Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сеййид Муджтаба 8 страница



 Представляется возможным воспринять множественность в рамках какой-либо данной категории, такой, например, как количество, качество и время. Однако, Бог не ограничен рамками ни одной из указанных категорий, следовательно, невозможно воспринять Его в соответствующем обрамлении.

Если попытаться вообразить себе сущность воды без какого-либо ограничительного атрибута и проделать эту операцию несколько раз, ничего вразумительного, нового, по сравнению с тем, чем мы располагали раньше, не узнаем. Это обусловлено тем, что с самого начала мы воспринимали воду в абсолютном смысле слова, безо всяких условий ограничительного характера, будь то ее количество или качество; именно по этой причине наши многократные попытки выдвинуть новую гипотезу относительно нее терпят крах.

Вместе с тем, добавляя к сущности воды определенные ограничительные и несвойственные ей атрибуты, мы получаем многообразие форм и качеств ее, например, дождевую, родниковую, речную, морскую и т. д, воду, Исключив все ограничительные атрибуты и взглянув на фундаментальную сущность воды, можно отметить, что в этом случае она лишается какой-либо двойственности и обретает единую сущность.

Таким образом, познав бытие, которое присутствует во все времена и во всех местах, которое обладает наивысшей степенью познаваемого совершенства и лишено недостатков, мы с полным основанием должны признать, что двойственность никак не может быть присуща столь возвышенной реальности; в противном случае это означало бы признать ее реальность конечной и ограниченной.

Бог не может стоять первым в некоем числовом ряду, по этой причине мы не можем вообразить Его первым членом какой-либо категории, за которым мог бы следовать второй и т. д., ибо последующие в чем-то могли бы быть тождественны первому.

Поскольку многообразие вещей проистекает из явлений ограничительного характера, разграничивающих их друг от друга, было бы иррационально постулировать второе в качестве бытия, свободного от всех пределов и рамок. Существование второго означало бы, что первое имеет пределы и рамки, а с исключением из наших рассуждений пределов и рамок мы, вероятно, не смогли бы утверждать наличие двух существ бытия; наша концепция второго явилась бы попросту повторением концепции первого.

Доктрина божественного единства подразумевает, что сущность Бога является абсолютно неоспоримой, при условии, что Он рассматривается независимо, вне связи с любыми объектами феноменами бытия. Равным образом, при условии, что Его бытие рассматривается в совокупности с феноменальными явлениями, вновь Его существование является абсолютно неоспоримым. И, напротив, если рассматривать случайные явления в отрыве от Бога, никак нельзя утверждать, что они существуют, ибо их существование зависит целиком от Творца.

Поэтому, приписывая Богу категории ограниченности и условности, мы тем самым тщимся доказать, что Бог прекратит свое существование, как только ограниченность и условность сойдут на нет. Однако, существование не подвержено условностям и множественности, поэтому разум не в состоянии постулировать второй член Его категории.

Попытаемся проиллюстрировать сказанное. Предположим, что мир бесконечен, не имеет границ, беспределен, В таком случае, поскольку все измерения в этом мире отличаются своим бесконечным характером, невозможно вообразить себе иной мир, с другими измерениями. Объяснение тому заключается в том, что концепция бесконечного мира вещей необходимым образом исключает возможность существования другого подобного же мира. Если попытаться постигнуть подобный мир, то окажется, что он либо тождествен первому миру, либо является частью его.

Таким образом, признавая, что божественная сущность является абсолютным бытием, мы полем, что постулирование идеи существования второго бытия, сходного с Ним, совершенно аналогично нашим попыткам вообразить себе второй мир вещей, сосуществующий с бесконечным миром вещей. Иными словами, утверждение оказывается несостоятельным.

Из сказанного, очевидно, что сущность Бога Единственного не та же, что сущность Бога не двойственного; непостижима именно вторая сущность, при этом исключительное обладание божественностью обуславливается Его сущностью. Он начинает отличаться от всего иного, кроме Себя самого, отличаться не предельностью, а самой своей сущностью, очевидно, отличающейся от всего остального. И, напротив, все остальное бытие приобретает свою отличительность не из своей сущности, а от Бога.

Мы доказали, что между всеми компонентами мира существует исключительная взаимосвязь и гармония. Человек производит углекислый газ, благодаря которому растения дышат; деревья и растения выделяют кислород, которым дышит человек. В результате подобного взаимообмена между людьми и растениями определенное количество кислорода постоянно циркулирует в природе; не будь этого, на земле не было бы жизни.

Объем тепла, получаемого землей от солнца, соответствует потребностям живых существ в тепле. Скорость вращения земли вокруг солнца и расстояние между ними обеспечивают человеку жизнь на земле. Расстояние от земли до солнца определяет степень тепла, соответствующего потребностям людей. Если бы скорость вращения земли была медленнее, дни и ночи стали бы длиннее, а интенсивность солнечного тепла достигла бы уровня, когда вся растительность на земле выгорела бы, в то время как долгие холодные ночи зимой способствовали бы обморожению новых ростков и побегов растений в почве.

С одной стороны, уменьшение интенсивности солнечных лучей хотя бы наполовину привело бы к гибели от холода всех живых существ на планете, с другой, удвоение их интенсивности явилось бы причиной уничтожения жизни в самом ее зародыше. Если бы луна находилась чуть дальше от земли, приливы и отливы хаотически подступились бы к горам, могли бы даже затопить некоторые из них.

В свете сказанного мир представляется своего рода караваном, в котором все путники связаны как бы одной цепью, совместно продвигаются по направлению к одной цели. Каждый элемент этого организма выполняет свою конкретную функцию, все другие части и элементы как бы дополняют друг друга.

Мир, коренящийся на единстве и взаимосвязи своих частей, обязательно имеет своим происхождением единый источник, единый принцип. Бытие проистекает из единого источника; если признать, что всеобщность вселенной едина, то придется согласиться с тем, что и Создатель ее один. Тот факт, что Создатель сотворил единство вещей во всем многообразии их в мире, является сам по себе убедительным подтверждением Его единственности, универсальности, силы и мудрости. В Коране сказано: "Видели ли вы ваших сотоварищей, к которым взываете помимо Аллаха? Покажите, что они сотворили на земле? Или у них есть участие на небесах? Или Мы даровали им книгу, и они имеют ясное знамение от нее? Нет! Обещают неправедные друг другу только обольщение. Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли. А если бы они исчезли, то никто бы их не удержал после Него. Он ведь — кроток, прощающ!" (35:40-41).

Наша внутренняя, врожденная природа — это фундаментальное измерение нашего существования — также подтверждает единственность Бога. В тяжкие минуты испытаний все наши желания и устрашения концентрируются в одной точке, в одном направлении: мы поверяем свои сердца, свои души Ему.

Один из учеников имама Джафара Ас-Садика, да будет над ним мир, как-то спросил его: "Каковы доказательства того, что Бог единичен?".

Имам ответил: "Доказательством Его единичности служит взаимосвязь и неразрывность всего мироздания, порядок вещей в природе". В Коране говорится: "Если бы были на небе и на земле боги, кроме Аллаха, то погибли бы они".

Таким образом, упорядоченность и Всеобъемлющность, господствующие в мире, отвергают теорию о том, что могут существовать и другие боги, управляющие теми же сферами бытия.

Хотя в Коране подчеркивается единственность Бога в Его творениях и мудрости, в нем также упоминается о роли тех мотивов и путей, с помощью которых божественные предписания выполняются. В нем, в частности, говорится: "Аллах ниспослал с неба воду, оживил ею землю после ее смерти. Поистине, в этом — знамение для людей, которые слушают!" (16:65).

Поскольку мы уже пришли к выводу, что только Бог обладает мощью созидания, повеления и управления всей вселенной и что любая причина и следствие подчинены Его воле и приказам, как же после всего этого можем мы вообразить иное бытие на том же божественном уровне, поклоняться иному богу? Коран утверждает: "А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха" (2:165), "Из Его знамений — день и ночь, солнце и луна. Не поклоняйтесь солнцу и луне, а поклоняйтесь Аллаху, который сотворил их, если вы Его почитаете!" (41:37).


 

 

ЛЕКЦИЯ 12

Безграничная власть Бога

 

Свидетельством безграничной власти Бога наилучшим образом может служить сотворенная Им вселенная со всеми ее многообразными формами и проявлениями, которые невозможно полностью ни описать, ни представить.

Всматриваясь в творение Божье, мы обнаруживаем, что сталкиваемся с такой огромной энергией, мощь и границы которой невозможно представить. Взгляд на мироздание, на миллионы истин, сокрытых в чудесах природы и глубинах человеческого бытия, самым наглядным образом подтверждает неисчислимые масштабы Его могущества, сумевшего сотворить богатейший порядок вещей, не поддающихся объяснению.

Именно несравненная власть и могущество Бога обязывает человека смиренно преклоняться перед величием Творца. Нет слов для того, чтобы выразить масштаб Его могущества; настолько велика сила Его, что достаточно произнести Ему одно лишь слово "Будь!", как вещь возникает из небытия: "Его приказ, когда Он желает чего-нибудь, — только сказать ему: "Будь!" — и оно бывает" (36:82).

Закон, отраженный в этом отрывке, служит наилучшим свидетельством Его безграничной власти, проявлением Его бесконечного могущества и величия. Эта власть отрицает какие-либо пределы и ограничения, провозглашает неуместность применения каких-либо критериев и измерений по отношению к божественному закону.

Естествоиспытатели, проводящие опыты в лабораториях и достигающие при этом огромных успехов, до сих пор так и не сумели овладеть знаниями о самых глубинных тайнах той единственной, неповторимой истины среди множества других проявлений бытия. Вместе с тем, частичные, искаженные знания о вещах, приобретенные человеком, подталкивают его к сознанию того, что некая сверх могущественная сила сотворила все это бесконечное многообразие вещей во вселенной.

Рассмотрим диапазон Его творений; крошечные создания и гигантские твари, живущие как на поверхности земли, так и в глубинах океана; нежные, певчие птицы с разноцветными крыльями; звезды, сияющие в небе; восход и заход солнца; рассвет и лунное сияние; планеты, галактики и туманности, содержащие в сердце своем миллионы звезд.

Разве все это не внушает страх и благоговение перед бесконечным могуществом Создателя? Можно ли пренебрегать властью Творца, наделяющего столь огромным многообразием все проявления жизни?

Таким образом, с учетом того, что все эти пленительные формы мироздания в конечном счете проистекают из атома, вопрос о происхождении бытия нельзя объяснять иначе, чем указанием на руководящую и бесконечную власть. Именно Он подталкивает вещи к тому, чтобы они обрели жизненные формы; обладает силой и мудростью для разработки своей всеобъемлющей схемы мироздания.

Большое и малое, сложное и легкое — таковы свойства ограниченных существ; в бесконечной области Божественной сущности и атрибутов не существует проблемы великого и ничтожного, огромного и незначительного. Бессилие и неспособность вызываются ограниченностью энергии, которой обладает возникающая сила, наличием препятствий на ее пути либо отсутствием средств и способов; они непостижимы в том, что касается бесконечной силы.

В Коране говорится: "Были они мощнее их силой, но Аллаха ничто не может ослабить, ни на небесах, ни на земле. Он — знающий, мощный!" (35:44).

Хотя Бог и в состоянии сотворить все, что угодно, Он до сих пор продолжает создавать вещи в соответствии с точной и конкретной схемой, в которой одна цепь явлений строго увязывается с другой. Нужно отметить, что сами явления, безусловно, и безоговорочно подчинены Его повелениям, ни в коей мере не противореча Его установкам. Коран утверждает: "И солнце, и луну, и звезды, подчиненные Его власти. О да! Ему принадлежит и создание и власть. Благословен Аллах, Господь миров!" (7:54).

Строго говоря, ничто сотворенное в мироздании не в состоянии соперничать с Его могуществом либо как-то разделить Его власть, ибо не имеет Он сотоварища ни в своей сущности, ни в делах своих.

Подобно тому, как все твари во вселенной уязвлены в своем независимом существовании и зависят от Его воли, не обладают они способностью производить действие и пожинать следствие. Любое действие, его причина и следствие увязаны с Богом, с проявлениями Его воли".

Когда бы Он того ни пожелал либо счел нужным, порядок вещей, строгий и устойчивый, может разрушиться, ибо и он подчинен Его воле. Творец, который каждому явлению указал его причину и следствие, способен в любой миг приостановить действие причины и изменить следствие. Подобно тому как одно Его повеление явилось причиной одного порядка вещей, так и другое Его повеление лишает то или иное явление его привычного следствия. В Коране утверждается: "Они сказали: "Сожгите его и помогите вашим богам, если вы действуете!" Мы сказали: "О огонь, будь прохладой и миром для Ибрахима!" И пожелали они против него хитрости, а Мы сделали их потерпевшими великий убыток" (21:68—69).

Хотя солнце и земля господствуют над огромным пространством вселенной, и они подчиняются Его воле. Ибо Он может придать безмерную силу и мощь маленькой пташке, благодаря чему та оказывается в состоянии оторваться от земли и взлететь. В Коране сказано; "Разве они не видят птиц, покорных в воздухе небесном; их поддерживает только Аллах. Поистине, в этом — знамение для людей верующих!" (16:79).

Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говорит в "Нахдж ал - Балага": "О Боже, мы не в состоянии проникнуть в глубины Твоего величия и милосердия. Мы лишь знаем о том, что Ты избавлен от сна и еды. Ни один разум постичь Тебя не в состоянии, ни один глаз Тебя не может видеть. Но Ты видишь все, Ты знаешь, сколько отпущено вещам, Ты мощный. Хотя мы так ничего и не сумели познать о Твоем творении, мы изумлены Твоей властью и восхваляем Тебя безудержно. То, что сокрыто от нас и глаза наши видеть не в состоянии, и наш разум и интеллект постичь не в состоянии, то, что сокрыто от нас завесой невидимого, неизмеримо грандиознее, чем мы это себе представляем".

Когда человек решает что-то построить, например, больницу, он собирает необходимое оборудование и инструменты, непосредственно друг к другу отношение не имеющие, затем объединяет их между собой путем создания определенных искусственных связей в целях достижения цели. Дабы создать эти искусственные связи, он использует разные способы, разные объекты, имеющиеся в его распоряжении. Его работа и деятельность в этом направлений — это часть системы сотворения; это не творческая работа в прямом смысле слова, а всего лишь форма движения в пределах существующих объектов. Божественное творение образует совершенно иную категорию в результате искусственных связей между несвязанными объектами. Бог производит вещи со всеми их свойствами, энергией и особенностями.

Когда мы утверждаем, что Бог всемогущ, мы обязаны знать о том, что Его власть распространяется лишь на те вещи, которые возможны. Вещи, рационально невозможные, находятся вне сферы Его могущества, и было бы неверно и бессмысленно употреблять слова ''власть" и "могущество" в отношении вещей, представляющихся невозможными, немыслимыми. Хотя власть Бога и безгранична, нельзя не учитывать восприимчивую способность вещей, их свойство служить точкой манифестации божественной власти. Исполнение божественной воли переплетается с проблемой взаимосвязи причины и следствия, с вытекающими из этого аспектами. Для того чтобы вещь стала объектом божественной воли, она не должна выступать как нечто невозможное, немыслимое, напротив, она должна обладать восприимчивой способностью, ибо божественная воля осуществляется благодаря восприимчивости вещей. Правда, божественное сияние бесконечно, вечно изливающееся, однако то, что его воспринимает, может быть ущербным, несовершенным, неспособным поглощать бесконечную долю, предлагаемую сверхизобильным источником.

Океан представляет собой чрезвычайно обильный резервуар воды; в свою очередь, танкер в состоянии взять на борт лишь ограниченную массу воды; фактически, этот объем будет составлять ничтожно малую часть общей массы океанической воды. Таким образом, конечным и ограниченным выступает в данном случае способность танкера вместить определенную массу воды. У Али, Повелителя правоверных, да будет над ним мир, как-то спросили: "Может ли Аллах вместить весь мир в крупное яйцо?" Он ответил: "Всемогущий Аллах в состоянии сделать это, но то, о чем вы спрашиваете, есть нечто невозможное".

Следовательно, невзирая на способность Бога творить всякое, бессмысленно и иррационально ждать от Него совершения подобных невозможных вещей.

Тот, чье сердце трепещет от любви к Богу, кто верит в Создателя всего мироздания, никогда тот человек не будет обескуражен от невзгод и несчастий, не потеряет надежду вовек. Что бы он ни делал, всегда он будет под защитой Всевышнего, непременно одержит верх в схватке с бедой.

Человек, познавший Бога и осведомленный о Его покровительстве, выдержит все тяготы жизни. Сложности и невзгоды для него подобны легкой пене на поверхности воды. Огонь, сжигающий его, разгорается все ярче и ярче, а он становится сильнее и могучее. Во всех тяготах и лишениях такой человек непрестанно покровительствуем добротой и благосклонностью Бога: именно эта поддержка питает все его помыслы и поступки, Неудача не в состоянии перекрыть ему путь к истине, заставить его сдаться; с искренней верой в успех он продолжает свое дело до победного конца.

Он хорошо понимает, что его усилия не останутся бесплодными, что победа его неизбежна, заслуженна. Бог всегда протянет руку помощи страждущему, даст ему убежище от лишений и тягот. Иногда Он наказывает тех, кто верит лишь в насилие и силу, обращается с себе подобными жестоко и бесчеловечно.

Сколько тиранов и деспотов погребенными оказались в пучине бесчестья и позора за содеянное ими зло!

Жизненный путь посланников божьих — это идеальная модель человеческих ценностей. Мы все знаем о том, что посланники героически противостояли силам зла и угнетения, вели людей к спасению, преображали несправедливый строй, внедряли в общество, в сознание людей возвышенные идеи. Делая это, они зажгли первую искру, разрушившую здание многобожия.

Реакция на проповедуемую ими веру была столь позитивно бурной, что им удалось изменить облик общества, ход истории. Они заложили основу единобожия, установили принципы добродетели и праведности.

Кто посмеет отрицать великое значение их борьбы за веру? Разве не воля божья придала людям силы и терпения противостоять трудностям?

Беглый обзор гордой истории пророков и их деяний позволяет нам воочию убедиться в их искренности, вере в правоту своего дела, их милосердии и терпеливости, их неукротимом желании вести людей за собой по праведному пути. Главным залогом того успеха, которого они добились, явилось то, что они никогда, ни на миг не думали о своих интересах, самоотверженно отрекались от забот о собственном благе, жертвуя им во имя Бога. И Бог даровал им за то бессмертие и вечную славу.


 

 

ЛЕКЦИЯ 13

Безграничность знания Бога

 

Творец, чье местопребывание определить невозможно, пределы сущности которого безграничны, чье бытие и на небесах, и на земле — Он знает обо всем; нет ни одного уголка бытия, которого не коснулись бы благотворные лучи Его знания.

Явления, происходящие в самых определенных уголках вселенной, изменения, происходившие миллиарды лет назад, и те, которые произойдут через миллиарды лет, — все это находится в сфере Его знания, в то время как всевозможные попытки толкования Его знания обречены на провал.

Чтобы поднять широту Его знания, мы как бы раздвигаем границы наших мыслей, используем ум свой для размышлений и поиска, пытаемся продвинуться к цели с ясным умом. Однако, в конечном счете нашему мыслительному аппарату не хватает исскуства для достижения поставленной цели.

Если бы мы могли существовать так же, как мы существуем в данном месте и в данное время, причем существовать таким образом, чтобы присутствовать везде, то в этом случае ничто от нас не укрылось бы и мы обо всем были бы осведомлены.

Для нас мир бытия делится на две части: очевидный мир явлений и недоступный человеческому разуму мир сокрытого. Вещи являются "сокрытыми" от нас в том смысле, что некие истины, бесконечные и нематериальные, недоступно воспринимать внешними органами чувств. Важно помнить, что целостность существования не состоит из вещей, которые являются предметом изучения эмпирических наук.

Чтобы понять тайну мироздания, нам требуется своего рода пусковая платформа. Наша способность взобраться на нее зависит от имеющейся в нашем распоряжении интеллектуальной силы и той степени понимания, которая способствует нашему восхождению на платформу. Уже взобравшись на платформу, мы осознаем, что многие вещи раскрывают свои секреты.

С помощью термина "гайб" ("сокрытое") благословенный Коран раскрывает перед человеком широкую панораму реальности. Посланники Бога также стремились расширить познания людей относительно сути творения в той степени, которая охватывала бы и конечное, и бесконечное, а также границы невидимого.

Для Бога не существует понятия "сокрытое"; для Него вселенная — нечто совершенно очевидное. В Коране сказано: "Он — Аллах, нет Божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он — милостивый, милосердный' (59-22).

Все, что ни производит человек, проистекает оно от мастерства, ума и познаний его. Чем более изящен и отделан продукт, тем очевиднее обнаруживает он глубокие и обширные познания своего создателя, тем полнее доказывает он свою способность творить и конструировать.

Созданная руками человека вещь ни в коей мере не может сравниться с таинствами и величием вселенной. Вместе с тем, гармоничная, упорядоченная карта бытия должна необходимым образом обнаружить того, кто составляет ее карту, наделяет ее упорядоченностью, ибо тот обладает безграничными, всеобъемлющими познаниями. Упорядоченность мироздания представляет собой убедительнейшее доказательство существования сути, в избытке переполненной знанием, волей и мудростью, сути, замыслившей, сотворить чудеса мира в соответствии с заранее составленным планом. Приметы Его безграничного знания ясно ощущаются в каждой частичке мироздания.

Богу известно о движении звезд в пространстве, о том, что скрывается в недрах туманностей и галактик, о всех вещах, существовавших до и после вечности, обо всех атомах в небесных телах, о движении миллиардов творений, больших и малых, движущихся на поверхности земли и в глубинах океанов, о законах и порядках, неуклонно управляющих природой, о скрытых и очевидных свойствах вещей.

Послушаем лучше, о чем говорится в Коране: ''Разве же не знает тот, кто сотворил, а Он — проникающий, сведущий" (67:14); "Поистине, от Аллаха не скрыто ничто на земле и на небе" (3:5).

Ученые-естествоиспытатели лучше других знакомы с сокровенными тайнами творений; благодаря своим исследованиям и открытиям, они вникают в строение каждой живой и неживой вещи, в строение клетки и ядер; они осведомлены о различных формах действий и реакций, внутренних и внешних; о том, что происходит с различными веществами и субстанциями. Таким образом, они свидетельствуют об удивительной мудрости и безграничном знании Бога в природе, или, как утверждается в Коране, "по странам" (41:53). Более других, открыты им проявления Бога, Его атрибутов, включая безграничное знание, и если не отвергают они призывов своего сознания, они также отчетливее различают существование Творца.

Некий мыслитель сказал: "Наш мир в большей степени напоминает великую идею, чем великий двигатель машину. С точки зрения теории или научного определения допустимо утверждение о том, что мир — это продукт великой идеи, проявление мысли или идеи, превосходящей нашу. Научное мышление, по-видимому, движется в направлении этой теории".

Знание Бога не ограничивается вещами прошлыми либо явлениями нынешними; Его знание будущего столь же всепроникающее, как и знание настоящего.

Знание Бога является "немедленным" в полном смысле этого слова. Все вещи как бы обнажаются перед Ним, ибо Его священная сущность абсолютно отличается от сущности других вещей и явлений, все вещи, прошлые и будущие, состоят в Его присутствии.

Али, Повелитель правоверных, да будет над ним мир, утверждает: "Он знает обо всех вещах, но не посредством инструментов или иных средств, отсутствие которых может повлечь прекращение Его познавательной деятельности. Между Ним и объектами познания нет вспомогательной сущности по названию "познание"; нет ничего иного, кроме Его сущности".

В этом случае Али, да пребудет над ним мир, ссылается на теологический принцип, согласно которому осведомленность Бога о вещах является непосредственной и немедленной. Познавая явления, Бог не нуждается в ментальных формах, составляющих основу приобретенных знаний. Если бы Ему пришлось познавать посредством этих форм, в Нем возникла бы нужда. Но ведь Он абсолютно свободен от нужды.

Тот, от кого проистекает существование мира и его обитателей, кто способен удовлетворять любую вообразимую потребность, который обеспечивает любое совершенство и щедрость, — можно ли постигнуть разумом, чтобы Он сам себя заключил в темницу потребности?

Ментальные формы сохраняются в наших умах столько, сколько мы того сами желаем; они исчезают, как только мы обращаем к ним наше внимание, ибо они сконструированы и созданы нами. Такая форма Познания не является прямой и непосредственной, вот почему она именуется "приобретенным знанием" по контрасту с ''немедленным знанием".

Различия между нами, создающими ментальные формы, и Творцом, давшим толчок всему сущему, состоит в том, что мы обязаны своим существованием Ему, а следовательно, нуждаемся в Нем, тогда как Он является истинным Творцом, который вдыхает жизнь во все сущее, и Он свободен от нужды.

Разграничение прошлых и будущих событий в нашем бытии и мышлении носит неизбежно ограниченный характер, поскольку мы занимаем данное время и данное пространство, за пределами, которых мы не обладаем существованием. Мы представляем собой материальное явление, а материи, согласно законам физики и теории относительности, требуется время и пространство в их непрерывном процессе развития и изменений. Прошлое и будущее не имеют значения для сущего, которое присутствует с до-вечности и после-вечности, во всех местах и во все времена, которое свободно от плена материи и сопутствующих ей явлений.

Поскольку каждое явление опирается на безграничное существование Творца, между этими явлениями и Им нет какого-либо занавеса или барьера; Бог как бы обволакивает их внутренние и внешние измерения.

Некто однажды спросил Али, Повелителя правоверных, да будет над ним мир: "Где находится Бог?" Али ответил: "Неправильно задавать вопрос о том, где находится Бог, ибо Бог создал место. И неправильно спрашивать, как выглядит Бог, какова Его природа, ибо это Бог создал все сущее. Далее, неправильно спрашивать, что такое Бог, ибо это Бог создал всю сущность.

Да славен будет Бог могущественный, в величественных волнах которого мудрец не способен выплыть, в святости которого разум теряет свой путь".

В Коране говорится: "Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной" (6:59).

Представим себе, что мы, находясь в комнате, выглядываем из окна и видим вереницы машин, движущихся по улице. Очевидно, что все машины сразу увидеть мы не в состоянии; мы видим их по мере того, как они по одному проходят мимо окна, затем исчезают из виду. Если бы мы ничего об этих машинах не знали, мы могли бы подумать, что они возникают из небытия с одной стороны улицы и исчезают в небытие на другой стороне. В данный момент маленькое окно соответствует нашему полю зрения; оно определяет прошлое и будущее автомашин. Находящиеся вне комнаты люди видят движение машин в сплошном потоке.

Наша ситуация относительно прошлого и будущего мира сходна с человеком, наблюдающим за машинами из небольшого окна.

Поскольку мы осознаем, что Бог стоит над временем и пространством, мы начинаем понимать, что все прошлые и будущие события всегда присутствуют и существуют перед Ним, подобно полотну картине.

Следовательно, нам следует обладать чувством ответственности по отношению к Творцу, осведомленному о мельчайших движениях сущего. Не случайно в Коране говорится: '"Аллах знает то, что вы делаете!" (2:283). Избегайте какого-либо греха или ошибок, ибо они могут отдалить нас от Него. Нам следует поклоняться Богу, обладателю абсолютного знания, побудившего нас преодолеть различные этапы и сумевшего сохранить наши способности. Нам не следует игнорировать Его повеления, которые открывают перед нами путь к подлинному счастью и конечной цели.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.