Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТРАТЕГИЯ национальной безопасности



 


УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента
Росийской Федерации

от 2 июля 2021 г. № 400

СТРАТЕГИЯ национальной безопасности

Российской Федерации

I. Общие положения

1. Последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутрен­нюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давле­ния.

Конституцией Российской Федерации закреплены фундаменталь­ные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосос­тояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации (да­лее – граждане).

Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процве­тание России. Для этого необходимы согласованные действия по реали­зации стратегических национальных приоритетов Российской Федера­ции, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития.

2. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегиче­ского планирования, определяющим национальные интересы и страте­гические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и за­дачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Рос­сийской Федерации на долгосрочную перспективу.

3. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаи­мозависимости национальной безопасности Российской Федера­ции и социально-экономического развития страны.

4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конститу­ция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ “О безопасности” и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ “О стратеги­ческом планировании в Российской Федерации”, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федера­ции.

5. В настоящей Стратегии используются следующие основные поня­тия:

 

1) национальная безопасность Российской Федерации (далее –нацио­нальная безопасность) – состояние защищенности националь­ных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и сво­бод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее не­зависимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны;

2) национальные интересы Российской Федерации – объективно зна­чимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии;

 

3) стратегические национальные приоритеты Российской Федера­ции (далее – стратегические национальные приоритеты) –важнейшие на­правления обеспечения национальной безопасности и устойчивого раз­вития Российской Федерации;

4) обеспечение национальной безопасности – реализация орга­нами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направ­ленных на противодействие угрозам национальной безопасности;

5) угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации;

6) система обеспечения национальной безопасности –совокуп­ность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.

II. Россия в современном мире: тенденции и возможности

6. Современный мир переживает период трансформации. Увеличе­ние количества центров мирового экономического и политического раз­вития, укрепление позиций новых глобальных и региональных стран-ли­деров приводят к изменению структуры мирового порядка, формирова­нию новых архитектуры, правил и принципов мироустройства.

7. Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис совре­менных моделей и инструментов экономического развития, усиле­ние диспропорций в развитии государств, повышение уровня социаль­ного неравенства, стремление транснациональных корпораций огра­ничить роль государств сопровождаются обострением внутриполитиче­ских проблем, усилением межгосударственных противоречий, ослабле­нием влияния международных институтов и снижением эффективности системы глобальной безопасности.

8. Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстре­мистских настроений могут привести к попыткам разрешить нарас­тающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека.

9. В условиях нарастающей геополитической напряженности внешняя политика Российской Федерации должна способствовать повы­шению устойчивости системы международных отношений, опирающейся на международное право, принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности, углублению многостороннего взаимодействия без раз­делительных линий и блоковых подходов в целях совместного решения глобальных и региональных проблем при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) и ее Совета Безопасно­сти.

10. Реализация Российской Федерацией государственной поли­тики в области обеспечения национальной безопасности способствует повышению внутренней стабильности, наращиванию экономического, по­литического, военного и духовного потенциала России, необходимого для укрепления ее роли как одного из влиятельных центров совре­менного мира.

11. В настоящее время усиливается сплоченность российского обще­ства, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необхо­димости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в реше­ние наиболее актуальных задач местного и государственного значения.

12. На должном уровне обеспечиваются государственная и общест­венная безопасность, территориальная целостность и суверенитет страны, существенно снижен уровень террористической активности. По­следовательная реализация военной политики обеспечивает защищен­ность Российской Федерации от военных опасностей и военных угроз. Эффективно пресекаются попытки внешнего вмешательства во внутрен­ние дела Российской Федерации.

13. Российская Федерация продемонстрировала всему миру свою экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению. Продолжается работа по снижению зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики. Повысился уро­вень продовольственной и энергетической безопасности.

14. Для перехода Российской Федерации на новый уровень экономиче­ского развития и повышения качества жизни граждан прини­маются комплексные меры, направленные на преодоление негативных демографических тенденций и решение системных проблем в области здравоохранения, на снижение уровня бедности и расслоения общества по уровню доходов, на улучшение состояния окружающей среды. Развитие научного потенциала, повышение качества и доступности образования ускорят структурную перестройку российской экономики.

15. В целях обеспечения и защиты национальных интересов Россий­ской Федерации от внешних и внутренних угроз, в том числе от недру­жественных действий иностранных государств, необходимо повысить эффективность использования имеющихся достижений и конкурентных преимуществ Российской Федерации с учетом долгосрочных тенден­ций мирового развития.

16. В условиях стагнации и рецессии ведущих экономик мира, сниже­ния устойчивости мировой валютно-финансовой системы, обостре­ния борьбы за доступ к рынкам и ресурсам все большее распространение получает практика использования инструментов недобросовестной конку­ренции, протекционистских мер и санкций, в том числе в финансовой и торговой сферах. В целях получения преимуществ ряд государств оказы­вает на Россию и ее партнеров открытое политическое и экономическое давление. Повышенное внимание мирового сообщества к проблемам из­менения климата и сохранения благоприятной окружающей среды ис­пользуется в качестве предлога для ограничения доступа российских компаний к экспортным рынкам, сдерживания развития российской промышленности, установления контроля над транспортными маршру­тами, воспрепятствования освоению Россией Арктики.

17. Рост геополитической нестабильности и конфликтности, усиле­ние межгосударственных противоречий сопровождаются повышением угрозы использования военной силы. Расшатывание общепризнанных норм и принципов международного права, ослабление и разрушение существующих международных правовых институтов, продолжающийся демонтаж системы договоров и соглашений в области контроля над вооружениями ведут к нарастанию напряженности и обострению во­енно-политической обстановки, в том числе вблизи государственной гра­ницы Российской Федерации. Действия некоторых стран направлены на инспирирование в Содружестве Независимых Государств (СНГ) де­зинтеграционных процессов в целях разрушения связей России с ее тради­ционными союзниками. Ряд государств называет Россию угрозой и даже военным противником. Увеличивается опасность перерастания воо­руженных конфликтов в локальные и региональные войны, в том числе с участием ядерных держав. Космическое и информационное пространства активно осваиваются как новые сферы ведения военных действий.

18. Стремление изолировать Российскую Федерацию и использова­ние в международной политике двойных стандартов препятст­вуют повышению эффективности многостороннего сотрудничества на таких важных для мирового сообщества направлениях, как обеспечение равной и неделимой безопасности для всех государств, в том числе в Ев­ропе, урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, экстремиз­мом, наркобизнесом, организованной преступностью, распространением инфекционных заболеваний, обеспечение международной информаци­онной безопасности, решение экологических проблем.

19. Все более актуальной становится проблема морального лидер­ства и создания привлекательной идейной основы будущего мироустрой­ства. На фоне кризиса западной либеральной модели рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традицион­ных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнацио­нальных и межконфессиональных конфликтов. Проводятся информаци­онные кампании, направленные на формирование враждебного образа России. Ограничивается использование русского языка, запрещается дея­тельность российских средств массовой информации и использование российских информационных ресурсов, вводятся санкции в отноше­нии российских спортсменов. Российская Федерация необоснованно об­виняется в нарушении международных обязательств, проведении компь­ютерных атак, вмешательстве во внутренние дела иностранных государств. Российские граждане и соотечественники, проживающие за рубежом, подвергаются дискриминации и открытому преследованию.

20. Недружественные страны пытаются использовать имею­щиеся в Российской Федерации социально-экономические проблемы для разрушения ее внутреннего единства, инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и раскола рос­сийского общества. Все более активно применяются непрямые методы, направленные на провоцирование долговременной нестабильности внутри Российской Федерации.

21. На фоне реализации целенаправленной политики по сдержива­нию Российской Федерации жизненно важное значение для нашей страны приобретают укрепление ее суверенитета, независимости, государст­венной и территориальной целостности, защита традиционных духовно-нравственных основ российского общества, обеспечение обороны и безо­пасности, недопущение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.

22. Основными факторами, определяющими положение и роль Рос­сийской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить тех­нологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу. Состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здраво­охранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкуренто­способности России. Выход на передовые позиции в этих областях обес­печит дальнейшее укрепление обороноспособности страны, достижение национальных целей развития, создаст условия для повышения междуна­родного авторитета Российской Федерации и привлекательности со­трудничества с ней для других государств. Сохранение российской само­бытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Феде­рации и ее открытости миру.

23. Формирование новых архитектуры, правил и принципов мироуст­ройства сопровождается для Российской Федерации появле­нием не только новых вызовов и угроз, но и дополнительных возможно­стей. Перспективы долгосрочного развития и позиционирование Рос­сии в мире определяются ее внутренним потенциалом, привлекательно­стью системы ценностей, готовностью и способностью реализовать свои конкурентные преимущества путем повышения эффективности государ­ственного управления.

24. Российская Федерация выступает за расширение равноправ­ного многостороннего сотрудничества, укрепление и развитие универ­сальных международных институтов в целях снижения глобальной на­пряженности, укрепления международной безопасности, выработки меха­низмов взаимодействия и согласования интересов разных центров разви­тия, определения общих подходов и правил поведения в экономической и торговой сферах. Сближение позиций и общая ответственность за буду­щее мира позволят всем государствам получить больше возможностей для совместного решения глобальных проблем, выравнивания соци­ально-экономического развития стран и регионов планеты, сбережения морального и физического здоровья человечества.

III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты

25. С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Россий­ской Федерации и в мире ее национальными интересами на современном этапе являются:

1)    сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;

2)     защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;

3) поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепле­ние законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

4) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологиче­ского воздействия;

5) устойчивое развитие российской экономики на новой технологи­ческой основе;

 

6) охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и ра­циональное природопользование, адаптация к изменениям климата;

7) укрепление традиционных российских духовно-нравственных цен­ностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;

8) поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений.

26. Обеспечение и защита национальных интересов Российской Фе­дерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала; оборона страны;

2) государственная и общественная безопасность;

3) информационная безопасность;

4) экономическая безопасность;

5) научно-технологическое развитие;

6) экологическая безопасность и рациональное природопользова­ние;

8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценно­стей, культуры и исторической памяти;

9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международ­ное сотрудничество.

IV. Обеспечение национальной безопасности

27. Национальная безопасность обеспечивается путем достиже­ния целей и решения задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов.

Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала

28. Народ является носителем суверенитета Российской Федера­ции и ее главным достоянием. Российские духовно- нравственные идеалы и культурно-исторические ценности, талант народа лежат в ос­нове государственности и являются фундаментом для дальнейшего раз­вития страны.

29. Реализуемая в Российской Федерации государственная соци­ально-экономическая политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, создание условий для укрепления здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение жилищных условий и расширение возможностей для получения качественного образования.

30. Особое внимание уделяется поддержке семьи, материнства, от­цовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, воспитанию детей, их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физиче­скому развитию. Активно формируются условия для достойной жизни стар­шего поколения. Повышение рождаемости становится обязательным ус­ловием для увеличения численности населения России.

31. Дальнейшее развитие человеческого потенциала должны обеспе­чить меры, направленные на устойчивый рост доходов и благосостояния российских граждан, создание комфортной и безопасной среды для проживания, формирование здорового образа жизни, безусловную реали­зацию на всей территории страны конституционных прав и гарантий в сферах здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, социального обеспечения, образования и культуры.

32. Целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый ес­тественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина.

33. Достижение целей государственной политики в сфере сбереже­ния народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем решения следующих задач:

 

1) увеличение реальных доходов населения, сокращение числа мало­обеспеченных граждан, снижение уровня неравенства граждан в за­висимости от их доходов;

2) повышение качества социальных услуг и их доступности для всех граждан, формирование условий для активного участия в жизни обще­ства лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц старших возрастных групп;

3) повышение рождаемости, формирование мотивации к многодет­ности;

4) увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смерт­ности и уровня инвалидизации населения, профилактика профес­сиональных заболеваний;

5) повышение качества и доступности медицинской помощи, вклю­чая вакцинацию, и лекарственного обеспечения;

6) обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препара­тов и медицинских изделий;

7) повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом; развитие системы мо­ниторинга биологических рисков для предупреждения биологических уг­роз и реагирования на них;

8) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления, развитие системы социально-гигиенического монито­ринга;

9) повышение физической и экономической доступности безопасной и качественной пищевой продукции;

10) выявление и развитие способностей и талантов у детей и моло­дежи;

11) повышение качества общего образования;

 

12) предоставление гражданам широких возможностей для получе­ния среднего и высшего профессионального образования, профессио­нальной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соот­ветствии с потребностями рынка труда;

13) обучение и воспитание детей и молодежи на основе традицион­ных российских духовно-нравственных и культурно-историче­ских ценностей;

 

14) развитие сферы культуры, повышение доступности культур­ных благ для граждан;

15) улучшение жилищных условий граждан, повышение доступно­сти и качества жилья, развитие жилищно-коммунальной инфраструк­туры;

16) создание комфортной среды для проживания во всех населен­ных пунктах, развитие их транспортной и энергетической инфраструк­туры.

Оборона страны

34. Военно-политическая обстановка в мире характеризуется форми­рованием новых глобальных и региональных центров силы, обост­рением борьбы между ними за сферы влияния. Возрастает значение во­енной силы как инструмента достижения субъектами международных от­ношений своих геополитических целей.

35. Усилению военных опасностей и военных угроз Российской Феде­рации способствуют попытки силового давления на Россию, ее со­юзников и партнеров, наращивание военной инфраструктуры Организа­ции Североатлантического договора вблизи российских границ, активи­зация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия.

36. На фоне развития потенциала глобальной системы противоракет­ной обороны Соединенные Штаты Америки (США) прово­дят последовательный курс на отказ от международных обязательств в области контроля над вооружениями. Планируемое размещение амери­канских ракет средней и меньшей дальности в Европе и в Азиатско-Ти­хоокеанском регионе формирует угрозу стратегической стабильности и международной безопасности.

37. Продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Афганистане и на Корейском полуострове. Ослабление систем глобаль­ной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.

38. Для подготовки к вооруженной защите и вооруженной за­щиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории организуется оборона страны.

39. Целями обороны страны являются создание условий для мир­ного социально-экономического развития Российской Федерации и обес­печение ее военной безопасности.

40. Достижение целей обороны страны осуществляется в рамках реали­зации военной политики путем стратегического сдерживания и пре­дотвращения военных конфликтов, совершенствования военной органи­зации государства, форм применения и способов действий Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готов­ности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны. При этом особое внимание уделяется решению следующих задач:

1) своевременное выявление существующих и перспективных воен­ных опасностей и военных угроз;

2) совершенствование системы военного планирования в Россий­ской Федерации, разработка и реализация взаимосвязанных политиче­ских, военных, военно-технических, дипломатических, экономических, информационных и иных мер, направленных на предотвращение приме­нения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и тер­риториальной целостности;

3) поддержание на достаточном уровне потенциала ядерного сдер­живания;

4) обеспечение заданной степени готовности к боевому примене­нию Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и ор­ганов;

5) защита национальных интересов и граждан Российской Федера­ции за пределами ее территории;

6) сбалансированное развитие компонентов военной организации, наращивание оборонного потенциала, оснащение Вооруженных Сил, дру­гих войск, воинских формирований и органов современными вооруже­нием, военной и специальной техникой;

7) совершенствование планирования мер по обеспечению мобили­зационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и их реализации в необходимом объеме, своевременное обновление и под­держание на достаточном уровне военно-технического потенциала во­енной организации государства;

8) своевременный учет тенденций изменения характера современ­ных войн и вооруженных конфликтов, создание условий для наиболее полной реализации боевых возможностей войск (сил), выработка требо­ваний к перспективным формированиям и новым средствам вооружен­ной борьбы;

9) обеспечение технологической независимости оборонно-промыш­ленного комплекса Российской Федерации, его инновацион­ное развитие, сохранение лидерства в разработке и производстве новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружений, военной и специальной техники;

10) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъек­тов Российской Федерации и экономики муниципальных образова­ний, подготовка органов государственной власти, органов местного само­управления и организаций, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к обеспечению защиты государства от воору­женного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время;

12) планирование и проведение мероприятий по подготовке к за­щите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; поддержание на высоком уровне морально-политического и психологического состоя­ния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины в Воору­женных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;

13) военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе граждан;

14) повышение уровня социальной защищенности военнослужа­щих, членов их семей, граждан, уволенных с военной службы, а также улучшение условий военной службы.

Государственная и общественная безопасность

41. Обеспечению государственной и общественной безопасно­сти способствует реализация мер, направленных на усиление роли го­сударства как гаранта безопасности личности и прав собственности, по­вышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Россий­ской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствова­ние единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совер­шение преступления, а также на формирование в обществе атмосферы не­терпимости к противоправной деятельности.

42. Несмотря на принимаемые меры, в Российской Федерации оста­ется высоким уровень преступности в отдельных сферах. Совершается большое количество преступлений против собственности, в сфере ис­пользования водных биологических и лесных ресурсов, в сфере жи­лищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Растет число преступлений, совершаемых с использованием ин­формационно-коммуникационных технологий. Дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку оказывают экстре­мистские проявления.

43. Сохраняются угрозы, связанные с возникновением чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе вследст­вие изменения климата, лесных пожаров, наводнений и паводков, износа инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, заноса и рас­пространения опасных инфекционных заболеваний.

44. Деструктивные силы за рубежом и внутри страны предприни­мают попытки использования объективных социально-эконо­мических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информаци­онной сфере. Не ослабевает активность разведывательной и иной дея­тельности специальных служб и организаций иностранных государств, осуществляемой в том числе с использованием подконтрольных им российских общественных объединений и отдельных лиц. Международ­ные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу и работу по вербовке российских граждан, соз­данию на территории России своих законспирированных ячеек, вовлече­нию в противоправную деятельность российской молодежи. Для распро­странения недостоверной информации, организации незаконных публич­ных акций широко используются возможности глобальных интернет-компаний.

45. На фоне сохраняющихся в Российской Федерации социально-экономических проблем растет потребность общества в повышении эф­фективности государственного управления, обеспечении социальной справедливости, усилении борьбы с коррупцией и нецелевым использо­ванием бюджетных средств и государственного имущества, в проведе­нии не подверженной влиянию групповых и родственных интересов кадровой политики в органах публичной власти и организациях с госу­дарственным участием.

46. Целями обеспечения государственной и общественной безопасно­сти являются защита конституционного строя Российской Фе­дерации, обеспечение ее суверенитета, независимости, государствен­ной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод че­ловека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, полити­ческой и социальной стабильности в обществе, совершенствование меха­низмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепле­ние законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравст­венных ценностей от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера.

47. Достижение целей обеспечения государственной и общест­венной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение следующих задач:

1) недопущение вмешательства во внутренние дела Российской Фе­дерации, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб, организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, наносящей ущерб национальным интересам Российской Федерации, других преступных посягательств на основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, в том числе путем инспирирования “цветных революций”;

2) обеспечение безопасности проводимых на территории Россий­ской Федерации общественно-политических и иных мероприятий;

3) обеспечение защиты и охраны государственной границы Россий­ской Федерации, охраны территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также модернизация пограничной инфраструктуры, совершенствование механизмов пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологиче­ского и иных видов контроля;

4) повышение доверия граждан к правоохранительной и судеб­ной системам Российской Федерации, совершенствование системы об­щественного контроля, механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности;

5) развитие институтов гражданского общества, поддержка общест­венно значимых инициатив, развитие взаимодействия инсти­тутов гражданского общества и населения с органами публичной вла­сти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напря­женности;

6) повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплек­сов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

7) предупреждение и пресечение террористической и экстремист­ской деятельности организаций и физических лиц, попы­ток совершения актов ядерного, химического и биологического терро­ризма;

8) снижение уровня криминализации общественных отношений, разви­тие единой государственной системы профилактики правона­рушений;

 

9) предупреждение проявлений радикализма, профилактика экстре­мистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовер­шеннолетних и молодежи;

10) снижение уровня преступности в экономической сфере, в том числе в кредитно-финансовой, а также в сферах жилищно-коммунального хозяйства, использования земельных, лесных, водных и водных биоло­гических ресурсов;

 

11) предупреждение и пресечение правонарушений и преступле­ний, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, финансирова­ния терроризма, организации незаконного распространения наркотиче­ских средств и психотропных веществ, а также использования в противо­правных целях цифровых валют;

12) реализация принципа неотвратимости наказания за соверше­ние преступления;

 

13) предупреждение и пресечение преступлений коррупционной на­правленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным уча­стием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмеще­ние ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение;

14) совершенствование института ответственности должностных лиц за действия (бездействие), повлекшие за собой неэффективное использо­вание бюджетных средств и недостижение общественно значимых ре­зультатов национального развития;

15) выявление и пресечение преступлений, связанных с незакон­ным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также нар­котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

16) противодействие незаконной миграции, усиление контроля за ми­грационными потоками, социальная и культурная адаптация и инте­грация мигрантов;

17) предупреждение и нейтрализация социальных, межконфессио­нальных и межнациональных конфликтов, сепаратистских проявлений, предупреждение распространения религиозного радикализма, деструк­тивных религиозных течений, формирования этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан;

18) повышение безопасности дорожного движения;

19) повышение эффективности мер по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) обеспечение защиты населения от опасных инфекционных заболе­ваний, способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области сани­тарно-эпидемиол



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.