Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Па­риж, Лувр 21.46 16 страница



– Слиш­ком уж быс­тро ты те­ря­ешь ве­ру, – от­ве­тил ему Учи­тель. – Я толь­ко что по­лучил не­ожи­дан­ные и весь­ма при­ят­ные для нас из­вестия. Тай­на не уте­ряна. Жак Сонь­ер пе­ред смертью ус­пел пе­редать ин­форма­цию. Ско­ро поз­во­ню, жди. Ра­бота на­ша еще не за­вер­ше­на.

Гла­ва 47

По­ез­дка в пло­хо ос­ве­щен­ном ме­тал­ли­чес­ком ку­зове бро­ниро­ван­но­го фур­го­на по­ходи­ла на пе­реме­щение в оди­ноч­ной ка­мере. Лэн­гдон пы­тал­ся по­бороть зна­комое неп­ри­ят­ное чувс­тво – бо­язнь зам­кну­того прос­транс­тва. Бер­не ска­зал, что от­ве­зет нас на бе­зопас­ное рас­сто­яние от го­рода. Но ку­да? Как да­леко?..

Но­ги у Лэн­гдо­на за­тек­ли от не­под­вижно­го си­дения на ме­тал­ли­чес­ком по­лу, и он сме­нил по­зу. К гру­ди он по-преж­не­му при­жимал дра­гоцен­ную шка­тул­ку, ко­торую все же уда­лось вы­вез­ти из бан­ка.

– Ка­жет­ся, мы вы­еха­ли на ав­то­магис­траль, – шеп­ну­ла Со­фи.

И дей­стви­тель­но, пос­ле ос­та­нов­ки на пан­ду­се гру­зовик рез­ко рва­нул с мес­та, по­том ми­нуту или две ехал, сво­рачи­вая то вле­во, то впра­во, и вот те­перь быс­тро на­бирал ско­рость. Со­фи и Ро­берт чувс­тво­вали, как гу­дят под ни­ми пу­ленеп­ро­бива­емые ши­ны от соп­ри­кос­но­вения с глад­ким ас­фаль­том. Лэн­гдон опус­тил дра­гоцен­ный свер­ток на пол, раз­вернул и дос­тал шка­тул­ку ро­зово­го де­рева. Со­фи под­ви­нулась поб­ли­же, те­перь они си­дели бок о бок. «Мы с ней по­хожи на ма­лень­ких ре­бяти­шек, скло­нив­шихся над рож­дес­твенским по­дар­ком», – по­думал Лэн­гдон.

По кон­трас­ту с теп­лы­ми от­тенка­ми па­лисан­дро­вого де­рева ин­крус­ти­рован­ная ро­за на крыш­ке бы­ла сра­бота­на из по­роды бо­лее свет­лых то­нов, воз­можно, из то­поля, и да­же в по­лум­ра­ке из­лу­чала, ка­залось, сла­бое све­чение. Ро­за. Мно­гие ар­мии и ре­лигии поль­зо­вались этим сим­во­лом, не чужд он был и тай­ным об­щес­твам. Ро­зен­крей­це­ры. Ры­цари Ро­зово­го крес­та.

Да­вай­те, – ска­зала Со­фи. – От­крой­те же ее.

Лэн­гдон глу­боко вздох­нул и пе­ред тем, как под­нять крыш­ку, бро­сил пос­ледний вос­хи­щен­ный взгляд на изыс­канное изоб­ра­жение цвет­ка с пятью ле­пес­тка­ми. За­тем от­пер за­щел­ку, при­под­нял крыш­ку, и взо­рам их пред­стал на­ходив­ший­ся внут­ри пред­мет.

Лэн­гдон ус­пел по­фан­та­зиро­вать на те­му то­го, что мо­жет на­ходить­ся в этой шка­тул­ке, но те­перь бы­ло яс­но: ни од­на из са­мых сме­лых его фан­та­зий не под­твер­ди­лась. В шка­тул­ке, оби­той блес­тя­щим ма­лино­вым шел­ком, уг­нездил­ся пред­мет, пос­тичь пред­назна­чение ко­торо­го с пер­во­го взгля­да бы­ло прос­то не­воз­можно.

Это был ка­мен­ный ци­линдр раз­ме­ром при­мер­но с бан­ку для упа­ков­ки тен­нисных мя­чей, сде­лан­ный из бе­лого, хо­рошо от­по­лиро­ван­но­го мра­мора. Но при этом он был не цель­ным, а соб­ранным из от­дель­ных час­тей. Пять мра­мор­ных дис­ков раз­ме­ром с пон­чик нак­ла­дыва­лись друг на дру­га и скреп­ля­лись меж­ду со­бой изящ­ной мед­ной по­лос­кой. Во­об­ще все это очень по­ходи­ло на ка­лей­дос­коп с ко­леси­ками. Кон­цы ци­лин­дра прик­ры­вали ча­шеч­ки из мра­мора, от­че­го заг­ля­нуть в не­го ока­залось не­воз­можно. По буль­канью жид­кости внут­ри мож­но бы­ло до­гадать­ся, что ци­линдр по­лый.

Но го­раз­до боль­ше Лэн­гдо­на за­ин­три­гова­ли над­пи­си, выг­ра­виро­ван­ные на внеш­ней по­вер­хнос­ти ци­лин­дра. На каж­дом из пя­ти дис­ков бы­ли ак­ку­рат­но и чет­ко выг­ра­виро­ваны се­рии букв, весь ал­фа­вит, при­чем на каж­дом дис­ке раз­ный. Ци­линдр с бук­ва­ми на­пом­нил Лэн­гдо­ну лю­бимую иг­рушку его детс­тва, тру­боч­ку, сос­то­яв­шую из нес­коль­ких «ста­кан­чи­ков» с бук­ва­ми, вра­щая ко­торые мож­но бы­ло сос­тавлять раз­ные сло­ва.

– По­рази­тель­но, не прав­да ли? – про­шеп­та­ла Со­фи. Лэн­гдон пос­мотрел на нее:

– Пря­мо не знаю, что и ска­зать. Что за чер­товщи­на? В гла­зах Со­фи за­мер­цал ого­нек.

– Мой дед вы­резал та­кие из де­рева, это бы­ло его хоб­би. А во­об­ще это изоб­ре­тение Ле­онар­до да Вин­чи.

Да­же в по­лум­ра­ке, ца­рив­шем в ку­зове, бы­ло вид­но, как изу­мил­ся Лэн­гдон.

– Да Вин­чи? – про­бор­мо­тал он, всмат­ри­ва­ясь в стран­ный ци­линдр.

– Да. Эта шту­ка на­зыва­ет­ся крип­текс. Ес­ли ве­рить де­ду, ее ук­ра­ша­ют от­рывки из сек­ретных днев­ни­ков Ле­онар­до.

– Но для че­го пред­назна­чен этот ци­линдр?

Со­фи вспом­ни­ла все се­год­няшние со­бытия и сде­лала единс­твен­ный воз­можный вы­вод:

– Это то­же сейф. Для хра­нения сек­ретной ин­форма­ции. Лэн­гдон удив­ленно воз­зрил­ся на нее.

Со­фи объ­яс­ни­ла, что од­ним из лю­бимых за­нятий ее де­да бы­ло конс­тру­иро­вание мо­делей по изоб­ре­тени­ям да Вин­чи. Та­лан­тли­вый ре­мес­ленник, Жак Сонь­ер, про­водив­ший дол­гие ча­сы у се­бя в мас­тер­ской, прос­то обо­жал соз­да­вать ими­тации про­из­ве­дений раз­личных ве­ликих мас­те­ров – юве­лир­ные из­де­лия Фа­бер­же (пе­пель­ни­цы и ва­зоч­ки, ук­ра­шен­ные пе­рего­род­ча­той эмалью) и ме­нее изящ­ные, но ку­да бо­лее прак­тичные по­дел­ки по наб­роскам Ле­онар­до да Вин­чи.

Да­же бег­ло­го прос­мотра днев­ни­ков да Вин­чи бы­ло дос­та­точ­но, что­бы по­нять, по­чему этот све­точ на­уки и ис­кусств был столь зна­менит от­кры­ти­ями, так и не воп­ло­щен­ны­ми в ре­аль­ность. Да Вин­чи на­чер­тил пла­ны и схе­мы со­тен изоб­ре­тений, ко­торые так и не уда­лось соз­дать. И лю­бимей­шим вре­мяп­репро­вож­де­ни­ем Сонь­ера бы­ло воп­ло­щение в ре­аль­ность са­мых нев­ра­зуми­тель­ных про­ек­тов Ле­онар­до: хро­номет­ров, во­дяных на­сосов, крип­тексов и да­же ро­бота в дос­пе­хах сред­не­веко­вого фран­цуз­ско­го ры­царя во всех де­талях – те­перь ры­царь ук­ра­шал пись­мен­ный стол в его ка­бине­те. Спро­ек­ти­рован­ный Ле­онар­до с целью изу­чения ана­томии и нас­ледс­твен­ности в 1495 го­ду, этот ро­бот-ры­царь был снаб­жен спе­ци­аль­ным ме­ханиз­мом, ко­торый при­водил в дви­жение все его сус­та­вы. Он мог си­деть, раз­ма­хивать ру­ками, дви­гать го­ловой на гиб­кой шее, а так­же от­кры­вать и зак­ры­вать рот. Оде­тый в дос­пе­хи ры­царь был, по мне­нию Со­фи, са­мым прек­расным тво­рени­ем де­да… до тех пор, по­ка она не уви­дела в шка­тул­ке ро­зово­го де­рева крип­текс из бе­лого мра­мора.

– Как-то он сде­лал для ме­ня поч­ти та­кой же, ког­да я бы­ла ма­лень­кой, – ска­зала Со­фи. – Но та­кого кра­сиво­го и ис­кусно­го ви­деть не до­води­лось.

Лэн­гдон не от­во­дил глаз от шка­тул­ки.

– А я ни­ког­да не слы­шал о крип­тексах.

Со­фи не уди­вилась. Боль­шинс­тво не­ре­али­зован­ных изоб­ре­тений Ле­онар­до ни­ког­да не изу­чались, да­же наз­ва­ний не по­лучи­ли. Тер­мин «крип­текс» был, по всей ве­ро­ят­ности, изоб­ре­тен ее де­дом. Впол­не под­хо­дящее наз­ва­ние для при­бора, ис­поль­зу­юще­го дос­ти­жения крип­тогра­фии в це­лях за­щиты ин­форма­ции, на­несен­ной на ва­лик или сви­ток.

Со­фи зна­ла, что да Вин­чи яв­ля­ет­ся пи­оне­ром в об­ласти крип­тогра­фии, пусть да­же эти его изоб­ре­тения и не по­лучи­ли приз­на­ния. Пре­пода­вате­ли Лон­дон­ско­го уни­вер­си­тета, зна­комя сту­ден­тов с но­вей­ши­ми ме­тода­ми шиф­ро­вания для сох­ра­нения компь­ютер­ных дан­ных, пре­воз­но­сили Цим­мерма­на и Шней­ера, но ми ра­зу не упо­мяну­ли о том, что имен­но Ле­онар­до еще нес­коль­ко ве­ков на­зад пер­вым изоб­рел ру­димен­тарные фор­мы шиф­ро­валь­но­го клю­ча. И ра­зуме­ет­ся, по­ведал Со­фи об этом не кто иной, как ее дед.

Бро­ниро­ван­ный фур­гон мчал­ся по ав­тос­тра­де, а Со­фи тем вре­менем объ­яс­ня­ла Лэн­гдо­ну, что имен­но крип­текс Ле­онар­до спо­собс­тво­вал раз­ре­шению проб­ле­мы бе­зопас­ной пе­реда­чи пос­ла­ний на боль­шие рас­сто­яния. В эпо­ху от­сутс­твия те­лефо­нов и элек­трон­ной поч­ты у че­лове­ка, же­лав­ше­го пе­редать не пред­назна­чен­ную для пос­то­рон­них глаз ин­форма­цию ко­му-то, кто на­ходил­ся да­леко от не­го, не бы­ло дру­гого вы­хода, кро­ме как за­писать ее и пе­редать че­рез на­деж­но­го по­сыль­но­го. Увы, по­сыль­ный, за­подоз­ривший, что пос­ла­ние со­дер­жит осо­бо цен­ную ин­форма­цию, не всег­да мог про­тивос­то­ять ис­ку­шению за­рабо­тать боль­ше де­нег и пе­реп­ро­дать пись­мо за­ин­те­ресо­ван­ным ли­цам, вмес­то то­го что­бы чес­тно дос­та­вить по ад­ре­су.

Са­мые ве­ликие умы в ис­то­рии че­лове­чес­тва би­лись над проб­ле­мой за­щиты ин­форма­ции и изоб­ре­ли шиф­ро­вание. Юлий Це­зарь при­думал спе­ци­аль­ное за­коди­рован­ное пись­мо, по­лучив­шее наз­ва­ние «Шка­тул­ка Це­заря». Ма­рия, ко­роле­ва Шот­ландии, соз­да­ла свой шифр на ос­но­ве пе­реме­щения букв и пе­реда­вала из тюрь­мы тай­ные пос­ла­ния. И на­конец, блис­та­тель­ный араб­ский уче­ный Абу Юсуф Ис­ма­ил аль-Кин­ди за­щищал свои тай­ны с по­мощью хит­ро­ум­но сос­тавлен­но­го из букв нес­коль­ких ал­фа­витов шиф­ра.

Да Вин­чи же пред­по­чел ма­тема­тичес­ким и шиф­ро­валь­ным ме­тодам ме­хани­чес­кий. Крип­текс. Пор­та­тив­ный кон­тей­нер, спо­соб­ный за­щитить пись­ма, кар­ты, ди­аг­раммы, да что угод­но, от пос­то­рон­не­го гла­за. Ин­форма­ци­ей, со­дер­жавшей­ся в крип­тексе, мог вос­поль­зо­вать­ся лишь че­ловек, знав­ший па­роль дос­ту­па.

– Нам ну­жен па­роль, – ска­зала Со­фи, ука­зав на дис­ки с бук­ва­ми. – Крип­текс ра­бота­ет по прин­ци­пу сов­ре­мен­ных ком­би­наци­он­ных зам­ков для ве­лоси­педов. Ес­ли выс­тро­ить дис­ки дол­жным об­ра­зом, за­мок от­кро­ет­ся. У это­го крип­текса пять дис­ков с бук­ва­ми. Ес­ли вра­щать их в за­ранее оп­ре­делен­ной пос­ле­дова­тель­нос­ти, внут­ренние тум­бле­ры выс­тро­ят­ся так, как на­до, и ци­линдр рас­па­дет­ся на час­ти.

– А внут­ри?..

– Как толь­ко ци­линдр рас­па­дет­ся на час­ти, вы по­лучи­те дос­туп к по­лому от­де­лению в его цен­тре. И там мо­жет хра­нить­ся лис­ток бу­маги или ка­кой-ли­бо иной пред­мет, со­дер­жа­щий сек­ретную ин­форма­цию.

Лэн­гдон оки­нул ее не­довер­чи­вым взгля­дом:

– Так вы го­вори­те, ваш дед да­рил вам неч­то по­доб­ное, ког­да вы бы­ли еще де­воч­кой?

– Да, толь­ко раз­ме­ром по­мень­ше. Це­лых два ра­за в ка­чес­тве по­дар­ков на день рож­де­ния. Да­рил мне крип­текс и за­гады­вал за­гад­ку. От­вет за­гад­ки слу­жил па­ролем для крип­текса; сто­ило раз­га­дать ее, и мож­но бы­ло от­крыть ци­линдр и по­лучить поз­дра­витель­ную от­крыт­ку. – Уж боль­но мно­го воз­ни ра­ди ка­кой-то там от­крыт­ки.

– Нет, от­крыт­ка то­же бы­ла неп­ростая. С оче­ред­ной за­гад­кой, или клю­чом. Мой дед за­тевал нас­то­ящую охо­ту за сок­ро­вища­ми по до­му, ряд от­га­док, или клю­чей, не­из­бежно при­водил ме­ня к нас­то­яще­му по­дар­ку. Каж­дая та­кая охо­та бы­ла сво­еоб­разным ис­пы­тани­ем ха­рак­те­ра и со­об­ра­зитель­нос­ти. Ну и в кон­це всег­да жда­ла наг­ра­да. Кста­ти, его за­гад­ки бы­ли да­леко не прос­ты­ми.

Лэн­гдон сно­ва скеп­ти­чес­ки по­косил­ся на ци­линдр:

– Но по­чему прос­то не по­пытать­ся рас­ко­лоть его на час­ти? Или раз­да­вить? Эти ме­тал­ли­чес­кие прок­ладки выг­ля­дят та­кими хруп­ки­ми. И мра­мор, как из­вес­тно, ка­мень хруп­кий.

Со­фи улыб­ну­лась:

– Да по­тому, что Ле­онар­до да Вин­чи это то­же пре­дус­мотрел. Он конс­тру­иро­вал крип­текс та­ким об­ра­зом, что при ма­лей­шей по­пыт­ке доб­рать­ся си­лой до его со­дер­жи­мого ин­форма­ция са­мораз­ру­шалась. Вот смот­ри­те. – Со­фи су­нула ру­ку в шка­тул­ку и ос­то­рож­но вы­нула ци­линдр. – Лю­бую ин­форма­цию сна­чала за­писы­вали на па­пирус­ном свит­ке.

– Не на пер­га­мен­те? Со­фи по­кача­ла го­ловой:

– Нет, имен­но на па­пиру­се. Знаю, пер­га­мент из ко­жи ба­раш­ка бо­лее проч­ный ма­тери­ал и в те дни был рас­простра­нен ши­ре, но за­писы­вали всег­да на па­пиру­се. И чем тонь­ше он был, тем луч­ше.

– Яс­но.

– Пе­ред тем как по­ложить па­пирус­ный сви­ток в спе­ци­аль­ное от­де­ление, его сво­рачи­вали. На­маты­вали на тон­чай­ший стек­лянный со­суд. – Она ле­гонь­ко встрях­ну­ла крип­текс, и жид­кость внут­ри за­буль­ка­ла. – Со­суд с жид­костью.

– Ка­кой та­кой жид­костью? Со­фи улыб­ну­лась:

– С ук­су­сом.

Лэн­гдон за­думал­ся на се­кун­ду, по­том кив­нул:

– Ге­ни­аль­но!

Ук­сус и па­пирус, по­дума­ла Со­фи. Ес­ли кто-то по­пыта­ет­ся си­лой вскрыть ци­линдр, стек­лянный со­суд ра­зобь­ет­ся, и ук­сус быс­тро рас­тво­рит па­пирус. Ко вре­мени, ког­да взлом­щик до­берет­ся до тай­но­го пос­ла­ния, оно прев­ра­тит­ся в мок­рый ко­мок, на ко­тором не ра­зоб­рать ни сло­ва. – Как ви­дите, – ска­зала Со­фи, – единс­твен­ный путь по­лучить тай­ную ин­форма­цию пред­по­лага­ет зна­ние па­роля, сло­ва из пя­ти букв. Здесь у нас пять дис­ков, на каж­дом по двад­цать шесть букв. Двад­цать шесть ум­но­жить на пять… – Она быс­тро под­счи­тала в уме. – Приб­ли­зитель­но две­над­цать мил­ли­онов ва­ри­ан­тов.

– Раз так, – за­метил Лэн­гдон с та­ким вы­раже­ни­ем, точ­но уже при­киды­вал в уме все эти две­над­цать мил­ли­онов, – то что за ин­форма­ция мо­жет быть внут­ри?

– Что бы там ни бы­ло, яс­но од­но: мой дед от­ча­ян­но пы­тал­ся сох­ра­нить ее в тай­не. – Со­фи умол­кла, зак­ры­ла шка­тул­ку и ка­кое-то вре­мя раз­гля­дыва­ла ро­зу с пятью ле­пес­тка­ми, ин­крус­ти­рован­ную на крыш­ке. Что-то ее яв­но бес­по­ко­ило. – Вы вро­де бы го­вори­ли, что Ро­за – это сим­вол ча­ши Гра­аля?

– Да. В сим­во­лике При­ора­та Ро­за и Гра­аль яв­ля­ют­ся си­нони­мами.

Со­фи нах­му­рилась:

– Стран­но. Дед всег­да го­ворил, что Ро­за сим­во­лизи­ру­ет со­бой тай­ну. Ве­шал цве­ток ро­зы на дверь сво­его ка­бине­та в до­ме, ког­да ему пред­сто­яло сде­лать кон­фи­ден­ци­аль­ный зво­нок и он не хо­тел, что­бы я его бес­по­ко­ила. И ме­ня зас­тавлял де­лать то же са­мое.

Вот что, ми­лая, го­ворил ей дед, чем дер­жать две­ри на зам­ке, ку­да луч­ше ук­ра­сить их ро­зой, этим цвет­ком тай­ны. И ник­то не бу­дет друг дру­га бес­по­ко­ить. Толь­ко так мы на­учим­ся ува­жать и до­верять друг дру­гу. Ве­шать ро­зу на дверь – это древ­ний рим­ский обы­чай.

Sub rosa, – ска­зал вдруг Лэн­гдон. – Древ­ние рим­ля­не ве­шали ро­зу на дверь, ког­да хо­тели по­казать, что встре­ча но­сит кон­фи­ден­ци­аль­ный ха­рак­тер. И каж­дый из при­сутс­тву­ющих по­нимал, что все ска­зан­ное под ро­зойsub rosa – дол­жно хра­нить­ся в сек­ре­те.

И даль­ше Лэн­гдон объ­яс­нил Со­фи, что Ро­за, эк­ви­валент тай­ны, бы­ла из­бра­на сим­во­лом При­ора­та не толь­ко по этой при­чине. Rosa rugosa, один из древ­ней­ших ви­дов это­го рас­те­ния, име­ла пять ле­пес­тков, рас­по­ложен­ных по пя­ти­уголь­ной сим­метрии, по­доб­но пу­тевод­ной звез­де Ве­нере. А по­тому имен­но изоб­ра­жение Ро­зы свя­зыва­ли с жен­ским на­чалом. Кро­ме то­го, Ро­за бы­ла тес­но свя­зана с кон­цепци­ей «вер­но­го пу­ти», и сим­вол ее ис­поль­зо­вал­ся в на­вига­ции. Ком­пас Ро­зы по­могал пу­тешес­твен­ни­кам ори­ен­ти­ровать­ся, то же са­мое мож­но бы­ло ска­зать и о ли­ни­ях Ро­зы, или дол­го­ты, ука­зан­ных на кар­тах. По этой при­чине Ро­за ста­ла сим­во­лом и ссыл­кой на Гра­аль, го­ворив­ши­ми сра­зу на нес­коль­ких уров­нях о тай­не, жен­ском на­чале и пу­тевод­ной звез­де, ко­торая од­на на све­те мог­ла ука­зать че­лове­ку ис­ти­ну.

Лэн­гдон за­кон­чил свой ко­рот­кий рас­сказ, и вне­зап­но ли­цо его ом­ра­чилось.

– Ро­берт? Что та­кое, в чем де­ло?

Он сно­ва пос­мотрел на шка­тул­ку па­лисан­дро­вого де­рева.

– Sub… rosa, – ти­хо про­бор­мо­тал он с вы­раже­ни­ем не­под­дель­но­го, да­же ка­кого-то бо­яз­ли­вого удив­ле­ния. – Быть то­го не мо­жет!

– Че­го?

Лэн­гдон под­нял на нее гла­за.

– Под зна­ком Ро­зы, – про­шеп­тал он. – Этот крип­текс… ка­жет­ся, я знаю, что он со­бой пред­став­ля­ет.

Гла­ва 48

Лэн­гдон и сам с тру­дом ве­рил в свое пред­по­ложе­ние. Од­на­ко с уче­том то­го, ктодал им этот мра­мор­ный ци­линдр, ка­ким имен­но об­ра­зом по­пал он к ним в ру­ки, а так­же то­го фак­та, что на крыш­ке кра­сова­лась пя­ти-ле­пес­тко­вая Ро­за, вы­вод нап­ра­шивал­ся толь­ко один.

У нас в ру­ках кра­еуголь­ный ка­мень.

То бы­ла осо­бая, не по­хожая на дру­гие, ле­ген­да.

Кра­еуголь­ный ка­мень ле­жит под зна­ком Ро­зы и со­дер­жит за­коди­рован­ное пос­ла­ние.

Лэн­гдон по­пытал­ся соб­рать­ся с мыс­ля­ми.

– Ска­жите, ваш дед ког­да-ни­будь упо­минал при вас о пред­ме­те под наз­ва­ни­ем la clef de voute?

– Ключ к сей­фу? – пе­реве­ла Со­фи.

– Нет, это дос­ловный пе­ревод. Clef de voute – это рас­простра­нен­ный ар­хи­тек­турный тер­мин. И сло­во «voute» оз­на­ча­ет не бан­ков­ский сейф, a «vault» – свод ар­ки в ар­хи­тек­ту­ре. Ну, к при­меру, свод­ча­тый по­толок.

– Но к свод­ча­тым по­тол­кам нет клю­чей.

– Сколь ни по­кажет­ся вам стран­ным, есть. Для пос­тро­ения ка­мен­ной ар­ки тре­бу­ет­ся цен­траль­ный кли­но­об­разный ка­мень в са­мом вер­ху, ко­торый со­еди­ня­ет все час­ти и не­сет на се­бе весь вес конс­трук­ции. Ну и в чис­то ар­хи­тек­турном смыс­ле его мож­но наз­вать клю­чевым кам­нем. А по-ан­глий­ски его еще на­зыва­ют кра­еуголь­ным кам­нем. – Лэн­гдон воп­ро­ситель­но взгля­нул на Со­фи: хо­телось знать, по­няла ли она его.

Со­фи по­жала пле­чами и вновь взгля­нула на крип­текс.

– Но ка­кой же это кра­еуголь­ный ка­мень?

Лэн­гдон не знал, как луч­ше на­чать. Сек­ре­том пос­трой­ки ка­мен­ных арок в со­вер­шенс­тве вла­дели чле­ны ма­сон­ско­го братс­тва, еще на ран­ней ста­дии его су­щес­тво­вания. Они рь­яно ох­ра­няли свой сек­рет. Гра­дус ко­ролев­ской ар­ки. Ар­хи­тек­ту­ра. Кра­еуголь­ные кам­ни. Все это вза­имос­вя­зано. Тай­ное зна­ние то­го, как ис­поль­зо­вать кли­но­об­разный ка­мень для пос­тро­ения сво­да ар­ки или по­тол­ка, в не­малой сте­пени пос­по­собс­тво­вало то­му, что ма­соны ста­ли та­кими уме­лыми ре­мес­ленни­ками. И они рев­нос­тно ох­ра­няли свою тай­ну. Кра­еуголь­ные кам­ни и все, что с ни­ми свя­зано, всег­да хра­нились в сек­ре­те. Да, вер­но, этот мра­мор­ный ци­линдр в шка­тул­ке ро­зово­го де­рева ма­ло по­ходил на кра­еуголь­ный ка­мень в пер­во­началь­ном его зна­чении и об­ли­ке. Это неч­то дру­гое. Пред­мет, ко­торым они зав­ла­дели… ни с чем по­доб­ным Лэн­гдон преж­де не стал­ки­вал­ся.

– Кра­еуголь­ный ка­мень При­ора­та – не моя спе­ци­аль­ность, – приз­нался Лэн­гдон. – А что ка­са­ет­ся ча­ши Гра­аля, то ме­ня преж­де все­го ин­те­ресо­вала свя­зан­ная с ней сим­во­лика. И я не слиш­ком вни­кал в ле­ген­ды, опи­сыва­ющие, как ее най­ти.

Бро­ви Со­фи по­пол­зли вверх.

Най­ти ча­шу Гра­аля?

Лэн­гдон нер­вно кив­нул, а по­том за­гово­рил, тща­тель­но под­би­рая сло­ва:

– Ви­дите ли, Со­фи, сог­ласно ут­вер­жде­ни­ям При­ора­та, кра­еуголь­ный ка­мень – это за­коди­рован­ная кар­та… Кар­та, на ко­торой ука­зано мес­то, где спря­тана ча­ша Гра­аля.

Со­фи да­же поб­ледне­ла от вол­не­ния.

– И вы счи­та­ете, что кар­та здесь?

Лэн­гдон не знал, что от­ве­тить. Ему это ка­залось не­веро­ят­ным. Од­на­ко вер­сия о кра­еуголь­ном кам­не пред­став­ля­лась в дан­ном слу­чае единс­твен­но вер­ной. Ка­мень с за­коди­рован­ным пос­ла­ни­ем, хра­нящий­ся под зна­ком Ро­зы.

Мысль о том, что этот крип­текс был соз­дан са­мим Ле­онар­до да Вин­чи, чле­ном и Ве­ликим мас­те­ром При­ора­та Си­она, то­же нап­ра­шива­лась са­ма со­бой. Как же хо­телось ве­рить, что их сок­ро­вище дей­стви­тель­но кра­еуголь­ный ка­мень братс­тва! Ра­бота са­мого Ве­лико­го мас­те­ра… ее че­рез ве­ка вер­нул нам дру­гой член При­ора­та.Слиш­ком уж соб­лазни­тель­ной выг­ля­дела эта вер­сия, что­бы вот так, с хо­ду, от­вер­гнуть ее.

На про­тяже­нии пос­ледних де­сяти­летий ис­то­рики и уче­ные ис­ка­ли кра­еуголь­ный ка­мень во фран­цуз­ских цер­квах. Охот­ни­ки за ча­шей Гра­аля, зна­ющие о прис­трас­тии При­ора­та к тай­ным шиф­рам, приш­ли к вы­воду, что la clef de voute – это в пря­мом смыс­ле кли­но­об­разный кра­еуголь­ный ка­мень, на­ходя­щий­ся в цен­тре сво­да ка­кой-ни­будь цер­ковной ар­ки. Под зна­ком Ро­зы. В ар­хи­тек­ту­ре не бы­ло не­дос­татка в ро­зах. Ок­но-ро­за. Рель­ефы в ви­де ро­зеток. Ну и, ра­зуме­ет­ся, нас­то­ящее изо­билие cinquefoils – цвет­ков с пятью ле­пес­тка­ми, ук­ра­шав­ших ароч­ные сво­ды, пря­мо под кра­еуголь­ным кам­нем. Чер­тов­ски под­хо­дящее мес­то для тай­ни­ка. Кар­та, ука­зу­ющая путь к ча­ше Гра­аля, спря­тана в свод­ча­том по­тол­ке ка­кой-ни­будь заб­ро­шен­ной цер­квуш­ки, пря­мо над го­лова­ми ни­чего не по­доз­ре­ва­ющих при­хожан.

– Нет, этот крип­текс не мо­жет быть кра­еуголь­ным кам­нем, – ска­зала Со­фи. – Во-пер­вых, он сов­сем не ста­рый. И по­том, я прос­то уве­рена: его сде­лал мой дед. И ни­какие ле­ген­ды о Гра­але тут ни при чем.

– Бы­ту­ет мне­ние, – за­метил Лэн­гдон и по­чувс­тво­вал, как его ох­ва­тыва­ет ра­дос­тное воз­бужде­ние, – что кра­еуголь­ный ка­мень был соз­дан нес­коль­ко де­сяти­летий на­зад од­ним из чле­нов При­ора­та.

Гла­за Со­фи не­довер­чи­во блес­ну­ли.

– Но ес­ли в этом крип­тексе ука­зано, где хра­нит­ся ча­ша Гра­аля, с ка­кой ста­ти дед пос­вя­тил ме­ня в эту тай­ну? Я по­нятия не имею, как от­крыть ци­линдр и что де­лать с его со­дер­жи­мым. Я да­же тол­ком не знаю, что это та­кое – ча­ша Гра­аля!

И Лэн­гдон, к сво­ему удив­ле­нию, по­нял, что она пра­ва. Он еще не ус­пел объ­яс­нить Со­фи ис­тинную при­роду ча­ши Гра­аля. Впро­чем, с этим рас­ска­зом мож­но и по­дож­дать. Сей­час глав­ное – кра­еуголь­ный ка­мень. Ес­ли это дей­стви­тель­но он…

И вот под гул пу­ленеп­ро­бива­емых шин фур­го­на Лэн­гдон то­роп­ли­во пе­рес­ка­зал Со­фи все, что ему бы­ло из­вес­тно о кра­еуголь­ном кам­не. Ес­ли ве­рить слу­хам, са­мая глав­ная тай­на При­ора­та – мес­то­нахож­де­ние ча­ши Гра­аля – ни ра­зу на про­тяже­нии ве­ков не бы­ла за­фик­си­рова­на пись­мен­но. В це­лях бе­зопас­ности она пе­реда­валась из уст в ус­та каж­до­му но­вому senechal на спе­ци­аль­ной це­ремо­нии. Но от­но­ситель­но не­дав­но пош­ли слу­хи, что по­лити­ка При­ора­та из­ме­нилась. Воз­можно, про­изош­ло это с уче­том по­яв­ле­ния но­вых элек­трон­ных средств прос­лу­шива­ния. Как бы там ни бы­ло, но от­ны­не чле­ны При­ора­та пок­ля­лись ни­ког­да не упо­минать вслух о том, где спря­тано сок­ро­вище.

– Но как же тог­да они пе­реда­вали эту тай­ну? – спро­сила Со­фи.

– Вот тут-то и ока­зал­ся ну­жен кра­еуголь­ный ка­мень, – от­ве­тил Лэн­гдон. – Ког­да один из че­тырех чле­нов выс­ше­го ран­га уми­рал, ос­тавши­еся трое вы­бира­ли ему за­мену из бо­лее низ­ко­го эше­лона. Сле­ду­юще­го кан­ди­дата в senechal. Но вмес­то то­го что­бы сра­зу ска­зать ему, где на­ходит­ся Гра­аль, они под­верга­ли его ис­пы­танию. Он дол­жен был до­казать свою при­год­ность.

Со­фи от­че­го-то за­нер­вни­чала, и тут Лэн­гдон вспом­нил ее рас­сказ о том, как дед ус­тра­ивал ей preuves de merite – ис­пы­тания, зас­тавлял ра­зыс­ки­вать спря­тан­ные в до­ме по­дар­ки. Оче­вид­но, и в от­но­шении кра­еуголь­но­го кам­ня чле­ны братс­тва при­дер­жи­вались той же так­ти­ки. И во­об­ще ис­пы­тания бы­ли ши­роко рас­простра­нены в тай­ных об­щес­твах. На­ибо­лее по­каза­телен в этом смыс­ле при­мер ма­сонов: их чле­ны мог­ли под­нять­ся на сле­ду­ющую сту­пень, до­казав, что уме­ют хра­нить тай­ну, – прой­дя це­лый ряд ри­ту­алов и раз­личных ис­пы­таний на про­тяже­нии мно­гих лет. При­чем с каж­дым ра­зом за­дание ста­нови­лось все труд­нее.

– Тог­да наш кра­еуголь­ный ка­мень – это сво­его ро­да preuve de merite! – вос­клик­ну­ла Со­фи. – Ес­ли кан­ди­дат в senechal мог от­крыть его, то до­казы­вал тем са­мым, что дос­то­ин той ин­форма­ции, ко­торую он со­дер­жит.

Лэн­гдон кив­нул:

– Сов­сем за­был, что у вас име­ет­ся опыт в этой об­ласти.

– Де­ло не толь­ко в де­де. В крип­то­логии это на­зыва­ет­ся «раз­ре­шитель­ным» язы­ком. Ес­ли ты дос­та­точ­но умен, что­бы про­читать это, зна­чит, те­бе раз­ре­шено знать, что там на­писа­но. Лэн­гдон ко­лебал­ся, не зная, с че­го на­чать.

– Вы дол­жны по­нять од­ну вещь, Со­фи. Ес­ли этот пред­мет дей­стви­тель­но кра­еуголь­ный ка­мень, ес­ли ваш дед имел к не­му дос­туп, это оз­на­ча­ет, что он за­нимал вы­сокое по­ложе­ние в При­ора­те Си­она. Воз­можно да­же, яв­лялся од­ним из чет­верки из­бран­ных.

Со­фи вздох­ну­ла:

– Уве­рена в этом. Он дей­стви­тель­но сос­то­ял в тай­ном об­щес­тве. Су­дя по все­му, в При­ора­те.

Лэн­гдон усом­нился:

– Вы точ­но зна­ете, что он был чле­ном тай­но­го об­щес­тва?

– Я кое-что ви­дела. То, что не дол­жна бы­ла ви­деть. Де­сять лет на­зад. С тех пор мы с ним ни ра­зу не раз­го­вари­вали. – Она на се­кун­ду умол­кла. – Мой дед сос­то­ял не толь­ко в выс­шем эше­лоне… Он был там са­мым глав­ным.

Лэн­гдон ушам сво­им не по­верил.

– Ве­ликим мас­те­ром? Но… как вы мог­ли уз­нать об этом?

– Не хо­телось бы го­ворить… – Со­фи от­верну­лась, ли­цо ее ис­ка­зила бо­лез­ненная гри­маса.

Лэн­гдон был пот­ря­сен. Что­бы Жак Сонь­ер был Ве­ликим мас­те­ром? Нет, это прос­то не­веро­ят­но. И все же слиш­ком мно­гое ука­зыва­ло на то, что это имен­но так. Ведь и преж­ние гла­вы При­ора­та всег­да яв­ля­лись вид­ны­ми об­щес­твен­ны­ми де­яте­лями, все до од­но­го бы­ли на­деле­ны та­лан­том и ар­тистиз­мом. До­каза­тель­ство это­му уда­лось отыс­кать нес­коль­ко лет на­зад в Па­риж­ской на­ци­ональ­ной биб­ли­оте­ке, в бу­магах, из­вес­тных под наз­ва­ни­ем «Lees Dossiers Secrets».

Эти досье бы­ли из­вес­тны каж­до­му уче­ному, за­нима­юще­муся тай­ны­ми об­щес­тва­ми, каж­до­му охот­ни­ку за Гра­алем. Ка­талог под но­мером 4° Im1 249 был офи­ци­аль­но приз­нан мно­гими спе­ци­алис­та­ми «Тай­ны­ми досье», где на­шел под­твержде­ние дав­но уже мус­си­ровав­ший­ся слух: Ве­лики­ми мас­те­рами При­ора­та по­быва­ли в свое вре­мя Ле­онар­до да Вин­чи, сэр Иса­ак Нь­ютон, Вик­тор Гю­го и уже от­но­ситель­но не­дав­но – Жан Кок­то, зна­мени­тей­ший па­риж­ский пи­сатель, ху­дож­ник и те­ат­раль­ный де­ятель.

Так по­чему не Жак Сонь­ер?

При мыс­ли о том, что имен­но се­год­ня ве­чером он дол­жен был встре­тить­ся с Жа­ком Сонь­ером, Лэн­гдон по­холо­дел. Сам Ве­ликий мас­тер При­ора­та нас­та­ивал на встре­че со мной! Но за­чем? Не для то­го же, что­бы про­вес­ти ве­чер за пус­то­порож­ней свет­ской бол­товней. Ин­ту­иция под­ска­зыва­ла Лэн­гдо­ну, что гла­ва При­ора­та не зря пе­редал сво­ей внуч­ке ле­ген­дарный кра­еуголь­ный ка­мень братс­тва, не зря ве­лел ей най­ти его, Ро­бер­та Лэн­гдо­на.

В это прос­то не­воз­можно по­верить!

При всем сво­ем бо­гатом во­об­ра­жении Лэн­гдон прос­то не пред­став­лял, что за об­сто­ятель­ства вы­нуди­ли Сонь­ера пос­ту­пить имен­но так. Воз­можно, Сонь­ер бо­ял­ся уме­реть. Но ведь су­щес­тво­вали же еще трое senechaux, вла­дев­ших той же тай­ной и га­ран­ти­ровав­ших тем са­мым бе­зопас­ность При­ора­та. К че­му Сонь­еру бы­ло ид­ти на та­кой риск, до­верять внуч­ке кра­еуголь­ный ка­мень, осо­бен­но с уче­том то­го, что они рас­со­рились? И к че­му вов­ле­кать в это его, Лэн­гдо­на… уж сов­сем пос­то­рон­не­го че­лове­ка?

В этой го­лово­лом­ке не­дос­та­ет ка­кой-то од­ной де­тали, по­думал Лэн­гдон.

Но при­дет­ся, вид­но, пов­ре­менить с от­ве­тами. Ма­шина за­мед­ли­ла ход, под ши­нами слы­шал­ся шо­рох гра­вия. Со­фи с Лэн­гдо­ном нас­то­рожи­лись. По­чему он тор­мо­зит, не­уже­ли уже при­еха­ли? Ведь Бер­не го­ворил, что хо­чет от­везти их как мож­но даль­ше от го­рода, ту­да, где бе­зопас­нее. Фур­гон дви­гал­ся те­перь сов­сем мед­ленно и, су­дя по тряс­ке, по пло­хой до­роге. Со­фи с Лэн­гдо­ном об­ме­нялись нас­то­рожен­ны­ми взгля­дами, то­роп­ли­во зах­лопну­ли крыш­ку шка­тул­ки. Лэн­гдон прик­рыл ее пид­жа­ком.

Фур­гон ос­та­новил­ся, но мо­тор про­дол­жал ра­ботать. Руч­ка зад­ней две­ри по­вер­ну­лась. И ког­да она от­кры­лась, Лэн­гдон уви­дел, что они на­ходят­ся в ле­су. К две­ри по­дошел Бер­не. Смот­рел он как-то стран­но, а в ру­ке сжи­мал пис­то­лет.

– Прос­ти­те, – ска­зал он, – но у ме­ня не бы­ло дру­гого вы­хода.

Гла­ва 49

Ан­дре Бер­не выг­ля­дел нес­коль­ко не­лепо с пис­то­летом в ру­ке, но в его гла­зах го­рела та­кая ре­шимость, что Лэн­гдон сра­зу по­нял: спо­рить с ним не сто­ит.

– Из­ви­ните, но я нас­та­иваю, – про­из­нес Бер­не и взял их на при­цел. – Пос­тавь­те шка­тул­ку. Со­фи при­жима­ла шка­тул­ку к гру­ди.

– Вы же са­ми го­вори­ли, что дру­жили с мо­им де­дом, – сла­бо воз­ра­зила она.

– Мой долг – ох­ра­нять иму­щес­тво ва­шего де­да, – ска­зал Бер­не. – И имен­но этим я сей­час и за­нима­юсь. Пос­тавь­те шка­тул­ку на пол!

– Но мне до­верил ее сам дед!

– Ставь­те! – ско­ман­до­вал Бер­не и при­под­нял ствол пис­то­лета. Со­фи пос­та­вила шка­тул­ку у ног.

Лэн­гдон уви­дел, что Бер­не пе­ревел ду­ло пис­то­лета на не­го.

– А те­перь вы, мис­тер Лэн­гдон, – ска­зал Бер­не, – по­дай­те мне эту шка­тул­ку. И знай­те, я про­шу об этом имен­но вас, по­тому что в вас мо­гу выс­тре­лить не раз­ду­мывая.

Лэн­гдон прос­то не ве­рил сво­им ушам и гла­зам.

– За­чем вам это? – спро­сил он бан­ки­ра.

– А вы как ду­ма­ете? – ряв­кнул в от­вет Бер­не. От вол­не­ния его фран­цуз­ский ак­цент стал еще силь­нее. – Всег­да за­щищал и бу­ду за­щищать иму­щес­тво сво­их кли­ен­тов!

– Но ведь это мы ва­ши кли­ен­ты! – воз­ра­зила Со­фи. Ли­цо Бер­не слов­но ока­мене­ло, по­рази­тель­ная ме­тамор­фо­за.

– Ма­дему­азель Не­вё, я не пред­став­ляю, ка­ким об­ра­зом вы раз­до­были этот ключ и но­мер сче­та, но со­вер­шенно оче­вид­но, что об­манным или зло­дей­ским пу­тем. Знай я, ка­кие имен­но тяж­кие за ва­ми чис­лятся прес­тупле­ния, ни за что бы не стал по­могать вам выб­рать­ся из бан­ка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.