Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКДЮЧЕВШШ



I

лак все практические действия, совершаемые здесь, чисто символичны и потому материаль­ная сторона действия имеет формальный, а не содержательный характер; слой этот информа­ционен по своей природе, но данная информа­ция далеко не идентична той, которая выраба­тывается в духовном общении. Ее отличие оп­ределяется тем, что тут она не вырабатывается, как в художественном общении, а воспроизво­дится; конечно, воспроизведение традиционно данного содержания обряда, ритуала, церемо­нии, игры всякий раз варьирует переданную традицией схему, но вариации эти мало сущест­венны, ибо смысл действия в том и состоит, что­бы воспроизвести сложившийся и всем извест­ный порядок действий. Только в игре результат неизвестен, и весь ее смысл в этой неизвестно­сти, однако никакой качественно новой инфор­мации при этом опять-таки не возникает: побе­да того или иного партнера и с тем или иным счетом есть, в сущности, лишь качественное варьирование существующих принципов игрово­го общения, тогда как в духовном общении воз­никает всякий раз качественно новая информа­ция — плод слияния информационных потоков, идущих от уникальных духовных миров парт­неров.

Такова диалектика общего и специфическо­го в структуре содержания различных способов человеческого общения.

3. Форма процессов общения

Переходя к рассмотрению той же диалектики в строении формы процесса общения, укажем сразу же, что последняя имеет во всех случаях

сигналъно-знаковый, коммуникативный харак­тер, позволяющий говорить о языках человече­ского общения как особом классе семиотических систем.

1. Это очевидно, когда речь идет о духовном общении, но далеко не очевидно при рассмот­рении материально-практического общения, однако с известными оговорками данное понима­ние формы общения относится и к нему. Отме­тим, что и применительно к духовному обще­нию данный тезис должен быть уточнен, по­скольку неразличение общения и коммуникации не позволяет до сих пор лингвистике и семиоти­ке принципиально различить языки общения ц языки сообщений. Между тем мы имеем здесь, по-видимому, дело с двумя классами знако­вых систем, понимание особенностей которых важно и само по себе, и для выявления тре­тьего класса этих систем — художественных языков.

Строение знаковой системы не может не обус­ловливаться характером той информации, кото­рая передается с помощью данного языка. С предельной отчетливостью это видно в науке: особенности передаваемой информации требу­ют здесь, во-первых, преобразования словесно­го языка, дабы придать основному словарному составу терминологический характер, то есть строгую однозначность; во-вторых, по этой же причине словесные средства дополняются раз­ного рода символами и знаками производимых операций (например, математическими); в-тре­тьих, необходимым оказывается здесь исполь­зование невербальных знаковых средств — гра­фических схем, таблиц, чертежей. Совершенно

очевидно, что такая структура научного языка де соответствует потребностям передачи ценно­стного сознания, личностных смыслов, социаль-go-психологических состояний, идеологических представлений, наконец, переживаний, тогда как строение обыденного языка, с его высокой ин­формационной избыточностью, полисемией и си­нонимией, эмоционально-стилевой окраской слов и иными экспрессивными возможностями, позволяющими придавать речи личностный ха­рактер, варьировать единый национальный язык яри его употреблении разными социальными группами (диалект, жаргон и тому подобные формы), объясняет его приспособленность для выражения именно той информации, которая циркулирует в сфере общения,— потому-то жи­вая речь и является основным средством обще­ния людей в их повседневной жизни. Вместе с тем степень этой приспособленности оказыва­ется недостаточной, и общение активнейшим об­разом использует так называемые паралингвиз-мы', то есть выразительные средства жеста, мимики, интонации, позволяющие передавать такие оттенки, а подчас и существеннейшие ас­пекты смысла (скажем, ироническая интона­ция, изменяющая смысл высказывания на прямо противоположный!), которые чрезвычайноваж-

1 См.: Колшанский Г. В. Паралингвистика. М., 1974. Средства коммуникации в непосредственном общении подразделяются на лингвистические, паралингвисти-ческие и экстралингвистические. Вторые — это все невербальные средства, как звуковые, так и незвуко-«ые, третьи — средства, употребление которых выхо­дит за границы непосредственного контакта индиви­дов (например, стиль одежды или звуковые характе­ристики голоса человека).

ны именно для ценностного сознания. Как ска­зал поэт:

Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно.

В конечном счете паралингвистические сред. ства могут служить самостоятельным языком человеческого общения, без помощи средств лингвистических, вербальных. Прекрасной ил­люстрацией данного утверждения служит весь­ма выразительно описанная однажды К. С. Ста­ниславским сцена размолвки жениха и невесты; «Невеста делала вид, что не замечает жениха. Но она притворялась для большего привлече­ния к себе его внимания (есть и такой прием у людей: не общаться ради общения). Зато же­них, с глазами провинившегося кролика, непод­вижно, умоляюще смотрел на невесту и прони­зывал ее насквозь своим взором. Он издали ло­вил ее взгляд, чтобы через него почувствовать и познать, что назревало в ее сердце. Он прице­ливался на нее. Он зрением осязал ее живую душу. Он проникал в нее невидимыми щупаль­цами своих глаз. Но сердитая невеста уклоня­лась от общения. Наконец ему удалось поймать один луч ее взгляда, который блеснул на одну секунду. Но бедный юноша не повеселел от это­го, а, напротив, стал еще мрачнее. Тогда он, как будто случайно, перешел на другое место, откуда можно было легче смотреть ей прямо в глаза. Он охотно бы взял ее руку, чтобы через прикосновение передать ей свое чувство, но и это ему не удавалось, так как невеста реши­тельно не желала с ним общаться». Осмысляя

эту пантомиму, К. С. Станиславский резюмиро­вал: «Слова отсутствовали, отдельных взглядов или восклицаний не было; мимики, движений, действий — тоже. Но зато были глаза, взгляд. Это — прямое, непосредственное общение в чи­стом виде, из души — в душу, из глаз — в гла­за или из концов пальцев, из тела без видимых для зрения действий. Пусть люди науки объяс­нят нам природу этого невидимого процесса, я же могу говорить лишь о том, что я сам ощущаю его в себе, и как я пользуюсь этими ощущения­ми для своего искусства» '. Процесс этот сам К. С. Станиславский называл, вслед за фран­цузским психологом Рибо, «лучеиспусканием и лучевосприятием».

Неудивительно, что если для передачи сооб­щений оптимальной формой является письмен­ная, а не устная, то наилучшим средством об­щения является как раз живая устная речь, которая связана с духовной жизнью высказы­вающейся личности гораздо полнее, шире, глубже, чем сравнительно обезличенный пись­менный текст.

Мы сталкиваемся здесь с существеннейшим диалектическим противоречием между духов­ным содержанием и языковой формой общения: дело в том, что язык как таковой, то есть лю­бая знаковая система, по необходимости дол­жен быть, как говорил Ф. де Соссюр, «социаль­ным по существу и независимым от индивида». Однако общение требует выражения и переда­чи уникального внутреннего мира индивида. X. Ортега-и-Гассет, например, видел здесь Драматический для личности неразрешимый

1 Станиславский К. С. Собр. соч. В 8 т., т. 2, с. 268.

конфликт'. Между тем противоречие это раз­решимо, и разрешается оно двояким образом; во-первых, благодаря тому, что различие между субъектно-объектным и субъектно-субъектпьщ отношениями делает речевое самовыражение личности в одном случае необходимостью, а в другом—«шумом». Так, математический текст текст химических формул и экономических расчетов должен быть безличным, а текст письма близкому человеку или дружеской бе­седы может и должен выражать конкретные душевные состояния субъекта. Язык историче­ски выработал эффективные средства — собст­венно лингвистические и паралингвистиче-ские — решения обеих задач.

Данное противоречие разрешается, во-вто­рых, благодаря искусству слова, которое во всех своих формах — от ораторского искусства до поэзии — оказывается способом адекватного выражения индивидуально-неповторимого в духовном мире личности (в той мере, разуме­ется, в какой оно вообще словесно выразимо, ибо есть в духовной жизни человека стороны, доступные не словесному, а музыкальному, хо­реографическому и иным средствам выраже­ния), а деловой язык, язык научный, язык практической жизни функционируют как спо­собы связи людей на уровне внеличностных взаимоотношений и действий. Попятно поэто­му, что именно на паралиигвистические сред-

1 См. об этом в ст.: Зыкова А. В. Проблема соотно­шения социального и индивидуального в «философ­ской социологии» X. Ортеги-и-fассета.— В кн.: Чело­век и его бытие как проблема современной филосо­фии, с. 190.

ства и на все экспрессивно-оценочные возмож­ности самого словесного языка непосредственно опираются художественные языкп — поэти­ческий, актерский, музыкальный, хореографи­ческий. Языки науки и искусства вырастают на Прямо противоположных направлениях преоб­разования исходного материала — обыденного языка человеческого общения, ибо цель нау­ки — превратить общение в передачу сообще­ний, а цель искусства — расширить сферу об­щения дополняющими его формами квазиоб­щения 1.

2. Известно, как трудно давалось семиотике осмысление художественных языков, и в этом нет ничего удивительного — ведь все свои об­щие выводы она делает на основании изучения коммуникации, к художественным же языкам выводы эти, естественно, отчасти трудпо при­менимы, отчасти вообще неприменимы. Одна­ко, вместо того чтобы расширить поле своего зрения и обобщить те законы строения и функ­ционирования знаковых систем, которые ис­пользуются и в сообщениях, и в общении, и в художественном квазиобщении, семиотики и эстетики нередко готовы вообще отрицать зна-

1 Проблема варьирования языка в связи с разли­чием социокультурного контекста его функциониро­вания стала сейчас одной из главных проблем новой науки — социолингвистики (см., например: Дешери-ев Ю. Д. Социальная лингвистика. К основам общей теории. М., 1977; Швейцер А. Д., Никольский Л. В. Введение в социолингвистику. М., 1978; Белл Р. Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М., 1980). Однако выявление основных законов этого варьирования, и в частности различение языка ком­муникации и языка общения, насколько нам известно, еще но осуществлено.

новый характер художественных языков толь­ко потому, что к ним не удается применить все характеристики формализуемых знаковых си­стем, или же находят в искусстве лишь неко­торые элементы знаковости, скажем, в поэти­ческих аллегориях, музыкальных цитатах ц иных частных приемах художественной выра­зительности, которые можно подвести под тра, диционную семиотическую характеристику зна­ка. Между тем материальная конструкция, в которой воплощено произведение искусства — в нем ведь нет ничего, кроме мрамора, брон­зы, дерева, звуков голоса или музыкальных инструментов, телодвижений человека, красоч­ной массы, нанесенной на поверхность холста и т. п.,— может и должна превратиться в со­знании воспринимающего в художественный образ — образ человека, природы, события. Но для этого нужно, чтобы воспринимающий был способен понять данную конструкцию как зна­ковое образование, как специфический текст и тем самым «прочесть» его, извлечь его поэти­ческое значение. Тот, кто по каким-либо при­чинам не умеет этого делать, оказывается в положении легендарного барана, который смот­рит на новые ворота, но не понимает, что имен­но он видит. Так, человек, не знакомый с куль­турой, к которой принадлежит данное произве­дение искусства, вообще не воспринимает его как художественное произведение и либо рав­нодушно проходит мимо, либо презрительно говорит: «Мазня», либо использует его не по назначению, либо уничтожает его — сжигает, разрушает, закрывает другой росписью... Отли­чие «чтения» художественных текстов от чте­ния всех иных текстов состоит в том, что не-

художественные тексты декодируются мыслью, а тексты художественные — воображением, так как только оно способно воссоздать образы, которые некогда возникли в воображении ху­дожника и закодированы им в художественном тексте.

Но это значит, что выражение «язык искус­ства» — не метафора и тем более не плод из­вращенного эсте-тпческого сознания врагов реа­листического искусства, а точное определение одной из сторон художественной формы. Вер­нее, следовало бы тут говорить о «языках ис­кусства», так как мы встречаемся в его преде­лах с целым семиотическим семейством, объе­диняющим специфические языки разнообразных видов искусства.

Сказанное об искусстве может быть отнесено в принципе и к другим средствам практически-духовного общения — и обряды, и ритуалы, и игры имеют свои «языки», которые и позволя­ют их участникам общаться друг с другом по правилам данной семиотической системы, а зрителям понимать то, что происходит перед их глазами — во время брачной церемонии или на футбольном матче'.

Изучение этой группы семиотических объек­тов только начинается, но нет никакого сомне­ния в плодотворности предложенной К. С. Са-рингуляном постановки вопроса о «рассмотрении

1 О структуре обрядов и различных его модифика­циях см., например: Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968. Г. Гессе в романе «Игра в бисер» сумел наглядно показать, как игра становится специ­фическим языком человеческого общения, правда, не в Чистом виде, а в синтезе с художественным творче­ством.

*                                     279                                  ->

ритуала в качестве специфического семио­тического образования, включенного в общиц поток социокультурной коммуникации», прц котором ритуальное поведепие анализируется по классической схеме «знак — значение — обо­значаемое»: «1) в роли знака будут выступать физические формы осуществления ритуальных актов; 2) в роли значения — лежащие в щ. основе мировоззренческие мотивации; 3) в ро­ли обозначаемого — социальные ситуации, в связи с которыми они совершаются... Специфи­ка ритуальной коммуникации в плане соотно­шения «знак — значение» состоит в наличии определенных процедур, в соответствии с ко­торыми происходит как отбор внешних физи­ческих средств выражения ритуальных актов, так и их субъективное осмысление. Эти про­цедуры суть: 1) метафорическая аналогия; 2) репфикация (овеществление) сил, состоя­ний и процессов; 3) отождествление части с целым (атрибута с носителем, имущества с владельцем и т. п.)» *.

Но если во всех разновидностях духовпого и практически-духовного общения семиотический аспект формы несомненен, то можно ли отне­сти это к материальному общению?

3. Казалось бы, когда мы имеем дело с практическим взаимодействием людей, его фор­ма является технологической, а не семиотиче­ской, поскольку выражает направленность дей­ствий субъектов на совместно обрабатываемый ими объект. При ближайшем рассмотрении си-

1 Сарингулян К. С. О природе ритуальной комму­никации.— В кн.: Семиотика, лингвистика и проблемы коммуникации. Тезисы докладов. Ереван, 1977, с, 12-13.

туация оказывается здесь, однако, более слож­ной.

Это объясняется тем, что координация пове­дения участников совместного труда требует обращения действий каждого не только к объ­екту, но и друг к другу. Скажем, до тех пор, дока футболист тренйруе"тся, оставаясь с мячом одт'н на один, отрабатывает приемы владения мячом или точность удара в ворота, не забо­тясь ни о чем другом, каждое его действие обусловливается только внутренними отноше­ниями системы «нога — мяч — ворота»; но сто­ит принять участие в тренировке другому фут­болисту, как радикально меняется система, в которой игрок должен принимать каждое свое решение, потому что каждое его движение ста­новится не только ведением мяча, но и своего рода «диалогом» с партнером, который должен понимать его замыслы и подключаться к их реализации. Но это означает, что действия фут­болиста приобретают знаковый аспект, посколь­ку речь здесь идет не об использовании какого-то дополнительного языка, не о словесной под­сказке: «Готовься принять пас» или «Беги впе­ред и там получишь мяч», а о передаче этой информации посредством тех самых действий, которые производятся по отношению к мячу.

В коллективном труде координация действий его участников выражается не в дополнитель­ных словесных командах или подсказках, а в самих производственных движениях работни­ка — члена строительной бригады и хирурга, совершающего операцию; следовательно, дву-направленностъ каждого движения, действия, поступка — на предмет труда и на других уча­стников трудового процесса — есть и здесь. Но

тем самым поведение участников материаль­ного взаимодействия приобретает семиотиче­ский аспект, и лишь при этом условии данное взаимодействие становится общением — ведь связь растения с землей или согласованная работа узлов машины не является их общени­ем и даже в регулируемой инстинктом коордц_ нации действий муравьев или пчел взаимодей­ствие не перерастает в общение.

Проблема языка практического общения (вспомним выражение К. Маркса и Ф. Энгель­са «язык реальной жизни» ') — интереснейшая но как будто не затронутая еще исследованием семиотическая проблема. Ясно, во всяком слу­чае, что перед нами особый тип семиотических объектов, который мы назвали бы «приклад­ным языком», по аналогии с понятием «при­кладное искусство», поскольку знаковые функ­ции исполняются здесь не специально предна­значенными для этой цели объектами, а теми, которые служат неким практическим целям, но одновременно выступают и орудием обще­ния. Естественно, что круг таких «приклад­ных языков» столь же широк, как и круг кон­кретных форм практической деятельности лю­дей, в которых сколько-нибудь существенную роль играет общение. Однако тут действуют и некие общие закономерности, объясняющие, как технологические системы «оборачиваются» семиотическими системами.

Такова структура формы общения, обрисо­ванная в самых общих чертах. Как же связаны с нею социокультурные функции общения?

1 См.: Маркс К, Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т., т. 2, с. 19.

Глава VIII ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

'• \

В нашей небольшой литературе по теории общения сделано несколько попыток его функ­циональной характеристики. По мнению В. М. Соковнина, «основной функцией дея­тельности общения является изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в целях социума» *. Трудно согласиться с подобным ре­шенном проблемы — в таком случае этот «дру­гой субъект» перестал бы быть субъектом и пре­вратился бы в объект действий стремящегося его изменить субъекта и общение оказалось бы своего рода психотерапией или гипнопедией.

Другое решение проблемы предложено Б. Ф. Ломовым, который видит основную функцию общения в «преодолении ограниченности инди­видуального опыта» и предоставлении индиви­ду возможностей усваивать опыт,  выработан-

1 Соковнин В. М. Социализация, общение, педаго­гика.— В кн.: Вопросы педагогики и психологии обще­ния. Научные труды. Вып. 1. Фрунзе, 1975, с. 5.

ный человечеством. Такое определение пред. ставляется гораздо более точпым, хотя ц слишком широким, неспецифическим для об­щения — ведь усваивать чужой опыт человек может и различными иными способами. Одна­ко в дальнейшем Б. Ф. Ломов конкретизирую данный тезис, отмечая, что «общение обеспе­чивает формирование общности индивидов, вы­полняющих совместную деятельность»'. На­правление анализа выбрано здесь, несомненно верное, но пойти по этому пути можно и нузд-но гораздо дальше.

Отметим еще одну попытку решения данной задачи, сделанную А. В. Телюком, который пришел к выводу о необходимости выявить «систему социальных функций общения», а не ограничиться указанием на какую-то одну из них. К сожалению, решение задачи свелось здесь к чисто декларативному выделению оп­ределенной группы функций — коммуникатив­но-информационной, организационной, норма­тивной, познавательной, воспитательной и ге­донистической, и осталось непонятно, почему выделены только они?2

Мы предлагаем иное решение задачи, осно­ванное на принципах системного анализа. Оно состоит в том, чтобы выделить в известной нам общей структуре общения С4—МП1 все возмож­ные функциональные ситуации; оказывается, что таких ситуаций может быть четыре:

1 Ломов В. Ф. Общение как проблема общей пси­хологии.— В кн.: Методологические проблемы соци­альной психологии, с. 129, 132.

2 См.: Телюк А. В. Социальные функции общения.— В кн.: Актуальные вопросы марксистской гносеоло­гии и социологии. М., 1978, с. 107—109,

^l) цель общения находится вне самого взаи-одействия субъектов; 2) цель общения заключена в нем самом; 3) цель общения состоит в приобщении парт­нера к опыту и ценностям инициатора обще­ния;

4) целью общения является приобщение са­мого его инициатора к ценностям партнера.

Перечисленные ситуации исчерпывают за­ключенные в общении функциональные возмож­ности. Но какая реальность скрывается за ними?

1. Обслуживание предметной деятельности

Общенпе, имеющее цель вне себя, является способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности — произ­водственной, научной, революционной и т. д. Этот род общения можно назвать «вплетен­ным», чем и определяется его функция. По­нятно, что вплетенным является, прежде всего, материальное общение, поскольку и трудовая, и социально-организационная, и революцион­ная, и военная практика включает в себя об­щение участников общего действия как необ­ходимое средство обеспечения его эффективно­сти. Следует лишь иметь в виду, что далеко не всякому коллективному практическому дейст­вию необходима опосредованность общением — существуют такие формы практики, которые организуются иными типами взаимодействия людей. Первым таким типом является управ­ление, то есть отношение человека к человеку как субъекта в объекту — начальника к подчи-

ненному, офицера к солдату, законодателя к исполнителю. В этих случаях формой отноше­ний является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляюще­му субъекту и потому связь между ними асим­метрична, монологична, а не диалогична.

Другим способом организации данных видов материальной практики является разделение труда — зафиксированное и стабильное рас­пределение функций между участниками обц,е-го дела, которое лишает каждого из них сво­боды, делая его поведение запрограммирован­ным, а в идеале — автоматизированным и потому передаваемым машинам, компьютерным устройствам. Так в сфере материального про­изводства, да и в современном военном деле происходит постепенное вытеснение человека автоматом, способным более надежно выпол­нять те операции, которые могут быть алгорит­мизированы, которые исключают свободу вы­бора.

Общение как форма межсубъектных взаи­модействий свободных и уникальных существ, не заменимых никакими совершенными техни­ческими устройствами, ни даже другими людь­ми, оказывается необходимым в материальной практике тогда, когда совместное действие не имеет алгоритма и требует принципиального равенства всех его участников. Мы видели, что первым историческим действием такого рода была облавная охота первобытного человека, в дальнейшем же опосредование материальной практики общением вступало в противоречивое

столкновение с действиями, основанными на коммуникации и управлении, поскольку прев­ращение любого коллективного действия в ио-вторяющинся и потому стабилизирующийся процесс вело к ограничению свободы его уча­стников, к закреплению их ролей, а значит, переводило коллективную деятельность на иной путь организации. Но в той мере, в какой лю­бое практическое дело, производственное или военное, совершалось впервые, не имело выра­ботанной программы разделения труда, не предварялось четким иерархическим распреде­лением ролей, оно требовало такого взаимодей­ствия его участников, которое делало каждого инициативным, свободным и уникальным субъ­ектом, а их отношения — общением.

В сфере духовного производства опосредо-ваниость коллективных предметных действий общением имеет гораздо более широкие воз­можности. Оно и неудивительно — ведь здесь несравненно выше удельный вес свободы выбо­ра, инициативы, своеобразных способностей ученого и идеолога. Соответственно в научном и политическом коллективах роль разделения труда и управленческой иерархии гораздо меньшая, а равенство, активность, свободная инициатива его членов несравненно более вы­соки, чем в материальном производстве; пото­му здесь возможны и коллективные труды, со­зданные подлинно коллективными, совместны­ми усилиями его участников, скажем, труды К. Маркса и Ф. Энгельса или знаменитого кол­лектива математиков Бурбаки, или же идеи, принципы, программы, разработанные коллек­тивным руководством политической партии, го­сударства, профессионального союза на истинно

демократической основе. И даже в тех случа„ ях, когда в подобных коллективах существует ярко выраженный лидер, руководитель, орга­низатор, эффективность его действия пепосред, ственпо связана с тем, в какой мере он спосо­бен установить с членами возглавляемого им формально или неформально, творческого кол­лектива отношения общения, а не дисциплину приказа п команды, то есть такие отношения когда управление осуществляется с учетом ц на основе индивидуальности управляемого ц с коррекциями «обратной связи» 1.

Что касается практически-духовных форм предметной деятельности, то опосредующая их цели функция общения проявляется прежде всего в религиозных, культовых действиях, в обрядах и ритуалах; здесь господствует служеб­ная функция общения — взаимодействие участ­ников действа подчинено его назначению; об­щение с тотемом, духом, богом далеко не бес­корыстно — оно имеет прямую цель вне себя: заклинание, мольбу, спасение души, замалива­ние грехов. Противоположна игровая ситуа­ция — здесь господствует самоцелъное общение, хотя встречается и подчинение игрового обще­ния внешнему для него результату — выигры­шу, со всеми его материальными и духовными последствиями; однако это не соответствует самой природе игры, извращает ее суть, делает

1 См.: Мерзон Л. Я., Владыкина В. Ф. Научное об­щение и творчество ученого.— В кн.: Философское освоение мира человеком. Л., 1977; Ярошевский М. Г. Дискуссия как форма научного общения.— Вопросы философии, 1978, 3; Белкин П. Г., Емельянов Е. В., Иванов М. А. Социальная психология научного кол­лектива. М., 1987.

ее разновидностью работы. Вместе с тем иг­ровой принцип организации деятельности ис­пользуется довольно широко во внешних для gee — учебных, тренировочных, экспертных — целях: таковы военные игры — маневры, тако­вы современные деловые игры, таковы дидак­тические игры, используемые в учебном про­цессе.

Искусство занимает в этом отношении про­межуточное положение между ритуально-обря­довым и игровым поведением — история куль­туры показывает, что происходит постоянная борьба между его тяготением к самоцельности, то есть к господству в нем игрового принципа, и стремлением подчинить художественное твор­чество внешним для него целям'. Ибо потреб­ность в нем культа, государственной власти, идеологии, образования, торговли несравненно более широкая, чем их нужда в игре,— это объ­ясняется силой воздействия искусства на чело­веческое сознание. Очень важно правильно оце­нивать данную ситуацию, поскольку в буржу­азной эстетике она трактуется обычно как враждебное природе искусства и потому губи­тельное для его художественных качеств на­силие, чинимое над ним обществом. Соответст­венно идеалом художественной деятельности объявляется «искусство для искусства», «чис­тое искусство», «искусство-игра», «самоцель­ное искусство». В действительности искусство способно служить идеологии, публицистике, политике, религии, а подчас даже экономике, не теряя своих художественных качеств, со-

1 См.: Художественная культура в докапиталисти­ческих формациях. Л., 1984; Художественная культу­ра в капиталистическом обществе. Л., 1986. .,

10 Каган М С                    ОЯп

храняя высокий художественный уровень,— т&_ ким было творчество Джотто и Рублева, Ломо носова и Давида, Гейне и Маяковского, ДоадЬе и Моора, мастеров современной карикатура политического плаката, политической лирики' песни, фельетона, художествепной публицисти­ки, архитектуры и дизайна, рекламы и офор­мительского искусства. Утрата или сохранение подлинно художественных качеств во взаимо­отношениях искусства с другими формами об­щественной деятельности людей зависит лишь от того, искренен ли, свободен ли художник в своем служении внеэстетическим интересам или он вынужден это делать вопреки своему сознанию, мировоззрению, эмоциональным уст­ремлениям. Поэтому знаменитые формулы ве­ликих русских художников слова — «Я не поэт, я гражданин», «Поэтом можешь ты пе быть, но гражданином быть обязан», «Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс» — не противоречат природе искусства, а обозначают одну из возможностей художест­венного освоения мира, равноценную в прин­ципе другой его возможности — самоцельному творчеству.

Не следует вместе с тем отождествлять это последнее с принципом «искусства для искус­ства», с эстетством, с гедонистическим форма­лизмом, как это делает вульгарно-социологиче­ская эстетика. Дело в том, что полноценное художественное творчество сливает в своем со­держании эстетическое с этическим, поскольку нравственная позиция художника внутренне присуща его деятельности (она ни в коем случае не должна отождествляться с нравоучительст-вом, с дидактизмом, с морализаторством — они

действительно опасны для художественных достоинств искусства, хотя в некоторых даанрах, например в басне, в сказке, в ди-дактической прозе, имеют законные в эстети­ческом отношении права). Об этой органичной включенности нравственного начала в саму ткань художественного освоения мира говорили многие эстетики -*- В. Г. Белинский и Л. Н. Тол­стой, М. М. Бахтин и В. Д. Днепров, а совре­менная эстетическая наука доказывает нравст­венно-эстетическую, а отнюдь не чисто эстети­ческую природу художественного творчества'. Глубоко закономерно поэтому, что в Програм­ме КПСС говорится об эстетическом и нравст­венном значении литературы и искусства — они должны быть «источником радости и вдох­новения» и одновременно средствами «нравст­венного воспитания» народа2. И М. С. Горба­чев подчеркивал в докладе XXVII съезду, что состояние литературы и искусства определяет в немалой степени «нравственное здоровье об­щества...» 3.

Таким образом, хотя общение, служащее внешним целям, имеет весьма широкое распро­странение в сфере человеческой деятельности, нельзя согласиться с теми учеными, которые считают, что общение всегда вплетено в пред­метную деятельность, что оно от нее неотдели­мо, что самостоятельного существования, в ка­честве особого вида деятельности, оно не име-

1 См.: Брандт Г. А. Нравственное начало в искусст-).— Философские науки, 1984, № 4.

2 См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 169.

ве

*3 Там же, с. 90. 10*                                 291

ет. Дальнейший анализ покажет, каковы они — реальные формы самостоятельного ствования общения.

2. Общение ради общения

В сфере материальной практики самостоя­тельное, самоцельное общение невозможно — всякая материальная деятельность предметна и потому по сути своей не может свестись к взаи­модействию субъектов, не создающему никако­го материального продукта.

Иное дело — духовная деятельность. Ее про­стейшая обыденная форма, являющаяся именно и только общением — дружеские контакты, име­ющие целью своей сам процесс душевного сбли­жения с близким человеком. «Люди объединя­ются не только для совместной деятельности, но и для удовлетворения потребности в общении, снимающем психическое напряжение, вызывае­мое состоянием одиночества и разобщенности»'. Но преодоление одиночества есть как бы след­ствие того, что составляет суть, главный смысл дружеского общения,— достижение духовной, общности людей, которая ценна сама по себе, как проявление свойственного человеку родово­го качества социальности. Хорошо известный каждому бытовой призыв — «Приходи, хочется пообщаться» или «Давно не видались, потолко­вать надо» — выражает эту потребность духов­ного сближения людей — не «обмена» информа­цией и не способа решения каких-то жизнен­ных проблем (хотя и такое бывает достаточно

1 Титаренко А. И. Нравственные основы общения. М., 1979, с. 23.

часто), а именно самоцельного сопряжения ду­ховных миров расположенных друг к другу лю­дей.

Эта потребность имеет столь существенное со­циальное значение, что ее удовлетворение вы­ходит далеко за пределы бытовых, интимных контактов, становясь одним из важных стиму­лов духовного производства: мы имеем в виду опредмечивание духовной жизни человека в так называемых «памятниках культуры», позволяю­щее им сохраняться в истории и входить в куль­турный опыт множества поколений. Соответст­венно человек получает возможность общаться не только со своими реальными друзьями, чле­нами семьи, коллегами, но и с далекими пред­ками, причем не своими собственными, а с пред­ками своего поколения, с выдающимися мыс­лителями, идеологами, деятелями культуры про­шлых эпох. Восприятие их трудов бывает целе­направленным изучением — скажем, в процессе учебы в школе, университете или в самообра­зовании, но бывает и самоцелъным — когда, на­пример, я начинаю читать Сократа или Герцена не потому, что мне это для чего-то нужно, а «просто так», ради удовольствия от встречи с духовной жизнью великого человека, которого я рассматриваю как своего далекого, отсутству­ющего физически друга.

В этом аспекте особенно велика роль художе­ственного наследия. Но обращаясь к нему, мы переходим к рассмотрению третьего типа обще­ния — практически-духовного. Совершенно оче­видно, что ритуально-обрядовые его формы ис­ключаются из самоцельного общения, поскольку обряд всегда имеет определенное целевое зна­чение — религиозное, политическое, нравствен-

ное — и потому заключенное в нем общение имеет служебный по отношению к данной це­ли характер. Искусство же, хотя, как мы yj^e отмечали, используется нередко для внехудоже-ственных целей, предоставляет самоцельному общению самые широкие возможности. В ко­нечном счете само эстетическое удовольствие доставляемое восприятием произведений искус­ства, можно рассматривать как радость, возбуж­даемую бескорыстным общением с художником как с близким, любимым человеком, умным и сердечно проницательным другом.

С этой точки зрения становится понятным за­ключение И. А. Джидарьян, что «исходная по­требность, с которой непосредственно связаны в своем генезисе ранние формы художественной деятельности человека и которая определи­ла художественную направленность человече­ского способа жизни вообще, прежде всего свя­зана с такой жизненно необходимой потребно­стью, как общение». И. А. Джидарьян считает, что в данном отношении онтогенез повторяет филог



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.