|
|||
общение с реальным партнеров (с подлинным субъектом) 5 страница1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 93. 2 Там же, 1. 1, с. 68. Q/. дественно при этом, что именно свобода придает деятельности человека нравственное измерение, позволяя оценивать его, в отличие от доведения животных, этически. Ибо нравственная оценка поступка возможна и необходима только тогда, когда у действующего лица существует свобода выбора как цели, так и способов и средств ее реализации. Но нравственная позиция есть лишь одно из проявлений ценностного отношения субъекта, которое во всех своих формах — и политической, и религиозной, и нравственной, и эстетической, и художественной — обусловливает его избирательную активность именно как субъектную, а не инстинктивную, биологическую, автоматическую. Избирательность, селективность, взятая сама по себе, является общей способностью биологических систем и моделируется в некоторых технических системах. Поскольку же отличие избирательной активности субъекта от поведения буриданова осла состоит в том, что субъект осуществляет свой выбор свободно, его поведение полностью никогда не предсказуемо. Не делая из этого факта тех крайних выводов, которые подчас делает экзистенциалистская философия и выросшее на той же духовной почве искусство, мы не можем все-таки не признать, что эта непредсказуемость выбора внутренне присуща развитой субъективности и что отсутствие или утрата этой способности придают поведению черты механистичности, запрограммированности, реактивности, то есть низводят человека с позиции субъекта на позицию объекта. «Свобода есть... сущность процесса становления человека Человеком, сотворения им самого себя, своей со- циальной жизни и культуры» '. «...Свобода составляет основу самодеятельного характера жизненного процесса, т. е. неотъемлемый атрибут субъективности» 2. А отсюда проистекают существенные особенности субъекта, следующим образом охарактеризованные В. П. Ивановым: «Феномен субъективности выпадает из естественного «вещного» ряда: он лишен собственных материальных свойств, пространственности, делимости и т. д. и вместе с тем может делать своим проводником любые вещные свойства на любом пространственном протяжении. Он вездесущ и вместе с тем неуловим для измерения внешними масштабами — качественными, количественными и пр. Но пожалуй, самое главное в том, что для субъективности в принципе невозможно указать совокупность порождающих ее внешних причин, условий и обстоятельств, ибо ее природа и специфическое отличие состоит именно в отношении ко всему внешнему, в «самопричинении» и «самообусловленности». Она суверенна, поскольку начинает с себя». Но это никак не означает, подчеркивает В. П. Иванов, будто субъективность сводится «к свойствам и проявлениям психики, сознания»,— по К. Марксу, речь должна идти «о субъективности практики, деятельности, которые составляют реальный базис сознания» 3. Выявление всех описанных нами атрибутов субъекта свидетельствует о том, что его актив- 1 Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности.— В кн.: Культура в свете философии. Тбилиси, 1979, с. 50. 2 Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев, 1977, с. 204. 3 См. там же, с. 41—42. йость никак не ограничивается пределами познавательной деятельности; более того, эта последняя должна быть рассмотрена как соотносительная с деятельностью ценностно-ориента-ционной и как вторичная по отношению к практической деятельности субъекта. Это означает, что субъектно-объектные отношения не укладываются в рамки гносеологического анализа, но характеризуют целостно рассматриваемую человеческую деятельность. Именно при таком — собственно философском — понимании субъекта и объекта открывается результирующее свойство субъекта, завершающее его характеристику,—его уникальность. Ибо такая система — точнее, такая живая система,— целенаправленная активность которой поднимается на уровень сознательной, свободной, ценностно-избирательной деятельности, тем самым отличает себя от всех других однородных систем. В пределах действия физических, химических и даже биологических законов нет условий для последовательной индивидуализации систем — даже генетическая комбинаторика, разыгрывающаяся на весьма широком пространстве возможных сочетаний наследуемых признаков, ограничена исходными наборами хромосом и в пределах пормы (не считая патологических деформаций) дает сравнительно узкий спектр индивидуальных вариаций видовой структуры. Потому степень индивидуального своеобразия каждого пса или каждой обезьяны, гораздо более высокая по сравнению с таковой в мире берез и ромашек и тем более в мире кристаллов и молекул, оказывается несравненно более низкой, чем степень индивидуальной неповторимости человеческой 4 Каган М. С. Q7 личности. Точно такой же вывод нужно сделать, сравнивая те или иные человеческие общности — родоплеменные, этнические, классовые, профессиональные — с популяциями животных. Уникальны, неповторимы, единственны каждый класс, каждая нация, каждая народность, каждая семья, каждая личность, поскольку в них развиты субъектные качества. И напротив, конформизм, стирающий своеобразие личности, бюрократическая унификация общества лишают субъективности и отдельного человека, и различные группы людей, превращают каждого в «колесико», «винтик», «гаечку» единого механизма, то есть десубъективируют его, делая легко взаимозаменяемым социальным объектом. Тут пролегает одна из важнейших демаркационных линий, отделяющих субъекта от объекта. Последний — что бы п кто бы ни выступал в его роли — либо вообще не является уникальным, либо утрачивает уникальность в данной ситуации, если и обладает ею в принципе. В самом деле, важнейшая особенность всех форм практически-преобразовательной деятельности — возможность повторения, многократного репродуцирования одного и того же производственного процесса, созидательного акта, организационного действия; фундаментальный принцип познавательной деятельности — нахождение закономерного, общего, повторяющегося, инвариантного, типического. Все, что становится объектом данной деятельности, теряет свою неповторимость, приравниваясь к другим объектам. Это приравнивание можег происходить на физическом или математическом уровне, биологическом или социологичес- , но оно есть необходимый аспект оперирования предметами — иначе их нельзя ни познавать, ни преобразовывать. Что же касается субъекта, то в силу своей уникальности, неповторимости он требует индивидуального к cede подхода. Так необходим индивидуальный подход в процессе воспитания личности. Хотя этот принцип хорошо известен в педагогике, его значение счел необходимым особо подчеркнуть М. С. Горбачев в докладе XXVII съезду КПСС '. Это и понятно — ведь воспитание имеет дело с формированием качеств человека как субъекта. Сколь ни существенны все указанные различия между субъектом и объектом, они все же не абсолютны. К. Маркс писал: «В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь...»2 Эти превращения возможны потому, что субъект и объект — не обозначение того, что само по себе всегда и везде является либо объектом, либо субъектом, но категории функциональные, диспозицион-ные, обозначающие роли различных предметов в тех или иных ситуациях деятельности. Так, человек может выступать в одном случае в роли субъекта, а в другом в роли объекта (вспомним слова Л. Фейербаха: «...далеко не безразлично, являюсь ли я субъектом или только объектом, существом для себя самого или только существом для другого существа...»3); это относится и к любой социальной группе — семье, 1 См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 87. 2 Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 25. 3 Фейербах Л. Избр. филос произв. В 2 т т 1 с 171. классу, нации и даже к моему собственному «Я», ибо в ситуации самопознания, самооценки, самовнушения «Я» раздваиваюсь на «Я-субъект» и «Я-объект». Психологам хорошо знакомо это явление, а в истории литературы были выработаны специальные средства психологического анализа личности — описание ее восприятия самой себя как бы со стороны. 2. Полимодалъностъ субъекта Представляется очевидным, что основные отличительные черты субъекта могут быть свойственны не только индивиду, но п различным группам людей, когда они образуют некие целостные коллективы. Так возникает, по терминологии А. А. Леонтьева, «совокупный субъект» 1. Уже отсюда следует, что субъект полимодален. Каковы же главные его модальности? 1) Субъектом может быть отдельный чело- век в той мере, в какой он обладает отмеченными выше качествами, то есть является личностью и поступает как личность. 2) Субъектом может быть группа людей, объединенная не случайно и механически (типа толпы), а органически, системно и именно поэтому приобретающая некие системные качества (качества целого, не сводимые к сумме качеств элементов данной системы). Такими системными качествами целостной группы становятся еднное, коллективное сознание и самосознание (скажем, родоплеменное, классовое, национальное, партийное), единая коллектив- 1 См.: Леонтьев А. А. Деятельность и общение.— Вопросы философии, 1979, № 1, с. 128. пая воля к действию и свободный выбор целей, способов и средств действия; это и делает подобную группу (микрогруппу типа семьи, бригады или макрогруппу — нацию, класс) субъектом. В. И. Ленин, говоря о необходимости для класса «единой воли», подчеркивал: «Единая воля пе может быть фразой, символом. Мы требуем, чтобы это было на практике» '. 3) Субъектом может быть определенный социум2, если он обладает высокой степенью внутренней организованности и цельности, которые порождают у него воплощающееся в культуре единое сознание и самосознание, еди-нонаправленную активность и свободно избираемый им принцип социальных действий. 4) Наконец, субъектом является общество, взятое в целом, или человечество3, когда оно выступает как единое целое, осознающее себя таковым и обращающее свою активность отчасти на покоряемую и познаваемую природу, отчасти на самосовершенствование. Понятно, что на протяжении всей предшествовавшей своей истории, которую К. Маркс точно называл «предысторией», человечество могло выступать 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 307. 2 Мы присоединяемся к В. А. Штоффу, который, в отличие от обычной точки зрения, выделяющей три модальности субъекта — индивид, социальная группа а общество в делом (см., например: Арефьева Г. С. Социальная активность, с. 62, 69), счел необходимым выделить и четвертую его модальность — конкретный исторический тип общества (см.: Штофф В. А. Человек как субъект познания.— В кн.: Методологические проблемы изучения человека. Л., 1979, с. 69—70). 3 См. у К. Маркса: «субъект, человечество, и объект, природа...» (Соч., т. 46, ч. I, с. 21) и здесь же — «субъект — общество» (с. 38). в роли субъекта лишь в очень небольшой мер(. Однако мера эта прогрессивно возрастала, а \( наше время развитие социалистических идеи и все более явственная перспектива коммунистического будущего человечества, с одной стороны, с другой стороны, угроза его самоуничтожения в ходе возможной термоядерной войнц а с третьей — сознание возможных грядущих контактов с инопланетными цивилизациями значительно активизируют процесс осознания человечеством своего единства. И все же лишь победа коммунизма может превратить человечество в подлинного субъекта Ч Но если существуют «совокупные субъекты,) во всех их масштабных вариантах — от семьи и бригады до человечества, то правомерно ц выделение симметричного по отношению к нпч «частичного субъекта», то есть продукта расщепления сознания личности па двух или нескольких субъектов, представляющих разные , позиции данного человека. Если выше говорилось о возможности раздвоения сознания индивида на «Я-субъект» и «Я-объект», то теперь можно отметить еще одну возможность, называемую психиатрами «раздвоением личности», а подчас «растроением» и т. д. Так, азербайджанский живописец Т. Нариманбеков нзобразп себя в картине «Бакинский автопортрет» отраженным в трех зеркалах, в каждом пз которых запечатлелись разные его качества, эстонским 1 О человечестве как «едином субъекте всемирно-исторического развития» см.: Давидович В., Лболи-на Р. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М., 1975; Урсул А. Д. Человечество, земля, веелеплая Философские проблемы космонавтики. М., 1977, с. 197-198. живописец ГО. Арак представил в автопортрете четыре своих лика, а поэт А. Вознесенский Записал в одном из своих стихотворений: Я — семья во мне как в спектре живут семь «я»... С. Л. Рубинштейн заметил однажды, что развитую, духовно богатую личность можно назвать «республикой субъектов»'. Явление это было давно замечено и многократно описывалось в истории художественной литературы, драматургии, киноискусства — в изображении «двойников» многими художниками, начиная с Э. Гофмана и Н. В. Гоголя. В дальнейшем мы рассмотрим его более внимательно, а пока подчеркнем лишь, что наличие «частичного субъекта» лишний раз свидетельствует о функциональном, диспозиционном значении самого яонятия субъектности. Таким образом, о каком бы модусе субъекта ни шла речь, он всегда обретается индивидом, социальной группой, общественной системой, а не присущ им изначально. По отношению к индивиду превращение в субъекта есть не что иное, как процесс воспитания, становления личностных качеств, приобщения человека к другим людям и его обособления от других, его социализации и самоутверждения. Но аналогичным образом это происходит и применительно к социальным группам — и семья, и производственная бригада, и театральная труппа становятся (илн не становятся, пли перестают быть) субъектами в ходе своего форми- 1 См.: Рубинштейн С Л. Проблемыобщей психологии, с. 337. рования, самоорганизации, деятельностно!0 функционирования. Аналогичен процесс этот по отношению к макрогруппам — сословиям классам, нациям. Так, К. Маркс, Ф. Энгельс ц В. И. Ленин показали, что первоначально рц, бочий класс, складываясь объективно, по толп месту, которое он занимает в материальном производстве и по порождаемым им специфц. ческим материальным потребностям и способу деятельности, остается на первом этапе своей истории «классом в себе», так как он не осознает свои глубинные общеклассовые интересы не обретает классового самосознания. Процесс формирования самосознания рабочего класса К. Маркс определил как его превращение пз класса в себе в класс для себя1, а В. И. Ленин называл это внесением марксистской идеологии в стихийно развивавшееся экономическое движение пролетариата2. Потому-то становится возможным и необходимым создание политической партии пролетариата — носительницы его классового сознания и самосознания, руководительницы его действий, которая и представляет рабочий класс как специфического социального субъекта и сама выступает как совокупный политический субъект. И в истории буржуазии можпо увидеть аналогичную закономерность. Первоначально она не имела классового сознания и самосознания п, растворенная в третьем сословии, стремилась не столько к классовому самоопределению, то есть к обретению качеств социального субъекта, сколько к усвоению норм дворянской жиз- 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 183. 2 См.: Ленин В. И Поли. собр. соч., т. 6, с. 79. (вспомним, как высмеял это Ж. Б. Мольер «Мещанине во дворянстве»). Лишь со време- поставленная объективным ходом вещей необходимостью противопоставить аристократии свою программу действий и реализовать эту программу в революционном столкновении с господствующим классом, буржуазия становится «классом для себя», то есть раскрывается как субъект направленной социальной активности. По-видимому, данный закон действует и в истории наций. Способность нации к определенному целенаправленному поведению, основанная на выработанном у нее национальном самосознании, есть проявление сравнительно высокого уровня ее развития (вспомним, как произошло это с русским народом в эпоху Отечественной войны 1812 г., как повторялся такой процесс в национально-освободительных движениях XIX—XX вв. в Восточной Европе, в Африке, Азии, Латинской Америке). Обращаясь к истории отдельных социумов, мы убеждаемся в том, что формирование у них субъектных качеств есть признак высокого уровня развития данного общественного организма и потому оно далеко не всегда имеет место. Возможно, что правилом является возникновение у некоего социума субъектных качеств в тех случаях, когда он вступает в конфликт с другим социумом и в этом противостоянии начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы, вырабатывая на этой основе программу собственных действий. Так, еще в первобытном обществе та или иная родопле-ЭДнная группа осознавала себя как «мы» имен-so постольку, поскольку возникало ее противо- стояние другой группе — «они» '; так, в хо-Великой Отечественной войны 1941 — 1945 I? советский народ с особой остротой и силой осо знал свою сверхнациональную и сверхклассо вую социальную целостность, выступив в смер тельной борьбе с мировым фашизмом как активнейший, целеустремленный, свободпо избравший свой исторический путь социальный субъект. В других же случаях определенный социум может объективно существовать, не осознавая себя и не проявляя себя в качестве об-щественно-исторического субъекта,— так, например, как вели длительное дремотное существование различные традиционные общества в эпоху феодализма или же островные цивилизации, отгороженные вплоть до XIX—XX вв. от всего мира и ие осознавшие себя по той простой причине, что пм было не с кем себя сравнивать, дабы ощутить свое отличие от другой культуры, другого образа жизни, другого общественного сознания. Понимание полимодальности субъекта важно, в частности, потому, что оно объясняет изменение конкретного значения понятия «субъективное» в соотношении с сопоставляемым с ним «объективным»: в одном случае «субъективное» означает «выражающее позицию индивида», а «объективное» соответственно — «независимое от индивида»; в другом случае «субъективное» — это «представляющее интересы класса» (например, партийность), и оно объективно по отношению к индивидуально-субъективному; в третьем случае «субъектпв- 1 См.: Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. flOe» означает «общечеловеческое» или «вообще человеческое», «человечески-духовное», «социальное» в соотнесении с объективно-природным (вспомним цитированный выше первый тезис j{, Маркса из «Тезисов о Фейербахе»), и подобная субъективность является объективностью по отношению к двум первым субъектив-ностям. Непонимание этой относительности и масштабной изменчивости значения данных понятий нередко приводит к тому, что метафизически мыслящим (или просто недостаточно культурным) философам кажется «субъективизмом» одно только признание определенных прав субъективного, его в известных отношениях определяющей роли — так было в полемике о возможности существования марксистской аксиологии, в эстетической дискуссии «прпроднпков» и «общественников». Теперь правомерпо поставить вопрос, а обладает лп объект свойством полимодальности? Оказывается, что объект не имеет модификаций, подобных тем, какие мы обнаружили у субъекта, поскольку что бы и кто бы ни становился объектом, оп (или оно) утрачивает свою неповторимость и приравнивается ко всем другим объектам. Конечно, существуют немалые различия между природными и социальными системами как объектами научного познания, между изучением закономерностей физических и психических, между исследованием ма тематических н нравственных отношений — отсюда качественные различия между группами наук и отдельными отраслями знания. И все же «наука наук» математика может абстрагироваться от всех качественных особенностей предметов ре? тьного мира, приравнивая что угодно к че- му угодно, если только с этими предметам]! нужно совершать операции исчисления или структурирования. По этой же причине воз можны интегративные процессы во взаимодействии естественных и общественных, гуманитарных и технических наук. И точно так же практика сводит к некоему единству разнока чествепные объекты, которые она вовлекает в свою сферу — скажем, разнородные материалы при изготовлении автомобиля или при протезировании отсутствующих у человека органов. Вот почему различия между темп пли иными разновидностями, типами, классами объектов, сами по себе, разумеется, чрезвычайно важные, не сказываются на их философском рассмотрении в роли объектов. 3. Формы существования субъекта и объекта Итак, понятия «субъект» и «объект» являются парными и соотносительными категориями, каждая из которых имеет смысл лишь в формулируемом или предполагаемом единстьс с другой', обозначая «его иное», и единство 1 Вот почему, как это убедительно показала Г. С. Арефьева, неверно отождествление понянш «объект» и «объективная реальность» (см.: Арефое еа Г. С. Социальная активность, с. 46 и др.). Очень точно разъяснил существо заключенной здесь про блемы С. Л. Рубинштейн, когда, опровергая исходные принципы субъективного идеализма, писал: «Неверно не то, чго в качестве объекта нечто существует толь ко для субъекта; неверно, что бытие существует только в качестве объекта для субъекта. Бытие существует и независимо от субъекта, но в качестве объекта оно соотносительно с субъектом» (Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 57). этих противоположностей теоретически фиксирует структуру деятельности как сверхбиологической человеческой активности в многообразии ее конкретных видов, типов, форм. Однако этим тезисом, не раз формулировавшимся в нашей философской литературе, никак нельзя ограничиться. Хотя до сих пор философский анализ субъ-ектно-объектных отношений не выходил за пределы «чистого» противопоставления субъекта и объекта по принципу бинарных оппозиций, ситуация представляется нам гораздо более сложной, поскольку в системе «субъект — объект» кроме двух основных ее элементов (субъекта и объекта) есть еще ряд компонентов, производных от этих двух. В самом деле, ведь и объект и субъект могут существовать не только реально, но и мнимо, как чисто воображаемые психические конструкты. Если я мыслю о некоем объекте, его образ, возникающий в моем воображении, является таким же объектом, как тот, что он отражает, однако объект этот не материальный, подлинный, реальный, а отраженный, идеальный, существующий лишь в сознании, то есть квазиобъект К Подчеркнем, что речь идет тут не о понятиях как продуктах абстрагирующей деятельности мышления и не о чувствах, переживаниях как эмоциональных 1 Понятие «квазнобъект» уже использовалось в нашей философской литературе, но у М. К. Маыар-дашвпли, например, оно имело несколько иной смысл (см. его статью «Форма превращенная».— Философская энциклопедия, т. 5, с. 388). Определение знака я языка как «квазиобъоктов», близкое к нашему пониманию этого термина, дает А. А. Леонтьев (см.: Философские проблемы психологии общения. Фрунзе, 1976, с 8—9). процессах, а именно о представлениях, образах воображения, которые обладают свойственной всем реальным объектам формой конкретности, только конкретность эта отраженная, представляемая, воссоздаваемая воображением, а не действительная, материальная конкретность реально существующего предмета. Иначе говоря, квазиобъекты суть модели реальных объектов, создание которых есть специфическая функция воображения, отличающая его от мышления и всех иных психических механизмов. Но в таком случае правомерно предположить, что существует и квазисубъект, то есть такая форма идеального, такой продукт воображения, который является моделью субъекта.. Ибо могущество воображения таково, что оно способно воссоздавать не только объекты, но и субъектов во всех их специфических субъектных признаках. Первой формой такого моделирования является один из замечательнейших и удивительнейших психологических феноменов — создание психикой личности образа ее «второго Я»; другой тип квазисубъекта — воссоздаваемый памятью образ иного субъекта (скажем, умершего отца, уехавшего друга и т. п.), который функционирует в моем воображении именно как субъект, а не как объект, оказываясь, например, способным вступать со мной в мысленный диалог; третий тип квазисубъекта — художественный образ, который может существовать и в объективированной форме произведения искусства'. 1 Соглашаясь с М. Дюфреном, чго поняше «квазисубъект» может бьпь успешно применено к искусству (Dufrenne M. Phenomenologie de l'experience estheti-que. Т. 1. L'objet ebthetique. Paris, 1953, p. 249), мы В обширной литературе, посвященной проблеме художественной образности, выявлены многие специфические черты, отличающие художественный образ от понятия, отмечен его конкретно-чувственный характер, эмоциональная выразительность, эстетически значимая форма, но далеко не столь четко определено отличие художественных образов от образов нехудожественных, которые также создаются воображением и также являются воспроизведениями, моделями реальных предметов и явлений действительности. Отсюда — нередкое отождествление образов художественных и нехудожественных, выражающееся, например, в отнесении к художественному творчеству, к искусству всей изобразительной деятельности человека — рисования или живописания как такового, фотографии или кинематографии как таковой, независимо от того, какую информацию несет данный рисунок или данный снимок. Отсюда же нередко встречающееся неправильное толкование (даже эстетиками-профессионалами, а не только дилетантами, любящими порассуждать на эстетические темы!) опре- должны возразить французскому философу по двум пунктам: во-первых, квазисубъектом является не художественное произведение, а художественный образ, ибо произведение искусства имеет общественное, материальное бытие, то есть является объектом, а не субъектом, точное, объективированным субъектом. Сам М. Дюфреп называет произведение «эстетическим объектом» и оказывав! ся поэтому вынужденным при-равня!Ь эти два попятия: «эстетический объект есть квазисубъект» (ibid, p. 255—256), что нелогично; во-вторых, квазпсубъектом следует считать не только художественный образ, но и, как было нами отмечено, всякий образ субъекта, создаваемый воображением. Ш деления «мышление в образах», данного Гегелем и В. Г. Белинским художественному творчеству, как «мышления в чувственной форме», в «картинах», представляющих жизнь «в формах самой жизни». Между тем главная и определяющая черта художественной образности, обусловливающая все остальные ее особенности, состоит именно в том, что она является моделью субъекта. В каком бы конкретном виде мы ни взяли художественный образ — как образ лирического героя в поэзии А. С. Пушкина или В. В. Маяковского; как образ персонажа произведения — Раскольникова, репинского «Протодиакона», мочаловского Гамлета, чаплинского Чарли; как образ личности в симфониях П. И. Чайковского или Д. Д. Шостаковича,— он функционирует в произведении не как объект среди объектов, а как своего рода субъект, то есть «существо», наделенное активностью, сознанием и самосознанием, свободой воли и уникальностью. Более того, даже тогда, когда искусство изображает природные явления или вещи, образы эти тоже становятся квазисубъектами, а не квазиобъектами — этим-то левитановский пейзаж, толстовский Холсто-мер или вангоговский натюрморт принципиально отличаются от документально-географической зарисовки ландшафта, живописной иллюстрации в учебнике по животноводству или муляжных моделей фруктов и вещей, сделанных для витрины магазина '. 1 Проблема эта рассмотрена нами обстоятельно в статье: Изобразительное искусство в сфере человеческого общения.— Советское искусствознание 82, вып. 1. М., 1983 (перепечатано в сб.: Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986). ф. М. Достоевский, писал М. М. Бахтин, «подобно гетевскому Прометею, создает не безгласных рабов (как Зевс), а свободных людей, способных стать рядом со своим творцом, не соглашаться с ним и даже восставать на него» '. К этому суждению мы решились бы сделать лишь одну поправку — отнести его не только к творчеству Достоевского, но и ко всей художественной литературе, более того, ко всему искусству. «Утвердить чужое «я» не как объект, а как другой субъект»2 — эта формула определяет природу художественного образа как такового, а не одного лишь мира образов Достоевского. И потому «диалогична» структура не только его романов, но всякой художественной реальности — именно как художественной. Впрочем, в других случаях М. М. Бахтин именно так и ставил вопрос: например, говоря о свойственном роману как жанру «разноязычии», которое ведет к «той или иной степени диалогизованности»3, или определяя отношение художника к своим героям как «вненаходимость», которая приводит к диалогу автора и героя4. Но подробнее об этом ниже.
|
|||
|