условиях четко регламентированного соперничества и направлена на мак­симальную реализацию достиженческих возможностей индивида (его сил, способностей, умений) в специально выделенных для этого вида действий с объективизирован­ной оценкой достигаемых результатов. Такую деятельность, ее стержневые линии, формы и условия организации в настоящее время вполне отчетливо характеризуют следую­щие специфические признаки:

• система специальных стимулов, пробуждающих и уси­ливающих состязательно-достиженческие установки личности (присвоение спортивно-квалификационных разрядов и званий, определение спортивных рейтин­гов, моральные и другие поощрения, прогрессирующие пропорционально уровню достижений, и т. п.);

• унификация состава действий, разрешаемых в состя­зании, условий их выполнения и способов оценки до­стижений (что закрепляется официальными правила­ми спортивных соревнований, которые во многих видах спорта приобрели международный статус);

• регламентация поведения соревнующихся по принци­пам неантагонистической конкуренции, имеющим гу­манную основу (что закрепляется официальными и нео­фициальными нормами спортивной этики, ряд которых получил мировое признание в Олимпийской хартии, Международном манифесте о спорте ив других меж­дународных установлениях);

• системное воспроизведение соревнований с последова­тельным возрастанием уровня конкуренции и требова­ний к достиженческим способностям участников; свя­занное с этим определение рейтинга участников (своего рода ранжирование их) в прямой зависимости от уров­ня достижений.

Совокупность перечисленных признаков в их органи­ческом единстве свойственна только спорту, что и дает основания только его называть собственно соревнователь­ной деятельностью, хотя те или иные черты соревнова­тельных отношений бывают выражены в какой-то мере и во многих других типах и сферах деятельности (конкурсы в искусстве, конкуренция в производстве и сбыте товаров и т. д.). Последнее обстоятельство, однако, не дает сколь-нибудь серьезных оснований смешивать спорт с принци­пиально иными по сути явлениями.

Широкое понимание спорта. Сформулированное опре­деление понятия спорт в узком смысле как собственно соревновательной деятельности не исчерпывает, разуме­ется, всей его сути как многогранного социального фено­мена, органично включенного в разветвленную систему межличностных, межколлективных и глобальных меж­человеческих отношений. В широком смысле (но не чрез­мерно расширенном) понятие «спорт» охватывает собствен-] но соревновательную деятельность, процесс подготовки к| .достижениям в ней, а также специфические межчелове- < Чвские отношения и поведенческие нормы, возникающие Щр* основе этой деятельности.

В таком широком понимании спорт предстает весьма епростым многофункциональным и многообразным явле-аюм социальной реальности, занимающим незаурядное го в физической и духовной культуре общества. Он — и Неординарное, по-особому действенное средство воспитания, Позволяющее в максимальной степени выявить функцио­нальные возможности организма и необыкновенно увели­чить их, перешагнув за кажущиеся «пределы», и остро дей­ственный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий стремление к самоопределению и самоут­верждению индивида; вместе с тем он — и популярнейшее средство удовлетворения потребностей в эмоционально на­шейном общении (включая и зрелищные интересы ши-эчайших народных масс), и поразительно доходчивый, эдолевающий любые национальные границы (в этом от-гении универсальный) «язык» межчеловеческого взаи-юнимания, который как никакой другой позволяет уста-расширить и упрочить международные контакты; ■еет и многие иные свойства и отношения. Его значимость [•современном мире действительно незаурядна и полиас-вктна, о чем подробнее пойдет речь в дальнейшем. ' Некоторые частично совпадающие и производные по-. По мере развития спортивной практики и отображаю­щей ее теории возник обширный комплекс понятий, отчас-совнадающих с категорией спорта и (или) производных | от рее; Получая более или менее строгое определение, они входят в понятийный аппарат теории спорта. Затронем некоторые из них в порядке вводных определений. Выде­лим при этом преимущественно те из них, которые имеют относительно широкий объем, часто употребляются, но в специальной литературе пока не имеют вполне согласо­ванных определений или являются предметом значитель­ных расхождений. Речь пойдет о понятиях спортивной деятельности, подготовки спортсмена и спортивной подго­товленности, спортивного движения.

Понятие спортивная деятельность можно с достаточ­ным основанием истолковывать как частичный синоним понятия спорта. Строго говоря, под спортивной деятель­ностью следует подразумевать именно то в спорте, что во­площено в поведении спортсмена в процессе его подготов­ки к спортивному состязанию и в ходе самого состязания. При такой трактовке спортивной деятельности логично раз­личать два ее подтипа: спортивно-подготовительную и соб­ственно состязательную деятельность. Детальный анализ их будет дан в последующих главах. •



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.