Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общение с реаль­ным партнеров (с подлинным субъектом) 1 страница



-17

великие писатели сделали борьбу чувства и дол­га, страсти и разума центральной темой челове-кознашш, заложив основы того понимания че­ловека, которое приведет Э. Гофмана и Н. В. Го­голя, Ф. М. Достоевского и Б. Брехта к мета­форе «двойника».

В этой связи представляет интерес учение голландского философа Ф. Гемстергойса, весь­ма популярного в конце XVIII в. и высоко це­нимого современниками — И. Г. Гердером, Ф. Г. Якоби, Г. Э. Лессипгом, И. В. Гёте, И. Г. Гаманом, И. Кантом'. Этот мыслитель поставил в центре своего внимания не отноше­ние человека к природе, а отношение человека к человеку, отношение «Я» к другому «Я», что побудило его искать в человеке такой орган и такие способности, которые были бы ответствен­ны за человеческое общение. В трактате «Пись­мо о человеке и его отношениях с другими» (1772) он так сформулировал свои выводы: «Чтобы сколько-нибудь успешно рассмотреть человека в обществе, нужно начать с вниматель­ного изучения того органа, который до сих пор не имеет собственного имени и который обычно называют сердцем, чувством, совестью... Подоб­но тому как органы слуха или зрения не могли бы действовать, если бы не было воздуха и све­та, так сердце, совесть проявляют себя в чело­веке только тогда, когда он находится среди других живых существ, других воль, действую­щих в том же пли в противоположном направ­лении, что и его воля». Поэтому, заключает он, только в общении с себе подобными и возникает

1 Grucker E. Francois Hemsterhuis. Sa vie et ses oeuvros. Paris, 1866.

мораль, и главным «моральным органом» явля­ется человеческое сердце '.

Отсюда у этого «Фейербаха XVIII века» вы­росло учение о любви человека к человеку, хотя и трактовавшееся им в нравственно-религиоз­ном духе. Популярность его идей в кругу круп­нейших европейских мыслителей конца XVIII— начала XIX в. убедительно свидетельствовала о том, что уже возникла потребность осмысления человеческого общения и его внутренних меха­низмов. То и дело вновь оттесняемая на задний план под влиянием позитивистских, сциентист-ски-техшщистских концепций, эта потребность оказалась все же неустранимой, все более тре­вожной и существенно важной проблемой со­циальной жизни н культуры двух последних столетий.

2. Философские подступы к построению теории общения

При всей неоднородности немецкой классиче­ской философии конца XVIII — начала XIX столетия, она может быть расценена как цело­стный в известном смысле этап истории теоре­тического самосознания человека и осмысления его отношения к себе подобным. Это нашло свое прямое выражение в появлении и разработке категориального аппарата, либо отсутствовав­шего, либо не имевшего такого методологиче­ского значения в философии прошлых эпох. Мы имеем в виду, с одной стороны, категории «субъ­екта» и «объекта» со всей гаммой их отношений,

1 Oeuvros philosophiqucs de M. P. Hemsterhuis. Pa­ris, 1772, t. 1, p. 178. 181, 201.

а с другой — катеторию «Я» со всеми ее произ­водными.

Поскольку описание данного круга идей клас­сиков немецкой философии широко представ­лено в работах советских исследователей исто­рии философской мысли', ограничимся здесь резюмированием той роли, которую сыграли представители классической немецкой филосо-фии в разработке интересующей нас идеи — идеи взаимоотношений субъекта с другим субъ­ектом, связи «Я» и «Ты».

Само превращение субъектно-объектных от­ношений в исходную плоскость философского анализа говорило о том, что на смену теологиче­скому пониманию мира пришло и прочно овла­дело философией его гуманистическое осмысле­ние, ибо реальным носителем содержания кате­гории «субъект» был человек в его активном, деятельном отношении к объективному миру. Однако в идеалистических учениях классиков немецкой философии «субъект» оказывался не целостным, реальным человеком, а лишь чело­веческим сознанием, а его активность — лишь духовной, познавательной деятельностью. В от­личие от философов-материалистов, подчерки­вал К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», которые рассматривали действительность «только в фор­ме объекта, или в форме созерцания», а не прак­тически-деятельно, «не субъективно», идеали-

1 См., например: Лекторский В. А. Проблема субъ­екта и объекта в классической и современной буржу­азной философии. М., 1965; он же. Субъект. Объект. Познание. М., 1980; Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981; Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

сты осмысляли «деятельную сторону» отноше­ния субъекта к объекту, «но только абстрактно», так как не знали «действительной, чувст­венной деятельности» человека'. Поэтому меж­субъектные связи могли трактоваться только как духовное общение людей.

Конкретное понимание субъекта колебалось в немецкой классической философии от пнтер-субъективной концепции «человека вообще», то есть абстрагированного человеческого сознания, духовности как таковых, до солипсистского све­дения субъекта к индивидуальному «я». Это приводило к тому, что в первом случае пробле­ма межсубъектной связи фактически вообще снималась, система субъектно-объектных отно­шений сводилась к познавательному отношению субъекта к объекту (как, например, у Гегеля), а в другом — она исчезала, постольку посколь­ку для фихтевского «абсолютного Я» «другое Я», по существу, оказывалось уже десубъекти-вированным, превращалось в «он», становилось объектом среди иных объектов, и потому от­ношение «Я — Я» представлялось невозмож­ным или возможным только внутри сознания индивида, как результат его раздвоения. Однако в мировоззрение романтиков проблема общения вторгалась, выражая столь высоко ценимые ими личностное начало в человеке и душевные связи одной личности с другой. Весьма характерно в этом смысле восклицание главного персонажа трактата К.-В.-Ф. Зольгера «Эрвин», как бы объ­яснявшего диалогическую форму трактата: «Нет большего счастья, чем с живым и душевным до­верием поделиться со своими друзьями всем тем,

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 264.

что постепенно становится мне ясным относи­тельно предметов, дорогих нашему сердцу! Са­мая прекрасная философия, самая реальная и непосредственная возникает в общении. Она идет от сердца к сердцу» '.

Наиболее последовательно романтическая кон­цепция человеческого бытия как межличностпо-го общения была разработана Ф. Шлейермахе-ром. Хотя в историю философской мысли он во­шел прежде всего как создатель герменевтики2, при рассмотрении его наследия недостаточное внимание уделялось тому философскому фун­даменту, который был подведен немецким мыс­лителем под теорию понимания. А таким фун­даментом было его учение об индивидуальном как высшем проявлении реальности и об обще­нии индивидов как единственном способе связи уникальных существ.

«На языке современной философии» суть уче­ния Шлейермахера выражается так: «Самосо­знание личности формируется только в соотпе-сении с сознапием другого... Так Я и Ты, чело­век и человек становятся коррелятами в их ду­ховном бытии, они находятся в отношении чистого взаимоопосредования». Отсюда выраста­ет «диалектика понимания» человека человеком как условие истинно человеческих взаимоотно­шений 3. Такая трактовка межличностных отно­шений распространялась на историко-культур­ный процесс, приводя к формированию соответ­ствующей герменевтической концепции в не-

1 Золъггр К.-В.-Ф. Эрвин. М., 1978, с. 32.

2 См.: Горский В. С. Историко-философское истол­кование текста. Киев, 1981, с. 32—37.

3 Reble A. Schleiermachers Kullurphilosophie. Er­furt, 1935, S. 43-44.

мецкой философии второй половины XIX в. (развитие герменевтических идей Шленермахе-ра В. Дильтеем и неокантианцами). Оказалось, что если для обыденного сознания индивиду­альность есть высокая ценность, то для науки она становится предметом познания, что ставит науки о духе в иное положение сравнительно с науками о природе: «Центр тяжести наук о ду­хе передвигается из познания всеобщего... в сложную проблему индивидуации». Ее решение требует иных познавательных процедур, чем те, которые применяются в естествознании: «лю­бовного понимания личностного начала, сопере­живания неисчерпаемых целостностей», какими являются уникальные субъекты 1. Образцом та­кого рода познания признается искусство, на которое и должны равняться «науки о духе» 2. Так, выяснилось, что отношение исследователя-гуманитария к исследуемым им социокультур­ным явлениям становится своеобразной формой общения — в таком ключе это и будет впослед­ствии осмыслено М. М. Бахтиным: «"Увидеть и понять автора произведения — значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, то есть другой субъект... При понимании — два со­знания, два субъекта» 3, поэтому понимание по сути своей «диалогично». Нельзя не согласиться в этом смысле с заключением В. С. Горского: «Понимание является характеристикой опреде-

1 Dilthey W. Ober vergleichende Psychologie. Bcitra-ge zum Sludium der Individualita't.— In: Wilhelm Diltheys gesammelte Schriften. V Bd. Leipzig—Berlin, 1924, S. 266.

2 Ibid., S. 274—280.

3 Бахтин U. M. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 289—290.

ленного результата, достигаемого в процессе об­щения» 1.

Однако, создав необходимые категориально-теоретические предпосылки для исследования человеческого общения, немецкая идеалистиче­ская философия сама закрыла себе дорогу к его глубинному осмыслению, ибо она жаждала аб­солютного, а не человеческого, поэтому теория общения в ней так и не была создана.

Казалось, эту задачу должен был решить Л. Фейербах, переведший движение философ­ской мысли на материалистические рельсы. И действительно, Л. Фейербах исходил из того, что «отдельный человек, как нечто обособлен­ное, не заключает человеческой сущности в себе... Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты... Человек для себя является человеком в обычном смысле: человек в общении с человеком, единство Я и Ты есть бог-»2.

Как справедливо отмечал Б. Ф. Поршнев, «одна из плодотворнейших новых идей, выдви­нутых Людвигом Фейербахом в противовес не­мецкой классической идеалистической филосо­фии, состояла в требовании отказаться от прежней категории «я» как субъекта познания и заменить ее категорией «я и ты»... Философ­ский материализм представлялся Фейербаху возможным только при оперировании не одним «субъектом» в противопоставлении «объекту»

1 Горский В. С. Историко-философское истолкова­ние текста, с. 52.

2 Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2 т. М., 1955, т. 1, с. 203.

(предметному миру), ...а обязательно двумя «субъектами», соотношением между ними ...Трудно было бы переоценить воздействие этого гениального прозрения Фейербаха на дальнейшую судьбу философии» 1.

Вместе с тем идея «единства Я и Ты» еще не стала у Л. Фейербаха концепцией человеческо­го общения, ибо речь шла у него отнюдь не об общении как определенном проявлении челове­ческой деятельности, а всего лишь о природной общности людей. Дело в том, что слово Gemein-schaft, которое употреблено в оригинале в пер­вой из приведенных выше цитат, означает не «общение», а «общность», то есть некое свой­ство, объединяющее самих людей, а не их дей­ствия. Поэтому распространенное в нашей ли­тературе представление, будто именно Л. Фей­ербах первым указал «на особую роль общения в жизнедеятельности человека»2, лишено до­статочных оснований. Для Л. Фейербаха связь между людьми есть, по меткому определению К. Маркса, «внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только при­родными узами»3, она есть некая природная данность. К. Маркс считал своеобразным «под­вигом» Л. Фейербаха то, что одним из «основ­ных принципов» своей «истинно материалисти­ческой» теории он сделал «общественное отно­шение «человека к человеку» 4. Однако Л. Фей­ербах не мог еще понять, что отношение это

1 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966, с. 78—79.

2 См., например: Социальная психология. Л., 1979, с 150.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 266

4  Там же, с. 154.

является практическим, складывающимся в совместной производственной деятельности лю­дей, а не врожденным ощущением общности «Я» и «Ты».

Силой, объединяющей «Я» и «Ты», является, по Л. Фейербаху, любовь человека к человеку. Критикуя идеалистическое и религиозное тол­кование этого чувства Л. Фейербахом \ К. Маркс и Ф. Энгельс отнюдь не отвергали признание любви человека к человеку силой, сближаю­щей, объединяющей людей. Чтобы гуманизм не был умозрительным, абстрактным, он должен иметь в своей основе любовь к человеку. Мы полностью солидаризуемся поэтому с утверж­дением Л. Л. Челидзе, что «исследование Л. Фейербахом значения человеческой любви является... одной из самых выдающихся работ в истории культуры»2, которое мы должны вы­соко оценить, особенно в паше время, несмотря на его идеалистическую ограниченность, неиз­бежную и неустранимую в домарксистской фи­лософии.

Вместе с тем Л. Фейербах показал значение внутреннего диалога между «Я» и «Ты» как двумя логическими субъектами. «Истинная диа­лектика,— утверждал он,— не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диа­лог между Я и Ты» 3. В. С. Библер оценил эту мысль как «величайшее (и очень мало осмыс­ленное) достоинство фейербаховской филосо­фии», но одновременно показал и ее ограничен-

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 293, 298—299.

2 Челидзе Л. Л. История и культура.— В кн.: Куль­тура в свете философии. Тбилиси. 1979, с. 257.

3 Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2 т., т. 1, с. 203.

ность: «Фейербах не увидел, что в мышлении «одинокого мыслителя», в его диалоге с самим собой сворачивается и приобретает собственно логический характер социальная сущность мышления» '.

Для культурной ситуации, сложившейся в Ев­ропе в конце XIX — начале XX в., было законо­мерно, что проблема общения начинает разраба­тываться и на конкретно-научной основе, кото­рую мы назвали бы сегодня этологическоп. Это было связано с общим ростом авторитета научно­го знания и с влиянием позитивистских устрем­лений свести социальное и духовное к биофи­зиологическим их праформам — такова была альтернатива идеалистическому пониманию любви человека к человеку. В 70—90-е годы во Франции, Германии, Англии публикуется ряд исследований зоологов, начиная с книги А. Эс-пинаса «Общества животных», в которых при­водились многообразные новые данные о взаи­моотношениях животных на разных ступенях биологического развития, основанных не па взаимной борьбе за существование, а на взаим­ной поддержке, взаимопомощи, на общитель­ности и любви. П. А. Кропоткин вспоминает лекцию декана С.-Петербургского университе­та, профессора К. Ф. Кесслера «О законе Взаи­мопомощи», прочитанную на съезде русских естествоиспытателей в 1880 г. В этой лекции автор, развивая идеи Дарвина, доказывал, что «помимо закона Взаимной Борьбы в природе существует еще закон «Взаимной Помощи», который для успешности борьбы за жизнь, и

1 Виблср В. С. Мышление как творчество. М., 1975, с 64, 69.

в особенности для прогрессивной эволюции ви­дов, играет гораздо более важную роль, чем за­кон Взаимной Борьбы» '. Вдохновившись этой идеей, сам Кропоткин начал исследование, за­вершившееся публикацией в начале XX в., сначала в Англии, а затем в авторизованном переводе в России, книги «Взаимная Помощь как фактор эволюции»; примечательно, что она положительно оценивается современными уче­ными 2.

В этой книге русский мыслитель показывал, что взаимопомощь животных основывается на психической установке, которую он назвал «об­щительностью» и которую человек унаследовал, ибо без нее немыслимо коллективное существова­ние живых существ. Приведя целый ряд приме­ров поведения животных, Кропоткин резюмиро­вал: «Во всех этих случаях главную роль играет чувство, несравненно более широкое, чем лю­бовь или личная симпатия; — здесь выступает инстинкт общительности, который медленно развивался среди животных и людей в течение чрезвычайно долгого периода эволюции, с са­мых ранних ее стадий, и который научил в рав­ной степени животных и людей сознавать ту силу, которую они приобретают, практикуя взаимную помощь и поддержку... Любовь, сим­патия и самопожертвование, конечно, играют громадную роль в прогрессивном развитии на-

1 Кропоткин П. А. Взаимная Помощь как фактор эволюции. М., 1918, с. 5.

2 Например, Н. А. Тих утверждает, что основные выводы П. А. Кропоткина «новы и  для настоящего времени», хотя их доказательства «не всегда удачны, в них есть элементы антропоморфизма» (см.: Тих Н. А. Предыстория общества. Л., 1970, с. 31).

Ш

ших нравственных чувств. Но общество, в че­ловечестве, зиждется вовсе не на любви и даже не на симпатии. Оно зиждется на сознании — хотя бы инстинктивном,— человеческой соли­дарности, взаимной зависимости людей» '.

Разумеется, когда П. А. Кропоткин противо­поставлял принцип «Взаимной помощи» как единственный фактор прогресса принципу «Борьбы», распространяя это и на борьбу клас­сов в человеческом обществе, он демонстриро­вал непонимание глубинных диалектических законов общественно-исторического развития. И все же его вклад в разработку теории чело­веческого общения несомненен, и сделанное им открытие должно быть осмыслено с позиций исторического материализма.

3. Проблема общения

в буржуазной философии

и культуре XX в.

Чем дальше развивались и обострялись в XX в. противоречия капитализма, тем более неотвязной и мучительной делалась проблема человеческого общения для буржуазного созна­ния. Разрушительное влияние капитализма и машинизации повседневной жизни людей на человеческие взаимоотношения рождало свое­образную реакцию — жажду духовной связи человека с человеком, надежду на ее спаси­тельную роль в истории человечества в качест­ве альтернативы революционному преобразова-

1 Кропоткин П. А. Взаимная Помощь как фактор эволюции, с. 7.

нию общества. Учения Л. Н. Толстого и М. Ган­ди потому и становятся столь популярными в среде буржуазной интеллигенции, что они пред­восхитили эти ее умонастроения и позволили, опираясь на них, строить различные вариации социальных утопий. Так формировались фило­софские учения экзистенциализма, персонализ­ма, философской антропологии, в которых фун­даментальное значение приобретала постанов­ка проблемы «Я — Ты», «Я и Другие»; ее рассмотрение и оказывалось философской тео­рией общения — «экзистенциальной коммуни­кации», как называл его К. Ясперс, или «диа­логической жизни», по выражению М. Бубе-ра '.

В отличие от классических философских кон­цепций, в центре которых стояла идея бытия и проблема отношения субъекта к объекту, в философской антропологии философия в целом была приравнена к теоретической антрополо­гии. По утверждению П. Ландсберга, «выраже­ние «философская антропология» обозначает не новую философскую область, подобно регио­нальной онтологии, а современный аспект ос­новной философской проблематики»2. Иначе говоря, понятие «философская антропология» стало равнозначно «антропологической фило­софии». Причины этого явления вскрывают са-

1 Этот круг проблем освещен в ряде исследований советских философов. См., например: Проблема чело­века в современной философии. М., 1969; Григоръ-ян Б. Т. Философия о сущности человека. М., 1973; Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религи­озной философии. Рига, 1980; Современная буржуаз­ная философия человека. Киев, 1985; и др.

2 Landsberg P. L. Emfuhruns; in die philosophische Anthropologie. Frankfurt a/M., f960, S. 49.

ми философы. Вот два характерных суждения.

Макс Шелер: «Наша эпоха является первой, когда человек стал полностью и без остатка «проблематичным», когда он уже не знает, что он собой представляет, и в то же время знает, что он ничего не знает». Мартин Хайдегтер: «Ни одна эпоха не знала так много и так мно­го разного о человеке, как наша... В то же вре­мя пп одна эпоха не знала меньше нашей, чем человек является».

Приводящий данные суждения третий вид­ный философ буржуазного мира — Мартин Бу-бер, при всех своих разногласиях с коллегами, которых цитирует, сходится с ними в призна­нии этого исходного пункта современной куль­туры, равно как и в том, что преодоление свое­го незнания сущности человека все они ищут на одном и том же пути — проложенном Л. Фейербахом пути изучения отношения че­ловека к человеку как духовного отношения «Я» и «Ты». И это неудивительно: какой иной выход может найти современный философ-гу­манист, отвергающий и буржуазно-прагматиче­скую инструменталистскую трактовку человече­ского бытия, и марксистскую концепцию рево­люционного изменения жизни и ищущий тре­тий путь решения проблемы?

Осмысление человеческих отношений скла­дывалось в буржуазном обществе XX в. в ус­ловиях развития индивидуализма, который порождал небывалое в истории культуры явле­ние — некоммуникабельность как крайнюю форму взаимного отчуждения индивидов, рас­пада всех социальных связей. Экзистенциализм отразил наиболее выпукло это эпидемически распространившееся чувство одиночества, «за-

брошенности» индивида в мир, ощущение бес­смысленности его кратковременного и никому не нужного существования. Кризис общения — так можно было бы назвать эту реальную со­циально-историческую ситуацию, лежавшую в основе экзистенциалистской концепции челове­ческих отношений.

То, что мы не сгущаем красок, давая такую оценку положения дел, подтверждает свиде­тельство одного из корифеев буржуазной фило­софии — персоналиста Э. Мунье. Выдвинув в 1949 г. тезис «Персонализм против индивидуа­лизма», он аргументировал его таким рассуж­дением: «С самого начала истории дни войны были куда более многочисленны, чем дни мира. Жизнь общества есть постоянная гражданская война. Когда же стихает враждебность, рас­пространяется равнодушие. Очажки товарище­ства, дружбы или любви теряются в этом гран­диозном поражении человеческого братства. Хайдеггер и Сартр отразили это в философии. Общение блокировано у них потребностью об­ладать и подчинять себе. Каждый партнер не­обходимо становится либо тираном, либо рабом. Взгляд со стороны крадет у меня мой мир, при­сутствие другого замораживает мою свободу, его выбор меня стесняет. Любовь становится обоюдным насилием, адом...»

Отсюда и рождается индивидуализм. «Инди­видуализм — это система нравов, чувствований, идей и институций, которая организует жизнь индивида на принципах его изоляции и само­защиты. Он был идеологией и господствующей структурой западного буржуазного общества между XVIIT и XIX веками... Таков характер цивилизации, которая агонизирует на наших

глазах, одной из самых несчастных, какие только знала история» '.

В середине нашего века в США становится весьма популярной книга социолога Д. Рисме-на под характерным названием «Одинокая тол­па»; в это же время американский социальный психолог Р. Мэй начинает свое исследование «Поиск человеком самого себя» главой под на­званием «Одиночество и тревога современного человека», в которой синонимом «одиночества» служит понятие «отчуждение»2. А. И. Тита-ренко имел все основания заключить, что в XX в. «проблема одиночества получила небы­валый по значению философско-этический ста­тус: в ней увидели один из вечных, роковых источников не только трагической безнадежно­сти существования человека, но и хода всей истории». Ибо хотя в действительности одино­чество есть «явление прежде всего социально-историческое», буржуазное сознание превраща­ет его «в недетерминированный, неустранимый «фатум» трагического человеческого бытия»3. А это ведет к тому, что общение людей час­тично парализуется, частично деформируется, уродуется, теряет свое нравственное содержа­ние.

Эта драматическая социально-историческая ситуация многократно и по-разному запечатле­валась в искусстве. При всем своеобразии ли­тературных, сценических, кинематографических способов изображения человеческого общения,

1 Mounter E. Le personnalisme. 13-e ed. Paris, 1978, p. 30—32.

2 May R Man's Search foi Himself X. Y.. 1953. p. 26.

3 Титаренко А И Антиидеи. Опыт соцлэльно-эти-теского анализа М, 1984, с. 21.

2 Каган М. С.                  33

при всех особенностях творческого метода та­кого изображения — сюрреалистического или неореалистического, абсурдистского или им­прессионистического, абстракционистского или «нововещественного» — творчество А. Моравиа и Г. Фаллады, Т. Уильямса и С. Беккета, И. Бергмана и М. Антошюни, С. Дали и мно­гих других художников буржуазного мира ока­зывалось единым в том, что воплощало распад человеческих связей, разрушение человеческого общения, некоммуникабельность как закон жизни, ибо «ад —это другие» (Ж. П. Сартр). Только обращаясь к художественному изуче­нию способности человека к активному, дей­ственному сопротивлению — сопротивлению фашистской оккупации или сопротивлению са­мому капитализму как социальной системе,— искусство буржуазного общества открывало в людях способность полноценного общения, вне которого немыслима борьба за свободу. «...В ли­тературе Запада,— писал В. Д. Днепров,— на­ряду с сочинениями, посвященными главным образом разъединению людей, их одиночеству, их падению, нх «расчеловечиванию» и т. п., мы находим также сочинения — в их числе истин­но художественные,— посвященные главным образом сближению людей, высокому товари­ществу, поэзии любви, связи, единства. «Рома­ны отчуждения» и «романы солидарности» '.

Советский критик убедительно показал это, анализируя «романы солидарности» Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, А. де Сент-Экзю-пери... Тут можно сослаться и на творчество

1 Днепров В Литература и нравственный опыт че­ловека. Л., 1970, с. 330.

американского поэта У. Уитмена, который так формулировал свою программную позицию: че­ловеку присущ не только «индивидуализм, ко­торый отделяет его от других», но и «связую­щая сила любви, которая сплавляет, соединяет и объединяет людей, делая все национальности дружественными, а всех людей — братьями... Современный борец за свободу имеет то преи­мущество перед античным п средневековым сторонником свободы, что его доктрина предус­матривает не только индивидуализацию, но и обобществление. Родилось великое слово «Со­лидарность» '.

В этом смысле искусство XX в., взятое в целом, рисует нам не только впечатляющую, но и достаточно точную картину драматически-противоречивого положения человеческого об­щения во враждебной ему социальной системе, картину, которую нужно иметь перед глазами, если хочешь понять судьбы теоретического ана­лиза общения в эту эпоху.

При этом следует иметь в виду и то, что в XX в. в еще большей степени, чем в XIX, тео­ретическое осмысление проблемы человеческого общения уже не могло осуществляться одной только философией. Процесс дифференциации научного знания и формирования все более широкого круга конкретных научных дисцип­лин сделал человека и человеческие взаимоот­ношения предметом специального внимания многих наук — психологии и психиатрии, со­циологии и социальной психологии, лингвисти­ки и семиотики, теории массовых коммуника-

' Цит. по: Селзам Г. Марксизм п мораль М , 1962, с 202—203.

2*                                        35

дли, а затем и новых отраслей биологической науки — этологии, зоопсихологии, «зоосоциоло-гии». Каждая из этих наук вычленяла в пред­мете их общего интереса доступные ей стороны и закономерности, углубляя и расширяя наше знание способов взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности. Но при этом терялись целостное понимание общения как такового, его отличия от коммуникации и дру­гих форм взаимодействия между людьми. Во многих случаях конкретно-научный анализ че­ловеческих взаимоотношений имел целевую практическую направленность, будучи призван совершенствовать лечение психических расст­ройств (фрейдистский и неофрейдистский пси­хоанализ) или же практику социально-органи­зационной деятельности (американская праг­матическая социология и теория массовых ком­муникаций) . Философский же подход к пробле­ме сохранял фейербахову постановку вопроса о связях «Я» и «Ты» как абстрактных индиви­дов, общность которых проистекает из их фи­зического и духовного влечения друг к другу, способного преодолеть их различия и быть средством разрешения главных противоречий исторического бытия человека.

Рассмотрение человеческого общения в связи с общим процессом выдвижения человека в центр буржуазной философии наметилось с конца 20-х годов нашего столетия одновремен­но в Германии, Франции, Испании. Знамена­тельно, что «Бытие п время» немца М. Хайдег-гера и «Метафизический дневник» француза Г. Марселя были опубликованы в одном и том же 1927 г., а французский персопализм и уче­ние К. Ясперса складывались в начале 30-х

годов. Точно также «Я и Ты» М. Бубера и «(За­дачи нашего времени» X. Ортети-и-Гассета по­явились раньше, но тоже почти одновремен­но—в 1922 и 1923 гг. Концепция Дж. Мида, сложившаяся в США еще раньше — на рубеже XIX и XX столетий, приобрела широкую изве­стность лишь в 30-е годы, после опубликования в 1934 г. его книги «Сознание, самость и обще­ство». Судьба его учения лишний раз подтвер­ждает тот факт, что, несмотря на известные влияния одной национальной школы философ­ской мысли на другую (например, немецкой на французскую и испанскую или немецкой и французской на американскую), в основном это было параллельное движение самостоятель­но формировавшихся в аналогичных социаль­но-исторических условиях принципов теорети­ческого осмысления тех последствий, которые развитие буржуазных отношений имело для бытия человека и взаимоотношения людей в обществе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.