Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Па­риж, Лувр 21.46 19 страница



– К нес­частью для ис­то­риков, – про­дол­жил Ти­бинг, – не­кото­рые Еван­ге­лия из тех, что при­казал унич­то­жить Кон­стан­тин, уце­лели. Так, в 1950 го­ду в пе­щере не­пода­леку от Кум-ра­на бы­ли най­де­ны Свит­ки Мер­тво­го мо­ря. А не­задол­го до это­го, в 1945-м, Копт­ские свит­ки, их наш­ли в Наг-Хам­ма­ди. В этих до­кумен­тах рас­ска­зыва­лась не толь­ко ис­тинная ис­то­рия Гра­аля, они по­вес­тво­вали о пас­тыр­ской ро­ли Хрис­та с чис­то свет­ской точ­ки зре­ния. И ра­зуме­ет­ся, Ва­тикан, в худ­ших сво­их тра­дици­ях де­зин­форма­ции, стре­мил­ся пре­сечь рас­простра­нение этих свит­ков. Что в об­щем-то и по­нят­но. Ведь свит­ки эти поз­во­ляли вы­явить ис­то­ричес­кие рас­хожде­ния и под­та­сов­ки, слу­жили под­твержде­ни­ем то­му, что к соз­да­нию но­вой Биб­лии при­ложил ру­ку по­лити­кан, стре­мив­ший­ся обо­жес­твить че­лове­ка И­ису­са Хрис­та и ис­поль­зо­вать Его ав­то­ритет для ук­репле­ния собс­твен­ной влас­ти.

– И все же, – воз­ра­зил Лэн­гдон, – как мне ка­жет­ся, важ­но пом­нить о том, что же­лание ны­неш­ней Цер­кви пре­дот­вра­тить ши­рокое хож­де­ние этих до­кумен­тов про­ис­хо­дит из ис­крен­ней ве­ры в пра­виль­ность и не­пог­ре­шимость ус­то­яв­шихся взгля­дов на Хрис­та. В Ва­тика­не соб­ра­лись глу­боко ве­ру­ющие лю­ди, убеж­денные, что эти про­тиво­речи­вые до­кумен­ты мо­гут ока­зать­ся фаль­шив­кой.

Ти­бинг ус­мехнул­ся и опус­тился в глу­бокое крес­ло нап­ро­тив Со­фи.

– Как ви­дите, до­рогая, наш про­фес­сор го­раз­до мяг­че и снис­хо­дитель­нее от­но­сит­ся к Ри­му, не­жели я. И тем не ме­нее он прав, го­воря о том, что сов­ре­мен­ные цер­ковни­ки ис­крен­не убеж­де­ны во вред­ности и оши­боч­ности этих до­кумен­тов. Это и по­нят­но. Ведь на про­тяже­нии дол­гих ве­ков Биб­лия Кон­стан­ти­на бы­ла для них ис­ти­ной в пос­ледней ин­стан­ции. Нет на све­те бо­лее вну­ша­емых лю­дей, чем те, кто приз­ван вну­шать.

– Он прос­то хо­чет ска­зать, – вста­вил Лэн­гдон, – что мы пок­ло­ня­ем­ся бо­гам на­ших от­цов.

– Я прос­то хо­чу ска­зать, – воз­ра­зил Ти­бинг, – что поч­ти все, че­му учи­ли нас от­цы о Хрис­те, есть ложь и фаль­шив­ка. Как и все эти рос­сказ­ни о ча­ше Гра­аля.

Со­фи пе­реве­ла взгляд на ци­тату да Вин­чи. «Сле­пое не­вежес­тво сби­ва­ет нас с пу­ти. О! Жал­кие смер­тные, рас­крой­те гла­за!» Ти­бинг по­тянул­ся к кни­ге и на­чал пе­релис­ты­вать ее.

– И на­конец, преж­де чем я по­кажу вам ри­сунок да Вин­чи с изоб­ра­жени­ем Гра­аля, хо­тел бы, чтоб вы взгля­нули на это. – Он от­крыл аль­бом с цвет­ной ил­люс­тра­ци­ей на раз­во­роте. – Вы, ра­зуме­ет­ся, уз­на­ете эту фрес­ку?

Да он ни­как шу­тит! Со­фи смот­ре­ла на са­мую зна­мени­тую фрес­ку всех вре­мен – «Тай­ная ве­черя». Ле­ген­дарная рос­пись, ко­торой да Вин­чи ук­ра­сил сте­ну со­бора Сан­та-Ма­рия де­ла Гра­цие не­пода­леку от Ми­лана. На ней был изоб­ра­жен Хрис­тос со сво­ими уче­ника­ми. Он объ­яв­лял о том, что кто-то из них пре­дал Его.

– Да, ко­неч­но, мне хо­рошо зна­кома эта фрес­ка.

– Тог­да, мо­жет, вы сог­ла­ситесь сыг­рать со мной в од­ну иг­ру? Зак­рой­те гла­за на ми­нут­ку.

Со­фи нес­коль­ко рас­те­рялась, но зак­ры­ла гла­за.

– Где си­дит И­исус? – спро­сил Ти­бинг.

– В цен­тре.

– От­лично! А что за пи­щу пре­лом­ля­ют и едят Хрис­тос и Его уче­ники?

– Хлеб. – Это же оче­вид­но!

Прек­расно. А что пь­ют?

– Ви­но. Они пь­ют ви­но.

– За­меча­тель­но, прос­то ве­лико­леп­но. Ну и, на­конец, пос­ледний воп­рос. Сколь­ко на сто­ле бо­калов для ви­на?

Со­фи за­дума­лась, по­нимая, что это воп­рос с под­во­хом. А пос­ле тра­пезы Хрис­тос взял ча­шу с ви­ном и раз­де­лил ее со сво­ими уче­ника­ми.

– Од­на ча­ша, – от­ве­тила она. – Со­суд. Ча­ша Хрис­то­ва. Хрис­тос пе­реда­вал из рук в ру­ки один-единс­твен­ный со­суд с ви­ном, как бы под­черки­вая тем са­мым, что все хрис­ти­ане дол­жны объ­еди­нить­ся.

Ти­бинг вздох­нул.

– А те­перь от­крой­те гла­за.

Она по­вино­валась. Ти­бинг за­гадоч­но улы­бал­ся. Со­фи взгля­нула на ил­люс­тра­цию и, к сво­ему изум­ле­нию, об­на­ружи­ла, что у каж­до­го за сто­лом бы­ла ча­ша с ви­ном, в том чис­ле и у Хрис­та. Три­над­цать чаш. Ма­ло то­го, все они бы­ли ма­лень­кие, без нож­ки и сде­ланы из стек­ла. Ни­како­го осо­бен­но­го со­суда на кар­ти­не не ока­залось. Ни­какой ча­ши Гра­аля.

Ти­бинг хит­ро со­щурил­ся:

– Нем­но­го стран­но, вам не ка­жет­ся, что в Биб­лии и на­ибо­лее рас­простра­нен­ных ле­ген­дах этот мо­мент свя­зыва­ют с по­яв­ле­ни­ем ча­ши Гра­аля? А да Вин­чи слов­но за­был об этом и та­кую ча­шу не на­рисо­вал.

– Уве­рена, ис­кусс­тво­веды дол­жны бы­ли это за­метить.

– Вы уди­витесь, уз­нав, что не­кото­рые стран­ности в ри­сун­ках и кар­ти­нах Ле­онар­до соз­на­тель­но об­хо­дились уче­ными и ис­кусс­тво­веда­ми. А что ка­са­ет­ся этой фрес­ки, то она и есть клю­чик по­нима­нию тай­ны Гра­аля. И в «Тай­ной ве­чере» да Вин­чи он пе­ред на­ми слов­но на ла­дони.

Со­фи впи­лась взгля­дом в ил­люс­тра­цию.

– Так, по­луча­ет­ся, эта фрес­ка го­ворит нам, что на са­мом де­ле пред­став­ля­ет со­бой ча­ша Гра­аля?

– Не что, – про­шеп­тал в от­вет Ти­бинг. – Ско­рее кто. Де­ло в том, что Гра­аль ни­какой не пред­мет. На са­мом де­ле это… ли­цо впол­не оду­шев­ленное.

Гла­ва 56

Со­фи изум­ленно смот­ре­ла на Ти­бин­га, за­тем пе­реве­ла взгляд на Лэн­гдо­на:

– Свя­той Гра­аль – это че­ловек? Лэн­гдон кив­нул:

– Да, жен­щи­на.

Су­дя по вы­раже­нию ли­ца Со­фи, она ка­тего­ричес­ки от­ка­зыва­лась в это ве­рить. Что ж, и у не­го са­мого бы­ла в точ­ности та­кая же ре­ак­ция, ког­да он впер­вые ус­лы­шал об этом. Лишь поз­же, по­няв скры­тую за Гра­алем сим­во­лику, он уве­ровал в эту те­орию.

Ти­бинг слов­но про­читал его мыс­ли.

– Воз­можно, при­шел че­ред сим­во­лис­та объ­яс­нить нам кое-что? – По­дой­дя к сто­лу, он взял чис­тый лист бу­маги и по­ложил его пе­ред Лэн­гдо­ном.

Тот дос­тал из кар­ма­на ав­то­руч­ку.

– Со­фи, вам на­вер­ня­ка дол­жны быть зна­комы сов­ре­мен­ные сим­во­лы, обоз­на­ча­ющие муж­ское и жен­ское на­чала. – И он на­рисо­вал из­вес­тные всем муж­ской сим­вол ♂ и жен­ский ♀.

– Да, ко­неч­но, – кив­ну­ла она.

– Из­на­чаль­но, – про­дол­жил он, – муж­ское и жен­ское на­чала изоб­ра­жались сов­сем дру­гими сим­во­лами. Мно­гие лю­ди оши­боч­но ду­ма­ют, что муж­ской сим­вол про­изо­шел от щи­та и копья, а жен­ский пред­став­ля­ет со­бой не что иное, как зер­ка­ло, где от­ра­жа­ет­ся кра­сота. Но на са­мом де­ле сим­во­лы эти про­ис­хо­дят от древ­них ас­тро­номи­чес­ких обоз­на­чений бо­жес­твен­ной пла­неты Марс и пла­неты Ве­нера. И Лэн­гдон изоб­ра­зил на лис­те бу­маги еще один знак.

Этот сим­вол из­на­чаль­но обоз­на­чал муж­чи­ну, – ска­зал он Со­фи. – На­поми­на­ет ру­димен­тарный фал­лос.

– Вот имен­но, – сог­ла­силась с ним Со­фи.

– Так оно и бы­ло, – под­твер­дил Ти­бинг. Лэн­гдон про­дол­жил:

– Сим­вол этот из­вестен под наз­ва­ни­ем кли­нок, или меч, и приз­ван под­черки­вать аг­рессив­ность и му­жес­твен­ность. Кста­ти, этот же по­хожий на фал­лос сим­вол до сих пор ис­поль­зу­ет­ся в шев­ро­нах во­ен­ной фор­мы для обоз­на­чения чи­на.

– Да уж! – ус­мехнул­ся Ти­бинг. – Чем боль­ше у те­бя пе­нисов, тем вы­ше твой чин. Пар­ни – они всег­да пар­ни.

Лэн­гдон ед­ва за­мет­но по­мор­щился.

– Как мож­но за­метить, жен­ский сим­вол яв­ля­ет пол­ную про­тиво­полож­ность муж­ско­му. – Он изоб­ра­зил на лис­тке еще один знак. – И этот сим­вол по­лучил наз­ва­ние со­суд.

Со­фи удив­ленно взгля­нула на не­го. Лэн­гдон по­нял, что ей уда­лось уло­вить связь.

– Со­суд, – про­дол­жил он, – на­поми­на­ет ча­шу или ва­зу, но, что го­раз­до важ­нее, ло­но жен­щи­ны. Сим­вол этот приз­ван под­черки­вать жен­ское на­чало, женс­твен­ность, пло­доро­дие. – Те­перь Лэн­гдон смот­рел пря­мо ей в гла­за. – Так вот, Со­фи, ле­ген­да го­ворит о том, что свя­той Гра­аль есть не что иное, как со­суд, ча­ша. Но это опи­сание Гра­аля, упор на сходс­тво с со­судом, – на са­мом де­ле ал­ле­гория, приз­ванная за­щитить тай­ну ис­тинной при­роды Гра­аля. Ины­ми сло­вами, ле­ген­да ис­поль­зу­ет со­суд в ка­чес­тве ме­тафо­ры. А за этой ме­тафо­рой сто­ит неч­то бо­лее зна­чимое.

– Жен­щи­на, – ска­зала Со­фи.

– Имен­но! – Лэн­гдон улыб­нулся. – Гра­аль есть не что иное, как древ­ний сим­вол женс­твен­ности, он сим­во­лизи­ру­ет свя­щен­ное жен­ское на­чало и бо­гиню. Но со вре­менем, как вы по­нима­ете, зна­чение это бы­ло ут­ра­чено, и тут уж на сла­ву пос­та­ралась Цер­ковь. Власть жен­щи­ны, ее спо­соб­ность да­рить жизнь, не­ког­да счи­талась свя­щен­ной. Но она пред­став­ля­ла уг­ро­зу подъ­ему и воз­вы­шению но­вой Цер­кви, где всег­да до­мини­ровал муж­ской об­раз, гла­венс­тво­вало муж­ское на­чало. И вот цер­ковни­ки ста­ли де­мони­зиро­вать свя­щен­ное жен­ское на­чало, на­зывать жен­щин не­чис­ты­ми. Имен­но че­ловек, а ни­какой не Бог при­думал кон­цепцию пер­во­род­но­го гре­ха. Ева вку­сила от яб­ло­ка и выз­ва­ла тем са­мым па­дение ро­да че­лове­чес­ко­го. Жен­щи­на, не­ког­да свя­щен­ная да­ритель­ни­ца жиз­ни, прев­ра­тилась во вра­га.

– Хо­телось бы до­бавить, – ска­зал Ти­бинг, – что кон­цепция жен­щи­ны – да­ритель­ни­цы жиз­ни вхо­дила в ос­но­ву древ­них ре­лигий. По­яв­ле­ние ре­бен­ка на свет – это чу­до, го­воря­щее о влас­ти жен­щи­ны над ми­ром. К со­жале­нию, хрис­ти­ан­ская фи­лосо­фия ре­шила прис­во­ить се­бе со­зида­тель­ную си­лу и власть жен­щи­ны. От­бро­сив прос­тые би­оло­гичес­кие ис­ти­ны, она наз­ва­ла Соз­да­телем муж­чи­ну. В Кни­ге Бы­тия го­ворит­ся о том, что Ева соз­да­на из реб­ра Ада­ма. Жен­щи­на ста­ла от­вет­вле­ни­ем, от­рос­тком муж­чи­ны. И соз­да­ни­ем гре­хов­ным. Имен­но с Кни­ги Бы­тия на­чалось низ­верже­ние бо­гини.

– Гра­аль, – под­хва­тил Лэн­гдон, – есть сим­вол по­терян­ной бо­гини. С по­яв­ле­ни­ем хрис­ти­анс­тва ста­рые язы­чес­кие ре­лигии не умер­ли. И ле­ген­ды о по­ис­ках ры­царя­ми ча­ши Гра­аля на са­мом де­ле пред­став­ля­ли со­бой ис­то­рии о зап­ре­щен­ных по­ис­ках ут­ра­чен­но­го свя­щен­но­го жен­ско­го на­чала, Ры­цари, яко­бы за­нятые по­ис­ка­ми «со­суда», за­коди­рова­ли ис­тинный смысл сво­их ста­раний, что­бы за­щитить­ся от Цер­кви, ко­торая низ­вер­гла об­раз жен­щи­ны, зап­ре­тила бо­гиню, сжи­гала на кос­трах не­вер­ных, зап­ре­щала да­же упо­мина­ние о свя­щен­ном жен­ском на­чале.

Со­фи по­кача­ла го­ловой:

– Прос­ти­те, но ког­да вы ска­зали, что ча­ша Гра­аля есть ли­цо оду­шев­ленное, я по­дума­ла, вы име­ете в ви­ду че­лове­ка.

– Так и есть, – кив­нул Лэн­гдон.

– И не прос­то ка­кого-то там че­лове­ка, – воз­бужден­но под­хва­тил Ти­бинг и под­нялся. – А жен­щи­ну! Жен­щи­ну, вла­де­ющую тай­ной та­кой взрыв­ной си­лы, что это мог­ло пот­рясти и раз­ру­шить са­ми ос­но­вы хрис­ти­анс­тва!

Со­фи бы­ла пот­ря­сена. – И эта жен­щи­на… она из­вес­тна?

– Ко­неч­но. – Ти­бинг взял кос­ты­ли. – А те­перь, друзья мои, ес­ли вы из­во­лите прос­ле­довать за мной в ка­бинет, бу­ду иметь честь по­казать вам изоб­ра­жение этой жен­щи­ны, при­над­ле­жащее кис­ти Ле­онар­до да Вин­чи.

Вер­ный слу­га и дво­рец­кий Ре­ми Ле­галу­дек на­ходил­ся на кух­не и не сво­дил глаз с эк­ра­на те­леви­зора. В оче­ред­ном вы­пус­ке но­вос­тей по­казы­вали сним­ки муж­чи­ны и жен­щи­ны… тех са­мых не­уроч­ных гос­тей, ко­торым он, Ре­ми, сов­сем не­дав­но по­давал чай.

Гла­ва 57

Стоя на тро­ту­аре пе­ред зда­ни­ем Де­пози­тар­но­го бан­ка Цю­риха, лей­те­нант Кол­ле не­до­уме­вал: от­че­го Фаш все не едет с ор­де­ром на обыск? Эти хит­рые бан­ки­ры на­вер­ня­ка что-то скры­ва­ют. Они под­твер­ди­ли, что Лэн­гдон и Не­вё при­ез­жа­ли сю­да чуть рань­ше этой же ночью, но за­тем им яко­бы да­ли от во­рот по­ворот, по­тому как у них не ока­залось со­от­ветс­тву­ющих до­кумен­тов.

Так по­чему бы им не впус­тить нас, что­бы мы мог­ли про­верить?

Тут вдруг у Кол­ле за­вере­щал мо­биль­ник. Зво­нили с ко­ман­дно­го пун­кта, вре­мен­но рас­по­ложив­ше­гося в Лув­ре.

– Ну что, по­лучи­ли на­конец ор­дер? – раз­дра­жен­но спро­сил Кол­ле.

– За­будь­те о бан­ке, лей­те­нант, – от­ве­тил агент. – Мы толь­ко что по­лучи­ли на­вод­ку. Точ­но зна­ем, где скры­ва­ют­ся Лэн­гдон с Не­вё.

Кол­ле при­сел на ка­пот сво­его ав­то­моби­ля.

– Шу­тите?

– У ме­ня есть ад­рес. Это под Па­рижем. Не­дале­ко от Вер­са­ля.

– Ка­питан Фаш зна­ет?

– Еще нет. Он го­ворит по те­лефо­ну. Очень важ­ный зво­нок.

– Тог­да я вы­ез­жаю. Пе­редай­те, что­бы поз­во­нил мне, как толь­ко ос­во­бодит­ся. – Кол­ле за­писал ад­рес и вско­чил в ма­шину. Уже отъ­ез­жая от бан­ка, он вдруг спох­ва­тил­ся, что за­был спро­сить, кто имен­но пе­редал су­деб­ной по­лиции ин­форма­цию о мес­то­нахож­де­нии Лэн­гдо­на. Впро­чем, не так уж это те­перь и важ­но. Кол­ле ра­довал­ся вы­пав­шей ему воз­можнос­ти заг­ла­дить преж­ние ошиб­ки. Он со­бирал­ся про­из­вести са­мый про­фес­си­ональ­ный арест за все вре­мя карь­еры.

По ра­ции он свя­зал­ся с пятью соп­ро­вож­давши­ми его ма­шина­ми:

– Си­рены не вклю­чать, ре­бята. Лэн­гдон не дол­жен знать, что мы на под­хо­де.

В пя­тиде­сяти ки­ломет­рах от это­го мес­та чер­ная «а­уди» съ­еха­ла с про­селоч­ной до­роги и ос­та­нови­лась в те­ни де­ревь­ев у края по­ля. Сай­лас вы­шел из ма­шины и заг­ля­нул в щель меж­ду ме­тал­ли­чес­ки­ми пруть­ями – боль­шой учас­ток зем­ли был об­не­сен вы­сокой из­го­родью. Он дол­го смот­рел на ос­ве­щен­ный лу­ной склон го­ры, на ко­тором вид­нелся за­мок.

Ок­на на ниж­нем эта­же бы­ли ос­ве­щены. Стран­но для та­кого поз­дне­го ча­са, по­думал Сай­лас и улыб­нулся. Ин­форма­ция, ко­торую дал ему Учи­тель, под­твержда­лась. Я не уй­ду из это­го до­ма без кра­еуголь­но­го кам­ня, пок­лялся он. Я не под­ве­ду епис­ко­па и Учи­теля.

Про­верив свой три­над­ца­тиза­ряд­ный пис­то­лет-ав­то­мат, Сай­лас про­сунул его сквозь прутья ре­шет­ки. Пис­то­лет мяг­ко упал в вы­сокую гус­тую тра­ву. За­тем, по­доб­рав по­лы су­таны, Сай­лас ух­ва­тил­ся за прутья и по­лез че­рез из­го­родь, пых­тя и от­ду­ва­ясь, меш­ком плюх­нулся на зем­лю по дру­гую сто­рону. Не об­ра­щая вни­мания на рез­кую боль от впив­шей­ся в ляж­ку под­вязки с ши­пами, Сай­лас по­доб­рал ору­жие и дви­нул­ся к до­му по по­рос­ше­му тра­вой скло­ну.

Гла­ва 58

Ка­бинет Ти­бин­га сов­сем не по­ходил на ка­бине­ты, ко­торые преж­де до­води­лось ви­деть Со­фи. По пло­щади он раз в шесть-семь пре­вышал са­мые рос­кошные и прос­торные офи­сы и по­ходил на на­уч­ную ла­бора­торию, биб­ли­оте­ку ар­хи­ва и «бло­шиный» ры­нок од­новре­мен­но. Ос­ве­щал­ся ка­бинет тре­мя люс­тра­ми, пли­точ­ный пол был зас­тавлен бес­числен­ны­ми сто­лика­ми и тум­ба­ми, за­вален­ны­ми кни­гами, кар­ти­нами и реп­ро­дук­ци­ями, ста­ту­эт­ка­ми и про­чими про­из­ве­дени­ями ма­тери­аль­ной куль­ту­ры. Здесь же, к удив­ле­нию Со­фи, ока­залось не­мало элек­трон­но­го обо­рудо­вания – компь­юте­ры, про­ек­то­ры, мик­роско­пы, ко­пиро­валь­ные ап­па­раты и ска­неры.

– Я ис­поль­зо­вал под ка­бинет баль­ный зал, – по­яс­нил Ти­бинг еще с по­рога. – Тан­це­вать мне те­перь не час­то при­ходит­ся.

Весь этот ве­чер и ночь Со­фи стал­ки­валась с не­ожи­дан­ностя­ми и сюр­при­зами, но ни­чего по­доб­но­го уви­деть здесь ни­как не ду­мала.

– И все это нуж­но вам для ра­боты?

– Пос­ти­жение ис­ти­ны ста­ло страстью всей мо­ей жиз­ни, – ска­зал Ти­бинг. – Ну а Сан­грил я бы наз­вал мо­ей лю­бимой на­лож­ни­цей.

Ча­ша Гра­аля – это жен­щи­на, на­пом­ни­ла се­бе Со­фи. Го­лова гу­дела и шла кру­гом от об­ры­воч­ных мыс­лей и толь­ко что по­чер­пну­тых у Ти­бин­га све­дений.

– Вы го­вори­ли, у вас есть пор­трет жен­щи­ны, ко­торую вы счи­та­ете Гра­алем?

– Да, но это не сов­сем так. Это ут­вер­ждал не я, а сам Хрис­тос.

– Ка­кая же из кар­тин? – спро­сила Со­фи, ог­ля­дывая сте­ны.

– Гм… – Ти­бинг сде­лал вид, что за­памя­товал. – Ча­ша Гра­аля. Сан­грил. Со­суд. – Тут он не­ожи­дан­но рез­ко и лов­ко по­вер­нулся и ука­зал на даль­нюю от них сте­ну. Там ви­села боль­шая, фу­тов во­семь в вы­соту, реп­ро­дук­ция «Тай­ной ве­чери». Точ­но та­кую же, толь­ко ма­лень­кую, Со­фи ви­дела в аль­бо­ме. – Да вот же она!

Со­фи по­дума­ла, что неп­ра­виль­но его по­няла.

– Но эту кар­ти­ну вы мне уже по­казы­вали. Он иг­ри­во под­мигнул ей:

– Знаю, но при уве­личе­нии она ста­новит­ся еще бо­лее лю­бопыт­ной. Вам не ка­жет­ся?

Со­фи обер­ну­лась к Лэн­гдо­ну:

– Прос­то те­ря­юсь в до­гад­ках. Тот улыб­нулся:

– Как вы­яс­ня­ет­ся, ча­ша Гра­аля дей­стви­тель­но при­сутс­тву­ет на «Тай­ной ве­чере». Ле­онар­до все же изоб­ра­зил ее и…

– По­годи­те, – пе­реби­ла его Со­фи, – вы са­ми толь­ко что го­вори­ли, что Гра­аль – жен­щи­на. А на «Тай­ной ве­чере» изоб­ра­жены три­над­цать муж­чин.

– Раз­ве? – Ти­бинг сно­ва хит­ро при­щурил­ся. – А вы прис­мотри­тесь-ка пов­ни­матель­нее.

Со­фи по­дош­ла поб­ли­же к кар­ти­не и ста­ла изу­чать три­над­цать фи­гур: И­исус Хрис­тос в цен­тре, шес­те­ро уче­ников по ле­вую Его ру­ку, шес­те­ро – по пра­вую.

– Но все они муж­чи­ны, – пов­то­рила она.

– Не­уже­ли? – нас­мешли­во вос­клик­нул Ти­бинг. – А как нас­чет то­го, кто си­дит на са­мом по­чет­ном мес­те, по пра­вую ру­ку от Гос­по­да?

Со­фи так и впи­лась гла­зами в фи­гуру, изоб­ра­жен­ную по пра­вую ру­ку от Хрис­та. Она смот­ре­ла на ли­цо и торс этой фи­гуры, и вдруг… Нет, это­го прос­то быть не мо­жет! Но гла­за ее не об­ма­ныва­ли. Длин­ные и вол­нистые ры­жие во­лосы, ма­лень­кие, изящ­но сло­жен­ные руч­ки, да­же не­кий на­мек на грудь. То, вне вся­кого сом­не­ния… бы­ла жен­щи­на!

– Да это жен­щи­на! – вос­клик­ну­ла Со­фи. Ти­бинг ве­село рас­сме­ял­ся:

– Вот уж сюр­приз так сюр­приз, вер­но? И по­верь­те мне, зре­ние вас не под­ве­ло. Уж кто-кто, а Ле­онар­до сла­вил­ся уме­ни­ем изоб­ра­жать раз­ни­цу меж­ду по­лами.

Со­фи не от­во­дила глаз от си­дев­шей ря­дом с И­ису­сом жен­щи­ны. Но на Тай­ной ве­чере соб­ра­лись три­над­цать муж­чин. Кто же тог­да эта жен­щи­на? До это­го Со­фи мно­го раз ви­дела прос­лавлен­ное про­из­ве­дение Ле­онар­до, но ни ра­зу не за­меча­ла этих столь ха­рак­терных черт.

– А ник­то не за­меча­ет, – слов­но про­читал ее мыс­ли Ти­бинг. – Ска­зыва­ет­ся воз­дей­ствие под­созна­ния, уко­ренив­шихся в нем об­ра­зов. И оно столь силь­но, что не поз­во­ля­ет ви­деть не­со­от­ветс­твий, об­ма­ныва­ет на­ше зре­ние.

– И яв­ле­ние это на­зыва­ет­ся ско­тома, – вста­вил Лэн­гдон. – За­час­тую мозг имен­но так ре­аги­ру­ет на уко­ренив­ши­еся сим­во­лы.

– Еще од­на при­чина, по ко­торой вы про­пус­ти­ли эту жен­щи­ну, – ска­зал Ти­бинг, – зак­лю­ча­ет­ся в том, что на мно­гих фо­тог­ра­фи­ях в аль­бо­мах по ис­кусс­тву, сде­лан­ных до 1954 го­да, де­тали скры­ты под на­летом пы­ли, гря­зи и нес­коль­ки­ми сло­ями рес­тавра­ци­он­ной крас­ки. Сле­ду­ет от­ме­тить, что в во­сем­надца­том ве­ке рес­тавра­торы ра­бота­ли до­воль­но то­пор­но. А за­тем на­конец фрес­ку очис­ти­ли от всех этих нас­ло­ений, что и поз­во­лило уви­деть ори­гинал да Вин­чи во всем его ве­лико­лепии. – Он жес­том ука­зал на реп­ро­дук­цию. – Et voila!

Со­фи по­дош­ла еще бли­же. Жен­щи­на, си­дев­шая по пра­вую ру­ку от И­ису­са, бы­ла мо­лода и выг­ля­дела бла­гочес­ти­во. Ли­чико зас­тенчи­вое, скром­но сло­жен­ные руч­ки, вол­ны вь­ющих­ся ры­жих во­лос. И од­на эта жен­щи­на спо­соб­на по­шат­нуть цер­ковные ус­тои?

– Кто она? – спро­сила Со­фи.

– Она, моя до­рогая, – от­ве­тил Ти­бинг, – не кто иная, как Ма­рия Маг­да­лина.

– Прос­ти­тут­ка? – изу­милась Со­фи.

Ти­бинг воз­му­щен­но фыр­кнул, точ­но это сло­во ос­корби­ло его са­мого.

– Ни­чего по­доб­но­го. Маг­да­лина та­ковой не яв­ля­лась. Заб­лужде­ние это все­лилось в умы лю­дей с по­дачи Хрис­ти­ан­ской цер­кви ран­не­го пе­ри­ода. Цер­ковни­ки ор­га­низо­вали нас­то­ящую кам­па­нию, что­бы опо­рочить Ма­рию Маг­да­лину. И все для то­го, что­бы сох­ра­нить в тай­не од­но опас­ное для них об­сто­ятель­ство. Ее роль в ка­чес­тве Гра­аля.

– Ее роль!

– Как я уже го­ворил, – при­нял­ся объ­яс­нять сэр Ти­бинг, – цер­ковни­ки ста­рались убе­дить мир в том, что прос­той смер­тный, про­повед­ник И­исус Хрис­тос, яв­лялся на са­мом де­ле бо­жес­твен­ным по при­роде сво­ей су­щес­твом. По­тому и не вош­ли в Биб­лию Еван­ге­лия с опи­сани­ем жиз­ни Хрис­та как зем­но­го че­лове­ка. Но тут ре­дак­то­ры Биб­лии оп­ло­шали, од­на из та­ких зем­ных тем до сих пор встре­ча­ет­ся в Еван­ге­ли­ях. Те­ма Ма­рии Маг­да­лины. – Он сде­лал па­узу. – А имен­но: ее брак с И­ису­сом.

– Прос­ти­те, не по­няла… – Со­фи пе­рево­дила удив­ленный взгляд с Лэн­гдо­на на Ти­бин­га и об­ратно.

– Этот факт по­пал в ис­то­ричес­кие за­писи, – ска­зал Ти­бинг, – и да Вин­чи, ра­зуме­ет­ся, знал о нем. «Тай­ная ве­черя» так и взы­ва­ет к зри­телю. Вот, смот­ри­те, И­исус и Маг­да­лина бы­ли па­рой!

Со­фи пе­реве­ла взгляд на фрес­ку.

– За­меть­те так­же, И­исус и Маг­да­лина оде­ты так, слов­но яв­ля­ют­ся зер­каль­ным от­ра­жени­ем друг дру­га. – Ти­бинг ука­зал на две фи­гуры в цен­тре кар­ти­ны.

Со­фи смот­ре­ла точ­но за­воро­жен­ная. Да, одеж­да оди­нако­вая, толь­ко раз­ных цве­тов. На Хрис­те крас­ная ман­тия и си­ний плащ, на Ма­рии Маг­да­лине си­няя ман­тия и крас­ный плащ. Инь и ян. – Есть и бо­лее тон­кие приз­на­ки, – про­дол­жил Ти­бинг. – Ви­дите, И­исус и Его не­вес­та си­дят ря­дом, вплот­ную, соп­ри­каса­ясь бед­ра­ми, а вы­ше фи­гуры их рас­хо­дят­ся, об­ра­зуя сво­бод­ное прос­транс­тво. И все это на­поми­на­ет нам уже зна­комый сим­вол.

Ти­бинг еще и до­гово­рить не ус­пел, а Со­фи уже уви­дела в цен­тре фрес­ки знак, об­ра­зован­ный дву­мя цен­траль­ны­ми фи­гура­ми. Чуть рань­ше Лэн­гдон обоз­на­чил этим сим­во­лом Гра­аль, со­суд и жен­ское ло­но.

– И на­конец, – про­дол­жил Ти­бинг, – ес­ли рас­смат­ри­вать И­ису­са и Маг­да­лину как эле­мен­ты ком­по­зиции, а не лю­дей, то тут так и нап­ра­шива­ет­ся еще од­на под­сказ­ка. – Он вы­дер­жал па­узу, за­тем до­бавил: – Бук­ва ал­фа­вита.

И Со­фи тот­час уви­дела ее. Бук­ва так и бро­салась в гла­за, стран­но, что она не за­меча­ла ее преж­де. Те­перь Со­фи ви­дела толь­ко эту бук­ву. В са­мом цен­тре кар­ти­ны от­четли­во вы­рисо­выва­лась боль­шая и изящ­но вы­писан­ная бук­ва "М".

– Слиш­ком уж со­вер­шенна и от­четли­ва для прос­то­го сов­па­дения, вер­но? – за­метил Ти­бинг.

– Да, но за­чем она здесь? – удив­ленно спро­сила Со­фи. Ти­бинг по­жал пле­чами:

– Те­оре­тики тай­ных зна­ков и сим­во­лов ска­зали бы вам, что она обоз­на­ча­ет Matrimonio, или Ма­рию Маг­да­лину. Но единс­тва мне­ний здесь не наб­лю­да­ет­ся. Од­но оп­ре­делен­но: зап­ря­тан­ная в кар­ти­не бук­ва "М" – это не ошиб­ка ху­дож­ни­ка. Она по­яви­лась здесь не слу­чай­но, по его во­ле. За­мас­ки­рован­ная бук­ва "М" фи­гури­ру­ет в бес­числен­ных ра­ботах, свя­зан­ных с Гра­алем, то в ви­де во­дяно­го зна­ка, то бук­вы, зак­ра­шен­ной еще од­ним сло­ем крас­ки, то в фор­ме ком­по­зици­он­ных ал­лю­зий. Ну а са­мая явс­твен­ная из всех ук­ра­ша­ет ал­тарь Ма­тери на­шей Бо­горо­дицы в Лон­до­не. Соз­да­телем это­го ал­та­ря яв­ля­ет­ся быв­ший Ве­ликий мас­тер При­ора­та Си­она, Жан Кок­то.

У Со­фи прос­то го­лова пош­ла кру­гом от оби­лия ин­форма­ции.

– Сог­ласна, эта бук­ва "М" на кар­ти­не дей­стви­тель­но выг­ля­дит ин­три­гу­юще, но сом­не­ва­юсь, что­бы она мог­ла слу­жить до­каза­тель­ством брач­ных уз, свя­зывав­ших И­ису­са и Ма­рию.

– Нет-нет, – ска­зал Ти­бинг и по­дошел к сто­лу, за­вален­но­му кни­гами. – Я ведь уже го­ворил, брак И­ису­са и Ма­рин Маг­да­лины за­фик­си­рован в ис­то­ричес­ких хро­никах. – Он на­чал рыть­ся в бу­магах и кни­гах. – Бо­лее то­го, И­исус как че­ловек же­натый на­делен ку­да боль­шим зна­чени­ем и смыс­лом, не­жели при­выч­ный нам стан­дар­тный биб­лей­ский об­раз И­ису­са-хо­лос­тя­ка.

– Это по­чему? – уди­вилась Со­фи.

– По­тому что И­исус – ев­рей, – от­ве­тил Лэн­гдон вмес­то за­нято­го по­ис­ка­ми ка­кой-то кни­ги Ти­бин­га. – А нег­ласные со­ци­аль­ные за­коны то­го вре­мени зап­ре­щали ев­рей­ско­му муж­чи­не хо­дить в хо­лос­тя­ках. Сог­ласно и­удей­ской тра­диции без­бра­чие не по­ощ­ря­лось, дол­гом каж­до­го доб­ро­поря­доч­но­го ев­рея бы­ло най­ти се­бе же­ну, что­бы та ро­дила ему сы­на. Ес­ли бы И­исус не был же­нат, то по край­ней ме­ре хо­тя бы в од­ном из биб­лей­ских Еван­ге­лий дол­жен быть упо­мянут этот факт, а так­же при­веде­но объ­яс­не­ние, по­чему И­исус ос­та­вал­ся хо­лос­тя­ком.

Ти­бинг отыс­кал ка­кую-то ог­ромную кни­гу и вы­тащил ее из-под стоп­ки дру­гих. Пе­реп­ле­тен­ное в ко­жу из­да­ние бы­ло раз­ме­ром с пла­кат и на­поми­нало ат­лас. Наз­ва­ние на пе­реп­ле­те гла­сило: «Гнос­ти­чес­кие Еван­ге­лия». Ти­бинг рас­крыл кни­гу, Со­фи с Лэн­гдо­ном по­дош­ли к не­му. Стра­ницы пред­став­ля­ли со­бой уве­личен­ные сним­ки ка­ких-то древ­них до­кумен­тов; тек­сты на­писа­ны от ру­ки на об­рывках па­пиру­са. Со­фи не по­няла, что это за язык, но на стра­нице сле­ва был при­веден пе­ревод.

– Это фо­токо­пии Свит­ков Мер­тво­го мо­ря и Копт­ских, из Наг-Хам­ма­ди, я уже упо­минал о них се­год­ня, – ска­зал Ти­бинг. – Са­мые пер­вые хрис­ти­ан­ские за­писи. И в них най­де­ны су­щес­твен­ные рас­хожде­ния с биб­лей­ски­ми тек­ста­ми. – Ти­бинг пе­релис­тал нес­коль­ко стра­ниц и ука­зал на ка­кой-то от­ры­вок. – По­лагаю, луч­ше все­го на­чать с Еван­ге­лия от Фи­лип­па.

Со­фи про­чита­ла пе­ревод от­рывка.

А спут­ни­ца Спа­сите­ля – Ма­рия Маг­да­лина. Хрис­тос лю­бил ее боль­ше всех сво­их уче­ников и час­то це­ловал в гу­бы. Ос­таль­ные уче­ники бы­ли этим оби­жены и выс­ка­зыва­ли не­доволь­ство. Они го­вори­ли ему: «Не­уже­ли лю­бишь ее боль­ше, чем всех нас?»

Сло­ва эти уди­вили Со­фи, но не убе­дили окон­ча­тель­но.

– Од­на­ко здесь ни­чего не ска­зано о бра­ке.

– Аu contraire[60], – улыб­нулся Ти­бинг и ука­зал на пер­вую строч­ку. – Лю­бой спе­ци­алист по ара­мей­ско­му ска­жет вам, что сло­во «спут­ни­ца» в те дни бук­валь­но оз­на­чало «суп­ру­га».

Лэн­гдон в знак под­твержде­ния кив­нул.

Со­фи еще раз пе­речи­тала пер­вую стро­ку: "А спут­ни­ца Спа­сите­ляМа­рия Маг­да­лина".

Ти­бинг пе­релис­тал кни­гу и на­шел еще нес­коль­ко от­рывков, под­тверждав­ших, что меж­ду Маг­да­линой и И­ису­сом су­щес­тво­вали весь­ма ро­ман­тичные вза­имо­от­но­шения. Чи­тая эти стро­ки, Со­фи вдруг вспом­ни­ла, как од­нажды, ког­да она бы­ла еще де­воч­кой, в дверь до­ма гром­ко за­бара­банит ка­кой-то разъ­ярен­ный свя­щен­ник.

– Здесь про­жива­ет Жак Сонь­ер? – ос­ве­домил­ся он, гля­дя свер­ху вниз на Со­фи, от­во­рив­шую ему дверь. – Хо­чу по­гово­рить с ним об этой его ста­тей­ке. – В ру­ках свя­щен­ник дер­жал га­зету.

Со­фи поз­ва­ла де­да, и двое муж­чин скры­лись в ка­бине­те, плот­но прит­во­рив за со­бой дверь. Мой дед на­писал что-то в га­зету? Со­фи бро­силась на кух­ню и на­чала прос­матри­вать ут­ренние вы­пус­ки. И вот на­конец в од­ной из га­зет, на вто­рой стра­нице, она уви­дела фа­милию де­да и про­чита­ла статью. Со­фи, ко­неч­но, не по­няла все­го, что там го­вори­лось, но об­щий смысл был та­ков: фран­цуз­ское пра­витель­ство под дав­ле­ни­ем свя­щен­нослу­жите­лей ре­шило зап­ре­тить аме­рикан­ский фильм «Пос­леднее ис­ку­шение Хрис­та». В этом филь­ме Хрис­тос за­нимал­ся сек­сом с жен­щи­ной по име­ни Ма­рия Маг­да­лина. Дед пи­сал, что Цер­ковь пос­ту­пила неп­ра­виль­но, зап­ре­тив фильм.

Не­уди­витель­но, что свя­щен­ник был в та­кой ярос­ти, по­дума­ла она.

– Это пор­ногра­фия! Свя­тотатс­тво! – кри­чал он, вы­бежав из ка­бине­та и бро­са­ясь к вход­ной две­ри. – Да как вы толь­ко пос­ме­ли! Этот аме­рика­нец, Мар­тин Скор­се­зе, са­мый нас­то­ящий бо­гохуль­ник! И уж где-где, а во Фран­ции Цер­ковь не до­пус­тит, что­бы эти его мер­зости выш­ли на эк­ран! – Он выс­ко­чил на ули­цу, гром­ко хлоп­нув дверью.

При­дя на кух­ню, дед уви­дел Со­фи с га­зетой и нах­му­рил­ся:

– Шус­трая у ме­ня де­воч­ка, ни­чего не ска­жешь.

– Так ты счи­та­ешь, что у И­ису­са Хрис­та бы­ла под­ружка? – спро­сила Со­фи.

– Нет, ми­лая. Прос­то я хо­тел ска­зать, что Цер­ковь не име­ет пра­ва на­вязы­вать лю­дям свои взгля­ды на ис­кусс­тво.

– Так бы­ла у Хрис­та под­ружка или нет? Дед пог­ру­зил­ся в мол­ча­ние, по­том от­ве­тил: – Ес­ли и да, то что в том пло­хого? Ты как счи­та­ешь? Со­фи за­дума­лась, по­том по­жала пле­чика­ми:

– Лич­но я не воз­ра­жаю.

Сэр Ти­бинг меж тем не умол­кал:

– Не ста­ну утом­лять вас бес­числен­ны­ми ссыл­ка­ми, под­твержда­ющи­ми со­юз Хрис­та и Маг­да­лины. На эту те­му су­щес­тву­ет мас­са спе­куля­ций раз­ных сов­ре­мен­ных ис­то­риков. Мне бы хо­телось осо­бо от­ме­тить сле­ду­ющее. – Он ука­зал на оче­ред­ную стра­ницу. – Это от­ры­вок из Еван­ге­лия от Ма­рии Маг­да­лины.

Со­фи зна­ла, что Еван­ге­лия от Ма­рии Маг­да­лины в Биб­лии не су­щес­тву­ет. Но текст проч­ла:

И ска­зал Петр: « Что, Спа­ситель и вправ­ду го­ворил с жен­щи­ной без на­шего ве­дома? Мы что же, те­перь дол­жны все слу­шать ее? Он пред­по­чел ее нам?»

И Ле­вит от­ве­тил ему: «Ты всег­да слиш­ком го­рячишь­ся, Петр. Те­перь вот ре­шил сос­тя­зать­ся с этой жен­щи­ной, точ­но с вра­гом. Ес­ли сам Спа­ситель выб­рал ее, кто ты та­кой, что­бы от­вергать? Уж Спа­сите­лю на­шему вид­нее. Зна­ет он ее хо­рошо, а по­тому и лю­бит боль­ше, чем нас».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.