|
|||
Сеййид Муджтаба 9 страницаЧтобы достичь Бога, нам следует украсить себя божественными атрибутами, дабы подготовиться к встрече с Ним в ходе нашего краткого пребывания в этом мире. Тогда мы можем вернуться к Нему — источнику и началу нашего существования, Для этого необходимы действия и усилия, направленные на самоочищение, ибо ответственность за подобные действия ложится на плечи человека, которому оказано божественное доверие.
ЛЕКЦИЯ 14 Взгляд на справедливость Бога
Проблема справедливости, как одного из атрибутов Бога, имеет собственную историю. Многочисленные течения в исламе придерживались различных взглядов на эту проблему, интерпретируя ее в соответствии со своими принципами. Некоторые сунниты, придерживающиеся взглядов теолога Абул Хасана Ашари, не рассматривают справедливость Бога как предмет веры, отрицают, что справедливость движима божественными актами. По их мнению, Бог обращается к некоему лицу, и, независимо от того, что Он тому лицу предвещает — наказание или награду, Он судит о нем беспристрастно, хотя по человеческим меркам Его приговор может показаться несправедливым. Таким образом, эти ашариты разграничивают справедливость Бога от Его действий и поступков, а следовательно, считают справедливым любое действие, приписываемое Богу. Если Он награждает добродетельного и наказывает грешника, это считается справедливым актом, и наоборот. Их утверждение о том, что сами термины "справедливость" и "несправедливость" не имеют смысла применительно к Богу, без сомнения, рассчитано на то, чтобы возвысить священную сущность Бога до уровня высшей трансценденции. Однако, ни одно мыслящее существо не станет рассматривать эти поверхностные и недостаточные понятия как нечто, имеющее отношение к трансценденции Бога. Действительно, они подразумевают отрицание порядка в мире, принципа каузальности в мире и поступках и действиях отдельных людей. Последователи Ашари полагают, что яркое излучение интеллекта затухает при столкновении с перцепциями и религиозными проблемами, что разум неспособен принести человеку пользу, осветить его путь. Данное утверждение не соответствует ни кораническому учению, ни содержанию сунны. Коран считает, что пренебрежение интеллектом свидетельствует о заблуждении, неправильном руководстве; поэтому Коран призывает людей к размышлениям и медитации, дабы познать божественное знание и религиозную веру. Те, кому не удается извлечь пользу от этого излучения светоча внутри их самих, сравнимы с животными. В Коране сказано: "Худшие из животных пред Аллахом — глухие, немые, которые не разумеют" (8:22) Пророк утверждает: "Бог придал человеку двух проводников: одного внешнего — посланников Божьих, другого внутреннего — силу его мысли". Му'тазилиты и шииты выступают против ашаритов и их школы. Из всех атрибутов Бога они выбрали справедливость как основополагающий принцип своей веры. Опираясь на рациональные доводы, они отвергали как несовместимую с принципом справедливости доктрину божественной предопределенности судьбы людей и их поступков. Они полагают, что справедливость составляет основу Божественных актов как в том, что касается упорядоченности мироздания, так и в том, что затрагивает земные законы. Подобно тому, как человеческие поступки измеряются критериями добра и зла, так и поступки Творца измеряются теми же критериями. Поскольку логика разума устанавливает, что справедливость, во всяком случае, достойна похвалы, а несправедливость, безусловно, заслуживает порицания, объект поклонения, характеризуемый безграничными интеллектом и духом, ни в коей мере не способен совершить акт, который считает недопустимым. Когда мы утверждаем, что Бог справедлив, мы тем самым подразумеваем, что Его всезнающая, созидательная сущность не совершает ничего такого, что противоречило бы мудрости и пользе. Концепция мудрости применительно к Творцу не подразумевает того, что Он обязательно избирает наилучшее средство достижения Его целей, ибо только человек может двигаться от несовершенства к совершенству. Бог озабочен тем, чтобы обеспечить развитие всего живого от несовершенства к совершенству, к тем целям, которые врожденны для их бытия сущности. Мудрость Бога состоит в том, что Он имплантирует некую форму Своей милости в суть каждого явления, а затем, дав ему толчок к существованию, побуждает продвигаться к совершенству. Таким образом, справедливость имеет широкое толкование, исключающее, в частности, понятия угнетения, подавления, другие безрассудные поступки. Разъясняя сущность справедливости Бога, имам Джафар ас-Садик, да будет над ним мир, утверждает: '"Справедливость в понимании Бога означает, что вам ничего не следует приписывать Богу, ибо в этом случае позор и срам падут на вашу голову". Постыдные деяния человека проистекают из его невежества и отсутствия осведомленности о предписаниях Божьих; иногда они являются порождением ненависти и враждебности, которые, подобно искре, вспыхивают внутри человека. На свете немало людей, которые питают отвращение к гнездящимся в их душах дурным помыслам; однако, не подозревая о страшных последствиях своих поступков, они время от времени бывают несправедливыми, нечестивыми, пятнают себя всевозможными порочными деяниями. Иногда человек ощущает потребность приобретательства, жажду наживы. В этом коренится источник многих бед и несчастий человека, ибо преобладание в его душе таких качеств, как голод, нужда, жадность, обуславливают агрессивность его поведения, а в конечном счете опасность для общества. Под влиянием указанных факторов человек теряет остатки самоконтроля, концентрируя все усилия на удовлетворении своего желания и нарушая при этом все этические нормы и стандарты. Уникальная сущность Бога, этого безграничного бытия, свободна от подобных тенденций и проявлений, ибо ничто не в состоянии укрыться от Его знаний, Невозможно представить себе, чтобы Он не сумел справиться со злом, противостоять порокам, ибо Он Предвечный, чьи извечные лучи, божественное сияние вдыхает жизнь во все сущее, кто дает толчок движению, многообразию и развитию. Тончайшая, неуловимая сущность пронизывает все степени совершенства, не испытывает нужду в чем-либо. Его власть и могущество, безусловно, безграничны и ни в чем не испытывают недостатка; итак, разве Его можно было бы отторгнуть от тропы справедливости и направить против кого-то, заставить Его совершить акт мести, дабы успокоить его душу. В Боге невозможно обнаружить ни малейших мотивов несправедливых поступков, и, действительно, самое понятие несправедливости и подавления неприменимо к Нему, чья щедрость и милосердие охватывают все бытие, и чья святость отчетливо проявляется во всем сущем. В Коране неоднократно подчеркивается мысль о невозможности проявления Богом несправедливости в отношении кого-либо: "Поистине, Аллах ни в чем несправедлив к людям, но люди несправедливы сами к себе!" (10:44). Из приведенного отрывка, очевидно, что Бог отмежевывается от самого понятия несправедливости, являющейся омерзительным свойством человека, но, увы, присущим ему. Кроме того, разве мог бы Бог призывать людей вершить справедливость и проявлять беспристрастность друг к другу, если бы руки Его были запятнаны неблаговидными поступками? В Коране сказано: "Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления. Он увещает вас: может быть, вы опомнитесь!" (16:90). Ислам столь высоко восхваляет справедливость, что если группа мусульман желает отступить от тропы справедливости и добродетели и вовлекается в дела неблаговидные, то им грозит гибель, хотя бы чревато это было войной. Коран предписывает: "И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который не справедлив, пока он не обратится к велению Аллаха. А если он обратится, то примите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных" (49:9). Любопытным в отрывке представляется то, что примирителю строго предписывается убедиться в факте примирения враждующих сторон на основе справедливости и беспристрастия. Может случиться и так, — особенно в том случае, если войну начинают в агрессивных целях, — что примиритель пытается закончить спор, проявляя снисхождение к виноватой стороне и прощая ее ошибки; что примиритель убеждает одну их сторон отказаться от выдвижения претензий в адрес другой. Подобный подход может способствовать усилению чувства агрессивности в том, кто затеял войну из корыстных побуждений. В таком случае принято делать агрессору уступки, дабы умерить его аппетит. Хотя и представляется целесообразным добровольный отказ от претензий, отказ может оказать нежелательное воздействие на менталитет агрессора. Задача ислама заключается в том, чтобы искоренить насилие и несправедливость в мусульманском обществе, чтобы убедить его членов в бессмысленности стремления приобрести что-либо путем применения силы и агрессии. Если взглянуть на порядок вещей во вселенной, можно заметить, что все физические явления уравновешиваются некоей всеобъемлющей силой. Это со всей очевидностью видно на примере строения атомов, движения электронов, вращения планет, движения всех тел. Это наблюдается и в жизни растений, минералов, живых организмов. Подобную сбалансированность вещей и явлений необходимо исследовать, ибо она свидетельствует о безоговорочном порядке и системе во вселенной, которые находят свое математическое подтверждение в уравнениях. Наш правдолюбивый Пророк следующим образом охарактеризовал понятие универсальной справедливости и равновесия в мироздании: ''Истинное равновесие и симметрия поддерживают землю и небеса". Коран приписывает следующие слова Моисею, да пребудет над ним и над нашим Пророком мир: "Господь наш тот, кто дал каждой вещи ее строй, а потом вел по пути" (20:50). В этой краткой сентенции Моисей объясняет Фараону способ, с помощью которого была создана вселенная, с ее упорядоченностью и красотой. Моисей стремился уберечь Фараона от совершения ошибок и заблуждений, помочь ему постигнуть сущность справедливого и божественного гармоничного порядка во вселенной. Таким образом, упорядоченность и справедливость неизбежно господствуют над миром, и все вещи, согласно их субординации подчиняющиеся нормам и законам мироздания, вовлечены в процесс движения к совершенству. Любое отклонение от модели порядка и справедливости и построенных на них отношениях приведет к смуте и хаосу, когда в природе происходят нарушения норм симметрии и порядка, то внутренние и внешние факторы как бы сами устраняют причины и помехи, приводящие к этим нарушениям, и восстанавливают тот порядок, который ведет к тропе совершенства. Когда тело подвергается нашествию микробов, белые кровяные шарики вступают в дело, стремясь нейтрализовать их воздействие, В данном случае лекарство является тем внешним фактором, который помогает белым шарикам бороться с микробами и тем самым установить равновесие в теле. Наконец, невозможно себе представить, чтобы Бог, чья любовь безгранична и чья милость к рабам Своим беспредельна, мог бы совершить несправедливость в их отношении. Поистине, верно сказано в Коране: "Аллах — тот, который дал вам землю пребыванием, а небо — строением, и сформировал вас, и прекрасно дал вам формы, и наделил вас благами. Это вам Аллах — ваш Господь. Благословен же Аллах, владыка миров!" (40:64).
ЛЕКЦИЯ 15 Есть ли справедливость в мире, где происходят страдания и лишения
Вопрос о справедливости Бога затрагивает и другие проблемы, в частности, проблему бедствия и катастроф в естественном мироздании, проблему неравенства и зла в обществе. проблемы, с которыми сталкиваются люди, столь важны и фундаментальны, что вещи, казавшиеся вначале неустойчивыми, сомнительными, в конце концов превращаются в неразрешимый клубок противоречий. Люди, обуреваемые сомнениями, задаются вопросом о том, каким образом в мире, основанном на разуме и мудрости, продолжают существовать страдания, боль и зло, почему в мире происходят бедствия и несчастья, потери и гибель. Почему в различных частях мира ужасные бедствия обрушиваются на человечество, приносят людям горе и разрушения? Почему один человек уродлив, другой — красив, один — здоров, другой — болен? Почему все люди не созданы равными? Разве это не указывает на то, что справедливости нет в мире? Справедливость в мире зависит от того, присутствуют ли в мире такие уродливые явления, как угнетение, дискриминация и бедствия; свободно ли общество от недостатков, болезни, нищеты. С самого начала следует допустить, что наша оценка состояния вещей в природе такова, что не позволяет нам проникнуть в самые сокровенные глубины явлений; эта оценка недостаточна для анализа целей и смысла существования вещей. Наше изначальное восприятие негативных явлений в мире носит поверхностный характер; мы не готовы к тому, чтобы признать истину, лежащую за пределами нашего изначального восприятия. Мы не в состоянии с самого начала очертить конечные цели этих явлений, следовательно, мы склонны рассматривать их как символ несправедливости. Наши чувства восстают и ведут нас к самому нелогичному анализу. Но если задуматься поглубже, можно заметить, что подобная односторонняя оценка явлений, которым мы приписываем несправедливость, проистекает из наших интересов, или интересов тех людей, с которыми мы прямо или косвенно связаны, от нашего критерия оценки. Все, что защищает наши интересы, это — хорошо, противоречит им — плохо. Иными словами, наши суждения о добре и зле основываются на близоруком, узком восприятии вещей, на отсутствии точных знаний относительно норм оценки. Можем ли мы извлечь пользу и потерпеть урон, пользуясь критерием добра и зла? Наш материальный мир постоянно меняется. Явления, которых сегодня не было, могут произойти завтра; одни вещи исчезнут, другие появятся. Очевидно, что то, что сегодня полезно и выгодно одним людям, завтра может исчезнуть. Но для тех из нас, которые мыслят категориями ближайшей жизни, приобретение вещей — благо, потеря их — зло. Однако, невзирая на проблемы человека и связанного с ним мира, меняющаяся природа мира постоянно производит все новые и новые явления. Если бы мир не предусматривал возможность изменений, явления перестали бы существовать, и вопросов, связанных с добром и злом, не было бы. В подобном гипотетическом, статичном мире не было бы ни потерь, ни приобретений; ни противоположения, ни соответствий; ни многообразия, ни однообразия; ни движения, ни совмещения. В мире без недостатков и потерь нет, и не может быть каких-либо критериев гуманизма, морали, общественной жизни, законов. Развитие и изменения являются результатом движения планет, их вращения; если эти факторы отсутствуют, то отсутствуют и земля, луна, солнце, день, месяц, год. Обстоятельный взгляд на порядок вещей в мире позволяет нам понять, что сейчас является для нас вредным, а что будет полезным завтра. Мир в целом движется в направлении, обусловленном всеобщей целью бытия и пользой для него; в ходе этого процесса индивидуумы могут пострадать, а человечество в целом непрестанно получать пользу. Если бы могли мы проникнуть вглубь океана познаний, перевернуть страницы его книги, полные тайн, то перед нами открылась бы конечная цель всех явлений мироздания, всего бытия. Однако, нашей способности к суждению недостаточно для того, чтобы распутать паутину, опутавшую нас: мы ничего не знаем ни о цепи предшествовавших явлений, обусловивших наше сегодняшнее бытие, ни о цепи будущих явлений. Если бы могли мы взглянуть сверху на равнину мироздания, мы увидели бы все положительные и отрицательные стороны бытия, все таинственные вещи, происходящие в мире; если бы могли мы оценить причины и следствия всех событий в истории, в прошлом, настоящем и будущем; всех событий, происходивших в до-вечности и после-вечности, тогда мы могли бы утверждать, что вред от какого-либо явления перевешивает пользу от него же. Однако располагает ли человек подобным всеобъемлющим познанием о горизонтальной и вертикальной цепи причинности? Способен ли он расположиться на движущейся оси мира? Поскольку мы не располагаем такой способностью, не сможем никогда перенестись на столь бесконечное расстояние; поскольку не сможем мы никогда поднять завесу над всеми тайнами бытия, то наилучшим средством для нас было бы воздержание от односторонних и постепенных суждений, основанных на нашей близорукости. Нам следует признать, что нельзя собственную выгоду превращать в единственный критерий суждения об этой огромной вселенной наблюдения, осуществленные нами в рамках имеющихся в нашем распоряжении данных, не могут составить критерий конкретного суждения. Природа часто подталкивает к решению конкретной цели, которую ни один человек вообразить не в состоянии при данных обстоятельствах. Почему нельзя предположить, что неблагоприятные факторы являются результатом усилий, направленных на подготовку нового явления, которое станет инструментом Божественной воли на земле? Может случиться, что условия и обстоятельства эпохи сделают такие процессы необходимыми. Если бы все пугающие нас изменения и сдвиги не происходили согласно конкретному плану и замыслу, если бы они протекали во времени без каких-либо позитивных либо конструктивных результатов, то на земле не осталось бы ни одного живого существа, включая и человека. Неужели мы обвиняем мир в несправедливости, хаосе, нестабильности лишь из-за наличия каких-то исключительных явлений в природе? Следует ли нам протестовать лишь из-за наличия каких-то недоразумений, больших и малых, забывая обо всех проявлениях мудрости и здравого смысла, обо всех чудесах мира, свидетельствующих о воле и разуме возвышенного бытия? Поскольку человек является свидетелем такого тщательно спланированного явления, как мироздание, он должен допустить, что мир представляет собой целесообразное целое, процесс движения к совершенству. Любое явление в мире подчиняется конкретному критерию, и если это явление представляется неоправданным либо необъяснимым, то происходит это из-за недальновидности человека. Человек должен понимать, что, будучи по природе ограниченным существом, он лишен способности познать цели всех явлений, их содержание. Наше отношение к тяжким недоразумениям мироздания сходно с суждениями жителя пустыни, который, прибыв в город, наблюдает за тем, как мощные бульдозеры сметают старые здания. Он считает это ужасным варварством, но разве с его стороны логично полагать, будто это разрушение носит не спланированный, бесцельный характер? Разумеется, нет, ибо видит он уже лишь процесс разрушения, а не расчетные данные, выполненные архитекторами и другими специалистами. Как некий ученый заметил: "Наше состояние подобно состоянию детей, которые наблюдают за тем, как цирк сворачивает шатры и собирается переезжать на новое место. Ибо цирку ведь надо куда-то переезжать, дабы начинать свои новые выступления, однако недальновидные дети в упаковке шатров, суетливом движении работников цирка не видят ничего иного, кроме развала шатров и прекращения концертов". Если глубже взглянуть на беды и невзгоды в мире, преследующие людей, можно разобраться в том, что в действительности бед и несчастий нет, есть одни лишь благодеяния. То, что благодеяние выступает как благодеяние, а несчастье — как несчастье, зависит от реакции человека на них; одно и то же явление представляется двум разным людям по-разному. Невзгоды и несчастья подобны сигналу тревоги, предупреждающему человека о совершенных им ошибках; они подобны либо его естественной иммунной системе, либо регуляторному механизму, заложенному в нем. Если богатство подталкивает человека к поиску удовольствий и наслаждений, это — несчастье; если бедность и лишения подталкивают человека к поискам путей очищения и совершенствования, это — благодеяние. Таким образом, богатство нельзя рассматривать ни как абсолютную удачу, ни как абсолютную неудачу. Народы, сталкивающиеся с различными враждебными силами и вынужденные бороться за свое выживание, крепнут, становятся могущественнее. Поскольку мы считаем борьбу людей за свое счастье позитивным, конструктивным фактором, нельзя при этом игнорировать ту роль, которую играют в развитии и совершенствовании внутренних свойств человека те лишения, которые он терпит на протяжении всей своей жизни. Люди, лишенные необходимости бороться за лучшую участь, живущие в окружении, свободном от любых противоречий, погружаются в пучину удовольствий и похоти. Часто случается так, что кто-то охотно терпит все страдания и боль ради достижения великой цели! Если бы он не переносил все эти мучения и страдания, цель, достигаемая им, не показалась бы ему столь желанной! Гладкая дорога, по которой слепо и механически продвигается человек, не ведет к совершенству и росту, поэтому усилия, лишенные элемента разума и сознания, не в состоянии произвести коренные преобразования в человеке. Борьба и противоречия подобны плети, бичующей человека. Твердые предметы разрушаются в результате повторяющихся ударов, однако люди, подвергающиеся ударам, крепнут и закаляются от страданий, ими испытываемых. Они бросаются в океан, дабы научиться плавать, и тогда в горниле тяжких страданий и кризиса вырастает гений. Беспредельное потворство своим желаниям, любовь к удовольствиям, презрение к высшим целям — все это свидетельствует о глубоком заблуждении и невежестве человека. Действительно, самыми жалкими и презренными среди людей следует признать тех, кто вырос в роскоши и довольстве, кто никогда не испытывал лишений, кто не чередовал тяжкие дни со счастливыми: солнце их жизни встает и заходит, незамеченное кем-либо. Потакание своим слабостям и желаниям несовместимо с твердостью и возвышенностью духа, с целенаправленными усилиями. Стремление к удовольствиям и разврату, с одной стороны, и сила воли и целеустремленность, с другой, выступают в человеке как две противоположные наклонности. Поскольку ни одну из них нельзя исключить без того, чтобы не перестало существовать другое, необходимо постоянно стремиться к приглушению потребности в удовольствиях, тем самым усиливая противоборствующую силу. Те, кто воспитывался в роскоши, кто никогда не испытывал тягот и радостей жизни, кто всегда пользовался лишь богатством и роскошью, никогда не голодал, — те никогда не сумеют оценить вкус изысканной пищи и радость жизни, не смогут распознать истинную красоту. Радость жизни могут испытать лишь те, кто познал тяготы и лишения в жизни, кто способен справиться с ними, с честью выдержать их. Материальная и духовная свобода способна дарить человеку радость лишь после всех испытанных им взлетов и падений. Вовлекшись в овладение материальными благами, человек как бы заковывает себя в кандалы, теряет вдохновение, стремление к движению. И как неизбежное следствие он пренебрегает стремлением к вечной жизни и внутреннему очищению. Он будет искать убежище во всем, кроме Бога. Поэтому он нуждается в пробуждении, зрелости мыслей, дабы он мог осознать тленность этого эфемерного мира и поверить в конечную цель всего Божественного учения — освобождение души от всех препятствий, мешающих ее носителю достичь совершенства. Очищение души — занятие не из легких, оно требует отречения от всех удовольствий и наслаждений, а процесс освобождения от всего этого является мучительным. Верно, что подобные усилия предпринимаются ради очищения внутренней сущности человека, проявления того, что в нем скрыто. Тем не менее, терпеливое воздержание от совершения греховных поступков и отказ от удовольствий всегда оказываются болезненными для человека, и лишь благодаря настойчивому сопротивлению низшим побуждениям он в состоянии выполнить свою миссию и прервать противостоящие ему барьеры и таким путем вознестись к высшим ценностям.
ЛЕКЦИЯ 16 Некоторые аспекты неравенства
Предположим, что владелец фабрики использует в производстве труд квалифицированных и неквалифицированных работников. Когда наступает время выплаты заработной платы, он платит квалифицированным работникам большую сумму, чем неквалифицированным. Возникает вопрос: справедлив подобный подход к проблеме или нет? Правильно ли действует владелец фабрики? Безусловно, здесь имеет место различие в подходах, однако можно ли назвать это дискриминацией одного перед другим? Справедливость не сводится к тому, чтобы владелец фабрики платил неквалифицированному работнику ту же сумму, что и квалифицированному. Скорее, это означает, что он обязан выплачивать каждой категории работников ту сумму, которую они по уровню своей квалификации заслуживают. Использование подобного подхода позволяет осуществлять сравнительную оценку каждой формы труда, по достоинству оценить его. Деятельность в этом направлении представляет собой красноречивое, практическое воплощение принципа справедливости; поступать иначе означало бы подавление личности, ее дискриминацию и проявление несправедливости к ней; это явилось бы результатом неадекватной оценки относительной ценности вещей при их дифференциации. Рассматривая мир в целом, анализируя различные его части, мы отмечаем, что каждая часть обладает своим местом и функциями, теми свойствами, которые ей присущи. В свете этого можно понять чередование человеческой жизни, света и тьмы, успеха и неудачи как необходимого условия поддержания равновесия в мире. Если бы мир был единообразен, без изменений и чередований, то в нем не существовало бы многообразия видов бытия. Наши суждения будут носить логический и правильный характер с учетом равновесия, господствующего во вселенной, тех взаимодополняющих отношений, которые связывают различные части между собой. Порядок вещей в мироздании основан на равенстве, восприимчивости и мере; именно дифференциация, а не дискриминация, занимает прочные позиции в мироздании. Подобное утверждение позволяет нам исследовать проблему более объективно и конкретно. Дискриминация означает проведение различий между объектами, обладающими одной и той же восприимчивостью, могущими существовать при одних и тех же обстоятельствах. Дифференциация означает проведение различий между мерой, которая различается и не является одной и той же при одних и тех же условиях. Было бы ошибочно утверждать, что для мира было бы лучше выглядеть единообразным и недифференцированным, ибо все движение, деятельность и взаимоизменения возможны благодаря дифференциации. Человек по-разному воспринимает красоту, испытывает от нее разные чувства по той причине, что между красотой и уродством существуют различия. Красота привлекает к себе внимание в том смысле, что она как бы является обратным отражением уродства. Равным образом, если бы человек не подвергался испытаниям, для него добродетель и благочестие не имели бы значение, и не было бы причины очищать душу, сдерживать желания свои. Если покрыть полотно сплошным слоем краски, нельзя называть его картиной: это просто чередование цветов, ничего более. Дабы идентифицировать одну вещь, важно, чтобы она отличалась от других, ибо мерой, позволяющей отличать вещи, или людей, служат их внутренние, либо внешние различия. Одним из чудес мироздания является то, что все творения в нем наделены различными способностями и возможностями. Дабы обеспечить непрерывность социальной жизни, мироздание наделяет каждого индивидуума конкретным комплексом присущих ему склонностей и способностей, взаимодействие которых обуславливает порядок вещей в обществе; каждый индивидуум отвечает определенным потребностям общества и вносит свой вклад в решение его проблем. Естественные различия между индивидуумами, связанные с их способностями и возможностями, побуждают их нуждаться друг в друге. Каждый индивидуум выполняет в обществе те задачи, которые соответствуют его склонностям и возможностям; организованная таким образом социальная жизнь дает возможность человеку развиваться и совершенствоваться. Обратимся для иллюстрации к дому или самолету. Оба объекта состоят из различных частей, сложных и простых, отличающихся друг от друга размерами и формой, обусловленными соотношением каждого компонента по отношению к целому. Если в структуре самолета не существовало бы различий, то он был бы не самолетом, а грудой кое-как скрепленного металлического лома. Если дифференциацию признать мерой справедливости, например, для самолета, то она должна также служить признаком божественной справедливости среди всех созданий мироздания, включая человека. Кроме того, нам следует знать, что дифференциация среди созданий представляет собой нечто присущее самой их природе. Бог не создает ничего, что проявлялось бы дискретно Его воле; Его воля не осуществляется изолированно, Весь мир, с начала до конца, возник как направление Его воли; именно она позволила живым тварям во всем их многообразии возникнуть и развиваться в этом мире. Таким образом, существует конкретный закон и порядок, регулирующие все аспекты существования вещей в природе. В рамках каузальности этот закон принимает характер конкретной соотнесенности с предметом, как об этом сказано в Коране: ''Поистине, Мы ведь всякую вещь сотворили по мере! И приказание Наше — едино, как мгновение ока" (54:49-50). Было бы неверно полагать, будто дифференциация и связи, установленные Богом во всех Его творениях, такие же, как и аналогичные связи, существующие в человеческом обществе. Связь Бога с сотворенными Им вещами — это не просто условность или воображаемая вещь; это связь, проистекающая из самого акта творения. Порядок, введенный Им в расположение вещей, — это результат их сотворения Им. Каждая вещь получает от Бога тот дарованный ей уровень совершенства и красоты, который она в состоянии усвоить.
|
|||
|