|
||||||||||||||||
общение с реальным партнеров (с подлинным субъектом) 13 страницаjjaK называем участников реального общения,— «партнером» и что подлинный талант актера Предполагает развитое «чувство партнера», то есть способность вести диалог, а не обмениваться репликами — сообщениями '. Так, выясняется, что поскольку художественный образ по самой своей природе является моделью человека как субъекта, а не как объекта, и поскольку художественное произведение есть, как правило, система образов, находящихся друг с другом в определенных отношениях, постольку сами эти отношения суть не что иное, как отношения общения. Зачем же «изобрело» человечество этот уникальный способ моделирования человеческого общения? Прежде всего для того, чтобы позволить людям познавать сущность реального человеческого общения, ибо, по совершенно справедливому утверждению В. Д. Днепрова, «о формах и путях человеческого общения художественная литература (мы сказали бы шире — искусство.— Ы. К.) дает нам узнать больше, чем может дать наука. Мы постигаем, чем отличается слово общения от всякого другого слова. Мы проникаем в психологическую сторону общения: нам открывается происходящее в душе каждого из его участников и то, какими они видят друг друга в каждый момент. Мы научаемся читать язык поступков и еще другие его языки: язык движения и жеста и язык взгляда как элемента общения». Например, «поэма взгляда у Толстого — поэма человеческого общения в глубоком и действительном смысле этого слова. Остроум- 1 «Труднзе подлипно общаться с партнером, гораздо легче представляться общающимся» (Станиславский К. С. Собр. соч. В 8 т., т. 2, с. 261). ный «экзистенциальный» анализ «взгляда предложенный Сартром в главном его философ' ском сочинении, кажется не только бледным в и бедным по сравнению с тем, что открыл в а Толстой». Иллюстрируя этот тезис примером творчества Достоевского, исследователь пишет: «Психоло-гический интерес героев друг к другу — боль-шой поэтический мотив в творчестве Достоевского»; его персонажи «увлечены разгадыванием чужой души — не только для того, чтобы определить намерения или отношения, но также и для того, чтобы доискаться тайны чужой субъективности, чтобы знать, что и как происходит в чужом сознании Это путь выхода из отдельности существования, путь к ощущению тождественности и различия с другим человеком. Недаром князь Мышкин говорит себе: «Да, надо, чтобы теперь все это было ясно поставлено, чтобы все ясно читали друг в друге...)) «В этом отношении Достоевский совершенно расходится с анализом такого замечательного психолога, как Пруст. Пруст горько засвидетельствовал безысходность одиночества,— даже любовники держат в своих объятиях незнакомое существо. Достоевскому отлично известно, сколько тайного и стыдного скрывается на дне личности, как заперты ее окна и двери. Но все же он приходит к тому, что человек для человека — даже в его субъективнейшем и самом внутреннем — постижим. Он убежден также, что одиночество, даже длительное,— лишь переходное состояние... Для Пруста одиночество — нормальное в своей ненормальности состояние души героя; у него, если исключить отношения с бабушкой и матерью, которые с ним одно, об- ¥ д1е происходит на фоне непреодолимой раз-„бденности. А У Достоевского или Толстого мы аходим картины достовернейшего и подлин-в6йшего человеческого общения» '. Но искусство не только бесконечно углубляет ааше понимание реального человеческого обще-В2Я, оно беспредельно расширяет его сферу — ведь рассмотренная нами выше способность искусства завязывать общение между воспринимающим произведение человеком и воспринимаемыми художественными образами ведет к тому, чТо зритель, читатель, слушатель втягивается в общение образов-персонажей, переносится психологически в мир, где они действуют2, и становится сам иллюзорным участником этого иллюзорного общения. Жить в мире Карамазовых, Артамоновых, Турбиных, Пряслиных и значит расширять круг реального своего общения тем квазиобщением, которое создает для человека искусство. А тем самым искусство становится могущественным средством воспитания человека — ведь оно, как мы помним, является прямой функцией духовного общения людей. Потому-то после воспитательного воздействия реального жизненного опыта второй силой, формирующей человеческое сознание, становится искусство, раздвигающее границы сферы человеческого общения за счет новой его формы, хотя и иллюзорной, но эмоционально захваты- 1 Днепров В Идеи, страсти, поступки, с. 150, 172, 189—190. 2 О механизмах этого перенесения см • Марков М. Об эстетической деятельности Некоторые закономерности процессов восприятия искусства и художественного творчества М, 1957. общение с реальным партнеров (с подлинным субъектом) межличностное общение групповое общение представительское общение сбщзчие с юлю-горным партнером (с субъективированным объектом) общение культур
|
||||||||||||||||
|