Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие 34. Занятие 35



Занятие 34

Цель: развитие фонематического восприятия на основе уп­ражнений в дифференциации слов-звукоподражаний а, у.

Оборудование: ширма; мягкие игрушки; магнитофон; ме­шочек с мелкими игрушками.

Порядок действий. Игра «У нас в гостях». Взрослый дает задания.

— Послушай, как говорят наши гости, которые спрятались за ширму; догадайся, сколько их — один, два или много? (Взрослый произносита-а а — за куклу, бегемота, у-у-у — за мишку, волка.) Позови того, кого ты хочешь пригласить к себе в гости, таким же звуком;

— Послушай магнитофонную запись и расставь игрушки в том порядке, в каком звучали их голоса:

у-а — волк, кукла;

а-у-а — бегемот, мишка, кукла;

у-у-а-а — волк, мишка, кукла, бегемот.

— Поднимай вверх ту игрушку, чей голос ты услышишь (взрос­лый по очереди произносит а, о, у в разной последователь­ности, закрыв губы экраном).

Варианты

1. Игра «Чудесный мешочек». Подбери звук к той игруш­ке, которую ты возьмешь из мешочка (использовать мелкие игрушки).

2. Игра «Кто ушел?». Взрослый кладет перед ребенком три игрушки (самолет, волк, кукла) и говорит:


— подбери звуки к каждой игрушке. После этого одну из них прячет и просит:

— кто ушел, назови звук.

Следует обращать внимание на правильную и четкую арти­куляцию звуков [а], [у].

Усложнение. Взрослый просит позвать игрушку (произне­сти звук) громко или тихо.

Занятие 35

Цели: закрепление речедвигательных образов слов-звуко­подражаний а, у, и; уточнение их фонематических представ­лений (громко — тихо).

Оборудование: игрушки; ленты разных цветов.

Порядок действий. Игра «Выбери игрушку». Перед ре­бенком на столе различные игрушки (самолет, мишка, волк, кукла). Каждая перевязана ленточками разных цветов, кон­цы ленточек перепутаны.

Взрослый дает задание: выбери ту ленточку, к которой при­креплен самолет и произнеси тот звук, который он издает.

Ребенок прослеживает взглядом дорожку заданной игруш­ки и подтягивает к себе ленточку, произнося нужный звук.

Вариант. Выбрать ленточку, к которой прикреплен миш­ка и произнести нужный звук громко (тихо).

Усложнение

1. Увеличение количества лент и игрушек.

2. Использование ленточек одного цвета.

Занятие 36

Цель: формирование произвольного, ритмичного произне­сения цепочек гласных звуков [а], [у], [о], [и].

Оборудование: кукла; мягкие игрушки.

Порядок действий. Игра «Положи спать». Взрослый дает задания.

— Послушай и запомни тот звук, который прозвучит в конце стихотворения:

[а] — кукла-куколка, бай-бай. Спи спокойно, засыпай: а-а-а-а;

[у] — на кроватке спит бычок. Он улегся на бочок:

УУ-у:

[о] — зайка-заинька, бай-бай. Спи спокойно, засыпай: о-о-о-о;

[и] — захотела мышка спать И полезла под кровать: и-и-и-и.

—Произнеси звук, который помогает заснуть кукле (бычку, мышке, зайке). Укачай ее (его).

Вариант. Взрослый показывает поочередно игрушки, по­буждая ребенка к ритмичному произнесению гласных зву­ков, обращая внимание на правильную артикуляцию.

Усложнение. Ребенку предлагается узнать знакомые мело­дии детских или популярных песен путем пропевания на один звук: Аа-Ааа-аА — «Спи, моя радость, усни...».

Занятие 37

Цель: закрепление речеслухового и речедвигательного об­раза звуков [а], [у], [о], [и], ритмико-интонационных харак­теристик данных звуков.

Оборудование: предметные картинки; магнитофон.

Порядок действии

1. Упражнение на произнесение соответствующих звуко-
подражаний.

Взрослый дает задания.

— Подбери звук к изображениям на картинках (предлагает ребенку ряд цветных картинок — кукла, бегемот — [а]; мишка, волк — [у]; лошадка, мышка — [и]; зайка, кро­кодил — [о]).

— Посмотри на новые картинки — они у меня не дорисованы (предлагает ребенку картинки с контурным изображени­ем).

— Помоги им найти нужную пару.

— Скажи, как они говорят, и мы запишем тебя на магнито­фон.

2. Упражнение на развитие фонематического восприятия:

— прослушай магнитофонную запись и подбери к ней героев, изображенных на картинке:

[а], [у], [и] — бегемот, волк, мышка, [у], [о], [а] — мишка, зайка, кукла.

Вариант. Использование силуэтных и контурных изобра­жений в условиях зашумления.


Занятие 38

Цель: дать представление о коммуникативных вариантах общения при помощи различных звукосочетаний на примере ау-уа.

Оборудование: картинки; колокольчик. Порядок действий. Взрослый, показывая ребенку картин­ку «Дети в лесу», говорит:

— дети заблудились в лесу. Как они зовут на помощь? Позови громко (тихо);

— а вот на картинке малыш в коляске, он зовет маму: уа. Позови маму, как малыш, тихо (громко).

Затем взрослый переворачивает картинки и предлагает ре­бенку:

— выбери любую картинку и озвучь ее;

— послушай и запомни, какие звуки прозвучат в конце сти­хотворения, повтори их:

уа — наш малыш кричит с утра: уа, уа, уа!

ау — заблудились мы в лесу, закричали все ау\

Вариант. Упражнение на проговаривание звукосочетаний со сменой движения.

Взрослый. Пока я тихо звоню в колокольчик, повторяй попеременно слова ау — уа.

Усложнение. Звукосочетания ау и уа проговариваются с одновременным отхлопыванием ладошками на звук [а]: ау-уааууа-ау-уа.

Занятие 39

Цель: развитие фонематического анализа на основе узнава­ния и различения звука [у].

Оборудование: флажок; магнитофон.

Порядок действий. Игра «Будь внимательным!». Взрос­лый дает задания.

— Слушай меня внимательно и постарайся «поймать» звук [у], хлопнув в ладоши:

а, у, и, у, о, и, у, а, у.

— Подними вверх флажок, когда услышишь звук [у] в магни­тофонной записи.

Варианты

1. Взрослый произносит звуки, закрыв губы экраном.

2. Ребенок сидит спиной к взрослому, который просит его произнести ряд звуков, и спрятать среди них звук [у], сказав его тихо.

Примечание. Аналогичные занятия по узнаванию и разли­чению проводятся со звуками [а], [и], [о].

Занятие 40

Цель: развитие ассоциативных связей на основе упражне­ний в скоординированной работе речедвигательного и зри­тельного анализаторов.

Оборудование: кружки синего, зеленого и красного цвета; мозаика.

Порядок действий. Упражнение на соотнесение. Взрослый дает задания.

— Послушай и запомни цепочку гласных звуков — [а], [о], [У]-

— Повтори их в этой же последовательности.

— Запомни цвет каждого кружка: [а] — синий, [и] — зеле­ный, [о] — красный.

— Назови звук по цвету.

Вариант. Игра «Запомни звуки». Взрослый произносит цепочку гласных звуков, выкладывая перед ребенком разно­цветную мозаику. Каждый звук соотносится с определенным цветом: [а] — синий, [и] — зеленый, [о] — красный. Затем просит ребенка повторить звуки в той же последовательнос­ти, нажимая на каждую мозаику, обращая его внимание на то, что цвет мозаик разный и звуки различные.

Усложнение. Вначале взрослый, произнося звуки, четко артикулирует. Затем закрывает губы экраном или произно­сит звуки, стоя за спиной ребенка.

Примечание. Вместо мозаики на дальнейших занятиях мож­но использовать различные геометрические фигуры, счетные палочки, природный материал — листья, шишки и др.

Занятие 41

Цели: обогащение лексического запаса новыми звукопод­ражаниями би, бом, бай-бай, бобо; развитие слухового внима­ния.

Оборудование: картинки; счетные палочки. Порядок действий. Упражнение в соотнесении звукопод­ражания с картинкой. Взрослый раскладывает серию картинок (барабан, машина, девочка спит, мальчик болеет), пред­лагая ребенку озвучить их.

— Как гудит машина? (Би-би.)

— Как звучит барабан? (Бом-бом.)

— Как баюкаем девочку? (Бай-бай.)

—   У мальчика горлышко болит. (Бобо.) Примечание. Если ребенок затрудняется в подборе слов-заместителей, взрослый дает образец звукоподражания.

Варианты

1. Картинки перемешивают, одну прячут (затем две). Взрос­лый спрашивает, каких картинок нет. Ребенок произносит соответствующее звукоподражание.

2. Упражнение на включение слов-заместителей в стихо­творные тексты.

Взрослый, читая стихотворный текст, просит ребенка по­казать соответствующую картинку и произнести звукоподра­жание 2 раза:

С барабаном мы идем, Громко песенки поем: Бом-бом, бом-бом!

«Не поеду без бензина», — Гудит машина: Би-би, би-би! Маша-Маша, засыпай, Бай-бай, бай-бай!

Мальчик плачет и кричит:

«Ручка у меня болит», Бо-бо, бо-бо!

3. Упражнение на развитие слухового внимания. Взрослый просит:

— просигналь, как машина один раз, и положи одну палочку на стол (би);

— просигналь много раз и положи много палочек (биби-би-би-би );

— просигналь столько раз, сколько перед тобой палочек (один раз — много).

Примечание. Аналогичная работа проводится со звукопод­ражаниями бом, бай, бо.

 

Занятие 42

Цель: развитие межанализаторных связей на основе уп­ражнений в скоординированной работе речеслухового, двига­тельного и зрительного анализаторов.

Оборудование: бубен; барабан.

Порядок действий. Игра «Кулак — ладонь». Взрослый предлагает ребенку:

— сжимать пальцы в кулак; разжимая кулак, класть ладони на стол;

— когда удары бубна будут убыстряться, убыстрять свои дви­жения, если удары замедлятся, то движения должны быть медленными и плавными.

Варианты

1. Использование барабана, звуковой коробочки, погремушки за ширмой.

2. Изменение действий ребенка:

 

— пальцы сжаты в кулак — разжаты;

— движения головой попеременно вправо-влево.

3. Игра «Быстро — медленно» (проводится с группой
детей).

Дети ходят по комнате под удары барабана в любом на­правлении, меняя темп движений в зависимости от ритмич­ности ударов.

Занятие 43

Цель: развитие ритмично-интонационной стороны речи. Оборудование: магнитофон; мозаика.

Порядок действий. 1. Упражнение на развитие слухового и тактильного восприятия. Взрослый, выкладывая сплошную дорожку из деталей мозаики, произнося звукоподражание (слог) и нажимая пальцем на каждую, просит:

— слушай внимательно и нажимай также пальчиком на моза­ику;

— повтори этот ряд громко (тихо);

— а теперь мы запишем на магнитофон, как ты озвучиваешь эту дорожку: бибибибибибиби;

2. Упражнение на усвоение нового ритмического рисунка.

Взрослый выкладывает синкопированную дорожку из мо­заики (с пропуском через одну) и произносит слог, нажимая пальцем на деталь мозаики, молчит, нажимая на пропуск:

би-би-би-би-би;


— повтори так же, и мы запишем на магнитофон, как ты озвучиваешь эту дорожку.

Вариант. Упражнение на уточнение и соотнесение слухо­вых образов ритмических дорожек. Взрослый просит послу­шать магнитофон и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Ребенок выбирает сплошную или син­копированную дорожку.

Усложнение. Постепенно ритмичность чередования мозаи­ки усложняется: бибибиби-бибибиби.

 

Занятие 44

Цель: развитие скоординированных действий ритмико-ин­тонационной и двигательной активности ребенка.

Оборудование: магнитофон; набор кружочков; мозаика; по­лоски бумаги.

Порядок действий. 1. Упражнение на узнаваемость рит­мических рисунков. Взрослый, показывая ребенку карточку-табличку с изображенными на ней кружками, просит:

— посмотри, послушай и запомни, как нужно говорить по этой схеме. Если два кружочка нарисованы рядом, хлопать нужно 2 раза подряд; если между кружочками пусто, нуж­но молчать, соблюдая паузу;

— отхлопай ритмический рисунок;

— послушай, как это прозвучит на магнитофоне:

2 хлопка — пауза; 1 хлопок — пауза; 2 хлопка.

2. Упражнение на выкладывание схемы ритма. Взрослый предлагает ребенку набор кружочков (или мозаик) одного цвета и просит:

— внимательно слушай и выложи из своих кружочков на по­лоску бумаги тот ритм, который я отхлопаю. Например, 2 хлопка — пауза; 2 хлопка — пауза; 1 хлопок.

Ребенок соответственно выкладывает: ОО ОО О Примечание. Вместо кружков можно использовать различ­ные геометрические фигуры, счетные палочки, пуговицы и др.

Вариант. Упражнение на дифференциацию ритмических рисунков. Взрослый дает ребенку две карточки-таблички с ритмическими рисунками и предлагает:

— послушай диктофон внимательно и догадайся, ритмичес­кий рисунок какой карточки звучит. Подними эту карточ­ку вверх.

 

 Занятие 45

Цель: отработка навыка скоординированных действий ре-чеслухового и двигательного анализаторов.

Оборудование: карточки-таблички со схемой ритма; маг­нитофон; мозаика; картинки.

Порядок действий. Упражнение на соотнесение графичес­ких схем и ритмических цепочек.

Взрослый дает ребенку карточку-табличку со схемой рит­ма и предлагает:

— произнеси слово бом, ориентируясь на схему. Затем дает ребенку 2—3 карточки-схемы и просит:

— послушай магнитофон и подбери нужную карточку;

— выбери из предложенных карточек одну и отхлопай ее так, чтобы я догадалась, что ты выбрал.

Варианты. Взрослый дает задания.

— Придумай и выложи из фишек (мозаики) свою схему рит­ма.

— Выбери любую картинку (картинки перевернуты — бара­бан, машина, мальчик болеет, девочка спит ... и т.д.), и скажи звукоподражание по своей схеме. Примечание. В дальнейшем ребенок учится воспроизводить

заданный ритмический рисунок отстукиванием кулаком по столу, на барабане, звуком колокольчика, отстукиванием мяча об пол. Схема ритма постепенно усложняется. Например:

биби — пауза; би-би-би — пауза; би пауза; би-би.

Занятие 46

Цель: развитие фонематического восприятия на основе уп­ражнений на узнавание и различение звукоподражательных слов ав, фу.

Оборудование: большая и маленькая игрушечные собачки.

 

Порядок действий. 1. Игра «Собачка». Взрослый, показы­вая ребенку игрушечную собачку, предлагает послушать, как она лает: ав-ав-ав! Ребенок вместе со взрослым, а затем само­стоятельно повторяет, как лает собачка. Затем взрослый ста­вит на стол пустую коробку, «подводит» собачку к коробке, та «пытается залезть» в нее. Взрослый, грозя собачке паль­цем, строго говорит: «фффу. ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается залезть» в коробку, ребенок самостоятельно повторяет запрет: ффу. ффу-

Затем взрослый спрашивает:

— как лает собачка?

— как мы говорим собачке «нельзя»?

2. Упражнение на закрепление характеристик силы голоса. Взрослый показывает большую и маленькую игрушечные собачки и объясняет:

— маленькая собачка лает тихо: ав-ав, большая — громко. Маленькой собачке говорим: «ффу, нельзя!» тихим голосом, а как скажем это большой собачке?

— как лает маленькая (большая) собачка?

— как скажем «нельзя» маленькой (большой) собачке? Варианты

1. Когда услышишь, как лает маленькая собачка, подними
ее вверх, а когда будет лаять большая собачка, посади ее на
стульчик.

2.    Когда услышишь фу — хлопни в ладоши.
Взрослый произносит цепочку слогов: ма, му, би. фу (хло-
пок), ав, ам, фу (хлопок) и т.д.

Занятие 47

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражаний му. мяу.

Оборудование: картинки; кусочки меха и кожи; блюдце с молоком; травка.

Порядок действий. 1. Упражнение на соотнесение звуко­подражания с картинками.

Взрослый показывает две картинки (кошку и корову) и спрашивает:

— как говорит кошка? корова? спрячь кошечку (ребенок закры­вает ладошкой картинку с указанным изображением);

— кого нет? как она говорит? (Прячет одну из картинок.)

 

2. Упражнение на развитие тактильного восприятия. Взрос­лый показывает кусочки меха и кожи и спрашивает:

— потрогай кусочки и определи, чья это шкурка? Как го­ворит это животное?

Взрослый показывает блюдце с молоком и травку:

— чья это пища?

— как говорит это животное?

— выбери предметы, которые относятся к корове (кожа, травка).

Варианты

1. Упражнение на включение слов в тексты с использова-
нием двигательных опор.

Взрослый просит.

— Я покажу два движения, а ты догадайся, кто как ходит:

— мяу — попеременно поглаживает руками по поверхности стола;

— му — попеременно руками, сжатыми в кулаки, стучит по столу;

— покажи, как ходит кошечка (корова);

— какими маленькими словами пользуются эти животные?

2. Отработанные звукоподражания включаются в стихо-
творные и повествовательные тексты с одновременными дви-
жениями рук.

«Му-му!» (движение) Молока кому?

Ой, бычок, ты, бычок

Золотистый бочок.

Не бодайся, не мычи,

Ты иди, не топочи!

Му-му! Му-му! (движения)

Сидит на окошке

Маленькая кошка:

Мяу-мяу! Мяу-мяу! (движение)

«Мяу-мяу!» (движение)

Кот пищит:

«У меня живот болит!»

Взрослый дает задания.

— Жила-была корова. Она говорила... (ребенок отвеча­ет). К ней пришла кошечка и сказала ... . Корова с пей поздоровалась .... Кошечка попросила у коровы молока ....

 

Занятие 48

Цель: развитие слухового внимания и ритмико-интонаци-онной стороны речи.

Оборудование: кусочки меха и кожи; две щетки с мягким и жестким ворсом.

Порядок действий. Упражнение в уточнении слуховых об­разов слогов.

Взрослый произносит цепочку из трех слогов и предлагает ребенку повторить их в той же последовательности: ма-му-мо ми-маму мо-ми-ма Варианты

1. Упражнение в фонематическом анализе. Взрослый про-

сит:

— как только ты услышишь, как мычит корова (му), «пой­май» слог, т.е. хлопни в ладоши: ма му (хлопок) — мо-ма-му (хлопок) — мимо;

— когда услышишь голос коровы, подними вверх кусочек кожи, голос кошечки — кусочек меха.

2. Упражнение в слуховой дифференциации слов му—мяу. Взрослый дает задания.

—        Когда услышишь, как говорит кошечка, подними руки вверх, как говорит корова — руки в стороны. Ма-ам-му (руки в стороны), ми-мяу (руки вверх). Усложнение. Взрослый закрывает губы экраном и предла­гает ребенку:

—       когда услышишь голос коровы, подними вверх кусочек кожи, голос кошечки — кусочек меха.

Упражнение на смену темпа:

—       скажи ма-ма-ма быстро, хлопая по мягкой щеточке, му-му-му — медленно, хлопая по жесткой щетке.

Занятие 49

Цель: формирование коммуникативной функции на основе использования звукоподражательных слов оп, пи, пу. Оборудование: игрушки; картинки.

Порядок действий. Упражнение на соотнесение звукопод­ражания с картинкой. Взрослый последовательно предъявля­ет ребенку картинки (игрушки) и дает образец звукоподра­жания: мышка — пи-пи-пи, пистолет — пупу, мяч — оп-оп. Затем задает вопросы.

 

— Покажи, что стреляет? Как?

— Как прыгает мяч?

— Как пищат мышки? Просит:

—    проводи пальчики к мышке (мячику, пистолету). Ребенок проводит рукой по направлению к заданной кар­тинке.

Вариант. Упражнение на включение слов-заместителей в стихотворные тексты с адекватным имитирующим действи­ем.

Взрослый просит.

— Я покажу движения, а ты догадайся, кому они принадле­жат и подними вверх соответствующую картинку:

— пу — пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед;

— оп — движения раскрытой ладонью сверху вниз (как пры­гает мячик);

— пи-пи — руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.

Взрослый спрашивает.

— Как стреляет пистолет?

— Как прыгает мячик?

 

— Как пищат мышки? Просит:

— произнеси нужное слово и покажи нужное движение.

Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат: пи-пи-пи\

Пистолет пугает мух. Говорит он громко: «Пух!»

Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? «Оп-оп, оп-оп!»

Занятие 50

Цели: формирование понятия об ударном звуке (слоге); выделение ударного звука (слога) из ряда (на материале изу­ченных звукоподражаний); развитие точности и силы двига­тельных кинестезии.

Оборудование: таблички с изображением схемы ритма; раз­личные по ворсу щетки.

Порядок действии. Взрослый, произнося цепочку звуков, ударный интонирует (произносит с большой силой и длитель­ностью), обращая на это внимание ребенка. Затем просит его назвать ударный (самый громкий) звук в предлагаемой це­почке.

Примечание. Вначале используются цепочки, состоящие из двух-трех звуков, затем количество звуков, а потом и слогов, увеличивается. Ребенок длительно и протяжно произносит ударный звук.

Пример звуковых и слоговых цепочек (ударный выделен прописной буквой) по мере усложнения:

а)аУ                    б)аОу                 в) а о У и

Ои                          Уиа                        иОау

Иа                          иаО                        Уиао

 

г) ма-МО-му д) ба-бо-БУ-би                       е) ба-МА-фа

МУ-ма-ми     БИ-ба-бо-бу                           фа-ма-БА

ми-му-МА    бу-БА-би-бо                            ФА-ба-ма

и-бу-ба-БО                   ба-ма-ФА

ж) ба-ма-ФА-па па-БА-ма-фа БА-фа-па-ма фа-па-ба-МА

Варианты

1. Упражнение на развитие слухового внимания (с опорой
на тактильное восприятие).

Взрослый показывает ребенку карточку-табличку с изоб­ражением схемы ритма, на которой ударный звук (слог) обо­значен большим по размеру кружочком, и предлагает: — слушай внимательно и повтори слоги с одновременным от­стукиванием:

мама МА мама, оо О оооо

2. Выделение ударного звука (слога) с использованием
различных по ворсу щеток (ударный слог — жесткая щетка).

 

геоенок расставляет щетки соответственно звучанию це­почки:

ма (мягкая щетка); МА (жесткая щетка); ма (мягкая щетка).

Занятие 51

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражательных слов мэ, бэ.

Оборудование: картинки; магнитофон.

Порядок действии. Игра «Баран и козочка». Взрослый последовательно показывает ребенку картинки с изображе­ниями барана и козочки и дает образцы звукоподражания: бээ-э, мэ-ээ. Затем задает вопросы.

— Как говорит баран?

— Как говорит козочка?

Обращает внимание на то, что у них есть рога:

— у барана вот такие (производит круговые движения рука ми, сжатыми в кулаки, вокруг ушей);

— у козочки вот такие (указательные пальцы обеих рук под­няты над головой ).

Ребенок повторяет действия взрослого, а затем самостоя­тельно воспроизводит звукоподражание в сочетании с движе­ниями рук к предложенной картинке.

Варианты

1. Упражнение на закрепление звуковых образов слов бз-мэ.

Взрослый предлагает:

— послушай магнитофон и подними вверх ту картинку, голос какого животного будет звучать: бэ-мэ-мэбэ-бэ.

2. Ритмико-интонационные упражнения:

— послушай внимательно и повтори так же, выделяя ударное слово голосом и сопровождая каждое произнесенное слово движениями рук:

бэ-бэ-БЭ; МЭ-бэ-бэ; БЭ-мэ-мэ; бэ-МЭ-мэ.

Усложнение. Ребенок повторяет цепочку слов после про­слушивания магнитофонной записи.

 

Занятие 52

Цель: развитие восприятия артикуляционных укладов глас­ных звуков [а], [у], [о], [и], [э] на основе зрительно-кинесте­тических ощущений.

Оборудование: магнитофон.

Порядок действий. Упражнение на развитие слуховой па­мяти и внимания.

Взрослый предлагает:

— послушай магнитофон и повтори звуки в такой же по­следовательности :

а у и: о э а;

э и а.

Затем взрослый демонстрирует движения, соответствую­щие каждому из звуков.

[а] — Исходное положение (И.п.) — руки впереди, вытя­нуты, ладони вверх. Произнося длительно звук а-а-а, руки разведи в стороны (движение по интенсивности — слабое).

[о] — И.п. — руки внизу, округло соединены. Произнося о-о-о, руки через стороны подними вверх и округло соедини над головой (движение по интенсивности — слабое).

[у] — И.п. — руки перед грудью, сжаты в кулаки. Произно­ся у-у-у, руки вытяни вперед (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).

[и] — И.п. — движения такие же, как в упражнении на звук [у]. Произнося и-и-и, сначала руки в стороны, затем за­веди их слегка назад с одновременным приподниманием на носки (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).

[э] — И.п. — руки вытянуты вперед, ладони вверх. Произ­нося ээ-э, руки разведи, кисти рук слегка подними вверх и опусти на плечи, локти тоже чуть опусти (движение по ин­тенсивности — без мышечного напряжения).

Взрослый просит:

— называй звук на движение, которое я покажу;

— покажи движение, которое относится к звуку [о] ([а], [у],

[и], [э]);

— повтори звук, записанный на магнитофон, с одновремен­ными движениями руками.

Варианты. Игра «Угадай, кто так говорит?». Взрослый воспроизводит двигательные коды, соответствующие звуко­подражанию «ау», и просит ребенка:

— догадайся, кто так говорит, и назови это звукоподража­ние ( у а, иа).

Занятие 53

Цель: развитие восприятия артикуляционных укладов зву­ков [м], [ф], [в], [п], [б] на основе развития зрительно-кинес­тетических ощущений.

Оборудование: магнитофон.

Порядок действий. По приведенной в предыдущем заня­тии схеме отрабатываются указанные выше звуки, которые оформляются в следующие движения.

[м] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти разведены в разные стороны, тыльная сторона кистей направлена на щеки. Произнося м-м-м, руки вытяни вперед (движение по интен­сивности — с незначительным мышечным напряжением).

[ф] — И.п. — руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, ладони сжаты в кулаки перед грудью. Произнося ф-ф-ф, руки отведи назад, не разгибая локтей (движение по интенсивнос­ти — с незначительным мышечным напряжением).

[в] — И.п. —пальцы рук подняты ко рту. Поочередно отве­ди их плавным движением руки при одновременном произ­несении в-вв (движение по интенсивности — слегка напря­женное).

[п] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, ладони на уровне груди, повернуты к себе. Произнося пп-п, встряхни кистями рук (движение по интенсивности — сла­бое).

[б] — И.п. — движения такие же, как при произнесении п-п-п. При произнесении б-б-б встряхни кистями рук, одно­временно наклоняя туловище вперед (движение по интенсив­ности — слабое).

Усложнение. Без интервала в движении и произношении переходить на звук а-а-а, выполняя движение, соответствую­щее произнесению этого звука, получая, таким образом, слог м-м-аа.

 

Занятие 54

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на ос­нове упражнений на узнавание и различение звуковых ря­дов.

Оборудование: магнитофон.

Порядок действий. Упражнение на развитие слуховой па­мяти и внимания.

Взрослый, произнося цепочку звуков (начиная с трех глас­ных), предлагает повторить ее: а у и длительно и протяжно. Затем просит:

— послушай, как прозвучат эти звуки на магнитофоне;

— повтори звуки в той же последовательности;

— какой звук был первый? (2-й, 3-й);

— повтори цепочку звуков еще раз;

— назови только 2-й звук.

При работе со знакомыми согласными [м], [ф], [в], [п], [б] звуки произносятся четко, с несколько утрированной артику­ляцией без призвука [э] (не ЭМ, не МЭ1):

м п б;

б п ф:

в м б.

Усложнения

1. Постепенно количество звуков в ряду увеличивается.

2. Звуки повторяются с движениями рук (см. занятия 52—

53).

Примечание. Формирование речедвигательного и речеслу-хового образа изолированных звуков проводится в конце вто­рого этапа в связи с особенностями развития детей с невроло­гическими нарушениями.

 

Развитие ассоциативных связей и сенсомоторики

Задачи

• Совершенствование слухового и зрительного внимания, слу-хоречевой памяти.

• Развитие артикуляционной моторики и чувства ритма.

• Зрительно-кинестетических ощущений.

• Слухового внимания с подключением предметных и графи­ческих визуальных опор (символами и схемами).

• Формирование умения делить слова на части с опорой на вспомогательные средства.

• Закрепление ритмико-интонационных параметров слова и понятия об ударном слоге.

• Уточнение представлений об изученных звуках, их акусти­ческих, артикуляционных и произносительных признаках.

• Формирование звукового анализа слога с опорой на зри­тельное восприятие.

• Определение позиции звука в слове (в начале, середине, конце слова) на слух и при самостоятельном произношении.

• Совершенствование звукослогового анализа слов, слухового внимания и памяти.

Указания по организации занятий

• Помните о главной направленности проводимого занятия.

• Приготовьте необходимые игрушки, картинки, аксессуа­ры, музыкальные инструменты, магнитофон.

• Систематически и целенаправленно расширяйте чувствен­ный опыт ребенка.

• Регулярно создавайте проблемные ситуации в повседнев­ной жизни.

• Задавайте ребенку вопросы, вовлекайте его в активный ди­алог.

• Поощряйте речевую и коммуникативную активность ребенка.

• Создавайте условия для непроизвольного употребления слова, содержащего заданный звук.

• Помните о том, что допускается использование «аналога» звука, не совпадающего полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но четко противопоставленного всем остальным звукам.

• Заканчивайте задание прежде, чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность.

 

Занятие 55

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании слов-звукоподражаний со звуком [т] (звукоподражательных слов, имитирующих неречевые комплексы звуков).

Оборудование: картинки; магнитофон; большой и малень­кий кружки.

Порядок действий. Упражнение на развитие слухового вни­мания. Взрослый последовательно показывает ребенку картинки и называет их (поезд, часы, молоток). Потом произносит зву­коподражания, сопровождая их имитационными движениями:

тук-тук — движения кулаком сверху вниз;

туту — руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, дви­жения рук вперед-назад;

тик-так — руки на бедрах, наклоны туловищем в сторо­ны (или наклоны головы попеременно к правому и левому плечу).

Затем взрослый просит ребенка поднять вверх тот предмет (картинку), звук которого он услышал:

— скажи, как звучат часы, как гудит поезд, как стучит моло­ток, а мы запишем тебя на магнитофон.

Варианты

1. Упражнение на соотнесение ритмического рисунка сти-
хов, текста с ритмом движения.

Взрослый побуждает ребенка произнести нужное слово и показать соответствующее ему движение.

Туту — вот поезд наш едет, колеса стучат:

Туту, туту, туту!

А в поезде этом ребята сидят:

Туту, туту, туту.

Тук-тук — строим, строим новый дом: Тук-тук — молотком.

Тик-так — наши часики стучат: Тик-так, тик-так.

2. Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.
Взрослый спрашивает:

— как будут тикать большие часы? маленькие? (Интонацион­но выделяет слова большие, маленькие.);

—     большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит тик-так в замедленном темпе), а маленькие часики тика­ют быстро (произносит тик так в ускоренном темпе). Усложнение. Ребенок после прослушивания магнитофон­ной записи должен догадаться, какие часы тикают — боль­шие или маленькие. Если большие, должен взять в руки боль­шой кружок.

Занятие 56

Цель: развитие слухового внимания, умения адекватно ис­пользовать лексические единицы (звукообразные слова) со звуком [д] (с двигательными опорами).

Оборудование: дудочки разного размера; полоски бумаги; геометрические фигуры.

Порядок действий. 1. Игра «Забьем гвоздь молотком». Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук д-д-д, звонко, но без кри­ка. Звук не должен произноситься вместе с гласными, т.е. не дэ, не да.

2. Игра «Дудочка». Взрослый показывает ребенку дудоч­ку, дает образец звукоподражания и читает стихотворный текст, побуждая ребенка к проговариванию звукоподражания и имитированию игры на дудочке.

Ду-ду-ду. ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду. А я дудочку нашла И Ванюше отдала.

Вариант. Упражнения на развитие чувства ритма. Взрослый просит ребенка:

— положи на полоску бумаги столько кружочков, сколько раз ты услышишь звук дудочки: ду-ду-ду.

Затем дает ребенку табличку с изображением схемы ритма и просит сказать слог ду соответственно заданному ритму: ду­ду —- ду — дуду — ду.

Усложнение. Упражнение на закрепление характеристики силы голоса. Взрослый показывает ребенку большую и ма­ленькую дудочки и спрашивает:

— как играет большая дудочка?

— как играет маленькая дудочка?

Занятие 57

Цель: развитие слухового внимания и ассоциативной па­мяти на основе упражнений на различение и узнавание лек­сических единиц.

Оборудование: лошадка-качалка; магнитофон; мозаика.

Поряиок оеиствии. 1. игра «лошаока». Взрослый произносит тихим голосом:

— Вова едет на лошадке, нно-нно;

— покажи, как ты поедешь на лошадке;

— что нужно сделать, чтобы лошадка бежала быстрее? Гром­ко скажи ей: «Нно, лошадка».

2. Упражнение на развитие зрительно-кинестетических
ощущений.

Взрослый демонстрирует движение, соответствующее зву­ку [н]:

И.п. — руки перед грудью ладонями к себе, согнуты в лок­тях, локти опущены вниз. Произнося нана-на, выполни дви­жения, как будто ты даришь, даешь что-то (движение по интен­сивности — с незначительным мышечным напряжением).

3. Упражнения в слуховой дифференциации слогов но и на.
Взрослый предлагает ребенку послушать магнитофонную

запись. Одновременно с услышанным слогом но он должен положить желтую деталь мозаики на дорожку, со слогом на — красную:

— выложи любую дорожку, используя красные и желтые де­тали мозаики;

— а теперь произнеси цепочку слогов но, на, нажимая паль­цем на каждую из деталей мозаики, а мы запишем тебя на магнитофон.

Вариант. Взрослый предлагает ребенку хлопнуть, когда он услышит но, стукнуть — когда услышит на: но-но-на-но-на-на.

Занятие 58

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнава­ние лексических единиц со звуком [к] (слов-звукоподража­ний кар, ку-ку, ко-ко).

Оборудование: картинки; счетные палочки. Порядок действий. 1. Взрослый последовательно показы­вает картинки с изображениями вороны, кукушки, курицы, рассматривает их вместе с ребенком, называет их сопровож­дая звукоподражание движениями:

кар-кар (ворона) — движение туловищем вперед с наклона­ми головы;

 

ку-ку (кукушка) — пальцы собраны в щепоть, движения рук сверху вниз;

ко-ко (курица) — пальцы рук прижаты друг к другу, ука­зательный палец соединяется с большим. 2. Упражнение на развитие скоординированное™ движе­ний и речи.

Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к произнесению звукоподражаний с одновременным выполне­нием соответствующих движений.

Ку-ку

Считать кукушка научилась. На том ученье прекратилось! Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ко-ко

Курочка прыг на крыльцо, Она снесла тебе яйцо: Ко-ко, ко-ко, ко-ко.

Вариант. Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.

Взрослый просит:

— построй курочке домик из синих палочек, а кукушке — из красных. «Посади» их в домики. Как они говорят?

— как будет говорить большая ворона? (Интонационно выде­ляется слово большая.) Громко;

— как будет говорить маленькая кукушка? Тихо.

Занятие 59

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия лексических единиц на основе развития сенсомо-торных компонентов чувства ритма.

Оборудование: магнитофон; листы бумаги; фломастеры или цветные карандаши.

Порядок действий. Игра «Дождик».

Взрослый читает стихотворение, сопровождая звукоподра­жание кап ритмичным отхлопыванием.

Капля раз, капля два. Капли медленно сперва —

Кап, кап, кап, кап                                    Дети медленно хлопают.

Стали капли поспевать. Капля каплю догонять —


Кап, кап, кап, кап Зонтик поскорей раскроем. От дождя себя укроем!

Поднимают руки над головой, имитируя зонтик.

<


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.