Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом) 4 страница



2 См.: Ананьев В. Г. Человек как предмет позна­ния, с. 322.

3 См.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981, с. 370, 414, 422.

4 См.: Врудиый А. А. Семантика языка и психоло­гия человека. Фрунзе, 1972; Знак и общение. Фрунзе, 1974; Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974; Семиотика, лингвистика и проблемы коммуника­ции. Ереван, 1977; Теоретические проблемы речевого общения. М., 1977; Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. М., 1978; Родионов Б. А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону, 1984.

с педагогикой и этикой'. Исследования в этих областях убедительно показали, какую роль об­щение играет во временном и в пространствен­ном аспектах повседневной жизни людей, то есть и в процессе воспитания, формирования, развития личности, и в межличностных контак­тах во всех сферах человеческого бытия, где необходимы передача, усвоение, обмен инфор­мацией. А отсюда возникла необходимость рас­смотреть эти формы общения с точки зрения их влияния на такие области практики, как уп­равление, сфера обслуживания, научная рабо­та2. Все эти направления изучения общения стимулировались потребностями практики и необходимостью повышения уровня культуры советского общества, ибо во всех сферах эффек­тивность деятельности людей и качество ее про­дуктов оказываются обусловленными характе­ром взаимоотношений вовлеченных в нее, то есть культурой общения. Это стало особенно яс­но в последние годы, в процессе перестройки нашего общества, начавшейся после XXVII съезда КПСС: необходимость повышения уров-

1 См.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974; Развитие общения у до­школьников. М., 1974; Коч И. С. Открытие «Я». М., 1978; он же. Психология юношеского возраста. М., 1979; он оке. Дружба. М., 1987; Леонтьев А. А. Педаго­гическое общение. М., 1979; Титаренко А. И. Нравст­венные основы общения. М., 1979; Лисина М. И. Проб­лема онтогенеза общения. М., 1985; Проблемы нравст­венной культуры общения. Вильнюс, 1986.

2 См., например: Власов Л. В., Сементовская В. К. Деловое общение. Л., 1980; Омаров А. М. Управление: искусство общения. М., 1983; Белкин П Г., Емелья­нов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология науч­ного коллектива. М., 1987.                            ,

ня политической и нравственной культуры, культуры производства, обучения и воспитания, обслуживания и быта заставила пристально взглянуть на то, как складываются отношения людей в каждой из этих сфер общественной жизни.

С этими потребностями в определенной мере связано и обращение этнографии к проблеме общения. Ведь и воспитание детей, и обряды, я повседневные бытовые контакты имеют яр­кую этническую окраску у каждого народа, ко­торую нужно знать и учитывать в управлении развитием культуры, в образовании, в межна­циональных отношениях Ч

Особенно, пожалуй, активно в советской на­уке 70—80-х годов исследовались эстетический и художественный аспекты человеческого обще­ния. Объясняется это тем, что в искусстве об­щение (в собственном и точном смысле слова) играет особую роль, что привлекло исследовате­лей к этой — деятельностно-функциональной — стороне художественного освоения мира, анализ которой должен был дополнить традиционный для эстетики гносеологический подход к искус­ству. Результаты такого рода исследований по­могли раскрыть специфический характер и принципиальное значение общения в этой об­ласти культуры2,

1 Интересно в этом отношении издание «Этногра­фия детства» под ред. И. С. Кона, первые две книги которого вышли в свет в 1983 г. См. также: Бгажно-ков В. X. Очерки этнографии общения адыгов. Наль­чик, 1983.

2 См.: Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстети­ки. М., 1975; он же. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970; Джидарьян И. А. Эстетическая потреб-

Важное значение построения теории общения имел и его генетико-этологический аспект — изучение поведения животных, которое истори­чески предшествовало человеческому общению. Ряд содержательных публикаций советских био­логов позволили получить достаточно полную картину этого преддверья человеческого обще­ния, его этологических предпосылок'.

Все более многоголосая полифония научного исследования общения укрепляла сознание не­обходимости его философского осмысления, ко­торое могло бы послужить теоретической осно­вой и интеграционным принципом конкретных его разнородных частнонаучных исследований. Вместе с тем советская философская мысль име­ла и собственные, внутренние потребности об­ращения к проблеме общения, диктовавшиеся обострявшимся на протяжении двух последних десятилетий интересом к проблеме человека, человеческого бытия, человеческой деятельно­сти, человеческих отношений. Неудивительно поэтому, что на рубеже 60—70-х годов пробле­ма общения вторглась в философскую литера­туру, заняв прочное и важное место в кругу гуманитарно-социальных тем исторического ма-

14,11

ность. М., 1976; Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. М., 1972; он же. От художника к зрителю. М., 1978; Искусство и общение. Л., 1984. Ряд статей посвятил данной проблеме и автор настоящей книги.

1 См.: Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и ди­тя человека. М., 1935; Кряжев В. Я. Высшая нервная деятельность у животных в условиях общения. М., 1955; Тих Я. А. Предыстория общества. Л., 1970; Па­нов Е. Н. Общение в мире животных. М., 1970; Фаб­ри К. 9. Основы зоопсихологии. М., 1976; Шуку-ров Э. Дж. Биологические предпосылки возникновения и развития общения.— В кн.: Философские проблемы психологии общения. Фрунзе, 1976.

териализма. При этом философы не могли не учитывать необходимость так или иначе соот­носить собственно философское рассмотрение проблемы с обобщением тех представлений, ко­торые накапливались в смежных областях зна­ния — в общей и социальной психологии, в лингвистике и семиотике, в теории коммуника­ции и теории информации, в педагогике, этике, эстетике. Оказывалось, однако, что сделать это было совсем не просто.

Когда Г. С. Батшцев, анализируя человече­скую деятельность, увидел в ней две взаимосвя­занные стороны — активность и общение ' и ко­гда в дальнейшем, изменив свою точку зрения, стал противопоставлять общение деятельности, поскольку свел ее только к «предметной дея­тельности», а общение трактовал как «установ­ление и обновляющееся становление глубинной универсальной общности между субъектом и всеми другими» 2, он рассуждал на специфиче­ски философском языке. Г. С. Батищев исходил из использования категории «общение» в тру­дах К. Маркса, но принципиально не обращал внимания на то, что происходит с этой теорией в смежных науках. Напротив, Л. П. Буева pi Е. Г. Злобина стремились построить философ­скую теорию общения, опираясь на его трактов­ку в психологии. Оказалось, однако, что они, невольно или сознательно, принимали психоло­гический угол зрения на общение и трактовали его как духовный межличностный контакт, как

1 См.: Проблема человека в современной филосо­фии. М., 1969, с. 96, 99, 101.

2 Принципы материалистической диалектики как теории познания. М., 1984, с. 194—195.                    t

«персонификацию общественных отношений» \ Другие философы искали решение задачи, опи­раясь на данные иных наук — семиотики, тео­рии коммуникации, лингвистики, и порой дохо-дилр1 при этом либо до простого отождествления общения с коммуникацией2, либо даже до све­дения общения к вербальному способу обмена информацией3. Предпринимались и попытки совместить социально-психологическую и ин­формационно-семиотическую ориентации фило­софской концепции общения4.

Если добавить к этому перечень исследования по общим проблемам теории деятельности, в ко­торых затрагивались более или менее обстоя­тельно и проблемы теории общения5, можно за­ключить, что в советскую философскую науку проблема общения вошла основательно и проч­но, что многие ее аспекты изучены серьезно и

1 Вуева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978; Злобина Е. Г. Общение как фактор развития лич­ности. Киев, 1981.

2 Родионов Б. А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону, 1984.

3 Прилюк Ю. Д. Проблема общения в историческом материализме. Киев, 1985.

4 См.: Соковнин В. М. О природе человеческого об­щения (Опыт философского анализа). Фрунзе, 1974.

5 См., например: Кветной М. С. Человеческая дея­тельность: сущность, структура, типы (социологичес­кий аспект). Саратов, 1974; Архангельский Л. М. Со­циально-этические проблемы теории личности. М., 1974; Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974; Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека.— Социологические исследова­ния, 1976, № 4; Демин М. В. Природа деятельности. М., 1984; Сагатовспий В. Н. Социальная система: ста­тус и структура.— В кн.: Исторический материализм как методология социального познания. Новосибирск, 1985.

глубоко, что очевидным стал междисциплинар­ный характер анализа общения и что филосо­фия осознает ныне и свою общетеоретическую и методологическую функции в комплексном исследовании общения широкой группой наук.

Вместе с тем размышления над сделанным в данной области приводят к выводу, что не сформулировано еще собственно-философское, специфически-философское понимание общения, а потому и корреляция философского и частно-научных его истолкований оказывалась невоз­можной; не выявлено и глубинное содержание концепции общения у основоположников марк­сизма, до конца не осмыслены противоречивые пути теоретического анализа общения в буржу­азной философии и гуманитарных науках XX в.

Решение всех этих задач было затруднено тем, что в нашей философии не разработаны до сих пор те разделы, которые являются основопола­гающими для теории общения,— проблема субъ­екта и объекта, философская антропология, кон­цепция культуры. Не могла не сказаться здесь длительная ориентация философской мысли на естествознание и обществознание, оборачивав­шаяся пренебрежительным отношением к гума­нитарному знанию (вплоть до его отождествле­ния с общественными науками, что, в свою оче­редь, проистекало из отождествления человека и культуры с обществом и соответственно све­дения исторического материализма к «общей социологии»). Вместе с тем, несмотря на осозна­ние важности комплексных научных исследо­ваний сложных явлений природы, общества, культуры, человеческого бытия и на расширяю­щееся стихийное развитие междисциплинарных контактов, до сих пор до конца не прояснена

их методология, как и роль философии в комп­лексных, междисциплинарных исследованиях. В этом направлении сделаны лишь первые ша­ги (в начале 80-х годов), особенно примени­тельно к изучению человеческого общения *.

Стремлением продвинуть разработку фило­софской теории общения, опираясь на все то ценное, что сделано в данном направлении уче­ными за последнюю четверть века, и руководст­вовался автор данной книги. Этому стремлению подчинена и сама ее структура. После историо­графического обзора, предпринятого в первых ее главах, следует специальное рассмотрение исходной для теории общения системы отноше­ний субъекта и объекта, подсистемой которой является межсубъектное отношение, не при­влекавшее до сих пор достаточного внимания философов и потому потребовавшее специально­го пристального исследования. Выстроенная та­ким образом «система категориальных коорди­нат» позволяет рассмотреть общение на собст­венном теоретическом языке философии, а за­тем получить возможность перейти к его феноменологическому изучению; именно на этом этапе привлекаются и данные различных конкретных наук при строгом сохранении уже полученного философского понимания общения как такового, в его глубинных, сущностных своя-

1 См.: Широкий 3. М. Междисциплинарные исследо­вания и дисциплинарная организация науки. М., 1980, Методологические проблемы взаимодействия обществен­ных, естественных и технических наук. М., 1981; Взаи­мосвязь наук: теоретические и практические аспекты. М., 1984; Дисциплинарность и взаимодействие наук. М., 1986; Каган М. С. Общение как предмет междисци­плинарного научного исследования.— В кн.: Общение и культура личпости. Томск, 1984.      ,   ,,

ствах. Данная фаза исследования начинается с анализа генезиса общения — сперва в масштабе филогенеза — становления общения людей в процессе формирования человеческого общества, специфически человеческой деятельности, куль­туры, а затем в масштабе онтогенеза — процес­са формирования потребности и способности к общению отдельного человека, индивида. На ос­нове полученных таким образом представлений становится возможным выявление всего много­образия конкретных видов и разновидностей общения, что предоставляет необходимый по полноте материал для последующего обобщаю­щего анализа содержания, форм и функций об­щения.

Предлагаемая разработка философской тео­рии общения будет иметь, как надеется автор, и теоретическое, и практическое, и методологи­ческое значение. Теоретическое — поскольку она расширяет наши представления о субъектно-объектных отношениях, позволяет увидеть ряд новых, не замечавшихся прежде или недоста­точно глубоко изученных закономерностей жиз­ни и развития общества, функционирования культуры, поведения человека. Практическое — поскольку она открывает пути прямого прило­жения полученных теоретических выводов в практике коммунистического воспитания, в со­вершенствовании человеческих отношений во всех сферах жизни социалистического общест­ва, что особенно важно на нынешнем этапе его развития, в эпоху революционной перестройки, открытой XXVII съездом КПСС. Методологи­ческое — поскольку именно философская кон­цепция общения способна стимулировать и ко­ординировать его комплексное, междисципли-

нарное научное исследование. Если до сих пор движение разных наук в данном направлении остается разрозненным, параллельным ходом исследований, которые соприкасаются лишь из­редка, фрагментарно и без какого-либо методо­логического обоснования, то связано это как раз с отсутствием методологической «режиссу­ры». А ее способна осуществить лишь филоео-фия — такова уж природа философского знания, специфический масштаб философского исследо­вания. Рассматривая общение целостно, как осо­бую форму взаимодействия сложных систем — субъектов, и выявляя его социокультурную де­терминацию, исследуя структуру, функции, многообразие форм его реального существова­ния, философия тем самым находит объектив­ные, онтологические основания для соприкосно­вения и взаимодействия разных наук, изучаю­щих общение, так как их сцепления и опо­средствования обусловлены реальной связью изучаемых данными науками сторон, свойств, проявлений, механизмов человеческого обще­ния.

Ш/1ШЛМ

? , i  Глава HI

СИСТЕМА СУБЪЕКТН0-0Б%ЕКТВ$1Х ОТНОШЕНИЙ '

1. Субъект и объект как философские категории

Понятия «субъект» и «объект» при их оче­видно основополагающем значении для филосо­фии остаются, однако, недостаточно исследован­ными в нашей философии. В результате одни философы считают возможным относить поня­тие «субъект» к человеку, у животных же находя «зачатки» субъектности (например, В. Ф. Кузьмин, К. Р. Мегрелидзе, С. Л. Рубин­штейн) , другие принципиально распространяют сферу действия этого понятия на биологическую активность (К. А. Абульханова, Я. А. Понома­рев, В. Ф. Сержантов), третьи (В. С. Библер) считают возможным говорить как о «субъекте» не только о человеке, но и созданных им и упот­ребляемых им орудиях труда. А. П. Шептулин вводит категориальную пару «субъект — объ­ект» в систему основных философских катего­рий, но в большинстве учебников по диалекти­ческому материализму нет самостоятельных глав, посвященных анализу данных понятий, а

в системе категорий, построенной В. Н. Сага-товским, «объект» присутствует, но в паре с «предметом», а не с «субъектом»; у одних авто­ров субъектно-объектные отношения охватыва­ют человеческую деятельность во всем многооб­разии ее проявлений (Г. С. Арефьева, И. В. Ва­тин, В. П. Иванов, К. Н. Любутин, автор этих строк), у других, хотя и признается, что проб­лема эта затрагивает практическое отношение человека к действительности, реально исследу­ется только ее гносеологическое значение и фактически проблема сводится к характеристи­ке познавательного отношения человека к дей­ствительности, практика же если и упоминает­ся, то только в гносеологическом аспекте, как момент процесса познания (П. В. Копнпн, В. Ф. Кузьмин, В. А. Лекторский, В. И. Чернов, Б. Я. Пахомов).

Весьма показательны энциклопедические ста­тьи, которые фиксируют господствующие в дан­ное время представления. Так, в советской «Фи­лософской энциклопедии» характеристика субъ­екта начинается с его широкого определения — «носитель предметно-практической деятельно­сти и познания», однако далее все сводится к его гносеологической функции — проблеме от­ношения субъекта к объекту «как отношения познающего к познаваемому». В конце статьи, правда, неожиданно выплывает вопрос о роли субъекта в общении: «Переживание человеком себя как «Я» предполагает усвоение форм че­ловеческого общения...» Тем не менее и тут рас­суждение сразу же возвращается в традицион­ную гносеологическую колею: «Познавая соз­данные человечеством формы общественной жизнедеятельности, субъект тем самым познает

самого себя, причем процесс самопознания бес­конечен...» '

В то же время С. Л. Рубинштейн усматривал своеобразие марксистского решения проблемы именно в том, что «в качестве субъекта позна­ния (специальной теоретической сознательной деятельности) человек выступает вторично; пер­вично он — субъект действия, практической деятельности»2, И. В. Ватин говорит о «тож­дестве субъективности и практической деятель­ности» 3, Г. С. Арефьева видит в субъекте «кон­кретно-исторического носителя практической и теоретической деятельности, направленной на Овладение объектом»4. Еще дальше идет К. Н. Любутин, выделяя в субъектно-объектном отношении наряду с практическим и познава­тельно-теоретическим третий аспект — ценно­стный 5. Сводится ли, однако, человеческая дея­тельность к этим трем формам?

Все эти неясности и расхождения мнений по­буждают обратиться к анализу субъектно-объ-ектного отношения.

Расчленение субъекта и объекта есть выра­жение определенного уровня, достигнутого раз­витием философской рефлексии, на котором ост­ро осознана потребность осмысления человече-

1 Философская энциклопедия. М., 1970, т. 5, с. 155 (автор статьи В. А. Лекторский).

2 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 334.

3 Ватин И. В. Человеческая субъективность. Рос­тов-на-Дону, 1984, с. 50.

4 Арефьева Г. С. Социальная активность. М., 1974, с. 62.

5 См.: Любутин К. Н. Проблема субъекта и объек­та в немецкой классической и марксистско-ленинской философии, с. 125—179.

ской деятельности как специфической формы движения, изменения, активности. Не только по­тому, что животное лишено познания, но и по­тому, что оно «непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью» '; для него не существует ни возможности, ни необходимости дифференциации ее компонентов, расчленения того, кто действует, того, на что это действие направлено, самого процесса воздействия пер­вого на второе, средств, с помощью которых оно осуществляется. Необходимости и возможности подобного расчленения нет и у ребенка. Изве­стно, что первоначально — ив филогенезе, и в онтогенезе — сознание очеловечивает, антропо-морфизирует, одухотворяет, олицетворяет все, с чем оно соприкасается; в эпоху детства челове­чества такая недифференцированность объекта и субъекта порождает мифологическое, а у ре­бенка — художественно-образное мышление2. Свидетельством того, что у человека пробуди­лись потребность и способность отделить себя от предмета своего действия, явилось формиро­вание теоретического сознания и его наиболее развитой формы — философского умозрения, философского анализа реальных отношений, для которого исходной позицией является расслое­ние объекта рефлексии и рефлектирующего субъ­екта. Появление же самой потребности такого расчленения связано с тем, что развитие прак­тики, с одной стороны, и развитие интеллекта — с другой, приводят человека к осознанию его кардинального отличия от всего окружающего,

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 93.

2 Подробнее об этом см. в нашей книге «Лекции по марксистско-ленинской эстетике». Л., 1971, с. 243— 250, 298 и др.

оТ того, на что направлена его активность. Это ложет происходить в разных системах понятий («Я — не-Я», «мы —они», «сознание — мате­рия», «дух — природа», «человек — мир», даже «бог — природа», поскольку в представлениях 0 творческой мощи божества отчуждена, как давно известно, собственная активность челове­ка), однако постоянным остается во всех слу­чаях тот минимум самосознания, который и по­зволяет мне увидеть в себе, как в действующем лице, нечто принципиально отличное от того, на что мое действие обращено. Именно так в процессе развития сознания и самопознания человека возникает проблема «субъект — объ­ект», но по содержанию своему она выходит за пределы гносеологической проблематики, ибо осознаются в ней не специфические закономер­ности познавательной деятельности, а общие принципы целокупной деятельности человека, его интегральной и многоликой активности.

Деятельность человека и является с философ­ской точки зрения актуальным бытием субъект-но-объектного отношения, совокупностью всех форм активности взаимодействующих субъек­тов, направленной на объекты внешнего мира и превращающей их с помощью других объектов (орудий, средств деятельности) в объекты тре­тьего рода (продукты деятельности, вещи, пред­меты культуры). Поэтому нельзя согласиться с Л. П. Буевой, что человеческая деятельность не может быть сведена к «субъект-объектному вза­имодействию», поскольку такое сведение якобы игнорирует роль орудий и средств деятельно­сти '. Философское понятие «объект» соотноси-

1 См.: Вуева Л. П. Человек: деятельность и обще­ние, с. 74.

тельно с понятием «субъект» п обозначает все, что не есть субъект; следовательно, орудия, средства деятельности, а также и ее продукты могут быть либо такими же объектами, как п предметы, на которые опа направлепа, а могут рассматриваться как «объективированные субъ­екты», то есть культурные предметы, по описы­ваются они все равно на языке субъектно-объ-ектного отношения; выйти за пределы этого отношения деятельность не может. Поэтому и связь субъекта с другим субъектом находится не за пределами деятельности, а представляет собой одно из ее необходимых и существенных проявлений — практически-материальное, ду­ховно-информационное и практически-духовное взаимодействие субъектов, опосредуемое теми или иными объектами. Марксистское понимание природы субъектно-объектных отношений не до­пускает ни абсолютизации познавательного их аспекта, ни исключения из сферы деятельност-ного проявления субъекта какой-либо из суще­ственных форм его активности — ценностной ориентации или общения, поскольку все эти формы проявления активности суть стороны единого деятельиостного целого, различимые лишь в абстракции.

Именно поэтому активность, понимаемая как порождение материальной пли духовной энергии, в какой бы конкретной форме она ни выража­лась, есть исходная характеристика субъекта, главный признак, отличающий его от объекта. Объект деятельности субъекта предстает как предмет приложения активности, который до­пускает и терпит, чтобы с иим подобным обра­зом обращались — преобразовывали, познавали, оценивали, короче, так или иначе с иим мани-

иулировали (показательно, что во французском языке «объект» означает также «вещь»; объ­екту действительно присуще свойство «вещно­сти», то есть способность быть пассивным ору­дием чужой воли, даже если в роли объекта выступает не вещь в буквальном смысле этого слова, а животное или сам человек).

Следует, однако, иметь в виду, что между «активностью» и «пассивностью» как полярны­ми качествами находится промежуточное каче­ство «реактивность», выражающее способность некоторых объектов, не обладающих способно­стью к самопроизвольным, инициативным дей­ствиям, все же реагировать на внешние воздей­ствия, отвечать на них тем или иным обра­зом — от движения воздуха, воды, снега под влиянием тех пли иных внешних возбуждений до поведения животного, отвечающего опреде­ленным образом на сигналы других животных или на поведение людей. Вполне очевидно, что человек выступает в определенных ситуациях как пассивный объект действия других лю­дей — субъектов, в иных ситуациях ему свой­ственны реактивность, но его отличие от всех других существ обнаруживается в безграничном развитии его способности к активному поведе­нию. Реактивность есть выражение адаптивной (приспособительной) потребности саморегули­рующихся систем, потребности в гомеостазе как возвращению к нарушенному извне равновесию системы со средой. Поэтому реактивность — это временное и циклически возвращающееся состояние системы, как шторм на море, извер­жение вулкана или добывание пищи животиым; реакция на внешние побудительные силы прп-водпт к конечному снятию напряжения, успо-

коению, возвращению в исходное состояние уравновешенности системы и среды. Актив­ность же есть постоянная, неутомимая, вектор, но направленная, а не циклически повторяю, щаяся напряженность системы, и движугцдя активностью потребность не может быть утоле­на, так как она есть потребность в самой ак­тивности, в деятельности, ломающая равнове­сие системы со средой, способствующая разви­тию, изменению, обновлению, революционному преобразованию существующего положения ве­щей. Если на биологическом уровне лишь не­которые особи способны на такое поведение то человек по социальной природе своей стано­вится существом творящим, революционно пре­образующим мир, постоянно разрушающим су­ществующее во имя достижения более высоко­го уровня бытия, непрерывно обновляющим его, то есть истинно активным (а не реактивным) существом — подлинным субъектом деятельно­сти. Именно поэтому К. Маркс критиковал предшествующий созерцательный материализм за то, что действительность рассматривалась им «не как человеческая чувственная деятель­ность, практика, не субъективно» '.

И все же, неверно было бы считать наличие активности достаточным признаком субъекта; это лишь первый его необходимый признак, но недостаточный для того, чтобы возникло каче­ство субъектности. По К. Марксу, отличие че­ловеческой активности от активности животно­го выражается в целом ансамбле признаков: «Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он

Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 264.

оСуществпяет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» '.

Таким образом, активность человека имеет сознательный характер, в отличие от чисто ин­стинктивного поведения животных, и эта осо­знанность действий становится второй харак-теристической особенностью субъекта действия, противопоставляющей его объекту. Мало того, действенное отношение субъекта к объекту нуждается, с одной стороны, в обращении со­знания вовне, к желанному результату дейст­вия, то есть в способности целеполагания, ко­торое определяет, по словам К. Маркса, на­правленность и способ действий субъекта по отношению к объекту, а с другой — в обраще­нии сознания вовнутрь, к самому действующе­му субъекту, то есть в его способности самосо­знания, самонаблюдения, самооценки, само­контроля в процессе деятельности. А отсюда следует, что человека как субъекта деятельно­сти характеризует то, что его осознанная ак­тивность, опосредуемая целеполаганием и са­мосознанием, осуществляется свободно.

Конспектируя «Науку логики» Гегеля, В. И. Ленин выделил идею связи субъективно­сти и свободы2:

«Свобода=субъективность

(«или») цель, сознание, стремление».

Вспомним в этой связи и суждение К. Марк­са: деятельность человека как «сознательного

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 14&.

существа» в отличие от жизнедеятельности жи­вотного «есть свободная деятельность» '.

Свободная деятельность — высшее, наиболее последовательное воплощение активности. Ведь в этом случае детерминация действия рожда­ется в самом субъекте, в имманентных ему со­циокультурных потребностях, а не во внешних для его духовности биофизиологических им­пульсах: в этом случае и средства достижения поставленной цели избираются свободно, в ши­роком спектре выработанных культурой, а не заданы однозначно биологической оснащенно­стью того или иного живого существа. «...К сво­боде,— писал К. Маркс,— относится не только то, чем я живу, но также п то, как я живу, не только тот факт, что я осуществляю свободу, но и тот факт, что я делаю это свободно. В про­тивном случае архитектор отличался бы от бобра лишь тем, что бобр — это архитектор, по­крытый шкурой, а архитектор — это бобр, не имеющий шкуры»2. Потому-то свободная дея­тельность субъекта не может выражаться в одном или нескольких генетически запрограм­мированных направлениях, остающихся неиз­менными в пределах стабильности внешней среды, что столь характерно для активности животных, но развертывается в широком диа­пазоне разнообразных действий, которые не задаются генетически, но осваиваются в ходе развития культуры и круг которых поэтому прогрессивно расширяется, а их способы и средства прогрессивно совершенствуются. Су-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.