|
|||
Сеййид Муджтаба 11 страницаМожно возразить, учитывая веру во всеобъемлющее знание Бога (Он с самого начала знает, все, что случается в мире; нигде в мире не происходит событие, крупное или малое, о котором у Него нет предварительного знания), что Бог обязательно знает заранее об ужасах, деяниях зла и грехах, совершенных людьми, и, поскольку они, тем не менее, происходят, люди, ясно, не могут воздержаться от них. Мы отвечаем следующим образом. Верно, что Бог сведущ о всех явлениях, как малых, так и значительных, но это знание не означает, что человек все делает по принуждению. Знание Бога основано на принципе каузальности; это не применяется к явлениям или поступкам человека, которые не в рамках этой системы. Знание, которое оперирует причиной и следствием, не включает принуждение. Бог знал о будущем ходе событий в мире и знал, что люди будут совершать определенные поступки в соответствии с их свободной волей. Их опыт свободной воли является частью цели причинности, которая ведет их к их поступкам, и это люди сами, кто решает делать добрые или плохие дела. В последнем случае неверно использовать свободную волю, они вызывают разрушение и моральное разложение, таким образом, если зло и притеснение имеют место в данном обществе, — это результат деяний человека. Это порождается не Богом. Знание Бога не оказывает влияние на выбор человеком добра и зла. Верно, что в сфере свободы человека и силы решать существуют определенные факторы — такие, как внешние обстоятельства, внутренняя природа человека, и божественное направление — которые играют роль в поиске, который он осуществляет. Но эта роль ограничивается пробуждением склонности, поощрением и поддержкой воли человека; она не вынуждает человека избрать определенное направление. Существование этих факторов не означает, что человек заключен в их тиски; наоборот, он всецело способен либо подчиниться склонностям, порожденным внешними факторами, или противостоять Им, ограничивая их или изменяя их ход. Индивидуум может извлечь выгоду из доступного ему управления посредством интуиции и ясного видения, придавая форму своим склонностям и управляя или видоизменяя их. Целый ряд инстинктивных импульсов, которые наблюдаются у человека, не могут никогда быть полностью устранены, но важно управлять ими и не давать возможности распространяться.
* * *
Представьте, что опытный механик проводит осмотр автомобиля до того, как на нем должны были отправиться в путешествие, и предсказывает, что автомобиль сможет проехать несколько километров, прежде чем остановится из-за технических неполадок. Теперь, если автомобиль отправляется в путь и разбивается после нескольких километров пути, как и предсказывал механик, можно ли сказать, что он являлся причиной того, что случилось, просто потому, что он это предсказывал. Очевидно, что нет, поскольку захудалое состояние автомобиля было причиной того, что он разбился, не знание механика и предсказание, которое он сделал, ни один разумный человек не может рассматривать знание механика как причину того, что автомобиль разбился. Или взять другой пример: учитель знает о прогрессе, которого достигли его ученики, и знает, что один ученик не сдаст свои последние экзамены из-за своей лени и отказа трудиться. Когда стали известны результаты экзаменов, стало очевидно то, что этот беспечный ученик, на деле, провалился. Теперь, является ли причиной подобного результата знание учителя или это лень ученика? Очевидно, последняя. Эти примеры позволяют нам понять, до некоторой степени, почему знание Бога не является причиной поступков Его рабов. Одним из вредных воздействий божественной детерминации человеческих действий является то, что он позволяет надменным притеснителям легко подавлять и угнетать попранных людей, и затрудняет последних защитить себя. Используя детерминизм как оправдание, угнетатель отрицает всю ответственность за свои насильственные и безжалостные поступки; он утверждает, что его рука в руке Бога, и приписывает все свои поступки Богу — Богу, кто вне всякого упрека и неодобрения. Угнетаемые обязаны вынести и принять все то, что угнетатель делает по отношению к ним, поскольку борьба против его несправедливости была бы напрасной и усилия на то, чтоб изменить что-либо, неизбежно потерпели неудачу. Империалисты и другие главные преступники в истории иногда использовали детерминизм, чтобы увековечить свою жестокость и тиранию. Когда семья предводителя мучеников Хусейна ибн Али, да будет над ним мир, предстала перед Ибн Зиядом, этот отвратительный преступник заявил Зейнаби - Кубра, да будет над ней мир: "Увидели вы, что Аллах сделал с вашим братом и семьей?" Она ответила: "Я от Аллаха не видела ничего, кроме доброты и хорошего. Они сделали все то, что Аллах хотел от них, чтобы возвысить их состояние, и исполнили обязанности, доверенные им. Вскоре вас соберут в присутствии вашего Господа и призовут отчитаться; тогда вы поймете, кто победил, и чья душа была спасена". В отношении вопроса свободной воли и детерминизма материалисты зашли в противоречие. С одной стороны, они видят в человеке материальное существо, подверженное подобно остальной части мира диалектическому изменению и неспособное производить действие самому; столкнувшись с окружающими факторами, исторической неизбежностью и предопределенными обстоятельствами, ему не хватает всей свободной воли. Выбирая свой путь развития, свои идеи и поступки, он всецело во власти природы. Любая революция или социальное развитие — это исключительно материальный результат определенного внешнего положения, и человек не играет в этом никакой роли. В соответствии с определяющей взаимосвязью между причиной и следствием ничего не происходит без предшествующей собственной причины, и воля человека, также столкнувшись с материальными и экономическими обстоятельствами своего окружения и умственными факторами, подвергается неизменным законам, являясь, фактически, немногим более чем "следствием", которое они порождают. Человек вынужден избрать путь, который навязан ему требованиями его окружения и его интеллектуальной сущностью. Таким образом, нет пути для независимой воли и поиска человека, чтобы выразить себя, и нет роли его чувства моральной ответственности и ограничения. Но в то же время материалисты считают, что человек способен повлиять на общество и мир, и они более, чем другие философские школы, подчеркивают пропаганду и идеологическую дисциплину в организованной партии. Они призывают массы, которые стали жертвой империализма, подняться на насильственную революцию и попытаться заставить людей изменить их убеждения и сыграть роль, отличную от той, которую они играли первоначально, — все это, опираясь на силу свободного выбора. Это приписывание роли человека противоречит всей структуре диалектического материализма, поскольку он провозглашает, что свободная воля существует тем не менее! Если материалисты утверждают, что пробуждение угнетенных масс и усиление революционных движений ускоряет рождение нового строя из утробы старого, это было бы нелогичным, потому что никакая революция или качественное изменение не может произойти вне очереди или время другое, чем то, которое соответствует. Природа выполняет собственную задачу лучше, чем кто-либо в соответствии с диалектическим методом; занятие пропагандой и стремление мобилизовать мнение представляют неоправданное вмешательство в природу. Материалисты могут также сказать, что свобода включает знание законов природы, чтобы использовать их ради определенных целей и намерений, а не в каком-либо независимом состоянии против законов природы. Но это также не может решить проблему, потому что даже после того, как человек изучил эти законы и решил в принципе использовать их в специфических целях, вопрос о том, определяют ли эти цели природа и материя и навязывают их человеку или это человек свободно выбирает их, — все еще сохраняется. Если человек способен выбирать, являются ли его решения отражением желания и условий природы или могут ли они противоречить им? Материалисты рассматривали человека моноразмерным существом настолько, что даже его убеждения и идеи являются результатом экономического роста и материального развития, и подчиняются позиции класса и производственным отношениям в обществе —короче говоря, они отражают особые условия, возникающие из материальных потребностей людей. Это, конечно, верно, что у человека есть материальная жизнь и что материальные отношения в обществе, и физические, географические и природные условия — все они оказывают на него влияние. Но другие факторы, возникающие из существенной природы человека и его внутреннего бытия, также влияли на судьбу человека на протяжении истории, и невозможно рассматривать интеллектуальную жизнь человека, побуждаемого исключительно материей и производственными отношениями. Никогда нельзя пренебрегать важной ролью, которую играют религиозные и идейные факторы, душевные импульсы в выборе человеком пути, по которому нужно следовать; его воля — это определенно одна связь в причинной связи, ведущая его к тому, чтобы совершить определенное действие или не делать его. Никто не сомневается, что человек подвергается влиянию естественных действий и противодействий и что исторический процесс и экономические факторы подготавливают основу для происхождения определенных событий. Но они не являются единственными определителями истории, и они не играют существенную роль в решении судьбы человека. Они не способны отнять у человека свободу и силу решать, потому что он развивается до точки, когда располагает ценностью, которая, выходя за пределы природы, позволяет ему приобрести сознание и чувство ответственности. Не только человек не узник материи и производственных отношений, у него сила и власть над природой и способность изменить отношения материи. Точно так же, как изменения в материальных явлениях подчиняются внешним причинам и факторам в человеческом обществе, которые определяют степень благосостояния и силы науки, или падения и упадка. Исторические события не подчиняются ни слепому детерминизму, ни случайному; они соответствуют нормам и планам создания, среди них воля человека занимает важное место. В многочисленных стихах благословенного Корана угнетение, несправедливость, грех и порча, как показано, изменяют историю данного народа, что является нормой, наблюдаемой во всех человеческих обществах: "А когда мы желали погубить селение, Мы отдавали приказ одаренным благами в нем, и они творили нечестие там, тогда оправдывалось над ним слово, и уничтожали Мы его совершенно" (17:16); "Разве ты не видел, как поступил твой Господь с Адом, Ирамом, обладателем колонн, подобного которому не было создано в странах, и самудитами, которые пробивали скалы в долине и с Фир'ауном, обладателем кольев, которые творили нечестие в странах и умножали там порчу? Пролил на них Господь твой бич наказания. Ведь Господь твой — в засаде" (89:6-14). Коран также напоминает нам о тех людях, которые почитают свои желания и подчиняются своим заблудившим наклонностям, являются причиной многих бедствий в истории: "Поистине, Фир'аун превознесся на земле и превратил ее народ в партии, ослабляя одну часть из них; он убивал их сынов и оставлял живых жен. Поистине он был из распространяющих порчу!" (28:4); "И он сделал свой народ легкомысленным, и они послушались его. Они ведь были народом распутным!" (43:54). Как много кровопролития, войны, крушений и беспорядка было вызвано почитанием страстного желания и жаждой власти! Люди, которые являются составными элементами общества, располагают интеллектом и внутренней волей в собственных сущностях до их вхождения в общество; индивидуальный дух против коллективного бессилен. Те, кто утверждает, что поступки человека всецело определены социальной обстановкой, воображают, что всякое истинное соединение должно обязательно разложиться на части целого, чтобы дать возникнуть новой реальности. Единственной альтернативой этому является, полагают они, лишь отрицание объективной реальности общества или соединение отдельных лиц и признание реальности общества как соединение, отказавшись от независимости и свободы индивидуума. Невозможно, утверждают они, сочетать эти две возможности. Хотя общество располагает большей силой, чем индивидуум, это не означает, что тот находится под принуждением во всей своей общественной деятельности или интересах. Главенство существенной природы в человеке дает ему возможность свободного действия и восстания против навязывания общества. Хотя Ислам рассматривает личность и силу в основе общества, так же как жизнь и смерть, он считает, что индивидуум способен противостоять и бороться против разложения, существующего в его социальном окружении, он не видит в классовых условиях определяющие факторы, ведущие к возникновению односторонних убеждений у тех, кто подчиняется им. Обязанность повеления добра и порицания зла — это по себе приказ восстать против указаний социального окружения, когда они вовлекают грех и разложение, В Коране говорится: "Бойтесь же Аллаха и слушайте — ведь Аллах не ведет народа распутного!" (5:108); "Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: "В каком положении вы были?" И скажут они: "Мы были слабыми на земле". Они скажут: "Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?" У этих убежище — геенна, и скверно это пристанище!" (4:97). В этом стихе сильно нуждаются те, кто рассматривает себя как вынужденного действовать в согласии с обществом, и их извинения за неудачу выполнить эту обязанность отвергаются. Чтобы развиваться морально и духовно, человеку необходимо иметь свободную волю. Человек располагает ценностью, и ценности можно ожидать от него, пока он свободен. Мы приобретаем индивидуальную независимость и ценность, только когда мы выбираем путь, сообразный истине, и сопротивляемся к злу внутри себя и в нашем окружении с помощью собственных усилий. Если мы действуем только в соответствии с ходом естественного развития или диалектического детерминизма, мы потеряем всю ценность и личность. Следовательно, нет фактора, который заставляет человека избрать определенный путь в жизни, или силы, обязывающей отказаться от нее. Человек может утверждать, что он создает себя не тогда, когда ему удается сформировать себя в соответствии с законами, превалирующими в обществе или до этого определенными целями, а тогда только, когда он сам избирает, решает и прикладывает собственные усилия.
ЛЕКЦИЯ 19 Свобода воли
Приверженцы этой школы утверждают, что человек обладает свободой действий и поступков; он может решать свою судьбу так, как он того желает, согласно своей воле и наклонностям. Самое существование, накладывающее ответственность на человека, сожаление, которое он испытывает по поводу некоторых своих поступков, наказание, которым закон преследует преступника, поступки, совершаемые человеком во имя изменения хода истории, науки и технологии, создаваемым человеческим умом, — разве все это не доказывает, что человек свободен в своих действиях? Равным образом, разве сама вера в пророков, в божественную справедливость, в воскрешение и Судный день не покоится на свободе выбора поступков и действий? Было бы совершенно бессмысленным допускать, что Бог, с одной стороны, вынуждает человека совершать неблаговидные поступки, а с другой, Сам же наказывает его за это. Было бы несправедливо также полагать, будто Создатель наставляет нас на какой-то путь, а затем Сам же заставляет нас расплачиваться за грехи и заблуждения наши. Если бы поступки людей были актами божественной воли, то все зло и несправедливости в этом мире признавались как исходящие от Бога, в то время как предвечная сущность Всевышнего предусматривает недопустимость совершения мерзкого, злодеяния и обмана с Его стороны. Если бы у человека не было свободы воли, то вся концепция ответственности носила бы несправедливый характер. Жестокий тиран не понес бы никакой ответственности, справедливость была бы не в почете, ибо самое понятие ответственности имеет смысл лишь в рамках того, что представляется возможным и достижимым для человека. Человек заслуживает порицания или хвалы лишь в том случае, если он способен принимать решение и действовать так, как ему хочется; в противном случае нельзя поднимать вопрос о порицании либо хвале. Люди, придерживающиеся подобной позиции, доходят в своих утверждениях до того, что считают человека полновластным хозяином свободной воли во всех его поступках. Они воображают, будто Бог неспособен распространить Свою власть на волю и желания Своих рабов, будто волевые акты человека исключаются из-под Его власти. Такова вкратце позиция сторонников свободы воли. Те, кто утверждает, что именно естественные нормы и воля людей порождают этот мир явлений, что ни изменения вещей в природе, ни человеческие деяния не имеют ничего общего с Богом, — те приписывают все явления и вещи источнику, диаметрально противоположному Богу. В лучшем случае сотворенные вещи они придают в сотоварищи Богу в творении Им вещей, либо выискивают другого творца, противостоящего Богу. Бессознательно они рассматривают сущность сотворенных вещей как независимую от божественной сущности. Независимость творения — будь то человек или иное существо — порождает веру в том, что оно как бы выступает сотоварищем Богу во всех Его актах, то есть здесь мы имеем дело с проявлениями дуализма. Человек, таким образом, отвращается от возвышенного принципа единства Бога и ввергается в опасную ловушку многобожия. Признать идею абсолютной свободы человека означало бы отстранение Бога от этой сферы Его суверенитета и забвение того, что Он и только Он объемлет все сущее. Ни один истинно верующий в Бога человек не станет признавать наличие какой-либо созидательной силы, независимой от Божественной власти, даже в ограниченной сфере человеческих поступков. Признавая обоснованность естественных причин и следствий, мы обязаны считать Бога первичной причиной всех явлений в мире, должны согласиться с тем, что если бы Он того возжелал, Он был бы в состоянии нейтрализовать любое, пусть самое незначительное явление в мироздании, сделать его неспособным и беспомощным. Подобно тому, как все творения во вселенной являются зависимыми от Бога, также они находятся во власти причин и следствий. Следовательно, мы располагаем доктриной единства действий, заключающейся в том, что вся система бытия, с ее причинно-следственной связью законами и нормами, суть продукт деятельности Бога, явившейся результатом проявления Его воли; любая причина и любое следствие связаны с Ним не только по существу их существования, но и по их способности действовать и приносить результат. Единство действий не требует от нас того, чтобы мы отрицали принципы причинно-следственной связи и ту роль, которую она играет в мироздании, либо мы рассматривали все вещи как прямой, непосредственный продукт Божественной воли в том смысле, что наличие или отсутствие причинных факторов не играет какой-либо существенной роли. Однако, не следует приписывать этим факторам независимую причинную связь либо воображать, будто связь Бога с миром напоминает связь художника с созданным им полотном. Однако, полотно своим происхождением обязано художнику, и после того, как художник завершает свою работу, очарование и привлекательность полотна перестают зависеть от художника; когда художник покидает сей мир, его творения остаются. Полагать, будто связь Бога с этим миром сопоставима со связью художника с его полотном, значит стать на путь многобожия. Тот, кто отрицает роль Бога в явлениях мироздания и поступках людей, видимо, полагает, что могущество Бога исчерпывается пределами природы и свободой человеческой воли. Подобный взгляд рационально неприемлем, ибо подразумевает, как отрицание полноты Божественной власти, так и ограничение безграничной, бесконечной сущности. Тот, кто придерживается такого подхода, считает себя независимым от Бога, но в то же время подвержен греховным поступкам и моральному падению. И, напротив, чувство зависимости от Бога, упование на Него, покорность Ему положительно воздействуют на личность, его характер и поведение. Если человек не признает ничего иного, кроме предписаний Бога, никаким страстям и соблазнам не увести его с пути истинного, не поработить его. Коран отказывает человеку придать сотоварищей Богу в Его делах: "И скажи: "Хвала Аллаху, который не брал Себе детей, и не было у Него сотоварища в царстве, и не было у Него защитника от унижения!" И величай Его величанием!" (17:1 11). Многочисленные стихи Корана недвусмысленно провозглашают абсолютную власть и могущество Бога: "Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что в них, и Он мощен над всякой вещью!" (5:120); "Но Аллаха ничто не может ослабить ни на небесах, ни на земле. Он — знающий, мощный!" (35:44). Все вещи в этом мире нуждаются в Боге, дабы выжить и сохраниться вовеки. Творческий заряд всех сил мироздания тождествен творческой мощи Бога, выступает продолжением Его деятельности. Вещь, которая по самой своей сущности зависит от Божественной воли, не в состоянии располагать собственной независимой позицией. Подобно тому как электрическая лампа черпает энергию от электростанции, так и вещи постоянно черпают силу из одного и того же источника, дабы сохранить свое существование. Благословенный Коран настойчиво и ясно провозглашает: "О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах богат, преславен!" (35:15). Все сущности черпают силу от Его воли, зависят от Него; все явления непрестанно подпитывается Им. Могущественный и величественный порядок вещей во вселенной направлен на один лишь полюс, вращается вокруг одной лишь оси. Имам Джафар ас-Садик — да будет над ним мир! — говорил: "Власть и могущество Аллаха невероятно возвышенны для того, чтобы возможно было предположить, что в мироздании может происходить что-либо, противостоящее Его воле". Если бы Бог не даровал нам свободу и если бы Он ежеминутно не обеспечивал нас жизнью, ресурсами и энергией, мы не в состоянии были бы производить что-либо. Ибо именно Его неизменная воля предопределяет наши волевые поступки в соответствии со свободой воли; тем самым выполняется роль, которую Он нам предписал. Он возжелал, чтобы человек сам сотворить стал свое будущее, плохое либо доброе, темное либо светлое, в соответствии с его собственными желаниями и проницательностью. Таким образом, наши волевые поступки связаны и с нами самими, и с Богом. Мы можем располагать ресурсами, которые вдохнул в нас Бог, в двух направлениях: либо во благо, руководствуясь добрыми побуждениями, либо во зло, уступив неизменным влечениям и страстям. Истинным остается то, что границы наших волевых актов сохраняют свои устойчивые рамки; сила исходит от Бога, ее использование ложится на нас. Допустим, что кому-то вставили искусственное сердце, питаемое батареей, и что мы в состоянии включать либо отключать питание по своему усмотрению; мы можем заставлять сердце биться, можем побуждать его к жизни. Наша сила сводится к тому, что мы в состоянии подключать энергию батарейки к сердцу; однако, до тех пор, пока батарейка по нашей воле включена, пациент волен поступать так, как ему хочется. Если он совершает добрый либо злой поступок, то это, без сомнения, происходит по его воле. Способ использования дарованной нами ему энергии целиком зависит от его желания и от нас не зависит. Равным образом, наша сила проистекает от Бога, который в любой миг в состоянии лишить нас ее; в то же время Он предписывает нам действовать так, как того мы сами желаем, в зависимости от нашего выбора.
Промежуточная позиция в вопросе о свободе воли
Все существа в этом мире пользуются определенными формами руководства, соответствующими той стадии развития, которого они к конкретному моменту достигли; конкретные формы их руководства соответствуют различным степеням существования. Мы располагаем возможностью прояснить нашу позицию среди прочих существ в этом мире. Мы знаем о том, что растения являются пленниками в руках ограничительных сил природы, одновременно обнаруживая незаметные признаки развития в отношении изменения в их среде. Анализируя особенности жизни животных, мы узнаем, что они обладают свойствами, совершенно отличными от свойств растений. Для того, чтобы добыть себе пропитание, животные обнаруживают определенное поведение в зависимости от своих природных данных. Хотя они подвержены в огромной степени силе инстинктов и в этом смысле являются существами подчиненными, они тем не менее пользуются определенной свободой, благодаря которой они в состоянии освободиться, пусть и незначительно, от жестких пут, которыми их опутала природа. Ученые придерживаются мнения о том, что чем слабее животные строением своего организма, тем сильнее выражены их инстинкты, тем более защищены они самой природой от неблагоприятного воздействия среды. И, напротив, чем в большей степени наделены они психическими способностями и чем более они независимы, тем в меньшей степени они руководствуются в своем поведении инстинктами. То же самое мы обнаруживаем у человека, В начальном периоде своей жизни ребенок окружен вниманием и покровительством отца и матери; по мере роста он постепенно выходит из-под их всеохватывающего контроля. Человек, достигший наивысшего уровня своего развития, обладая независимой волей и проницательностью, располагает сравнительно низким уровнем инстинктивных побуждений. Обретая свободу, он начинает утрачивать свои инстинктивные способности, его поведение побуждается главным образом социальными мотивами. Природа по-разному удовлетворяет потребности в растительном и животном мире. В животном мире, когда мать предпринимает всевозможные усилия для того, чтобы выходить, выкормить и защитить свое дитя, инстинкты проявляются уже в очень раннем возрасте. Когда же дело касается человека, мы обращаем внимание на то, что он не обладает столь ярко выраженными природными инстинктами, при этом его способность сопротивляться неблагоприятному воздействию внешней среды оказывается намного ниже, чем у животных. Таким образом, его зависимость от родителей сохраняется в течение многих лет, пока он не достигает независимости и не становится на ноги. В Коране так говорится о слабостях и бессилии человека: '"Аллах хочет облегчить вам: ведь создан человек слабым" (4:28). Вместе с тем, природа предоставила человека самому себе в большей степени, чем животных. С одной стороны, мы отмечаем в человеке раскрытие его свободного выбора и возникновение способности расти и совершенствоваться, с другой — рост зависимости и потребностей. Пользуясь относительной свободой, человек все глубже погружается в трясину потребностей. Приведенные выше часто меняющиеся ситуации с порядком вещей в мироздании составляют, на взгляд ряда мыслителей, факторы роста и развития. Чем дальше продвигается человек по ступеням прогресса, тем ближе становится он к рубежу свободы. Именно потребности и отсутствие внутреннего равновесия обуславливают, якобы, возможность роста и прогресса. Для того, чтобы свобода воли и выбора проявили себя, необходимо наличие фактора, противостоящего естественным инстинктам. В этом случае человек попадает как бы в зону двух притяжении, каждое из которых стремится добиться от него покорности, поэтому он вынужден выбрать путь по своему усмотрению, свободно, сознательно, опираясь на собственные силы и возможности. Свободный от всех ограничительных факторов и инстинктивных предубеждений, он начинает деятельность по совершенствованию на основе конкретных принципов и критериев. Сталкиваясь с подобными противоречиями, человек не в состоянии достичь равновесия либо избрать правильный для себя путь, действуя автоматически либо воздерживаясь от каких-либо усилий. Взвалив на себя ответственность божественного доверия, которого лишены небеса и земля, человек единственно оказывается заслуживающим доверия; при этом он сталкивается лишь с двумя вариантами выбора; либо становится узником тирании инстинктов и необузданных желаний, а следовательно, морально деградирует, либо он начинает опираться на свою волю, мысль и решимость, становясь тем самым на путь совершенства и развития, восхождения на вершину. Когда человеку удается избавиться от тягостей власти инстинктов, сбросить с себя цепи рабства, воспользоваться присущими ему способностями и приобретенными им навыками, инстинктивные начала в нем ослабевают, а природные свойства утрачиваются. Причина этого заключается в том, что любая способность или дар, оставшись невостребованным, постепенно теряет свою силу и потенциал. И, напротив, чем интенсивнее используется способность или иной заложенный в человеке потенциал, тем мощнее и энергичнее становится сам человек. Таким образом, в тот миг, когда луч сознательно-творческой воли человека, порожденный силой его разума и проницательностью, осветит избранный им путь и предопределит его действия, — в этот миг его мощь и способность мыслить позволят ему открыть новые истины, новую реальность. Кроме того, состояние замешательства и колебаний, охватившее человека в промежутке между двумя противостоящими полюсами, побуждает его к размышлениям и оценкам, вследствие чего он может отличать праведный путь от заблуждения. Его умственные возможности возрастут, его мыслительные способности усилятся — это придаст ему большую степень жизнестойкости и активности. Право собственности, стремление к свободе, наукам, просвещению — все это является прямым результатом проявления свободы человеческой воли. Добившись свободы и продолжая усилия, направленные на ее сохранение, человек стремительно продвигается по пути к прогрессу, использует для этого свой внутренний потенциал. По мере того, как его талант и способности вызревают, он становится источником блага и добродетели в обществе.
|
|||
|