Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом) 12 страница



аеудивительно, что К. С. Петров-Водкин мог зазвать натюрморт «острой беседой живописца

натурой», ибо с подобными образами вещей, как и с образами природы, художник, а вслед |ia ним и зритель вступают в мысленный диа­лог, аналогичный тому, который он ведет с об­разами людей.

По сути дела, все искусство, создаваемое для детей,— сказки, фантастические повествования типа «Мойдодыра», мультипликационные филь­мы, в которых вещи участвуют как полноправ­ные партнеры людей, воплощает примечатель­ную черту детского сознания, повторяющую особенности сознания человечества, когда оно находилось в состоянии детства,— отношение к вещи как к живому существу, способному и к тебе относиться дружественно или враждебно, как к существу активному и самодеятельному, с которым можно вступать в прямое общение. Разумеется, взрослый человек, так же как и повзрослевшее человечество, отчетливо сознает, что вещи — объекты, а не субъекты, что они мертвые, а не живые, пассивные, а не актив­ные, что с ними нельзя общаться как с людьми и даже как с животными; и все же это трезвое научное сознание неспособно полностью пара­лизовать ценностно-эстетическое отношение к вещам, способность их любить или ненавидеть, радоваться им или страшиться их, одухотво­рять их, олицетворять, очеловечивать, субъек­тивировать.

Соотношение указанных двух позиций есть не столько проблема индивидуальной психоло­гии личности, сколько проблема социально-нсихологическая: сравнивая отношение к ве-Щам в типичном «романе отчуждения» Ж. Пе-

река «Вещи» и в «романах солидарности» А. де Сент-Экзюпери, В. Д. Днепров прекрас­но показал социальную обусловленность этих позиций — той, которая порождается товарно-капиталистическим отчуждением вещи от чело­века, превращающейся во «враждебную чело­веку и уничтожающую его силу», и той, кото­рая порождена демократическим сознанием людей труда, создающих вещи и потому накла­дывающих на них печать своего духа, делаю­щих их «причастными» к своей жизни, «окру­женными своего рода эмоциональным нимбом». Критик цитирует «лирическую формулу вещи» французского писателя-демократа: «Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены — наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности...» Точно так же и хлеб становится «средством единения лю­дей, потому что люди преломляют его за общей трапезой» и он становится для них «символом величия труда, потому что добывается он в по­те лица», становится «непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий» '.

Но искусство, повторим, лишь моделирует тут реальные, обыденные, общечеловеческие формы сознания и поведения, ибо такого рода общение о иллюзорными субъектами повседнев­но осуществляется каждым из нас, выражая потребность человека в максимальном расши­рении сферы его общения, в «очеловечении» всей окружающей его предметной среды. Это «очеловечение» есть не что иное, как наделе-

1 Цит. по: Днепров В. Литература и нравственный опыт человека, с. 344—345.

 предметной среды ценностными значения-я, в результате чего она, по словам К. Маркса, «по-человечески относится к человеку» '. Вот по­чему нельзя согласиться с точкой зрения, буд­то К. С. Станиславский был неправ, говоря 0 способности человека общаться «не только с людьми, но и с предметами» 2. При определен­ных условиях вещи, как видим, втягиваются в сферу общения, и К. С. Станиславский, будучи художником, это тонко чувствовал. Речь долж­на идти лишь о том, что вещь вступает в обще­ние не в своем собственном, чисто вещном объ­ектном бытии, а субъективированная,, ставшая носительницей ценности и именно этим завое­вавшая право быть включенной в систему че­ловеческого общения.

Проблема общения с природой и с вещами оказывается в наши дни бесконечно более ост­рой, жизненно важной, чем во времена Тютче­ва или Экзюпери. Такую остроту придает ей неумолимая поступь научно-технического про­гресса, имеющего два опасных для судеб чело­вечества последствия: развитие конфликта между культурой и природой, основанного на презрительном к ней отношении как к безглас­ной рабыне человека,— такова психологическая основа экологического кризиса, угрожающего самому существованию жизни на земле; разви­тие вещистско-техницистского поклонения че­ловека плодам собственного труда, отливающе­гося в новой форме религиозного сознания, ко­торое ставит на место божества технически со-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 121.

2 Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психо­логии.'— В кн.: Методологические проблемы социаль­ной психологии, с. 127.

вершенную или престижную вещь. Этим прямо противоположным и равпо чуждым социалис­тическому обществу позициям воспитание ком­мунистического сознания должно противопо­ставлять нравственно-эстетическое отношение к явлепиям «первой» и «второй» природы, ко­торое субъективирует их, не мистифицируя, и делает возможным общение с ними, а не узко прагматическое и рационально-сциентистское к ним отношение. Копзчно, и для удовлетворения наших практических нужд, и для целей есте­ственнонаучного познания природа остается — и всегда будет — объектом деятельности чело­века. Этот объект здравый смысл заставляет отличать от наделенного духовным содержани­ем человеческого бытия, и потому наивным бы­ло бы стремление вытеснить нравственно-эсте­тическим отношением к природе ее научное изучение и техническое преобразование. Оче­видно, речь должна идти о необходимости до­полнения — именно по законам «принципа до­полнительности» Н. Бора — объектного воспри­ятия природы ее субъективированием и обще­нием с нею в тех жизненных обстоятельствах, которые позволяют это делать, то есть за пре­делами науки и материального производства.

3. Общение реального субъекта

с воображаемым партнером

(квазисубъектом)

Если в общении с иллюзорным партнером сам объект, с которым устанавливается психологи­ческий контакт, вполне реален, но его субъект-но-коммуникативная фупкция лишь кажущая-

ся, то вид общения, к анализу которого мы пе­реходим, лишен этой двойственности — парт-вер здесь мнимый, живущий лишь в воображе­нии.

Общение личности с воображаемым партне­ром может осуществляться в различных фор-иах, в зависимости от характера этого партнера. Первая форма такого общения — самообщение «Я Я», основанное на способности созна­ния личности к раздвоению и к диалогическо­му взаимодействию образовавшихся «полови­нок» '. Феномен этот изучается психологами и психиатрами, он хорошо описан в специаль­ной литературе, на данные которой мы можем спокойно опереться. Мы уже упоминали о том, что явление самообщения многократно модели­ровалось в искусстве — ив форме внутреннего диалога персонажа, его спора с самим собой, и в изображении «двойников», на которых бук­вально распадается личность2. Приведем в ка­честве иллюстрации модель внутреннего диа­лога (самообщения), созданную современным писателем:

«Эта радость будет тебе поддержкой, если ты

1 Термин «самообщение» мы взяли у К. С. Стани­славского (Собр. соч. В 8 т. М., 1954, т. 2, с. 253); пси­хологи в этом смысле говорят об аутокоммуникации: Е. Г. Злобина, вслед за И. Б. Чубайсом, хотя и поле­мизируя с ним, специально рассматривает самообще­ние как особое культурное явление (Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. Киев, 1981, с. 50—51).

2 В статъе О. Н. Кузнецова и В. И. Лебедева «Лич­ность в одиночестве» есть специальный параграф «Раздвоение личности в художественной литературе, его философско эстетическое значение и психологиче­ские предпосылки» (Вопросы философии, 1971, № 7, с 122—124).

вдруг не сможешь точно определить, где твое место. Тогда достаточно знать, что не с Тиле.

— Так, так, а с кем же?

— Не с Тиле. Пока хватит и этого. Если ты это выдержишь, можешь быть почти доволен. О том, что ты не с ним, ты мог бы знать уже давно, но ты не хочешь, у тебя не хватает сил это знать.

— Да что ты!

— Ты боишься.

— Да что ты!» И так далее.

Для того чтобы ощутить различие между са­мообщением и самопознанием или самооценкой, приведем из того же романа модели этих пос­ледних. Тот же герой думает о себе:

«Типично, что ему приходится терпеть сек­ретаршу, которая...»; «И как это он не сумел удержаться от ухмылки! Черт бы ее подрал, подумал он...» !

Как видим, в самопознании и самооценке «Я» рассматривает самого себя как бы со сто­роны, то есть уподобляет себя объекту, а в са­мообщении происходит своего рода диспут меж­ду двумя равно активными половинками «Я», которое расслоилось на «Я» и «Ты», то есть на двух субъектов. В результате такого внутрен­него диалога — как и реальных диалогов в ак­тах реального общения реальных субъектов — становятся возможными два исхода: нормаль­ный, при котором возникает более высокая ме­ра общности двух «половинок» личности, то есть информация в данной системе возрастает,

1 Вальзер Ш По ту сторону любви.— Иностранная литература, 1979, № 6, с 140, 137, 138.

и патологический, когда эти «половинки» не сумели, как говорится, «найти общий язык» и обособляются друг от друга или даже становят­ся враждебными одна другой и ощущают вза­имную несовместимость, невозможность нахо­диться под «крышей» одного сознания. Это мо­жет вести к шизофренической утрате лично­стью чувства единства своего «Я» ' или даже к самоубийству — из-за невозможности существо­вания при такой степени душевного разлада, психологической конфликтности. Однако подоб­ные результаты аутокоммуникации потому и являются патологическими, что человеческая психика выработала удивительную способность саморасщепления, образования двух структур и их диалогического взаимодействия для про­тивоположной цели — для того, чтобы стано­виться богаче, как бы превращая реальное «Мы» в иллюзорное психологическое «Мы». Вот как описал это явление Г. С. Батищев: «Субъект — это не одинокий «робинзон», но и не скопление «робинзонов». Это не толпа уни­фицированных марионеток, слившаяся в моно­тонно-цельное Мы, подобно муравейнику, но и не такое Я, которое под мнимо личностной мас­кой повелевающего персонажа скрывает персо­нификацию анонимного и фетишизированного Порядка вещей. Это не украшенная человечес-

1 «При шизофренической деструкции сознания субъект теряет своего бндоминантного «двойника» («другого») и обретает психопатологического (галлю-Цинаторно-бредового)     «двойника» — постороннего»

(Дубровский Д И, Черносвитов Е. В. К анализу струк­туры субъективной реальности.— Вопросы философии, 1979, № 3, с. 65), см. также: Кузнецов О. Н, Лебе­дев В И. Психология и психопатология одиночества. М, 1972.

ким именем и обликом грубо материальная и формально-институциональная сила, но и не эмигрировавшее в самосозерцание духовное бессилие. Субъект — это средоточие межиндц-видуальных (и именно поэтому могущих быть подлинно личностными) «сущностных сил» че­ловека-деятеля» '.

Способность личности вобрать в себя прин­цип коллективности, моделируя содружество разных, но равноправных субъектов в структу­ре своей психики, явилась замечательным ин­струментом социализации индивида, способом обобществления личности. В конечном счете ее способность интериоризировать (внутренне ус­ваивать) «совокупность общественных отноше­ний» (К. Маркс), их ансамбль непосредствен­но связана с тем, что личность является ан­самблем общественных субъектов, образующим­ся именно как ансамбль, как системное целое, и постоянно укрепляющимся благодаря их диа­логическому — точнее, полилогическому — об­щению.

Проблема внутреннего диалога стала предме­том внимания и современной философской мысли, нашедшей в диалоге механизм творче­ского мышления. В. С. Библер остроумно назвал «диалогикой» такую структуру мышления, ко­гда оно раздваивается, оказывается диалогом двух «собеседников» (термин А. А. Ухтомско­го), вступающих в спор друг с другом, причем каждое из них «обладает своей собственной ло­гикой— не «худшей», не «лучшей», не более «истинной», чем логика «другого Я». Суть этой

1 Батищев Г. С. Деятельностная сущность челове­ка как философский принцип.— В кн.: Проблема че­ловека в современной философии, с. 93.

«дпалогики» состоит в том, разъясняет В. С. Библор, что «в ответ на реплику внутрен­него собеседника «Я» развиваю и коренным об­разом трансформирую, совершенствую «свою» аргументацию, но то же сомое происходит с логикой моего «другого Я» (alter ego)» '. Такое понимание мышления нахо7»пт подтверждение в психологической науке, которая рассматрива­ет внутреннюю речь как интериоризацию ре­альной диалогической речи (Л. С. Выготский) и определяет рефлексию как «внутреннюю дис­куссию» (Ж. Пиаже).

На этом пути психология встречается с фи­лософией, и такие встречи открывают новые углы зрения па раздвоение личности и ауто-коммуникацию, а эстетика в союзе с психолога-ей открывает механизмы самообщения в про­цессе художественного творчества.

Наряду со «вторым Я» субъекта его партне­ром может быть и образ другого человека, вос­создаваемый его памятью пли созидаемый си­лой его воображения. Разумеется, вспомнить духовно близкого тебе, но умершего человека — еще не значит вступить в общение с его обра­зом. Последнее является особой формой психи­ческой активности, особой потому, что «Я-об-раз» не нужно ни вспоминать, ни представлять себе — он дан сознанию как внутренне прису­щая ему структура и не может быть увиден внутренним взором, ибо не имеет внешности, тогда как образ другого нужно и вспомнить, и сшило воображения достроить, дабы предста­вить его себе «в предлагаемых обстоятельст-

1 См.: Библер В. С. Мышление как творчество, с 42—43.

93Я

вах», как сказал бы К. С. Станиславский; более того, нужно «написать» его роль в данных об­стоятельствах и «сыграть» ее в воображении. Моделью такого типа общения может послу­жить разговор Ивана Карамазова с Чертом или диалог героя с погибшим отцом в фильме М. Хуциева «Мне двадцать лет». В результате в сознании человека разыгрывается некая пье­са для двух (а иногда и более) лиц — диалог, который мог бы состояться действительно, ес­ли бы партнер реально присутствовал и само­лично участвовал в акте общения.

Потребность в таком «развертывании» обще­ния, в дополнении самообщения общением с воображаемым другим состоит в том, что оно позволяет расширить сравнительно ограничен­ные возможности самообщения и вступать в диалог со «значимыми другими» в их отсутст­вие. В мысленном диалоге действует диалекти­чески противоречивая сшибка установок ~с одной стороны, желания с предельной точно­стью перевоплотиться в воображаемого партне­ра и думать, говорить, делать именно то, что он подумал бы, сказал и сделал в предлагаемых обстоятельствах; с другой же стороны, безот­четного, как правило, желания слышать и ви­деть поведение своего друга таким, каким мне хотелось бы, чтобы оно было. Как бы ни раз­решалось это противоречие, итогом является невозможный ни реально, ни в аутокоммуни-кацип тип общения, играющий важную роль в развитии самосознания личности, помогающий ей смотреть на себя чужими глазами и оцени­вать себя судом друга.

Особым типом воображаемого партнера яв­ляется для нас художник, с которым читатель,

зритель, слушатель вступает в мысленный диа­лог. Ибо наше отношение к Гомеру, Рублеву, Корнелю, Баху является именно общением, в отличие от нашего отношения к Аристотелю, Ньютону, Декарту, Линнею, потому что для ученого все люди — близкие и далекие, совре­менники и потомки — именно и только адреса­ты посылаемых им научных сообщений, тогда как для художника его читатели, зрители, слу­шатели — опять-таки безразлично к тому, зна­комы они ему или незнакомы, существуют они одновременно с ним или еще не родились,— это субъекты, к которым он обращается не для того, чтобы их чему-то научить или им что-то внушить, а для того, чтобы завязать с ними душевный контакт, вызвать их сочувствие, со­переживание, вступить с ними в духовное взаи­модействие, стимулируя их активность, прово­цируя их на необходимую ему и направляемую им форму сотворчества. Эта цель достигает­ся тогда, когда художественный текст соединя­ет в себе изображение мира н самовыражение художника, проповедь и исповедь, размышление и переживание, когда автор искренен в выра­жаемом им отношении к миру, доверителен и адресуется как будто лично к тебе — как толь­ко может быть адресовано дружеское послание. И зритель, читатель, слушатель отвечает ху­дожнику тем же — отношением к нему, незави­симо от того, какова разделяющая их простран­ственная и временная дистанция, как к близко­му человеку, как к любимому другу, который распахивает перед тобой свою душу, рассказы­вает тебе о самом сокровенном, исповедуется перед тобой и тем самым заслуживает ответно­го движения мысли и чувства, хотя бы только

внутреннего, переживаемого и никак не опред­мечиваемого. А это и означает, что связь подлинного художника и подлинного — талант­ливого, как говорил К. С. Станиславский,— зри­теля, слушателя, читателя является диалогиче­ской, специфической формой общения. Конеч­но, это всего лишь веазмобщение — и потому; что меры активности художника и реципиента разные (второй способен лишь на сотворчество, и его ответная исповедь формулируется не реаль­но, а только в собственном воображении), и по­тому, что зритель, читатель, слушатель вступает в общение не с тем человеком, который написал «Героя нашего времени», «Патетическую сим­фонию» или «Утро стрелецкой казни», а с об­разом этого человека как главного героя его произведений; точно так же для Лермонтова, Чайковского, Сурикова их возможные и желан­ные читатели, слушатели, зрители существуют как образы идеального реципиента. Но в пре­делах квазиобщения эта его разновидность не менее эффективна, чем все другие. Во всяком случае, только учитывая ее, можно правильно оценить великие возможности искусства в вос­питании личности, ибо оно превращает лучших представителей человечества в друзей каждого из нас.

В этом свете выясняется теоретическая не­состоятельность двух определений того, как должно искусство воздействовать на челове­ка,— сложившейся еще в античности и приня­той всей просветительской эстетикой формулы «поучать развлекая» и введенного в эстетику в конце XIX в. М. Гюйо и Л. Н. Толстым поня­тия «заражение». При всех различиях между рационалистическим и эмотивистским смыслом

I

этих определений, их сближает то, что они в равной мере игнорируют активность человека, воспринимающего произведения искусства, и рассматривают художественную деятельность как своего рода «насилие над личностью», ко­торой художник навязывает, внушает свои мысли или свои переживания. Между тем ху­дожественная коммуникация лишь в извра­щенных своих формах приобретает дидактиче­ский или суггестивный характер, уподобляясь школьному уроку либо сеансу гипноза, в нор­мальном же состоянии она, хотя и включает в той или иной мере элементы поучения и зара­жения, является все же по сути своей чем-то радикально иным — свободным и активным сопереживанием и со размышлением читателя, зрителя, слушателя, которые лишь направля­ются художником в желанное для него русло. Активность художественного восприятия со­стоит, во-первых, в том, что оно завершает ра­боту, начатую художником, и по программе, закодированной им в художественном тексте', реконструирует и, так сказать, доконструирует созданные художником образы; во-вторых, дан­ная активность выражается в завязывании общения с этими образами, подобном тому, кото­рое психика завязывает с образами отсутствую­щих реальных людей, что придает художествен­ной коммуникации диалогический характер. Более того, диалогичпость эта оказывается удвоенной, двухслойной, ибо зритель, слуша­тель, читатель ведет диалог с образами героев произведений искусства, а через них — с их со-

! См.: Раппопорт С. X. Семиотика и язык искусст­ва.— В кн.: Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М., 1973; он же. От художника к зрителю. М., 1978.

здателями: читая «Медного всадника», я бесе­дую и с Евгением, и с самим Пушкиным. Устанавливаемая с персонажем связь является диалогом, хотя и квазидиалогом, ибо все то, что он говорит и делает в повести или поэме, говорится для меня, рассчитано на мои глаза, уши, на мое понимание и сопереживание, точно так же как герои скульптурных и живописных портретов ведут со мной молчаливый разговор на языке взгляда, мимики, жеста, одежды, све­тотеневой игры; даже тогда, когда персонаж романа думает про себя и сокровеннейшие его размышления и переживания неведомы другим героям произведения и даже не вполне ясны ему самому, он на самом-то деле думает «для нас», читателей, думает «публично», адресуя все движения своей души к ему неизвестным, но опосредующим само его существование со­глядатаям. Тем очевиднее это в тех случаях, когда мы встречаемся в поэзии с лирическим героем, который обращает свою исповедь прямо к нам, его слушателям-читателям:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

или смотрит нам прямо в глаза с плоскости холста, или танцует, поет, играет на скрипке нам и для нас...

В той или иной форме — открытой или скрЫ-той, осознаваемой самим художником и его пер­сонажами или нет, но их духовная жизнь о° природе своей интенционалъна, диалогична', по меткому суждению Гегеля, «хотя художест-венное произведение и образует согласующийся в себе и завершенный мир, все же оно в каче-ртио ттрйгтшттрптлтого  обособленного объекТа

ествует не для себя, а для нас, для публи- которая созерцает художественное протаве-Sne и наслаждается им». Поэтому «любое Произведение искусства представляет собой два 55г с каждым стоящим перед шш человеком» q Приводившееся нами рассуждение К. Маркса взаимоотношении Петра и Павла огаосяга^ ! тому случаю, когда ^еадьиыи Петр обдается * образов Павла в искусстве - здесь развора чивается тот же диалог, происходит аналоги* ное взаимное отражение смотрящихся ДРУГ яруга, как в зеркала, субъектов.

Этим художественное общение Р отличается от научной, ™™™ско« коммуникации. Схематическое из

последней ^ _^ сообщение —*■ адресат непригодно для описания художественного, оо-щения, хотя нередко его представляют именно в такой структуре:

художник —у художественное произведе-нив—► зритель, читатель, слушатель .

Между тем, если научная, техническая, фак­тическая и т. п. информация транслируется в форме сообщений, то есть монологических нос ланий отправителя получателям, то художест венная информация вообще не «посылается» не «сообщается» - она рождается в процессе общения художника и читателя, зрителя, слу^ шателя, будучи плодом их совместной активно

сти.

"ТТ^Га В 4 т. М.,

щедставлено здесь в одной общей схеме (с.

Художественное квазиобщение является поч­вой, на которой складывается общение и с ми­фологически-религиозными героями — язычес­кими, христианскими и прочими божествами и другими персонажами религиозных мифов В самом деле, связь с божеством, каким бы оно ни было, осуществляемая в формах молитвен­ного заклинания, ритуального действия, есть особая форма внутреннего диалога. Его струк­тура такова: а) обращение к божеству как существу, способному слышать, внимать, реа­гировать; б) изложение этому существу своих сокровеннейших переживаний, ощущений, же­ланий, помыслов, упований; в) расчет на пони­мание и сочувствие этого существа; г) надежда на его помощь как ближайшего друга, который отвечает тебе взаимностью.

Как видим, по своей структуре религиозное действие есть иллюзорное воспроизведение ре­ального межличностного общения, такое его воспроизведение, в котором силою фантазии создается образ воображаемого партнера, на­деляемого всеми качествами реального друга н тем самым оказывающегося способным заме­нить реального партнера в акте воображаемого общения. Поэтому заклинание или молитва только кажутся монологическими формами коммуникации — в действительности, то есть в своей психологической реальности, они диало­гичны: существо, к которому обращаются, вос­принимается как незримый — а подчас, благо­даря идолу или иконе, делаемый зримым — Собеседник, и казкется, что ты ощущаешь его ответную реакцию, слышишь его утешительное слово, его обещание помощи (хотя бы в форме слов Священного ппсания).

Чем же обусловлена возможность иллюзор­ного общения с божеством, с мифологическими персонажами? Тем, что они являются создан­ными художественными средствами квазисубъ-ецтами, образами, моделирующими качества человека как субъекта. Единственное, что рели­гия делает с этими образами,— заставляет ве­рить в то, что они- не вымыслы воображения, а «портретные», «документальные» изображения действительных существ, наделенные к тому же мистической связью со своими прообразами. Поэтому стоя перед идолом или иконой, слу­шая воспроизведение языческого мифа или чи­тая Евангелие, человек, по сути дела, вступает в квазиобщение с созданными в этих произве­дениях художественными образами, однако, ес­ли он религиозен, ему кажется, что он находит­ся в состоянии реального общения с реально существующим богом, портретному образу ко­торого следует молиться, упрашивать его или заклинать, бить перед ним поклоны, целовать его и совершать с ним разнообразные ритуаль­ные действия. Иначе говоря, эстетическое от­ношение к самому художественному творению, необходимо включающееся в восприятие искус­ства, рукотворностыо которого, мастерством, с коим оно создано, мы наслаждаемся, вытесня­ется из восприятия религиозного образа — вплоть до того, что последний может вообще изыматься из сферы созерцания (так, наскаль­ные тотемические изображения помещались в темных и труднодоступных ответвлениях пе­щер, а нательный крест посится под платьем, невидимый ни другим людям, пп его владель-

ЧУ). Разумеется, полное отключение эстетическо-

ь*.                           243

го отношения из восприятия религиозного об раза является предельным случаем, крайно­стью, которая встречается не столь уж часто-верующий знает, что идол, икона, храм, оде^! да священнослужителя созданы людьми, Оа слышит, как миф рассказывается другим чело­веком, и он не может не оценивать эстетически мастерство исполнения всех этих ритуальных объектов. Суть дела, однако, состоит в том, что эстетическое к ним отношение должно подав­ляться, так как оно вступает в психологическое противоречие с религиозным переживанием,— потому-то средневековая теологическая эстети­ка на протяжении тысячи лет билась над тем как разрешить антагонистическое противоре­чие между религиозно-экстатическим и эстети-ко-гедонистическим отношениями к религиозно­му искусству'.

С интересующей нас сейчас точки зрения ска­занное означает, что, хотя общение с религиоз­ным квазисубъектом (божественным персона­жем) уподобляется реальному общению, оно складывается на почве художественного квази­общения, представляя собой его превращенную и извращенную форму. Извращенную не только потому, что подавляется эстетический компо­нент художественного общения, но и потому, что, соотнося себя с богом, верующий человек подавляет собственную субъективность, ибо при­знает себя «рабом божьим», «орудием божьей воли», исполнителем божественных предначер­таний, то есть объектом, а не субъектом. Подоб­но тому, как реальное общение деформируется,

1 См.: Лекции по истории эстетики. Кн. 1. Л., 1973, Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.

Ж

если партнером оказывается вышестоящий, не­равный тебе человек, коему следует поклонять­ся, внимать и подчиняться, так деформируется, уродуется, разрушается квазиобщение при са­моуничижении верующего перед богом.

4. Общение воображаемых

партнеров художественных

персонажей

Последняя из четырех возможных форм обще­ния — связь субъектов, которые все являются воображаемыми участниками взаимодействия. Это возможно лишь в той форме иллюзорного уд­воения реальных процессов общения людей, ко­торая имеет художественно-образный характер.

Мы уже видели, что искусство включается в сферу общения и в форме общения человека с художественными образами, и в форме его об­щения с их создателями. Теперь отметим, что оно является единственным выработанным ис­торией культуры способом моделирования само­го общения. В наиболее чистой форме это делает сценическое искусство — ведь пьеса есть, по су­ти дела, изображение процесса человеческого общения, освобожденное от всего остального: с одной стороны, от доступного эпическому роду описания природы, внешней обстановки быта, даже внешнего облика героев, а с другой сто­роны, от доступного лирике прямого самовыра­жения no9ia, минуя поведение, мысли и речи персонажей. Особенность драматургии выража­ется не только в ее внешней диалогической структуре, но прежде всего в принципах разви­тия сюжетного действия — ведь драматическая

коллизия «Гамлета», «Вишневого сада» цЛи «Дней Турбиных» возникает лишь постольку поскольку каждый персонаж является для дру.! гих персонажей именно субъектом, то есть ли­цом, способным свободно избирать линию своего поведения, поступки которого в большой мере непредсказуемы, в силу чего на каждом этапе развития действия существуют разные возмож­ности его дальнейшего движения и выбор одной из них неизвестен ни зрителю, ни самим дейст­вующим лицам. Стоит нам ощутить в пьесе или на сцене подмену межсубъектпого взаимодейст­вия поведением персонажей как объектов, по­слушно выполняющих авторскую волю, лишен­ных свободы действий, внутренней мотивации поведения,— и мы теряем всякий интерес к дан­ному произведению, воспринимаем его как сур­рогат искусства, а не как подлинное художест­венное творение. Соответственно главная задача постановки пьесы в театре состоит в том, чтобы создать у зрителей ощущение подлинного обще­ния людей, действующих и разговаривающих на сценической площадке. Все остальное — вто­ростепенно, вплоть до того, что постановка мо­жет происходить без декораций, без костюмов и грима, даже быть вообще перенесенной из зри­мого пространства театра в доступное только слуху воображаемое пространство радиотеатра, где суть всего происходящего концентрируется в диалоге актеров. Природа актерского таланта состоит, в конечном счете, именно в способности правдиво, естественно, искренне общаться с дру­гим актером по логике предлагаемых обстоя­тельств и логике характеров изображаемых лиц. Далеко не случайно поэтому, что мы называем актера по отношению к другому актеру так же,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.