|
|||
общение с реальным партнеров (с подлинным субъектом) 10 страницаЧто же касается самих этих мифологически-религиозных представлений, то они были не 1 См., помимо известных трудов по структуре мифа, новое исследование: Лукьянов А. Е. Человек п «очеловеченный» мир в древнекитайской философии.— В кн.: Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986. 18S просто особой формой извращенного знания и не только особой формой ценностно-идеологического сознания, но организатором особого типа квазиобщения — общения с мифологическими персонажами. Оно играло, несомненно, важную социально-организующую роль: интимный контакт с «высшим», всемогущим существом, надежда на его дружескую помощь укрепляли веру в успех собственных действий человека и сплачивали всех единоверцев, объединявшихся общением с общим для всех божественным Другом. Таким образом, реальная социально-историческая значимость мифологического сознания и религиозных действий были глубоко противоречивыми — негативными и позитивными в одно и то же время: они ослабляли человека и укрепляли его, они его опустошали и наполняли, они отчуждали его сущностные силы и возвращали их ему в формах развитой общительности, альтруистичности, любви и дружеского расположения к другому. (Случайно ли в нашем языке слова «друг» и «другой» одного корня? В этой же лексической семье находятся «дружина», «задруга» ..) Разные религии по-разному пытались реализовать (естественно, в иллюзорной форме) эту человеческую потребность в общении, в установлении дружеских связей, интимной близости, диалогического контакта с неким идеальным существом. В одном случае данная потребность удовлетворялась с помощью психического самоуглубления, медитации, в чистой форме ауто-коммуникации, точнее, самообщения; во втором случае — благодаря подстановке зримого облика божественного Собеседника, воплощенного средствами скульптуры или живописи; в третьем — с помощью включения в культовый диалог посредника — священнослужителя, к которому ц обращается исповедальное признание и который отвечает на него не как реальное лицо, а как представитель высшего Друга... Однако неизменным во всех случаях оставалось соединение двух структурных составляющих данного диалога — момента исповеди и момента ответа на нее, реального или воображаемого. Один из важнейших содержательных аспектов различия между общением и коммуникацией состоит в том, что последняя в принципе безразлична к системе социальных отношений, тогда как первое непосредственно от нее зависит и развивается в диалектически-противоречивом взаимодействии с развитием социальных структур, общественного сознания, культуры. Родившиеся в ходе истории социалистические идеалы, первоначально религиозно-утопические, затем светски-утопические, затем научно обоснованные, имели всегда в сердцевине своей представление об общении всех людей как равноправных существ, любящих друг друга, стремящихся друг к другу, связывающихся друг с другом отношениями товарищества, дружбы, братства, всесторонней взаимопомощи. Осуществить эти идеалы призван коммунистический общественный строй, высокой целью которого является формирование отношения человека к человеку как к другу, товарищу и брату. Только в этих условиях человечество в целом сумеет осознать себя субъектом, ибо оно обретет способность практически действовать как единый субъект — и в процессе преобразования природы, и в возможном общении с другими популяциями Вселенной. -190 Социальная потребность, которая исторически обеспечила превращение биологического «пред-общения» в человеческое общение, сохраняется на протяжении всей истории человеческою об щества и будет существовать до тех пор, пока оно существует как организация существ и групп, наделенных свободой действия и индивидуальным разнообразием сознания, целей, форм поведения, ибо без взаимодействия этих субъектов социального действия именно как субъектов невозможна их совместная жизнь и развитие общественного организма. Не случайно на всех этапах истории человечества и во всех без исключения социальных системах первой задачей, которую общество должпо было решать по отношению к каждому представителю своего очередного пополнения, было развитие в нем личностной потребности в общении с себе подобными и овладение средствами общения, наиболее эффективными для данного типа культуры. Потому-то характер общения людей постоянно менялся вместе с изменением самого общества, господствовавшей в нем системы социальных отношений, а затем и своеобразия его культуры. Таким образом, сколь бы ни была значительной роль биологических корней человеческого общения, по своей сущности, генезису и развитию оно есть явление социокультурное. В этом убеждает не только филогенетический, но и онтогенетический аспект его изучения. 3. Онтогенез общения От рождения, генетически ребенок не обладает никакими качествами субъекта, в том чис- ле и человеческой общительностью. Они формируются прижизненно, начиная с первых месяцев его жизни 1. В этом отношепии представляет интерес сравнение онтогенеза у человека и у животного. Характеризуя коммуникативные устремления у шимпанзе — «необычайное влечение шимпанзе к общению» (оставление в одиночестве вызывает его отчаяние) и называя его даже '<социальным инстинктом», Н. Н. Ладыгина-Коте отмечает вместе с тем «неустойчивость, непостоянство обезьяны в выборе партнера». С одной стороны, «ничто так не огорчает обоих детей (и ребенка и обезьяну.— М. К.), как оставление в одиночестве; ничто так не радует, как сообщество!»; с другой же стороны, «дитя шимпанзе стремится к общению с близкими, делит... с окружающими его главным образом в том случае, когда боится, злобится, огорчается, когда ждет от них помощи, но когда шимпанзе оживлен, радостен, он как бы совершенно забывает о своих близких и даже предпочитает общение с чужими». Особенно значимо такое заключение ученого: «Я никогда не могла обнаружить у Иони (имя шимпанзе.— М. К.) тенденции к тому, чтобы поступиться своими эгоистическими интересами, поделиться с милым ему человеком хотя бы вкусной едой или пожертвовать ради него собственным благополучием». Между тем у ребенка уже в трехлетнем возрасте появляются «задатки справедливости, права, мора- 1 См., например: Введено в А. В Потребность в общении.— Советская педагогика, 1967, № 9; Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. дЛ, альтруизма» '. Это объясняется способностью ребенка вбирать в себя, впитывать, усваи-вать и осваивать передаваемый ему старшими с0циокультурный опыт — способностью, начисто отсутствующей даже у высших животных. Социокультурный опыт человека выступает прежде всего и раньше всего в форме общения младенца с матерью — именно общения, то есть бескорыстно-духовного контакта, а не физиологической связи: ребенок оказывает предпочте-нце отнюдь не тем, кто только кормит его, а ■тем, кто выказывает свою любовь к нему и вступает с ним в духовный контакт — хотя бы в форме улыбки, выражающей душевное расположение, любовь2. А это вызывает ответную реакцию ребенка, пробуждая в нем потребность в общении со взрослым, а не только в его использовании как источника питания. Советский психолог Д. Б. Эльконин так формулировал эту особенность развития ребенка: «Уже очень рано, на втором месяце жизни, возникает специфически человеческая, социальная по своей природе потребность — потребность во взрослом человеке, в общении с ухаживающими за ребенком взрослыми. Первоначальной формой этой потребности является «реакция оживления», возникающая при виде взрослого и при его общении с ребенком»3. Этот вывод 1 См.: Ладыгина-Кот с Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека, с. 135, 152—153, 457, 331, 474—476. 1 См. об этом: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с. 204. 3 Эльконин Д. Б. Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста.— В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1960, т. 2, с. 17; см. также: Добрынин Н Ф, Bapdvan A. M, Лаврова Н. В. Возрастная психология. М., 1965, с. 21—22. получил в последние годы разнообразную и убедительную экспериментальную проверку. Обобщая результаты широких психологических исследований процесса формирования потребности и способности ребенка к общению М. И. Лисина выделила: три категории мотивов его общения — деловые, познавательные, личностные; три категории средств общения — экспрессивно-мимические, преобразованные локо-моции (движение) и предметные действия, речевые высказывания; а также четыре основные формы общения — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым (первые полгода жизни), деловое общение, выражающее стремление ребенка к практическому сотрудничеству со взрослым в конкретных ситуациях, форма общения, связанная с овладением речью и разворачивающаяся на основе познавательных мотивов (период «почему»), форма общения, связанная с преобладанием личностных мотивов, то есть потребностью в оценивании другого и самого себя. При этом исследовательница подчеркнула, что «процессы общения у ребенка суть не реакции, «стимулируемые» и «подкрепляемые» окружающими, а активные действия...». Возникновение общения в онтогенезе является «переходом от реактивности к активности, от реакций — к актам деятельности» 1. Вполне закономерно с этой точки зрения, что нарушение потребности и способности ребенка к общению медицина рассматривает как патологическое яв- 1 См.: Развитие общения у дошкольников. М., 19/4, с. 12, 277—282; см. также: Лисина М. И Генезис форм общения у детей.— В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978; ее же. Проблемы онтогенеза общения, гл. II. ден, именуемое «аутизмом», и ищет способы дечения этой болезни'. Общение не только формируется как осознанная деятельность ребенка, но в первые полгода его жизни оно приобретает «статус ведущей деятельности», «позволяет ему накапливать новые знания и умения и постепенно подготавливает его переход к новому виду ведущей деятельности, более высокой по своему уровню. Появление же новой ведущей деятельности неизбежно влечет за собой перестройку предыдущей формы общения с окружающими людьми...» 2 Большой интерес представляют в этой связи специальные экспериментальные исследования влияния общения с взрослыми на развитие речи ребенка. Установлено, что «первичное эмоциональное общение ребенка со взрослыми» является «первоисточником развития речи» 3. Во всяком случае, субъектом ребенок становится, по заключению Л. И. Божович, на втором году жизни, в это время начинается осознание себя как субъекта, как самостоятельного «Я». «Центральным новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «система я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому». В трехлетнем возрасте окончательно оформляется «выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать 1 См.: Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981, с. 8—9. 2 Лисина М. И. О механизмах смены ведущей дея-тельпости у детей в первые семь лет жизни.— Вопросы психологии, 1978, № 5, с. 73—74, 77. 3 Каверина Е. К. О развитии речи у детей первых Двух лет жизни. М., 1950, с. 12, 19; ср.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974. 7* лак jUy и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «я» и требует возможности цр0, являть свою активность («Я сам!»)». Позднее в семилетнем возрасте, у ребенка «возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений» '. Соответственно развивается и общение, становясь все более сложным, богатым по формам, духовно наполненным, и не только межличностным, но и групповым. Данные онтогенеза убедительно подтверждают выводы, полученные в исследовании филогенеза, и в понимании связи происхождения нравственного сознания с формированием потребности ребенка в общении. Не нужно доказывать, что человек не рождается с нравственными побуждениями и принципами — они не имеют физиологического субстрата и не передаются генетически. От рождения ребенку свойственны некоторые особенности типа нервной системы, структуры мозга, темперамента, даже зачатки эгоистической или альтруистической установки поведения, но, например, мягкость или жесткость, эмоциональность или сухость, робость или агрессивность — не нравственные качества, а характерологические признаки, которые могут облегчить или затруднить формирование определенной моральной позиции личности, и сами по себе внеморалъны. Нравственные чувства и нравственное сознание воспитываются, то есть впитываются, ребенком в процессе общения со взрослыми, и прежде всего с матерью, как эмоционально-мотивируемая, а затем и осознаваемая поведенческая позиция. На- 1 Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе.— Вопросы психологии, 1979, № 4, с. 31—33. звание известной детской книжки В. Маяков-ского «Что такое хорошо и что такое плохо?» jjoMtHO считать формулой нравственного воспитания с первых лет жизни ребенка, с момента пробуждения его сознания и способности свободного выбора поступка, иначе говоря, с начальных этапов процесса превращения маленького живого существа в субъекта деятельности, который, как истинный субъект, должен знать, почему он избирает тот или иной поступок, испытывает эмоциональное влечение к определенному типу поведения и отвращение к другому. Если в первобытном обществе — в детстве человечества — нравственные отношения складывались стихийно в коллективной практике и закреплялись в обрядах, в мифах, в художественно-образных моделях желаемого и отвергаемого поведения, то в детстве индивида, еще не способного к труду, но вступающего в общение с взрослыми, которые уже обладают определенной моралью и стремятся передать ее своим де-[тям, нравственное сознание усваивается в ходе [приобщения детей к ценностям взрослых. Именно приобщения как результата общения, а не [путем получения некоего знания с помощью [коммуникации и не благодаря подчинению не-[ким указаниям в системе управления. Ибо нравственное сознание — форма ценностного созна-[ния, а ценности передаются только в процессе Хрбщения, благодаря искреннему, откровенному, [правдивому, исповедальному самораскрытию |того, кто обладает ценностями, тому, у кого они еще не сформировались и кто может их впитать в себя, если он любит и ценит старшего друга. Резюмируем: общение есть первый вид деятельности, которым овладевает человек в онто- генезе, и уже одно это достаточно рельефно показывает значение общения в человеческой жизни как условия успешного осуществления всех других видов деятельности. Нельзя не согласиться поэтому с выводом А. Н. Леонтьева: «Общение в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности или в форме общения речевого или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе» Ч В этой связи уместно привести и суждение исследователя творчества Ф. М. Достоевского В. Д. Днепрова. Свою мысль о том, что после совершенного преступления Раскольников сразу потерял «естественную способность к общению с людьми», он заключил психологически тонким наблюдением: «Мы обычно не замечаем этой способности, как пе замечаем, что дышим воздухом. Но потерять ее так же ужасно, как потерять возможность дышать» 2. Действительно, силой художественного анализа Ф. М. Достоевский доказал, что выпадение человека из сферы общения трагично, и прав был здесь он, а не автор экзистенциалистской формулы Ж. П. Сартр, заявивший: «Ад — это другие». Жизнь «с другими», «диалогическая жизнь», общение человека с человеком, может быть и адом, и раем, по сути же своей это единственная возможность человека стать и быть человеком. 1 Леонтьев А. II Проблемы развития психньп, с. 422; см. также: Психология формирования и развития личности. М., 1981, раздел «Развитие личности в труде п общении». 2 Днепров В. Д. Идеи, страсти, поступки. Л., 1978, с. 83. Глава VI ' виды'и разновидности обЩ$ИВЯ Поскольку общение предстает в философии как межсубъектное взаимодействие, многообразие его форм должно определяться всеми [возможными типами связи всех модификаций [субъекта. Это значит, что вместо чисто эмпирического и произвольного выделения тех или |иных форм общепия (например, П. М. Якобсон [выделяет «деловое», «Бездейственное», «эмоциональное» общение1, а В. В. Богословский — 1 «непосредственное и опосредованное» общение, «кратковременное и длительное», «законченное I и незаконченное»2) необходимо осуществить системное исследование, которое выявило бы все существующие формы общения, необходимые и достаточные для полноты осуществления им его социокультурных функций. Такую задачу поставил перед собой В. Н. Са-гатовекпй, выделив четыре типа общения (его «основные уровни»): 1 Якобсон П М Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973, с. 10—12. 2 Общая психология М, 1981, с. 115—116. «1. Уровень манипулирования. Один субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности, как объект особого рода («говорящее орудие»)... 2. Уровень «рефлексивной игры». Один субъект в проекте своей деятельности учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не признает за ним самоценности и стремится к «выигрышу», к реализации своего проекта и к блокированию чужого... 3. Уровень правового общения. Субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга, пытаются согласовать их и вырабатывают обязательные для взаимодействующих сторон нормы такого согласования. Вместо «выигрыша» и власти они стремятся теперь к справедливости, но детерминация этого стремления может оставаться внешней... 4. Уровень нравственного общения. Это высший уровень субъектяо-субъектных отношений, на котором субъекты внутренне принимают общий проект взаимной деятельности как результат добровольного согласования проектов деятельности друг друга» 1. В этой, действительно системной и интересной с точки зрения теории проектирования типологии вычленены, однако, не типы самого общения, а динамический спектр форм перехода от управления человека человеком к их общению. Показательно, что относительно первого уровня автор сам отметил, что здесь «субъ- 1 Сагатовский В. Н Социальное проектирование (к основам теории).—В кн.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980, с. 84— 86. ектно-субъектные отношения вырождаются в субъектно-объектные» ', то есть не являются уясе отношениями общения, а второй и третий уровни оказываются, в сущности, пограничными между управлением и общением. И лишь четвертый, названных! «высшим уровнем» субъ-ектно-субъектных отношений, и является общением как таковым, в точном и строгом смысле этого слова. Следовательно, задача типологического анализа самого общения как межсубъектного взаимодействия в его «чистом» виде остается и у В. Н. Сагатовского нерешенной. Намечая пути ее решения, мы исходим из обоснованного выше представления о полимодальности субъекта. Поскольку в этой роли могут выступать целостная личность, часть личности, социальная группа, определенный социум, человечество в целом, постольку и общение должно рассматриваться как взаимодействие всех этих типов субъекта. Поскольку, далее, наряду с подлинным, полноценным, реальным субъектом существуют и квазисубъект, и объективированный субъект, и субъективированный объект, постольку возможными оказываются как диалоги реального субъекта со всеми этими производными формами субъективности, так и их собственные взаимодействия. Наконец, поскольку равенство субъектов в процессе общения относительно и, как правило, один из них завязывает диалог, призывая к этому другого, правомерно ввести понятие «инициатора общения». Им может быть и реальный субъект во всех своих ипостасях — от личности до чело- 1 Сагатовский В. Н. Социальное проектирование (к основам теории).— В кн.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием, с. 85. вечества, и объективированный субъект — культура, и квазисубъект. Только субъективированный объект (ценность) неспособен быть инициатором общения по той простой причине, что ценность есть лишь отношение объекта к субъекту, а реальным носителем ценности является тот или иной объект; если же носителем ценности является субъект, то мы возвращаемся к одной из трех отмеченных выше ситуаций. Что касается субъектных статусов партнера, то их придется устанавливать применительно к каждому типу инициатора общения. Начнем этот анализ с наиболее явного случая — того, когда и инициатор общения, и его партнер являются реальными субъектами. 1. Общение реального субъекта с реальным партнером Данный вид общения, кем бы ни были конкретно участвующие в нем субъекты, может выступать на трех уровнях — материально-практическом, практически-духовном и духовно-информационном (теоретическом). Эти уровни мы выделяем, опираясь на произведенное К. Марксом различение двух способов духовного освоения человеком мира, которые отличаются не только от его практического освоения, но и друг от друга1. Нам уже приходилось интерпретировать эту мысль К. Маркса, анализируя сам текст «Экономических рукописей 1857—1859 годов»2. Поэтому сейчас огра- 1 См.: Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 38. 2 См., например: Лекции по истории эстетики. Кн. 4. Л., 1980, с. 25—27. w I ничимся замечанием, что для правильного понимания многих закономерностей социальной даизви п культуры обычного дихотомического деления человеческой деятельности на материальное и духовное производство или на практику и теорию недостаточно, ибо принципиальное значение здесь имеет и наличие третьего способа освоения мира — практически-духовного. В самом деле, К. Маркс различает плоды работы человеческого мышления, абстрагирующего общее от единичного ради познания законов бы!ия, и плоды деятельности воображения, преобразующего реальность в идеальных ее моделях, которые сохраняют конкретность эмпирического бытпя, при всей возможной их фантастичности. К. Маркс потому и называет этот способ освоения мира «практически-духовным» и видит в нем оспову мифологии, религии и искусства. Вместе с тем практически-духовное освоение не абстрагирует мысль от переживаний, рациональное отражение реальности от эмоционального к ней отношения; поэтому его содержание — и мифа, и религиозного осмысления мира, и художественного его освоения — имеет и объективно-жизненную и субъективно-идейную стороны, и рациональную и эмоциональную, и нравственную и эстетическую, то есть включает и гносеологическое и аксиологическое, познавательное и ценностное измерения. Поскольку на каждом пз этих трех уровней освоения человеком мира предметная деятельность неразрывно связана с общением действующих субъектов, мы и должны рассматривать его в этих трех специфических формах. , Практическое общение людей в процессах коллективного труда, в воспроизводстве человеческого рода, в совместных военных действиях и революционных битвах игнорировалось философами-идеалистами, сводившими отношения «Я» и «Ты» к их духовным контактам, а у философов-материалистов (например, у Л. Фейербаха) оно ограничивалось отношениями мужчины и женщины по воспроизводству рода. Для марксизма же именно практическое общение представляет первостепенный интерес — и потому, что практика лежит в фундаменте всей общественной жизни, и потому, что именно из нее исторически вырастает духовное общение. Материальное сотрудничество индивидов становится общением, как мы могли убедиться тогда и постольку, когда и поскольку каждый участник совместного практического действия ориентирует свое поведение на поведение партнера (или партнеров), добиваясь согласованности общих действий при свободном, инициативном и своеобразном поведении каждого. Конечно, в реальных трудовых и военных процессах одни участники общего действия выступают в той или иной мере как исполнители, как управляемые чужой волей инструменты-объекты, а другие — как субъекты-руководители. Это значит, что общение переплетается здесь с отношениями управления-исполнения, что неудивительно, так как чистые явления в реальности встречаются крайне редко. Точно так же духовное общение, например учителя с учеником, сплетается с коммуникацией, воспитание — с образованием, но это не должно мешать теоретическому анализу вычленять и исследовать «чистые» формы, ибо, не выявив их природу1 понять и плоды их взаимодействия, скрещения, синтеза. Духовное общение реальных личностей осуществляется в многообразных конкретных ситуациях, но наиболее «чистое» его проявление — дружеский контакт, выражающий эмоционально-интеллектуальную связь личностей как суверенных субъектов, каждый из которых видит в другом полноправного, уникального и вместе с тем близкого, дополняющего его и потому необходимого ему субъекта. Установление контакта с таким партнером оказывается тем самым внутренней потребностью, высокой ценностью, формой утверждения социальности человеческого бытия. Поскольку именно оно — духовное межличностное общение — изучено [наиболее глубоко и полно (ведь к нему ученые [обычно и сводили общение как таковое), мы (ограничимся этой его общей характеристикой, Iсделав лишь одно добавление: в отличие от материального общения общение духовное может |быть не только контактным, но и дистащион-\ным, что существенно расширяет его пределы, ]а значит, и его роль в человеческой жизни и (культуре. Наиболее яркая форма дистанционно-1 го общения — переписка. Ее суть хорошо разъяснил Л. М. Б аткин, изучая переписку итальянских гуманистов: «Оценивая значение переписки, гуманисты неизменно видели в ней человече-I скую связь, а не упражнение в латинской стилистике. Гуарино Веронский напоминал по этому поводу популярный тогда стих Вергилия из «Энеиды»: «...обмениваться живыми голосами». Переписка равносильна такому обмену, это «усладительная», хотя и «безгласная» беседа, это способ преодолеть враждебное рассто- яние, смягчить тяжесть разлуки, ощутить себя рядом с дорогим другом, выразить волнение души, сохранить непрерывность отношения. Переписка «делает отсутствующего присутствующим, далекого — близким»,— цитирует Л. М. Баткип Гуарино. «Можно в переписке обмениваясь немыми речами, дать душам быть вместе»; «Будучи не в состоянии делать это лично, я побуждаю тебя к дружбе письмами», В переписке гуманистов, подчеркивает автор, ее содержание «в значительной мере состояло в осмыслении ее собственной сути. Мы находим порою страницы, на которых нет ничего, кроме высказываемого на все лады упоения общением» '. Такой характер переписки объясняет, в частности, ее широкое использование в искусстве как средства анализа межличностного общения, начиная с включения переписки героев в канву романного повествования и кончая построением романа или повести — от «Памелы» С. Ричардсона до «Бедных людей» Ф. М. Достоевского,— как обмена письмами их героев. Переходя к рассмотрению практически-духовной формы межличностного общения, выделим две ее разновидности — обряд и игру. Различие между ними состоит прежде всего в том, что игроки представляют самих себя, а участники обрядового действа исполняют определенные роли, то есть представляют некие обобщенные социальные типы — жениха, удачливого воина, руководителя государства и т. п., и роль эта заранее задана, запрограммирована в струк- 1 Баткин Л. М Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления, с, 105, 106. туре обряда. Ее исполнение может потребовать переодевания, ряжения, использования маски, разного рода символических атрибутов. В силу этого обрядовое общение можно рассматривать в известной мере как представительское. Представительским общением мы называем такое взаимодействие индивидов, в котором они выступают не как свободные, суверенные личности, но как представители тех или иных социальных групп или институтов. Оно является, следовательно, переходной формой от межличностного общения к групповому. Лишь в самых редких случаях представительское общение может иметь практический характер (таким был древний обычай заменять военное столкновение армий схваткой их представителей, рыцарей — вспомним легендарную битву Пересвета и Челибея). Наиболее распространенная и типичная для представительского общения форма — информационное взаимодействие. В отличие от межличностного духовного общения, оно выступает не в отношепиях дружеского контакта, а в форме переговоров партнеров, которым, как полномочным представителям определенных социальных сил — классов, партий, государств, церквей, профсоюзов, армий,— поручено установить некое содружество между данными силами. Как личности участники переговоров могут быть друг другу вполне индифферентны или даже антипатичны, но как послы, как делегаты они стремятся повысить меру общности представляемых ими групп или социальных институтов.
|
|||
|