Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом) 8 страница



Мы уже не говорим о том, что понятие «об­мен» предполагает утрату каждым участником обменного акта той вещи, которой он обменял­ся (применительно к духовным продуктам это выражено в шутливой форме в известном анек­доте: «Что такое обмен мнениями? Это когда приходишь к начальству со своим мнением, а уходишь с его»). Между тем в процессе и в ре­зультате общения происходит отнюдь не обмен идеями или вещами, а превращение состояния каждого партнера в их общее достояние. Обще­ние порождает общность, а обмен сохраняет обо­собленность его участников.

Фундаментальное отличие общения и переда­чи сообщений выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: струк­тура сообщения монологична, а структура об­щения — диалогична. Вот почему М. Бубер мог называть общение людей «диалогической жиз­нью», а М. М. Бахтин использовать понятие «диалог» для характеристики существенных культурных и художественных явлений. Так, ученый еще полвека тому назад говорил о «диа­логической ориентации слова», об «исконной диалогичности слова», поскольку «живое выска­зывание, осмысленно возникшее в определенный

1 Ярошевский М. Г. Дискуссия как форма научного общения.— Вопросы философии, 1978, № 3, с. 98.

исторический момент в социально определенной среде, не может не задеть тысячи живых диало­гических нитей, сотканных социально-идеологи­ческим оознанием вокруг данного предмета вы­сказывания, не может не стать активным уча­стником социального диалога... Слово рождается в диалоге, как его живая реплика, формируется в диалогическом взаимодействии с чужим сло­вом в предмете. Конципирование словом своего предмета — диалогично... Живое разговорное слово непосредственно и грубо установлено на будущее слово-ответ: оно провоцирует ответ, предвосхищает его и строится в направлении к нему. Слагаясь в атмосфере уже сказанного, слово в то же время определяется еще не ска­занным, но вынуждаемым и уже предвосхищае­мым ответным словом. Так — во всяком живом диалоге... В действительной речевой жизни вся­кое конкретное понимание активно: оно приоб­щает понимаемое своему предметно-экспрессив­ному кругозору и неразрывно слито с ответом, с мотивированным возражением — согласием. В известном смысле примат принадлежит имен­но ответу, как началу активному: он создает почву для понимания, активную и заинтересо­ванную изготовку для него. Понимание созре­вает лишь в ответе. Понимание и ответ диалек­тически слиты и взаимообусловливают друг дру­га, одно без другого невозможно.

Активное понимание, таким образом, приоб­щая понимаемое новому кругозору понимающе­го, устанавливает ряд сложных взаимоотноше­ний, созвучий и разнозвучий с понимаемым, обогащает его новыми моментами. Именно такое понимание учитывает и говорящий. Поэтому его установка на слушателя есть установка на осо-

бый кругозор, особый мир слушателя, она вно­сит совершенно новые моменты в его слово: ведь при этом происходит взаимодействие раз­ных контекстов, разных точек зрения, разных кругозоров, разных экспрессивно акцентных си­стем, разных социальных «языков» '.

Подчеркнем, что выявленная М. М. Бахти­ным структура диалога в его отличии от моно­логического высказывания относится не только к словесной форме общения — речь идет здесь о самой сути диалога, независимо от средств, которые он использует: диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принци­пиальное равенство друг другу; различие и ори­гинальность их точек зрения; ориентацию каж­дого на понимание и на активную интерпрета­цию его точки зрения партнером; ожидание от­вета и его предвосхищение в собственном высказывании; взаимную дополнительность по­зиций участников общения, соотнесение кото­рых и является целью диалога. Вот почему он может быть формой связи только субъектов, вы­ражая все те черты, которые отличают субъекта от объектов. «...Диалог — столкновение разных умов, разных истин, несходных культурных по­зиций, составляющих единый ум, единую исти­ну и общую культуру» 2 — это определение гу­манистического диалога, сформулированное Л. М. Баткпным, вполне можно принять за об­щее определение диалога как такового, в его отличие от обмена монологами. «Именно в син­тезе полнее всего просвечивает, сжимаясь,

1 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики, с. 88, 90, 93, 95; ср. с. 106—107, 164.

2 Баткин, Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978, с. 137.

I

структура диалога». Поэтому «нет ничего бо­лее монологичного, чем платоновский диалог»: в нем нет синтеза, точку зрения автора выра­жает один Сократ, и она не меняется в процессе спора, а его партнеры — «только слушатели, ученики, мальчики для битья» !.

Быть может, ярче всего структура диалога моделируется музыкой, когда она использует не форму обмена монологами-ариями (следуя друг за другом в художественной ткани оперы, они до такой степени самостоятельны, что каж­дую можно легко изъять из целого и исполнить в концерте), а форму дуэта, трио, квартета, представляющую собой предельный случай диа-логичности — целостно неделимого взаимодейст­вия составляющих его партий, до такой степени зависимых друг от друга, что они вообще не имеют самостоятельного существования, обра­зуя одновременное, а не последовательное зву­чание. Но музыкальная модель общения точнее всех других еще в одном отношении — она вы­являет его возможность быть не только диало­гом в буквальном смысле этого слова, то есть собеседованием двоих, но и полилогом, то есть взаимодействием многих партнеров, соучастни­ков единого практического, идеологического, художественного или игрового действа. То, что музыкальный ансамбль, в отличие, например, от драматического, способен с одинаковым успехом слигь воедино и два, и три, и много голосов, мо-

1 См.: Ваткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления, с. 163, 175. Об отличии диа­лога от монолога с семиотической точки зрения см.: Вартазарян С. Р. К описанию коммуникативных про­цессов.— В кн.: Семиотика и проблемы Коммуникации. Ереван, 1981, с. 28—32.

и*...                                   153

делирует именно эту полилогичность реального человеческого общения.

К реальному диалогу инструментальная му­зыка подходит близко в современных своих формах — джаза и рока, которые предоставляют самые широкие возможности импровизации. Ведь общение людей имеет всегда импровиза­ционный для каждого его участника характер. Импровизация является выражением глубин­ных качеств субъекта — его свободной актив­ности, способности порождать новую информа­цию, преодолевая стереотипность репродуктив­ного поведения; вместе с тем импровизация со­беседников ограничена программой их беседы, необходимостью достичь общего результата. Точно так же в импровизации оркестрантов каждый музыкант находит собственный путь движения к общей цели, согласуй ритмомело­дический рисунок своей партии с поведением партнеров. Оттого такое большое значение в подобном ансамбле имеет сыгранность музы­кантов, их взаимопонимание, способность каж­дого вписать свою партию в общее движение i    музыкальной ткани.

]       В то же время всякое музыкальное исполне-

i    ние диалогично и в другом отношении — в его

прямой направленности на слушателя, для ко­торого оно и осуществляется. Конечно, и ком-.! I ,    муникативное сообщение всегда кому-то адре-

совано, отчего его монологичность может пока­заться мнимой. Нужно, однако, иметь в виду, что сообщение имперсонально, ибо оно обраще­но к любому адресату, а не к кому-то опреде­ленному и единственному (как газетная инфор­мация, урок или лекция, речь оратора, научный трактат и т. п.), поэтому оно и приобретает мо-

нологическую форму, посылаемое всем (в пре­дельном случае как воззвание: «Всем, всем, всем!»), то есть получателям как объектам. Диалог же есть информационный контакт двух лиц, каждый из которых обращается именно к этому партнеру как к своему единственному слушателю и интерпретатору своей исповеди, ориентированной как по содержанию, так и по форме именно на этого и только на этого (или этих) партнера общения.

Во избежание возможных недоразумений заметим, что мы не находим никаких основа­ний для трактовки одной из двух форм инфор­мационной активности субъекта как более «вы­сокой», более «совершенной», более ценной, чем другая. Напротив, существуют самые вес­кие основания для того, чтобы считать их равно необходимыми человеку, общественному раз­витию, культуре и имеющими лишь разные сферы действия, поскольку преимущества и ограниченность каждой обнаруживаются в раз­ных социокультурных ситуациях. Это видно из уже приведенных примеров и еще будет под­тверждаться в ходе дальнейшего анализа. Пока объясним это в самой общей форме тем, что оптимальное осуществление разнообразнейших функций требует от каждого члена общества способности совмещать позиции субъекта и объекта деятельности, способности оперативно переключаться из роли ученика в роль соавто­ра и обратно, из роли исполнителя в роль парт­нера и обратно, из роли приемника информации в роль ее интерпретатора и обратно. Как ни хороша дружеская беседа, но школьный урок не может быть превращен в такого рода диа­лог. Точно так же не способны заменить друг

друга управление боем и теоретический диспут или спортивный матч и учебная тренировка. Следовательно, речь должна идти не о том, что­бы мечтать о «диалогической жизни» или сво­дить смысл всей человеческой деятельности к общению — диалогу, а в том, чтобы отчетливо понимать, где и когда наиболее эффективны коммуникация, монолог, сообщение, а где и когда оптимальны общение, диалог, отношение к другому как к субъекту.

5. Общение и общность

' Подытоживая сказанное, можно сделать важный для понимания специфики общения вы­вод: имеет ли оно практический, духовный или практически-духовный характер, связывает ли индивидов или группы, во всех случаях оно реализует те примечательные особенности субъекта, о которых было сказано нами при его анализе,— уникальность субъекта и свободу его действий; в результате межсубъектная связь становится свободным взаимодействием уни­кальных партнеров, каждый из которых само­стоятельно выбирает другого и соотносит себя с другим именно в своей и в его особенности, единственности, неповторимости.

Этих свойств нет в отношениях субъекта к объектам. Делая нечто объектом своей позна­вательной или преобразовательной деятельнос­ти, субъект тем самым приравнивает его к дру­гим объектам и, хоть он и должен выявить своеобразие познаваемого объекта и учесть все особенности преобразуемого объекта, и тот и другой в принципе могут быть заменены иными объектами: решив одну познавательную задачу,

ученый переходит к другой, изготовив одну де­таль, рабочий переключается на производство другой, сконструировав одну машину, конст­руктор начинает изобретать другую, и чаще всего выбор созидаемого, или познаваемого, или экспертно-оцениваемого объекта диктуется из­вне — руководством предприятия, научно-ис­следовательского института, конструкторского бюро, торгового учреждения. Точно так же ни педагог, ни врач не выбирают объекты своей деятельности, но получают их волею обстоя­тельств, и любой пациент и студент заменяется затем другим...

Иная ситуация характеризует общение — именно потому, что оно является межсубъект­ной связью.

Проблема уникальности субъекта общения — свойства, позволяющего именовать его «Я», «ego»,— в буржуазной философии, начиная с учения Ф. Шлейермахера об индивидуации и кончая экзистенциалистскими и персоналист-скими теориями нашего времени, занимает очень большое место. Показать несостоятель­ность метафизических, субъективно-идеалисти­ческих представлений можно, только дав этой проблеме верное, диалектическое толкование. Как отмечал 3. М. Какабадзе, «господствую­щей традицией западного мышления» является признание несовместимости индивидуального своеобразия и объединения людей: «Если инди­видуальное своеобразие, индивидуальные раз­личия считались неустранимыми, то вместе с тем отрицалась возможность объединения и единства. Если же признавалась возможность объединения, то это лишь постольку, поскольку индивидуальные различия считали устранимы-

ми». В действительности же «подлинное объе­динение, общение людей предполагает именно их индивидуально-качественные различия». Ярчайшим проявлением этого закона выступает такая форма человеческого общения, как друж­ба,— ведь ее условием является «не однообра­зие, а своеобразие... подобно тому, как в соче­тании разных голосов поется одна песня» \ Аналогична и любовь между мужчиной и жен­щиной. Но точно так же единство человечества предполагает индивидуальное своеобразие сос­тавляющих его наций. Любовь и дружба и яв­ляются специфической формой связи уникаль­ных субъектов; даже если у тебя несколько друзей — каждый является единственным в своем роде, незаменимым никем иным.

Как возникает комплекс «любовь — друж­ба — общение», было прекрасно показано в ро­мане Д. Дефо «Робинзон Крузо», о котором шла уже речь. Характерны мотивы Робинзона, кегда он бросился выручать будущего Пятни­цу от преследовавших его дикарей: он рассчи­тывал на то, чтобы «приобрести слугу, а может быть, товарища или помощника...». Спасенный Пятница дважды падал перед Робинзоном ниц и ставил его ногу на свою голову, давая тем самым понять, что готов быть ему «слугой на всю жизнь». Однако оказалось, что он понра­вился Робинзону: «Это был красивый малый высокого роста, безукоризненного сложения... В его лице не было ничего дикого и свирепо­го...»; оно обладало «выражением европейца,

1 Какабадзе 3. М. Культура и цивилизация.— В кн.: Культура в свете философии, с. 202—204, 206—207. См. также: Нон И. С. Дружба. М., 1987; Василев К. Любовь. М., 1982.

особенно когда он улыбался» и т. д. «Волосы у sero были черные, длинные и прямые, не имев-j0iie ничего общего с курчавыми, как овечья цгерсть, волосами негров; лоб высокий и откры­тий; цвет кожи не черный, а смуглый...» Эта привлекательность Пятницы и то, что он был уподоблен Робинзону — он был больше похож на европейца, чем на негра! — должны объяс­нить возможность отношения к нему героя ро­мана не как к рабу или всего лишь как к слу­ге, а почти как к равному, как к «товарищу или помощнику». (О том, какое значение Д. Де­фо придавал приравниванию Пятницы к Ро­бинзону, свидетельствует приводимое им рас­суждение своего главного героя: «...я с удив­лением убеждался, что хотя, по неисповедимо­му велению вседержителя, множество его ^творений и лишены возможности дать благое Применение своим душевным способностям, Однако они одарены ими в такой же мере, как

мы. Как и у нас, у них есть разум, чувство привязанности, доброта, сознание долга, приз-мтельность, верность в дружбе, способность ^озмущаться несправедливостью, вообще все

>окное для того, чтобы творить и воспринимать Добро...») В результате Робинзон искренне по-игобил Пятницу, и тот отвечал ему любовью и Ьыновней преданностью, отчего их отношения становились все более и более тесным и разно­сторонним общением. В ходе этого общения Ро­бинзон старался научить своего «нового това-Ьища» всему, «что могло быть полезным ему ((заметим, ему, а не самому Робинзону! —

I. К.), а главное — говорить и понимать меня, когда я говорил». Весь этот процесс приобще-Пятницы к европейской культуре, чрезвы-

чайно похожий на процесс образования, обуче­ния и воспитания ребенка, доставлял Робинзо­ну великую радость'.

Советские ученые построили психологиче­скую теорию коллектива именно на выявлении роли межсубъектных отношений его членов, каждый из которых «реально, действенно отно­сится и к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в своем коллективе», и по­тому «противопоставление «я» и «они» снима­ется понятием «мы» 2. Ибо, действительно, ис­ходным условием общения является индивиду­альное своеобразие партнеров. Реальный опыт показывает, что во всех случаях коллектив как носитель общности складывается тогда, когда партнер свободно избирает партнера, оценивая его индивидуальность, его неповторимые каче­ства. Даже игра — хотя она «только игра», то есть всего лишь модель реального человеческо­го общения,— интересна тогда, когда в ней уча­ствуют индивидуально своеобразные по стилю игры партнеры — шахматисты или футбольные команды.

Человеческое общение основано на этой глу­бинной диалектике различия партнеров и их стремления к единству, которое, однако, долж­но привести не к стиранию этих различий, а к «единству многообразия», как издавна опреде­ляли философы гармонию. Общение двух людей,

1 См.: Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо. М., 1982, с. 212, 215, 216—217, 219.

2 См.: Психологическая теория коллектива, с. 84— 85. Ср.: Иванов В. Г. Коллектив и личность. Л., 1971; Головаха Е. И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев, 1979; Дон­цов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984.

00 образному выражению М. Дюфрена,— не от-вогпениеВУХ монад, замкнутых в себе, между которыми существует некая предустановленная гармония; скорее это два скрещивающихся взгляда, две отталкивающиеся свободы, два рартнера, завязывающие диалог» '.

Поскольку цель сообщения чисто информа­тивна — сообщить что-то кому-то, постольку не имеет никакого значения, что именно в сообще-нии содержится — истинное или ложное, пере­витое или сочиненное, полученное в опыте или «высосанное из пальца». Поскольку же цель об­щения — приобщение субъекта к субъекту, ор­ганизация их единых, совместных действий или обретение их духовной общности, постольку каждый партнер должен открыться другому в своей подлинной природе, намерениях, возмож­ностях, целях, устремлениях, идеалах, чтобы другой, зная все это, мог согласовать свои дей­ствия с действиями партнера. Вот почему выс­шей формой общения является дружба, вот по­чему оно предполагает откровенность каждого перед другим как другом, ибо если я введу в заблуждение или хотя бы просто наглухо закро­юсь от моих партнеров, они не найдут со мной «общего языка» и совместное действие окажет­ся неудачным.

Крайней формой такого откровенного само­раскрытия человека в процессе общения явля­ется исповедь —■ эффективнейшее средство сбли­жения людей в отношениях дружбы и любви,

1 Dufrenne M. Pour l'homme, p. 155. См. также: Merton R. К., Lazarsjeld P. F. L'amitie comme proces-sus social.-- Chazel F., Boudon R , LazarsfeldP. L'analyse de processus sociaux.— Paris - Mouton — La Have, 1976, p. 250-251.

6 Каган M. G.                  161

весьма хитроумно использовавшееся религией для подмены общения человека с человеком oG щением человека с богом. В общении же чело века с человеком происходит встреча двух «с. поведей, которая рождает новую, дотоле не су. ществовавшую степень общности партнеров. Это относится, разумеется, к духовному общению происходит ли оно в дружеском «выяснении от. ношений», во внутреннем диалоге разных иц0 стасей личностного «Я» или в диалогическом контакте культур. Но нечто подобное происхо дит и в практическом общении, и в игровом В первом случае «исповедальный» характер действий каждого участника коллективной ак­ции заключается в том, что действия эти выра жают подлинные намерения действующего лица его понимание собственной роли, функции, спо­соба наиболее эффективного участия в общем деле — это нужно для того, чтобы каждый уча стник коллективного действия правильно по нимал стратегию и тактику поведения других, иначе общее депо не будет иметь успеха. Во втором случае (в игре) происходит то же са- мое, однако тут возможна и дезинформация партнера, если он является противником, от ко­торого нужно скрыть свои подлинные намере ыия или даже обмануть его, блефовать'. Но та кое поведение оказывается своеобразным спосо бом достижения общности, суть которой — сама игра, поддержание противоборства ее участии ков, потому что смысл игры — в самом ее про­цессе, а не в достигаемом результате.

Мы приходим, таким образом, к выводу, что,

1 См • Мазур М Качественная теория информации М., 1974, гл. 10

s каких бы формах общение ни осуществлялось, его цель — достижение общности (или повыше­ние уровня общности) действующих субъектов их свободными совокупными усилиями при со­хранении неповторимой индивидуальности каж­дого- Этим общение отличается и от коммуни­кации, и от управления, и от обслуживания, то есть от всех форм человеческих взаимоотноше­ний, которые строятся не на межсубъектной основе, и именно это делает общение специфи­чески-человеческим способом поведения, качест­венно преобразовавшим биологические формы связи особей и популяций.

Глава V

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ

Значение общения в социальной жизни ста­нет более понятным, если посмотреть на него генетически, то есть выяснить, как складыва­лось общение человека с человеком и в процес­се становления человечества, и в развитии каж­дой отдельной личности.

1. «Предобщение» в мире животных

Наличие у животных многообразных форм, способов и средств коммуникации хорошо из­вестно современной науке. Потребность в ком­муникации обусловлена у животных рядом при­чин — и половым диморфизмом, и условиями выращивания потомства, и разделением функ­ций в процессах охоты, строительства жилища и в иных формах коллективной жизнедеятель­ности, и, наконец, тем, что эффективное пове­дение животного во всех этих ситуациях не может быть обеспечено одним только инстинк­том, генетически транслируемой поведенческой

программой, но требует дополнения — обмена информацией как условием саморегуляции по­ведения, так как конкретные обстоятельства жизнедеятельности животного варьируются в весьма широких пределах и в каждом конкрет­ном случае особи приходится соотносить свои действия с особенностями данной ситуации; вот почему у животных вырабатываются и разно­образные сигнальные системы, способные пере­давать необходимую информацию от особи к особи. Можно ли, однако, считать эти системы языком, а их использование — общением?

Употребляя термин «язык животных», Б. Н. Панов резонно ставит его в кавычки, ибо средства передачи информации у животных в ряде отношений радикально отличаются от че­ловеческого языка. По мере того, подчеркивает он, как наши знания о системах сигнализации в животном мире становятся все более полными, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что ана­логия здесь чисто внешняя, что в основе обмена информацией у животных лежат совершенно иные принципы, нежели те, на которых основа­но общение между людьми'. Но следуя логике этих рассуждений, не правомерно ли и слово «общение» ставить в кавычки, когда оно приме­няется по отношению к поведению животных?

Однако и Е. Н. Панов и другие ученые сво­бодно употребляют данный термин примени­тельно к жизни животных2.

1 Панов Е. Н. Сигнализация и «язык» животных (Эволюционные и популяционяые аспекты поведения животных). Вып. II. М , 1970, с. 3.

2  См, например: Кряжев В Я Высшая нервная деятельность у животных в условиях общения. М., 195э.

Прислушаемся, однако, к рассуждениям На эту тему такого авторитетного специалиста, как Н. А. Тих: «Ввиду отсутствия какой-либо спе­циальной терминологии для обозначения слож­ных форм жизнедеятельности животных обыч­но используется лексикон, выработанный в пси­хологии и в обыденной жизни. В то же время все сознают связанную с этим определенную опасность, действительно сказавшуюся в свое время в концепции биологов-аитропоморфис-тов». При таком подходе оказывалось невоз­можным «решение главной проблемы: что об­щего и что особенного содержится в психике человека по сравнению с психикой живот­ных...». Поэтому исследовательница заключает, что даже «при описании жизни обезьян не может быть и речи о применении понятий ц терминов, обозначающих достижения историче­ского развития человека, таких, как речь, мысль, искусство и, наконец, основа всего — труд». Соответственно, она говорит не об «обществах» у животных, а о «сообществах» (хотя считает возможным использовать понятия «обществен­ность», «общительность» и «общение» как си­ноним «коммуникации»). Существо же ее пози­ции заключается в том, что «труд, познание и общение имеют свои ближайшие истоки в сооб­ществе предлюдей», что означает неадекват­ность этих «истоков» и развитых форм труда, нозпания и общения1. Отсюда можно сделать вывод, что, если предков человека именуют «предлюди», логично было бы называть их взаимоотношения «предобщенпем».

Большой интерес с этой точки зрения пред-

См.: Тих Н. А. Предыстория общества, с. 16—18, 301.

сТавляет исследование ученика К. Лоренца р. Виклера «Биология десяти заповедей», в ко­тором он стремился выявить биологические корни нравственных принципов, регулирующих человеческое поведение. Отделив в десяти биб­лейских заповедях три, имевшие религиозное происхождение, от остальных, которые он наз­вал «социальными заповедями», поскольку они порождались потребностью регулировать «сов­местную жизнь людей», В. Виклер обнаружил полную аналогию этим семи заповедям, с одной стороны, в древнейшем тексте исповеди, най­денном в одном из захоронений Древнего Егип­та, а с другой — в ныне действующих кодексах африканского племени ыасаи и па основании этого сделал заключение об общечеловеческом характере данных заповедей, формулировавших основные принципы коллективной жизни. А да­лее он установил, что подобные принципы регу­лируют и жизнь стадных животных: скажем, затюведи «не убий» там соответствует инстинк­тивный механизм запрета убивать себе подоб­ных, биологическая целесообразность которого связана с тем, что вид уничтожил бы себя, если бы не сумел оградить себя от убийства одними особями других. Немецкий ученый повторяет тут идею П. А. Кропоткина, высказанную в его охарактеризованном нами выше исследовании закона «Взаимной помощи». Но и у человека изначально действие этой заповеди, выражаю­щей один из моментов библейского принципа «возлюби ближнего как самого себя», зависит от тою, относится ли индивид к «ближним» или же к «чужакам»: «заповедь любви к ближнему становится проблематичной, когда приходится рассматривать в качестве «ближних» чужих или

даже врагов». Вместе с тем В. Виклер видит и существенное отличие взаимоотношения людей от взаимодействия животных: «К типичным свойствам человека, которые его отличают от других живых существ (насколько нам это до сих пор известно), относятся но только симво-тачески-опосредованные традиции и письмен­ность, но также способность поставить себя мысленно на место другого, перенестись в дру­гого»; благодаря этому любовь к себе самому перерастает в любовь к ближнему, заключает

исследователь

Этот анализ представляется нам весьма по­учительным, так как нередко мысль ученых продолжает двигаться в пределах метафизиче­ской альтернативы: либо, абсолютное противо­поставление человека животному, социально­го — биологическому, либо их отождествление. Между тем диалектическое мышление призы­вает видеть и качественный скачок от одного уровня развития жизни к другому, и появление зародышей высшей формы в недрах низшей. Такой подход позволяет заключить, что нравст­венные формы общественного сознапия не нас­ледуются человеком, а порождаются потребнос­тями социальной практики, но опираются при этом на те биологические формы отношений между индивидами, которые сложились в ходе эволюции коллективной жизни животных. По-, этому задача науки состоит в том, чтобы пока­зать и соязъ между выработанными у животных формами предобщения и человеческим обще­нием, и качественное отличие последнего от

1 Wickler W Die Biologio der zehn Gebote. Miinchen. 1971, S. 8, 89—91, 216.

форм взаимодействия животных. А эта послед­няя задача решается, к сожалению, гораздо хуже первой. Примером тому может служит! содержательное исследование советского биоло­га К. Э. Фабри.

По его мнению, общение зародилось в процес­се эволюции, на основе «биологического взаи­модействия между животными организмами». При этом он уточняет, что проявлениями об­щения нельзя считать «ни любое контактирова­ние между самцом и самкой, ни тем более скоп­ление животных в благоприятных для них местах (зачастую с образованием колонии)» Общение «предполагает как непременное усло­вие не только физическое или биологическое, но прежде всего психическое взаимодействие (обмен информацией) между особями, выража­ющееся в согласовании, интегрировании их действий». Уровень информационного взаимо­действия, при котором действие животного «приобретает сигнальное зпачение» (то есть коммуникация), характерен в развитом виде только для животных, «стоящих выше кольча­тых червей и низших моллюсков»; общение же «присуще всем высшим животным (включая и высших беспозвоночных), и можно сказать, что в той или иной степени поведение высших жи­вотных в целом осуществляется всегда в усло­виях общения (хотя бы периодического)».

Коммуникация животных совершается <с по­мощью различных химических, оптических, аку­стических, тактильных и других сигналов»; высшей ее формой являются «ритуализованные движения», исполняемые, «как правило, в виде «диалога» двух животных». А наряду с врож­денными формами общения у животных суще-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.