Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сеййид Муджтаба 12 страница



Повсюду мы замечаем результаты проявления свободы воли, и та борьба, которая ведется между сторонниками и противниками этой концепции, — очевидное свидетельство тому, что рано или поздно идея свободы воли получит свое одобрение даже у ее противников.

Рассмотрим теперь, какие ограничения накладываются на свободу выбора человека.

Подлинная позиция шиизма, основанная на коранических предписаниях и высказываниях имамов, восходит к третьей школе, промежуточной между взглядами сторонников безусловного предопределения и сторонников абсолютной свободы воли. Эта школа характеризуется отсутствием несоответствий и несообразностей, присущих идее безусловного предопределения, которая противоречит разуму, сознанию, всем этическим и социальным нормам, отрицает божественную справедливость.

Очевидно, что наши волевые акты отличаются от поведения растений и животных. Волевая энергия проистекает из нас самих, давая возможность совершать или не совершать определенные поступки и обеспечивая тем самым свободу выбора.

Свободой выбора следует пользоваться разумно, ибо, прежде всего мы обязаны предаваться зрелому размышлению, тщательно взвешивать все стороны проблемы, а затем делать строго рассчитанный выбор. Именно по воле Бога нам следует пользоваться своей свободой в этом мире, сотворенном Им, сознательно и бдительно.

Что бы мы не делали, все находится в сфере Божественного знания, направляется Его волей и мудростью. Все аспекты жизни, все, что касается судьбы человека, находится в зависимости от Его знания. Кроме того, ни на один миг мы не в состоянии освободиться от той Сущности, с которой связаны, поэтому использование силы, присущей нашему бытию, невозможно без Его непрестанной помощи. благодаря Своему всемогуществу, Он постоянно наблюдает за нами, знает все наши тайные замыслы и намерения.

И, наконец, свобода нашей воли не может переступать пределы порядка, установленного Богом, отсюда не существует проблем, связанных с неизменностью Божественных актов.

Будучи в состоянии создавать вещи посредством проявления собственной воли, сам человек вынужден подчиняться законам природы. Он вступает в этот мир, не располагая выбором, он покидает этот мир, не имея для этого никакого желания. Природа опутала его инстинктами и потребностями. Тем не менее, человек имеет возможность пользоваться некоторыми присущими ему способностями; свобода порождает в нем созидательный дух, достаточный для того, чтобы покорить природу и установить господство над окружающей средой.

Имам Джафар ас-Садик — да будет над ним мир! — говорил: "Нет ни безусловного предопределения, ни абсолютной свободы воли: правомерна позиция между двумя позициями".

Итак, существует свобода воли, однако она не всеохватывающая, ибо выделение самостоятельной сферы бытия для человека означало бы приравнивание его к Богу, превращение его в Его партнера в божественных актах. Свобода воли, которой располагает человек, регулируется Творцом природы, и предписания Бога проявляются в форме законов, управляющих человеком и природой, причинно-следственными связями, иными факторами.

Согласно исламу, человека нельзя рассматривать ни как создание, осужденное на безусловное принуждение, ни как тварь, брошенную во мрак и бессмысленность окружающего мира. Это — существо, переполненное стремлениями, желаниями, талантом, умением, творческим потенциалом, иными наклонностями, сопровождаемыми своего рода постоянным руководством.

Ошибка, совершаемая как сторонниками безусловного предопределения, так и приверженцами абсолютной свободы воли, состоит в том, что они воображают, будто человек волен выбирать один из двух путей: либо все его поступки должны исключительно приписываться Богу, и тогда он теряет всякую свободу и становится принужденным во всех действиях, либо его волевые действия проистекают из независимой и неограниченной сущности, ограничивающей власть Бога.

Однако, тот факт, что мы располагаем свободой воли, отнюдь не означает того, что мы в чем-то пытаемся ограничить могущество Бога. Ибо именно Он возжелал, чтобы мы могли свободно принимать решения в соответствии с нормами и законами, Им установленными.

Существует одна точка зрения о том, что поступки и действия человека проистекают от него самого, и другая — что все это от Бога.

Человек сохраняет прямую связь со своими поступками, тогда как отношение Бога к ним носит косвенный характер. Вместе с тем, обе формы связи реальны и истинны. Человеческая воля не противостоит Божественной воле, равным образом, человеческая воля не противоречит Божественному хотению.

Упрямые в своем неверии люди выступают против любых видов увещеваний и предостережений, не понимая того, что и осуществление свободы воли, и слепота их души проистекают от Бога. Подчиняясь своим низменным страстям, эти люди не дают своей душе, своим глазам и ушам жить так, как полется, и в результате заслуживают вечное проклятие. В Коране говорится: "Поистине, те, которые не уверовали, — все равно им, увещевал ты их или не увещевал, — они не веруют. Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их — завеса. Для них — великое наказание!" (2:6-7).

Иногда заблуждения и ошибки человека носят не столь пагубный характер, и человек сохраняет возможность вступить на праведный путь, ведущий к Богу и истине. В других случаях моральное падение достигает такой степени, что возвращение на путь истины становится невозможным. Таков неизбежный результат их поведения, предопределенный волей и желанием Бога.

Ответственность подобных людей за совершаемые им проступки и грехи зиждется на том, как они осуществляют свободу воли, и тот факт, что они не получили благословения на руководство, не снимает с них ответственности, Существует твердый и очевидный принцип: "все, что происходит от свободы воли и достигает высшей степени в принуждении, не противоречит свободе воли".

Имаму приписывают следующие слова: "Бог возжелал, чтобы вещи происходили благодаря причине и следствию, и Он ничего, кроме причины, не предписывал; следовательно, Он сотворил причину для всех вещей".

Одной из причин, внедренных Богом в Его творения, является человек и его воля согласно принципу, в соответствии с которым частные причины и следствия устанавливаются Богом ради порождения любых явлений во вселенной: происхождение явления делает необходимым первоначальное существование причин и следствий, без которых это явление было бы невозможным.

Таков универсальный принцип, неизбежно управляющий нашими действиями. Наша свобода выбора и воли формирует последнее звено в цепи причин и следствий, отражающихся в осуществлении действия с нашей стороны.

Коранические стихи, соотносящие все вещи с именем Бога и изображающие их, проистекающими от Него, провозглашают предвечную волю Творца как конструктора мира, объясняют, каким образом Его могущество простирается на весь ход событий в мироздании. Его власть пронизывает любую частичку вселенной без исключения; в то же время Его могущество не преуменьшает свободу человека, ибо именно Бог наделяет человека свободой воли. Человек волен идти по избранному им пути, и Он не заставляет одних людей отвечать за проступки и заблуждения других.

Если даже в делах людских присутствует принуждение, то оно осуществляется в том смысле, что человек принужден располагать свободой воли как проявление воли Бога, а не в том смысле, что он обречен, действовать именно данным образом. Поэтому, когда мы ручаемся за лучшие из поступков людей, власть осуществлять их принадлежит Богу, а выбор использования этой возможности исходит от нас.

В Коране есть и стихи, в которых ясно подчеркивается роль человеческой воли и поступков, при этом решительно отвергаются взгляды сторонников безусловного принуждения. Когда Коран стремится привлечь внимание верующих к бедам и страданиям людским, он описывает их как следствие их неверных поступков и греховных деяний. Не зря сказано в Коране: "И кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его" (99: 7—8); "И будете вы спрошены о том, что творили" (16:93); "Скажут те, которые придают Ему сотоварищей: "Если бы Аллах пожелал, ни мы не придавали товарищей, ни отцы наши, и не запрещали бы ничего". Так лгали и те, которые были до них, пока не вкусили Нашей мощи. Скажи: "Есть ли у вас какое-либо знание? Покажите его нам, Вы следуете только за предположениями, вы только измышляете ложь!" (6:148).

Если бы спасение человека зависело от воли Бога, на земле не нашлось бы и малейшего следа зла и заблуждений: всякая тварь нашла бы спасение свое и прощение, хотела бы она того или нет.

Некоторые еретики, ища для себя оправдания, утверждали, что любые их греховные деяния санкционированы Богом. Вот что на сей счет говорится в Коране: "А когда они сделают какую-нибудь мерзость, то говорят; "Мы нашли в таком состоянии наших отцов, и Аллах приказал нам это". Скажи: "Поистине, Аллах не приказывает мерзости! Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете?" (7:28).

Подобно тому как Бог назначил награду за благие деяния, равным образом, назначил Он наказание за грех и бесчестие. Однако, в обоих случаях возжелание результата отличается от возжелания поступка, ведущего к результату.

Бытие человека и естественные последствия его действий подчинены Божьей воле, в то время как его волевые действия вытекают из его собственной воли.

Согласно шиитским представлениям, человек не обладает такой свободой воли, которая позволила бы ему действовать за пределами воли и желания Бога, охватывающих весь мир в форме установленных законов и норм, В то же время человек не пленник того механизма, который мешает ему избрать свой путь в жизни, который вынуждает его, подобно животным, быть рабом своих инстинктов.

Священный Коран наглядно показывает, что Бог указал человеку путь к спасению, при этом ничто не принуждает человека ни принять руководство и спасение, ни впасть в заблуждение: "Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным" (76:3). Следовательно, Коран отвергает попытки приписать волевые действия человека Богу.


 

 

ЛЕКЦИЯ 20

Формы проявления божественной воли и хотения

 

Предустановление и предопределение — вот те понятия, которые часто неправильно истолковываются из-за отсутствия четких критериев оценки, а иногда даже — из злого умысла.

Все в этом мире основано на точном расчете, логике и законе. Все было поставлено на свои места в соответствии с точными расчетами, с учетом соответствующих факторов.

Каждое явление имеет конкретную причину; эта же причина определяет внутренние и внешние свойства, форму явления. Поскольку между причиной и следствием существует гомогенность, причина неизбежно передает следствию свойства, сходные с его сущностью.

Согласно исламскому взгляду на мир, предустановление и предопределение обозначают божественную детерминированность всех тайн мироздания. Все явления, происходящие в мире, включая человеческие действия, предопределены причинами этих явлений, их следованию принципу каузальности.

Предустановление (када) означает нечто завершенное, необратимое, связанное с Божественной волей, Предопределение (кадар) означает степень либо пропорцию; указывает на порядок вещей в природе, их систематический характер; оно подразумевает, что Бог одарил мир бытия плановой и систематической структурой. Иными словами, предопределение — это результат Его созидательного действия в том смысле, что Он оставляет следы на всех сотворенных Им вещах.

Под предопределением мы подразумеваем внешнюю, объективную, не умозрительную оболочку вещей. Прежде чем осуществить свой план, архитектор предварительно обдумывает размеры и конструкцию будущего комплекса. В Коране об этом сказано следующим образом: "Поистине, Мы ведь всякую вещь сотворили по мере" (54:49); "Установил Аллах для каждой вещи меру" (65:3).

По Корану, термин "предустановление" (када) означает разумную и естественную необходимость, причину, обозначающую возникновение вещи. Сказанное означает, что Божественная воля исполнится лишь в том случае, если установленное количество, условия и причины вещи приравнены друг к другу.

Творец учитывает пространственно-временное расположение вещей, их пределы и пропорции, лишь после этого Он предустанавливает порядок их воплощения. Любой фактор или причина, видимые в этом мире, суть проявления воли Бога.

Способность к росту и развитию заложена в самой сути вещей. Материя, подчиненная законам движения, обладает способностью воспринимать различные формы и протекать в различных процессах. Под влиянием множества факторов материя способна воспринимать целый ряд состояний и свойств. Она черпает энергию из естественных источников; приходя в столкновение с другими факторами, материя перестает существовать, исчезает. Иногда она продолжает развиваться на каком-то одном этапе, пока не достигает своей наивысшей стадии; иногда ей не достает необходимой скорости продвижения к последующим этапам прогресса.

Таким образом, исход вещей необязательно связан с предустановлением и предопределением, ибо именно причина обуславливает сущность следствия. Поскольку материальные существа связаны со множеством причин, они необходимым образом развиваются разными путями; каждая причина предопределяет сущность, подчиняющуюся ей определенным образом.

Представим себе, что кто-то страдает от аппендицита. Это — "предопределение", обусловленное определенной причиной. Два дополнительных, самостоятельных, если так можно выразиться, "предопределения" ожидают пациента: либо он подвергнется хирургическому вмешательству, вследствие чего он излечится, либо он откажется от операции, вследствие чего он умрет. Оба этих выбора представляют собой определенную форму предопределения.

Таким образом, предопределения взаимозаменяемы, однако, независимо от принятого пациентом решения и последующего действия, он не может оказаться вне сферы Богом предустановленного предопределения.

Нельзя сидеть, сложа руки и говорить себе: "Если мне так суждено, я останусь жить, если мне суждено иначе, я умру, что бы я не предпринимал". Если вы стремитесь к выздоровлению, значит, так вам предопределено, если вы отказываетесь от лечения, то и тогда это — ваша судьба.

Люди ленивые, избегающие труда, часто оказываются без гроша в кармане, тогда они начинают винить в этом свою судьбу. Если бы они трудились, как другие, то нажитые ими деньги равным образом были бы проявлением предназначенной им судьбы. Следовательно, независимо от того, проявляете ли вы активность, прилежность либо ничего не делаете, вы никоим образом не в состоянии идти вразрез с божественным предопределением.

Изменения в судьбе человека не означают того, что некий фактор воспротивился предустановлению либо нарушил принцип каузальности. Ни один фактор, имеющий своим исходом какой-то результат в мироздании, нельзя исключить из универсального закона каузальности. То, что вызывает изменения в судьбе, является само по себе звеном в цепи причинности, проявлением предустановления и предопределения. Иными словами, одно предопределение изменяется посредством другого предопределения.

В отличие от наук, ориентированных лишь в одном направлении и выделяющих лишь определенные аспекты явлений, законы метафизики не связаны с явлениями в предположительном аспекте; хотя законы и управляют явлениями, они не зависят от той ориентации, которую принимают. Фактически, и сами явления, и их ориентация подчиняются всеобъемлющим законам метафизики: независимо от той тенденции, которую обнаруживает то или иное явление, оно неотвратимо находится в зависимости от этих законов.

Обрисованная выше ситуация чем-то напоминает равнину: самые северные и самые южные ее части составляют одно целое — равнину.

Иными словами, предустановление и предопределение представляют собой не что иное, как универсальность принципа каузальности; они представляют собой метафизическую истину, которую невозможно измерить так, как это делается с данными науки.

Принцип каузальности утверждает, что любое явление имеет своим началом конкретную причину. Являясь дескриптивной формой познания, устойчивой основой для постижения различных явлений в мироздании, метафизика со всеми ее законами не проводит различий между происходящими событиями. Дорога, по которой бредет человек, гладка и тверда, абсолютно безразлична к тому направлению, к которому она ведет.

Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, как-то отдыхал в тени стены, готовой вот-вот обрушиться. Внезапно он встал и перешел в тень другой стены. Его спросили: "Ты избегаешь того, что Аллах тебе уготовил?" Тот ответил: ''Я ищу себе убежище во власти Аллаха от той судьбы, которую Он мне уготовил", что означало: "Я убегаю от одной судьбы, дабы достичь другой. Если бы стена обрушилась на меня и я получил бы увечья, таковы были бы непреложный приговор Аллаха и Его предопределение, а поскольку я покинул место опасности и избежал увечий, таковы были вновь непреложный приговор Аллаха и Его предопределение".

Священный Коран представляет системы и законы природы как божественные нормы: "Ты не найдешь для установления Аллаха перемены!" (13:11).

С точки зрения религиозного мировоззрения действительность не ограничивается четырьмя стенами материальной причинности. Явления нельзя воспринимать только в их чувственных связях и материальном измерении. Нематериальные факторы обладают доступом к тем сферам, которые совершенно отчуждены от материальных факторов и выполняют независимую, решающую роль в возникновении явлений.

Мир, вне всякого сомнения, индифферентен к различиям между добром и злом; действия человека вызывают обратную реакцию. Доброта и щедрость к собратьям, любовь и служение тварям Божьим — таковы факторы, которые нематериальным путем воздействуют на судьбу человека, даруют ему покой, счастье и благословение.

Угнетение, злоба, эгоизм, агрессия приносят горькие плоды. С этой точки зрения природе присуща некоторая форма воздаяния, ибо мир обладает восприятием и сознанием, он видит и слышит. Деяния, диктуемые природой и миром, — таково проявление предопределения; невозможно избежать его, ибо куда бы ты не направился, повсюду схвачен будешь.

Некий ученый высказался в следующем духе: "Не говори, что мир не воспринимает, ибо тогда сам ты не способен воспринимать. Ты воплотился в бытие как часть этого мира, и если в мире нет сознания, то нет его и в тебе".

О роли нематериальных факторов в формировании судьбы Коран говорит следующее: "А если бы обитатели селений уверовали и боялись Бога, Мы открыли бы им благословения неба и земли. Но они сочли ложью, и Мы схватили их за то, что они приобрели!" (7:96); "Мы не губим селений без того, чтобы обитатели их были неправедны" (28:59).

Концепция предопределения на все лады проповедуется сторонниками детерминизма. По их мнению, невозможно совершить действие независимо от чего-либо, ибо Бог предопределил поступки людей, в общем, и в частном, как злые, так и добрые.

Между детерминизмом и необратимым предопределением существует различие. Любое явление обречено на осуществление, если причины его возникновения очевидны. Одним из звеньев в цепи причин является человеческая воля, которая сама по себе выполняет определенную роль. Человек — это существо, облеченное свободной волей; его действия преследуют определенные цели; осуществляя эти цели, человек не следует какому-то непроизвольному закону природы, подобно тому, как это имеет место с каплями дождя, падающими на землю вследствие проявления закона гравитации. Если бы дело обстояло иначе, человек был бы не в состоянии осуществлять поставленные задачи как создание, обладающее свободной волей.

Сказанное находится в противоречии с детерминистским взглядом, который рассматривает свободу воли человека как нечто пассивное, бездеятельное, увязывая причину исключительно с Богом и с факторами, внешними по отношению к сущности человека.

Вера в предопределение отражается в детерминизме лишь в том случае, когда божественное предопределение рассматривается как нечто, вытесняющее волю и способность человека. Фактически, предопределение есть не что иное, как система причины и следствия.

Коран провозглашает, что те, кто выступает против пророков, восстает против порядка вещей, предустановленного Богом, истолковывают предустановление и предопределение в детерминистском духе. Они не стремятся к изменению ситуации таким образом, чтобы социальный строй, организованный по принципу монотеизма, заменил разложившиеся обычаи, которых они придерживались. По этому поводу есть удачное изречение: "И говорили они: "Если бы пожелал Милосердный, не поклонялись бы мы им!" Нет у них знания об этом; они только измышляют! Разве Мы им дали какую-нибудь книгу до этого, и они за нее держатся!" (43:20—2 1).

В противоположность детерминистам, посланники Бога и последователи божественного учения озабочены не сохранением статус-кво, а ниспровержением традиций и заботой о будущем. Благословенный Коран обещает человечеству окончательную победу в борьбе против тиранов, подчеркивая, что та власть, которая будет управлять людьми, будет властью справедливости; фальшь и лицемерие исчезнут, и решение всех вопросов будет зиждиться на благочестии. В Коране так говорится об этом: "Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их имамами, и сделаем наследниками" (28:5), "Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он оставит их преемниками на земле, как оставил тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен после их страха безопасность. Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищи. А кто после этого окажется неверным, те — распутники!" (24:55); "И дали Мы в наследие людям, которых считали слабыми, востоки и запады земли, которую благословили. Исполнилось благое слово твоего Господа над сынами Исраиля за то, что они претерпели! Погубили Мы то, что строил Фирауна и его народ и что они воздвигали!" (7:137).

Итак, Коран описывает противостояние между верой и неверием; между отрешенными и тиранами. Он рассказывает нам о том, что мир движется к триумфу истины над ложью и заблуждением, победе отрешенных над тиранами; революционное движение развивается в гармонии с движением всего творения к совершенству.

Призывы пророков, обещание и угроза, рай и ад — все это доказывает, что каждый человек имеет обязательство и несет ответственность за свои поступки; соответственно Коран увязывает между собой спасение человека в этом мире и потустороннем мире с его поступками.

Согласно доктрине предустановления и предопределения, человек свободен и ответствен за собственные поступки. Предустановление и предопределение действуют в том смысле, что одни люди сильны и могущественны, другие — слабы и бедны; что одна община торжествует и гордится, другая — терпит крах и слабеет. Это происходит от того, что непреложный приговор Бога предопределяет, что одни люди стремятся к прогрессу и развитию, шагают по пути чести и достоинства, другие избирают путь потворства своим слабостям и безразличие к нуждам других, которые и приводят их в конце концов к краху, унижению и подлости.

В Коране ясно сказано: "Это потому, что Аллах не таков, чтобы изменить милость, которой Он помилосердствовал народ, пока они не изменят то, что у них в душах, и потому, что — Аллах слышащий, знающий" (8:53). Несомненно, может случиться так, что наши желания исполнились не так, как мы того желали, но это ни в коей мере не доказывает, что человека в чем-то притесняли либо к чему-то принуждали. Тот факт, что диапазон действий человека ограничен, ни в коей мере не противоречит его свободе распоряжаться свободой воли; чтобы убедиться в том, что человек обладает свободой воли, необязательно допускать, что свобода его воли не ограничена.

Бог обладает разнообразными возможностями воздействия в рамках бытия. Иногда эти возможности, вместе с явлениями, в которых они отражаются, очевидны для человека, иногда — нет. Внимательный реалистический анализ концепции предустановления и предопределения подстегивает человека к познавательной деятельности, ибо посредством знаний он может достичь определенного совершенства.

Именно из-за ограниченности способностей человека он не способен использовать все факторы, ведущие к успеху, поэтому его желания и стремления остаются не выполненными.

В соответствии с принципом каузальности, судьба каждого человека связана с предшествовавшей ей причиной. Независимо от того, можно ли признать существование божественного принципа, или нет, вопрос свободы и божественной детерминированности действий человека не затрагивается, ибо можно приписать систему причины и следствия воле Бога, либо допустить, что она является независимой, никак не связанной с божественным принципом. В этом случае нельзя также утверждать, что детерминизм проистекает из веры в доктрину предустановления и предопределения. То, что мы подразумеваем под предопределением, представляет собой неразрывную связь явлений и их причин, включая волю и выбор человека, при этом мы, разумеется, не отрицаем принцип каузальности.

Предустановление и предопределение порождают явления благодаря конкретной причине. Божественная воля правит всем миром в качестве универсального принципа и закона. Любые изменения также проистекают в соответствии с божественной нормой. Если бы было иначе, божественные предустановления и предопределения не имели бы внешних проявлений. Любая научная школа мысли, признающая принцип каузальности, вынуждена признать реальность отношений между явлениями и их причинами, независимо от того, являются ли они теистическими или материалистическими.

Тогда возникает вопрос: в чем заключается разница между теизмом и материализмом?

Разница заключается в том, что теистическое мировоззрение, в отличие от материалистического, рассматривает идеальные и нематериальные факторы как нечто, вполне способное порождать следствие. И действительно, эти факторы являются более утонченными и сложными в системе мироздания, чем материальные. Мировоззрение, основанное на вере в Бога, придает дух, цель и смысл жизни. Оно вдыхает в человека мужество, жизненные силы, видение, глубину мысли и силу ума; оно мешает ему пасть в бездну бесцельного существования; оно же возводит человека ввысь до бесконечности.

Итак, верующий в Бога и твердо убежденный в непреложный приговор Бога и Его предопределение, осознает, что в основу сотворения человека и мироздания были положены мудрые цели; тогда он будет идти по прямому пути благодаря вере в Бога; осознавая, что его поддерживает и защищает Бог, человек в своей деятельности проявит больше убежденности и правоты.

Однако тот, кто исповедует материализм, чей интеллектуальный багаж побуждает его верить в материальную детерминированность человеческой судьбы, не в состоянии руководствоваться ни одним из указанных преимуществ. Он лишен уверенности в себе и неистребимой поддержки в достижении поставленной цели.

Очевидно, что существует глубокое различие между двумя школами мысли в том, что касается социально-психологических аспектов. Анатоль Франс утверждает: "Польза от религии состоит в том, что она учит человека искать истоки своего существования и нести ответственность за свои поступки. Поскольку мы отрицаем принципы теистической философии, мы тем самым лишаемся возможности познать причины нашего появления на свет, узнать то, что мы должны делать в этом мире.

Сущность предопределения опутала нас всевозможными тайнами, и если мы стремимся окончательно избежать неопределенности существования, мы вовсе должны перестать думать. Ибо корень нашей печали лежит в полном игнорировании нами причин нашего существования. Физическая и духовная боль, мучения души и терзания чувств — все это можно было бы перенести, если бы мы знали причины их возникновения и поверили бы в то, что Бог возжелал этого.

Истинный верующий получает удовольствие от переживаемых им духовных мук. Даже грехи, им совершаемые, не лишают его надежды. Однако, в мире, в котором луч надежды иссяк, боль и болезни утрачивают свой смысл, превращаются в гнусную шутку".


 

 

ЛЕКЦИЯ 21

Ошибочное толкование предустановления и предопределения

 

Некоторые псевдоинтеллектуалы придерживаются ошибочных убеждений относительно предустановления и предопределения, воображая, будто следование этой доктрине порождает застой и бездеятельность, вытравляет из человека какое-либо желание облегчить свою жизнь.

Причиной подобного заблуждения на Западе является отсутствие соответствующего понимания всей концепции в целом, в частности, ее трактовки в исламском учении. Западные ученые утверждают, что на Востоке она получила распространение вследствие отсталости и невежества народов, населяющих этот регион.

Хорошо известно, что, когда отдельные лица либо исторические общности по той или иной причине терпят неудачу в своих попытках достичь цели, они утешают себя ссылками на такие слова, как '"удача", '"случай", "предустановление", "предопределение" и т. д.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, красноречиво высказался по этому поводу: "Для людей моей общины наступит время, когда они совершать будут греховные поступки и дела, а потом, дабы оправдать свое падение и скверну, скажут: "Мы действовали подобным образом по предустановлению и предопределению Аллаха". Если вам придется столкнуться с такими людьми, скажите им, что я отрекаюсь от них".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.