|
|||
Сеййид Муджтаба 10 страницаЕсли бы не было строгого порядка вещей в мироздании, любое бытие в ходе своего развития порождало бы другое бытие, причина и следствие поменялись бы местами. Однако необходимо понять, что существенные взаимосвязи между вещами предустановленны и необходимы; ни одно явление не может преступить тот предел, который для него воздвигнут, и подменить другое явление. Дифференциация сопутствует ступеням бытия, способствуя выявлению в нем слабости и силы, неполноценности и совершенства. Дискриминация существует в том случае, когда два явления обладают одинаковой способностью к восприятию совершенства, однако одно из них получает возможность совершенствоваться, другое — нет. Уровни бытия, существующие в порядке вещей в мироздании, несравнимы с условными категориями, принятыми в человеческом обществе. Они реальны, безусловны, незаменяемые. Например, люди и животные не могут поменяться местами в той мере, в какой могут поменяться должностями и положением в обществе отдельные индивидуумы. Взаимосвязь причины и следствия зиждется на самой сущности причины и следствия. Если что-либо выступает как причина, то это происходит вследствие того, что некое свойство неотделимо от нее; если что-либо выступает как следствие, то это происходит вследствие того, что некое свойство присуще ему, а именно — способ бытия. Таким образом, мы имеем незыблемый порядок вещей, который связывает все явления между собой, а уровень каждого явления в рамках установленного порядка тождествен его сущности. До тех пор дифференциация относится к недостаткам в самой сущности, ее нельзя рассматривать как дискриминацию, ибо извержения Божественной щедрости недостаточно для того, чтобы реальность стала действительностью. Именно по этой причине некоторые существа испытывают лишения и не достигают высоких степеней; невозможно, чтобы вещи обрели способность к бытию или иному совершенству и чтобы Бог не даровал этого. Случай с цифрами весьма характерен: каждое число обладает строго фиксированным местом. Цифра два следует за цифрой один, их нельзя поменять местами. Если это все-таки сделать, суть их изменится. Из сказанного, очевидно, что все явления обладают установленным уровнем и модальностью, подчиняются устойчивым, неизменным законам. Божественный закон, естественно, не образует самостоятельно сотворенной сущности, а представляет собой абстрактную концепцию, основанную на способе, с помощью которого вещи могут существовать. То, что обладает внешним существованием, состоит из уровней и степеней бытия, с одной стороны, и системой причины и следствия, с другой. Ничто не происходит за пределами этой системы, являющейся ни чем иным, как Божественной нормой, о которой упоминается в Коране: "Никогда не найдешь ты для пути Аллаха изменения!" (35:43). Порядок вещей основан на законах, присущих этому же порядку. Место каждого явления в нем четко определено, а существование различных уровней и степеней существования выступает как необходимое следствие систематической сущности мироздания, неизбежно порождающей многообразие форм. Многообразие и дифференциация не сами вдруг возникли; они являются неотделимым атрибутом всех явлений. Каждая частичка во вселенной обладает необходимым ей потенциалом; в отношении ее не было проявлено какой-либо несправедливости или дискриминации; тем самым было обеспечено совершенство самой вселенной. Материалисты, рассматривающие наличие многообразия и дифференциацию в порядке вещей во вселенной как свидетельство угнетения и несправедливости, считают, что жизнь — это тяжелая вещь, доставляющая мучения и тяготы людям. Поспешные выводы материалистов относительно людских мучений и тягот подобны приговору, выносимому ребенком при виде садовника, подрезающего здоровые ветки дерева весной. Неосведомленный о цели и значении подрезки, ребенок считает садовника вредным и злым человеком. Если бы все щедроты мира были предоставлены материалисту, он бы и на этом не успокоился. Если уж мир кажется ему бессмысленным, основанным на несправедливости, то человеку нет нужды добиваться справедливости, бороться за нее, если бы происхождение и судьба человека были таковыми, как их описывает материалист, например, подобен был бы он траве, вырастающей из самой себя и так же внезапно исчезающей, то в этом случае человека следовало бы признать самым несчастным и жалким из всех существ. Ибо пришлось бы ему жить в мире, лишенном средства, совместимости и гармонии. Мысль, чувство и эмоции причиняли бы ему страдания, казались бы ему злейшей шуткой природы, предназначенной для приведения его в отчаяние, причинения новых мучений. Если бы человек проявил большую инициативу и самоотверженность в служении людям, какую пользу это ему принесло бы? Посмертные поминовения и награды, торжественные церемонии у могилы ни в малейшей степени не помогли ему; они лишь поддержали бы бесполезные легенды о нем. Если рассмотреть судьбы большинства людей, постоянно борющихся с невзгодами, неудачами и лишениями, то картина станет еще более мрачной. При таком подходе к смыслу человеческой жизни, единственным раем, который может предложить материализм, является ад ужаса и боли. Утверждение материалистов о том, что человек лишен свободы и выбора, делает его еще более жалким созданием. Одномерный подход к мирозданию, которым руководствуются материалисты, подразумевает, что человек подобен автомату, приводимому в действие природным механизмом. Может ли человеческий ум и инстинкт — не говоря уже о реалиях существования, — принять подобную банальную и пошлую интерпретацию человека, его жизни и судьбы? Если бы подобное толкование было справедливым, человек был бы неспособен испытывать счастье и уподобился бы кукле. Оказавшись в такой ситуации, человек был бы вынужден обратить свою страсть и наклонности в основу морали и мерило ценностей в плане личной выгоды и ущерба. Он бы сделал все, что в его силах, дабы устранить все препятствия на своем пути и предаться плотским наслаждениям. Если бы он действовал иначе, он бы прослыл невеждой и отсталым человеком. Всякий, обладающий малейшей проницательностью и способный судить о вещах беспристрастно, не будет считать подобные близорукие и фантастические понятия имеющими смысл и силу, как бы они не были облачены в философскую и научную софистику. Человек с религиозным мировоззрением рассматривает мир как стройную систему, обладающую сознанием, волей, восприятием и целью. Высшая справедливость, источаемая Божественным разумом, правит во вселенной, управляет мельчайшей частичкой бытия, присутствует во всех действиях и поступках. Религиозный человек испытывает чувство ответственности перед Божественным разумом, управляющим миром; он знает, что мир, сотворенный и действующий по воле Божьей, — это обязательно мир единства, гармонии и добра. Он понимает, что противоречия и зло обладают эпифеноменальным содержанием и выполняют ключевую роль в достижении добра и обеспечении единства и гармонии. Далее, в соответствии с этой точкой зрения, жизнь не ограничивается рамками этого мира, не сводится лишь к материальному благосостоянию или свободе от боли и страданий. Верующий человек видит мир как путь, который ему предстоит пересечь, как место испытаний, арену действий. В этом мире испытывается на прочность праведность человеческих поступков. В начале последующей жизни добро и зло в помыслах, вере и действиях человека подвергаются измерению на самых точных весах. Божья справедливость проявляется тогда во всей своей полноте, и какие бы лишения ни испытывал человек в этом мире, все будет ему зачтено. В свете той судьбы, которую ему уготовано испытать, понимая всю тщету этой бренной, материальной жизни, человек ориентирует свое сознание исключительно на Бога. Его целью становится жить и умереть на пути Бога. Превратности этого мира не привлекают более его внимания. Он понимает всю эфемерность окружающих его вещей, не позволяет своей воле уступать соблазнам. Ибо он знает, что силы соблазна могут ослабить его решимость и втянуть его в водоворот материалистического заблуждения. В заключение хотелось бы добавить, что существование различий в этом мире не подразумевает существования несправедливости. Угнетение и несправедливость означает, что кто-то подвергается дискриминации, хотя у него и равные со всеми другими права. Однако существа не имеют претензий к Богу, поэтому, если одни вещи превосходят другие, то это отнюдь не означает несправедливости. У нас нет ничего своего, собственного, нам принадлежащего; каждый вздох, сердцебиение, каждая мысль и идея, рождающиеся нашим разумом, дарованы Богом, вложены в нас в момент нашего зарождения. Поскольку мы уже осознали, что все, чем мы располагаем, даровано Богом, становится, очевидно, что различия в дарах, преподнесенных Им человеку, основаны на Его мудрости, но не имеют никакого отношения к справедливости или несправедливости, поэтому с нашей стороны каких-либо претензий быть не может. Бог сделал нам подарок, даровав скоротечную жизнь в этом мире. Он руководствовался полной свободой в вопросе выбора типа и объема Своего дара людям, и у нас нет к Нему претензий. Следовательно, мы не имеем права протестовать, когда Его дар нам оказывается нелогичным и несущественным.
ЛЕКЦИЯ 17 Тяжелые испытания: путь к пробуждению
Люди, опьяненные властью и успехами, предавшие забвению человеческую этику, вдруг обнаруживают, что неприятности, с которыми им пришлось столкнуться, отчуждают их от прежних соблазнов и слабостей, срывают с их души пелену забвения. Более того, они вступают на тропу, ведущую к моральному совершенству, в результате будущее представляется им более плодотворным, чем настоящее. Они принадлежат к числу тех людей, у которых лишения вызывают глубокие изменения в душе. Рассмотрение тяжких последствий пренебрежительного отношения к миру и людям, высокомерия к их нуждам и проблемам, с одной стороны, и многочисленные моральные уроки, извлеченные из бедствий и лишений, с другой, позволяют утверждать, что лишения в конце концов облагораживают человека, очищают его душу, способствуют укреплению его воли, расширяют его знания о мире. Таким образом, лишения и невзгоды — это как бы предварительный этап на пути к более совершенному состоянию бытия; они подготавливают человека к будущей награде, и о том, какой эта награда будет, можно судить по тому, насколько возвышен и искренен человек в своих поступках, в какой степени сумел он выбраться из трясины разложения и порчи. В Коране сказано: "Мы создали человека в заботе" (90:4). Или: "Мы испытываем кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и душах и плодах, — и обрадуй терпеливых, тех, которые, когда их постигнет бедствие, говорят: "Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!" Это — те, над которыми благословения от их Господа и милость, и они — идущие верным путем" (2:155-157). Вне всякого сомнения, если бы Бог создал мир без страданий, боли и лишений, то это означало бы, что Он лишил человека свободы и выбора; этот человек был бы подобен существу, не обладающему волей и властью принимать решение, неспособному воспринимать, либо познавать, существу, сформированному природой и полностью подчиняющемуся ей. Но заслуживает он в этом случае имени человека? Разве, заплатив слишком высокую цену за потерю свободы и всех своих внутренних качеств, сумеет ли он приблизиться к совершенству, либо потерпит крах и угаснет? Очевидно, что способность отличать одно от другого делает возможным выделять добро и зло, красоту и уродство. Даруя человеку неоценимое благословение свободы и дар выбора, Бог, чья мудрость пронизывает все творение, стремился полностью раскрыть Свою способность творить явления, проявить Свою мудрость и могущество. Внутрь человека вместил Он способность творить добро и зло, и хотя Он не вынуждает человека делать выбор, Он все-таки отдает предпочтение добрым делам, ибо Бог не одобряет зло; лишь праведное поведение вызывает в Нем одобрение, в награду Он дарует неисчислимые блага. Бог предупреждает, чтобы человек не шел по пути зла, в противном случае Он угрожает ему наказанием и муками. Таким образом, используя право выбора, дарованное ему Богом, человек может действовать, руководствуясь божественными предписаниями и собственной волей. Но если он случайно оступился и совершил грех, ему открыта дорога к очищению и свету, к милосердию и расположению Бога. Это — еще одно из проявлений щедрости и всеохватной справедливости Бога, того, что Он дарует Своим рабам. Если бы Бог немедленно вознаграждал за праведное поведение и добродетельность, человек не стремился бы противостоять греху и падению. И если бы зло в помыслах и поступках всегда наказывалось и воздавалось карой, то добродетельность и чистота не имели бы превосходства над злом и пороком. Принцип противоположностей является фактически основой этого сотворенного мира; это тот самый принцип, который делает возможным изменение материи, ее развитие, благодаря чему Божья благодать растекается по всему миру. Различия в бытии и его прогресс были бы невозможны, если бы материя не принимала различные формы в результате ее столкновений с иными формами, а самое бытие было бы неспособным примирять новые формы друг с другом внутри себя. Устойчивый и неизменный мир был бы подобен мертвому капиталу, не приносящему прибыль. Применительно к творению, изменения — тот капитал, который приносит прибыль. Разумеется, не исключено, что вложение определенной части капитала может окончиться неудачей, однако, само по себе движение материи определенно отразится на уровне доходов. Противоположность, наблюдаемая в формах материи, проявляется в продвижении бытия к совершенству. Возникает вопрос: существует ли в мире зло в реальном смысле этого слова? Если вглядеться, можно заметить, что зло — это не присущий вещам атрибут, оно относительно. Огнестрельное оружие в руках моего врага — для меня зло. Если отбросить в сторону меня и моего врага, это оружие само по себе не является ни злом, ни добром. Можно утверждать, что ход вещей в природе математически обусловлен; иными словами, не все наши потребности можно удовлетворить, не нарушая хода вещей. Однако, сущность человека такова, что огонь беспрестанно стремится удовлетворять бесчисленное число своих желаний, не прилагая для этого каких-либо усилий. Природа не обращает внимания на наши капризы, отказывается их исполнять. Поэтому, встречаясь на своем пути с неприятностями, мы неоправданно огорчаемся и усматриваем причины наших неудач в действии "злых сил". Если кому-то хочется зажечь лампу, когда в ней нет горючего, то не стоит проклинать весь мир, обвиняя его в этом! Мир неуклонно продвигается к своей цели, прилагая для этого массу усилий и труда. Конкретные причины предопределяют каждый шаг; изменения и развитие, которым подвергается мир, не предназначены для удовлетворения желаний человека, не нуждаются в его одобрении. Следует признать, что некоторые из проявлений этого мира не соответствуют нашим желаниям, и поэтому нам не следует считать несправедливыми те вещи, которые нам неприятны. Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, описывает мир как прибежище тягот и лишений; вместе с тем он не отрицает, что этот мир может принести пользу тому, кто знает, как в нем жить. Несмотря на то, что в своей жизни он постоянно сталкивался с трудностями и лишениями, он всегда обращал внимание людей на абсолютную справедливость Бога. Другим важным обстоятельством, которым нельзя пренебрегать; является то, что добро и зло отнюдь не представляют собой две взаимоисключающие категории в порядке вещей во вселенной. Добро тождественно бытию, зло тождественно небытию; там, где есть бытие, там подразумевается и небытие. Говоря о бедности, нужде, невежестве и болезнях, мы не должны воображать, будто это изолированные реалии: бедность означает отсутствие богатств, невежество — отсутствие знаний, болезнь — отсутствие здоровья. Богатства и знания суть реалии, бедность — не что иное, как пустота кармана и кошелька, следовательно, бедность и невежество не обладают осязаемой реальностью; они определяются посредством небытия других вещей. Так же обстоит дело с бедствиями и лишениями, которые мы рассматривали как зло и источник страданий. Они равным образом относятся к пустоте и небытию, однако, для них зло сводится к разрушению либо небытию других вещей, отличающихся от них самих. За исключением этого, ничто и никоим образом не может быть названо злом либо безобразным. Если бы бедствия не влекли за собой болезни и смерть, утрату и гибель живых тварей, их нельзя было бы назвать злом. Все, что существует в этом мире, — это добро; зло соотносится с небытием, а поскольку небытие не образует категорию, независимую от бытия, следовательно, оно не было сотворено и не существует. Бытие и небытие подобны солнцу и его тени. Когда тело поворачивается к солнцу, оно бросает тень. Что такое тень? Тень ничем и никем создана не была; она состоит из солнечных лучей, не направленных в определенное место из-за существующего препятствия; у тени нет ни источника, ни собственного происхождения. Вещи имеют реальное существование благодаря тому, что они сотворены без соотнесения их с другими, отличными от них вещами; в этом смысле их нельзя считать злом. С точки зрения веры в Бога, мир тождествен добру. Все вещи изначально добры; если существует зло, оно относительно по отношению к иным, отличным от него вещам. Малярийный комар не является сам по себе злом. Если его считать злом, то только потому, что он вредит человеку и вызывает у него болезни. Таким образом, все сотворенное представляет собой существование вещи в себе и от себя, то есть то, что является подлинным существованием; умозрительное либо условное существование не имеет места в порядке вещей в природе, является нереальным. Поэтому мы не можем задать вопроса о том, что Бог создал относительное либо условное бытие. Условные или абстрактные сущности неотделимы от реальных сущностей, дающих толчок к их возникновению; они неизбежно сопутствуют друг другу. Нельзя говорить о том, что условные сущности были сотворены. Таким образом, то, что является реальным, обязательно проистекает от Бога. Лишь те вещи и атрибуты реальны, которые существуют вне нашего разума. Относительные атрибуты сотворены разумом и не существуют за его пределами. Далее, то, что обладает потенциалом к существованию, является миром в целом, со всеми его объектами и неотделимыми атрибутами; мир представляет собой нераздельное единство. С точки зрения Божественной мудрости, либо мир должен существовать на основе присущей ей модели, либо он не должен существовать вообще. Мир без порядка вещей в природе, без соблюдения принципа каузальности, мир, в котором добро и зло неотделимы друг от друга, — такой мир невозможен, фантастичен. Невозможно предположить, чтобы одна часть мира могла существовать, другая — нет. Творение — это нечто цельное, подобно форме и фигуре человека, части которого неотделимы друг от друга. Бог абсолютно свободен от потребностей и желаний, по этой причине Он щедро дарует вокруг бытие, подобно человеку, щедрость которого не нуждается в возмещении; подобно искусному художнику, непрестанно созидающему новые формы. Такая щедрость и творческий подход характеризуют Бога, чьи знамения проявляются в каждом явлении.
ЛЕКЦИЯ 18 Общий взгляд на проблему свободы воли
Одним из вопросов, который всегда привлекал внимание мыслителей, проявивших интерес к сущности человеческой жизни, и был предметом вечного спора, является вопрос о том, свободен ли человек при выборе своих целей и осуществлении своих желаний, в своих поступках и деятельности, в делах своей жизни, будь она материальная или иная. Являются ли его желания, наклонности и воля единственным фактором, определяющим его решения? Или его поступки и его поведение навязаны ему? Вынужден ли он беспомощно выполнять определенные действия и принимать определенные решения? Является ли он невольным орудием в руках внешних для него факторов? Чтобы понять важность этого вопроса, надо помнить, что его решение зависит от нашей возможности извлечь полностью пользу из закона, религии, экономики, психологии и всех других отраслей знания, которые рассматривают человека как свой предмет. До того, как мы выясним, свободен ли человек или нет, какой бы закон не будет предложен человеку для обсуждения в любой из наук, он будет применяться по отношению к существу, природа которого остается для нас неизвестной. Это очевидно, что тогда не будет, достигнут желанный результат. Вопрос свободы воли против детерминизма не является исключительно академической или философской проблемой. Он представляет интерес для всех тех, кто занимается проблемами человека, особенно для тех, кто изучает вопрос о человеческом долге, который он обязан выполнить. Вопрос этот крайне актуален. Поскольку, если не верить в свободную волю, не будет основания для вознаграждения людей, кто выполняет свои долг, и наказания тех, кто не делает этого. После возникновения Ислама мусульмане также обращали особое внимание на этот вопрос, потому что мировоззрение Ислама побуждало изучать его более тщательно, чем это было до сих пор, и прояснить все сопутствующие неясности. Ибо эта проблема была, с одной стороны, связана с единством Бога, а, с другой — с Его атрибутами справедливости и могущества. Мыслители, как прошлого, так и настоящего могут быть разделены на две категории в отношении вопроса свободы воли против детерминизма. Одни решительно отвергают свободу человека в его поступках и считают, что если его действия проявляют признаки свободного поиска, это происходит из-за несовершенной и недостаточной природы человеческого восприятия. Вторая категория мыслителей верит в свободную волю, и согласно им, человек обладает полной свободой действия в сфере волевых поступков, его способность думать и решать имеет далеко идущие последствия и не зависит от внешних факторов. Естественно, человек испытывает последствия принуждения как при его рождении, так и в обстоятельствах, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. результатом этого может быть то, что он перестает верить, что нет такого понятия, как свободная воля. Он вошел в мир невольно и, как кажется, всецело управляет судьбой, гонимый ветром подобно листочку бумаги, пока, наконец, он окончательно не покинет мир. В то же время человек ясно осознает, что он свободен и независим во многих вещах, без какого-либо принуждения или обмана. У него есть сила и способность бороться эффективно против препятствий и распространять свое управление природой, опираясь на предыдущий опыт и знание. Объективной и практической реальностью, которую он не может отрицать, является то, что существует глубокое и принципиальное различие между волевыми движениями его рук, ног и работой его сердца, печени и легких. Итак, имея волю, сознание и способность избрать, что является признаком его человечности и источником его ответственности, человек знает, что, на деле, у него есть свободная воля в целом ряде поступков, и что никакое препятствие не помешает ему проявить свою волю или сформировать свое убеждение. Но в других отношениях, определенных материальным или инстинктивным принуждением, и обстоятельствах, которые составляют значительную часть его жизни, навязаны ему внешними факторами, его руки связаны, и у него нет силы выбора.
Детерминизм
Сторонники детерминизма не верят, что человек свободен в поступках, которые совершаются им в мире. Защитники божественной детерминации, например, представители мусульманской теологической школы, известные как ашариты, опираясь на поверхностное значение определенных стихов Корана и не останавливаясь на том, чтоб поразмыслить над подлинным значением всех соответствующих стихов или над сущностью Божественной силы предопределять, утверждают, что у человека вовсе нет свободы. Они также отрицают, что вещи творят последствия и не признают роль иных причин в творении и происхождении естественных явлений. Они рассматривают все как непосредственное и немедленное последствие божественной воли и утверждают, что, хотя у человека есть определенная степень воли и силы, однако ни его воля, ни его сила не влияют на его поступки. Поступки человека вызваны не их силой и волей, а волей Бога, которая порождает исключительно все следствия. Человек только может придать определенную окраску поступкам, которые он совершает с собственной целью и намерением, и эта окраска имеет результаты в поступках, которые квалифицируются как хорошие или плохие. Помимо этого, человек не что иное, как местоположение для осуществления воли и силы Бога. Они также заявляют, что, если мы предположим, что человек располагает свободной волей, мы этим самым сузим сферу могущества Бога и Его власти. Абсолютная созидательность Бога требует, чтобы ни один человек не противостоял ему как Творцу, точно так же вера в единство Бога, учитывая абсолютную суверенность, которую мы Ему приписываем, должна означать, что все явления в мире, включая поступки людей, входят в сферу божественной воли и желания. Если мы допускаем, что лицо производит собственные поступки, мы отрицаем владычество Бога над всем созданием, что, в свою очередь, не совместимо с атрибутом Бога, как Творца, ибо мы тогда довольствовались бы абсолютной властью в сфере поступков, и тогда Богу не оставалось никакой роли. Таким образом, веры в свободную волю придерживаются, чтобы привести неутомимо к политеизму или дуализму. Вдобавок, некоторые люди превращают принцип детерминизма — сознательно или нет — в оправдание за поступки, противоречащие религии и морали, открывая путь всякого рода отклонениям в области веры и этики. Некоторые гедонисты и поэты относятся к этой группе, они воображают, что предопределение является достаточным извинением за их грехи, и надежду, таким путем, избежать угрызения совести и плохой репутации. Этот детерминистский способ мышления противоречит принципу справедливости в отношении как к Богу, так и человеческому обществу. Мы ясно видим божественную справедливость, проявляемую во всех своих аспектах посредством творения, и мы восхваляем Его самую священную сущность, которая располагает подобным свойством. В Коране говорится: "Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости; нет божества, кроме Него, великого и мудрого!" (3:18). Бог также описывает установление справедливости в человеческом обществе как одну из целей послания Пророков и заявляет Свое желание того, чтобы Его рабы сохраняли справедливость: ''Мы послали наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости и низвели железо; в нем сильное зло и польза для людей, и чтобы знал Аллах, кто помогает Ему и Его посланникам втайне. Поистине, Аллах силен, велик!" (57:25). В день Воскресения, обращение Бога с Его рабами будет точно так же основано на справедливости, и никто не подвергнется даже мельчайшей несправедливости. Коран гласит: "И устроим мы весы верные для дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем, хотя было бы это весом горчичного зерна. Мы принесем и его. Достаточны мы как счетчики!" (21:47). Так, было бы это справедливым заставлять человека делать что-то греховное, затем наказывать его за это? И какой бы суд не издал вердикт, предусматривающий подобное наказание при подобных обстоятельствах, он будет, конечно, несправедливым. Если мы будем отрицать принцип свободы и вовсе не отведем позитивной роли воле человека, то между человеком и остальной частью создания не останется различия. Согласно детерминистам, поступки в поведении человека напоминают действия других существ в том, что они вызваны рядом факторов вне их контроля, наша воля по себе не имеет силы производить действие. Но если Бог творит волевые поступки человека, если Он — Творец несправедливости и греха, даже назначения Себе соучастников, то, как мы можем объяснить подобное поведение со стороны Совершенного и Возвышенного Существа? Вера в детерминизм сводит на нет и устраняет принципы пророчества и откровения; концепция божественного руководства заключается в том, чтобы служить как источник человеческой ответственности; идея повелений и запретов, религиозного долга и благочестия служит доктрине определенного воздания за добрые деяния. Если мы однажды поверили, что все поступки людей происходят механически, без какой-либо воли или выбора с его стороны, то не останется никакой роли для послания Пророков, которые посланы для того, чтобы поддержать человека в его стараниях. Если обязанности, возложенные на человека, и поручения, адресованные ему, не имеют ничего общего с его свободной волей и способностью повиноваться и ответить, то для чего они? Если духовное состояние человека и внешние поступки определены механически, то бесконечные усилия моральных просветителей, чтобы спасти человеческое общество и двигать его в направлении созидания и высших ценностей, в конечном счете, окажутся тщетными. Их усилия не служили бы какой-либо цели; бесполезно ожидать позитивные изменения от существа, каждый поступок которого предопределен. Но человек ответственен за собственное спасение, так же как и гибель, так же как и свои поступки, его поиск формирует его судьбу, и однажды, когда он узнает, что каждое действие, которое он совершает, имеет некоторые последствия, он будет выбирать свой путь с большей осторожностью. Его упование на любовь и благосклонность Бога заставит все двери силы открыться перед ним.
|
|||
|