Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 1 страница



 

Л. П. МАТВЕЕВ

 

 

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СПОРТА И ЕЕ ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

 

Издание четвертое, . исправленное и дополненное

 

_ ,                      Допущено


Санкт-Петербург • Москва • Краснодар 2005


Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебника для завершающего уровня высшего физкультурного образования


ББК 75.1 М 33

Матвеев Л. П.

М 33 Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. — 384 с: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).

ISBN 5-8114-0585-5

В учебнике рассмотрена проблематика теории спорта в самых различных аспектах: феномен спорта и характер его теории; тео­рия соревновательной деятельности и системы спортивных сорев­нований; система подготовки спортсмена (выявление индивиду­альной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация, постановка долгосрочных целей), ее содержание, сред­ства и методы, основные закономерности построения и др. По-новому освещен один из ключевых вопросов теории спорта — спортивные состязания как собственно соревновательная деятель­ность спортсмена в современных условиях и модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки.

Для студентов и преподавателей вузов физического воспита­ния и спорта, тренеров.

ББК 75.1

 

Обложка С. ШАПИРО, А. ЛАПШИН

 

 

Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

 

 

© Издательство «Лань», 2005 © Л. П. Матвеев, 2005 © Издательство «Лань»,

художественное оформление, 2005

 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

(к первому изданию книги)

 

Вниманию специалистов предлагается новая книга профес­сора Л. П. Матвеева, труды которого во многом предопределили развитие стратегических направлений современной теории спорта, начиная от общетеоретических основ ее формирования и заканчивая конкретными аспектами спортивной подготовки и соревновательной деятельности.

Первая крупная работа Л. П. Матвеева «Проблемы перио­дизации спортивной тренировки», опубликованная в издатель­стве «Физкультура и спорт» в 1964 г., вызвала большой интерес во многих странах.

В книге, содержание которой явно выходило за рамки, пред­усмотренные названием, был обобщен огромный эмпирический материал по наиболее актуальным проблемам подготовки спорт­сменов, органически переплетены и доведены до уровня специ­фических принципов и закономерностей разносторонние данные спортивно-педагогического и медико-биологического характера.

Не менее ярким явлением в сфере спортивной науки явился выход в 1977 г. книги Л. П. Матвеева «Основы спортивной тре­нировки», которая уже более 20 лет является настольной кни­гой студентов вузов физического воспитания и спорта, а также тренеров во многих странах, где она была переиздана.

И сегодня, по прошествии многих лет с момента издания этих книг, в течение которых знания о спорте и системе подго­товки спортсменов расширялись исключительно интенсивно, подавляющее большинство положений, развивавшихся в этих работах Л. П. Матвеевым, не утратили своей актуальности, а многие идеи и гипотезы явились основой для продуктивной раз­работки проблематики теории спорта и системы подготовки мно­гими его последователями в различных странах мира.

Нетривиальность положений, выдвинутых в книгах и стать­ях Л. П. Матвеева, активное стремление к анализу наиболее сложных и противоречивых моментов, категоричность в отстаи­вании собственных взглядов не раз вызывали резкую критику «теории Матвеева» со стороны его оппонентов, способствовали возникновению продуктивных дискуссий по важнейшим разделам


теорий спорта и системы подготовки; спортсменов. И это также следует отнести к заслугам автора, работы которого вызывали резонанс, способствующий расширению и углублению научного поиска, более глубокому и разностороннему развитию системы знаний, путей их реализации в спортивной практике, результа­ты которой трудно переоценить, если вспомнить достижения со­ветских спортсменов в 70-80-е годы или проанализировать ус­пехи спортсменов России и Украины в последнем десятилетии XX века, которые впечатляют, далее если не принимать во вни­мание тяжелейшее экономическое состояние, в котором в послед­ние годы оказался спорт в наших странах.

• Предлагаемая вниманию читателей новая книга Л. П. Матве­ева «Основы общей теории спорта и системы подготовки спорт­сменов» по своей структуре и содержанию является учебным по­собием для специалистов в области спорта на завершающей ступени высшего профессионального образования. В. нем охвачены все важ­нейшие разделы дисциплины как науки и учебного предмета, материал которых, что особенно важно, освещен в интегративном и поисковом аспектах. Однако основным достоинством работы, на наш взгляд, является высокий общетеоретический и методоло­гический уровень представления материала.

Полноценное восприятие и осмысление содержания книги требует от читателя достаточно высокого уровня общенаучной и профессиональной подготовки. Однако если такое восприятие и осмысление будет обеспечено, книга Л. П. Матвеева, несомнен­но, окажется средством существенного повышения профессио­нальной подготовленности специалиста, его способности решать сложные и противоречивые проблемы современного спорта:

 

ОБ АВТОРЕ

Матвеев Лев Павлович — заслуженный деятель науки Рос­сии, доктор и почетный доктор наук, профессор и заслуженный профессор РГАФК, заведующий профилирующей теоретикот методической кафедрой Российской государственной академии физической культуры. Удостоен почетных ученых степеней и званий в ряде стран мира (Россия, Белоруссия, Германия и др.).

Автор более 350 научно-исследовательских, научно-методи­ческих и проблемно-постановочных работ, многие из которых опубликованы более чем в 30 странах мира и признаны осново­полагающими в становлении обобщающих научных знаний о физической культуре и спорте. Наиболее известны из них моно­графии «Проблемы периодизации спортивной тренировки», «Ос­новы спортивной тренировки», «Общая теория спорта».

В течение многих лет непосредственно участвовал в научно-методическом обеспечении подготовки сильнейших отечествен­ных спортсменов, а также был консультантом по проблемам под­готовки национальных спортивных команд ГДР, Болгарии, Кубы, Китая и других стран, известных спортивными успехами.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Эта книга — результат впервые выполненной разработки курса теории спорта для завершающего уровня высшего профес­сионального образования по физической культуре и спорту. При создании курса учитывались предпосылки к освоению его содер­жания, которые обеспечиваются на предшествующих образова­тельных уровнях, и официальные государственные требования к впервые введенной в отечественной высшей школе подготовке магистров и специалистов высшего уровня.

Предлагаемое содержание курса охватывает проблематику теории спорта в интегративном, широко обобщающем, и поиско­вом аспектах. При этом наряду с углублением знаний, передан­ных на бакалаврском уровне образования, особое внимание уде­ляется тому, чтобы обеспечить профессиональное понимание студентами, завершающими образование, нерешенных проблем рассматриваемой отрасли научного знания, уяснение научно-исследовательских подходов и способов познания, формирова­ние широкой научной эрудиции, стимулирование развития спо­собностей творческого теоретического мышления.

Изложенный текст упорядочен в соответствии с определив­шейся к настоящему времени структурой общей теории спорта. Выделены три основные части (наиболее крупные разделы).

1. Сущность феномена спорта и характер его теории.

2. Теория соревновательной деятельности и системы спортив-
ных соревнований.

3. Система подготовки спортсмена (концептуальный аспект).
В первой части сжато изложена современная концепция

спорта как уникального феномена социальной реальности, об­суждены его суть, формы, функции и тенденции развития. На­ряду с этим представлены пути формирования теории спорта как учебного предмета и отрасли науки, эволюция ее предмета и типичные для нее методы научного познания.

Вторая часть посвящена анализу и концептуальному осмыс­лению того, что составляет основу специфики спорта, — сорев­нований как собственно соревновательной деятельности спорт­смена и системы спортивных соревнований, в рамках которой


развертывается эта деятельность в современных условиях. Дан­ный, в определенном смысле ключевой, раздел теории спорта в силу некоторых причин, известных специалистам, долгое время оставался как бы вне сферы интенсивного теоретического осмыс­ления. Благодаря разработкам, выполненным в последние деся­тилетия, оказалось возможным в значительной мере исправить этот изъян и по-новому подойти к пониманию сути ряда, каза­лось бы, хорошо известных явлений спортивной практики.

В наиболее объемной третьей части интерпретированы основ­ные теоретико-методические положения современной концепции системного построения подготовки спортсмена к спортивным до­стижениям. Здесь обсуждены практические и теоретические обо­снования общепринятых представлений о системе спортивной подготовки, выработанных во многом прежде всего в отечествен­ной школе спорта, раскрыта их непреходящая суть и намечены тенденции углубления и обновления.

Кроме названных основных разделов выделен вместо заклю­чения обзор недавних дискуссий по некоторым фундаментальным и прикладным проблемам рассматриваемой отрасли познания. Это в какой-то мере создает живые представления о существующей в ней дискуссионной атмосфере, особенностях различных воззре­ний, поисковых направлениях, путях и условиях преодоления противоречий.

Автор не претендует на полноту и окончательную истинность выдвигаемых суждений. Поэтому будет искренне благодарен за деловые критические замечания и пожелания.


 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА СПОРТА И ХАРАКТЕР ЕГО ТЕОРИИ


 

 

НЕКОТОРЫЕ ОБЩЕНАУЧНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ В ТЕОРИИ СПОРТА

 

Теория спорта, появившаяся как научная и профес­сионально-образовательная дисциплина на рубеже XX и XXI вв., еще не миновала стадию своего становления. Первостепенное значение в ней имеет возможно точное определение исходных коренных понятий (категорий) и строгое выяснение их связей с общенаучными категория­ми. Именно с этого следует начинать профессионально-углубленное освоение общей теории спорта.

1.1.

НЕКОТОРЫЕ МЕЖНАУЧНО-ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ, СУЩЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ТЕОРИИ СПОРТА

О значении общенаучных и межнаучных понятий-интеграторов. Усиление интегративной (сближающей и вза­имосвязывающей) тенденции в развитии современного на­учного знания выражается, кроме прочего, в становлении, расширении смысла и уточнении общих научных катего­рий как наиболее обобщенных фундаментальных понятий, имеющих существенное значение для всех или многих от­раслей науки [6, 14, 22, 31]. Их мировоззренческое и ме­тодологическое значение, как известно, трудно переоце­нить. Именно в них концентрированно и лаконично выражаются совокупные результаты познания единства мира, сущностных свойств и закономерных отношений его слагаемых.

Речь идет не только о тех предельно общих категориях, которые традиционно принято относить к философским. В последнее время стало принято обращать внимание на общеинтегративный смысл тех категорий, которые возник­ли не в лоне собственно философских абстракций, а в ре­зультате взаимносопряженного развития более или менее смежных отраслей специально-научного знания. К ним от­носятся, например, такие категории, как структура и функ­ция, упорядоченность и неупорядоченность (энтропия), си­стема и элементы, модель и оригинал и т. д. Некоторые из них в последние десятилетия предложено называть обще­научными ввиду того, что они приняты во всех или в не­скольких, отраолях науки [6, 31 и др.]. Категории, которые ведут к образованию межпредметных связей, способствуют сближению различных отраслей знания, в том числе ранее разобщенных, межнаучными понятиями-интегратора­ми [22].

В сфере научных дисциплин, изучающих в целом или В избирательных аспектах спорт, фундаментальное инте­грирующее значение, несомненно, имеют кроме других ка­тегории развития (индивида), адаптации (живых систем), воспитания. Правда, эти категории имеют не один и тот же интегративный статус. Категория развития, как извест­но, издавна получила статус философской и в качестве общенаучной распространилась на все отрасли знания, хотя Конкретизируется в них в невполне совпадающих вариан­тах. Категория адаптации зародилась как биологическое понятие, но затем получила настолько широкое распро­странение, что приобретает общенаучный статус [14, 35]. Категория воспитания формировалась преимущественно в сфере педагогики, но вошла также в понятийный аппарат ряда не только гуманитарных, но и некоторых естествен­ных наук, в том числе, как это ни странно, в теорию жи­вотноводства и даже растениеводства.*

* Одним из первых о «воспитания» растений стал говорить И. В. Ми­чурин (Мичурин И. В. Итоги шестидесятилетних работ. М.: Сельхозгиз, 1949). За ним последовал ряд других крупных специалистов. Вообще-то в этом нет ничего однозначного, если иметь в виду некоторые инвариант­ные признаки воспитания, но не отождествлять его иные, явно не совпа­дающие признаки.


Продуктивное использование указанных категорий в конкретных отраслях знаний, конечно, не сводитея лишь к простому перенесению терминов. Эффективность их ис­пользования зависит в конечном счете от того, насколько корректно в научном отношении ассимилируются концеп­ции, лежащие в основе общих категорий, насколько акку­ратно и творчески они «состыковываются» с конкретным содержанием специальных отраслей знания. В этом деле нередко возникают проблемы, обусловленные как объек­тивными, так и субъективными обстоятельствами (специфи­ка познавательного материала специализированных отрас­лей знания, трудности его интерпретации, индивидуальные особенности характера мышления и т. д.). О некоторых та­ких проблемах и путях их решения в комплексе научных дисциплин, отображающих явление спорта, речь пойдет далее.

К истолкованию связей и различия категорий разви­тия и воспитания. Использование общей категории раз­вития и связанных с нею концепций развития в специа­лизированных дисциплинах, которые рассматривают факторы, воздействующие на человека, в том числе при­менительно к сфере спорта, оказалось во многом плодо­творным. Прежде всего потому, что способствовало сбли­жению теории спорта с фундаментальными концепциями, отражающими суть и условия человеческого развития. Вместе с тем существуют определенные трудности «со­стыковки» предельно общих и специализированных по­нятий. Нередко наблюдаются расхождения, отчасти обус­ловленные такими трудностями.

Расхождения с общей концепцией развития часто на­блюдаются в характеристике различных воздействий на динамику качеств и способностей индивида в процессе физического воспитания, в частности в спортивных заня­тиях и аналогичных процессах. Говоря о совокупности такого рода воздействий, многие авторы до сих пор прибе­гают к возникшему некогда некорректному выражению, согласно которому развитием называют как вероятные следствия таких воздействий, так и сами воздействия. Например, во многих учебниках Для студентов инфизкуль-тов развитием называют как увеличение силы, быстроты, выносливости и других двигательных качеств индивида под влиянием многих разнородных факторов (контроли­руемых, управляемых и неподконтрольных, — генетиче­ских, естественносредовых и др.), так и организованный педагогический процесс направленного использования не­которых из данных факторов для воздействия на развитие свойств индивида. (Имея в виду последнее, часто пользу­ются выражением методика развития.) В результате со­здается впечатление, будто развитие есть нечто тождествен­ное физическому и иному воспитанию, часть воспитания. А это не только противоречит общей концепции развития, но и затемняет одну из важнейших проблем специальных наук — проблему соотношения воспитания и развития ин­дивида.

Для аргументации этих положений обратимся к содер­жанию общенаучной категории развития. Известно, что ее определение и развернутое истолкование происходило на протяжении веков, часто в острых дискуссиях. Дискус­сии и поныне не прекращаются, но в последние десятиле­тия они все чаще проходят с привлечением многочислен­ных фактологических исследований различных процессов развития.* Это позволило согласованно выделить по край­ней мере часть инвариантных признаков развития и ото­бразить их в более или менее широко признанных его опре­делениях, которые закреплены в энциклопедических и образовательно-нормативных публикациях [2, 3, 30, 36]. Несмотря на вариации таких определений, в них, как пра­вило, исходят из того, что развитие — это процесс законо­мерно происходящих изменений состояния системных ком­понентов природной и социальной реальности (организмов, других природных и социальных систем), который харак­теризуется следующими признаками: взаимосвязанность количественных-и качественных изменений, их неслучай­ность, необратимость в общей тенденции и долговремен-ность. Такие признаки принципиально отличают развитие от прочих изменений (например, от текущих, быстро про­исходящих изменений функционального состояния орга­низма), выделяют развитие как особый тип изменений. С такой трактовкой общенаучной категории развития нельзя, разумеется, не считаться при использовании одно­именного термина в частнопредметных отраслях знания. Иначе возникает опасность путаницы понятий и неоправ­данного их расхождения.

* В частности, обстоятельные выступления по проблемам теории раз­вития почти непрерывно происходили на страницах журнала «Вопро­сы философии» начиная с 50-х годов. Одновременно все чаще появля­лись аналитические и обобщающие публикации с серьезной фактологией по тем же проблемам [4, 8, 12, 21, 26, 37 и др].


Возникновению подобного рода путаницы может спо­собствовать неоднозначность терминов в обыденном разго­ворном языке. Так, при объяснении термина развитие в толковом словаре русского языка [23], наряду с обсужде­нием его смысла применительно к общенаучному катего­риальному определению, дается ссылка и на два других


 

смысловых значения. Причем одно из них связывается с понятием развить в смысле «довести до чего-нибудь» (что можно было бы обозначить как развитие, если бы этот тер­мин применялся в этом смысле, но такого семантического оборота в языке пока не предусмотрено). Тем самым со­здается терминологическая предпосылка для неправомер­ного отождествления понятий развитие и оптимизирую­щее воздействие на развитие, одним из воплощений которого является воспитание.

Как известно, для научной терминологии характерна строгая смысловая определенность терминов, несовмести­мая с двусмысленностью. Последняя особенно противопо­казана, когда терминологически обозначаются тесно свя­занные друг с другом понятия, отображающие тем не менее существенно различные по своей природе явления, собы­тия, процессы. Именно с такой ситуацией мы имеем дело, когда определяем и обозначаем понятия развитие и воспи­тание индивида. Называть развитием то, что фактически относится к воспитанию, или наоборот, — значит, мягко говоря, не способствовать уяснению сущности и действи­тельных соотношений процессов развития (в общенаучном понимании) и воспитания. Немалую лепту в это смешение понятий внесли не только те, кто допускал такое при со­ставлении толковых словарей, но и представители педаго­гики, склонные к «расплывчатым» определениям.

Конечно, магистральное направление в уточнении цен­тральных педагогических категорий не приемлет смешения воспитания и развития и характеризуется более или менее реалистичным отображением их действительного соотноше­ния. Это выражено, например, в таких современных эн­циклопедических определениях воспитания: «Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (матери­альных, духовных, организационных) для развития чело­века» [27] или: «Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производствен­ной, общественной и культурной деятельности» [30]. Хотя эти определения не безупречны, они позволяют понять, что представляет собою воспитание и в каком соотношении оно находится с процессом развития индивида. А именно — социальная природа воспитания, его свойство воздейство­вать на человеческое развитие, целесообразно-направлен­ный характер воспитательных действий и их разносторон-

. ность, обусловливающая влияние не только на духовное, V но и на физические развитие индивида. Воспитание отож­дествляется здесь, таким образом, с определенным воздей­ствием на процесс развития, но никак не с самим развити­ем, которое рассматривается как объект воздействия в процессе воспитания, а вовсе не как часть или сторона вос­питания. Вот этот-то принципиальный отличительный при-8 знак воспитания затемняется, искажается и исчезает, ког--Щ\ да термин развитие прикладывается не к тому, что он % обозначает в общенаучном смысле, а к иному по природе -' , процессу — воспитанию. Такой терминологический казус нужно считать совершенно недопустимым, поскольку он ъ тянет за собой не только словесные, но и понятийно-содер-жательные недоразумения.* "ШФ:- Сказанное в полной мере относится, конечно, и к тем случаям, когда, говоря о направленном воздействии в про-"* цессе физического воспитания, в частности в процессе дви-гательной спортивной тренировки, на физические качества аЩ-.Ш двигательные способности индивида, называют это не ■Щ воспитанием, а развитием их. Правомерно ли в таких слу-X; чаях пользоваться термином воспитание"} Несомненно, ч если исходить из логики приведенных общих определе-• Вий категории воспитания. Почему же тогда вместо этого здесь все еще нередко прибегают к термину развитие? _ Может быть, отчасти потому, что многие в прежние вре-'¡1" Мена, когда настойчиво пропагандировались актуальные потребности идеологического воспитания, именно такой Щ характер обычно придавался понятию воспитание. Кроме х того, слово развитие оказалось подходящим из-за того, что Щ ему в общеразговорном языке придан неоднозначный смысл •у |; Я в одном из своих смысловых оттенков оно приблизилось к понятию воспитания. Как бы там ни было, сколько-^нибудь достаточных объективных оснований для указан-Щ ной подмены терминов в строгой научной терминологии Ле существует. Скорее всего, такая подмена свидетельствует ^„о том, что авторы, допускающие ее, не озабочены пробле-|г; мами терминологической корректности и это подталкивает г- их к неадекватным формам выражения мыслей.

Подмена термина в рассматриваемом случае способна порождать ряд не только неточных, но и просто несообраз­ных представлений. Когда, например, называют развити­ем то, что на деле является тренировочными воздействия­ми, осуществляющимися в течение отдельного занятия для стимулирования развития физических способностей тре­нирующихся, тем самым способствуют возникновению Иллюзии, будто развитие их происходит уже в рамках это­го занятия. Но, по общенаучному определению, любое раз­витие, в действительности, весьма долговременный про­цесс, поэтому говорить о развитии применительно к чему-то, происходящему в пределах относительно кратко­го времени, просто бессмысленно. Это лишний раз под­тверждает, что пренебрежение терминологической точно­стью придает рассуждениям зыбкость, в которой тонет мысль.

Специалистам, как никому другому, понятна органи­ческая связь воспитания с развитием. Имея в виду это, можно даже сказать, что эффект воспитательных воздей­ствий при определенных условиях как бы переходит в развитие (в том смысле, что, например, систематические долговременные тренировочные воздействия способны вы­зывать существенные функциональные и структурные изменения в органах и системах организма, стимулиро­вать в них количественные, а со временем и качествен­ные преобразования, влияя тем самым на ход естествен­ного физического развития индивида). Но такая теснейшая сопряженность воспитания и развития отнюдь не позво­ляет смешивать их и воспринимать как одно и то же. Если отождествлять их в сознании, не возникает стрем­ления различать природу этих процессов, вникать в не­простые закономерности их соотношения и взаимовлия­ния, несвободного от противоречий, решать проблемы оптимизации развития индивида в меру возможностей, реально предоставляемых воспитанием. В оценке этих возможностей нельзя, разумеется, забывать, что воспи­тание — вовсе не единственный и не всемогущий фактор оптимизации человеческого развития. Отождествление воспитания с развитием погрешно и тем, что уводит в сторону от понимания парциальной («долевой») роли вос­питания в развитии и зависимости последнего от сово­купности различных факторов (генетических, средовых и деятельностных).

Резюмируя сказанное, следует отметить, что смешение понятий воспитание и развитие, пока еще не изжитое до конца в рассуждениях о физическом воспитании, спортив­ной тренировке и в других случаях, противоречит сути утвердившихся одноименных общеинтегративных катего­рий и увеличивает вероятность ошибочных суждений о процессах развития и воспитания. Это несовместимо с нор­мами строгой научной терминологии, а потому подлежит устранению. В соответствии с такими нормами, говоря о развитии индивида, надо иметь в виду закономерный про­цесс количественных и качественных изменений его (ин­дивида) свойств, продолжающийся длительное время и .необратимый по своим генеральным тенденциям (которые 'проявляются в жизненных стадиях). Осмысливая, в со­гласии с теми же нормами, роль воспитания в индивиду­альном развитии, нужно видеть глубокую сопряженность и вместе с тем существенное различие этих процессов, не позволяющее смешивать их. Воспитание как социально детерминированный процесс направленного воздействия на развитие индивида при определенных условиях оптими­зирует тенденции развития в определенной мере, которая зависит не только от воспитания, но также от генетиче­ских и других факторов.

О согласовании положений теории адаптации и тео­рии развития в концепции спортивной тренировки. Ин­тенсивная разработка теории адаптации во второй полови­не XX века привлекла к ней внимание со стороны представителей многих отраслей науки, в том числе и спе­циалистов, работающих в сфере научных знаний о физи­ческой культуре и спорте. Стремление использовать ее , положения в различных отраслях знания приводит к ин­тересным конструктивным результатам при условии, ко­нечно, научно корректной творческой «состыковки» про­веренных положений теории адаптации с общенаучными я отраслевыми концепциями. Надо полагать, дальнейшие позитивные результаты в этом направлении во многом за­висят от четкого выяснения соотношений теории адапта­ции и теории развития,

, К настоящему времени в этом аспекте рассмотрено соот­ношение теории адаптации с теорией эволюции [4, 26, 35]. При этом адаптация понималась в качестве так называе­мой генотипической адаптации, которая протекает как длящийся тысячелетиями процесс приспособительных изменений живых существ (их видов и популяций). Такая адаптация в теории физической культуры и спорта факти­чески не рассматривается (по крайней мере в настоящее время). Говоря об адаптации, имеют в виду то, что назы­вается фенотипической адаптацией, которая выражается в приспособительных изменениях индивида, возникающих в течение индивидуальной жизни. Проблема соотношения такой адаптации с развитием индивида разработана пока недостаточно. Рассмотрим в этом аспекте понятийно-тер­минологические определения.

На уровне обыденного здравого смысла слово «адапта­ция» кажется вполне ясным, когда оно связывается с представлением о процессе приспособления индивида, его орга­низма или отдельных органов и систем к условиям существо­вания. Однако вряд ли можно утверждать, что в качестве научной категории понятие «адаптация» прошло уже путь точного и глубокого содержательного определения. Даже смысловые границы термина, обозначающего это понятие, пока четко не очерчены. Очень часто данному термину при­дают своего рода двусмысленность, называя адаптацией, с одной стороны, процесс приспособления, а с другой — зак­репившийся результат приспособления, воплотившийся в завершившихся функциональных и структурных преобра­зованиях в организме, которые возникли под влиянием приспособления. Хотя такое двусмыслие некоторые авто­ры считают показателем диалектического подхода к пони­манию адаптации [35], с позиций строгой логики это, ско­рее, следует расценивать как нарушение норм научной терминологии, обязывающих к смысловой определенности, в том числе к монозначности терминов. Кстати, в данном случае от двусмысленности термина нетрудно избавиться, применяя его только для обозначения процесса приспо­собления, результаты приспособления можно обозначить производно-дифференцирующим термином, например, та­ким как адаптировали ость (по аналогии с приспособлен­ностью, тренированностью и т. п.).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.