|
|||
общение с реальным партнеров (с подлинным субъектом) 1 страница-17 великие писатели сделали борьбу чувства и долга, страсти и разума центральной темой челове-кознашш, заложив основы того понимания человека, которое приведет Э. Гофмана и Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и Б. Брехта к метафоре «двойника». В этой связи представляет интерес учение голландского философа Ф. Гемстергойса, весьма популярного в конце XVIII в. и высоко ценимого современниками — И. Г. Гердером, Ф. Г. Якоби, Г. Э. Лессипгом, И. В. Гёте, И. Г. Гаманом, И. Кантом'. Этот мыслитель поставил в центре своего внимания не отношение человека к природе, а отношение человека к человеку, отношение «Я» к другому «Я», что побудило его искать в человеке такой орган и такие способности, которые были бы ответственны за человеческое общение. В трактате «Письмо о человеке и его отношениях с другими» (1772) он так сформулировал свои выводы: «Чтобы сколько-нибудь успешно рассмотреть человека в обществе, нужно начать с внимательного изучения того органа, который до сих пор не имеет собственного имени и который обычно называют сердцем, чувством, совестью... Подобно тому как органы слуха или зрения не могли бы действовать, если бы не было воздуха и света, так сердце, совесть проявляют себя в человеке только тогда, когда он находится среди других живых существ, других воль, действующих в том же пли в противоположном направлении, что и его воля». Поэтому, заключает он, только в общении с себе подобными и возникает 1 Grucker E. Francois Hemsterhuis. Sa vie et ses oeuvros. Paris, 1866. мораль, и главным «моральным органом» является человеческое сердце '. Отсюда у этого «Фейербаха XVIII века» выросло учение о любви человека к человеку, хотя и трактовавшееся им в нравственно-религиозном духе. Популярность его идей в кругу крупнейших европейских мыслителей конца XVIII— начала XIX в. убедительно свидетельствовала о том, что уже возникла потребность осмысления человеческого общения и его внутренних механизмов. То и дело вновь оттесняемая на задний план под влиянием позитивистских, сциентист-ски-техшщистских концепций, эта потребность оказалась все же неустранимой, все более тревожной и существенно важной проблемой социальной жизни н культуры двух последних столетий. 2. Философские подступы к построению теории общения При всей неоднородности немецкой классической философии конца XVIII — начала XIX столетия, она может быть расценена как целостный в известном смысле этап истории теоретического самосознания человека и осмысления его отношения к себе подобным. Это нашло свое прямое выражение в появлении и разработке категориального аппарата, либо отсутствовавшего, либо не имевшего такого методологического значения в философии прошлых эпох. Мы имеем в виду, с одной стороны, категории «субъекта» и «объекта» со всей гаммой их отношений, 1 Oeuvros philosophiqucs de M. P. Hemsterhuis. Paris, 1772, t. 1, p. 178. 181, 201. а с другой — катеторию «Я» со всеми ее производными. Поскольку описание данного круга идей классиков немецкой философии широко представлено в работах советских исследователей истории философской мысли', ограничимся здесь резюмированием той роли, которую сыграли представители классической немецкой филосо-фии в разработке интересующей нас идеи — идеи взаимоотношений субъекта с другим субъектом, связи «Я» и «Ты». Само превращение субъектно-объектных отношений в исходную плоскость философского анализа говорило о том, что на смену теологическому пониманию мира пришло и прочно овладело философией его гуманистическое осмысление, ибо реальным носителем содержания категории «субъект» был человек в его активном, деятельном отношении к объективному миру. Однако в идеалистических учениях классиков немецкой философии «субъект» оказывался не целостным, реальным человеком, а лишь человеческим сознанием, а его активность — лишь духовной, познавательной деятельностью. В отличие от философов-материалистов, подчеркивал К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», которые рассматривали действительность «только в форме объекта, или в форме созерцания», а не практически-деятельно, «не субъективно», идеали- 1 См., например: Лекторский В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. М., 1965; он же. Субъект. Объект. Познание. М., 1980; Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981; Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. сты осмысляли «деятельную сторону» отношения субъекта к объекту, «но только абстрактно», так как не знали «действительной, чувственной деятельности» человека'. Поэтому межсубъектные связи могли трактоваться только как духовное общение людей. Конкретное понимание субъекта колебалось в немецкой классической философии от пнтер-субъективной концепции «человека вообще», то есть абстрагированного человеческого сознания, духовности как таковых, до солипсистского сведения субъекта к индивидуальному «я». Это приводило к тому, что в первом случае проблема межсубъектной связи фактически вообще снималась, система субъектно-объектных отношений сводилась к познавательному отношению субъекта к объекту (как, например, у Гегеля), а в другом — она исчезала, постольку поскольку для фихтевского «абсолютного Я» «другое Я», по существу, оказывалось уже десубъекти-вированным, превращалось в «он», становилось объектом среди иных объектов, и потому отношение «Я — Я» представлялось невозможным или возможным только внутри сознания индивида, как результат его раздвоения. Однако в мировоззрение романтиков проблема общения вторгалась, выражая столь высоко ценимые ими личностное начало в человеке и душевные связи одной личности с другой. Весьма характерно в этом смысле восклицание главного персонажа трактата К.-В.-Ф. Зольгера «Эрвин», как бы объяснявшего диалогическую форму трактата: «Нет большего счастья, чем с живым и душевным доверием поделиться со своими друзьями всем тем, 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 264. что постепенно становится мне ясным относительно предметов, дорогих нашему сердцу! Самая прекрасная философия, самая реальная и непосредственная возникает в общении. Она идет от сердца к сердцу» '. Наиболее последовательно романтическая концепция человеческого бытия как межличностпо-го общения была разработана Ф. Шлейермахе-ром. Хотя в историю философской мысли он вошел прежде всего как создатель герменевтики2, при рассмотрении его наследия недостаточное внимание уделялось тому философскому фундаменту, который был подведен немецким мыслителем под теорию понимания. А таким фундаментом было его учение об индивидуальном как высшем проявлении реальности и об общении индивидов как единственном способе связи уникальных существ. «На языке современной философии» суть учения Шлейермахера выражается так: «Самосознание личности формируется только в соотпе-сении с сознапием другого... Так Я и Ты, человек и человек становятся коррелятами в их духовном бытии, они находятся в отношении чистого взаимоопосредования». Отсюда вырастает «диалектика понимания» человека человеком как условие истинно человеческих взаимоотношений 3. Такая трактовка межличностных отношений распространялась на историко-культурный процесс, приводя к формированию соответствующей герменевтической концепции в не- 1 Золъггр К.-В.-Ф. Эрвин. М., 1978, с. 32. 2 См.: Горский В. С. Историко-философское истолкование текста. Киев, 1981, с. 32—37. 3 Reble A. Schleiermachers Kullurphilosophie. Erfurt, 1935, S. 43-44. мецкой философии второй половины XIX в. (развитие герменевтических идей Шленермахе-ра В. Дильтеем и неокантианцами). Оказалось, что если для обыденного сознания индивидуальность есть высокая ценность, то для науки она становится предметом познания, что ставит науки о духе в иное положение сравнительно с науками о природе: «Центр тяжести наук о духе передвигается из познания всеобщего... в сложную проблему индивидуации». Ее решение требует иных познавательных процедур, чем те, которые применяются в естествознании: «любовного понимания личностного начала, сопереживания неисчерпаемых целостностей», какими являются уникальные субъекты 1. Образцом такого рода познания признается искусство, на которое и должны равняться «науки о духе» 2. Так, выяснилось, что отношение исследователя-гуманитария к исследуемым им социокультурным явлениям становится своеобразной формой общения — в таком ключе это и будет впоследствии осмыслено М. М. Бахтиным: «"Увидеть и понять автора произведения — значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, то есть другой субъект... При понимании — два сознания, два субъекта» 3, поэтому понимание по сути своей «диалогично». Нельзя не согласиться в этом смысле с заключением В. С. Горского: «Понимание является характеристикой опреде- 1 Dilthey W. Ober vergleichende Psychologie. Bcitra-ge zum Sludium der Individualita't.— In: Wilhelm Diltheys gesammelte Schriften. V Bd. Leipzig—Berlin, 1924, S. 266. 2 Ibid., S. 274—280. 3 Бахтин U. M. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 289—290. ленного результата, достигаемого в процессе общения» 1. Однако, создав необходимые категориально-теоретические предпосылки для исследования человеческого общения, немецкая идеалистическая философия сама закрыла себе дорогу к его глубинному осмыслению, ибо она жаждала абсолютного, а не человеческого, поэтому теория общения в ней так и не была создана. Казалось, эту задачу должен был решить Л. Фейербах, переведший движение философской мысли на материалистические рельсы. И действительно, Л. Фейербах исходил из того, что «отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе... Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты... Человек для себя является человеком в обычном смысле: человек в общении с человеком, единство Я и Ты есть бог-»2. Как справедливо отмечал Б. Ф. Поршнев, «одна из плодотворнейших новых идей, выдвинутых Людвигом Фейербахом в противовес немецкой классической идеалистической философии, состояла в требовании отказаться от прежней категории «я» как субъекта познания и заменить ее категорией «я и ты»... Философский материализм представлялся Фейербаху возможным только при оперировании не одним «субъектом» в противопоставлении «объекту» 1 Горский В. С. Историко-философское истолкование текста, с. 52. 2 Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2 т. М., 1955, т. 1, с. 203. (предметному миру), ...а обязательно двумя «субъектами», соотношением между ними ...Трудно было бы переоценить воздействие этого гениального прозрения Фейербаха на дальнейшую судьбу философии» 1. Вместе с тем идея «единства Я и Ты» еще не стала у Л. Фейербаха концепцией человеческого общения, ибо речь шла у него отнюдь не об общении как определенном проявлении человеческой деятельности, а всего лишь о природной общности людей. Дело в том, что слово Gemein-schaft, которое употреблено в оригинале в первой из приведенных выше цитат, означает не «общение», а «общность», то есть некое свойство, объединяющее самих людей, а не их действия. Поэтому распространенное в нашей литературе представление, будто именно Л. Фейербах первым указал «на особую роль общения в жизнедеятельности человека»2, лишено достаточных оснований. Для Л. Фейербаха связь между людьми есть, по меткому определению К. Маркса, «внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами»3, она есть некая природная данность. К. Маркс считал своеобразным «подвигом» Л. Фейербаха то, что одним из «основных принципов» своей «истинно материалистической» теории он сделал «общественное отношение «человека к человеку» 4. Однако Л. Фейербах не мог еще понять, что отношение это 1 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966, с. 78—79. 2 См., например: Социальная психология. Л., 1979, с 150. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 266 4 Там же, с. 154. является практическим, складывающимся в совместной производственной деятельности людей, а не врожденным ощущением общности «Я» и «Ты». Силой, объединяющей «Я» и «Ты», является, по Л. Фейербаху, любовь человека к человеку. Критикуя идеалистическое и религиозное толкование этого чувства Л. Фейербахом \ К. Маркс и Ф. Энгельс отнюдь не отвергали признание любви человека к человеку силой, сближающей, объединяющей людей. Чтобы гуманизм не был умозрительным, абстрактным, он должен иметь в своей основе любовь к человеку. Мы полностью солидаризуемся поэтому с утверждением Л. Л. Челидзе, что «исследование Л. Фейербахом значения человеческой любви является... одной из самых выдающихся работ в истории культуры»2, которое мы должны высоко оценить, особенно в паше время, несмотря на его идеалистическую ограниченность, неизбежную и неустранимую в домарксистской философии. Вместе с тем Л. Фейербах показал значение внутреннего диалога между «Я» и «Ты» как двумя логическими субъектами. «Истинная диалектика,— утверждал он,— не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты» 3. В. С. Библер оценил эту мысль как «величайшее (и очень мало осмысленное) достоинство фейербаховской философии», но одновременно показал и ее ограничен- 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 293, 298—299. 2 Челидзе Л. Л. История и культура.— В кн.: Культура в свете философии. Тбилиси. 1979, с. 257. 3 Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2 т., т. 1, с. 203. ность: «Фейербах не увидел, что в мышлении «одинокого мыслителя», в его диалоге с самим собой сворачивается и приобретает собственно логический характер социальная сущность мышления» '. Для культурной ситуации, сложившейся в Европе в конце XIX — начале XX в., было закономерно, что проблема общения начинает разрабатываться и на конкретно-научной основе, которую мы назвали бы сегодня этологическоп. Это было связано с общим ростом авторитета научного знания и с влиянием позитивистских устремлений свести социальное и духовное к биофизиологическим их праформам — такова была альтернатива идеалистическому пониманию любви человека к человеку. В 70—90-е годы во Франции, Германии, Англии публикуется ряд исследований зоологов, начиная с книги А. Эс-пинаса «Общества животных», в которых приводились многообразные новые данные о взаимоотношениях животных на разных ступенях биологического развития, основанных не па взаимной борьбе за существование, а на взаимной поддержке, взаимопомощи, на общительности и любви. П. А. Кропоткин вспоминает лекцию декана С.-Петербургского университета, профессора К. Ф. Кесслера «О законе Взаимопомощи», прочитанную на съезде русских естествоиспытателей в 1880 г. В этой лекции автор, развивая идеи Дарвина, доказывал, что «помимо закона Взаимной Борьбы в природе существует еще закон «Взаимной Помощи», который для успешности борьбы за жизнь, и 1 Виблср В. С. Мышление как творчество. М., 1975, с 64, 69. в особенности для прогрессивной эволюции видов, играет гораздо более важную роль, чем закон Взаимной Борьбы» '. Вдохновившись этой идеей, сам Кропоткин начал исследование, завершившееся публикацией в начале XX в., сначала в Англии, а затем в авторизованном переводе в России, книги «Взаимная Помощь как фактор эволюции»; примечательно, что она положительно оценивается современными учеными 2. В этой книге русский мыслитель показывал, что взаимопомощь животных основывается на психической установке, которую он назвал «общительностью» и которую человек унаследовал, ибо без нее немыслимо коллективное существование живых существ. Приведя целый ряд примеров поведения животных, Кропоткин резюмировал: «Во всех этих случаях главную роль играет чувство, несравненно более широкое, чем любовь или личная симпатия; — здесь выступает инстинкт общительности, который медленно развивался среди животных и людей в течение чрезвычайно долгого периода эволюции, с самых ранних ее стадий, и который научил в равной степени животных и людей сознавать ту силу, которую они приобретают, практикуя взаимную помощь и поддержку... Любовь, симпатия и самопожертвование, конечно, играют громадную роль в прогрессивном развитии на- 1 Кропоткин П. А. Взаимная Помощь как фактор эволюции. М., 1918, с. 5. 2 Например, Н. А. Тих утверждает, что основные выводы П. А. Кропоткина «новы и для настоящего времени», хотя их доказательства «не всегда удачны, в них есть элементы антропоморфизма» (см.: Тих Н. А. Предыстория общества. Л., 1970, с. 31). Ш ших нравственных чувств. Но общество, в человечестве, зиждется вовсе не на любви и даже не на симпатии. Оно зиждется на сознании — хотя бы инстинктивном,— человеческой солидарности, взаимной зависимости людей» '. Разумеется, когда П. А. Кропоткин противопоставлял принцип «Взаимной помощи» как единственный фактор прогресса принципу «Борьбы», распространяя это и на борьбу классов в человеческом обществе, он демонстрировал непонимание глубинных диалектических законов общественно-исторического развития. И все же его вклад в разработку теории человеческого общения несомненен, и сделанное им открытие должно быть осмыслено с позиций исторического материализма. 3. Проблема общения в буржуазной философии и культуре XX в. Чем дальше развивались и обострялись в XX в. противоречия капитализма, тем более неотвязной и мучительной делалась проблема человеческого общения для буржуазного сознания. Разрушительное влияние капитализма и машинизации повседневной жизни людей на человеческие взаимоотношения рождало своеобразную реакцию — жажду духовной связи человека с человеком, надежду на ее спасительную роль в истории человечества в качестве альтернативы революционному преобразова- 1 Кропоткин П. А. Взаимная Помощь как фактор эволюции, с. 7. нию общества. Учения Л. Н. Толстого и М. Ганди потому и становятся столь популярными в среде буржуазной интеллигенции, что они предвосхитили эти ее умонастроения и позволили, опираясь на них, строить различные вариации социальных утопий. Так формировались философские учения экзистенциализма, персонализма, философской антропологии, в которых фундаментальное значение приобретала постановка проблемы «Я — Ты», «Я и Другие»; ее рассмотрение и оказывалось философской теорией общения — «экзистенциальной коммуникации», как называл его К. Ясперс, или «диалогической жизни», по выражению М. Бубе-ра '. В отличие от классических философских концепций, в центре которых стояла идея бытия и проблема отношения субъекта к объекту, в философской антропологии философия в целом была приравнена к теоретической антропологии. По утверждению П. Ландсберга, «выражение «философская антропология» обозначает не новую философскую область, подобно региональной онтологии, а современный аспект основной философской проблематики»2. Иначе говоря, понятие «философская антропология» стало равнозначно «антропологической философии». Причины этого явления вскрывают са- 1 Этот круг проблем освещен в ряде исследований советских философов. См., например: Проблема человека в современной философии. М., 1969; Григоръ-ян Б. Т. Философия о сущности человека. М., 1973; Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига, 1980; Современная буржуазная философия человека. Киев, 1985; и др. 2 Landsberg P. L. Emfuhruns; in die philosophische Anthropologie. Frankfurt a/M., f960, S. 49. ми философы. Вот два характерных суждения. Макс Шелер: «Наша эпоха является первой, когда человек стал полностью и без остатка «проблематичным», когда он уже не знает, что он собой представляет, и в то же время знает, что он ничего не знает». Мартин Хайдегтер: «Ни одна эпоха не знала так много и так много разного о человеке, как наша... В то же время пп одна эпоха не знала меньше нашей, чем человек является». Приводящий данные суждения третий видный философ буржуазного мира — Мартин Бу-бер, при всех своих разногласиях с коллегами, которых цитирует, сходится с ними в признании этого исходного пункта современной культуры, равно как и в том, что преодоление своего незнания сущности человека все они ищут на одном и том же пути — проложенном Л. Фейербахом пути изучения отношения человека к человеку как духовного отношения «Я» и «Ты». И это неудивительно: какой иной выход может найти современный философ-гуманист, отвергающий и буржуазно-прагматическую инструменталистскую трактовку человеческого бытия, и марксистскую концепцию революционного изменения жизни и ищущий третий путь решения проблемы? Осмысление человеческих отношений складывалось в буржуазном обществе XX в. в условиях развития индивидуализма, который порождал небывалое в истории культуры явление — некоммуникабельность как крайнюю форму взаимного отчуждения индивидов, распада всех социальных связей. Экзистенциализм отразил наиболее выпукло это эпидемически распространившееся чувство одиночества, «за- брошенности» индивида в мир, ощущение бессмысленности его кратковременного и никому не нужного существования. Кризис общения — так можно было бы назвать эту реальную социально-историческую ситуацию, лежавшую в основе экзистенциалистской концепции человеческих отношений. То, что мы не сгущаем красок, давая такую оценку положения дел, подтверждает свидетельство одного из корифеев буржуазной философии — персоналиста Э. Мунье. Выдвинув в 1949 г. тезис «Персонализм против индивидуализма», он аргументировал его таким рассуждением: «С самого начала истории дни войны были куда более многочисленны, чем дни мира. Жизнь общества есть постоянная гражданская война. Когда же стихает враждебность, распространяется равнодушие. Очажки товарищества, дружбы или любви теряются в этом грандиозном поражении человеческого братства. Хайдеггер и Сартр отразили это в философии. Общение блокировано у них потребностью обладать и подчинять себе. Каждый партнер необходимо становится либо тираном, либо рабом. Взгляд со стороны крадет у меня мой мир, присутствие другого замораживает мою свободу, его выбор меня стесняет. Любовь становится обоюдным насилием, адом...» Отсюда и рождается индивидуализм. «Индивидуализм — это система нравов, чувствований, идей и институций, которая организует жизнь индивида на принципах его изоляции и самозащиты. Он был идеологией и господствующей структурой западного буржуазного общества между XVIIT и XIX веками... Таков характер цивилизации, которая агонизирует на наших глазах, одной из самых несчастных, какие только знала история» '. В середине нашего века в США становится весьма популярной книга социолога Д. Рисме-на под характерным названием «Одинокая толпа»; в это же время американский социальный психолог Р. Мэй начинает свое исследование «Поиск человеком самого себя» главой под названием «Одиночество и тревога современного человека», в которой синонимом «одиночества» служит понятие «отчуждение»2. А. И. Тита-ренко имел все основания заключить, что в XX в. «проблема одиночества получила небывалый по значению философско-этический статус: в ней увидели один из вечных, роковых источников не только трагической безнадежности существования человека, но и хода всей истории». Ибо хотя в действительности одиночество есть «явление прежде всего социально-историческое», буржуазное сознание превращает его «в недетерминированный, неустранимый «фатум» трагического человеческого бытия»3. А это ведет к тому, что общение людей частично парализуется, частично деформируется, уродуется, теряет свое нравственное содержание. Эта драматическая социально-историческая ситуация многократно и по-разному запечатлевалась в искусстве. При всем своеобразии литературных, сценических, кинематографических способов изображения человеческого общения, 1 Mounter E. Le personnalisme. 13-e ed. Paris, 1978, p. 30—32. 2 May R Man's Search foi Himself X. Y.. 1953. p. 26. 3 Титаренко А И Антиидеи. Опыт соцлэльно-эти-теского анализа М, 1984, с. 21. 2 Каган М. С. 33 при всех особенностях творческого метода такого изображения — сюрреалистического или неореалистического, абсурдистского или импрессионистического, абстракционистского или «нововещественного» — творчество А. Моравиа и Г. Фаллады, Т. Уильямса и С. Беккета, И. Бергмана и М. Антошюни, С. Дали и многих других художников буржуазного мира оказывалось единым в том, что воплощало распад человеческих связей, разрушение человеческого общения, некоммуникабельность как закон жизни, ибо «ад —это другие» (Ж. П. Сартр). Только обращаясь к художественному изучению способности человека к активному, действенному сопротивлению — сопротивлению фашистской оккупации или сопротивлению самому капитализму как социальной системе,— искусство буржуазного общества открывало в людях способность полноценного общения, вне которого немыслима борьба за свободу. «...В литературе Запада,— писал В. Д. Днепров,— наряду с сочинениями, посвященными главным образом разъединению людей, их одиночеству, их падению, нх «расчеловечиванию» и т. п., мы находим также сочинения — в их числе истинно художественные,— посвященные главным образом сближению людей, высокому товариществу, поэзии любви, связи, единства. «Романы отчуждения» и «романы солидарности» '. Советский критик убедительно показал это, анализируя «романы солидарности» Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, А. де Сент-Экзю-пери... Тут можно сослаться и на творчество 1 Днепров В Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970, с. 330. американского поэта У. Уитмена, который так формулировал свою программную позицию: человеку присущ не только «индивидуализм, который отделяет его от других», но и «связующая сила любви, которая сплавляет, соединяет и объединяет людей, делая все национальности дружественными, а всех людей — братьями... Современный борец за свободу имеет то преимущество перед античным п средневековым сторонником свободы, что его доктрина предусматривает не только индивидуализацию, но и обобществление. Родилось великое слово «Солидарность» '. В этом смысле искусство XX в., взятое в целом, рисует нам не только впечатляющую, но и достаточно точную картину драматически-противоречивого положения человеческого общения во враждебной ему социальной системе, картину, которую нужно иметь перед глазами, если хочешь понять судьбы теоретического анализа общения в эту эпоху. При этом следует иметь в виду и то, что в XX в. в еще большей степени, чем в XIX, теоретическое осмысление проблемы человеческого общения уже не могло осуществляться одной только философией. Процесс дифференциации научного знания и формирования все более широкого круга конкретных научных дисциплин сделал человека и человеческие взаимоотношения предметом специального внимания многих наук — психологии и психиатрии, социологии и социальной психологии, лингвистики и семиотики, теории массовых коммуника- ' Цит. по: Селзам Г. Марксизм п мораль М , 1962, с 202—203. 2* 35 дли, а затем и новых отраслей биологической науки — этологии, зоопсихологии, «зоосоциоло-гии». Каждая из этих наук вычленяла в предмете их общего интереса доступные ей стороны и закономерности, углубляя и расширяя наше знание способов взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности. Но при этом терялись целостное понимание общения как такового, его отличия от коммуникации и других форм взаимодействия между людьми. Во многих случаях конкретно-научный анализ человеческих взаимоотношений имел целевую практическую направленность, будучи призван совершенствовать лечение психических расстройств (фрейдистский и неофрейдистский психоанализ) или же практику социально-организационной деятельности (американская прагматическая социология и теория массовых коммуникаций) . Философский же подход к проблеме сохранял фейербахову постановку вопроса о связях «Я» и «Ты» как абстрактных индивидов, общность которых проистекает из их физического и духовного влечения друг к другу, способного преодолеть их различия и быть средством разрешения главных противоречий исторического бытия человека. Рассмотрение человеческого общения в связи с общим процессом выдвижения человека в центр буржуазной философии наметилось с конца 20-х годов нашего столетия одновременно в Германии, Франции, Испании. Знаменательно, что «Бытие п время» немца М. Хайдег-гера и «Метафизический дневник» француза Г. Марселя были опубликованы в одном и том же 1927 г., а французский персопализм и учение К. Ясперса складывались в начале 30-х годов. Точно также «Я и Ты» М. Бубера и «(Задачи нашего времени» X. Ортети-и-Гассета появились раньше, но тоже почти одновременно—в 1922 и 1923 гг. Концепция Дж. Мида, сложившаяся в США еще раньше — на рубеже XIX и XX столетий, приобрела широкую известность лишь в 30-е годы, после опубликования в 1934 г. его книги «Сознание, самость и общество». Судьба его учения лишний раз подтверждает тот факт, что, несмотря на известные влияния одной национальной школы философской мысли на другую (например, немецкой на французскую и испанскую или немецкой и французской на американскую), в основном это было параллельное движение самостоятельно формировавшихся в аналогичных социально-исторических условиях принципов теоретического осмысления тех последствий, которые развитие буржуазных отношений имело для бытия человека и взаимоотношения людей в обществе.
|
|||
|