Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сеййид Муджтаба 7 страница



Он тот, кто дарует щедроты и блаженство. Кому принадлежим все мы, кто всецело располагает нами?! Когда Он соизволит сказать: "Будь!" — все бывает.

Истина и реальность обретает плоть из Его сущности, и свобода, справедливость и другие добродетели и иные совершенства рассеиваются, подобно лучам, из Его атрибутов. Стремление приблизиться к Нему, опуститься у Его блистательного порога означает достижение всех заветных желаний. Тот, кто дарует сердце свое Богу, приобретает страстного, всегда заботливого друга; тот, кто полагается на Него, надежду свою поверяет верным, надежным рукам. Если же кто-то дарует сердце свое не Ему, а кому-нибудь другому, впадает тот в заблуждение, строит свою жизнь на песке.

Он тот, кто осведомлен о ничтожном движении, ведет нас по пути счастья, к той жизни, той системе человеческих отношений, которая соответствует нормам, установленным Им в порядке сотворения. Он осведомлен о наших истинных интересах, Он один обладает правом указывать нам путь к логическому результату и естественному следствию. Единственная гарантия нашего согласия с Ним — это действия по программе, Им установленной.

Может ли человек возлюбить истину и справедливость, проявить готовность пожертвовать своей жизнью ради достижения этих целей, если он не осведомлен об их источнике и происхождении?

Если существо достойно поклонения, то им может быть только Творец — источник бытия. Ни одна вещь, ни одно существо не обладают свойствами, заслуживающими поклонение и хвалу со стороны человека. Все иные ценности, стоящие вне Бога, отличаются отсутствием абсолютности и первичности и не существуют в себе и вне себя; они относительны и служат всего лишь средством сохранения ступеней, превышающих их собственные ступени.

Исходные атрибуты, обуславливающие потребность поклонения, неизбежно вытекают из сущности самого Дарующего все щедроты, Осведомленного о всех вещах, возможностях, энергии, содержащихся в человеческом теле, и другие.

Эти атрибуты принадлежат исключительно Богу; все твари живые нуждаются в том, Кто существует благодаря собственной сущности. Караван существования постоянно приближается к Нему с Его же помощью, Его предписания передаются посредством ничтожной пылинки во вселенной.

Таким образом, абсолютное повиновение и покорность восходят к воле Всевышнего. Его блистательное, славное присутствие, ни на миг не прерываемое отсутствием, ощущается в ядре каждого атома бытия. Все вещи, отличные от Бога, напоминают нам о своей беспомощности и неполноценности. Следовательно, они не заслуживают нашей покорности и веры в них, недостойны того, чтобы составлять элемент божественной сущности. Человек, вне всякого сомнения, слишком благороден и бесценен, чтобы повиноваться кому-либо иному, кроме Бога.

На бесконечно широкой плоскости бытия Бог единственно заслуживает хвалы со стороны человека. Человек должен демонстрировать свою любовь Богу, стремиться стать к Нему ближе, заслужить Его одобрение. Тогда человек облагородит себя, неизмеримо умножит свои добродетели, ибо человек — это ничтожная капля в океане, с которым он должен слиться воедино. В противном случае его унесет прочь шторм порчи и разложения, иссушенный испепеляющим жаром хаоса. Человек обретает свою истинную личность и становится бессмертным, когда привязывает себя к лучезарному источнику, когда Бог вдыхает смысл в этот мир, превращается в толкователя всех событий в жизни человека. Именно в этом разрезе мир человека подвержен расширению и сужению, увеличению и сокращению.

Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говоря о слабостях человека и его ограниченных возможностях, утверждал: "Как странно и замечательно устроен человек! Если у него появляется надежда заполучить что-то, его начинает обуревать жадность, иными словами, желание ведет к жадности, а жадность губит человека. Если же он становится жертвой безнадежности в чем-либо, то печаль и тоска губят человека. Если он достигает счастья и удачи, он оказывается не в состоянии сохранить их. Если человек становится жертвой угроз и страха, он приходит в крайнее смятение. Если получает он полную безопасность для своего существования, он становится беспечным. Если блага, о которых он молил, снизошли к нему, он становится высокомерным и своенравным. Если его преследуют неудачи, печаль, и тоска спадают и уродуют его. Если обретает он богатство, тщеславие и самонадеянность им овладевают. Если бедность грозит ему, впадает он в отчаяние. Если ослаб он от голода, не в состоянии он встать с земли. Если ест он чрезмерно, тяжесть в животе мучает его. Поэтому нехватка благ в жизни человека тяготит его, излишек благ ведет к разрушению человека".

В целом, такие категории, как справедливость, благородство и т. д. вызывающие уважение к человеку, носят иллюзорный характер; с другой стороны, мы должны рассматривать их как нечто реальное, жизненно необходимое, основанное на восприятиях и ощущениях нашего сознания и инстинкта.

Если взглянуть на всю проблему более внимательно, можно заметить, что все бесчисленные твари, которые существуют в этом мире, а также обуревающие нас любовь и другие желания, сходятся в одной точке, одном источнике — Боге. Сама суть и реальность мира тождественна узам и отношениям этого же мира с Богом. Различными путями восходит бытие к той точке, откуда оно началось, и которая единственно достойна любви и отдаче человека. Когда человек обнаруживает эту точку, он оказывается в полной власти абсолютной красоты и совершенства, забывает обо всем остальном.

Мы уже отмечали, что все явления, проистекая из состояния небытия, обретают затем форму бытия; что за весь период своего существования, будь оно коротким или длительным, они находятся в зависимости от источника, внешнего по отношению к ним; что они подвержены состоянию подчиненности и повиновения, носят неавтономный характер.

Если идеальный объект поклонения остается в неведении относительно наших страданий и вообще сути мировых процессов, если он неспособен удовлетворить наши желания и устремления, пресыщая нас чувствами слабости и немощи, тогда достижение подобного идеального объекта поклонения не может считаться нашей конечной целью или абсолютной ценностью.

Когда мы стремимся достичь своей цели посредством поклонения, то единственно Бог в состоянии удовлетворить то, к чему мы стремимся, В Коране сказано: "Поистине те, кого вы призываете, помимо Аллаха, — рабы, подобные вам" (7:194).

Повелитель правоверных, мир ему, обращаясь к Аллаху в мечети Куфы, молвил: "О, Господь мой! О, Господь мой! Ты величайший Бог, а я твой жалкий, ничтожный раб. Кто может оказать милость столь ничтожному рабу, кроме величайшего Бога? О, Господь мой! Ты велик и могущественен, я слаб и жалок. Кто, кроме Тебя, может помочь слабому?

О, Господь мой! О, Господь мой! Ты Тот, кто одаряет щедротами нищего, и я подобен нищему перед Твоим порогом. Кто может оказать нищему благодеяние, кроме великодушного и щедрого повелителя.

О, Господь мой! О, Господь мой! Ты — вечное существование, а я — тварь, обреченная на гибель. Кто может помочь твари, обреченной на гибель, кроме вечнодлящейся сущности? О, Господь мой! Ты — тот, кто ведет по дороге прямой, а я заблудился и сбился с пути. Кто пожалеет заблудшего в этом мире, если не Ведущий по дороге прямой!

О Господь мой! О, Господь мой! Окажи мне свое бесконечное милосердие; прими и удовлетвори мою просьбу своими щедротами, расположением и добротой. О Боже, Ты обладатель щедрости и доброты в своем всеохватывающем милосердии. О, самый милосердный из милосердных!".

Таким образом, оказывать почтение кому-нибудь, кроме Бога, поклоняться ему — это нельзя никоим образом оправдать; ничто, кроме Бога, не может оказывать ни малейшего влияния на судьбу человека. Если объект поклонения заслуживает любви и повиновения человека, способен возвысить его до вершин счастья, то такой объект должен быть свободен от всех несоразмерностей и недостатков. Его вечное сияние должно пронизывать всех тварей, его красота должна побуждать каждого падать ниц перед ним. Обладание бесконечным могуществом должно удовлетворять жажду наших душ; познание этого могущества ничто иное, как достижение конечного источника истинной сути бытия.

Если мы избираем для себя объектом любви и поклонения не Бога, а того, кто в какой-то мере способен выполнить наши желания, то, достигнув желаемого, мы не сможем более рассматривать его объектом поклонения, ибо он не будет привлекать наше внимание, не сможет возбуждать наш интерес. Суть в том, что этот объект не способен побуждать нас ориентироваться на более возвышенные цели и задачи, напротив, он загонит нас в узкие рамки окружающего мира, лишит нас мотивов для продвижения к совершенству.

Если же мы избираем для себя объектом поклонения не Бога, а того, кто ниже нас, то мы никогда не возвысимся, не очистим наши души. Более того, мы будем ввергнуты в омут и будем подобны стрелке компаса, уклоняющейся от полюса под влиянием иного магнитного поля. В результате мы утеряем направление; вечная нищета станет неизбежным уделом человека.

Поклонение — самое возвышенное выражение благодарности. Объект поклонения способен указать человеку достойный путь, развеять мрак своим сиянием, способен служить идеалом, наделен позитивно-возвышенным существованием, служит причиной явлений, составляет саму суть устойчивости и постоянства. Далее объект поклонения производит внутреннее действие в человеке, ведет его по разумному пути. Он способствует совершенствованию сущности человека, той ее части, которая взращена божественной мудростью, поиском совершенства.

Любая попытка или побуждение со стороны человека избрать ложное для себя направление, занять неверный путь неизбежно приведет к отчуждению от самого себя, утере содержательности, искажению личности. Человек, по-видимому, не способен познать себя соответственно, отгородившись от Творца. Забвение Бога означает забвение самого себя, забвение универсальных целей человеческой жизни и мира, порождает неспособность к отражению любых форм высших ценностей.

Подобно тому, как приверженность не Богу отчуждает человека от самого себя и превращает его в нечто, напоминающее биологическую машину, так и опора на Бога, мольба у Его порога привлекала одномерного человека, которому не хватало духовности.

Благодаря поклонению Богу, духовные качества и небесные силы зреют внутри человека. Человек приходит к пониманию низменности своих материальных интересов и желаний, подмечает недостатки и слабость собственного бытия. Иными словами, он приходит к пониманию того, кто он есть.

Познание Бога и постижение невидимого источника бытия освещает и оживляет сердца людей. Такое незнание доставляет радость, несравнимую с радостью, получаемой от трехмерного мира. Именно благодаря ориентации на абстрактную, нематериальную реальность мысли человека обретают возвышенный характер.

Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говоря о чудесном влиянии познания Бога на души людей, изрек следующее: "Всемогущий Творец из познания Себя создал средство очищения души. Именно через познание Бога глухие души начинают слышать, слепые сердца — видеть, мятежные души — смягчаться".

Он также утверждает: "О Боже, Ты лучший друг для тех, кто любит Тебя, лучший источник исцеления для тех, кто доверяет Тебе. Ты наблюдаешь за их внутренним состоянием и внешними деяниями, знаешь о том, что у них в сердце. Ты знаешь о степени их проницательности и познания, их тайны открыты пред Тобой. Их сердца трепещут в разлуке от Тебя; и если одиночество тяготит их и возбуждает в них страх и неуверенность, познание Тебя успокаивает их; и если лишения и тяготы преследуют их, Ты один способен дать им убежище".

Имам Саджад, да будет над ним мир, этот образец чистоты и справедливости, полностью посвятивший себя Богу, в своих молитвах демонстрирует нам наивысшее выражение любви. Это есть священная любовь, воспламенившая все его существо; и хотя его дух отягощен безграничной печалью разлуки, крылья любви помогают ему парить высоко в небесах. С неописуемой искренностью и смирением он молится у порога Бога, у порога Вечности: "О Боже, я отдаю себя на Твое всепрощение, на Твою милость. Я страстно молю Тебя о прощении, верю в Твое великодушие, ибо ничто в моем поведении не дает мне повода быть прощенным, поэтому Твоя доброта — единственная моя надежда.

О Боже, наставь меня на путь истинный, позволь мне умереть верующим в Твою религию. О Боже, Тебе я поклоняюсь. О Ты, чья помощь грешникам проистекает из Твоей милости. О Ты, в великодушии, которого ищут убежища несчастные, жалкие души. О Ты, в страхе, перед которым грешники изливаются горькими слезами.

О источник спокойствия для сердец тех, кто изгнан из домов своих. О утешитель тех, кто горюет, с разбитыми сердцами. О спаситель одиноких, помощник тех, кто отвергнут и испытывает нужду. Я слуга тех, кто покорно повинуется Твоим повелениям.

О Боже, я распростерт в пыли у Твоего порога. О Боже, если Ты проявишь милосердие к тому, кто, молясь, взывает к Тебе, позволь мне тогда быть искренним в своей молитве; если же Ты простишь того, кто изливается слезами в Твоем присутствии, тогда позволь мне поспешить со слезами.

О Боже, не лишай надежды того, кто не нашел иного дающего, кроме Тебя; не отталкивай меня прочь, не отвергай теперь, когда я нахожусь здесь у Твоего порога".

Всякий, кто желает понять глубокий смысл мольбы, должен осознать, что рациональное объяснение и логическая дедукция не способны обеспечить полное понимание вопросов, затрагивающих духовное возрождение.

Благородный Коран описывает поведение и образ жизни неверующих и материалистов следующим образом: ''А у тех, которые не веровали, деяния — точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это — ничто, и находит у себя Аллаха, который полностью требует с него расчета. Поистине, Аллах быстр в расчете" (24:39); "И к Нему обращается зов истины, а те, которых они призывают помимо Него, не отвечают им ничем, разве что так, как простирающий свои руки к воде, чтобы она дошла до его рта, но она не доходит до него. Ведь молитва неверных— только на ложном пути" (13:14); "Те, которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, если бы они знали" (29:41); "Притча о тех, которые не веруют: деяния их — как пепел, усилился над ним вихрь в бурный день; они не властны ни над чем, что приобрели. Это —жалкое заблуждение" (14:18).

Возвышенное выражение благодарности, произносимое человеком у порога истинного объекта поклонения, представляет собой моление, объяснение в любви к абсолютному совершенству. В Коране говорится:

"Прославляют Его семь небес и земля, и те, кто на ней. Нет ничего, чтобы не прославляло Его хвалой, но Вы не понимаете прославления их. Поистине Он — кроткий, прощающий" (17:44).

Подобное поклонение и хвала не приносят Богу ни малейшей выгоды, ибо Он обладает всеми совершенными качествами, и ничто в мире, ни человек не в состоянии что-либо добавить Ему или забрать у Него.

Профессор Раваййе, знаменитый философ и физик, следующим образом высказался о сущности сознания во вселенной: "Новая космология утверждает, что молекулы и атомы осведомлены о целях и задачах, им предписанных в ходе их жизни. Подобное сознание превосходит знания физика, ибо вся осведомленность физика относительно атома сводится к тому, что если он неосязаем и неузнаваем, то о нем ничего нельзя узнать.

Тела, движение, скорость, понятия радиации, равновесия, пространства, атмосферы, расстояния и т. д.

— обо всем этом мы узнали благодаря атому. Если бы атом не существовал, то что могло бы столь замечательным образом заменить его и стать прообразом бытия? Между сознанием и телом существует то же сходство, что и между движением и покоем, положительным и отрицательным.

Таким образом, пространство, взятое в целом, не является слепым. Если вы помните, изучая поле зрения, мы установили, что глаз не является главным, определяющим фактором. Поскольку глаз фиксируется на данной точке глобуса в соответствии с ограниченными способностями человеческого рода и других земных существ, он обладает узким физическим полем, в рамках которого он функционирует. Однако, что касается пространства между землей и солнцем, солнцем и галактиками, галактиками и удаленными гигантскими планетами, в которых задействованы гигантские силы, — то в этих случаях такой орган, как глаз земных существ, не имеет возможности продемонстрировать свою эффективность.

Однако именно по этой причине мы не можем поверить в то, что отсутствие сознания и осведомленности преобладает при обмене огромных энергий и сил, управляемых законами равновесия, движения, света, центробежных сил. В этих чудесных явлениях нет слепоты, и даже частички света нельзя рассматривать как нечто сходное с безграмотным почтальоном, единственной задачей которого является вручение посланий, которые он читать не может".


 

 

ЛЕКЦИЯ 11

Несравненность Божественных атрибутов

 

В своем стремлении описать Творца и познать его атрибуты мы нуждаемся в концепциях и терминах, которые оказываются недоступными нашему пониманию. Термины, которыми мы обычно оперируем, не способны содействовать нам в достижении поставленной цели — истинном воспроизведении Бога. Это обусловлено тем, что ограниченность нашего восприятия божественного не позволяет нам соразмерно приспособиться к сознанию сущности божественных атрибутов, ибо Он возвышается над всеми концепциями, выработанными и усовершенствованными человеческим разумом.

Человеку, созданному и ограниченному во всяких своих проявлениях, бессмысленно надеяться на понимание, а тем более описание нематериального бытия, опираясь лишь на материальные атрибуты и характеристики.

Реальность, отличающаяся от случайных проявлений бытия, чья абсолютная власть и бесконечное познание охватывает все вещи, с которой, как сказано в Коране, "ничто не уподобится" (42:11), — такая реальность не подлежит традиционному обсуждению.

Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говорил: "Тот, кто сравнивает либо уподобляет Бога чему-либо и ссылается при этом на Его божественную святую сущность, он, по сути дела, имеет в виду вовсе не Его. Все то, что по представлению человека, относится к Богу, неотвратимо сотворятся, ибо Бог есть Творец и Создатель. Бог единственно есть причина (а не следствие).

Он берется творить, не пользуясь какими-либо инструментами, Он измеряет, не размышляя, не рассчитывая. Он свободен от всего, не извлекает прибыли для Себя. Время и пространство — не попутчики Ему, Инструменты и приборы не нужны Ему. Его существование предшествует времени, Его предвечность предшествует всем началам.

Он не замкнут в каких-либо пределах, ибо это явление, которое размежевывает свою сущность посредством присущих ему пределов. Его божественная сущность не признает концепций движения и покоя; разве может что-либо созданное в рамках определенных явлений также присутствовать в Его бытии?

Если бы сущность Его заключала бы в себе движение и покой, Он был бы подвержен изменениям и делимости, в таком случае не имело бы смысла говорить о предвечности Его бытия.

Он — источник всех сил, следовательно, никто и ничто не в состоянии воздействовать на Него. И, наконец, Он — тот Творец, который не изменяется, не исчезает, и который никогда не сокрыт от мужей ученых и мудрых".

Тот факт, что божественные атрибуты категорически отграничены от нас и не могут быть выявлены либо исследованы методом сравнения, указывает на то, что атрибуты первоисточника бытия отличны от атрибутов всех других существ.

В частности, мы имеем возможность выполнять определенные задачи, однако совсем иное дело, когда речь идет о власти Бога; в нашем случае атрибут — это одно, а сущность, которую он описывает, совсем другое. Когда мы похваляемся своими знаниями, мы не составляем единства и тождества с ними. В раннем младенчестве в наших сущностях не было ни следа знаний или учености, однако впоследствии нам постепенно удалось приобщиться к знаниям. Познание и власть образуют две четкие грани нашего бытия; они не идентичны нашим сущностям, не соединяются воедино в нашем бытии. Атрибуты — это случайное свойство, а наша сущность — это субстанция; одна независима от другой.

Однако совсем иное дело составляет случай с божественными атрибутами. Когда мы утверждаем, что Бог всезнающ и всемогущ, мы имеем в виду, что Он — источник познаний и власти: атрибут не отличается от сущности, которую он описывает, хотя концептуально они различаются друг от друга. Фактически, Его атрибуты идентичны Его сущности, ибо Его сущность не составляет субстанцию, включающую случайные свойства. Он — абсолютное бытие, тождественное знанию, власти, жизни, устойчивости и реализации; Он не подвержен каким-либо интеллектуальным или внешним ограничениям.

Поскольку мы воспитаны самой природой, знакомы со всеми ее проявлениями, поскольку все в природе обладает конкретным содержанием, размерами и формой, каждый процесс протекает в пространстве и времени, поскольку наш разум запрограммирован на природные явления — постольку мы стремимся измерять все вещи, исходя из критериев, применяемых к изучению природы. Таким образом, упомянутые критерии выступают отправной точкой всех научных и философских изысканий.

Чтобы вообразить себе бытие, в котором не присутствовали бы свойства материи и которая выглядит совсем иначе, чем это может представить себе наш разум, чтобы осознать атрибуты, неотделимые от своей сущности, необходима не только исключительная точность и тщательность, но и категорическое очищение нашего разума от материальных представлений.

Али, да будет над ним мир, всегда высказывался красноречиво, глубоко и содержательно по данному вопросу. Он подчеркивал, что в своих рассуждениях человек не в состоянии заключить Бога в узкие рамки описательства: ''Чистое единобожие и совершенная вера зиждется на высвобождении, отрицании и исключении из Его священной сущности всех атрибутов сотворенных существ. Бог запрещает, чтобы Его описывали материальными терминами, ибо в этом случае возникает ситуация, когда каждый атрибут оказывается, как бы отделенным от своего владельца. Поэтому тот, кто при описании Творца воображает, будто Он обладает некоторыми атрибутами, отграниченными от Его сущности, тем самым допускает, что Он скроен из двух частей. Попытки описать и представить Бога в таком виде проистекает из невежества и отсутствия знаний".

Умозрительные концепции не позволяют описать Бога на базе одних лишь конечных свойств; ибо, будучи ограниченными по характеру, они не применимы к сущности Бога. Каждый атрибут относительно выражаемого им частного смысла отделим от всех других атрибутов. Так, атрибут жизни совершенно отличается от атрибута власти: они не могут быть равнозначными. Допускается, что некоторые субстанции обладают способностью собирать эти атрибуты в одном месте, однако при этом каждый из них в лексическом отношении имеет различный смысл.

Когда человеческий разум стремится увязать какой-либо атрибут с конкретной вещью, он руководствуется идеей установления некоего единства между атрибутом и той сущностью, которую он характеризует. Однако, поскольку концептуально атрибут отличается от сущности, разум неизбежно решает, что они должны быть отделены друг от друга. Единственным способом познания вещей служит их описание через посредство умозрительных концепций, отграниченных друг от друга, а следовательно, обязательно конечных. Подобные концепции не могут быть использованы для выявления сущности Самой Трансцендентальной Реальности. Бог возвышается над самой возможностью Его познания путем описательства; ибо, кто бы ни пытался втиснуть Бога в узкие рамки конкретного атрибута, тот неизбежно потерпит крах в возможности Его познания.

Имам Джафар ас-Садик, да будет над ним мир, в ответ на вопрос о сущности Бога заявил: "Он совершенно отличается от всех других сущих; Он единственно тождествен самой сущности бытия. Он — бестелесен, не имеет формы. Чувствами постигнуть Его невозможно, как и невозможно установить Его местонахождение; ни фантазией, ни воображением представить себе Его немыслимо. Поток времени и смена веков бессильны изменить Его, ибо не подвержен Он изменениям".

 

Единство Бога

 

Когда в ходе дискуссий на религиозные темы поднимается вопрос о единстве божьем, затрагиваются также и другие проблемы, например, вера в единственность бытия. При этом из дискуссии исключается вопрос о проведении различий между сущностью и атрибутами, если речь идет о единстве атрибутов. Следует отметить, что различия между ними проистекают из самого фактора ограниченности. Проведение различий между божественными атрибутами имеет смысл лишь с точки зрения нашего рационального мышления и рефлексии; сложность и многообразие направлений не в состоянии воздействовать на божественную сущность как таковую.

В мире природы мы наблюдаем вещь в ее многоцветии и пестроте, при этом она представляется нам как последовательность сочетания различных оттенков. Равным образом, когда мы размышляем над божественной сущностью, то иногда склонны признавать познание бесконечной сущности с учетом того, что все твари во все времена подотчетны Ему; тогда мы утверждаем, что Он всезнающ. В другой раз мы осведомлены о Его способности творить все вещи, и тогда мы утверждаем, что Он всемогущ.

Таким образом, познавая самые различные атрибуты, представляющие сходство со свойствами нашего ограниченного бытия, мы как бы отделяем их от Его бесконечной сущности. Однако, объективности ради, следует признать, что все представления, передаваемые различными атрибутами, имеют единую сущность и отражают единую реальность; ту реальность, которая свободна от несовершенства и изъянов, обладает такими достоинствами, как могущество, милосердие, знание, благодеяние, мудрость и величие.

Повелитель Правоверных Али, да будет над ним мир, в первой проповеди Нахдж ал - Балага утверждает следующее: "Начало религии — суть начало познания чистой божественной сущности, а совершенство этого познания заключается в вере в святую сущность. В свою очередь, совершенная вера заключается в свершении искренней молитвы у Его порога. Этой молитвой Универсальный Принцип как бы отделяется от всех атрибутов случайного бытия.

Остерегайся, ибо нельзя Ему приписать какой-нибудь атрибут, ибо тогда между именем и атрибутом возникнет различие. Тот, кто пытается описать Его, пользуясь атрибутом, тем самым стремится он создать нечто сходное, подобное Ему, Тот, кто видит Бога в двух образах, стремится разделить Его сущность. Того нельзя считать познавшим, проникнувшим в сущность Единого Божественного бытия, и тот слеп и невежествен.

И тот, кто таким путем лишен видения проницательности, пытается указать на Бога (т. е. ограничить его временем и пространством). И тот, кто делает это, заключает Творца всех сущих в узкие рамки, делает Его конечным существом. И тот, кто таким путем замыкает Его, считает Его измеримой величиной. Кто задает вопрос: "Где Бог?", непреднамеренно превращает Его в телесную оболочку, замкнутую внутри другого тела. Кто спрашивает: "В чем находится Бог?", непреднамеренно указывает на то, что в некоторых местах Его бытие как бы не присутствует".

Таким образом, каждый атрибут бесконечен и одинаково протяжен с бесконечностью сущности. Бог свободен от конечных атрибутов, которые могут различаться между собой, а также отличаться от сущности, поскольку мы понимаем, что бытие Бога проистекает из Него Самого, то очевидно, что абсолютное бытие является во всех отношениях бесконечным. Если бытие и небытие равным образом постижимы для сущности, то бытие обретает самое себя по какой-либо внешней причине; в конечном счете, самопорождение невозможно. Им может стать лишь абсолютное бытие, проистекающее из Самого Себя; все остальные реальности подчинены Ему и познаваемы только через Него. Поскольку сущность тождественна собственному существованию, она в то же время бесконечна по отношению к познанию, могуществу, непорождению и вечнодлительности, ибо все они — это формы бытия; в то же время очевидно, сущность, тождественная своему существованию, необходимым образом и в бесконечной степени обладает всеми указанными совершенствами.

Единство Бога является Его высшим атрибутом. Все религии мира в своей первоначальной, неискаженной форме призывали людей к утверждению единства Бога, были далеки от того, чтобы приписывать Ему сотоварищей по божественным проявлениям. Величайшей ошибкой людей явилось их стремление придумывать других богов, причем с подробным описанием их форм и размеров. Причиной тому были невежество и незнание людей, их отказ руководствоваться учением Пророков.

Если бы люди верили в Бога так, как это предписано Пророками, они отказывались бы признавать случайные явления либо творить то, что отпущено Ему, они бы не верили тому, что кто-либо другой может стать Его сотоварищем, либо равным Ему по могуществу и силе господства над миром.

Если бы эти многочисленные боги и в самом деле господствовали в мире, и каждый из них повелевал по-своему, то в мире воцарились бы хаос и анархия, в Коране сказано: "Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они. Хвала Аллаху, владыке трона, превыше Он того, что они Ему приписывают" (2 1:22).

Когда мы утверждаем, что Бог един, мы исходим из того, что Он не воплощает в Себе телесную оболочку. Тело представляет собой группу различных элементов, сочетание которых составляет его основу. Сочетаемость элементов, их разделение и порождение являются атрибутами случайных бытия и тел; следовательно, мы отрицаем справедливость сказанного применительно к Богу и утверждаем, что любая вещь, явившаяся результатом сочетания и порождения, не может ни походить на Бога, ни тем более быть Им.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.