Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом) 7 страница



указывалось в «Немецкой идеологии»). Они различаются тем, что в материальном общении духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действия­ми, тогда как целью духовного общения являет­ся духовное единение партнеров, достижение их духовной общности, а практические действия, если они при этом и используются, служат толь­ко данной цели, как правило же, духовное об­щение осуществляется в форме словесного или пользующегося иными знаковыми средствами диалога \

Резюмируя сказанное на графическом языке, мы обнаруживаем, что наша исходная четырех-компонентная схема деятельности как системы субъектно-объектных отношений может быть модифицирована в трехкомпоненгную, посколь­ку различие между объектами принципиального значения не имеет, а различие между субъекта­ми заключено в фундаменте человеческой дея­тельности.

1 Поэтому нельзя согласиться с критикой С. X. Рап­попорта, упрекавшего автора этих строк за допущен­ное в книге «Человеческая деятельность» растворение практики в преобразовательной деятельности, тогда как практику следует рассматривать как самостоя­тельный вид деятельности (см.: Раппопорт С. X. При­рода искусства и специфики музыки.— Эстетические очерки. Вып. 4. М., 1977). Наш критик не учел здесь

5*                                   131

Вместе с тем данная схема помогает увидеть, что общение как межсубъектное отношение от­нюдь не является «безобъектным», как кажет­ся некоторым противникам такого понимания человеческого общения. Поскольку субъект и объект — понятия соотносительные, использо­вание одного из них без другого вообще непра­вомерно. Поэтому, когда говорится о межобъ­ектных отношениях, имеется в виду, что они являются таковыми для познающего или прак­тически их использующего субъекта. Говоря же о межсубъектных отношениях, мы предполага­ем их опосредованностъ объектом — и тем, по поводу которого осуществляется общение, и тем, с помощью которого (как средства, языка, инст­румента) оно осуществляется, и тем, который создается совместными усилиями общающихся субъектов. Это значит, что мир объектов отнюдь не исчезает из сферы межсубъектных отноше­ний, но точно так же как активная роль субъек­та в процессе познания не мешает научному закону быть фиксацией связи объекта с объек­том, так опосредованность межсубъектных от­ношений объектами не меняет того решающего обстоятельства что смысл данной деятельности интерсубъективен. Вот почему мы никак не мо­жем согласиться с утверждением Я. А. Понома­рева, будто взаимодействие двух субъектов не­избежно приводит к тому, что «один по отно­шению к другому выступает в качестве объек-

того, что практика непременно включает в себя и мо­мент преобразования объектов, и момент материально­го взаимодействия субъектов, что она двустороння и что ее выделение в человеческой деятельности про­исходит в иной плоскости, чем дифференциация дея­тельности по видовому признаку.

та» '. В том-то и дело, что общение является таковым лишь до тех пор, пока субъект сохра­няет свою субъективность во взаимоотношени­ях с другим субъектом, а этот последний ори­ентируется на своего партнера именно как на партнера по совместной деятельности, то есть как на субъекта же, а не как на объект. Только увидев это принципиальное различие двух ори­ентации активности субъекта, равно необходи­мых в системе субъектно-объектных отношений, можно раскрыть особенности общения как спе­цифического вида человеческой деятельности, отличающегося от различного рода операций, производимых субъектом с объектами.

И еще одну важную закономерность межсубъ­ектного взаимодействия помогает увидеть наша схема — то, что оно оказывается условием и своего рода фундаментом предметной деятель­ности во всех ее формах, видах и типах. Речь идет не о том, чтобы признать общение основ­ным смыслом и целью деятельности людей — в одних случаях решающей является ее обращен­ность на объект, в других — взаимодействие субъектов, но последнее всегда выступает в ка­честве специфического аспекта или вида дея­тельности. В этой плоскости решается, как нам кажется, и спор о том, можно ли считать обще­ние конкретным видом человеческой деятельно­сти, существующим наряду с другими ее вида­ми — преобразовательной, познавательной, цен-ностно-ориентационной, или же его следует счи-

1 Пономарев Я А. Психика и интуиция. М., 1967, с. 178. Столь же неверно представление, будто в меж­личностном общении каждый партнер выступает «од­новременно и как объект, и как субъект» (Пары-гин Б, Д. Основы социально-психологической теории, с. 226).                                                             „j,

тать типом деятельности, противостоящим пред­метной деятельности в целом, как другому ее типу (так ставит вопрос М. В. Демин), или же аспектом деятельности, неотделимым от другого ее аспекта — предметного. По-видимому, ответ на этот вопрос не может быть однозначным — общение бывает и аспектом, и типом, и видом деятельности, в зависимости от характера дея­тельности и от угла зрения на нее теоретика: одно дело, например, общение в трудовом про­цессе, другое — в дружеской беседе, третье — в научном диспуте. Постоянной же остается са­ма деятельностная природа человеческого обще­ния, проявляющаяся в направленности дейст­вий субъекта на другого субъекта.

Заключая это г этап анализа, уточним пред­ложенную нами схему общения в системе дея­тельности, поскольку выделение в ней двух субъектов есть чистая условность, лежащая в русле известного нам по философской традиции дуэта «Я — Ты». Если же захотеть построить более близкую реальности модель, то она при­няла бы такой вид1:

1 Здесь использовав язык теории графов (см., на­пример: Паниотто В. И. Структура межличностных

Теперь нам предстоит рассмотреть связь об­щения с другой важнейшей категорией истори­ческого материализма — с общественными отно­шениями.

3. Общение и общественные отношения

В «Немецкой идеологии», как мы помним, было показано, что в процессе производства людям «необходимо было вступать во взаимо­отношения друг с другом», и это-то их практи­ческое общение «создало — и повседневно вос­создает — существующие отношения» '. Иными словами, общественные отношения — и экономи­ческие, и политические, правовые и т. п. (по Ленину, материальные и идеологические) — складываются в процессе практического обще­ния людей, но сразу же приобретают независи­мое от сознания индивидов существование. Эту диалектику подчеркивал и В. И. Ленин, говоря, что люди «вступают в общение» в процессе сов­местной практической деятельности, что «при этом складываются» определенные обществен­ные отношения2, однако сами люди не сознают того, каковы эти отношения, и попадают в пря­мую зависимость от характера данных отноше­ний.

Таким образом, если брать за точку отсчета биографию индивида, то вся его деятельность,

отношений. Методика и математические методы ис­следования. Киев, 1975, с. 22—28), поскольку он дела­ет предельно наглядной структуру рассматриваемых нами отношений.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т., т. 2, с. 411.

2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 343,

1ЯЧ

включая и его общение с другими индивидами, оказывается обусловленной существующим ти­пом общественных отношений; но если такой точкой отсчета в теоретическом анализе обще­ственной жизни является коллективная прак­тика, то складывающаяся в ней «форма» обще­ния, которая «обусловливается производством» \ порождает определенные общественные отноше­ния между действующими людьми. Таким об­разом, между общением и общественными отно­шениями существует взаимодействие, но оно описывается не в понятиях «форма» и «содер­жание» или «персонификация», а скорее в по­нятиях «процесса» и «продукта»: общение есть реальная деятельность, разворачивающаяся про­цессуально, а общественные отношения — тип связи ее участников, который становится струк­турой общества и, формируясь в процессе прак­тического общения людей, его же и обуслов­ливает.

Отсюда проистекает и другой аспект диалек­тической взаимосвязи общения и общественных отношений — осознанная целенаправленность общения (как формы деятельности субъектов) и неосознаваемая, спонтанная и обретающая стихийную власть над субъектами сила общест­венных отношений. Ее носитель — экономичес­кий и политический строй общества, который отчуждается от конкретных индивидов и возвы­шается над ними независимо от того, каким социальным субъектам он враждебен, а к каким благорасположен, ибо он есть свойство «сово­купного субъекта» — человеческого общества.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т., т. 2, с. 15. .....

Однако изменения общественных отношений дроисходят в результате изменений материаль­ного производства, стороной которого является общение участвующих в нем людей.

Третий аспект диалектики общения и общест­венных отношений схватывается связью поня­тий «непосредственные» и «опосредованные» или «прямые» и «косвенные» '. К общению как моменту деятельности относится в полной мере то, что К. Маркс сказал о ней в целом: «Обще­ственная деятельность и общественное пользо­вание существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственно коллективного пользования, хо­тя коллективная деятельность и коллективное пользование, т. е. такая деятельность и такое пользование, которые проявляются и утвержда­ют себя непосредственно в действительном об­щении с другими людьми, окажутся налицо всю­ду, где вышеуказанное непосредственное выра­жение общественности обосновано в самом содержании этой деятельности или этого пользо­вания и соответствует его природе» 2. Поэтому даже в тех случаях, когда индивид занимается деятельностью в одиночестве, вне «непосредст­венного общения с другими», он объективно все равно «занят общественной деятельностью», то есть такой, которая опосредована общественны­ми отношениями.

Если под общением иметь в виду межличност­ные отношения, то они непосредственные, пря­мые, контактные, а общественные отношения —

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т., т 2 С 411; соч., т. 42, с. 119.

2 Там же, т. 42, с. 118. ■                 -        «г i ■ .

это отношения опосредованные, косвенные, вне-и сверхличностные; общение же, рассмотренное в этой плоскости, есть и способ превращения опосредованных связей в непосредственные, и механизм перевода непосредственных взаимо­действий между людьми в отчуждаемую от них и обретающую самостоятельное бытие социаль­ную реальность.

Зависимость характера общения людей от об­щественных отношений сказывается и в каче-ственнол1, и в количественном отношениях. В качественном — поскольку характер общения людей непосредственно зависит от их бытия и сознания, от их реального образа жизни и ду­ховных устремлений, то есть в конечном счете от тех конкретных потребностей в общении, которые свойственны данному социуму. Так, сам способ производства в капиталистическом обществе, равно как и буржуазно-демократиче­ский тип его политического устройства, нужда­ются в иных формах общения людей, чем феодальное производство и монархическая госу­дарственность. Столь же очевидно, что матери­альный базис и политически-юридическая над­стройка социализма заключают в себе потреб­ность в ином характере общения людей, чем те, которые были порождены капитализмом и фео­дализмом. Что же касается количественной стороны дела, то она выражается в постепенном расширении сферы общения каждого индивида и каждой социальной группы: в первобытнооб­щинном строе общение ограничено непосредст­венным контактом членов общины и смежных территориально родоплеменных коллективов, затем границы общения прогрессивно расширя­ются в каждой новой обгцественно-экономиче-

ской формации', однако во всех классово анта­гонистических системах оно остается ограничен­ным тем, что эксплуатируемый является для эк­сплуататора не равноправным субъектом, а объ­ектом, используемым так или иначе в своеко­рыстных целях. «Существование господствующе­го класса с каждым днем становится все боль­шим препятствием развитию производительной силы промышленности и точно так же — раз­витию науки, искусства, а в особенности куль­турных форм общения»,— писал Ф. Энгельс2. В социалистическом обществе, напротив, ко­ренной потребностью становится стремление обеспечить всеобщее общение людей и социаль­ных групп, трудящихся классов, наций, рас на основе принципа всеобщего равенства и брат­ства, то есть формирование отношения каждой личности ко всем другим и каждой группы ко всем другим как к равным ей субъектам единого социального действия. Социализм ломает и те рамки, которые ограничивали масштабы обще­ния в прошлых социальных системах неравен­ством полов и резкой дифференциацией воз­растных групп. Превращение женщины из слу­жанки, рабыни, рожающей машины, наложницы и домашней работницы в полноправного уча­стника единой социальной деятельности обес­печивает развитие полноценного общения меж­ду полами, а уважительное отношение взрослых к детству и к юности разрушает те дискримина­ционные преграды, которые стояли прежде на

1 К. Маркс и Ф. Энгельс специально отмечали это, говоря, например, о том, что только в XIX в. появля­ется «всемирная литература» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 428).

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, С. 216.

пути общения поколений, и делает проблему «отцов и детей» проблемой специфической фор­мы общения, а не подавления одними воли и свободы других. В конечном счете перспектива коммунистического общества вырисовывается как предоставление общению людей небывалых и немыслимых во всей предыдущей истории воз­можностей.

Социальная детерминация человеческого об­щения не означает, что его формы изобретаются каждый раз заново; они передаются из поколе­ния в поколение с помощью механизма куль­турной традиции как способа «социального на­следования». То богатство культуры, которое каждый индивид застает, входя в социальную жизнь, и которое он «присваивает» в большем или меньшем объеме, включает в себя и куль­туру общения, то есть те конкретные формы, в которых в данную эпоху, в данной этнической и социальной среде осуществляется общение людей. Вообще говоря, в той мере, в какой куль­тура конкретна, то есть многогранно обусловле­на особенностями культурного субъекта — исто­рическими, этническими, социально-демографи­ческими, она, в свою очередь, обусловливает свое­образие форм общения по этим же параметрам.

Понятно, что историк культуры, с одной сто­роны, этнограф — с другой, демограф — с треть­ей, стремятся выявить и описать особенности общения, характерные для изучаемого типа культуры. Особенности эти начинаются с язы­ка — основного средства общения людей, охва­тывают различные паралингвистические сред­ства — жесты, мимику, интонации, а также все другие орудия и способы общения — обряды, ри­туалы, традиции, управляющие взаимоотноше-

ниями старших и младших, мужчин и женщин, верующих и церковнослужителей, дипломатиче­ских представителей и лидеров политических партий, членов различных социальных (фор­мальных и неформальных) объединений. Специ­фические для каждой группы формы общения служат ее консолидации и одновременно отго­раживают ее от других групп, то есть утверж­дают ее внутреннюю целостность, сплоченность и ее своеобразие, уникальность. Но это делает серьезной проблемой общение между различны­ми группами, социумами, культурами, которое требует либо владения представителями одной из них языками и формами общения, свойствен­ными другой, либо использования переводчиков, толмачей, гидов, либо выработки некоего меж­группового языка (типа эсперанто), интерна­ционального кода жестов, художественных образов, символов и т. п. Особенно сложной проб­лема эта оказывается в тех случаях, когда куль­тура партнера еще неизвестна и надо разгады­вать свойственные ей коды (скажем, вновь от­крытой народности в Южной Америке, или рас­копанной археологами неизвестной погибшей цивилизации, или предполагаемому населению какой-то планеты, с которым землянам пред­стоит установить контакт).

Выяснение связи общения и общественных отношений позволяет рассмотреть и диалекти­ку общения и коммуникации.

4. Общение и коммуникация

В нашей книге «Человеческая деятельность», да и в работах многих других авторов понятия «общение» и «коммуникация» (или «коммуни-

кативная деятельность») употребляются как си­нонимы. В «Философской энциклопедии» общее значение понятия «коммуникация» кратко оп­ределяется так: «Общение. Ср. коммуникатив­ная функция языка, т. е. функция общения, об­мена мыслями» '.

В немецком «Философском словаре», выдер­жавшем в ГДР более десяти изданий, понятия Verkehr, обозначающего общение, нет вообще, несмотря на то что оно было введено, как мы видели, в философский оборот К. Марксом и Ф. Энгельсом, а понятие «коммуникация» оп­ределяется через три синонима: «соединение, взаимосвязь, общение». При этом разъясняется, что речь идет об «обмене сообщениями у лю­дей», для которого они должны иметь общие знаковые средства и которое диктуется потреб­ностями коллективного производства и всех дру­гих областей их совместной жизни. Далее отме­чается, что «кибернетика и теория информации существенно расширили представленне об ин­формационном обмене. Оно уже не ограничива­ется связью между людьми и осуществляемым ими обменом сообщений. В самом общем смыс­ле под коммуникацией здесь понимается скорее любой обмен информацией между динамически­ми системами или подсистемами этих систем, которые способны принимать информацию, хра­нить ее, преобразовывать и т. д. Система, посы­лающая информацию (идет ли речь о людях, организмах, машинах и т. п.), именуется отпра­вителем, а принимающая ее соответственно именуется получателем». Что же касается дру­гого смысла термина «коммуникация», то пра-

Философская энциклопедия. М., 1964, т. 3, с. 21.

вомерность его признается здесь только для экзистенциалистской философии К. Ясперса, и приводится предложенное им определение: «Коммуникация — это жизнь с другими, осуще­ствляющаяся реально многообразными способа­ми...» '

Как видим, растворение общения в коммуни­кации проведено здесь весьма последовательно; обращение к теории информации подтвердило, что коммуникация вообще не ограничивается связью человека с человеком, для общения же как межсубъектной связи места не осталось. Неудивительно, что понятие «общение» стали распространять и на коммуникативную связь человека с машиной2.

И все же нетождественность значения поня­тий «коммуникация» и «общение» ощущалась многими исследователями — философами и пси­хологами (Е. Д. Жарковым, М. С. Глазманом, В. С. Соковниным, Т. Каракеевым, X. И. Лий-метсом, К. К. Платоновым, В. Е. Семеновым, А. К. Уледовым и др.), хотя необходимость их различения аргументировалась весьма разпоре-чиво и в разных плоскостях. В действительности же мы сталкиваемся здесь с сущностными и разносторонними различиями двух форм связи человека с человеком, общества с обществом, культуры с культурой.

В двух главных отношениях различаются об­щение и коммуникация. Первое состоит в том, что общение имеет и практический, материаль­ный, и духовный, информационный, и практи-

1 Philosophisches Worterbuch. 11 Aufl. Leipzig, 1975, Bd 1, S. 640.

2 См., например: Попов Э. В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М., 1982.        , .    u

чески-духовный характер, тогда как коммуни­кация (если не иметь в виду другого значения этого термина, когда он употребляется во мно­жественном числе и обозначает пути сообщения, средства связи) является чисто информацион­ным процессом — передачей тех или иных со­общений.

Второе отношение, в котором различаются общение и коммуникация,— характер самой связи вступающих во взаимодействие систем. Поскольку в системе субъектно-объектных от­ношений человек может выступать и в функции субъекта деятельности, и в функции ее объек­та — предмета преобразования, познания или оценки, постольку и возможны, и необходимы для полноты осуществления деятельности две ситуации. Так, на операционном столе пациент является для хирурга объектом, в принципе равным любому другому оперируемому объек­ту — животному или растению; вместе с тем в процессе обследования, изучения пациент тоже является объектом — на сей раз объектом по­знания, и тут разница между познавательной деятельностью хирурга и исследованиями био­лога или ботаника опять-таки несущественна. Общение врача и пациента часто вообще не воз­никает либо происходит на периферии меди­цинской деятельности — в ситуациях, в кото­рых врач видит в больном не просто пациента, а личность, страдающую и мыслящую, такого же субъекта, каким является он сам, и вступа­ет с ним соответственно в отношения общения.

Такова же позиция исследователя-психолога или социолога, педагога или военачальника: в каждую из этих форм деятельности отношение к другому как к субъекту — то есть элементы

общения — вплетается в большей или в мень­шей степени (скажем, в отношении офицера и солдата в меньшей степени, чем в отношении мастера и рабочего, а сюда — в меньшей степе­ни, чем в отношения профессора и студента; вместе с тем в системе «офицер — солдат» соот­ношение моментов субъект-объектного воздей­ствия, то есть управления, и субъект-субъект­ного взаимодействия, то есть общения, иное в условиях боя и в условиях подготовки к бою или празднования победы после боя), однако во всех этих случаях общение запредельно данной деятельности и способно лишь вклиниваться в нее или в каких-то ситуациях сопровождать ее. Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (зна­ния, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т. п.), кото­рую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усво­ить и в соответствии с этим поступать. Получа­тель информации и является в подобных случа­ях объектом, ибо отправитель на него смотрит как на пассивный (не в энергетическом смысле, а в смысле чисто информационном) приемник, хорошо настроенный, точно и надежно работа­ющий. Потому-то в принципе безразлично, яв­ляется ли таким приемником человек, животное или техническое устройство, и там, где можно заменить первого последним, это и делается (скажем, в автоматически действующих косми­ческих лабораториях или саморегулирующихся технических системах). В данной ситуации ак­тивность приемника либо направлена на повы-

шение «коэффициента полезного действия» самого способа усвоения информации, либо ока­зывается «шумом», то есть искажением переда­ваемого сообщения (оттого в наиболее ответст­венных случаях — скажем, армейских •— получа­тель должен повторить полученное указание, распоряжение или сведения, в обычных же ус­ловиях проверкой того, сколь точно и полно по­лучатель усвоил переданную ему информацию, является экзамен).

Радикально иное положение возникает тогда, когда отправитель информации видит в ее по­лучателе субъекта, а не объект, ибо в этом слу­чае он исходит из того, что данная информация адресуется такой системе, которая индивидуаль­но своеобразна, активна в соответствии со сво­ей уникальной природой и соответственно долж­на переработать получаемую информацию, ста­новясь партнером ее отправителя в их общем деле — совместной выработке результирующей информации. Иначе говоря, в общении нет от­правителя и получателя сообщений — есть со­беседники, соучастники общего дела.

В коммуникации мы имеем дело с процессом однонаправленным, информация течет только в одну сторону, и — по законам, установленным теорией коммуникации,— количество информа­ции уменьшается в ходе ее движения от отпра­вителя к получателю. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны и потому информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расши­ряется в процессе ее циркуляции. Структура первого типа информационной активности, сле­довательно, асимметрична:

отправитель—^-послание—^-получатель;

а структура второго типа активное!» г- симмет­рична:

средства

партнер -*------------------*■ партнер.

общения

Симметричность межсубъектного взаимодей­ствия С. Л. Рубинштейн обосновал следующим образом: «Во взаимоотношении субъектов нет никакой принципиальной привилегии у моего частного «я». Поэтому отношения между раз­личными частными «я» обратимы. Теоретически не существует никакого преимущества для вот этого, данного «я». Мое отношение к другому предполагает и отношение другого ко мне: «я» такой же другой для того, которого я сперва обозначил как другого, и он такой же «я» (ис­ходная точка системы координат), как «я»1. А вот как Л. Н. Толстой выразил эту мысль: «...если хоть не сознаешь, но живо воображаешь другое «я» как свое, то сознаешь и то, что вся­кое другое «я», самое коренное «я» есть не толь­ко такое же как мое, но оно одно и то же» 2.

Речь идет при этом не только о тех случаях, когда общение является контактом друзей. Оно может быть и спором идейных противников, но при том непременном условии, что целью спора является не обмен информацией и не подчине­ние одного оппонента другому, а совместный поиск некоей общей позиции, отчего столкно­вение и борьба мнений становится диалогом, а его участники — партнерами. Вот достаточно характерный пример — определение М. С. Гор-

1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии, с. 336.

2 Толстой Л. В. Дневники и записные книжки 1910 года. М., 1935, с. 5.

бачевым при его встрече с М. Тэтчер цели и ха­рактера их переговоров: «Встречи лицом к ли­цу — лучший способ поиска точек соприкосно­вения, сближения позиций по конкретным де­лам. Тут необходимо умение не только говорить, но и слушать. Не только слушать, но и пони­мать друг друга, совместно искать решения сложнейших интегралов современного мира. Именно в таком ключе мы хотим строить наш политический диалог с Великобританией». И в другом месте той же речи: «Общеевропейский процесс — это своеобразный университет поли­тического диалога. Он преподал нам не один урок трудной науки взаимопонимания, учит видеть в противоположной стороне не врага, а партнера. Принятый в Стокгольме документ — свидетельство хорошего усвоения этого урока» '.

В диалоге каждое сообщение (послание) рас­считано на его интерпретацию собеседником и возвращение в таком преломленном, обогащен­ном, интерпретированном виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т. д. Вот почему мы обозначаем общение в наших схемах не двумя разнонаправленными стрелка­ми *±:, фиксирующими обычно прямую и обрат-ную связь как различные и самостоятельные процессы, а одной двунаправленной стрелкой <—> , показывающей, что речь идет здесь о едином и нерасчлененном процессе циркуляции информации, а не двухактном обмене информа­цией.

Общение никак не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену со­общениями (или информацией), как оно очень

Правда, 1987, 31 марта.

часто определяется в нашей философской и пси­хологической литературе '. Общение — это про­цесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень этой общности). Не­убедительной поэтому представляется попытка И. А. Джидарьян защитить определение обще­ния как «обмена», ссылаясь на К. Маркса и приравнивая содержание понятий «обмен» и «диалог» 2, ибо первое как раз не предполагает того возрастания информации, которое специ­фично для общения и отличает подлинный диа­лог от обмена мнениями. Когда же молодой К. Маркс писал: «...ты сможешь любовь обме­нивать только на любовь, доверие только на до­верие» 3, он употреблял понятие «обменивать» в явно метафорическом смысле. Нередко ссыла­ются на суждение Б. Шоу: «Если у вас есть яб­локо и у меня есть яблоко и если мы обменива­емся этими яблоками, то и у вас и у меня оста­ется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Однако, приведя это, несомненно остроумное, рассуждение, М. Г. Ярошевский справедливо заметил: «Когда бы преимущества научного об­щения исчерпывались такого типа обменом и

1 См.: Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967, с. 140, 141; Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. с. 209; Андреева Г. М. Соци­альная психология, с. 98; Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974, с. 8—9; он же. Общение как объект психологического исследования.— В кн.: Мето­дологические проблемы социальной психологии, с. 107.

2 Джидарьян И. А. Психология и развитие лично­сти. М., 1981, с. 142—143.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 150—151.

накоплением идей, говорить о его творческой сущности было бы бессмысленно. Истинный про­гресс состоит в том, что в головах исследовате­лей, прошедших школу общения, столкновение наличных идей порождает принципиально но­вые продукты. Перед нами феномен творческого синтеза» '.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.