Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сеййид Муджтаба 4 страница



Эта готовая субстанция прекрасно гармонирует с еще неразвитой пищеварительной системой младенца. Оно находится в скрытом хранилище — груди матери — хранилище, которое мать имела за годы до того, как оформился младенец. Чтобы облегчить кормление недавно родившегося младенца, небольшие, тонкие отверстия расположились на кончике груди, который сам по величине подходит рту младенца, так что молоко не потечет прямо в рот того, у которого еще нет силы проглотить его. Вместо этого, ребенок извлекает ежедневную порцию необходимого вещества из хранилища, присасывая.

По мере того как родившийся младенец растет, в молоке происходят изменения, которые связаны с его возрастом. Это по этой причине врачи считают, что кормление младенцев, только появившихся на свет, грудью кормилиц, которые не родили сами ребенка в то же самое время, не целесообразно.

Здесь возникает вопрос; не является ли запасание для нужд существа в структуре одного существа для потребностей другого существа, которое еще не существует, чем-то планированным и предсказуемым на основе мудрости и точности. Не является ли это запасание на будущее, эта трудноуловимая и дивная взаимосвязь между двумя существами работой мощной и все мудрой силы? Не является ли это ясным признаком вмешательства безграничной силы, великого проектировщика и плановика, целью которого является продолжение жизни и развитие всех явлений в сторону совершенствования? Мы хорошо знаем, что точные вычисления, которые мы можем видеть в основе всех механизмов и промышленного оборудования, являются результатом талантов и идей, которые были использованы в их планировании и строительстве. Точно также, основываясь на наших объективных наблюдениях, мы можем достигнуть общего философского заключения, что, где бы не соблюдались строй и монтаж, основанные на равновесии и подсчете, там следовало также искать волю, ум и идею.

Ту же самую четкость, которая может наблюдаться в промышленных механизмах, следует видеть в еще большей и высшей степени в природных веществах и их составе. На деле, степень планирования и организации, видимая в природе, находится на таком высоком уровне, что точность, используемая человеком в его собственных созданиях, никак не может быть сравнима с ней. Когда без колебания мы признаем, что наш промышленный порядок является продуктом мысли и воли, не должны ли мы постичь действие беспредельного интеллекта, воли и знания за точным планированием природы?

 

* * *

 

В нынешний век наука медицины достигла той степени развития, которая позволяет удалять почку в теле одного человека и пересаживать ее в тело человека, почка которого перестала функционировать, и который находится на краю смерти. Этот прогресс, конечно, не является результатом труда лишь одного медика, он вытекает из наследия нескольких тысячелетий. Операция по пересаживанию является окончательным этапом в длительном процессе, предварительные этапы которого пройдены ранними учеными: идеи и проницательность ученых должны были накапливаться в течение тысячелетий, прежде чем трансплантация почки могла быть осуществлена.

Возможно ли, чтоб этот результат был достигнут без знания? Ясно, что нет: мощные человеческие мозги должны были трудиться несколько тысячелетий, чтобы сделать возможной трансплантацию почек.

Давайте зададим другой вопрос. Что требует больше знаний и науки: замена покрышки на колесе автомобиля — задача, которая по общему признанию требует определенных технических навыков, — или производство самой покрышки? Что более значительно: изготовление покрышки или ее замена?

Хотя трансплантация почки представляет важную операцию в медицине, она напоминает замену покрышки на колесе автомобиля; но значение это меркнет по сравнению со структурой самой почки, и таинствами, тонкостями и расчетами, содержащимися в ней. Какой реалистический ученый, искренне преданный поиску истины, мог бы сегодня заявлять, что, в то время как трансплантация почки — результат продолжительного научного исследования и эксперимента на протяжении веков, структура самой почки не обнаруживает следов созидательного ума и воли, являясь продуктом простой природы — природы, у которой знания и осведомленности не более, чем у ребенка из детсада.

Не является ли более логичным установить существование ума, воли и планирования в создании и порядке мира, чем приписывать созидательность веществу, которое не имеет ума, мысли, сознательности и силы вводить новшества?

Вера в существование мудрого создателя, без сомнения, более логична, чем вера в созидательность вещества, которое не имеет ощущение, сознание или способности планировать; мы не можем приписывать веществу все свойства и черты ума, которые мы видим в мире и волю к порядку, который он обнаруживает.

Муфаддал сказал Имаму Садику — да будет над ним мир!: "Учитель, некоторые люди воображают, что порядок и точность, которые мы видим в мире, это работа природы".

Имам — да будет мир над ним! — ответил: "Спросите их, выполняет ли природа все свои точно подсчитанные функции в соответствии с знанием, умом и силой ее собственными? Если они говорят, что природа наделена знанием и силой, что помешает им утверждать внешнюю божественную сущность и признать существование того высшего принципа? Если, с другой стороны, они говорят, что природа осуществляет свои функции регулярно и правильно без знания и воли, то тогда следует, что эти мудрые функции и точно, хорошо рассчитанные законы являются трудом всезнающего и мудрого создателя. То, что они называют природой, на деле является законом и обыкновением, предназначенными рукой божественной силы для управления созданием".

Тонкости природы

 

Рассмотрим малярийного москита. Нет необходимости для этого использовать микроскоп: невооруженным глазом вы сможете обнаружить точный и сложный порядок в этом небольшом существе. В этом слабом существе можно видеть полностью все члены и чувства, отличающиеся своей точностью; это пищеварительная система, кровеносная система, нервная система и респираторная система. Москит располагает полностью снаряженной лабораторией; при значительной точности и скорости он располагает всеми материалами, в которых нуждается. Сравните с ним научную лабораторию; при всех людских и экономических ресурсах, предоставленных последней, она никогда не добьется скорости, точности и аккуратности ничтожной лаборатории москита. Сколько времени, обдумывания и ума нужно, к примеру, чтобы создать средство от жала москита! Когда человеку для выполнения такой задачи требуется столько мысли, точности и планирования, не являются ли наблюдаемые в мире тонкости и порядок доказательством происхождения в результате ума, созидательного планирования и глубокой мудрости Создателя?

Возможно ли вовсе рассматривать точную геометрию, функционирование и движение вселенной как результат вещества в его неведении?

Мы провозглашаем со всей твердостью, что явления творения выражают порядок и регулярность, они не утверждают бесцельность, анархию и беспорядок. Если мы случайно встречаемся с отдельными слабыми сторонами в природе, это не говорит о недостатке или недостаточности всей обширной книги творения. Наш ум и восприятие не способны взлетать высоко, а разум наш постигает так мало, что не может понять всех тайн и загадок вселенной. Наш интеллект не может различить все цели и задачи существования. Если мы не можем понять назначение маленького винта в огромном механизме, то дает ли это нам право обвинять и осуждать его изобретателя, считая его невежественным? Или горизонт нашего взгляда слишком узок, чтоб охватить подлинную цель и назначение механизма?

Случай никогда не выполняет задачу знания, более того, знание никоим образом и никогда не соединяется с невежеством. Если, как воображают материалисты, мир природы не возникает из знания и воли (несмотря на признаки созидательности и изобретательности, очевидные в каждом ее явлении), то люди также, чтобы добиться своих целей, должны были бы перестать следовать вперед по пути знания и заключать себя в невежество, чтобы приспособиться к невежеству самой природы. Действительность, которая направляет и управляет функционированием мира с такой регулярностью и в таком порядке, обладает целью, задачей и волей, которые не могут отрицаться. Невозможно предположить, что бесконечный процесс действия и реакции развивается в установленном направлении без вмешательства и наблюдения разума.

После многих лет тщательного планирования и изнурительного труда, биохимики преуспели в обнаружении определенных опытных организмов на очень простом и примитивном уровне, с которого все следы жизни исчезают. Этот научный успех считался очень ценным, и его восприняли с большим энтузиазмом в научных кругах, и никто не заявлял, что это крайне редкое и примитивное лабораторное создание появилось в результате случайности, без планирования, направления и точности.

В таком случае, те, кто приписывает все существа в широкой системе вселенной наряду со сложными и таинственными свойствами слепым и неосознанным силам вещества, в действительности проявляют несправедливость и насилие по отношению к логическому и человеческому уму и ведут войну с истиной. Обратите на минуту внимание на наборщика в типографии. Он уделяет много внимания, проявляет столько заботы, когда набирает буквы, требуемые для одной страницы книги, но когда он просматривает свою работу, он замечает небольшие ошибки, допущенные в результате легкой невнимательности. Если бы наборщик взял пригоршню шрифтов и разбросал их по клише, вместо того, чтобы тщательно разложить их по рядам, то возможно ли, что полученная в результате страница будет правильной по своему содержанию и не будет содержать ошибок?

Было бы еще более абсурдным утверждать, что сотни килограммов расплавленного свинца, вогнанных через трубу, появятся в форме готово отлитых литер, и что сильное потрясение затем соберет эти буквы и расставит в регулярном порядке по отдельности на тысячах металлических клише; и что последние будут иметь в результате напечатанные тысячи страниц книги, содержащей многочисленные точные научные обсуждения и привлекающие, заманчивые предложения, и все это без малейших ошибок.

Мог бы кто-нибудь поддержать такую теорию? Что материалисты, отрицающие Бога, должны сказать относительно различных форм элементов творения и точных, сложных отношений, которые регулируют небесные тела, природное создание и все материальные предметы? Являются ли элементы творения (т. е. атомы и частицы, которые составляют их) в любом случае мельче, чем шрифты, используемые в печатании? Допустимо ли, в любом случае, чтоб эти организованные, многозначительные элементы, эта точная и хорошо организованная геометрия, поразительные формы, описанные в книге создания, были трудом невежества и бесцельности? Не присутствует ли эта великая и мудрая сила, чудесный принцип порядка в самом строении мира? Не возникают ли все явления из проявления сознательности, знания и силы?

Если скрытая сила в глубинах вещества не возникает из универсального ума, какой фактор направляет его к совершенствованию форм, к удивительной регулярности и гармонии?

Если эта сила является фактором, лишенным интеллекта и сознательной воли, почему же она никогда не становится жертвой беспорядка, и почему ее соединение с веществом никогда не имеет результатом столкновения и разрушения? Именно тут вера в Создателя наделяет значением все существующее и одаривает их чувством и содержанием. Тот, кто обладает глубоким видением и ясным мышлением, осознает, что безграничная сила обеспечивает сохранение порядка в мире посредством устойчивого наблюдения и абсолютной независимости, в прошлом каждый правил собственным верховым животным и привык, точно также, на протяжении веков наблюдать за владельцем или надзирателем, которые проверяли каждую часть собственности, каждую пядь земли, каждую группу или организацию. Теперь дела обстоят иначе. Современный человек имеет доступ к управляемым на расстоянии спутникам, электронным устройствам и беспилотным самолетам, которые все снаряжены автоматическими приборами и техническими новшествами. Каждый знает, что можно построить хорошо оснащенную машину, которая будет действовать в соответствии с непредвиденными обстоятельствами без присутствия или видимости создателя устройства. Мы, следовательно, не имеем более права отрицать с упорством существование Бога просто потому, что Его рука незримо находится в работе созидания — незримо, т. е. для нашего несовершенного понимания и знания.

Конечно, было бы крайне неверной аналогией проводить параллель между Творцом и создателем искусственного спутника или ракеты, который, сидя в полностью оборудованной станции на земле, с помощью сложного оборудования управляет и контролирует курс и движение космического корабля. Но если участие руки Бога в порядке создания невидимо нашему физическому глазу и восприятию (хотя мы можем наблюдать признаки и знаки, которые напоминают луч, исходящий от блеска Его величия), можем ли мы по той причине игнорировать существование проектировщика и движущей силы, который один обладает подлинным знанием, силой и волей, только потому, что он не может находиться в ограниченной системе времени и пространства?

Верно то, что наши способности ограничены, чтоб понять существо, непохожее на всех, и которое является образцом в мире чувств, которого невозможно описать соответствующим образом и в точности человеческим языком. Светило нашего разума мало проясняет в этой безграничной области — говоря иначе — оно сталкивается со стенами ограничения. В то же время мы в мире находимся в отношениях с явлениями, то, что запечатлевается в наших умах, состоит из сообщений, которые прослеживаются при наблюдении за объективным миром. Но при восприятии мира проблема представления его себе отделена от нас; преграды между нашими понятиями и необходимым объемом знаний не существует.

Все же некоторые скептики, которые оставили здравый способ мышления, который исходит из существенной природы человека, и которые привыкли, ограничиваясь, к существенным реальностям природы, постоянно ожидают свершения чуда от Бога, который нарушит текущий порядок природы, чтобы одарить их верой, и сделает свое существование легко постижимым и доступным. Однако, они не принимают во внимание, что, какие бы новые следы и знаки Бога могли бы появиться, они вызовут только временное волнение и смятение, но после того, как пройдет определенное время, они станут "обычными" и не будут вызывать более волнение.

Хотя теперь все явления охвачены в системе порядка создания, они начинали с нарушения порядка природы, и, поскольку все существа повторяются на поприще мира, начиная с первого проявления, теперь они кажутся нормальными и обычными.

В отличие от них, в чувственном отношении необозримое существо, которое более того наполнено блеском и величием, полное святости, будет всегда влиять на души людей.

Их внимание к такому существу будет, на деле, все более расти, их взор будет всегда обращен на него с желанием. Это преобладание духа упрямства, суждения, основанного на противоречивой логике, что стесняет человеческую мысль ограничением. И каждое создание в строе бытия является достаточным доказательством для тех, кто освобождает свои умы от упрямства и причин отрицания.


 

 

ЛЕКЦИЯ 6

Мир нуждается в том, кто ни в чем не нуждается

 

Принцип каузальности является всеобщим универсальным законом и основой всех усилий человека как в приобретении знания, так и обычной деятельности. Старания ученых раскрыть причину каждого явления, будь оно природным или социальным, возникают из веры, что никакое явление не возникает само по себе без вмешательства причин или действующих сил,

Исследования мыслителей по всему миру позволяют лучше узнать могучий строй в природе. И чем больше они продвигаются в приобретении этого знания, тем более они отдаются принципу каузальности. Связь между причиной и действием и принцип того, что ни одно явление не возникает на земле без причины, являются одним из самых сильных умозаключений, когда-либо сделанных человеком, и считаются обязательными условиями интеллектуальной деятельности. Они представляют нечто природное и первичное, непроизвольно усваиваемые нашими умами.

Даже доисторический человек был расположен к поиску причин явлений, и философы, фактически, вывели существующую концепцию причинности из самой природы и нрава человека, прежде чем облекли ее в философскую форму, Заключенные в четыре стены субстанции, каковыми мы являемся, мы никогда не сталкиваемся с чем-то случайным в жизни, и никто в истории мира никогда не встречался со случаем, возникшим без причины. Было это не так, мы должны были просить извинения за то, что рассматриваем вселенную как случайную по своему происхождению. Какой же случайностью могло быть то, что с самого начала бытия до нынешнего времени управляет бесконечными взаимодействиями вещей в такой дивной, точной и организованной манере? Может ли строй, который воспринимается нами, быть отражением простого случая или случайного происшествия? Любое предполагаемое явление во вселенной было погружено во мрак, пока оно не приняло форму сущности. Оно не может прорвать мрак небытия и шагнуть в мир бытия как существующая вещь, пока не сработает могучая сила причинности.

Связь между причиной и следствием есть связь между двумя существующими вещами в том смысле, что существование одной из них зависит от существования другой. Между следствием и его причиной существует связь сходства и гармонии, поскольку следствие берет свое существование от причины. Эту специфическую взаимосвязь невозможно нарушить или заменить другой.

Когда бы вы не рассматривали сущность вещи, которая имеет идентичную связь с бытием и небытием, несущественными для нее, эта вещь предназначена как "возможное" в том смысле, что в сущности ее нет ничего требующего бытия или небытия. Если вещь в своей сущности требует небытие, то ее существование невозможно. Наконец, если существо возникает из сущности вещи таким образом, что причина не может рассматривать его зависимым от чего-то еще, существование такой вещи предназначено как необходимое. Это независимое существо без нужды и живущее с помощью соответственного субстрата, его существование — это источник для всех других вещей, в то время как оно не подчиняется какой-либо необходимости или условиям. Следует добавить, что материальное существование не может в любом случае приобрести свойство "обязательного", потому что существование любого сложного материального существа обусловлено существованием частей, которые составляют его, оно зависит от своих частей как при рождении, так и своем выживании.

Материя имеет различные аспекты и измерения; она облачена во множество и разнообразие; и она приобретает различные измерения посредством атрибутов и свойств.

 

* * *

 

Все явления, которые когда-то не существовали, затем превратились в существа, были наделены абстрактными понятиями бытия и небытия. Когда они ускорили свое развитие к точке бытия, это явилось результатом действия причины, которая вынудила их к такому направлению. Это было толчком, внешним фактором, который подвел их в этом, а не другом направлении. Говоря другими словами, существование причины было действующей силой бытия, точно так же, как несуществование или отсутствие причины было фактором небытия. Конечно, явление, которое становится существами в результате наличия причины, никогда не теряет свою существенную потребность, оно будет всегда характеризоваться потребностью. По этой причине необходимость причины явлению постоянна и прочна; его связь с причиной ни на миг не разорвется. В том случае, если бы эта связь прекратилась, то за существованием явления последует несуществование, точно так же, как при выключении электрического генератора тут же все ярко горевшие лампы, подсоединенные к нему, потухают. Это происходит по той причине, что причина и следствие, независимость от потребности и подчинение потребности находятся в постоянной связи друг с другом, если бы где-то эта связь разорвалась, то там, кроме мрака и небытия, ничего не осталось. Таким образом, никакое явление не становится очевидным, пока определенная сила не даруется ему тем, сущность которого свободна от нужды и само является источником, где берет начало бытие. Будь она врожденной в самой сущности явлений, они никогда не следовали по пути прекращения и небытия. Но врожденной в их сущности является потребность, так что даже после того, как их существо установится в порядке создания, их свойство потребности продолжает сохраняться при любых обстоятельствах. Они никогда не станут независимыми от необходимости причины; невозможно, чтобы следствие существовало независимо или продолжало существовать на миг, не основываясь на причине.

Таким образом, нам становится очевидным, что все явления — все возможные существа — происходят во все времена и каждое мгновение от безграничного субстрата, т. е. от Необходимо Сущего Уникального и Всемогущего Создателя, которое дарует жизнь, силу и поддержку, позволяющие появиться им на свет и оставаться здесь.

В благословенном Коране сказано: "И что это — Он, который обогатил и наделил" (53:48);, "О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах богат, преславен" (35:15), обратим внимание также и на эти замечания в Коране: ''Или они сотворили небеса и землю? Нет, они не знают верно! (52:36), "Или они сотворены из ничего, или они сами — творцы?" (52:35). "Или у них бог другой, кроме Аллаха? — хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!" (52:43) "благословен тот, в руках которого власть и который властен над всякой вещью" (67:1).

 

Источник всего бытия не зависим от необходимости причины

 

Последователи материализма обращают много критического внимания на тот принцип, что Бог не нуждается в причине. Предположим, говорят они, что Создатель является источником мира и тем, кто дарует ему существование, все явления, получив от него свое начало, продолжали существовать благодаря ему, но какая причина освободила его от необходимости иметь создателя? Какая действующая сила побудила его появиться на свет? В лекции, прочитанной в Атеистическом обществе, известный писатель Б. Рассел заметил: "Однажды (мне было тогда 18 лет) я прочел "Автобиографию" Дж. Стюарта Милля, где наткнулся на следующее место:

"Отец объяснил мне, что на вопрос: "Кто меня сотворил?" — нельзя дать ответ, ибо это немедленно повлекло бы за собой новый вопрос: "А кто сотворил Бога?" Это необычайно простое место убедило меня, и до сих пор я пребываю в убеждении, что аргумент первопричины является ложным. В самом деле, если все должно иметь причину, то должен иметь причину и Бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен".

К сожалению, некоторые западные философы, которые воспринимают существование Бога, были не способны решить эту проблему. Английский философ Г. Спенсер сказал в этой связи следующее: "проблема заключается в том, что, с одной стороны, человеческий разум ищет причину для всего, а с другой, отвергает всю кругообразность. Он не воспринимает, не осознает беспричинную причину. Когда священник рассказывает ребенку, что Бог сотворил природу, тот спрашивает: "А кто сотворил Бога?", в другом месте Г. Спенсер говорит: "Материалист пытается убедить себя в том, что существует мир сам по себе, вечно и без причины. Однако, мы не можем верить во что-то, что не имеет ни начала, ни причины. Теолог отодвигает проблему назад еще на один шаг, говоря, что Бог сотворил мир. Но ребенок задает ему безответный вопрос: "А кто сотворил Бога?". Мы можем подобное возражение высказать материалистам и спросить их: "Если мы проследим цепь причинности в обратном направлении, то в конце концов дойдем до первопричины, Давайте скажем, что причина не бог, а материя. Скажите нам, кто создал первую материю? Вы, кто верит в закон причинности, ответьте нам: если материя — конечная причина всех вещей, что является причиной материи? Вы говорите, что источником всех явлений является материя — энергия, что является тогда причиной и источником материи — энергии?" Поскольку цель причинности не может вернуться в бесконечность, они могут ответить, что материя вечная и безвременная реальность, для которой не может быть установлено начало, материя не создаваема, не имеет начала или конца, и ее существо зарождается в самой ее природе.

Это означает, что материалисты допускают принцип вечности и несотворенности: они полют, что все вещи возникли из вечной материи, и что существо возникает из самой природы материи без какой-либо нужды в Создателе.

Б. Рассел открыто излет эту веру в лекции, приведенной выше: "Нет никаких оснований предполагать, что мир вообще имел начало. Представление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано убожеству нашего воображения".

Точно таким же путем, каким Рассел рассматривает материю вечной, верующие в Бога относят вечность Богу. Вера в вечное существо является общей для материалистов и религиозных философов; обе группы сходятся во мнении, что есть первичная причина; но верующие в Бога считают первопричину мудрой, всезнающей и обладающей силой решения и воли, в то время как материалисты считают, что первопричина не обладает ни сознанием, ни разумом, ни восприятием, ни силой решения. Таким образом, устранение Бога ни в коей мере не решает проблему, поставленную вечным бытием.

Кроме того, материя — это местоположение движения и изменения, ее движение динамично и происходит внутри собственной сущности. Теперь, основное движение несовместимо с вечностью, и материя и стабильность существа являются двумя взаимоисключающими категориями, которые не могут соединиться в едином месте. То, что устойчиво и неизменно в своей сущности, не может допускать движение и изменяться в той сущности.

Как марксисты, которые полют, что материя сопровождается ее антитезисом, оправдывают вечность материи? Вечность означает стабильность и неизменность сущности, невозможность прекращения, но материя в своей сущности является компендиумом сил и потенциальностей; это относительность сама в целом охваченная при существовании и вымирании.

Вечность несовместима со способом существования, присущим материи, и факторами и атрибутами, которые требует ее природа. Верование тех, кто верует в Бога, относительно установленного и абсолютного принципа, относится к существу, который допускает стабильность и безусловность, исходя из собственной природы, его природа полностью лишена и отдалена от свойств материи. Сам характер материи отвергает постоянство, вечность и преемственность, поскольку она не может отделить себя от движения, относительности и противостоит тому, чтобы быть главной или абсолютной движущей силой, здесь было бы полезно рассказать о полемике Имама Садика, да будет над ним мир! с одним из материалистов его века.

Материалист: Из чего были созданы существа?

Имам: Они были созданы из ничего (т. е. они первоначально были несуществами).

Материалист: Как они развивались и возникли из небытия?

Имам: Я не сказал разве, что все вещи в мире были созданы из ничего? Смысл сказанного мной заключается в том, что все существа были первоначально несуществами; они были несуществующими, затем стали реальными. Вы хотите сказать, что мир вечен, но это понятие неверно по следующим причинам: во-первых, если материальный мир вечный, то следует, что вечное существо должно подчиняться изменению и прекращению, что невозможно; во-вторых, если элементы, составляющие мир, вечны посредством их сущности, то как это возможно, что они должны вступить в объятие смерти и исчезновения? И наоборот, если нет жизни в их сущностях, как может исходить из них жизнь? Если вы говорите, что живые существа возникают из живых элементов и неодушевленных элементов, мы отвечаем, что сущность, у которой нет жизни, и не может быть вечной по себе, и не может быть источником жизни.

 

* * *

 

Материалист: Если материя есть то, что вы говорите, почему вещества, говорят, вечные?

Имам: Вера в вечность вселенной у тех, кто отрицает существование правителя и составителя плана творения, отвергает посланников Бога, рассматривает книги, которые они приносят, как басни древних и придуманные верования, чтобы удовлетворить себя.

Мы говорим, таким образом, что существование вещи невозможно без причины несовершенной вещи, т. е. вещи, судьба которой зависит от причины и постоянство которой зависит от наличия ее причины. Это не применяется к сущности, которая создает свою реальность и не обнаруживает признака недостатка и ограничения. Первичная причина является таковой в силу наличия совершенного и безграничного существа; не подчиняясь никакой движущей силе, она не зависит от нужды, условия, свободна от зависимости и не содержит следов изменчивости или изменения.

Когда мы говорим о первопричине и одновременно утверждаем, что Бог свободен от всякой необходимости в причине, мы не имеем в виду, что Он обычно разделяет с созданными существами потребность в причине, но однажды Ему было даровано освобождение от закона причинности. Бог не является следствием, чтоб Он мог почувствовать необходимость причины; Он не есть явление, чтоб Он мог нуждаться в создателе. Наоборот, все условия и предпосылки возникновения происходят от него, вечного источника бытия. Закон причинности применяется только в сфере тех вещей, несуществование которых предшествовало их существованию. Точно также значение первопричины не в том, что Бог создал Себя, что Он был собственной причиной. Необходимость следствия причины находится в типе существования, которым обладает первый; она существует не потому, что она в сущности реальная, а как результат производного и зависимого существования, которое она обретает от причины, но сущность, природа которой не подчиняется никакому условию и проявляет полное отсутствие зависимости и связи, оно, в конечном счете удаляется из сферы, в которой действует закон причинности. Если существо в силу совершенства и независимости от своей сущности не имеет потребности в причине, следует, что не причина установила его на данной степени существования, и что никакая причина не может вмешаться в нее. Цель причинности не может безгранично уходить в прошлое, отсутствие связи свойственно самой концепции первопричины. Вопрос: "Когда возникла первопричина?", следовательно, не ставится; вопросы вроде этого возникают только в отношении происхождения явлений и их зависимости.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.