Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





j Универсальноеп/п учебное действие 6 страница



33 С учетом необходимости развивать и другие универсальные учебные действия, возмож-
но задание на самоконтроль. Четвероклассник может обводить или зачеркивать каждое
число, которое помещает в таблицу. Закончились числа — таблица заполнена — задание
выполнено полностью.

и из этого примера, учитель последовательно формирует операции по ра-
боте с информацией, ставя перед учащимися все новые и новые задачи
по их усвоению.

Интерпретация полученной информации

Краткая справка

При работе с информацией преобладают задания, в которых нужно или
найти информацию или представить ее в тексте (таблице, схеме, другой моде-
ли). Вместе с тем, формирование познавательных учебных действий невоз-
можно без обобщения предоставленной в готовом виде или самостоятельно
полученной текстовой и графической информации. Способность ученика вы-
делить главную мысль, сформулировать идею или привести пример на основе
данных обеспечивает возможность самостоятельного поиска, прогнозирова-
ние результата, понимание назначения знания. В учебных заданиях на интер-
претацию полученной информации от ученика требуется не только воспроиз-
вести информацию или использовать ее для решения, но и составить свое
мнение или вывод по поводу данных, полученных с помощью текстовых
источников (учебный текст и т.д.) или графических моделей. В ходе решения
таких учебных задач школьники учатся «переводить» данные из текстовой
формы в графическую или обратно, обобщают полученные сведения, обнару-
живают новые способы решения или применения полученного знания, делают
выводы о достоверности полученных данных (сверяют с образцом, статьей
в справочнике, словаре и т. п.).

Методический комментарий

Рассмотрим пример задания по математике для 2-го класса.



На рисунке показан рост детей семьи Птичкиных. Дополни текст
информацией.

В семье Птичкиных пятеро детей. В воскресенье они всей семьей зани-
мались интересным делом — измеряли свой рост.

Самый высокий — Сережа, его рост 160 см.

Самый низкий —- __________ , его рост 100 см.

Рост Люды —______ см, она на_______ см ниже Тани.

Рост Тани —______ см. Вова на______ см ниже Сережи.

Рост Вовы —______ см,

Верно ли, что Таня выше Люды? Докажи с помощью диаграммы.

и текста.

Суть задания заключается в дополнении текста: нужно отразить инфор-
мацию, представленную в явном виде на рисунке-диаграмме, а также ин-
формацию, полученную на основе данных рисунка и собственных вычисле-
ний. Чтобы успешно справиться с заданием, второкласснику важно понять
следующее:

1) требуется вписать в предложенный текст числа. Данные о росте каж-
дого ребенка есть на рисунке, но этого недостаточно для того, чтобы
решить эту задачу;

2) недостающие данные нужно получить с помощью вычислений;

3) полученный текст нужно прочитать и убедиться, что он соответству-
ет диаграмме;

4) ответить на дополнительный вопрос.

В предложенном задании дополнительный вопрос помогает ученику
осуществить самоконтроль. На рисунке Таня, очевидно, выше Люды,
но возможна и ошибка. Текст может выглядеть так: «Рост Люды — 130 см,
она на 20 см ниже Тани. Рост Тани — 110 см», однако правильный ответ:
«Рост Люды — 130 см, она на 20 см ниже Тани. Рост Тани — 150 см».

Учебную операцию чтение схемы целесообразно использовать при изу-
чении любого учебного предмета. На уроках окружающего мира она ис-
пользуется уже с первого класса и помогает подготовить детей к восприя-
тию сущности того или иного понятия. Восприятие схемы (рисунка-схемы)
по сравнению с текстом значительно упрощает первокласснику, который
еще не очень хорошо владеет навыком чтения, осознать, что входит в то или
иное понятие, что составляет его характеристику. Например, дети рассма-
тривают схему «Что такое окружающий мир» и видят очевидную представ-
ленность всех его составляющих.


 

«Чтение» числовой информации, представленной в таблице, также об-
легчает процесс интерпретации предложенной идеи. Например, на уроке
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» четверо-
классникам предлагают следующее задание для работы в парах:

«Проанализируйте информацию, представленную в таблице, ответьте
на вопрос: какая из представленных религий является самой многочислен-
ной в мире по количеству верующих?»

Название религии Число верующих
Христианство Более 2 млрд, человек
Ислам Более 1,5 млрд, человек
Буддизм Около 500 млн. человек

 


 

В данном случае умение «прочитать» таблицу заключается в том, что
ученики заметят, что последовательность религий представлена по мере
уменьшения числа верующих, поэтому акт быстрого и верного выполнения
задания зависит от того, как они будут анализировать представленную ин-
формацию. Если дети не сразу определили форму представления информа-
ции, учитель предложит наводящие вопросы и дополнительные задания:
«Обратите внимание на вторую колонку таблицы, как располагаются
числа по вертикали («они уменьшаются»), о чем это говорит? («В таблице
религии расположены друг за другом по числу верующих, от самых больших
чисел до самых маленьких»). Нужно ли сравнивать сами числа или можно
сразу «прочитать» информацию? («Можно сразу сказать, что на первом

месте в мире по числу верующих стоит христианство»). А как, используя
таблицу, проверить этот наш вывод? («Чтобы проверить, нужно сравнить
числа в таблице: 2 млрд, больше чем 1,5; а 1,5 млрд, больше, чем 500 млн.»).

Сложным видом схемы является схема текстовая, которая использует-
ся на уроках литературного чтения. К примеру, третьеклассники изучают
тему «Сюжет произведения»34. «Чтение» текстовой схемы помогает им
установить сущность понятия сюжет произведения как последовательно-
сти важных событий, происходящих в нем.

Задание. Обсудим, используя схему и текст, как развиваются события
(сюжет, повествование) на основе рассказа К. Г. Паустовского
«Кот-ворюга».


 

Анализ текстовой схемы помогает третьеклассникам понять, что такое
сюжет и сформулировать характеристику этого понятия: сюжет — последова-
тельность событий, которые происходят в произведении. «Можно сказать, —
констатируют ученики, — что сюжет это события "друг за другом"».

Сделаем вывод: графическая форма представления результата интерпре-
тации информации позволяет обеспечить осознанность усвоения сложных

34 Литературное чтение: учебник, 3 класс. Ч. 2 / Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова, И. В. Са-
фонова, В. И. Петрова.— М.: Вентана-Граф, 2013.— С. 21.


для младших школьников понятий без формального их заучивания и воспро-
изведения, самостоятельное конструирование их детьми.

Презентация полученной информации

Краткая справка

Одним из недостатков современного начального образования является
неготовность младшего школьника самостоятельно представить (презен-
товать) результаты своего учебного труда. Для многих учителей, а значит,
и учащихся главным в выполнении учебных заданий является называние,
фиксирование ответа, результата. Ученик затрудняется или совсем не мо-
жет объяснить суть полученного ответа (какими требуемыми качествами
или характеристиками он обладает), не умеет показать, как идея, ход рас-
суждений отразились в представлении решения и ответа учебной задачи.
Поэтому при выполнении заданий познавательного характера, при поиске
новых способов их решения и оформления важно акцентировать внимание
ученика на характеристике конечного продукта — ответа, решения, спо-
соба. Младший школьник получает возможность продемонстрировать
владение информацией о результатах своей работы, рассказать о значи-
мости сделанных выводов. Как и все другие учебные действия, презентация
информации может быть алгоритмизирована:

1) формулирование идеи — в каком виде будет представлен результат,
чтобы он был интересен и нагляден;

2) составление последовательности шагов выступления (о чем буду го-
ворить сначала, что скажу потом);

3) ответ на вопрос: «Чем буду подтверждать свой рассказ
о результате?»;

4) тренировка выступления (в случае необходимости).

Методический комментарий

В качестве примера рассмотрим задание по математике для второго
класса, которое не вызывает трудностей у второклассников, поскольку за-
дача может быть решена устно подбором или перебором вариантов реше-
ния. То есть ответ получить легко. Но непросто доказать, что полученный
ответ является верным, а в случае ошибки убедиться в ее наличии.

В мультфильме «Львы и тигры» 9 серий. Фильм начали показывать
во вторник. Каждый день показывают 2 серии. В какой день покажут послед-
нюю серию? Для доказательства своего ответа используй одну из моделей.


Модель 2
1 серия 2 серия          
Вторник Вторник          

 

1) Во вторник показали две серии, значит, первую и вторую.
1 серия 2 серия              
Вторник Вторник    

 

     

 

4) В субботу показали последнюю серию, девятую.
1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия

6 серия 7 серия

8 серия 9 серия
Вторник Вторник Среда Среда Четверг Четверг Пятница Пятница Суббота
                 

Целесообразно предлагать различного рода презентации на уроках поис-
ково-исследовательского типа. Здесь ребенок учится понимать, структуриро-
вать, интерпретировать в соответствии с ситуацией учебный материал, пре-
зентовать результаты своей деятельности в различном виде: текстовом

 


Задание можно предложить для групповой или парной работы. Чтобы из-
бежать установки только на поиски ответа-результата, и обратить особое вни-
мание на конструирование доказательств решения, целесообразно предвари-
тельно обсудить с детьми, что от них потребуется, а в случае необходимости
сообщить отдельным детям правильный ответ («суббота»). Тогда учебной про-
блемой становится презентация правильного ответа, его доказательство с по-
мощью одной из предложенных моделей. Если группа выбрала вторую модель,
то дети могут договориться показывать ход своих рассуждений так:

2) В среду показали следующие две серии — третью и четвертую.

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия          
Вторник Вторник 1 Среда Среда          

 


 

3) В четверг показали пятую и шестую, а в пятницу — седьмую и восьмую

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия 7 серия 8 серия  
Вторник Вторник Среда Среда 1 Четверг [ Четверг [ Пятница | Пятница  

 

 

(устное или письменное объяснение, рассказ и др.), графическом (рисунок,
схема, таблица и др.). Успешность поисковой деятельности зависит от способ-
ности ученика действовать самостоятельно, пользоваться различными
источниками знаний, рекомендациями учителя, инструкциями и образцами


ГЛАВА 3

Регулятивные универсальные учебные действия
младшего школьника: содержание и особенности
организации процесса обучения

‘ ♦ Что такое регулятивные универсальные

ПРЕДЛАГАЕМ : действия?

ОБСУДИТЬ: ♦ Каковы условия организации обучения с целью
: формирования регулятивных действий?

Напомним, что регулятивные универсальные учебные действия — способы
решения элементарных рефлексивных задач, обеспечивающие успешность пла-
нирования, контроля, оценки и учебного взаимодействия. Чем вызвана необхо-
димость работы над этими действиями в начальной школе?

Авторитетное мнение

Одним из существенных новообразований психического развития ребенка
младшего школьного возраста считается произвольность его деятельности. Она
выражается, прежде всего, в рождающемся у ребенка «намерении» (термин
А. С. Выготского) принимать требование, следовать указанию, точно воспроиз-
водить заданный образец. Важнейшее проявление произвольности — «слеже-
ние» за своей деятельностью, анализ того, как протекает решение учебной зада-
чи, правильные ли выбраны операции (способы) успешного получения результа-
та. Многие психологи выделяют еще одну составляющую произвольности —
предвосхищение. Эта способность ребенка позволяет ему избежать возможных
ошибок, «удержать» учебную задачу, предвидеть результат своей деятельности.
Таким образом, произвольность — первичная форма рефлексии, то есть способ-
ность учащегося видеть со стороны, учебную ситуацию и себя как ее участника.

Важнейшее значение сформированности регулятивных действий в том, что
они оказывают положительное влияние на развитие всех психических процес-
сов. По отношению к мышлению это констатировал С. А. Рубинштейн:
«Мышление соотносит, сопоставляет каждую деталь, возникающую в процессе
мышления, с задачей, на разрешение которой направлен мыслительный
процесс, и ее условиями. Совершающаяся таким образом проверка, критика,
контроль характеризуют мышление как сознательный процесс»[18].Таким образом, любое учебное действие, если оно протекает сознательно,
регулируется его исполнителем — планируется, контролируется, корректи-
руется, оценивается.

Сделаем вывод: способность к регулятивной деятельности «позволяет гово-
рить о человеке как о саморегулирующейся, самообучающейся, самосовершен-
ствующейся системе».36 Именно это побудило автора теории учебной деятель-
ности Д. Б. Эльконина определить контроль и самоконтроль, оценку и самоо-
ценку в качестве существенных компонентов учебной деятельности.

Положения теории развивающего обучения стали предпосылкой внесения ука-
занных психических феноменов в планируемые результаты обучения ФГОС НОО.

В стандарте указано, что метапредметные результаты должны отражать:

— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со-
ответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— определение наиболее эффективных способов достижения результата;

— умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, спо-
собность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— начальные формы познавательной и личностной рефлексии37.

36 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т.Т. 1.— М.: Педагогика, 1989. — С. 246. 37 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова- ния.— М.: Просвещение, 2011. — С. 8—9. 38 Деление на группы регулятивных УУД условно, т. к. они тесно взаимосвязаны между собой.

С учетом ФГОС НОО представляем регулятивные универсальные учебные
действия как совокупность следующих групп УУА: 38

Рассмотрим обозначенные группы регулятивных универсальных учебных
действий.

Универсальные учебные действия,
характеризующие планирование

Краткая справка

Планирование (применительно к процессу учения в школе) — акт управле-
ния своей учебной деятельностью, который включает: постановку целей (задач);
определение возможного предстоящего протекания деятельности, способов
(«шагов»), обеспечивающих достижение необходимого результата, оптимальный
выбор ресурсов и их распределение по мере реализации поставленных целей.

Деятельность планирования, прежде всего, предусматривает составление
«программы» — последовательности операций и фиксацию результатов пла-
нирования. С нашей точки зрения, этот процесс обеспечивают два универ-
сальных учебных действия: воспроизведение заданного плана и планирова-
ние выполнения учебной задачи.

Таблица 4

Операциональная характеристика регулятивных универсальных
учебных действий, связанных с планированием

  Универсальное учебное действие Операции, входящие в данное действие (осуществляет обучающийся)
Воспроизведение предложенной цели и плана (заданного, коллективно составленного) — понимаю предложенную цель деятельности; — уточняю, в случае необходимости, цель деятельности как ее результат; — проговариваю (вслух, про себя) пункты предложенного плана; — следую плану (предложенному или коллективно составленному); не пропускаю пункты плана
Планирование выполнения учебной задачи — ставлю цель предстоящей деятельности как ее результат; — намечаю операции, с помощью которых можно получить результат; выстраиваю последовательность выбранных операций;

 



  Универсальное учебное действие Операции, входящие в данное действие (осуществляет обучающийся)
    — отражаю последовательность решения учебной задачи в определенном виде (словесном или графическом); — предполагаю, какие операции наиболее целесообразны для решения учебной задачи

 


 

Воспроизведение предложенной цели и заданного
или коллективно составленного плана

Методический комментарий

Первые две операции данного действия — понимание предложенной цели
деятельности и уточнение, в случае необходимости, цели деятельности как её
результата.

Учителя, которые ориентируются в теории учебной деятельности, хорошо
знают, что ее смысл в осознанном достижении результата по решению учеб-
ной задачи, но, к сожалению, на практике мало применяют приемы, способ-
ствующие принятию цели. Ученик, приступая к работе, должен знать, что вы-
двинутая цель и предлагаемая учебная задача и есть результат, который он
должен получить. Каждый раз, ставя перед младшими школьниками ту или
иную учебную цель, учебную задачу, нужно ее конкретизировать. Для этого
учитель должен перед каждым этапом обучения, перед каждым конкретным
уроком отвечать себе на вопрос, как изменится ученик по завершению дан-
ного этапа учебной деятельности: какие знания и умения приобретет, чему
научится, какие вопросы будет ставить перед собой, какие предположения
выдвигать и т. д.

Приведем примеры[19].

1. Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».

Тема «Заглянем в бабушкин сундук» (4-й класс).

Учитель: Тема нашего урока сегодня: «Заглянем в бабушкин сундук». Мы
должны ответить на вопросы: «Почему национальные костюмы
народов России такие разные? Случайно ли это?»; «Как


украшалась одежда у разных народов?». В конце урока мы долж-
ны сделать вывод: «О чем может рассказать национальная оде-
жда народов России?»

2. Урок по предмету «Окружающий мир». Тема «Ядовитые грибы» (4-й
класс).

Учитель: Сегодня мы рассмотрим рисунки (фото) ядовитых грибов, про-
читаем текст учебника и статьи из дополнительной литературы.
Цель нашего урока: научиться определять признаки ядовитых
грибов. В конце урока мы выполним классификацию: разделим
рисунки грибов на две группы — съедобные и ядовитые.

3. Урок литературного чтения. Тема «Описание в повествовательном тек-
сте» (3-й класс).

Учитель: Сегодня на уроке мы будем сравнивать разные описательные
тексты. Наша цель установить, что привлекает автора при созда-
нии описания: предметы, запахи, цвета, внешность человека?
Какие приемы делают описание ярким, неповторимым, привле-
кающим внимание читателя? В конце урока мы сформулируем
с вами определение: что такое метафора.

Если учебная задача оказалась потерянной в ходе деятельности, то есть
Учитель заметил отвлечение, переключение на другие операции, или наблю-
даются высказывания и реплики, не имеющие отношения к действию плани-
рования, то он корректирует процесс деятельности: напоминает, к какому
Результату должны прийти, какую цель достичь. Педагог выборочно спраши-
вает учащихся, с какой целью они выполняют эти «шаги»; предлагает прио-
становить работу и оценить, все ли сделано в соответствии с намеченным
Рланом.

Следующей операцией является объяснение (проговаривание) необходи-
мых «шагов». Сначала это происходит с опорой на наглядную основу (схему,
Таблицу, правило и др.), а затем и без наглядности. На этом этапе особенно
Ражно, чтобы обучающимся предоставлялась возможность еще раз назвать,
''озвучить» тот или иной «шаг» алгоритма, ответив на вопрос: «Что сначала
Рам надо сделать, чтобы ...?» Формирование действия планирования суще-
ственно зависит от того, насколько четко учитель, а затем и ученик, выделяет
Р фиксирует отдельные операции. Чтобы учащиеся зафиксировали в памяти
Алгоритм действий, после выполнения задания целесообразно предложить
Рм повторить, что и в какой последовательности они делали. Можно создать
воображаемую ситуацию: «Представьте, что вам нужно объяснить
однокласснику, как выполнить это задание». В этом случае учащиеся еще раз
самостоятельно воспроизведут только что осуществленный план.

Рассмотрим вариант использования наглядной основы в период изучения
порядка выполнения письменного сложения трехзначных чисел. Целесообразно,
чтобы самостоятельное объяснение «шагов» алгоритма совпадало с одновре-
менным восприятием плана выполнения, представленного в таблице, на плака-
те, в учебнике или в рабочей тетради. Это помогает ученику воспроизводить
отдельные этапы: «складываю единицы», «складываю десятки», «складываю
сотни» и др.


 

Обратим внимание, что при озвучивании готового плана важно опираться
на обозначение отдельных «шагов» работы с помощью знаков, символов, приме-
няемых на разных этапах обучения. Например, выполняя письменные вычисле-
ния, вспомни: стрелка (^) — обозначает, что при сложении чисел будет переход
через десяток; точка над числом (*) — обозначает, что при вычитании чисел мы
занимаем один десяток; дуга над двумя первыми цифрами делимого 1248:3 обо-
значает, что число 12 сотен — это первое неполное делимое.

Задачи, которые успешно решаются с помощью наглядной основы — схем,
графов и др., позволяют ориентироваться на отношение, представленное сюже-
том, а не на особенности самого сюжета задачи. Например: «Когда от куска тка-
ни отрезали 9 метров, то в нем осталось 7 метров ткани. Сколько метров ткани
было в куске сначала? Составь план: как ты будешь решать задачу, используя
схему (чертеж)».

 

Овладевая способами объяснения (проговаривания) «шагов» алгоритма, об-
учающийся учится словесно презентовать последовательность операций, фик-
сировать их в памяти, и в случае необходимости впоследствии их воспроизво-
дить. Такой способ работы должен применяться при овладении любым умени-
ем (чтение, рассказывание, наблюдение, вычисление, решение задач и др.).

Следующая операция — следование плану (предложенному или коллектив-
но составленному). На этом этапе процесс выполнения заданий связан с испол-
нением алгоритма.

Авторитетное мнение

Действие планирования формируется наиболее успешно, если оно «работа-
ет» в рамках «учебных алгоритмов». Учебный алгоритм — это алгоритм в обу-
чении, который дает возможность структурно и содержательно организовать
учебную информацию. «Учебный алгоритм» по Л.М. Фридман — это «предпи-
сание, пользуясь которым, любой ученик, имеющий определенные необходи-
мые знания и точно выполняющий это предписание, правильно решит любую
задачу данного вида. Это предписание состоит из указания определенной после-
довательности преобразований (операций), которые необходимо проделать
над условиями задачи (шаги алгоритма), и логических условий, указывающих,
в каком случае следует применять тот или иной шаг алгоритма и в каком
порядке».[20]

Методический комментарий

Обращение к алгоритмическим предписаниям, то есть, к общему плану сна-
чала по просьбе учителя, а затем и по собственной инициативе, использование
учениками памятки в качестве помощника при затруднениях, позволяет судить
об эффективности формирования действия планирования. Применение, ис-
пользование алгоритмов (работа по готовому плану, представленному в виде та-
блицы, памятки, «опорной схемы», письменных алгоритмических указаний, ин-
струкции и пр.) позволяет учителю организовать совместную деятельность обу-
чающихся. Эффективны следующие методические приемы: комментирование —
один ученик называет операцию в памятке, второй — комментирует и выполня-
ет ее; один ученик, выступающий в роли «учителя», ставит перед классом вопро-
сы — «ведет» класс, используя при этом памятку, второй — выполняет. Эти
приемы могут быть использованы как для формирования умения работать
по готовым планам, так и на первых этапах усвоения нового действия. Такое
пошаговое (поэлементное) описание руководит действиями школьника, создает

 


условия для формирования не только действия планирования, но и поопераци-
онного контроля.

Приведем примеры заданий, предусматривающих работу по плану:

Пример 1.

Задание № 1. Найди произведение чисел 26 ♦ 3 по плану:

1. Представлю число 26 в виде суммы разрядных слагаемых: 20 + 6;

(20 + 6) ♦ 3 =

2. Десятки умножаю на число 3; 20 ♦ 3 =

3. Единицы умножаю на число 3; 6 • 3=

4. Складываю результаты: 60 + 18 = 78

26 ♦ 3 = (20 + 6) • 3 = 20 • 3 + 6.3 = 60 + 18 = 78

Этот же план может быть представлен схематично:

26 ♦ 3 =?

20.3 = 60

6.3= 18

60 + 18 = 78

Задание № 2. Следуя плану, реши следующие примеры: 17 ♦ 4; 23 ♦ 4.

Пример 2.

Особенность методики обучения письму букв[21] заключается в увеличе-
нии доли самостоятельной работы, которая строится на собственном анализе
и оценке каждого выполняемого действия. Учащимся предлагается сначала
самим проанализировать расположение элемента или буквы на строке, соста-
вить программу действий, т.е. определить точку начала движения; наметить,
где изменится траектория движения, где завершится движение, словесно
описать алгоритм предстоящих действий, и лишь после этого приступить
к письму. Благодаря тому, что данная последовательность изучения букв
остается единой из урока в урок, она постепенно запоминается учащимися
и алгоритм работы не зазубривается механически, а осознанно усваивается.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.