Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом) 6 страница



Что же касается отличия художественного образа от других форм квазисубъектности (от рождающегося в воображении человека образа его «второго Я» или образа иного субъекта, воссоздаваемого его памятью), то оно состоит

1 Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского, с. 7.

2 Там же, с. 14.

3 См.: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, с. 76, 86—87, 97.

4 См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчест-»а, с. 15—26.

втом, что художественный образ есть результ,^ сознательной творческой деятельности вообра­жения писателя, актера, живописца, компози­тора, целью которой является объективации данной модели субъекта для организации с ею помощью общения с другими людьми, в вооб­ражении которых эти художественные квазн-субъекты должны быть воссозданы и «посе­литься» там навсегда — так, как живут в на­шем сознании образы Гамлета, Дон-Кихота, Наташи Ростовой.

Внимательное рассмотрение системы субъ-ектно-объектных отношений приводит к выво­ду, что возможпы еще и смешанные, «гибрид­ные» формы существования объекта и субъек­та. Вообще говоря, известны два типа соотно­шения категориальных бинарных оппозиций. В одном случае они соотносятся по логическо­му правилу древних tertium non datur (третьего не дано) —таковы, например, категориаль­ные биномы «причина — следствие», «свобо­да — необходимость», «добро — зло», «красо­та— уродство», «прогресс — регресс» и т. п., синтез которых невозможен, ибо привел бы к их теоретической аннигиляции (уничтоже­нию). В другом же случае пары категорий обо­значают не взаимоисключающие, а качествен­но различные и соотносимые друг с другом в данной дифференционной плоскости компонен­ты системы — таковы, например, категориаль­ные пары «материальное —• духовное», «содер жание — форма», «пространство — время» п т. п.; здесь возможен синтез противоположно­стей, скажем, человек как единство материи и духа, пространство — время как их реальное неразрывное единство (хронотоп), внутренняя

форма как третий слой структуры предмета1. J{. Маркс часто пользовался подобными синте­тическими категориями — понятиями «практи­чески-духовное» освоение действительности, «чувственно-сверхчувственное» в применении к свойствам товара, «сущностное единство при­роды и общества» применительно к человеку.

Оказывается, что нечто подобное имеет мес­то и в категориальной системе «объект — субъ­ект», исходные компоненты которой могут син­тезироваться, не вызывая аннигиляции самого объектно-субъектного отношения, по порождая специфические образования в пределах данпой системы. В этой связи вполне правомерно ут­верждение К. Р. Мегрелидзе, что всякий про­дукт труда «представляет в одно и то же время и объективное нечто, и нечто субъективирован­ное», так как он обретает способность удовлет­ворить ту пли иную потребность людей, стано­вясь «потребительной ценностью, благом для человека»2. Как бы продолжая его рассужде­ния, Н. 3. Чавчавадзе отмечает, что «продукт труда есть не просто объект, не просто вещь, а нечто субъективно-объективпое» — ведь в нем овеществлена, реализована субъективная цель. Это дает философу основание говорить, что есть «субъективированное объективное и объ­ективированное субъективное» 3.

1 О шосеологпческом значении возникающих тут различий между бинарными и тетрарньши структу­рами см. в пашей статье: Системное рассмотрение ос­новных способов группировки.—• В кн.: Философские и социологические исследования. Л., 1977, с. 21—23.

2 Мегрелидзе К. Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1973, с. 37—38.

3  Чавчавадзе Я 3. Культура и ценности.— В кн.: Культура в свете философии, с. 41, 52.

Таким образом, понятия «объект — субъект» и «субъект — объект», то есть объективирован­ный субъект и субъективированный объект имеют совершенно реальное содержание, прп-чем их соединение существует именно в двух формах, поскольку и та, и другая составляю-щая может иметь доминантное значение в их синтезе. О чем конкретно идет тут речь?

0 том, во-первых, что если «истина» являет­ся, как хорошо известно, объективной, хотя добывается она субъектом, а «мнение» — субъ­ективно, хотя формулируется оно по поводу объ­екта, то «ценпость» представляет собой в дан­ном аспекте не что иное, как субъективирован­ный объект, ибо выражает она реальное отно­шение объекта к  субъекту — то, что объект значит для субъекта, а не то, чем он является в его в-себе-и-для-себя бытии. (Именно поэто­му беспредметны споры о том, объективна или субъективна ценность — к ней нельзя подхо­дить с той же меркой, что к истине.) Понятно, что ценности столь же полимодальны, как субъекты: существуют общечеловеческие цен­ности, ценности того или иного социума, цен­ности национальные, классовые, семейные п ценности личностные, индивидуальные. Однако во всех случаях ценность есть именно синтети­ческое единство объективного и субъективного или субъективированный объект, чем, кстати сказать, ценность отличается от полезностн (на это в свое время справедливо указал И. С. Нар-ский, хотя иначе мотивировал это различие1), поскольку полезность есть значение одного

1 Наречий И. С. Ценность и полезность.— Философ­ские науки, 1969, № 3; он же. Диалектическое проти­воречие и логика познания. М., 1969.

объекта для другого объекта и потому вполне объективна.

Но не менее реальна иная форма синтеза объекта и субъекта — объективированный субъ­ект. В самом деле, если активность субъекта приводит к созданию некоей «второй природы», которая существует столь же объективно, как и первая, хотя к ней опредмечиваются созна­ние, цели, идеалы субъекта, то вся эта пред­метность — или, проще, культура — оказывает­ся объективированным субъектом. И тут в за­висимости от модальности субъекта меняется масштаб объективирующей его предметности культуры, но идет ли речь о культуре челове­чества в целом, или о культуре Возрождения, нли о русской дворянской культуре первой трети XIX в., или о культуре производства на рижском заводе «ВЭФ», во всех случаях куль­тура выступает именно как объективация дан­ного совокупного субъекта. Подчеркнем, что такое понимание культуры правомерно лишь применительно к каждой се модификации, взя­той целостно, ибо в отдельных звеньях куль­туры (скажем, в технике, в естественнонауч­ном знании, в спорте) субъективные качества ее творца не воплощаются, а устраняются, что позволяет истине быть строго объективной, ма­шине — обслуживать с равным успехом и «без­различием» разных социальных субъектов, спорту — сталкивать в соревпованиях по еди­ным правилам комаиды, представляющие про­тивоположные социальные системы. Субъек­тивность социальных образований разного мас­штаба непосредственно выражается в ценност-но-ндеологнческом содержании культуры и фиксируется в системной связи всех ее слоев,

в их взаимном опосредствовании и взаимодей­ствии.

Тут проясняются и связи художественной образности с обеими формами синтеза объекта и субъекта. С одной стороны, художественный квазисубъект есть воплощение субъективиро­ванного объекта — ценности. Ибо все, что во­влекается в магнитное поле художественно-об разного освоения мира, субъективируется, то есть изображается в его ценностном, а не чисто объективном бытии. Неудивительно, что родст­венность ценностей и искусства отмечалась фи­лософией н эстетикой с тех пор, как появилось вообще представление о ценности, хотя идеа­листическая аксиология ложно истолковывала эту связь. Марксистский, материалистический подход к теории ценности позволил нашей эс­тетике преодолеть гносеологический крен и вскрыть глубинную связь художественно-об­разного освоения мира со сферой ценностных отношений. С другой же стороны, художествен­ный образ как квазисубъокт принадлежит к культуре как объективации субъекта — и пото­му, что культура обусловливает конкретное со­держание отражающейся в образах искусства субъективности, и потому, что образ получает в произведении искусства объективированное, материализованное инобытие. Было бы реши­тельно неверным (хотя это нередко делается) отождествлять художественный образ с тем художественным текстом, который является его носителем в произведении искусства (как нель­зя отождествлять знак и значение в любом тексте). Вместе с тем нельзя пе видеть и того, что фактом культуры образ-квазисубъект, живущий лишь в воображении ипдивида, ста-

новигся только благодаря его объективации, вынесению его за пределы индивидуального сознания во «вторую природу».

Так, выясняется, что субъект и объект, при всей радикальности их различий, не являются абсолютно противоположными и несовместимы­ми «предметами», отнесение к которым воз­можно только по принципу «или — или», но представляют собой лишь крайние точки спект­ра, включающего также целый ряд переходных и синтетических форм. В целом этот спектр вы­глядит так: субъект — квазисубъект — субъек­тивированный объект — объективированный субъект — квазиобъект — объект.

А отсюда следует, что и сами субъектно-объектные отношения выходят далеко за преде­лы отношений субъекта и объекта — они охва­тывают связи всех шести компонентов данной системы. Разумеется, источником всех этих от­ношений является не объект, а субъект (вспом­ним слова К. Маркса и Ф. Энгельса о различии между человеком и животным, связанным с тем, что последнее ни с чем себя не «соотно­сит» и вообще не «соотносит» себя) 1. Объект может лишь находиться в отношениях с чем-то или с кем-то, тогда как субъект является в силу своей активности носителем отношения к чему-то или к кому-то. Говоря конкретнее, субъект может обладать отношением:

— к другим субъектам, во всех их модаль­ностях;

— к субъективированным объектам — цен­ностям;

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т., т. 2, с. 27.

— к квазисубъектам, во всех их разновидно­стях;

— к реальным объектам, во всем многообра­зии материального и духовного бытия;

— к квазиобъектам как идеальным моделям реальных объектов;

— к объективированным субъектам — явле­ниям культуры.

Представляется, что такое понимание внут­реннего строения системы субъектно-объектных отношений важно и для аксиологии, и для куль­турологии, и для теории человеческой деятель­ности, и, в частности, для такого ее раздела, как теория общения. Ибо данная модель системы субъектпо-объектных отношений делает пре­дельно наглядной недопустимость сведения об­щения как межсубъектного взаимодействия к одним только индивидуальным контактам — оно должно быть рассмотрено во всем многообразии связей всех модификаций субъекта.

Но прежде чем это сделать, нужно выявить общие черты субъектно-субъектного взаимодей­ствия в системе субъектно-объектных отпоше-ний, то есть определить сущность общения как такового.

(      Глава IV

МЕЖСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

1. Общение как деятельность или общение и деятельность?

Этот вопрос дебатируется с тех пор, как в конце 60-х годов в нашей философской, психо­логической и социологической литературе стала обсуждаться проблема ?общения. Мы уже отме­чали, что единства взглядов у наших философов тут нет. Автор этих строк, занимаясь философ­ской теорией деятельности, пришел к выводу, что общение лежит в ее пределах, являясь од­ним из четырех ее основных видов^эту концеп­цию поддержал, по-своему ее развивая, В. Н. Са-гатовский'. В то же время Л. П. Буева тракто­вала общение как нечто принципиально иное, чем деятельность (отсюда и формулировка на­звания ее книги: «Человек: деятельность и об­щение»). Правда, из самого текста следовало, что с деятельностью сополагается не общение, а общественные отношения («Человек есть субъ-

1 См.: Сагатовский В. И. Социальная система: ста­тус и структура.— В сб.: Исторический материализм как методология социального познания. Новосибирск, 1985.

ект деятельности п отношений»1), которые, впрочем, персонифицируются2. Л. М. Архан­гельский и В. Г. Афанасьев, в принципе не воз­ражая против деятельностного подхода к анали­зу общения, вместе с тем критиковали автора этих строк за то, что он выделяет общепие как «вид деятельности», тогда как оно есть «непре­менный атрибут любой человеческой деятельно­сти»3, будучи присущим и познанию и труду4. Аналогична позиция Д. И. Дубровского5. А. В. Мудрик же, рассматривая данную пробле­му в педагогическом ракурсе, решительно ут­верждал, что «с точки зрения педагогики вы­деление свободного общения как особого вида деятельности может быть признано весьма це­лесообразным» 6.

В середине 70-х годов А. А. Леонтьев заявил, что «советские психологи едины в понимании общения как одного из видов деятельности», оговорив, что это отнюдь не означает, будто об­щение выступает «как самостоятельная деятель­ность» 7. Б. Ф. Ломов же в «упоминавшейся вы-

1 Буева Л. П. Человек: деятельность и общение, с 51

2 См. там же, с. 51, 110-112, 116-117.

3 Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека.— Социологические исследова­ния, 1976, № 4, с. 30.

4 См.: Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974, с. 100.

5 См.: Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983, с. 198—199.

6 Мудрик А. В. Общение как объект педагогическо­го исследования.— В кн.: Проблемы общения и воспи­тания. Тарту, 1974, ч. I, с. 39.

7 См.: Леонтьев А. А. Общение как объект психо­логического исследования.— В кн.: Методологические проблемы социальной психологии, с. 112.

ще статье утверждал, что общение нельзя опре­делять как вид человеческой деятельности, что оно есть нечто принципиально отличное от дея­тельности, ибо связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом. Впрочем, это не мешало автору определять общение как «взаимодейст­вие субъектов» ', хотя оставалось непонятным, как взаимодействие людей может не быть их деятельностью.

Ощущая односторонность различных тракто­вок данной проблемы, Г. М. Андреева попыта­лась синтезировать их, предложив более широ­кое понимание связи деятельности и общения, «когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама дея­тельность не только труд, но и общение в про­цессе труда), и как ее своеобразный дериват»2. Близка к этому и точка зрения М. И. Лисиной, назвавшей один из разделов своей книги об оп-тогенезе общения — «Общение и деятельность. Общение как деятельность» 3.

Однако различия в самом подходе к проблеме не были сняты.

Их примером может служить дискуссия меж­ду А. А. Леонтьевым и Б. Ф. Ломовым, развер­нувшаяся на страницах журнала «Вопросы фи­лософии»: первый аргументировал свой взгляд на общение как на деятельность человека, вто­рой отрицал плодотворность такой точки зре­ния, полностью разделяя взгляды Л. П. Буевой.

1 См.: Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологин.— В кн.: Методологические проблемы соци-альпой психологии, с. 127.

2 Андреева Г. М. Социальная психология, с. 95.

3 См.: Лисина М. П. Проблемы онтогенеза обще­ния. М., 1986, с. 11—14.

При этом аргументация отстаиваемой позиции У А. А. Леонтьева имела философско-социоло-гический, а не специфически-психологический характер, сводясь, в сущности, к тому, что субъ­ект деятельности всегда является «коллектив­ным субъектом» или «совокупным субъектом», а отнюдь не изолированным индивидом, что и делает общение внутренним моментом деятель­ности '. Контраргументация Б. Ф. Ломова ос­новывалась на том, что общение как межсубъ­ектное взаимодействие принципиально отлича­ется от освоения субъектом объектов, которое п является деятельностью2.

И в самом деле, связь субъекта с субъектом есть нечто радикально иное, чем отношение субъекта к объекту; вопрос заключается, одна­ко, в том, согласимся ли мы считать деятель­ностью только операции, производимые субъек­том с объектами, или же будем понимать под деятельностью всю полноту и целостность про­явления действенной энергии человека как субъекта? Нам представляется, что деятельность человека не следует сводить к его предметной деятельности, и тогда общение естественно впи­шется в это целокупное и разностороннее про­явление человеческой активности3.

1 См.: Леонтьев А. А. Деятельность и общение.— Вопросы философии, 1979, № 1, с. 128, 132.

2 См.: Ломов В. Ф. Категории общения п деятель­ности в психологии.— Вопросы философии 1979, 8, с. 37-38, 45.

3 Такое широкое понимание деятельности присуще многим философам. См., например: Воронович В. А, Плетников Ю. К. Категория деятельности в историче­ском материализме. М., 1975; Иванов В. П. Человече­ская   деятельность — познание — искусство.  Киев, 1977; Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущ­ность, структура, типы (социологический аспект). Са-

Такего рода расхождение взглядов можно бы-ло бы считать чисто терминологическим спо­ром, если бы речь не шла о построении системы категорий социальных наук, которая наиболее гочно описывала бы систему реальных отноше­ний. Обратимся, следовательно, к анализу са-цой этой системы.

2. Структура субъектно-объектных отношений

Система субъектно-объектных отношений включает в себя три типа связей: субъект объ­ект; субъект субъект; объект объект; это отчетливо видно на следующей схеме:

-----о1

Наличие в данной системе двух последних ти­пов связей («О—О1» и «С—С1») нисколько не противоречит соотносительности понятий «субъ­ект» и «объект», так как и субъект и объект обозначают, в сущности, некие множества — множество субъектов п множество объектов —

ратов, 1974; Маркарян Э. С. Системное исследование человеческой деятельности.— Вопросы философии, 1972, № 10; Маргулис А. В. Категория деятельности человека.— Философские науки, 1975, № 2; Сагатов-ский В- Н Деятельность как философская катего­рия.— Философские науки, 1978, № 2; Демин М. В. Природа деятельности. М., 1984; и др.

и лишь в определенной ситуации эти множества сводятся к единичному объекту и единичному субъекту. И в самом деле, познание объекта есть ведь не что иное, как выявление связей и отно­шений между объектами (В. И. Ленин, как из-вестпо, характеризовал закон как отражение объективных связей и отношений '), а сама дея­тельность есть результат коллективных усилий большей или меньшей группы субъектов — лич­ностей, бригад, классов, наций.

Нельзя в этой связи не вспомнить, что в од­ной из записей М. М. Бахтина 1970—1971 гг., опубликованной, однако, позднее, было зафик­сировано именно такое понимание структуры отношений в системе субъект — объект:

«Три типа отпошений:

1. Отношения между объектами: между ве­щами, между физическими явлениями, химиче­скими явлениями, причинные отношения, мате­матические отношения, логические отношения, лингвистические отношения и др.

2. Отношения между субъектом и объектом.

3. Отношения между субъектами — личност­ные, персоналистические отношения: диалогиче­ские отношения между высказываниями, этиче­ские отношения и др.» 2.

При этом М. М. Бахтин отмечал существова­ние «переходов и смешения трех типов отноше­ний».

То, что в нашей философской литературе субъектно-объектные отношения сводились к од­ному лишь отношению абстрактно взятых субъ-

1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 135-138,165.

- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества, с. 342—343.

екта н объекта, объясняется чисто гносеологи­ческой их трактовкой. И действительно, отноше­ния между объектами, являющиеся предметом дознания, сами выступают в качестве объ­екта, а отношения между субъектами познава­тельной деятельности но имеют значения, по­скольку субъект этот, по сути, представляет человечество, а не индивида. Но как только мы выводим субъектно-объектные отношения за пределы гносеологии и начинаем в этом ключе рассматривать практическую деятельность лю­дей, их ценностное сознание, и тем более их об­щение, тогда выясняется, что если множествен­ность объектов существенного значепия не име­ет и тут, то множественность субъектов явля­ется существенным неустранимым свойством этих видов деятельности и отвлечься от него просто немыслимо. Ведь атрибутивным свойст­вом субъекта является его уникальность, выяв­ляющаяся в свободном выборе целей и средств деятельности (идет ли речь об индивидуальном или совокупном субъекте). Поэтому социальная жизнь предполагает множественность субъектов на всех уровнях, включая внутриличностный (духовная жизнь индивида как взаимодействие разных ппостатей его личности). А отсюда сле­дует, что отношение «субъект — субъект» есть не только возможное, допускаемое в системе субъектно-объектных отношений, но необходи­мое для полноты и целостности ее существова-

1 В этой связи нельзя не выразить сожаления, что, хотя в упоминавшейся интересной книге К. Н. Лю-бутина отношение субъекта к объекту не сводится к познанию, по включает в себя и практический и цен­ностный аспекты, связь субъекта с субъектом была в

i m_ I

Мы сделали этот вывод чисто логическим rrj. тем. Но соответствует ли он реальному положи нию вещей в истории культуры?

Ее анализ убеждает, что межсубъектное взг имодействие начинается — исторически и лот чески — в материальной практике, производи -венной, трудовой и социально-организационной (включая, разумеется, и социально-реорганиза ционную, то есть революционно-преобразова­тельную, практику). Оно предстает там как ма­териально-практическое взаимодействие участ­ников единого, коллективного деятельностного процесса1. Подчеркнем сразу, что речь идет не о любой практической связи людей, а только о такой, в которой они выступают как полноцен­ные субъекты, ибо существуют и такие коллек­тивные действия, в которых один участник ис­пользует другого (или других) как простые объекты, подобные орудиям труда, инструмен­там, механизмам или работающим животным (вспомним, что для рабовладельца раб — всего лишь «говорящее орудие», а рабочий на капи­талистическом производстве превращается ?. «придаток машины»). Поэтому межсубъектным практическим отношением является лишь та­кое, в котором участники единого действия вы­ступают (в принципе, разумеется) как равно

ней фактически выпущена из виду и потому пробле­ма общения оказалась затронутой лишь вскользь, а художественное освоение мира автор и вовсе игнори­ровал.

1 Признавая справедливость критики Д. Н. Дуб­ровским (Проблема идеального, с. 197—198) предло­женной нами в книге «Человеческая деятельность» трактовки практического общения как материализо­ванного воплощения информации, мы исправляем эту ошибку, предлагая данную формулировку.

активные и равно свободные партнеры, ориен­тирующиеся друг на друга именно как па ини­циативно-самодействующих субъектов. Таким было поведение первобытных охотников в про­цессе коллективной облавной охоты на промыс­лового зверя: оно порождало необходимость их отношения друг к другу как к субъектам, каж­дый из которых должен вносить свою лепту ак­тивности, целенаправленности, сознания и само­сознания, избирательности и свободы в дости­жение общего результата — победы над зверем, более сильным, чем каждый охотник в отдель­ности, но уступавшим организованному коллек­тиву активно взаимодействующих охотников — субъектов общей, единой деятельности.

Точно так же и в дальнейшем многие формы практической деятельности людей, осуществ­ляемой коллективно, по-прежнему требовали их материального, вещественно-энергетического взаимодействия в качестве субъектов совмест­ных акций. Ведь умение эффективно действо­вать в нестандартной ситуации, находить опти­мальное решение задачи не заложено у челове­ка, как у животного, в генетической програм­ме, в инстинкте, а обретается в онтогенезе, в процессе его обучения, образования и общест­венного воспитания. Между тем конкретные ус­ловия деятельности бывают — опять-таки, в от­личие от условий жизнедеятельности животных, столь разнообразными и всякий раз в той ил*» иной мере неожиданными, непредвиденна что только свобода, избирательность каждого члена коллектива спосо успешности общего дела. А это зв" дый член данного коллектив-               <^ие

бригады, боевого взвода, спок                  «есь

К Кяган М С.                     <l?q        \

Мы сделали этот вывод чисто логическим пу­тем. Но соответствует ли он реальному положе-нию вещей в истории культуры?

Ее анализ убеждает, что межсубъектное вза­имодействие начинается — исторически и логи­чески — в материальной практике, производст­венной, трудовой и социально-организационной (включая, разумеется, и соцпально-реорганпза-циопную, то есть революционно-преобразова­тельную, практику). Оно предстает там как ма­териально-практическое взаимодействие участ­ников единого, коллективного деятелъностного процесса 1. Подчеркнем сразу, что речь идет не о любой практической связи людей, а только о такой, в которой они выступают как полноцен­ные субъекты, ибо существуют и такие коллек­тивные действия, в которых один участник ис­пользует другого (пли других) как простые объекты, подобные орудиям труда, инструмен­там, механизмам или работающим животным (вспомним, что для рабовладельца раб — всего лишь «говорящее орудие», а рабочий па капи­талистическом производстве превращается в «придаток машины»). Поэтому межсубъектным практическим отношением является лишь та­кое, в котором участшти единого действия вы­ступают (в принципе, разумеется) как равно

ней фактически выпущена из виду и потому пробле­ма общения оказалась затронутой лишь вскользь, а художественное освоение мира автор и вовсе игнори­ровал.

1 Признавая справедливость критики Д. Н. Дуб­ровским (Проблема идеального, с. 197—198) предло­женной нами в книге «Человеческая деятельность» трактовки практического общения как материализо-ванпого воплощения информации, мы исправляем эту ошибку, предлагая данную формулировку.

активные и равно свободные партнеры, ориен­тирующиеся друг на друга именно как на ини­циативно-самодействующих субъектов. Таким было поведение первобытных охотников в про­цессе коллективной облавной охоты на промыс­лового зверя: оно порождало необходимость их отношения друг к другу как к субъектам, каж­дый из которых должен вносить свою лепту ак­тивности, целенаправленности, сознания и само­сознания, избирательности и свободы в дости­жение общего результата — победы над зверем, более сильным, чем каждый охотник в отдель­ности, но уступавшим организованному коллек­тиву активно взаимодействующих охотников — субъектов общей, единой деятельности.

Точно так же и в дальнейшем многие формы практической деятельности людей, осуществ­ляемой коллективно, по-прежнему требовали их материального, вещественно-энергетического взаимодействия в качестве субъектов совмест­ных акций. Ведь умение эффективно действо­вать в нестандартной ситуации, находить опти­мальное решение задачи не заложено у челове­ка, как у животного, в генетической програм­ме, в инстинкте, а обретается в онтогенезе, в процессе его обучения, образования и общест­венного воспитания. Между тем конкретные ус­ловия деятельности бывают — опять-таки, в от­личие от условий жизнедеятельности животных, столь разнообразными и всякий раз в той или иной мере неожиданными, непредвиденными, что только свобода, избирательность действий каждого члена коллектива способна привести к успешности общего дела. А это значит, что каж­дый член данного коллектива — строительной бригады, боевого взвода, спортивной команды,

5 Каган М. С.                    129

равно как и член макроколлективов — предста­витель класса, нации, народного движения, дол­жен в подобных ситуациях сам действовать не как объект, пассивно выполняющий чужую во­лю, команды и указания, получаемые извне, а как субъект, свободно избирающий линию свое­го поведения и относящийся к своим сотрудни­кам, соавторам, партнерам как к субъектам же. В подобных коллективных действиях активность каждого участника общего действия направле­на, таким образом, двояко — на совместно об­рабатываемый объект и на других субъектов, вместе с которыми эта обработка осуществля­ется.

Такое понимание межсубъектного взаимодей­ствия представляется адекватным тому значе­нию, которое К. Маркс и Ф. Энгельс придавали термину «общение» (Verkehr), введя его в «Не­мецкой идеологии» именно для обозначения той стороны материальной (а затем и духовной) практики людей, которая выражает их взаимо­действие в совместной деятельности.

Разумеется, будучи взаимной корреляцией действий субъектов, каждый из которых строит программу своего поведения, исходя не только из собственных устремлений, но и из учета предполагаемых, а затем и реальных поступков партнера, общение как межсубъект­ное взаимодействие предполагает духовную ре­гуляцию, включает в себя духовные действия субъектов — без этого они не выступали бы в данной ситуации как субъекты. Однако участие духовности в практическом взаимодействии субъектов не снимает существенного различия между материальной и духовной его формами (на наличие этих двух форм общения прямо



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.