Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом) 10 страница



Что же касается самих этих мифологически-религиозных представлений, то они были не

1 См., помимо известных трудов по структуре ми­фа, новое исследование: Лукьянов А. Е. Человек п «очеловеченный» мир в древнекитайской философии.— В кн.: Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986.

18S

просто особой формой извращенного знания и не только особой формой ценностно-идеологиче­ского сознания, но организатором особого типа квазиобщения — общения с мифологическими персонажами. Оно играло, несомненно, важную социально-организующую роль: интимный кон­такт с «высшим», всемогущим существом, на­дежда на его дружескую помощь укрепляли ве­ру в успех собственных действий человека и сплачивали всех единоверцев, объединявшихся общением с общим для всех божественным Дру­гом. Таким образом, реальная социально-исто­рическая значимость мифологического сознания и религиозных действий были глубоко противо­речивыми — негативными и позитивными в од­но и то же время: они ослабляли человека и ук­репляли его, они его опустошали и наполняли, они отчуждали его сущностные силы и возвра­щали их ему в формах развитой общительности, альтруистичности, любви и дружеского распо­ложения к другому. (Случайно ли в нашем язы­ке слова «друг» и «другой» одного корня? В этой же лексической семье находятся «дружина», «задруга» ..)

Разные религии по-разному пытались реали­зовать (естественно, в иллюзорной форме) эту человеческую потребность в общении, в установ­лении дружеских связей, интимной близости, диалогического контакта с неким идеальным существом. В одном случае данная потребность удовлетворялась с помощью психического само­углубления, медитации, в чистой форме ауто-коммуникации, точнее, самообщения; во втором случае — благодаря подстановке зримого облика божественного Собеседника, воплощенного сред­ствами скульптуры или живописи; в третьем —

с помощью включения в культовый диалог по­средника — священнослужителя, к которому ц обращается исповедальное признание и кото­рый отвечает на него не как реальное лицо, а как представитель высшего Друга... Однако не­изменным во всех случаях оставалось соедине­ние двух структурных составляющих данного диалога — момента исповеди и момента ответа на нее, реального или воображаемого.

Один из важнейших содержательных аспек­тов различия между общением и коммуникаци­ей состоит в том, что последняя в принципе безразлична к системе социальных отношений, тогда как первое непосредственно от нее зависит и развивается в диалектически-противоречивом взаимодействии с развитием социальных струк­тур, общественного сознания, культуры. Родив­шиеся в ходе истории социалистические идеалы, первоначально религиозно-утопические, затем светски-утопические, затем научно обоснован­ные, имели всегда в сердцевине своей представ­ление об общении всех людей как равноправ­ных существ, любящих друг друга, стремящих­ся друг к другу, связывающихся друг с другом отношениями товарищества, дружбы, братства, всесторонней взаимопомощи. Осуществить эти идеалы призван коммунистический обществен­ный строй, высокой целью которого является формирование отношения человека к человеку как к другу, товарищу и брату. Только в этих условиях человечество в целом сумеет осознать себя субъектом, ибо оно обретет способность практически действовать как единый субъект — и в процессе преобразования природы, и в воз­можном общении с другими популяциями Все­ленной.

-190

Социальная потребность, которая исторически обеспечила превращение биологического «пред-общения» в человеческое общение, сохраняется на протяжении всей истории человеческою об щества и будет существовать до тех пор, пока оно существует как организация существ и групп, наделенных свободой действия и инди­видуальным разнообразием сознания, целей, форм поведения, ибо без взаимодействия этих субъектов социального действия именно как субъектов невозможна их совместная жизнь и развитие общественного организма. Не случай­но на всех этапах истории человечества и во всех без исключения социальных системах пер­вой задачей, которую общество должпо было решать по отношению к каждому представите­лю своего очередного пополнения, было разви­тие в нем личностной потребности в общении с себе подобными и овладение средствами обще­ния, наиболее эффективными для данного типа культуры. Потому-то характер общения людей постоянно менялся вместе с изменением само­го общества, господствовавшей в нем системы социальных отношений, а затем и своеобразия его культуры.

Таким образом, сколь бы ни была значитель­ной роль биологических корней человеческого общения, по своей сущности, генезису и разви­тию оно есть явление социокультурное. В этом убеждает не только филогенетический, но и он­тогенетический аспект его изучения.

3. Онтогенез общения

От рождения, генетически ребенок не обла­дает никакими качествами субъекта, в том чис-

ле и человеческой общительностью. Они фор­мируются прижизненно, начиная с первых ме­сяцев его жизни 1. В этом отношепии представ­ляет интерес сравнение онтогенеза у человека и у животного.

Характеризуя коммуникативные устремления у шимпанзе — «необычайное влечение шимпан­зе к общению» (оставление в одиночестве вызы­вает его отчаяние) и называя его даже '<соци­альным инстинктом», Н. Н. Ладыгина-Коте от­мечает вместе с тем «неустойчивость, непосто­янство обезьяны в выборе партнера». С одной стороны, «ничто так не огорчает обоих детей (и ребенка и обезьяну.— М. К.), как оставле­ние в одиночестве; ничто так не радует, как со­общество!»; с другой же стороны, «дитя шим­панзе стремится к общению с близкими, делит... с окружающими его главным образом в том слу­чае, когда боится, злобится, огорчается, когда ждет от них помощи, но когда шимпанзе ожив­лен, радостен, он как бы совершенно забывает о своих близких и даже предпочитает общение с чужими». Особенно значимо такое заключение ученого: «Я никогда не могла обнаружить у Иони (имя шимпанзе.— М. К.) тенденции к тому, чтобы поступиться своими эгоистически­ми интересами, поделиться с милым ему чело­веком хотя бы вкусной едой или пожертвовать ради него собственным благополучием». Между тем у ребенка уже в трехлетнем возрасте появ­ляются «задатки справедливости, права, мора-

1 См., например: Введено в А. В Потребность в об­щении.— Советская педагогика, 1967, № 9; Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

дЛ, альтруизма» '. Это объясняется способно­стью ребенка вбирать в себя, впитывать, усваи-вать и осваивать передаваемый ему старшими с0циокультурный опыт — способностью, начисто отсутствующей даже у высших животных.

Социокультурный опыт человека выступает прежде всего и раньше всего в форме общения младенца с матерью — именно общения, то есть бескорыстно-духовного контакта, а не физиоло­гической связи: ребенок оказывает предпочте-нце отнюдь не тем, кто только кормит его, а ■тем, кто выказывает свою любовь к нему и всту­пает с ним в духовный контакт — хотя бы в форме улыбки, выражающей душевное располо­жение, любовь2. А это вызывает ответную ре­акцию ребенка, пробуждая в нем потребность в общении со взрослым, а не только в его ис­пользовании как источника питания.

Советский психолог Д. Б. Эльконин так фор­мулировал эту особенность развития ребенка: «Уже очень рано, на втором месяце жизни, воз­никает специфически человеческая, социальная по своей природе потребность — потребность во взрослом человеке, в общении с ухаживающи­ми за ребенком взрослыми. Первоначальной формой этой потребности является «реакция оживления», возникающая при виде взрослого и при его общении с ребенком»3. Этот вывод

1 См.: Ладыгина-Кот с Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека, с. 135, 152—153, 457, 331, 474—476.

1 См. об этом: Божович Л. И. Личность и ее фор­мирование в детском возрасте. М., 1968, с. 204.

3 Эльконин Д. Б. Некоторые итоги изучения психи­ческого развития детей дошкольного возраста.— В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1960, т. 2, с. 17; см. также: Добрынин Н Ф, Bapdvan A. M, Лавро­ва Н. В. Возрастная психология. М., 1965, с. 21—22.

получил в последние годы разнообразную и убе­дительную экспериментальную проверку.

Обобщая результаты широких психологиче­ских исследований процесса формирования по­требности и способности ребенка к общению М. И. Лисина выделила: три категории мотивов его общения — деловые, познавательные, лич­ностные; три категории средств общения — экс­прессивно-мимические, преобразованные локо-моции (движение) и предметные действия, ре­чевые высказывания; а также четыре основные формы общения — непосредственно-эмоциональ­ное общение со взрослым (первые полгода жиз­ни), деловое общение, выражающее стремление ребенка к практическому сотрудничеству со взрослым в конкретных ситуациях, форма обще­ния, связанная с овладением речью и развора­чивающаяся на основе познавательных мотивов (период «почему»), форма общения, связанная с преобладанием личностных мотивов, то есть потребностью в оценивании другого и самого себя. При этом исследовательница подчеркнула, что «процессы общения у ребенка суть не реак­ции, «стимулируемые» и «подкрепляемые» окружающими, а активные действия...». Возник­новение общения в онтогенезе является «пере­ходом от реактивности к активности, от реак­ций — к актам деятельности» 1. Вполне законо­мерно с этой точки зрения, что нарушение по­требности и способности ребенка к общению медицина рассматривает как патологическое яв-

1 См.: Развитие общения у дошкольников. М., 19/4, с. 12, 277—282; см. также: Лисина М. И Генезис форм общения у детей.— В кн.: Принцип развития в пси­хологии. М., 1978; ее же. Проблемы онтогенеза обще­ния, гл. II.

ден, именуемое «аутизмом», и ищет способы дечения этой болезни'.

Общение не только формируется как осознан­ная деятельность ребенка, но в первые полгода его жизни оно приобретает «статус ведущей дея­тельности», «позволяет ему накапливать новые знания и умения и постепенно подготавливает его переход к новому виду ведущей деятельно­сти, более высокой по своему уровню. Появле­ние же новой ведущей деятельности неизбежно влечет за собой перестройку предыдущей формы общения с окружающими людьми...» 2

Большой интерес представляют в этой связи специальные экспериментальные исследования влияния общения с взрослыми на развитие речи ребенка. Установлено, что «первичное эмоцио­нальное общение ребенка со взрослыми» явля­ется «первоисточником развития речи» 3.

Во всяком случае, субъектом ребенок стано­вится, по заключению Л. И. Божович, на втором году жизни, в это время начинается осознание себя как субъекта, как самостоятельного «Я». «Центральным новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «система я» и рождаемая этим новообразованием потреб­ность действовать самому». В трехлетнем возра­сте окончательно оформляется «выделение ре­бенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать

1 См.: Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981, с. 8—9.

2 Лисина М. И. О механизмах смены ведущей дея-тельпости у детей в первые семь лет жизни.— Вопро­сы психологии, 1978, № 5, с. 73—74, 77.

3 Каверина Е. К. О развитии речи у детей первых Двух лет жизни. М., 1950, с. 12, 19; ср.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974.

7*                                  лак

jUy

и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «я» и требует возможности цр0, являть свою активность («Я сам!»)». Позднее в семилетнем возрасте, у ребенка «возникает сознание себя как существа социального и свое­го места в системе доступных ему общественных отношений» '. Соответственно развивается и об­щение, становясь все более сложным, богатым по формам, духовно наполненным, и не только межличностным, но и групповым.

Данные онтогенеза убедительно подтвержда­ют выводы, полученные в исследовании фило­генеза, и в понимании связи происхождения нравственного сознания с формированием по­требности ребенка в общении. Не нужно дока­зывать, что человек не рождается с нравствен­ными побуждениями и принципами — они не имеют физиологического субстрата и не пере­даются генетически. От рождения ребенку свой­ственны некоторые особенности типа нервной системы, структуры мозга, темперамента, даже зачатки эгоистической или альтруистической установки поведения, но, например, мягкость или жесткость, эмоциональность или сухость, робость или агрессивность — не нравственные качества, а характерологические признаки, ко­торые могут облегчить или затруднить форми­рование определенной моральной позиции лич­ности, и сами по себе внеморалъны. Нравствен­ные чувства и нравственное сознание воспиты­ваются, то есть впитываются, ребенком в процессе общения со взрослыми, и прежде всего с матерью, как эмоционально-мотивируемая, а за­тем и осознаваемая поведенческая позиция. На-

1 Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе.— Вопросы психологии, 1979, № 4, с. 31—33.

звание известной детской книжки В. Маяков-ского «Что такое хорошо и что такое плохо?» jjoMtHO считать формулой нравственного воспи­тания с первых лет жизни ребенка, с момента пробуждения его сознания и способности сво­бодного выбора поступка, иначе говоря, с на­чальных этапов процесса превращения малень­кого живого существа в субъекта деятельности, который, как истинный субъект, должен знать, почему он избирает тот или иной поступок, ис­пытывает эмоциональное влечение к определен­ному типу поведения и отвращение к другому. Если в первобытном обществе — в детстве че­ловечества — нравственные отношения склады­вались стихийно в коллективной практике и за­креплялись в обрядах, в мифах, в художествен­но-образных моделях желаемого и отвергаемого поведения, то в детстве индивида, еще не спо­собного к труду, но вступающего в общение с взрослыми, которые уже обладают определен­ной моралью и стремятся передать ее своим де-[тям, нравственное сознание усваивается в ходе [приобщения детей к ценностям взрослых. Имен­но приобщения как результата общения, а не [путем получения некоего знания с помощью [коммуникации и не благодаря подчинению не-[ким указаниям в системе управления. Ибо нрав­ственное сознание — форма ценностного созна-[ния, а ценности передаются только в процессе Хрбщения, благодаря искреннему, откровенному, [правдивому, исповедальному самораскрытию |того, кто обладает ценностями, тому, у кого они еще не сформировались и кто может их впитать в себя, если он любит и ценит старшего друга. Резюмируем: общение есть первый вид дея­тельности, которым овладевает человек в онто-

генезе, и уже одно это достаточно рельефно по­казывает значение общения в человеческой жиз­ни как условия успешного осуществления всех других видов деятельности. Нельзя не согла­ситься поэтому с выводом А. Н. Леонтьева: «Об­щение в своей исходной внешней форме, в фор­ме совместной деятельности или в форме обще­ния речевого или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое усло­вие развития человека в обществе» Ч

В этой связи уместно привести и суждение исследователя творчества Ф. М. Достоевского В. Д. Днепрова. Свою мысль о том, что после со­вершенного преступления Раскольников сразу потерял «естественную способность к общению с людьми», он заключил психологически тонким наблюдением: «Мы обычно не замечаем этой способности, как пе замечаем, что дышим воз­духом. Но потерять ее так же ужасно, как по­терять возможность дышать» 2.

Действительно, силой художественного анали­за Ф. М. Достоевский доказал, что выпадение человека из сферы общения трагично, и прав был здесь он, а не автор экзистенциалистской формулы Ж. П. Сартр, заявивший: «Ад — это другие». Жизнь «с другими», «диалогическая жизнь», общение человека с человеком, может быть и адом, и раем, по сути же своей это един­ственная возможность человека стать и быть человеком.

1 Леонтьев А. II Проблемы развития психньп, с. 422; см. также: Психология формирования и разви­тия личности. М., 1981, раздел «Развитие личности в труде п общении».

2 Днепров В. Д. Идеи, страсти, поступки. Л., 1978, с. 83.

Глава VI         '

виды'и разновидности обЩ$ИВЯ

Поскольку общение предстает в философии как межсубъектное взаимодействие, много­образие его форм должно определяться всеми [возможными типами связи всех модификаций [субъекта. Это значит, что вместо чисто эмпири­ческого и произвольного выделения   тех или |иных форм общепия (например, П. М. Якобсон [выделяет «деловое», «Бездейственное», «эмоцио­нальное» общение1, а В. В. Богословский — 1 «непосредственное и опосредованное» общение, «кратковременное и длительное», «законченное I и незаконченное»2) необходимо осуществить системное исследование, которое выявило бы все существующие формы общения, необходи­мые и достаточные для полноты осуществления им его социокультурных функций.

Такую задачу поставил перед собой В. Н. Са-гатовекпй, выделив четыре типа общения (его «основные уровни»):

1 Якобсон П М Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973, с. 10—12.

2 Общая психология М, 1981, с. 115—116.

«1. Уровень манипулирования. Один субъект рассматривает другого как средство или поме­ху по отношению к проекту своей деятельно­сти, как объект особого рода («говорящее ору­дие»)...

2. Уровень «рефлексивной игры». Один субъ­ект в проекте своей деятельности учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не призна­ет за ним самоценности и стремится к «выиг­рышу», к реализации своего проекта и к блоки­рованию чужого...

3. Уровень правового общения. Субъекты признают право на существование проектов дея­тельности друг друга, пытаются согласовать их и вырабатывают обязательные для взаимодей­ствующих сторон нормы такого согласования. Вместо «выигрыша» и власти они стремятся теперь к справедливости, но детерминация это­го стремления может оставаться внешней...

4. Уровень нравственного общения. Это выс­ший уровень субъектяо-субъектных отношений, на котором субъекты внутренне принимают об­щий проект взаимной деятельности как резуль­тат добровольного согласования проектов дея­тельности друг друга» 1.

В этой, действительно системной и интерес­ной с точки зрения теории проектирования ти­пологии вычленены, однако, не типы самого общения, а динамический спектр форм перехо­да от управления человека человеком к их об­щению. Показательно, что относительно перво­го уровня автор сам отметил, что здесь «субъ-

1 Сагатовский В. Н Социальное проектирование (к основам теории).—В кн.: Прикладная этика и управ­ление нравственным воспитанием. Томск, 1980, с. 84— 86.

ектно-субъектные отношения вырождаются в субъектно-объектные» ', то есть не являются уясе отношениями общения, а второй и третий уровни оказываются, в сущности, пограничны­ми между управлением и общением. И лишь четвертый, названных! «высшим уровнем» субъ-ектно-субъектных отношений, и является об­щением как таковым, в точном и строгом смыс­ле этого слова. Следовательно, задача типологи­ческого анализа самого общения как межсубъ­ектного взаимодействия в его «чистом» виде остается и у В. Н. Сагатовского нерешенной.

Намечая пути ее решения, мы исходим из обоснованного выше представления о полимо­дальности субъекта. Поскольку в этой роли мо­гут выступать целостная личность, часть лич­ности, социальная группа, определенный соци­ум, человечество в целом, постольку и общение должно рассматриваться как взаимодействие всех этих типов субъекта. Поскольку, далее, наряду с подлинным, полноценным, реальным субъектом существуют и квазисубъект, и объ­ективированный субъект, и субъективирован­ный объект, постольку возможными оказывают­ся как диалоги реального субъекта со всеми этими производными формами субъективности, так и их собственные взаимодействия. Наконец, поскольку равенство субъектов в процессе об­щения относительно и, как правило, один из них завязывает диалог, призывая к этому дру­гого, правомерно ввести понятие «инициатора общения». Им может быть и реальный субъект во всех своих ипостасях — от личности до чело-

1 Сагатовский В. Н. Социальное проектирование (к основам теории).— В кн.: Прикладная этика и управ­ление нравственным воспитанием, с. 85.

вечества, и объективированный субъект — куль­тура, и квазисубъект. Только субъективирован­ный объект (ценность) неспособен быть ини­циатором общения по той простой причине, что ценность есть лишь отношение объекта к субъ­екту, а реальным носителем ценности является тот или иной объект; если же носителем цен­ности является субъект, то мы возвращаемся к одной из трех отмеченных выше ситуаций. Что касается субъектных статусов партнера, то их придется устанавливать применительно к каж­дому типу инициатора общения.

Начнем этот анализ с наиболее явного слу­чая — того, когда и инициатор общения, и его партнер являются реальными субъектами.

1. Общение реального субъекта с реальным партнером

Данный вид общения, кем бы ни были кон­кретно участвующие в нем субъекты, может выступать на трех уровнях — материально-практическом, практически-духовном и духов­но-информационном (теоретическом). Эти уров­ни мы выделяем, опираясь на произведенное К. Марксом различение двух способов духов­ного освоения человеком мира, которые отли­чаются не только от его практического освое­ния, но и друг от друга1. Нам уже приходи­лось интерпретировать эту мысль К. Маркса, анализируя сам текст «Экономических рукопи­сей 1857—1859 годов»2. Поэтому сейчас огра-

1 См.: Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 38.

2 См., например: Лекции по истории эстетики. Кн. 4. Л., 1980, с. 25—27.

w

I

ничимся замечанием, что для правильного по­нимания многих закономерностей социальной даизви п культуры обычного дихотомического деления человеческой деятельности на матери­альное и духовное производство или на практи­ку и теорию недостаточно, ибо принципиаль­ное значение здесь имеет и наличие третьего способа освоения мира — практически-духовно­го. В самом деле, К. Маркс различает плоды работы человеческого мышления, абстрагирую­щего общее от единичного ради познания зако­нов бы!ия, и плоды деятельности воображения, преобразующего реальность в идеальных ее мо­делях, которые сохраняют конкретность эмпи­рического бытпя, при всей возможной их фан­тастичности. К. Маркс потому и называет этот способ освоения мира «практически-духовным» и видит в нем оспову мифологии, религии и ис­кусства. Вместе с тем практически-духовное освоение не абстрагирует мысль от пережива­ний, рациональное отражение реальности от эмоционального к ней отношения; поэтому его содержание — и мифа, и религиозного осмысле­ния мира, и художественного его освоения — имеет и объективно-жизненную и субъективно-идейную стороны, и рациональную и эмоцио­нальную, и нравственную и эстетическую, то есть включает и гносеологическое и аксиологи­ческое, познавательное и ценностное измере­ния.

Поскольку на каждом пз этих трех уров­ней освоения человеком мира предметная дея­тельность неразрывно связана с общением действующих субъектов, мы и должны рас­сматривать его в этих трех специфических формах.      ,

Практическое общение людей в процессах коллективного труда, в воспроизводстве чело­веческого рода, в совместных военных действи­ях и революционных битвах игнорировалось философами-идеалистами, сводившими отноше­ния «Я» и «Ты» к их духовным контактам, а у философов-материалистов (например, у Л. Фей­ербаха) оно ограничивалось отношениями муж­чины и женщины по воспроизводству рода. Для марксизма же именно практическое общение представляет первостепенный интерес — и по­тому, что практика лежит в фундаменте всей общественной жизни, и потому, что именно из нее исторически вырастает духовное общение.

Материальное сотрудничество индивидов ста­новится общением, как мы могли убедиться то­гда и постольку, когда и поскольку каждый участник совместного практического действия ориентирует свое поведение на поведение парт­нера (или партнеров), добиваясь согласован­ности общих действий при свободном, инициа­тивном и своеобразном поведении каждого. Конечно, в реальных трудовых и военных про­цессах одни участники общего действия высту­пают в той или иной мере как исполнители, как управляемые чужой волей инструменты-объек­ты, а другие — как субъекты-руководители. Это значит, что общение переплетается здесь с от­ношениями управления-исполнения, что неуди­вительно, так как чистые явления в реальности встречаются крайне редко. Точно так же ду­ховное общение, например учителя с учеником, сплетается с коммуникацией, воспитание — с образованием, но это не должно мешать теоре­тическому анализу вычленять и исследовать «чистые» формы, ибо, не выявив их природу1

 понять и плоды их взаимодействия, скрещения, синтеза.

Духовное общение реальных личностей осу­ществляется в многообразных конкретных си­туациях, но наиболее «чистое» его проявле­ние — дружеский контакт, выражающий эмо­ционально-интеллектуальную связь личностей как суверенных субъектов, каждый из которых видит в другом полноправного, уникального и вместе с тем близкого, дополняющего его и по­тому необходимого ему субъекта. Установление контакта с таким партнером оказывается тем самым внутренней потребностью, высокой цен­ностью, формой утверждения социальности че­ловеческого бытия. Поскольку именно оно — духовное межличностное общение — изучено [наиболее глубоко и полно (ведь к нему ученые [обычно и сводили общение как таковое), мы (ограничимся этой его общей характеристикой, Iсделав лишь одно добавление: в отличие от ма­териального общения общение духовное может |быть не только контактным, но и дистащион-\ным, что существенно расширяет его пределы, ]а значит, и его роль в человеческой жизни и (культуре. Наиболее яркая форма дистанционно-1 го общения — переписка. Ее суть хорошо разъ­яснил Л. М. Б аткин, изучая переписку итальян­ских гуманистов: «Оценивая значение перепис­ки, гуманисты неизменно видели в ней человече-I скую связь, а не упражнение в латинской сти­листике. Гуарино Веронский напоминал по этому поводу популярный тогда стих Вергилия из «Энеиды»: «...обмениваться живыми голоса­ми». Переписка равносильна такому обмену, это «усладительная», хотя и «безгласная» бе­седа, это способ преодолеть враждебное рассто-

яние, смягчить тяжесть разлуки, ощутить себя рядом с дорогим другом, выразить волнение души, сохранить непрерывность отношения. Переписка «делает отсутствующего присутст­вующим, далекого — близким»,— цитирует Л. М. Баткип Гуарино. «Можно в переписке обмениваясь немыми речами, дать душам быть вместе»; «Будучи не в состоянии делать это лично, я побуждаю тебя к дружбе письмами», В переписке гуманистов, подчеркивает автор, ее содержание «в значительной мере состояло в осмыслении ее собственной сути. Мы нахо­дим порою страницы, на которых нет ничего, кроме высказываемого на все лады упоения об­щением» '.

Такой характер переписки объясняет, в ча­стности, ее широкое использование в искусстве как средства анализа межличностного общения, начиная с включения переписки героев в кан­ву романного повествования и кончая построе­нием романа или повести — от «Памелы» С. Ри­чардсона до «Бедных людей» Ф. М. Достоевско­го,— как обмена письмами их героев.

Переходя к рассмотрению практически-ду­ховной формы межличностного общения, выде­лим две ее разновидности — обряд и игру. Раз­личие между ними состоит прежде всего в том, что игроки представляют самих себя, а участ­ники обрядового действа исполняют определен­ные роли, то есть представляют некие обобщен­ные социальные типы — жениха, удачливого воина, руководителя государства и т. п., и роль эта заранее задана, запрограммирована в струк-

1 Баткин Л. М Итальянские гуманисты: стиль жиз­ни, стиль мышления, с, 105, 106.

туре обряда. Ее исполнение может потребовать переодевания, ряжения, использования маски, разного рода символических атрибутов. В силу этого обрядовое общение можно рассматривать в известной мере как представительское.

Представительским общением мы называем такое взаимодействие индивидов, в котором они выступают не как свободные, суверенные личности, но как представители тех или иных социальных групп или институтов. Оно явля­ется, следовательно, переходной формой от межличностного общения к групповому. Лишь в самых редких случаях представительское об­щение может иметь практический характер (таким был древний обычай заменять военное столкновение армий схваткой их представите­лей, рыцарей — вспомним легендарную битву Пересвета и Челибея). Наиболее распростра­ненная и типичная для представительского об­щения форма — информационное взаимодейст­вие. В отличие от межличностного духовного общения, оно выступает не в отношепиях дру­жеского контакта, а в форме переговоров парт­неров, которым, как полномочным представите­лям определенных социальных сил — классов, партий, государств, церквей, профсоюзов, ар­мий,— поручено установить некое содружество между данными силами. Как личности участ­ники переговоров могут быть друг другу впол­не индифферентны или даже антипатичны, но как послы, как делегаты они стремятся повы­сить меру общности представляемых ими групп или социальных институтов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.