Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом) 9 страница



ствуют «благоприобретаемые формы». На основе общения складывается «групповое поведе­ние», которое выражается «в согласованных сов­местных действиях животпых, живущих в со­обществах». Более того, в специальном разделе «Раннее формирование общения», показывая, какую роль у птиц, у млекопитающих, у низших позвоночных играют контакты между детены­шами и родителями, формирующие у животного те формы поведения, которые не запрограмми­рованы генетически, автор делает важный вы­вод: если детеныш почему-либо «не имеет воз­можности установить связи с особями своего вида, он впоследствии может оказаться совер­шенно неспособным к общению с себе подобны­ми и во всяком случае будет испытывать боль­шие затруднения в коммуникативном, а также воспроизводительном поведении» (совсем как у людей!). У животных встречаются уже не толь­ко манипуляционные игры, но и «совместные игры» (например, борьба), в которых участву­ют два или более партнеров, однако возможны они лишь у животных, которым свойственны «развитые формы группового поведения». В этих играх формируется способность животных «к нормальному общению с сородичами». Экспери­ментально установлено, что «если детенышей ли­шить возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемленной или даже искаженной» '. Как видим, аналогии между человеческим об­щением и предобщением животных многочис­ленны и весьма рельефны. Вопрос состоит лишь

1 См.: Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1976, с. 58—59, 62—63, 141, 160—164.

170  ,

в том, достаточно ли их близость весома для то­го, чтобы оправдать применение в обоих случаях

тех же самых понятий общение, ритуал, диа­лог? Мы ведь помним, что качества субъекта даивотному недоступны и что поэтому у них не может быть межсубъектных отношений, то есть таких, в которых диалектически связаны приоб­щение субъекта к субъекту и их взаимное обо­собление, самоутверждение каждого в его уни­кальном содержании. Правомерно ли в таком случае не подчеркивать это различие и терми­нологически?

Ставшее популярным в последнее время пе­ренесение на животных этических категорий «альтруизм», «эгоизм» и г. п.— явная антропо-морфизация. И нельзя не согласиться с П. Я. Гальпериным, когда он решительно воз­ражал против нее, подчеркивая, что поведение животных обусловливается непосредственным давлением потребности и внешнего раздражи­теля, без какого-либо сознательного сопоставле­ния своих и общественных интересов !. Отсутст­вие сознания и самосознания, того отношения

I к другому, о котором говорили К. Маркс и Ф. Энгельс2, не позволяет жизотному стать субъектом и воспринимать ему подобных как

| субъектов, то есть вступать с ними в общение.

[ Поэтому мы и не можем согласиться с распро-

1 См.: Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах ■ человека.— Вопросы психологии, 1976, Л» 1, с. 32.

2 «Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня. Животное пе «соотносит» себя ни с чем и вообще не «соотносит» себя; для жи­во ттого его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, уже с самого начала есть общественный продукт...» (Маркс К., Эн-гелос Ф. Избр. соч. В 9 т., т. 2, с. 27).

^                                    171

странениым за рубежом и, к сожалению, про­никшим в советскую этологию перенесением понятий социальной жизни на биосферу, на по­ведение животных.

Нельзя не учесть и то существенное обстоя­тельство, что, согласно наблюдениям Е. Н. Па­нова, в мире животных стадный, групповой об­раз жизни и одиночный — равноправны, по­скольку встречаются у животных, находящихся в очень близком родстве (например, у волка и у лисицы, у льва и у тигра, у гориллы и у шим­панзе, у разных видов чаек), и что поэтому нет оснований ставить вопрос о прогрессивности первого 1. Но это означает, что даже в зачаточ­ных своих формах общение не является биоло­гической необходимостью, что на этом уровне жизни оно факультативно. В человеческом же, социальном бытии оно есть условие существо­вания людей, без которого немыслима ни жизнь общества, ни жизнь отдельного индивида: изве­стные случаи воспитания человеческих детей животными2 свидетельствуют, что вне общения ребенок не может вырасти человеком. «Наблю­дения за детьми говорят,— пишет М. И. Лиси­на,— что без общения с взрослыми людьми они остаются на уровне животного, не реализуют свою возможность стать человеком...» 3 Есть ли в таком случае основания называть взаимоотно­шения жиьотпых «общением»?

1 См.: Панов Е Н. Общение в мире животных, с. 35.

2 Они описаны в кн.: Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история, с. 136—138.

3 Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность.— В кн : Общение и его влияние на раз­витие психики дошкольника. М., 1974, с. 7; см. также ее же: Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Сравнив жизнедеятельность шимпанзе и ре­бенка в процессе их развития, Н. Н. Ладыгина-j{otc заключила, что существует семь «специ­фически-человеческих атрибутов»: труд, изобре­тательство, организованное общение, мораль, чувство комического, речь, искусство'. Как ви­дим, в этом ряду находится и общение как ком­понент культуры. У животных же нет и не мо­жет быть общения потому, что у них нет куль­туры, а ее у них нет потому, что нет необходи­мости во внегенетических средствах фиксации передаваемой информации, которые позволили бы ее хранить и транслировать от поколения к поколению и от популяции к популяции.

Такая необходимость возникает именно при переходе от биологической формы движения ма­терии к социальной, поскольку, с одной сторо­ны, социальные программы поведения не под­лежали передаче генетическим способом, а с другой — программы эти отличаются неизвест­ным животному миру динамизмом, постоянной исторической изменчивостью. Функцию переда­чи индивиду накапливаемого в ходе развития общества разностороннего опыта и стала выпол­нять культура — механизм социального насле­дования, вытеснивший генетический способ трансляции поведенческих программ.

Нельзя не согласиться в этой связи с утверж­дением Ю. А. Левады, что начало человеческого общества следует искать «в развитии общения и формировании внегенетических, социальных систем передачи информации», которые «могут быть охарактеризованы как знаковые, языко-

1 Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитяче­ловека. М., 1935, с. 493.

вые, семиотические...» '. В свое время на суще ствование «двух процессов наследственности» -_ полового и культурного — обратил вниманср Т. Г. Морган 2. И советские ученые ищут наибо­лее точное определение второго из этих процес­сов: М. Е. Лобанов называл его «сигнальной наследственностью», Н. П. Дубинин — «социаль­ным наследованием», С. Н. Давиденков, Б. Л. Астауров и Н. П. Бочков предпочитают говорить о «культурной или социальной преем­ственности» 3. Но независимо от терминологи­ческих расхождений все они фиксируют тот скачкообразный переход к новой форме бытия, который и отличает общение людей как феномен культуры от предобщения животных как био­логического отношения.

Вместе с тем при всей своей специфически человеческой, социальной природе общение фор­мировалось, опираясь на выработанные в жи­вотном мире формы взаимодействия, коммуни­кации, связи индивидов и популяций. Это зна­чит, что крайности приравнивания человеческо­го общения к взаимоотношениям животных мы не должны противопоставлять столь же мета­физическую крайность их полного разрыва. Филогенез человеческого общения выразился в ареобразовании тех форм биологического «пред­общения», которые сложились у животных пред-

1 Левада Ю. А. Социальная природа религии. М., 1965, с. 49. 48.

2 См.: Морган Т. Г. Экспериментальные основы эво­люции. М.— Л., 1936. Гл. X. Эволюция человека.

3 См.: Астауров В. Л. Проблемы общей биологии и генетики. М., 1979, с. 216; Бочков Н. П. Методологиче­ские и социальные вопросы современной генетики че­ловека.— Вопросы философии, 1981, № 1.

^оВ человека, о чем можно судить по поведению обезьян.

Огромное значение в их жизни имеет самосто­ятельная и мощная потребность в коммуника­ций и «предобщении». К. Э. Фабри описал яв­ления «демонстрационного манипулирования» У обезьян и утверждал, что оно послужило, оче­видно, «источником становления чисто челове­ческих форм общения» '. Л. А. Фирсов, осмыс­ляя результаты поставленного им удивительно­го эксперимента с предоставлением группе обе­зьян возможности свободной жизни на острове, пришел к выводу, что в нормальных для обезьян условиях бытия между ними складываются сложные отношения взаимного притяжения и отталкивания, в результате которых «сообщест­во обезьян может родиться из разрозненных особей, хотя процесс этот длительный и много­сторонний» 2. Решающим фактором является здесь совместная практическая деятельность особей, которая требует и определенной коор­динации их действий, и выработки средств ком­муникации — звуковых, жесто-мимических и прочих. При этом необходимость в передаче различных сообщений тем значительнее, чем дальше отходит эта совместная практическая деятельность от чисто инстинктивных форм био­логических связей (скажем, относящихся к раз­множению или кормлению младенцев) и чем сильнее в ней момент научения, прижизненного получения опыта (в борьбе с врагами, в реше-

1 См.: Фабри К. Э. Основы зоопсихологии, с. 276— 278.

2 Фирсов Л. А. Обезьяньи острова.— Химия и

жизнь, 1978, № 2, с. 104.

нии «производственных» задач, не предусмот, ренных генетическим кодом).

Таким образом, есть все основания согласить. ся с тем, как ставит обсуждаемый здесь вопрос становления общения Э. Дж. Шукуров: «Нельзя проводить грубой аналогии и прямо выводить общение человека из общения животных. Сл0. во человеческой речи и сигнал животного — яв­ления разнопорядковые, хотя и обладающие це­лым рядом сходных черт, обусловленных общи­ми закономерностями, которым неизбежно под­чинена любая коммуникация. Тем не менее человеческий язык родился не на пустом месте. Биологическая эволюция создала предпосылки, только на основе которых социальные процес­сы смогли создать все богатство человеческого общения» '.

2. Формирование общения в филогенезе

Потребность и способность общения могут формироваться лишь в процессе исторического становления субъекта, и каждый раз вновь рож­даются в онтогенезе, то есть являются прямыми продуктами процесса, который мы назвали бы, по аналогии с понятиями «антропогенез» и «со-циогенез», «субъектогенезом».

Заметим сразу, что при всей близости онтоге­неза и филогенеза в данном отношении они ока­зываются и подобными, и существенно отлич­ными один от другого. Ибо если в онтогенезе

1 Шукуров Э. Дж. Биологические предпосылки воз­никновения и развития общения.— В кн.: Философские проблемы психологии общения. Фрунзе, 1976, с. 39.

17R

субъект формируется прежде всего в личност­ной своей модальности и лишь постепенно скла­дываются разного уровня и масштаба социаль­но-групповые, коллективные субъекты, то в филогенезе все обстояло прямо противополож­ным образом: изначально индивид и не осозна­вал себя субъектом, и не являлся таковым ре­ально, ибо он, как многократно подчеркивали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин и как из­вестно по многочисленным данным этнографии, археологии, палеолингвистики, искусствознания, социальной психологии, еще не отрывается от пуповины родоплеменного коллектива ни в сво­ем сознании, ни в практической деятельности. То историческое предшествование самосозна­тельного «Мы» индивидуальному самосознанию «Я», о котором писали Б. Ф. Поршнев, А. Р. Лу-рия, И. С. Кон и которое подтверждается всем строем первобытной мифологии, обрядности, ис­кусства, отражало не биофизиопсихическую одинаковость индивидов, весьма различных и в отдаленные времена ', а однородность и коллек­тивность социальной практики: все формы спе­цифически человеческой деятельности, труда осуществлялись общиной, а не отдельными ли­цами, и тем самым именно она, а не они, ока­зывалась реальным субъектом деятельности. А отсюда вырастает и коллективное самосозна­ние «Я» как «Мы», и каждое индивидуальное «Я» ощущает себя представителем «Мы». По­этому все члены родоплеменной группы, при­надлежащие к одному полу и возрасту, одинако­во украшают свое тело, одинаково танцуют и поют, ибо и орнаментальный декор, и форма

1 См. об этом: Кон И. С. Открытие «Я», с. 111. 177

прически, и украшения из браслетов, ожерелий, серег, и пляски, и песни — все это выражает принадлежность каждого «Я» к единому «Мы», а не обособление «Я» из «Мы», как это будет характерно для художественной культуры но­вого времени. Отсюда же вырос сохранивший­ся в веках обычай кровной мести, вендетты, возможной лишь постольку, поскольку весь род должен отвечать за действия каждого свое­го представителя, ибо «каждый есть род» — и в синхроническом, и в диахроническом раз­резах.

Со временем право на представительство, на замещение, на самоотождествление «Я» с «Мы» постепенно узурпируется вождем, царьком, им­ператором, который брал на себя ответствен­ность за судьбу вверенной ему общности — от права вождя решать проблемы войны и мира от имени всего племени до знаменитого «государ­ство — это Я» французского «короля-солнце» или не менее характеристического «мы» россий­ских самодержцев. И. С. Кон остроумно заме­тил в этой связи: «Существует нечто вроде «пра­ва на Я», принадлежащего только тому, кто обладает высоким, даже исключительным, соци­альным статусом»; здесь находятся «историко-психологические истоки того взаимоперелива индивидуального «Я» и абсолютного Духа, ко­торый неоднократно встречался в истории фи­лософии» '. Добавим от себя, что и этот «взаимо­перелив» необыкновенно наглядно фиксировал­ся искусством, которое средствами танца, песни, орнаментации тела, типом украшений, структу­рой одежды и жилища постепенно начинает

Кон И С Открытие «Я>>, с. 134.

выделять верховное «Я», возвышать его — не только в переносном, но и в буквальном смысле слова! — с помощью высокого тронного кресла, высокого головного убора или многократно уве­личивавшей его физические размеры статуи и выявлять его исключительную ценность особой насыщенностью украшений в одежде, во дворце и храме, в мебели и посуде (заметим, что этот архаический способ мышления дожил до нашего времени, например в повышении степени деко­ративного звучания мундиров в зависимости от места их носителя в военной, дипломатической или церковной иерархии).

Таким образом, в противоположность пред­ставлениям философов-идеалистов о «врожден­ном Я», об изначальности отношения «Я — Ты», мы утверждаем, что процесс субъектогенеза развертывается исторически и что в непосред­ственной связи с ним протекал процесс ста-Ыовления общения как формы межсубъектного (взаимодействия. Отношения между родоплемен-|ными группами оказывались общением лишь в |той мере, в какой каждая видела в другой — I «видела» прежде всего практически, а затем и (осознавая это — коллектив, принципиально се­бе равный, обладающий такой же активностью и суверенностью. По-видимому, границы подоб­ного «видения» были вначале весьма узкими. Вспомним о характернейшем соцнально-психо-логическом явлении, с пережитками которого приходится также встречаться по сей день — о восприятии другой общности не как «Вы», а как «Они», как «не-мы», то есть немые — не способные вообще разговаривать, ибо чужая речь может не казаться речью. Их можно уби­вать или порабощать, продавать, обменивать,

■ь.                              179

грабить, разрушать их храмы, разбивать их идолов, оплевывать их святыни, осмеивать их нравы и обычаи. Они — «нелюди» или «полу­люди» и потому ни при каких обстоятельствах «не допускаются к общению» '.

Однако диалектика антропосоциогенеза тако­ва, что если другая человеческая общность не воспринимается изначально как субъект, то в пределах каждой общности (родоплеменной об­щины) взаимоотношения индивидов постепенно формировали отношение к другому как к субъ­екту. Силой, неодолимо рождавшей такое отно­шение, был коллективный труд (начиная с об­лавной охоты), который выявлял значение ини­циативы, свободы действий, избирательности каждого члена коллектива, его способности реагировать на изменение ситуации. Успех за­висел именно от отношения каждого охотника ко всем другим как к субъектам. И не только потому, что оно обеспечивало возможность по­бедить более сильного, чем человек, зверя, но и потому, что оно обусловливало возможность взаимной выручки охотников, каждый из кото­рых рисковал жизнью, и поэтому отношение к нему партнеров становилось для него проблемой жизни и смерти. Так рождалась нравственность, выражавшая позицию соучастников единого дей­ствия как субъектов — равноправных, самостоя­тельно принимающих решения, которые исхо­дят из внутренних мотивов, а не внешних для индивида принуждений или запретов. Безнрав­ственным же становилось техпологическое, ин-

1 См.: Поршнев Б. Ф. Социальная психология и ис­тория, с, 83.

сТрументальное, прагматическое отношение-к другому в ситуации, требовавшей именно обще-НйЯ, а не управления. Первым нравственным принципом стал поэтому тот принцип взаимопо­мощи, открытие которого так поразило в свое время П. А. Кропоткина. Бушмены, писал он, «жили небольшими родами, которые иногда сое­динялись в федерации... они охотились сообща и делили между собою добычу без драки и ссор... они никогда не бросали своих раненых и выка­зывали сильную привязанность к сотоварищам... Та же самая общительность встречается у гот­тентотов... Европейцы, которые были близко знакомы с их жизнью, с великой похвалою от­зывались об их общительности и готовности по­могать друг другу». Точно то же, ссылаясь на свидетельство «самых достойных доверия путе­шественников», П. А. Кропоткин отмечал у ос­тяков, самоедов, эскимосов, даяков, алеутов, па­пуасов, тунгусов, чукчей, индейцев и других племен, находящихся на самых низких ступе­нях общественного развития. Именно в родовом быту обнаруживаются зародыши всего после­дующего развития общения и взаимопомощи людей. «Из родового быта дикарей выросла вар­варская деревенская община; и новый, еще бо­лее обширный круг общительных обычаев, на­выков и институций, часть которых дожила и до нашего времени, развился под сенью прин­ципов общего владения данною землею и защи­ты ее общими силами... И когда новые потреб­ности побудили людей сделать новый шаг в их развитии, они образовали народоправства воль­ных городов, которые представляли двойную сеть: земельных единиц (деревенских общин) и гильдий, возникших из общих занятий данным

искусством или ремеслом или же для взаимно)! защиты и поддержки» '.

Точно так же отношения между группами, со­циальными коллективами начинали измеряться нравственными критериями тогда и постольку когда и поскольку требовалось восприятие дру^ гого коллектива как субъекта, как равноправно-дружественной группы. Аморально было посту. пать с ним как с объектом, используемым в чуж­дых ему интересах (например, предать союзни­ка в межплеменной, а позднее в межгосударст­венной войне).

Показательно отношение первобытного чело­века к убийству. Лишение жизни того, кто ею обладает, не имело однозначной оценки — ни тогда, когда речь шла об убийстве животного пп тогда, когда жизни лишался человек. Если на животное и на человека-иноплемепника, ино­родца (принадлежащего к другому роду) смот­рели как на простой объект определенных по­требностей, его убийство было вненравствен-ыым, чисто производственным делом; в этом смысле война была такой же формой труда, как охота,— охотой на людей. Но как только чело­век рассматривался в качестве субъекта — рав­ного тебе существа, родственника (представите­ля твоего рода и потому подобного тебе, близ­кого, ценного), вопрос о его жизни и смертп становился нравственной проблемой: благород­ство заключалось в том, чтобы защищать ею жизнь, как свою собственную, даже рискуя сво­ей жизнью, а подлость, низость, предательство представляли как нарушение этого нравствен-

1 Кропоткин П. Взаимная Помощь как фашор эволюции, с. 74, 210.

 закона. Точно так же отношение к зверю менялось, если он оказывался тотемным, то есть яаделялся качествами субъекта. В этом случае сго либо нельзя было убивать, даже если чело-Ббк умирал от голода, либо его убийство полу­чало ритуальное оправдание, тем самым вклю­чаясь в сферу нравственно-религиозного осмыс-      3 ления человеческих действий.                                       ц

Другой существенный источник возникнове­ния морали — отношения между полами, так лак изначально человеческие взаимоотношения выступают в двух формах — как отношения производственные и воспроизводственные. Во втором случае, как и в первом, пока половые контакты людей оставались в пределах способа удовлетворения биофизиологических потребно­стей, они не заключали в себе ничего нравст­венного (или безнравственного) — ни в ситуа­ции промискуитета (неупорядоченных половых отношений), ни в ситуации парной семьи. Нравственное осмысление половых отношений возникает только тогда, когда мужчина и жен­щина оказываются способными увидеть в парт­нере не инструмент воспроизводства рода и не источник физиологического удовольствия, а субъекта со всей совокупностью его атрибу­тов — уникальностью, сознанием, свободой вы­бора. Тогда половое влечение одухотворяется и становится правственпым чувством, а неоду­хотворенная, чисто животная связь, десубъек-тивирующая партнера, превращающая его в объект, расценивается как аморальная, без­нравственная.

Яркий пример, иллюстрирующий этот те­зис,— материнское чувство. Хотя мы называем это чувство «любовью» безотносительно к тому,

какова его природа и идет ли речь о или о самке, в действительности перед нами два существенно различных эмоциональных про. цесса. Материнское чувство животного — ин­стинкт, а не любовь в точном смысле этого сло­ва, подобно тому, как половое влечение у жц. вотных не является любовью. Говоря о любви мы обычно имеем в виду «духовное чувство»' «одухотворенное влечение», безотносительно ^ тому, идет ли речь о любви половой, родитель­ской, сыновней, дружеской или, тем более, люб­ви к отечеству, к богу, к природе. И женщине-матери, конечно, свойственно животное ощуще­ние своей кровной связи с дитятей и потребно­сти его кормить, растить, защищать. Само по себе, изначально, это биологический инстинкт, обеспечивающий выживание потомства и пото­му полезный и для животных, и для человече­ского рода, но это чувство обретает нравственное содержание, поскольку мать подымается на уро­вень ценностного отношения к своему ребенку, видя в нем не «свою кровинушку», не продол­жение своего тела, а самостоятельное, самоцеп­ное, уникальное, свободное существо субъек­та, который требует уважения к его самости, к его желаниям, интересам, устремлениям и с которым надо поэтому устанавливать под­линно человеческие, духовные отношения — не коммуникативные просто и только, и не управленческие, а отношения общения. То­гда становится понятным, почему символом нравственного содержания материнского чув­ства стала в истории европейской культуры Ма­донна, Богоматерь, отдающая своего любимого сына на жертвенный подвиг во благо человече­ству, а в наши дни высокий нравственный

w

слы получала способность матери благосло-вЯТь сына на воинский подвиг, необходимый дЛЯ защиты Родины, или же на опасную для еГ0 жизни революционную борьбу.               ■ ■

Таким образом, факты свидетельствуют о том, что общение складывалось, развивалось и укреплялось в ходе практической деятельности первобытного коллектива, рождавшей у каждо­го деятельного его члена отношение к другому как к равному себе, как к партнеру, как к свое­му «ДРУГОМУ Я», тогда как и «Я сам» — это то­же «другое Я», потому что каждое «Я» в родо­вом коллективе есть индпвидуация «Мы».

Процесс этот имел, однако, и другую сторону, о которой писала И. А. Джидарьян: социальное наследование требовало от людей опредмечива­ния всей добываемой информации, дабы созда­ваемая «предметная реальность» опосредовала общение как способ приобщения индивида к опыту вида. Поэтому «сознание каждого инди­вида в своем внешнем выражении оказывается ориентированным на других людей, с которыми он связан в материально-практической деятель­ности. Выразить, объективировать свой внут­ренний мир — свои ощущения, субъективные состояния, чувства, представления и т. д.— это значит прежде всего сделать их достоянием других людей и в силу этого и фактом челове­ческого отношения» 1.

Но делать достоянием других имеет смысл только то, что индивидуально неповторимо, чем другие не располагают сами, чего они не знают и не умеют. Поэтому развитие самого процесса культурного творчества непосредственно связа-

1 Джидаръян И. А. Эстетическая потребность, с. 51.

но с формированием уникальных способностей каждой личности. Эта диалектика приобщения и обособления, коммуникации и индивидуализа­ции распространялась и на взаимоотношения групповых субъектов. Практические нужды эк­зогамии, требовавшей установления межродо­вых, а не внутриродовых брачных связей, как и практические нужды объединения усилий раз­личных общин, племен, кланов в процессе сов­местной борьбы с силами природы и в войнах влекли за собой изменение отношения к другой группе, представители которой начинали вос­приниматься как равные твоему роду и племе­ни. Это делало возможным налаживание с ними такого взаимодействия, которое основано на от­ношении к ним не как к объектам, а как к субъ­ектам. Во взаимном обмепе родовых коллекти­вов невестами, во взаимопомощи семей в раз­личных трудовых процессах, в начинающемся натуральном обмене племен вещами, в разработ­ке ими совместных планов военных операции и складывались первоначальные простейшие Ьормы общения групповых субъектов.

Дальнейший ход истории вел к перенесению способности общения на уровень взаимодейст­вия все более широких социальных групп — на­родностей, наций, классов, социокультурных систем, причем этот уровень включал в себя не только синхронически, но и диахронически раз­вертывавшиеся связи — диалоги поколений, ис­торическую преемственность культур. Правда, это расширение сферы общения сталкивалось с сопротивлением целого ряда социальных фак­торов, присущих классово антагонистическим обществам,— с отношением эксплуататорских классов к классам эксплуатируемым не как к

равноправным субъектам, а как к объектам, Подлежащим использованию, подобно всем дру­гим объектам — животным, машинам, вещам; с отношением одних наций к другим, одних ре­лигиозных общин к другим, одних политических систем к другим, одних типов культуры к дру-глм, одних профессиональных групп к другим, одного пола к другому как к неполноценным, леравноправным, недоразвитым субъектам, то есть, в сущности, уже не субъектам, а объек­там, волю которых можно поэтому подавлять, свободу которых — ограничивать,, самосознание которых — парализовать, которым можно навя­зывать другие ценности, другие обычаи, другие языки, другие формы искусства. А в такой со­циально-исторической среде неизбежно ограни­чивались н возможности индивида выступать в качестве субъекта и восприниматься другими ^ этом качестве. Поэтому и развитие межличност­ного общения сталкивается в реальном истори­ческом процессе с сопротивлениями формиро­вавших личность социальных сил — от уродова­ния любовных отношений неравноправием по­лов п превращением женщины в объект притязаний единственно полноправного субъек­та — мужчины, в покупаемый товар до извра­щения отношений дружбы под влиянием эко­номического, политического, культурного нера­венства партнеров. История дружбы и любви как идеальных форм личностного общения пол­на глубочайшего драматизма, острейших проти­воречий, запечатленных в литературе и других видах искусства. Прогрессивное движение тре­бовало в этом отношении преодоления огромной силы сопротивления реального социального не­равноправия людей.

Исторический процесс формирования потреб ности и способности человека к общению завц, сел не только от нужд социальной практики, н0 и от развития общественного сознания. Первое его исторической формой была мифология, и это непосредственно сказалось на характере коц_ муникативного потенциала наших далеких предков. Ибо если в себе подобных люди на протяжении многотысячелетней своей истории часто видели не субъектов, а объекты, то мифо_ логическое, а затем и религиозное сознание по­зволяло им, напротив, субъективировать объек­ты, одухотворять природу и делать ее тем самым партнером общения1. Разумеется, практи­ческие потребности заставляли человека тру­диться, то есть преобразовывать природу и по­знавать ее. Однако долгое историческое время он осмыслял эти свои действия не как непосред­ственные, а как опосредованные его отношени­ем к природе, воспринимавшейся в роли Вер­ховного Субъекта, Абсолютного Субъекта, то есть обожествлявшейся. Потому-то во всех до­капиталистических формациях производствен­ные и познавательные операции допускались лишь в пределах той или иной системы общих мифологически-религиозных представлений, ко­торые санкционировали данные формы труда и знания, отвергая, отрицая и запрещая все иные.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.