|
||||||||||||||||
общение с реальным партнеров (с подлинным субъектом)межличностное общение групповое общение представительское общение сбщзчие с юлю-горным партнером (с субъективированным объектом) общение культур
Г общение с зооб-ражасмым партне ром (с квазисубъектом) общение со своим вторым (самообщение) общение воображаемых партнеров (художественных персонажей — квазисубъектов) общение с мифологическим или художественным образом общение с образом отсутствующего оеального человека лающей человека и не стихийно складывающейся, а целенаправленно организованной. Таково многообразие форм общения, выработанных историей культуры. Только имея перед глазами всю эту картину (см. сводную таблицу), можно правильно понять действительный масштаб и подлинное значение «мира общения», не сводя его, как это обычно делается, к межличностным духовным контактам. Вместе с тем данная таблица делает наглядными закономерности строения мира общения, который является отнюдь не простым множеством эмпирически устанавливаемых его форм, но системой, закономерности строения которой исторически сложились, отражая потребность общества в максимально широком использовании заложенных в общении возможностей формирования человека, развития культуры, совершенствования социальных отношений. Нужно ли повторять, как важно в наше переломное в истории время ясно понимать истинную суть и социальную роль общения, дабы полноценно использовать все таящиеся в нем возможности для воспитания нового человека и совершенствования человеческих отношений в социалистическом обществе? Глава VII СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ, ЕГОСОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА 1. Опыт построения структурной модели общения Современный уровень научного мышления не позволяет исследованию оставаться на уровне описания изучаемого предмета как некоей целостности, лишенной внутреннего расчленения, устройства, определенной структуры. Прошли уже те времена, когда структурный анализ отождествлялся нашими философами со структуралистским подходом и отвергался на этом основании. Сейчас ясно, что выявление структуры изучаемого предмета есть необходимый аспект его системного исследования, сопрягающийся с другими, присущими ему аспектами; что без структурного анализа бессмысленно, бесплодно выделение компонентов системы, ибо неясной останется их связь, взаимоотношения, соподчиненность, а тем самым — необходимость и достаточность эмпирически обнаруженных подсистем и их элементов для понимания системы как целого'; что без связи со структурным ана- 1 См.: Свидерский В. И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. М., 1962, Свидерский В. И, Зобов Р. А. Некоторые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л., 1970. яизом существенно ограничены возможности функционального анализа системы, ибо ее структура связана с ее функциями прямой и обрат-вой связью'; что, наконец, при изучении развивающихся систем — в первую очередь социокультурных — структурный подход сцепляется с подходом историческим, поскольку, с одной стороны, строение развивающейся системы исторически изменчиво — оно складывается, изменяется, подчас радикально трансформируется, а с другой — сам процесс развития имеет свою структуру — хроноструктуру, структуру движения, эволюционного или революционного, плавного или скачкообразного, энтропийного или негэнтрошшного2. В нашей литературе было сделано несколько опытов структурного анализа общения. Один из них принадлежит М. И. Лисиной, которая в результате многолетних экспериментальных исследований процессов общения у детей выделила такие его компоненты: предмет общения; потребность в общении; коммуникативные мотивы; действие общения; задачи общения; средства общения; продукты общения3. Несколько иначе подошел к решению задачи А. А. Леонть- 1 См.: Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978; Вевенвв М. Ф, Кремянский В. И. Соотношение структуры и функций в живой природе. М., 1966. 2 Ом.: Аскин Я. Ф. Направление времени и временная структура процессов.— В кн.: Пространство, время, движение. М., 1971; Афанасьев В. Г. Динамика социальных систем.— Коммунист, 1980, № 5: Каган М. С. Развитие системы и системность развития.— В кн.: Материалистическая диалектика и системный подход: Проблемы диалектики. Л., 1981. 3 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, е. 13, ев: «...если понимать общение как деятельность то очевидно, что для нас аксиомой являются' во-первых, его иитенционалъностъ (наличие специфической цели, самостоятельной или подчиненной другим целям; наличие специфического мотива); во-вторых, его результативность —. мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в-третьих, нормативность, выражающаяся прежде всего в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения» '. В другой плоскости и более строго провел структурный анализ общения Б. Д. Парыгии. Выделив в общении содержание (коммуникацию) и форму (взаимодействие или интеракцию), он затем в этих двух структурных составляющих вновь выделил содержание и форму. Содержание коммуникации оказалось охарактеризованным в психологических понятиях (взаимопонимание, сопереживание, степень согласия) , а форма — в понятиях семиотических (вербальные и невербальные средства). Содержание интеракции соответственно было представлено как социальные отношения (экономические, правовые, политические и пр.), а форма — как практическое поведение людей в совместной деятельности (действие, противодействие, конфликт, кооперация, дифференциация, интеграция и т. д.) 2. Мы же предлагаем путь решения данной задачи в соответствии с обоснованным выше фн- 1 Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования.— В кн.: Методологические проблемы социальной психологии, с. 112. 2 См.: Парыгин В. Д. Основы социально-психологической теории, с. 223. • *•»,> • ' дософским пониманием общения (в трех приведенных нами структурных моделях выражено не философское, а психологическое — общепсихологическое или социально-психологическое — его истолкование) и теми принципами системного исследования, которые позволяют выделить структурные компоненты системы как необходимые и достаточные для полноты представления о ней и для понимания их соподчинения в целостном бытии системы. Исходным пунктом нашего анализа является понимание общения как межсубъектного взаимодействия; поэтому построение структурной модели общения должно начаться с выделения взаимодействующих субъектов, кем бы они ни были — индивидами, совокупными групповыми субъектами или частичными, внутриличностны-ми ипостасями индивидуального сознания, конкретными социальными организмами или культурами; мотивы и цели общения заключены в сознании этих субъектов и потому специально не выделяются на данном уровне его структурного расчленения. Мы должны выделить, далее, те средства, с помощью которых осуществляется общение — его языки, его механизмы, способы его реализации. Поскольку общение осуществляется в той или иной социокультурной среде, которая обусловливает его характер, направленность, содержание и формы и которая, в свою очередь, испытывает его воздействие — ведь для того оно и необходимо обществу и культуре, чтобы играть определенную роль в их функционировании и развитии,—постольку в нашей структурной модели должна быть выделена эта среда в ее прямых и обратных связях с самим процессом общения. Такая модель общения ориентирована на комплексное, меоюдисциплинарное его изучение на тесную взаимосвязь (общение) наук, участвующих в изучении общения. В пределах зке самого философского изучения общения модель эта позволяет выявлять его содержание, формы и функции. 2. Содержание общения Вопрос о содержании общения нельзя решать, отвлекаясь от существенного различия между тремя его основными типами — материально-практическим, духовно-информационным и практически-духовным. В рамках этих типов мы и поведем анализ. 1. Содержание практического общения кажется чисто материальным, поскольку оно охватывает те реальные действия его участников, которые в совокупности реализуют общую цель деятельности, скажем, действия охотников во время облавы на зверя, действия сталеваров у доменной печи, действия хирургов в ходе операции, действия разведчиков во время поимки «языка». Однако содержание такого общения непременно имеет и свой духовный слой, образующийся вследствие того, что совместное действие людей, в отличие от совместных действий животных, не будучи инстинктивно запрограммированным, требует сознательного целепола-гания, выбора оптимальных средств, постоянного слежения за действиями партнера и внесения каждым необходимых коррективов в собственное поведение. Как бы ни автоматизировалось поведение партнеров в результате длительной практики совместных действий, автоматизм этот Ввесьма относителен — уже потому, что непредвиденность развития событий требует от каждого из них импровизационной коррекции и регуляции их взаимодействия. Этот духовный слой содержания материального общения имеет, очевидно, такую же психологическую структуру, какая свойственна всем деятельностным процессам,— от потребности и установки к целеполаганию, через ряд промежуточных и по-разному вычленяемых механизмов, только все они предстают здесь как сознание необходимости взаимодействия с другим человеком, а значит, и необходимости в нем самом как партнере при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, то есть в готовность согласования личностного своего поведения с поведением партнера, в стремление к содружеству, сотрудничеству, соратничеству'. Представления о цели совместных действий, определенной «модели потребного будущего», есть именно представление результата общего действия. Наконец, решающую роль здесь играет способность взаимопонимания2, позволяющая предугадать конкретное поведение партнера, и готовность к взаимопомощи, к взаимной выручке, к подмене партнера в критических ситуациях, основанной на сознании того, что общие интересы выше, чем частные интересы каждого партнера. 2. Содержание духовного общения также 1 См.: Хараш А. Основные типы «коммуникативной установки» и эффект убеждающей коммуникации.— 8 сб.: Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976. 2 См.: Кемеров В. Е Взаимопонимание. Некоторые философские и психологические проблемы. М., 1984. 9 Каган М. С. окт двухслойно, только психологический слой сочетается здесь не с материально-технологическим, а с информационным, так как целью является в данном случае достижение духовной, а не практически-действенпой общности. Циркулирующая в общении информация отличается, как мы уже видели, тем, что обобщает два духовных потока, исходящих от участников общения, порождая уникальный эффект возрастания информации в данном процессе; качественное же ее своеобразие состоит в том, что духовность человека предстает здесь в своей реальной, живой целостности — не в односторонне рациональных, или аффективно-эмоциональных, или импульсивно-волевых, или проективно-идеализирую-щих своих проявлениях, а во взаимосвязи, сцеп-ленности, нерасчленимости духовного потока, ибо таково условие достижения действительной духовной общности людей. С этой особенностью информационного слоя содержания духовного общения связано своеобразие его психологического слоя. Психолог А. И. Аржанова, посвятившая свою диссертацию изучению психологических основ товарищества и дружбы детей дошкольного возраста, установила, что такая специфическая черта характера, как общительность, имеет большое значение в общей характеристике индивидуально-психологических качеств личности; вместе с тем, отметила она, хотя значение проблемы детской общительности осознано в советской психологии, однако в научной литературе нет определенных систематизированных наблюдений по данному вопросу. Действительно, ни в одном сводном описании механизмов человеческой психики нет выделения «общительности» как специфической и необходимой духовной способности, хотя Ф. Энгельс считал «общественный инстинкт» одним из «важнейших рычагов развития человека из обезьяны» '. Мы могли убедиться, что в этом отношении онтогенез повторяет филогенез и что в жизни каждого ребенка общительность оказывается необходимым условием его нормального развития. Б. Д. Парыгин писал, что такие важные психологические механизмы общения, как сопереживание, сочувствие, соучастие и т. п., «не исследуются пока совсем», а проблема взаимопонимания «изучается пока весьма односторонне» 2. А. Добрович имел все основания назвать всего лишь «гипотезами психологов и психиатров» представления о врожденной, инстинктивной склонности человека к доброжелательному общению; «склонность эту психологи называли по-разному — «инстинктом симпатии», по Дюпре, «синтонностью», по Блелеру, «чувством общности», по Адлеру, «стадным стремлением», по Мазуркевичу, «потребностью в человеческих связях», по Э. Фромму, или в «поглаживаниях», по Берне, или в «эмоциональных контактах», по Обуховскому и т. п.» 3. Сама эта разнородность терминологии отражает смутность представлений науки об обозначаемом психическом явлении (начиная с того, является оно общим для человека и для животных или же свойственно в данном качестве только человеку). Несомненным представляется, во всяком слу- 1 Маркс К, Энгельс Ф Соч., т. 34, с. 138. 2 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории, с. 224. 3 Добрович А Общение: наука и искусство М 1978, с. 30. чае, утверждение Т. Шибутани, что «основной аналитической единицей для изучения межличностных отношений является чувство», так как именно оно отражает то, что «один человек значит для другого»; человеческие чувства основаны на эмпатии, то есть на способности «сочувственной идентификации с другой персоной»; когда же эмпатия отсутствует, «даже человеческие существа рассматриваются как физические объекты» '. В социально-психологической литературе все более широкое распространение получает понятие «эмпатия», обозначающее способность эмоционального отклика на переживания другого человека2. «Эмпатия,— пишет Дж. Диксон,— означает отождествление личности одного человека с личностью другого и проникновение его в чувства другого лица. Эмпатия часто используется в сфере человеческих отношений и характеризует то состояние, когда приходится ставить себя в положение другого». Однако, считает исследователь, «этим термином можно определить также и отождествление человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы «стать» деталью и посмотреть с ее позиции и с ее точки зрения, что можно сделать» 3. В. Л. Леви определяет общение в самом названии своей книги — «Искусство быть другим»; 1 Шибутани Т. Социальная психология, с. 271, 273. 2 См., например: Кон И. С. Открытие «Я», с. 307; см. также: Васин Е. Я. Психология художественного творчества. М., 1985. * Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М., 1969, с. 45; см. также: Обозов Н. Н. Межличностные отношения. М, 1979, с. 131. |это означает — необходимость понимать и чув-гствовать другого «таким, каков он есть», уметь «ставить себя на место другого. Особенно под-|черкнвает автор — п совершенно справедливо! — 'единство понимания и переживания, реализующего это перевоплощение в другого (как в искусстве актера, добавили бы мы): «Чтобы понять другого, ну?кно проникнуться его ценностями, пропитаться его значимостями, то есть вжиться в его мир». А для этого нужно «вы-житься» из своего мира или, иначе говоря, преодолеть свой «аутизм». Этот иностранный термин психолог переводит неуклюже звучащими на русском языке словзГми «яизм» или «самизм», поясняя его значение: «погруженность в себя и отсутствие контакта с окружающими». Противоположным психологическим качеством лич-ностп является «плюс интерес», то есть «огромное любопытство, колоссальная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, и тонкая наблюдательность, и превосходная память на все, касающееся Другого»; «минус тревожность», связанная со спокойствием, открытостью восприятия, легкостью переключения внимания, доверчивостью, свободой в поведении; «плюс обратная связь»; «плюс-минус эгоизм»; «плюс артистизм»; «плюс-минус агрессивность»; «плюс оптимизм»; «минус предвзятость»; «плюс предвидение»; «плюс симпатия» '. На этом последнем понятии стоит остановиться особо, потому что и оно, и близкое ему понятие «любовь» имеют не узкопсихологический, но и этический, и эстетический, и религиозный, 1 Леей В. Искусство быть другим. М., 1980, с. 54 64, 89-92. а значит, и общий философско-антропологиче-ский смысл. Отталкиваясь от идей, формулиро„ вавшихся еще в XVIII в. А. Смитом, француз, ский психолог конца XIX в. писал, что все «общественные наклонности», включая дружбу любовь, отношения между родителями и деть' ми, «основаны на одном общем чувстве, а именно на симпатии». Симпатию он определял как «естественное стремление, побуждающее нас становиться в положение не только наших близких, но и других чувствующих существ, и переживать с ними их радости и страдания, иногда отождествляясь с ними до потери сознания собственного «Я». И он приводил прекрасные слова, сказанные г-жой Севинье своей дочери: «Когда ты кашляешь, я чувствую боль в своей груди» К М. Шелер предпринял философско-психоло-гический анализ симпатии, выявив целый спектр различных ее модификаций2, а Э. Шпрангор, называя любовью психическую силу, связывающую человека с человеком, признал ее преобладающую роль в поведении одного из шести «основных идеальных типов индивидуальности» — типа «социального человека»3. Во фрейдистской концепции любовь человека к человеку оказалась сведенной к биосексуальному влечению и потому лишилась своей социокультурной функции, однако философы персоналистско-экзистенциалистской ориентации вернули любви это ее духовно-гуманитарное значение. Так, 1 См.: Тома Ф. Воспитание чувств. Спб., 1900, с. 158. 2 Scheler M. Wesen und Formen der Sympalhie, 1923. 3 Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности.— В кн.: Психология личности. Тексты. М., 1982,с. 57—58. Э. Мунье поставил «я люблю...» на место знаме-ритого декартова «я мыслю...», заключив, что любовь есть экзистенциальное непререкаемое cogito; многие экзистенциалисты считали, что если «всякое наблюдение, сам взгляд другого обращает человека в вещь», то «только любовь, дорожа проявлениями индивидуального и не стремясь к обладанию, препятствует обращению человека в вещь» 1. О том, на каком уровне находится в XX в. психологический анализ любви, симпатии, эмоционального влечения человека к человеку, дает представление работа польского психолога К. Обуховского2. В интересах нашего анализа отметим лишь несколько существенных моментов, выявленных в этой области развитием науки. Такова, прежде всего, мысль Т. Шибутани о различии между двумя типами любви — «собственнической любовью», которая рассматривает любимое существо «как объект, ценный в силу его полезности», то есть способный доставлять удовольствие любящему субъекту, и «бескорыстной любовью», которая придает благополучию любимого существа более высокую ценность, чем отношение к нему любящего субъекта, которая выражает его «стремление идентификации» с любимым, к «полному слиянию» с ним (то есть для которой это существо является уже не объектом, а полноправным субъектом). При этом Т. Шибутани подчеркивал, что бескорыстное чувство «неповторимо, ибо это своеобразное отношение одного человеческого индивида к 1 Тавризян Г. М, Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977, с. 83. 2 Обцховский К. Психология влечений человека М 1972. ' " другому», то есть форма межсубъектных отношений 1. В этой связи весьма существенно наблюдение А. С. Макаренко, начисто опровергающее фрей„ дистскую концепцию возникновения всех фор1ц любви из исходного сексуального влечения: настоящая человеческая любовь не может вырасти «из недр простого зоологического полового вле-чепия. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» 2. Вот почему становятся возможными, как показал И. С. Кон, расхождение и даже противоречия между чувственно-эротическим отношением юноши к девушке (или наоборот) и любовью как потребностью в «тотальной человеческой близости», реализующейся в духовном общении молодых людей 3. 1 См.: Шибутани Т. Социальная психология, с. 281— 283, 291, 299. С этой мыслью хорошо согласуется следующее суждение советского естествоиспытателя академика А. А. Ухтомского: «Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех, доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его мировые задачи как существа посреди мира... Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви...» (Ухтомский А. А. Письма.— Новый мир, 1973, № 1, с. 259). Ср. также описание отношений любви в кн.: Кон П. С. Дружба, с. 257—298. 2 Макаренко А. С. Соч. М., 1951, т. 4, с. 245. 3 См.: Кон И. С. Психология юношеского возраста, с. 131—132, 136. 9 ft/ Глубокое истолкование любви, подымающееся с психологического уровня на уровень философский, дал С. Л. Рубинштейн в специально посвященном этому параграфе своей последней книги «Человек и мир», озаглавленном «Проблема человеческого существования и любовь человека к человеку» '. В этом рассуждении любовь трактуется как специфический и уникальный психический механизм, отличающийся от других эмоций: «любовь есть утверждение существования другого и выявление его сущности», так как благодаря любви «другой человек существует для меня не как «маска», т. е. носитель определенной функции, который может быть использован соответствующим образом как средство по своему назначению, а как человек в полноте своего бытия». В этом своем качестве непосредственной духовной связи человека с человеком как субъекта с субъектом любовь является его «первейшей и острейшей потребностью». Такое чувство духовно, то есть является не инстинктивным биологическим влечением, свойственным животным п также именуемым обычно любовью (например, самки к детенышу), а доступной лишь человеку и прижизненно формирующейся у индивида эмоциональной реакцией на связь с другим человеком (или с очеловечиваемым животным, растением, вещью) как с уникальным, никем не заменимым для любящего, именно и только этим существом. Лишь ему, а не любому встречному, хочется раскрыть свою душу, поделиться самым заветным и лишь от него услышать ответное ис- 1 См.: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии, с. 373—377. поведальное признание; лишь к нему относятся слова: «...значит, есть радость, которую черпаешь в другом? Значит, радость только тогда радость, когда ее разделяет другой?» ' В этом пункте анализа мы обнаруживаем связь между психологическим и информационным структурными слоями содержания духовного общения: ведь любовь, как было показано есть эмоциональная реакция на человека, который способен «принять» от тебя и «дать» тебе не любую информацию, подобную той, что передается в сообщениях, а специфическую информацию — информацию о себе как субъекте, а если она включает и информацию об объектах, то только в той мере, в какой они затрагивают субъекта, волнуют его, входят в его внутренний мир,— не случайно в быту говорят, что к любимому, близкому человеку, другу идут «с открытой душой» или «раскрывают душу» близкому, родному человеку; в таком встречном «раскрытии душ» и состоит психологическое содержание духовного общения. Безотносительно к тому, кто является здесь субъектом — личности, группы, социумы, типы культуры,— информация, рождающаяся в процессе их общения, является информацией о духовных мирах данных субъектов, в которых так или иначе преломляется мир объектов, то есть информацией о ценностях (применительно к личности это можно назвать вместе с А. Н. Леонтьевым «личностными смыслами», применительно же к другим модальностям субъекта речь должна идти о «смыслах» классовых, национальных, социально-исторических, другими словами, о ценностях, ко- 1 Блок Ж.-Р. «...и компания». М., 1957, с. 194 торые кристаллизуются на уровнях социально-цсихологическом и идеологическом). Было бы, однако, односторонним сводить духовное содержание общения только к эмоциональной силе любви, симпатии, эмпатии, влечению человека к человеку, ибо так или иначе эти эмоции сопрягаются в процессе общения с интеллектуальными, рациональными, осознаваемыми стимулами — с пониманием человека человеком (такова одна из причин, в силу которых «общительность» шире «любви» — первая включает и эмоциональные и рациональные стимулы). Проблема понимания занимает существенное место в науковедении, которое со времен Г. Рик-керта, В. Виндельбанда и В. Дильтея связывает с этим специфическим познавательным механизмом своеобразие гуманитарных наук — «наук о культуре», «наук о духе». Советские философы в последние годы активно разрабатывают проблему понимания в гносеологическом плане, но при этом обычно упускается из виду, что данный способ научного познания опирается на психологическую структуру понимания, свойственного обыденному сознанию и реализующегося в общении людей: «ведь другой ожидает, чтобы я ему ответил, а для этого — чтобы я его понял. Всякое послание, самое запальчивое, как и самое застенчивое, самое ясное, как и самое смутное, взывает: пойми меня» '. Если суждение одного из героев фильма «Доживем до понедельника»: «счастье — это когда тебя понимают» — и нельзя считать полной дефиницией данного душевного состояния человека, то на необходи- Dafrenne M Pour L'homme, p. 152. мыи компонент счастья определение это указывает верно. 3. Обращаясь к анализу содержания практически-духовных форм общения, заметим, что и в художественном, и в религиозном общенпн содержание столь же духовно, как в рассмотренных нами только что формах реального духовного общения: иллюзорный характер (квазп) общения человека с художественным образом или образом божества не меняет уже известного нам информационно-психологического дву-единства межсубъектного отношения, не меняет и содержащейся в нем связи любви к образу и его понимания. У нас нет оснований полагать, будто К. Маркс ограничивал данными формами общественного сознания практически-духовный способ освоения мира; во всяком случае, на том же механизме преобразующего реальность ее идеального отражения основано и обрядово-ритуалъное поведение человека, которое широко используется и религиозным, и художественным способами освоения мира, но выходит за пределы того и другого и обслуживает сферы нравственных и политических отношений (скажем, свадебный обряд или ритуал ведения судебного заседания). Данный тип поведения является символическим, то есть по форме своей практическим, а по сути чисто иллюзорным, имеющим не материальный, а духовный, идейно-психологический смысл; он отсылает нас к какой-то реальной форме практики — к земледельческим работам, к военному делу, к брачным отношениям, к сношениям государств и т. д.' 1 Любое действие или текст в ритуале оказывается «синонимом другого поведения». Здесь «уместна апа- ости — игра, тесно переплетающаяся и з ис-кусством, и с обрядом, и с ритуальными церемониями. Игра есть «невсамделишное», как говорят дети, в известном смысле также иллюзорное моделирование тех или иных практических действий — иногда достаточно конкретных (скажем, игра в дочки-матери, в войну, во врача и больного), иногда лишь общих принципов практической деятельности, таких, как противоборство и сотрудничество, состязание и взаимодействие (скажем, любая спортивная игра). Уже отсюда явствует, что, поскольку общение является необходимой стороной всей практической деятельности человека, оно не может не воспроизводиться в символическом поведении, так или иначе моделирующем практику. Так, действительно, и возникают практически-духовные формы человеческого общения. Независимо от того, какова идеологическая подоснова обряда — культовая, или чисто нравственная, или политическая,— он является не чем иным, как определенного рода общением его участников по выработанным в истории культуры правилам. Он оказывается своего рода игрой, но, пользуясь излюбленным термином специалистов по детской психологии, «ролевой игрой», в которую взрослые вкладывают отнюдь не игровой, а вполне серьезный смысл — маги- логия с театром, который, с одной стороны, должен вызывать иллюзию реальности происходящего, но, с другой стороны, не доводить зрителей до того, чтобы они стреляли в злодея на сцене». «Общий ритуал создает основу человеческого общения» (Шрейдер Ю. А. Ритуальное поведение и формы косвенного целепола-гания.— В кн.: Психологические механизмы регуля-Ции социального поведения. М., 1979, с. 107, 111). ческий, ритуальный, идеологический. Игра в чистом виде — так называемая «игра с р вилами» — по непосредственному своему поведенческому составу есть опять-таки форма общения игроков, выраженная практически-де1"ь ственно, но практика эта мнима, ибо на самом деле здесь происходит лишь «игра в практику» и общение людей разворачивается здесь как игра в общение, как моделирование реальных жизненных процессов, как символически преображенная практика,— это и придает обряду часто художественно-образную структуру, делает его формой самодеятельной театрализации жизни. В содержании этих практически-духовных форм общения мы обнаруживаем снова два слоя. Первый — психологический. Его строение в принципе то же, что и в двух других формах общения, хотя соотношение эмоционального и интеллектуального факторов здесь обратное тому, которое характерно для художественного общения,— в обряде, в символическом действе, в игре партнеры могут не испытывать друг к другу эмоционального влечения, как и в материально-практическом общении (в обоих случаях они далеко не всегда свободно выбирают один другого, но могут оказаться в ситуации общения волею обстоятельств), тогда как взаимопонимание им совершенно необходимо; оно выражается, прежде всего, в понимании общих для данного способа общения правил, а затем и в понимании действий партнера в данной ситуации. Наиболее существенны, однако, отличия в другом слое содержания практически-духовных форм общения. Слой этот не материален, так
|
||||||||||||||||
|