Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом) 13 страница



jjaK называем участников реального общения,— «партнером» и что подлинный талант актера Предполагает развитое «чувство партнера», то есть способность вести диалог, а не обменивать­ся репликами — сообщениями '.

Так, выясняется, что поскольку художествен­ный образ по самой своей природе является мо­делью человека как субъекта, а не как объекта, и поскольку художественное произведение есть, как правило, система образов, находящихся друг с другом в определенных отношениях, постоль­ку сами эти отношения суть не что иное, как отношения общения.

Зачем же «изобрело» человечество этот уни­кальный способ моделирования человеческого об­щения? Прежде всего для того, чтобы позволить людям познавать сущность реального человече­ского общения, ибо, по совершенно справедли­вому утверждению В. Д. Днепрова, «о формах и путях человеческого общения художест­венная литература (мы сказали бы шире — ис­кусство.— Ы. К.) дает нам узнать больше, чем может дать наука. Мы постигаем, чем отличает­ся слово общения от всякого другого слова. Мы проникаем в психологическую сторону общения: нам открывается происходящее в душе каждого из его участников и то, какими они видят друг друга в каждый момент. Мы научаемся читать язык поступков и еще другие его языки: язык движения и жеста и язык взгляда как элемента общения». Например, «поэма взгляда у Толсто­го — поэма человеческого общения в глубоком и действительном смысле этого слова. Остроум-

1 «Труднзе подлипно общаться с партнером, гораз­до легче представляться общающимся» (Станислав­ский К. С. Собр. соч. В 8 т., т. 2, с. 261).

ный «экзистенциальный» анализ «взгляда предложенный Сартром в главном его философ' ском сочинении, кажется не только бледным в и бедным по сравнению с тем, что открыл в а Толстой».

Иллюстрируя этот тезис примером творчества Достоевского, исследователь пишет: «Психоло-гический интерес героев друг к другу — боль-шой поэтический мотив в творчестве Достоевско­го»; его персонажи «увлечены разгадыванием чужой души — не только для того, чтобы опре­делить намерения или отношения, но также и для того, чтобы доискаться тайны чужой субъ­ективности, чтобы знать, что и как происходит в чужом сознании Это путь выхода из отдельно­сти существования, путь к ощущению тождест­венности и различия с другим человеком. Неда­ром князь Мышкин говорит себе: «Да, надо, чтобы теперь все это было ясно поставлено, что­бы все ясно читали друг в друге...))

«В этом отношении Достоевский совершенно расходится с анализом такого замечательного психолога, как Пруст. Пруст горько засвидетель­ствовал безысходность одиночества,— даже лю­бовники держат в своих объятиях незнакомое существо. Достоевскому отлично известно, сколько тайного и стыдного скрывается на дне личности, как заперты ее окна и двери. Но все же он приходит к тому, что человек для челове­ка — даже в его субъективнейшем и самом внут­реннем — постижим. Он убежден также, что одиночество, даже длительное,— лишь переход­ное состояние... Для Пруста одиночество — нор­мальное в своей ненормальности состояние ду­ши героя; у него, если исключить отношения с бабушкой и матерью, которые с ним одно, об-

¥

д1е  происходит на фоне непреодолимой раз-„бденности. А У Достоевского или Толстого мы аходим картины достовернейшего и подлин-в6йшего человеческого общения» '.

Но искусство не только бесконечно углубляет ааше понимание реального человеческого обще-В2Я, оно беспредельно расширяет его сферу — ведь рассмотренная нами выше способность ис­кусства завязывать общение между восприни­мающим произведение человеком и воспринима­емыми художественными образами ведет к тому, чТо зритель, читатель, слушатель втягивается в общение образов-персонажей, переносится психологически в мир, где они действуют2, и становится сам иллюзорным участником этого иллюзорного общения. Жить в мире Карамазо­вых, Артамоновых, Турбиных, Пряслиных и значит расширять круг реального своего обще­ния тем квазиобщением, которое создает для человека искусство. А тем самым искусство ста­новится могущественным средством воспитания человека — ведь оно, как мы помним, является прямой функцией духовного общения людей. Потому-то после воспитательного воздействия реального жизненного опыта второй силой, фор­мирующей человеческое сознание, становится искусство, раздвигающее границы сферы чело­веческого общения за счет новой его формы, хотя и иллюзорной, но эмоционально захваты-

1 Днепров В Идеи, страсти, поступки, с. 150, 172, 189—190.

2 О механизмах этого перенесения см • Марков М. Об эстетической деятельности Некоторые закономер­ности процессов восприятия искусства и художествен­ного творчества М, 1957.

общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом)

межлич­ностное общение

груп­повое общение

предста­вительс­кое об­щение

сбщзчие с юлю-горным партнером (с субъективи­рованным объек­том)

общение культур

 

 

Г    

 

общение с живот­ным

 
     
 

обще­ние свещью



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.