Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сеййид Муджтаба 13 страница



Вера в предустановление и предопределение отнюдь не мешает человеку достичь своих целей в жизни. Ибо ислам призывает человеческие существа сделать все, что в их силах, дабы улучшить свое существование как в моральном, так и экономическом плане. Сам по себе это — мощный фактор, способствующий усилиям человека на его пути к совершенству.

Одним из западных мыслителей, неверно трактовавших концепцию предустановления и предопределения, является Жан-Поль Сартр. Он полет, что невозможно одновременно верить в предустановление и предопределение, с одной стороны, и свободу человека, с другой. Поэтому необходимо выбирать, по его мысли, одно из двух: либо вера в Бога, либо свобода человека. Он пишет: "Если я верю в свободу, я не могу верить в Бога; если я верую в Бога, я обязан признать концепцию предопределения, а если я признаю концепцию предопределения, я обязан отречься от свободы. Поскольку я предан свободе, я не могу верить в Бога".

Однако, необходимо отметить, что между верой в предопределение, с одной стороны, и верой в свободу человека, с другой, нет противоречия. Считая Божественную волю универсальной, благословенный Коран предоставляет человеку свободу действий, активность в его поступках: '"Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным" (76:3); "А кто желает последней и стремится к ней всем должным стремлением, а сам верует, — это те, стремление которых будет отблагодарено" (17:19).

Тех, кто в Судный День ищет убежища в безусловном предопределении и утверждает, что "Если бы Аллах пожелал, мы не поклонялись бы никому, кроме Него" (16:35), можно упрекнуть в том, что свою греховность и заблуждения они приписывают Божественной воле и предопределению.

Ни. в одном стихе Корана постыдные поступки и действия людей или общества не увязываются с предустановлением и предопределением. В Коране неоднократно подчеркивается гнев Божий, обрушиваемый на неправедных, бесчестных людей, неминуемое наказание, грозящее им.

Поскольку Бог безмерно любит рабов Своих, даруя им милосердие и сострадание, делясь с ними Своими щедротами, будучи в то же время готовым принять покаяние от них, Он всегда держит открытым путь для грешника — путь к очищению и нравственному обновлению. Готовность Бога принять покаяние — не это ли свидетельство величайшего Его милосердия к грешникам.

Хотя сила человеческой воли выше всех известных нам живых существ и играет более созидательную роль, его воля распространяется на области, очерченные Самим Богом. Поэтому он не в состоянии осуществлять все, что ему заблагорассудится.

Часто случается, что человек решает что-то сделать, но как он не пытается, все кончается крахом. Причина этого заключается не в том, что Бог тому противится, мешая ему осуществить задуманное. Здесь скорее присутствует некий внешний фактор, лежащий за пределами человеческих знаний и контроля, который возводит препятствия на пути человека, мешает ему достичь цели.

На своем пути и индивидуумы, и общество постоянно сталкиваются с подобными препятствиями. При анализе явлений природы — в которых нет причины без следствия и следствия без причины, когда наше восприятие ограничивается этим миром — приходится соглашаться с тем, что наши желания не всегда исполняются так, как нам хотелось бы.

Бог сотворил бесчисленное количество факторов, действующих в порядке вещей в природе. Иногда эти факторы представляются очевидными для человека, иногда непонятными, не вписывающимися в его расчеты. Это также связано с предустановлением и предопределением, но в то же время это не означает, что человека лишили свободы воли либо помешали ему достичь удовлетворения в жизни; эти факторы направляют его мысль и деятельность, насыщают самые глубины его бытия еще большей жизненной силой. Он стремится приумножить свои знания, определить те факторы, которые способствуют достижению успеха в жизни. В этом случае вера в предустановление и предопределение представляет собой серьезный фактор, облегчающий продвижение человека к его целям и идеалам.

Вопрос о спасении или проклятии человека косвенным образом был рассмотрен в предыдущем обсуждении, поскольку спасение или проклятие вытекают из поступков и действий человека; они никоим образом не связаны с явлениями, лежащими за пределами его воли, той самой воли, которая была внедрена в бытие человека Самим Творцом.

Ни окружающая среда, ни наследственные факторы, ни природные явления не могут влиять на спасение либо проклятие человека; не они формируют его судьбу. То, что предопределяет будущее человека, является той осью, на которой вращается его спасение или проклятие, а причина его восхождения или падения — это та степень, которая позволяет человеку должным образом использовать свой интеллект и знание.

Счастье и спасение не зависят от обилия природных возможностей. Однако, истинно, что тот, кто обладает большими возможностями, несет и большую ответственность. Малейшая оплошность с его стороны чревата серьезными последствиями, в то время как такая же ошибка со стороны слабого, немощного индивидуума не имеет серьезных последствий.

Вполне возможным следует признать тот факт, что человек, способности и талант которого незначительны, строит свою жизнь согласно возложенной на него ответственности и достигает того счастья, которое его возвышает. Подобный результат достижим лишь в том случае, если человек правильно распоряжается теми ограниченными возможностями, которые ему дарованы.

И, напротив, тот, которому в изобилии дарованы способности и талант, может допустить оплошность, унизить себя, предаться порокам. Такого человека, без сомнения, следует признать грешником, обреченным на проклятие и не имеющим никаких шансов на спасение. В Коране сказано: "Всякая душа — заложница того, что она приобрела" (74:38). Следовательно, спасение или проклятие человека зависит от волевого усилия, а не от природного или психологического факторов. Таково очевидное проявление Божественной справедливости.

Одну из особенностей шиитской доктрины составляет бида, термин, обозначающий, что человеческая судьба претерпевает изменения в тех случаях, когда факторы, регулирующие ее течение, сами подвергаются изменениям: то, что представляется вечным и неизменным, меняется в соответствии с изменениями в человеческих действиях и поступках. Подобно тому, как материальные факторы формируют судьбу человека, так и нематериальные факторы могут способствовать возникновению новых явлений.

Вполне возможно, что нематериальные факторы могут способствовать выявлению того, что сокрыто и противоположно очевидному течению вещей. Фактически посредством изменений в причине и следствии Бог декретирует возникновение нового явления, более совершенного и благотворного, чем предыдущие. Сказанное в чем-то сходно с принципом аннулирования закона: если предыдущий закон аннулируется в пользу принятия последующего, то это не указывает на невежество законодателя, подчеркивая лишь тот факт, что закон, подвергнувшийся аннулированию, исчерпал себя.

Мы не можем толковать концепцию "бида" в том смысле, что Бог меняет свой замысел в результате того, что нечто, ранее неведомое, становится теперь Ему известным. В этом случае имело бы место противоречие принципу универсальности Божественного знания, что было бы неприемлемым для любого мусульманина.

Молитва, выражающая просьбу, является тем фактором, значение которого нельзя преуменьшать. Очевидно, что Бог осведомлен о самом сокровенном в душе человека, однако во взаимоотношениях человека с Богом просительная молитва играет ту же роль, что и действие человека по отношению к природе. Помимо чисто психологического воздействия, молитва выполняет и независимые функции.

Любое новое явление в природе возникает вследствие каких-то причин предшествующего порядка. Равным образом, в огромной сфере бытия просительная молитва является эффективной в деле продвижения человека к цели. Подобно тому как в системе причинности Бог каждому элементу бытия отводит свою роль, так и просительной молитве Он приписывает свои функции.

Когда человек сталкивается с трудностями, он не должен впадать в отчаяние. Двери милости Божьей открыты для всех. Может случиться так, что завтра возникнет ситуация, никак не связанная с предыдущими явлениями. Ибо сказано в Коране: "Каждый день Он за делом" (55:29).

Поэтому никогда не следует опускать руки, сдаваться. Просительная молитва, не подкрепленная соответствующими действиями, подобна, как сказал имам Али, да будет над ним мир, "человеку, который желает выпустить стрелу из лука, на котором отсутствует тетива".

Предпринимая какие-либо усилия, требующие большего напряжения, человек обязан предстать перед Богом в искреннем порыве, с надеждой получить от Него помощь и содействие. Конечно же, Бог окажет помощь. В Коране говорится: "А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня — может быть, они пойдут прямо!" (2:186).

Имам Саджжад, да будет над ним мир, обращается к Богу с молитвой, известной под названием молитва Абу Хамзы: ''О, Создатель! Я вижу пути просьбы, ведущие к Тебе, открытыми и гладкими, а источники надежды в тебе обильными. Я вижу, что позволительно мне ждать помощи от Твоей милости, я вижу врата молитвы открытыми для всех, кто взывает к Тебе и просит Тебя о помощи. Я уверен, что Ты готов откликнуться на молитву тех, кто взывает к Тебе, готов предоставить убежище тем, кто ищет его у Тебя".

Существует также своего рода поверье, связанное с понятиями греховных и добрых дел: "Тех, кто умирает за грехи, больше числом тех, кто умирает естественной смертью; а тех, кто живет благодаря свершению благих побуждений, больше числом тех, кто живет благодаря отпущенному им сроку".

Именно благодаря молитве, Закариййа, истинный пророк, отчаявшийся иметь ребенка, добился исполнения своего желания; именно благодаря искреннему раскаянию удалось спастись от бедствий и гибели пророку Йунусу и его народу.

Законы, внедренные Творцом в систему вселенной, ни в коей мере не ограничивают Его бесконечную власть либо как-то ослабляют ее. Он обладает такой же абсолютной властью менять эти законы, подтверждать либо отменять отдельные их положения, как и создавать новые. Эта Единая Сущность, чей всеобъемлющий контроль и полномочия охватывают всю систему бытия, не может подчиняться каким-либо законам, не может ослабить свою власть и силу.

Когда мы утверждаем, что Бог способен в любой миг изменить все то, что Он создал во вселенной, мы не имеем в виду, что Он разрушает порядок вещей в мире, перечеркивает законы, управляющие природой. Сам процесс изменений происходит в соответствии с некими неизвестными принципами и критериями, которые находятся вне сферы нашего понимания и восприятия. Если человек внимательно взглянет на вещи и согласится с тем, что он сталкивается с широким выбором возможностей, это позволит ему избежать попыток предсказывать вещи на основе лишь тех принципов, которые применимы в толковании естественной сферы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.