Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сеййид Муджтаба 6 страница



Другая группа оставила религию и нашла прибежище в материализме, потому что концепции, выдвинутые церковью, были неподходящими и несоответствующими, лишенными трансцендентальной ценности. Эти концеп­ции, естественно, считались неприемлемыми и неубеди­тельными со стороны интеллектуалов. Церковь желала бы представить Бога в материалистических и гуманных терминах, в некоторой степени противопоставленных че­ловеческому желанию абсолютных ценностей и стремлению прорвать и переступить через все ограничивающие системы. Однако нет сомнения в том, что если в уме какого-то человека несомненная истина запечатлена в дефектной форме легенды, то он, как только достигнет умственной зрелости, будет реагировать негативно.

Столкнувшись с антропоморфическим описанием Бо­га в христианской теологии, возвышением веры над разумом и с утверждением, что вера предшествует мыс­ли, просвещенные люди осознали, что эти ограниченные попытки заключить разум и науку в исключительное право христианской теологии несовместимы с рациональным критерием и научным методом. Поскольку у них не было подлинного источника, из которого они могли бы извлечь истинные учения о Боге, будучи полностью зависимыми от институтов церкви и ее извращенных книг, и поскольку у них не было доступа к высшей системе, которая могла бы удовлетворить их ду­ховные и материальные потребности и представить им подходящую систему для соединения всех жизненно не­обходимых элементов, материальных и духовных, эмоци­ональных и интеллектуальных, мировоззрение ма­териализма пустило в них корни, приведя их к отрицанию всех трансцендентальных и высших человече­ских ценностей.

Они не знали, что, хотя ошибка и приводит религию к заблуждению, если она следует по пути неведения, по­длинная религия, свободная от всякой иллюзии, предрас­судков и извращения, может освободить человека от уз мифа и предрассудков, прочно удержать в человеке ос­нову подлинной веры и дать ему правильное понимание учения о Боге, которое удовлетворяло бы вопрошающий ум. Западные же мыслители, вместо этого, знали лишь суеверный аспект ложной религии и то, что установлен­ные догмы религии не имели полной логической основы, вследствие чего не стали колебаться в осуждении рели­гии как необоснованной. Их оценка основывалась на обе­скураживающем опыте их собственной религии, потому она не могла быть поспешной, нереальной, неразумной и нелогичной.

Один ученый-физиолог и биохимик таким образом выразил эту оценку: "Тот факт, что некоторые ученые в результате своих исследований не пришли к восприятию существования Бога, имеет множество причин. Здесь нам хотелось бы упомянуть только о двух из них. Во-первых, политические обстоятельства, порожденные деспотиз­мом, наряду с существующими социальными и адми­нистративными условиями, обычно приводили людей к отрицанию существования Творца. Во-вторых, на челове­ческую мысль оказывали всегда влияние определенные фантазии и иллюзии, и хотя у человека может не быть страха перед духовным или телесным страданием, он все еще полностью не свободен при выборе правильного пути.

В христианских семьях большинство детей начинало рано верить в существование Бога, похожего на челове­ка, словно человек был создан в форме Бога. Когда они начинают входить в мир науки, изучать и применять науч­ные концепции, они более не могут примирять свои сла­бые антропоморфические представления о Боге с логиче­ским доказательством и методом науки. Итак, после оп­ределенного времени, когда вся надежда примирения ве­ры и науки исчезла, они окончательно отказываются от концепции Бога и освобождают свои умы от нее.

Главной причиной этого является то, что логическое доказательство и категории науки не определяют их пер­воначальные чувства и дарования, а наоборот, заставляют их осознавать, что они ошиблись в своей изначальной ве­ре в Бога. Под влиянием этого чувства наряду с другими психологическими факторами, они приходят в смятение от недостаточности своих концепций и оставляют все по­пытки познать Бога".

С этих пор ученые пытались при обсуждении всякого рода законов и формул не оставлять место для Бога и ре­лигии в решениях вопросов, касающихся существования и создания. Они пытались ослабить надежду человека на Бога и лишить Бога всякой роли в деятельности мира и управлении природой.

Когда они заходили в тупик, они пытались решать проблему с помощью различных гипотез или отложить ее окончательное решение до того, как проведено будет бо­лее широкое исследование. Они воображали, что таким путем могли избежать того, чтобы предаваться ненауч­ным формулам и предрассудкам. Таким образом, хотя они и избежали опасности установления политеизма, они, к сожалению, ухватились за неверие и атеизм.

Хотя вера в Бога естественна и свойственна челове­ку, но она не может сравниться с материальными потреб­ностями жизни, которые человек постоянно стремится Достичь. Она совершенно отличается от материальной жизни и, будучи внутренней потребностью, относится к абсолютно отдельной категории.

К тому же, легче отрицать невидимое существо, чем подтверждать это при нашей неспособности описывать его соответственно. Люди, лишенные умственных способ­ностей, следовательно, избирали легкий и безболезнен­ный путь отрицания, чтобы не испытывать умственного напряжения. Кроме того, путь отрицания не приносит очевидного вреда. Отвернувшись от Бога, люди постепен­но принимают позицию упорства и враждебности по от­ношению к религии, примешанную с фанатизмом. Серь­езное влияние подобной позиции легко прослеживается в резких аргументах тех, кто отвернулся от религии.

Легко также отрицать невидимое существо потому, что подтверждение его подразумевает определенные обязательства для человека; те, которые желают отде­латься от этих обязательств, просто отрицают существо­вание Бога.

В Коране говорится: "Но желает человек распутни­чать перед собой. Он спрашивает, когда день воскресе­ния. Вот когда ослепится взор..." (75: 5-7).

Невозможно также пройти мимо учений несведущих и нелогичных профессиональных аскетов как фактора, подталкивающего определенные группы людей к матери­ализму.

Инстинкты, которые появились вместе с естествен­ной жизнью человека и сплелись с его жизнью, не толь­ко не напрасны и бесцельны; они являются также опре­деляющей и формирующей судьбу силой, фактором раз­вития и движения, который двигает человека к цели, пре­дусмотренной при его создании. Верно, что человеку не следовало, быть безрассудным рабом своих инстинк­тов словно узник, все существо и поступки которого на­ходятся под контролем тюремного надзирателя. Но ему не следовало, также вести бой с реальностью собст­венного бытия и стремиться к сдерживанию всякой ак­тивности и проявления своих инстинктов.

Плодотворная жизнь человека, фактически, зависит от активного присутствия в его жизни инстинктов, прояв­ленных в надлежащем равновесии; подавление инстинк­тов ведет к комплексам и уничтожению личности.

Превалирующее мировоззрение в христианстве в средние века было основано на исключительной ориента­ции на потусторонний мир, что поощряло строгий образ жизни, отказ от удовольствий материального мира. Те­перь каким будет последствие, если кто-то отрицает при­годность сил инстинкта во имя Бога и религии и даже пы­тается отказаться от них; если кто-то оправдывает без­брачие и монашество и осуждает брак и воспроизведение потомства, саму активность, гарантирующую выжива­ние видов как нечто непристойное, и если бедность и лишение рассматривают как гарантию блаженства? Мож­но ли в таком случае ожидать, что религия будет играть активную и созидательную роль?

Подлинная роль и миссия религии — это облагоражи­вание, исправление и регулирование инстинктов, опреде­ление границы сферы их активности и очищение их от всякого извращения и эксцесса. Она не убирает и не уст­раняет их. Регулируя инстинкты и стремясь освободить себя от ловушки, которую они могут расставить, человек создает себе целенаправленную судьбу. Но если это ему не удается, то столкновение инстинктов настолько будет сильным, что он не сможет легко управлять собственным существом. Следовательно, он нуждается в разумной си­стеме морального воспитания.

Человек, с одной стороны, подвергается влиянию ре­лигиозного побуждения; это внутренне смиряет его и со­бирает воедино его рассеянную энергию во власть его силы, направляя их к обретению добродетели и пользы. С другой стороны, он подвергается также влиянию соб­ственных инстинктов. В любом обществе, где людям по­стоянно твердят от имени Бога и религии, что путь к сча­стью лежит в отказе от даров этого мира, тут же раскры­ваются все пути для развития материализма и накопления материальных ценностей, вследствие чего все возвышен­ные понятия религии со всеми их далеко идущими значе­ниями исчезают со сцены.

Но это не представляет подлинной логики религии. По­длинная религия направляет внимание человека на истинно духовные ценности, основываясь на вере в Создателя, и предоставляет человеку разумные учения и принципы для жизни. Они расширяют область видения границ небесного мира, избавляют человека от рабства самопочитания и ма­териализма и в то же время позволяют ему радоваться ма­териальным удовольствиям в разумной степени.

Некоторые люди воображают, что свободное исполь­зование определенных вещей, которые запретила рели­гия, гарантирует им счастье. Они думают, что религия на­стойчиво борется против всяких радостей, и что она нео­хотно уступит удовольствиям этого мира, словно Бог заставлял человека избирать между счастьем в этом мире и счастьем в мире ином. Такое отношение к религии со­вершенно не реально и неверно. Если религия стремится играть роль в усилиях человека и выборе им направле­ния, это потому, что необузданное потворство желанию, безоговорочная уступка инстинкту и страстям, и повино­вение приказам своего "я" омрачают жизнь человека и приводят в форму неосознанного рабства.

Несмотря на свою, в сущности, чистую натуру, человек теряет свой подлинный строй и сбивается с истинного пути. Если бы свободное потакание инстинктному желанию не было причиной вечного несчастья и мучительного упадка, эти вещи не были бы объявлены запретными.

Именно размышления подобного плана позволяют по­нять, почему религия запретила определенные вещи, и как земное счастье совмещается со счастьем в поту­стороннем мире. Подобные размышления требуют возло­жения на человека определенных обязательств.

Попытка выполнить обязательные действия молитвы, искренне и без какого-либо лицемерия, приводит к внутреннему изменению в человеке; цель этих действий ни в коей мере не заключается в том, чтобы как-то преуменьшить земное счастье человека.

Богослужение подобно потрясению в застойной лагу­не сердца, преобразующее внутреннюю природу челове­ка и его критерий оценки. Это краеугольный камень, на котором прочно держится основа религии, плодотворный воспитательный опыт, который проникает в глубины ду­ши. Его острый меч разрывает беспорядочный клубок разложения и низости в человеке, позволяя ему бороться за чистый, пространный и беспредельный мир. Короче говоря, богослужение позволяет человеку дорасти до подлинной зрелости.

Не только нет противоречия между заботами жизни и духовными запросами; духовные заботы бла­гоприятствуют жизни огромного счастья в этом мире.

Возможно, неубедительные и нелогичные учения христианства повлияли на антирелигиозные тенденции людей вроде Бертрана Рассела. Он, очевидно, полагал, что вера в Бога приводит к несчастью. Это очевидно из его следующих слов: "Учение церкви заставило человека выбирать между двумя формами бедствия и лишения: или бедствия в этом мире и лишения его радостей; или бедствие в потустороннем мире и лишения радостей рая. Для церкви следовало обязательно вынести одну из этих форм бедствия. Надо было либо покориться невзгодам в этом мире и терпеть лишения, уединения, чтобы получить радость на том свете, или если кто-то желает получить удовольствия этого мира, должен принять то, что он бу­дет лишен удовольствия в потустороннем мире".

Распространение мнений подобно этому, которое проявляет крайне глубокое незнание религиозного мировоззрения, может определить судьбу превалирую­щей религии в данном обществе. Их влияние на веру и поступки человека слишком серьезно, чтобы их измерять беглым, поверхностным взглядом.

Подобный способ размышления заставил обратить вни­мание человека исключительно на материальную сферу — сознательно или несознательно. Сосредоточение в результате внимания на удовольствии и потворостве привело к ослаблению духовных и моральных аспектов.

Религия не приговаривает человека к тому, чтобы он терпел одну из двух форм лишения. Вполне возможно сочетать счастье в этом мире со счастьем в поту­стороннем мире. Почему бы Богу, милосердие и сострадание которого безграничны, не желать своим слу­гам полного счастья, которое охватило бы этот мир и мир иной? Это как раз то, чего Бог в действительности хочет.

Другим фактором распространения материалисти­ческих идей являлось потакание страсти и вожделению. Каждая форма духовности и идея образует основу неко­торого внешнего действия; путь действия человека формируется под влиянием его убеждений. И наоборот, действия и мораль человека приводят также к количест­венным изменениям в умственных привычках и способе мышления человека.

Человек, который почитает собственные вожделения, постепенно потеряет все возвышенные идеи о Боге. Избрав однажды основу для существования иную, неже­ли Бог, он воображает, что все существующее в этом мире просто было установлено в нем без какой-либо це­ли, потому сама идея цели в жизни становится бессмыс­ленной, и он начинает посвящать всю свою умственную энергию увеличению удовольствия. Это унизительное сползание на самую низкую ступень существования гу­бит в корне всякое стремление развития и роста.

Идея веры в Бога, наоборот, подобно семени нуждает­ся в соответствующей почве; она может расцвести лишь в чистом окружении — окружении, в котором человек мо­жет легко и быстро достичь той степени совершенства, ко­торая соответствует именно ему, благодаря системе, в ко­торой установлены принципы его жизни. Вера в Бога ни­когда не может получить распространения в неблагоприят­ной обстановке, где свирепствует извращение.

Одним из препятствий познания Бога и причин отри­цания человеком его существования, несмотря на все яс­ные знамения и решающие доказательства, которые до­ступны, является уступка греху и потворство страсти.

Имам Джафар ас-Садик, да будет над ним мир, ска­зал в ответ Муфаддалу в "Рисале-и Ахлийа": "Я клянусь собственной душой, что Бог сумел сделать Себя узнан­ным несведущим, поскольку они видят ясные доказатель­ства и решающие указания Создателя в его создании и творимые чудные явления в царстве небес и на земле, которые указывают на Создателя. Невежественны те, кто открыли врата греха перед собой и следовали по пу­ти потворства страсти и вожделению. Желания их душ добились господства над их сердцами, и из-за подавления ими самих себя, сатана добился господства над ними. Бог заклеймил сердца грешников".

Желание удобства, придирчивость, распутство — все это также относится к факторам, которые толкнули лю­дей к материализму. Хаос и беспорядок в жизни, изоби­лие массовой продукции, богатство и власть, ослепляю­щие блеском и отвлекающие аспекты современной жиз­ни, распространение средств развлечения и удовольствий — все это совершенно овладевает алчными людьми. Они пытаются окончательно отвести себя от области религиозных забот и отказываются принять авторитет любой высшей силы, поскольку это не только не принесло бы им какой-либо материальной выгоды, но и сдерживало бурю их переполненных желаний.

В окружении, где люди погрязли в грехе, моральном разложении и коррупции и отказываются принимать ограничения, регулирующие их поступки, религия может существовать лишь в названии. Люди, потакающие своим желаниям, и материалисты не могут быть искателями и почитателями Бога. Когда один из двух противоположных принципов — любовь к развлечениям и вера в Бога занял ум человека, другой обязательно должен быть оставлен.

Когда в жизни человека превалирует дух почитания, он оставляет в стороне все материалистические наклон­ности, снимая оковы низменного желания и двигаясь по­стоянно вперед к цели. Так возникает полная модель сво­боды человека от рабства. Чем более возвышенную и от­даленную цель ставит человек перед собой, тем острее уклон, ведущий к нему, и тем больше и продолжительней усилие, требуемое для его достижения. Так, если мы избрали Бога, как нашу цель, мы выбрали безгранично возвышенную цель, и путь к достижению цели будет так­же бесконечен, хотя в то же время ясным и прямым. Эта цель, которая ответит на многие проблемы и вопросы и заставит, вследствие этого, отрицать тиранию "я", она одарит нас абсолютной свободой.

Если мы примем Бога за свою цель, свобода будет на­ходиться в гармонии с нашим развитием. Наши усилия развиваться и совершенствовать приобретут содержание и значение благодаря божественному побуждению и же­ланию вечной жизни. Короче говоря, желание прогресса и развития, однажды урегулированное верой в Бога, не противоречит ни свободе человека, не имеет в результате рабство его.

Мы можем утверждать, что добились свободы, толь­ко когда мы ступаем в ногу с всеобщим развитием мира к совершенству, добровольно и сознательно, со знанием выгоды, которое она принесет. Действовать в соответст­вии с природой или исторической неизбежностью — это не означает свободу, так как когда человек игнорирует собственным благосостоянием, чтобы следовать велению природы, это ничто иное, как рабство или слепое повино­вение.


 

 

ЛЕКЦИЯ 9

Как Бог представлен в Коране

 

Когда мы стремимся познать личность ученого и глубину его познания, мы обращаемся к его трудам и исследованиям, подвергаем их тщательному анализу. Равным образом, для того, чтобы измерить талант, творческий потенциал и способности художника, творящего оригинальные образы, мы обращаемся к изучению его художественного наследия.

Сходным образом, мы в состоянии познать свойства и характеристику сущности Творца благодаря изучению особенностей, присущих всем Его проявлениям, во всей их утонченности и глубине. Тем самым, пользуясь предоставленной нам, пусть и ограниченной, возможностью познания Бога, мы узнаем о его мудрости, знании, жизни и величии.

Если говорить о полном, всеобъемлющем познании Бога, необходимо согласиться с тем, что способность человека познать Его простирается не так уж и далеко. Характеристику Бога невозможно вместить в какие-то рамки, и любое сравнение или сходство с чем-либо окажется неверным, ибо все, что мы в состоянии наблюдать или анализировать с научных позиций, есть плод Его деятельности, продукт Его волеизъявления и повеления, тогда как сущность Его отнюдь не составляет часть природы и не относится к категории сотворенных. Следовательно, сущность божественного бытия человек не в состоянии уловить, пользуясь лишь методом сравнения и аналогии.

Иными словами, Бог — это существо, для познания, сущности которого не существует каких-либо критериев или мерок; мы также не в состоянии цифрами или другими физическими мерками измерить глубину Его власти, знания и воли.

Следует ли из сказанного, что человек слишком жалок и слаб для познания сущности и атрибутов столь возвышенного существа, каким является Бог? Признавая слабость человеческой воли и его неспособность достичь полного, глубокого и всеобъемлющего познания Бога, мы в то же время не должны опускать руки и отказываться от идеи Его познания, Строго упорядоченный порядок вещей во вселенной в той или иной степени раскрывает для нас Его сущность в разных ее проявлениях. Иными словами, любое явление во вселенной — это свидетельство проявления Его божественной сущности.

Размышления над волей и сознанием человека над гармонией и порядком вещей в природе позволяют нам понять, что все указанные категории суть божественные проявления того, Кто Сам изначально обладает всеми этими качествами, прежде чем они находят свое отражение в зеркале бытия.

Таким образом, с помощью замечательной силы мысли, своеобразного озарения, проистекающего из предвечного источника, можем мы познать Бога, прикоснуться к Его бытию. Именно в этом великом божественном даре приобщения к Нему состоит суть познания.

Ислам четким и ясным образом повествует о том, как познавать Бога. В Коране, этом фундаментальном источнике исламского мировоззрения, используется метод отрицания и утверждения. Прежде всего, путем приведения убедительных аргументов и доказательств отрицается существование фальшивых богов; это диктуется необходимостью отрицания всех форм псевдобожества и ошибочностью поклонения не Богу, а другим богам. Таков первый и важнейший шаг на пути единства.

В Коране сказано: '"Разве они взяли себе помимо Него других богов? Скажи: "Дайте Ваши доказательства! Это — напоминание тем, кто со мной, и тем, кто до меня. Да, большинство их не знает истины, и они уклоняются 21:24); "Скажи: "Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто не владеет для вас ни вредом, ни пользой, а Аллах — слышащий, знающий" (5:76).

 Тот, кто разъединяет узы с божественным единством, забывает свое истинное место в этом мире и бытие, отстраняется от самого себя. Ибо крайняя форма самоотчуждения приводит к разрыву всех связей с природой. В то же время человек, оторвавшись от своей сущности и порабощенный в результате внутреннего и внешнего воздействия, отдаляется от своего Бога, попадая в рабскую зависимость от чужого Бога. Человек начинает поклоняться идолу и отдавать предпочтение материальным объектам, при этом происходит регрессия человеческой души, когда личность лишается природной способности к саморазвитию.

Таким образом, единобожие является единственной силой, дающей человеку возможность восстанавливать способность к восприятию истинных ценностей. Восстановив таким путем свой высокий гуманистический статус, человек вступает на стезю гармонии со всей природой и бытием, приобщается к наиболее совершенным формам существования.

На протяжении истории все пророческие призывы начинались с провозглашения единства Бога, исключительной власти Бога. Нет иной, лучшей концепции для человека, чем концепция единого Бога, максимально соответствующая всевозможным проявлениям человеческого бытия.

С помощью ясных, убедительных доводов Коран указывает человеку путь к познанию божественной сущности: ''Или они сотворены из ничего, или они сами — творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, они не знают верно!" (52:35-36).

Коран представляет разуму и здравому смыслу человека судить о ложности двух вещей — того, что он возник в этом мире сам по себе, либо, что он — творец самого себя — путем их анализа в лаборатории творческой мысли. Руководствуясь предначертаниями и предписаниями Бога, он вскоре со всей очевидностью осознает истинный источник бытия, понимает, что ни одна ценность не может лечь в основу модели вселенной, если за ней не скрывается организующая сила интеллекта.

Иными словами, внимание человека приковано к идее его сотворения и постепенного возникновения из ничего; таким образом, он начинает понимать, что его чудесное появление на свет суть проявления божественной воли, которая своими лучами пронизывает все сущее.

В Коране сказано: "Мы уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови, и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, — благословлен же Аллах, лучший из творцов!" (23:12-14).

Когда утробный плод начинает обретать форму и контуры, все клеточки глаз, ушей, мозга и других органов начинают функционировать и развиваться. Именно к этой истине Коран приковывает внимание людей. Затем перед людьми ставится вопрос о том, возможно ли, чтобы все эти чудесные превращения происходили без участия Бога.

Разве указанные явления не доказывают со всей очевидностью наличие стройной системы — указующей руки, вдохновленной сознательной волей? Разве можно признать допустимым, чтобы все клетки организма учились функционировать и развиваться, приспосабливаться к бытию без помощи сознательной и могущественной сущности?

В Коране на этот вопрос дается следующий ответ: "Он — Аллах, творец, создатель, образователь..." (59:24).

Коран описывает любое явление, сопутствующее человеку, делает соответствующий вывод: "И бог наш — Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного! Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ее землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, — знамения людям разумным!" (2:163-164), "Скажи: "Посмотрите, что на небесах и на земле. Но не помогут знамения и вестники людям, которые не веруют!" (10:101).

В Коране также упоминаются деяния людей прошлых эпох, история человеческого общества; иными словами, священная книга выступает как источник знаний. Она побуждает человека обращать особое внимание на победы и поражения, славу и унижение, удачу и несчастья с тем, чтобы он, познав законы исторического развития, сумел извлечь для себя и для общества пользу.

Таким образом, Коран провозглашает: "До вас уже прошли примерные обычаи; походите по земле, посмотрите, каков был конец считающих ложью!" (3:137). "Сколько сокрушили Мы селений, которые были неправедны, и воздвигли после них другие народы!" (21:11).

Коран также рассматривает внутренний мир человека, выражаемый словом "анфус" ("души"), как источник плодотворных размышлений, как средоточие истины: "Мы покажем им Наши знамения по странам и в них самих; пока не станет им ясно, что это — истина. Разве не достаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи свидетель?" (41:53); "И на земле есть знамения для убежденных, и в ваших душах. Разве вы не видите?" (51:20-21).

Иными словами, в красоте и симметрии человеческого тела, во всех его органах, действиях, реакциях, тончайших механизмах побуждений, в его энергии и инстинктах, восприятиях, чувствах и ощущениях, в особенности, в удивительных способностях мышления — во всем этом есть обильный источник знания.

Коран провозглашает, что достаточно проанализировать самого себя, дабы получить доступ к вечному, бесконечному источнику, свободному от всех требований, обладающему безграничным знанием, могуществом, способностью отражать заложенные в самом вашем существе. Тогда вы узнаете о том, что именно бесконечная реальность свела воедино сочетание элементов, выплеснула их в пространство существования.

Человек не имеет права заблуждаться и впадать в неверие, если он стоит перед лицом живых предназначений и решающих доводов.

Уже отмечалось, что в Коране используется метод отрицания и утверждения вопросов, касающихся божественных атрибутов. Так, описывая атрибуты Творца как '"утвердительные", Коран выделяет среди них знание, могущество, волю, подтверждающие, что Его существованию не предшествовало небытие и что Его бытие не имеет начала и что все движение в мире проистекает из Его Воли и Его могущества.

В Коране сказано: "Он — Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!" (59:22-23).

"Отрицательные атрибуты" — это те, от которых Бог свободен. Они включают тот факт, что Бог — не тело, не располагается в пространстве; Его святое бытие не имеет себе равных; Он — не пленник пределов, установленных границами чувств; Он не родил, Он не был рожден; в Его сущности не происходит изменений, не наблюдается движения, ибо Он — абсолютное совершенство; Он никому не передает своих полномочий Творца.

В Коране сказано: "Скажи: "Он — Аллах — един, Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!" (112:1-4). "Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают." (37:180).

Человеческая логика, неизбежно мыслящая ограниченными категориями, не способна проследить за всеми воплощениями божественного, ибо мы обязаны допустить невозможность восприятия сущности, которая не имеет аналогов либо параллелей в этом сотворенном мире. Самые мудрые школы мысли, самые совершенные методы рефлексии оказываются бессильными в этом вопросе.

Подобно тому, как все сущее восходит к сущности, идентичной этому сущему, к независимому бытию, от которого зависит все остальное, так и само бытие восходит к источнику жизни, могущества и знания, к бесконечному сущему, порождающему в избытке указанные атрибуты и свойства.


 

 

ЛЕКЦИЯ 10

Бог как идеальный объект поклонения

 

Господь миров обладает, как это подчеркивается в Коране, всеми необходимыми качествами для того, чтобы стать объектом поклонения. Он творец любви и всех форм красоты, первоисточник всех форм движения и энергии. Он — огромный океан, на волнистой поверхности которого беспомощно, подобно игрушке барахтается пловец. Он тот, кто предохраняет небеса от падения, а землю — от разрушения. Если, к примеру, откажется Он творить милосердие, от мира отвернет свой взор, вся вселенная понесет от этого наказание, обратится в небытие, превратится в пыль. Существование и выживание каждого атома во вселенной зависит от Него.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.