Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АННА ПРАЙС. 2 страница



Остальные скауты юма пошли с немногими пленниками в форт Макдауэлл, а затем, через несколько дней, они пошли  в Кэмп-Верде, где вновь стали пленниками солдат. Скауты, которые ходили в сторону гор Пинал и агентства Сан-Карлос, не встретили никаких врагов, и в форт Макдауэлл было сообщено, что апачи, покинувшие Сан-Карлос, возвратились в резервацию. Они были приверженцами вождя апачей пинал, с которым прогуливались какие-то младшие вожди. Эти люди в один прекрасный день пренебрегли своей безопасностью ради убийства белого человека, потому что старый вождь всегда говорил им о том, как он в прошлом убивал врагов. Он сказал им, чтобы они не разговаривали об этом пути, так как в старые дни каждый индеец голодал, а теперь имеется много говядины, муки, сахара и кофе у тех, кто поселился в мире в поймах Хилы или в агентстве Сан-Карлос, - такой тип разговора не сулил ничего хорошего, и старый человек сердился, потому что молодые люди не соглашались с ним. Они повстречались с другими людьми в месте, где делали много выпивки. Напиток изготовлялся из проросшей кукурузы, он пенился точно так же, как пиво, и когда доходил до нужного состояния, на вкус был крепче пива. Это сделало людей очень пьяными, и вожди стали разнузданными, набравшись такой дряни. Некоторые люди там, набросились с насмешками на старого вождя, говоря, что они убили много-много солдат. Они подзадоривали его снова пойти убивать белых людей, так как видимо-невидимо их находились вокруг. Он спросил у них: намереваются ли они сделать то, о чём говорят, и они ответили - «да».

Итак, старый вождь и некоторые другие вожди пошли туда, где фрахтовщики, перевозившие грузы в Сан-Карлос, остановились лагерем. Их фургоны были загружены всеми видами товаров, в том числе виски. Вождь ушел в их сторону, и вскоре раздались выстрелы. Тогда остальные тоже пошли туда и увидели, что четверо белых мужчин лежат мертвые, и все фургоны, кроме перевозивших виски, объяты пламенем. Некоторые индейцы начали пить прямо из бочек, а другие заполняли свои глиняные кувшины и несли их к холмам так быстро, как только могли. Пившие возле догоравших фургонов напились так сильно, что даже не могли вспомнить имя своего старого вождя.

Индейцам сопутствовала удача,- вода в Хиле была высокой и продолжала повышаться, при этом в Сан-Карлосе находились четыре кавалерийские роты, солдаты которых не имели возможности переправиться через реку и спасти фрахтовщиков. В противном случае индейцы были бы убиты, так как они настолько опьянели, что не могли даже передвигаться, расположившись в лежачем положении в кустах, росших вдоль дороги.

Наконец, протрезвев, они пошли через каньон Хог с решительной готовностью продолжить содеянное,- двигаясь по долине Сан-Педро и убивая любого, кого они повстречают, и воруя всё, что смогут унести. Итак, они вошли в долину Сан Педро и убили там двоих мужчин, белого и мексиканца, и получили много скота и нескольких лошадей. Просмотрев Хилу с гор, они увидели, что вода ещё высока, и это сделало некоторых из них очень смелыми, но другие, которые полностью отрезвели, и зная, что рано или поздно вода спадет, пошли в сторону Сан-Карлоса, предварительно оповестив агента, что хотят прийти домой к выдаче рационов, сообщив также, что, по их мнению: красть у бедных людей и убивать их, - это плохое поведение. Агент ответил им, что они должны пойти назад и найти вождей, убить их и принести их головы в резервацию, только после этого они  смогут прийти и остаться там жить.

В бою между апачи-мохаве и апачи-юма у Четырех Пиков, один человек был подстрелен в челюсть в момент, когда кричал на других: пуля прошла через его рот и вышла под ухом, отломив при этом лишь один зуб. Его звали Натумурча, что означает - Почесывающийся. Он был передан в госпиталь форта Макдауэлл, и в итоге выздоровел и вернулся в Кэмп-Верде.  

Остальные скауты тоже ушли в Кэмп-Верде. Упоминавшийся человек,  Паулгэйяая, который захватил в плен двух женщин, когда отклонился от своих товарищей, тоже возвратился в Кэмп-Верде, однако он ничем не дал знать о себе командирам и не пришел за своим жалованьем, так как боялся, что солдаты спросят у него: почему он всего лишь прогуливался, и совсем ничем не отметился на службе? 

Это индейские скауты были упорными, опасными людьми: они знали все тропы в труднопроходимых горах, по которым  мы ходили; знали все водные источники и удобные для отдыха места. Мы сдались им, не солдатам. Пинал и тонто апачи отправились в Сан-Карлос, а остальные, в это же время, возглавляемые Бауватаем (Биг Ган) согласились держаться тропы скаутов и идти к Кэмп-Верде. Две группы индейцев на прощание обменивались приглашениями к друг другу и мысленно оплакивали страну, покидаемую её жителями. Когда-то они все жили в мире на этой земле, не таясь и не беспокоясь о врагах, покрывая любые расстояния, чтобы находить для себя пищу. Они были нашими: долины, узкие и глубокие ущелья, холмы и склоны, родники, ручьи и земли вдоль рек, на которых росли все виды зеленых деревьев, и которые были заполнены полевыми цветами, стадами диких животных, съедобными растениями и травой. 

Со временем все включились в охоту на тех четырех вождей. В течение года трое из них были убиты. Только один, человек по имени Иктахачкия, был жив и прятался. Однажды он пришел в Сан-Карлос, убил белого сержанта, а затем удрал. Но и ему настал конец. Его собственный племянник содействовал этому. Этот молодой человек встретил своего дядю и сказал ему, что он остался единственным живым из их людей; все другие убиты, а он бродит по окрестностям в поисках кого-либо, кто утешит его. Он не ел уже неделю с тех пор, как его семья и все его люди были убиты скаутами юма, не белыми солдатами. Всё это была неправда, но старый человек начал плакать. Он знал, что около 75 миль от этого места находится лагерь скаутов, и через какое-то время, он попросил своего племянника пойти туда с ним. Утерев слезы со своего лица, старик тронулся в путь, и молодой человек был в нескольких ярдах позали него. Затем племянник достал пистолет, который прятал под своей рубашкой, и выстрелил в затылок вождя. Когда старик упал, он выстрелил еще раз ему в лоб, чтобы добить его наверняка. Он очень хотел, чтобы все в лагере знали, что именно он убил этого человека, в прошлом вождя аравайпа - апачей.   

Апачи положили голову  одного из мохаве в мешок и пошли в агентство. Там было, наверное, пять тысяч апачей, с которыми они объединились. Другие пошли в Кэмп-Верде, полагая, что командующий офицер пощадит их жизни. Там маленькая группа Делше, состоявшая из тридцати семи бесстрашных, которые были разделены попарно, с каждым человеком прикованным цепью к другому. В таком состоянии они находились долгое время, а когда были освобождены, то обнаружили, что индейские скауты взяли себе в жены большинство их женщин.

Был еще один вождь, которого звали Вепотехе, что означает - Большие Широкие Плечи. Он умер, а его сын находился среди тех тридцати семи пленников, и когда он узнал о смерти своего отца, то каким-то образом улизнул от охраны и побежал на холмы - вблизи места, где сейчас Джером. Это произошло в 1873 году. В том году большинство индейцев были собраны в долине Верде, как того требовал генерал Крук. Настоящие явапаи, которые жили в горах Брэдшое и в горах Джером, были среди них. Первый их вождь пришедший туда, был из группы Волкаяауаяая, что означает - Гора Полная Сосен, или Верхушка Сосны. Его звали Когуанатака, что означает – Зеленые Листья. Когда он пришел, то отложил всё свое оружие; у него были только лук и стрелы. Кроме его сестры, жены, дяди, родственников его дяди и всех их детей, никто больше из его последователей не  пошли за ним. Ему было сказано идти назад и сказать остальным, чтобы они шли в Кэмп-Верде, так как генерал Крук приказал, чтобы рассеянные группы явапаев делали так, чтобы было место, где бы они жили рядом с солдатами,  которые давали бы им еду и одежду, и защишали бы их, пока они там находятся. Предполагалось, что люди будут там заниматься земледелием, а не жить в дикой природе, подобно животным скрываясь в горах. Только плохие люди живут так, и Великий Белый Отец из Вашингтона хотел бы, чтобы его индейские дети больше не крали и не убивали других людей, иначе он будет держать солдат на каждом холме в стране охоты непришедших по собственной воле, - как им было указано. Белые люди способны предоставить своим солдатам всё необходимое для борьбы с индейцами. Белые люди сами изготовляют свои винтовки и боеприпасы, а индейцы имеют только палки, или пики, или копья, чтобы  сражаться с ними. Итак, группа Когуанатаки оставила свой дом, и другие группы пришли от истоков ручья Дуба, из места, которое называется страна Красной Скалы. Эти люди назывались Юбука - люди пещер,- так как местность там была не чем иным, как скалами и пещерами. Предположительно, что после потопа первый индеец родился именно там, и сказано также, что вы можете увидеть детские следы в некоторых пещерах, и немногие гладкие, плоские места, где ребенок играл.

После того, как собрались три или четыре группы, были посланы бегуны в горы Сан-Франциско, или, как их называли индейцы,- Вимункаво, что означает - Гора, Которая Всегда Холодная. Некоторые пришедшие были с горы Билла Вильяма, или Джок ави, что означает - Та Страна, Полная Кедровых Деревьев. Группу Билла Вильяма возглавлял Тикумайя - вождь всех явапаев.  

Все они спустились (с гор) в Кэмп-Верде. Генерал Крук главным вождем над  всеми ими поставил человека по имени Мохав Чарли, который был родом из страны красной скалы. Многие явапаи оспаривали этот выбор, говоря, что он не годен для этой работы, потому что не склонен к миру с солдатами. Однако старый вождь Кокуаннавака сказал, что он всё равно будет главой народа, хотя бы потому, что он не очень разговорчив, не до такой степени, как человек, которого выбрал Крук. Мохав Чарли получил униформу майора и саблю;  он носил черную шляпу и имел желтые полосы на своих брюках.

Капитаном для апачей-юма был выбран еще один военный предводитель, который пришел не с Дэйт-Крик. Его звали Чемаволасела. Он командовал всеми индейцами племени юма, которые пришли с западной страны. Лейтенант E. D. Томас из роты G, пятого кавалерийского полка Соединенных Штатов, летом 1873 года сопроводил их с Дэйт-Крик в Кэмп-Верде.  

Некоторые группы не последовали примеру остальных 3500 мужчин, женщин и детей толкепайя, или апачи - юма, как их называли. Около тридцати пяти семей отделились от своих соплеменников и, спустившись в пустыню, отправились к реке Колорадо. Они никогда не были в резервации, и даже сегодня их там нет. Они никому не досаждали, и через несколько лет ушли в какие-то поселения и шахтерские лагеря белых, и устроились там на работу. Таким образом, они неплохо живут без любой правительственной помощи. Большинство из них говорят по-английски, а молодые люди могут также читать и писать. Они сами ведут свои дела и соприкасаются при этом со всякого рода людьми в конгрессе США, в Викенбурге, в Скал-Вэлли и  Киркленде. Некоторые молодые мужчины работают шахтерами, ковбоями и батраками на фермах, они одеты и сыты, как и все окружающие. Всё это показывает, что , если индейцам не досаждать или не навязывать им, они живут как все  и работают прибыльно, обеспечивая себя едой и одеждой, и выучивают другие языки - английский и испанский.

Некоторые явапаи собрались на горе Билла Вильяма: там в лагере находилось   около семидесяти пяти семей с главным вождем Тикумайя, и им не было дела до солдат, беспокоящих их. Стало быть, группа из двадцати пяти молодых людей пошла в страну супаи (хавасупаи); некоторые имели там друзей, которым раньше давали подарки. Один молодой человек, по имени Пелэйму, или Нога Старика, несколькими годами ранее дал хавасупаям мула, а другие давали им много оленьих шкур в знак дружбы. Поэтому хавасупаи, что означает - Народ Зеленой Воды, относились дружелюбнее к явапаям, чем уалапаи. Молодые люди согласились с Пелэйму, что в поселение хавасупаев надо идти, прихватив им в подарок оленьи шкуры. Они пришли туда вечером, и дружественный старый хавасупай сказал им, что он с сожалением узнал, что уалапаи привлечены в помощь армии для похода в страну явапаев, чтобы убивать любого, кого они ни увидят, и что белые солдаты идут с юга с той же целью. Хавасупаи дали свои визитерам явапаям сколько-то винтовок и много пороха, чтобы они смогли защититься, а те, едва услышав печальную новость, поспешили домой. Не останавливаясь даже на отдых, они всю ночь напролет шли по труднопроходимой местности. На следующий день, в полдень, кто-то из них разглядел дым, поднимающийся над горой Билла Вильяма, в той самой стороне, где находились все остальные их явапаи. Вождь Тикумайя таким образом им сообщал, чтобы они поспешили в горы и начали вести наблюдение за врагами, так как он уже знал, что солдаты находятся в их стране. Молодые и быстрые бегуны достигли места невдалеке от старого лагеря, и увидели выжженную землю. Они встретили нескольких индейцев, которые им сказали, что уалапаи пришли прямо в деревню и перестреляли почти всех до того, как те поняли, что происходит. Несколько людей видели подходивших уалапаев, и сказали, что идут враги, но другие сказали, что это явапаи, которые ходили к своим друзьям в стране супаи. Они спорили об этом, пока солдаты- уалапаи не приблизились вплотную и не начали по ним стрелять. Мужчины лагеря даже не попытались защитить себя или других людей. В этот день уалапаи нанесли по явапаям тяжелый удар: они атаковали без какого-либо предупреждения, даже не давая права выбора на мир или борьбу до последнего человека. Белым солдатам и индейским скаутам был отдан приказ: если они натолкнутся на какую-либо группу индейцев, то должны потребовать их сдачи, и если те не согласятся, все должны быть убиты, - поэтому лучше им сдаться. 

Когда бегуны прибыли на место лагеря, уалапаи уже оставили его несколько  часов назад. Повсюду были трупы, - настолько обожженные, что их невозможно было опознать. Никто не мог сосчитать убитых. Некоторые из бежавших сказали, что они видели и других бежавших в холмы вместе с детьми, так что, какие-то семьи могли спастись. 

Часть мужчин хотели немедленно погнаться за захватчиками, но вождь им сказал, что глупо сражаться с таким сильным врагом: уалапаи лучше вооруженны, и за их спинами стоят белые солдаты. Было решено вступить в страну, где, - они надеялись, - можно будет отыскать их потерявшиеся семьи. Какие-то женщины благополучно нашли всех своих детей, но другие лишились многих. Также не хватало нескольких мужчин. Сообща они оплакали своих пропавших родственников.

Это было первое внезапное нападение на явапаев. Никто из них ничего не опасался, потому что они ничего плохого не сделали белым, и ожидали такое же ответное отношение, в противном случае они вели бы наблюдение за врагами и были бы готовы к нападению. Группа была полностью разорена: мало того, что их родные и близкие были убиты, они были лишены всего и вынуждены были пойти в горы Сан-Франциско и в поселения хопи, чтобы получить там одежду и другие необходимые вещи, чтобы начать свою жизнь заново. Они пришли к берегам реки Литтл-Колорадо, где случайно встретились с некоторыми своими людьми, живущими с апачами - тонто. Тогда они решили не идти дальше к хопи, а остаться с апачами, которые дали им одеяла, еду, и всё, в чём они ещё нуждались. Это случилось ближе к горам Могаум и к истокам Ист-Ривер.  

Однажды вечером трое молодых людей пришли в лагерь и сказали индейцам, чтобы они сходились, так как у них имеются большие новости. Вождь лагеря определил место собрания, на котором трое молодых мужчин сообщили людям, что есть большой вождь, который приехал в Кэмп-Верде. У него длинная белая борода, но выглядит он как старая женщина, потому что его лицо так же сморщено, и его глаза такие же маленькие. Этот вождь одет в коричневое холстяное пальто. Его сопровождают многочисленные солдаты, как индейские, так и белые, вместе с офицерами, чтобы провести кампанию против индейцев, которые отсутствуют в окрестностях в то время, когда они были призваны в резервацию большим генералом. Это был генерал Джордж Крук - командир всех солдат в Аризоне.

 Генерал Крук послал бегунов ко всем людям, чтобы сообщить им, что они должны прийти к Кэмп-Верде, и что, при этом, им будет выдана еда, какую бы они ни пожелали, вместе  с одеялами, тканями, кукурузой, а также семена ячменя и пшеницы, чтобы посадить их в поймах. Все старейшины разных групп собрались и обсудили, как им поступить, и они решили в недельный срок прийти туда. А пока это происходило, некоторые молодые люди отправились охотиться на оленей и антилоп, и случайно они обратили свое внимание на большую линию всадников, следющих на некотором расстоянии от них. Тогда они стали уведомлять об этом всех остальных, и большинство индейцев снялись с лагеря и пошли к реке Верде, - в обратную сторону от направления, в котором ехали солдаты.

Трое молодых мужчин возвратились в Кэмп-Верде, чтобы сообщить генералу Круку, что в ближайшие четыре или пять дней прибудет много индейцев. Они сказали ему, что когда индейцы покидали их лагеря, там было много дымов от костров, и индейцы просят, чтобы солдаты встретили их за пределами поста. Первыми начали прибывать люди из страны красных скал. Барскаелаела был их главным вождем. Он пришел на пост раньше и был посажен на гауптвахту за попытку ударить офицера. Произошло это так. Те трое были арестованы раньше и отправлены в Прескотт, где находился генерал Крук. Переводчик, человек по имени Джо Гаска, отец которого был мохаве, а мать явапаи, сказал ему, что эти трое молодых людей ушли домой в горы. Барскаелаела знал, что это ложь, и сказал, что лучше было бы, чтобы белые сказали правду, иначе он должен будет им отплатить. Главный офицер поста сообщил ему тот же рассказ, говоря, что три молодых мужчины пошли домой сказать своим людям, что они должны прийти сюда, чтобы жить около поста и получать еду от солдат. Чем больше Барскаелаела получал свидетельств тому, что три мужчины возвратились домой, тем больше рос его гнев. Он пришел в такое бешенство, что вскочил, схватил офицера за горло и потянулся за своим ножом. Два или три других офицера, стоявшие рядом, разоружили его и потащили на гауптвахту. Когда остальные индейцы узнали, что произошло, они удрали посреди ночи в горы, и уже утром были далеко в стране красной скалы.

Спустя две недели, Барскаелаела напал на охранника и попытался вырвать у него винтовку, но другой солдат выстрелил и убил его. Если ему была бы сообщена правда о том, что три молодых человека были взяты под стражу и отправлены в Прескотт, он должен был пойти туда и попытаться провести переговоры с генералом Круком насчет их освобождения. Просто это был тот образ действий, который правительственные командиры применяли, когда имели дело с индейцами. Я знаю много подобных случаев, но не хотелось слишком много говорить об этом.

Люди не знали, что произошло с Барскаелаела, и около трех тысяч явапаев и тонто пришли из Бассейна Тонто. До них уже пришли несколько сот индейцев из окрестностей Скво-Пик на юге, и из Блад-Тэнкс, а также с востока из Агуа-Фриа. Солдаты собрали всех мужчин и провели их строем перед генералом, а затем сопроводили их в караульное помещение, - теперь они могли утверждать, что захватили все ренегатские группы апачей. Там, наверное, было около десяти тысяч мужчин, женщин и детей, и это кроме апачей-юма, которые пришли с запада. Им всем было сказано пройти четыре или пять миль на холмы, чтобы пилить и рубить кедры, и переносить бревна на пост. Они принесли на своих спинах несколько тысяч связок дров, и были встречены солдатами, которые дали им сколько-то банкнот, одеяла и кукурузы. Примерно в это время туда подошли с юга полторы тысячи мужчин, женщин и детей. Их вождем был Мота, или Облако. К ним был послан человек. Должно быть он был агентом, потому что был одет не как офицер. На нем был черный костюм и большая черная шляпа, и из-за этого индейцы прозвали его - Большая Черная Шляпа.

Так получилось, что несколько семей не пришли, потому что до них не дошло сообщение. Женщины собирали орехи в пойме Эш-Крик, - там, где сегодня проходят линии электропередач, их мужчины охотились на антилоп и мелкую дичь, а дети играли на лугу. В полдень они заметили дым в стороне их основного лагеря, и когда они поднялись на высокий холм, то увидели, что весь лагерь в огне. Какие-то молодые мужчины пожелали туда пойти, но их убедили, что не нужно так делать, потому что это будет означать верную смерть, - в долине было более сотни солдат. Они видели, что у некоторых солдат в седлах сидели дети. Они поехали в сторону Агуа-Фриа и Прескотта, и одна девочка была ранена в руку, а мальчик в ногу.

Солдаты расположились лагерем у Агуа-Фриа, и они заметили индейцев, следивших за ними с холма, - индейцы шли за ними. Двенадцать солдат подкрались через ивы, росшие в речной долине, и поднявшись на холм, увидели шестерых индейских мужчин, лежащих на земле и смотрящих вниз на солдатский лагерь. Солдаты находились в трехстах ярдах от индейцев. Они открыли огонь и убили четырех из них первым залпом. Два других побежали, но были разорваны выстрелами на куски.

Один из тех индейцев был вождем. Он был одет в роскошную рубашку из оленьей кожи и брюки. Солдаты взяли с собой его одежду, и дети сразу её узнали, так как два ребенка вождя находились среди пленников. Старая мать этого вождя тоже была убита, и он сходил с ума от гнева. Он надеялся убить солдат, но вместо этого нашел свою смерть, и то же самое произошло с молодыми мужчинами, которые пошли с ним.

Солдаты, разрушив лагерь, убили много индейцев и взяли в плен шесть детей. Они отдали их в форт Уиппл и тамошние доктора осмотрели раненых. Они отрезали девочке руку и забинтовали её. Однажды ночью она сбежала и возвратилась к своим людям, которые были недалеко от места, где она была схвачена.

Из оставшихся детей двое умерли, а два мальчика были вскормлены некой благородной леди и в 1874 году их передали в агентство Сан-Карлос. Одного из  них назвали Дик Мохав, и он служил переводчиком для апачей-мохаве-юма. Дик Мохав странно умер: он иногда сидел обнаженным снаружи своего типи, и даже тогда, когда ему говорили одеться, он не обращал на это никакого внимания, и несколько дней не принимал никакой пищи. Таким образом,   он  умер от голода. Другой мальчик, имя которого я не помню, умер от неизвестной болезни. Его бабушка ухаживала за ним, и через некоторое время после его смерти она получила денежную компенсацию.

Последний из этих детей был воспитан скотоводом по фамилии Бауэрс, который жил возле Дьюи, но разорился и переехал в окрестности Прескотта. Он дал мальчику имя Джим Бауэрс. В конце концов, он остался с Бауэрсом, после того, как все явапаи, юма и тонто были перемещены в агентство Сан-Карлос. Как-то мальчик пошел разыскивать своих родителей, и ему сказали, что они умерли от лихорадки в Коттонвуд на реке Верде. Он нашел живой свою бабушку, замужней за другим человеком. Его звали Вилгайкилкова, что означает Обвязывает Свое Горло, и он был тем самым человеком, кто убил Лейхи - агента индейцев мохаве на Колорадо, - вблизи Киркленда, близко к месту, где так много индейцев были убиты.

Итак, теперь большинство индейцев были собраны в Кэмп-Верде. Они пилили там лес и женщинам платили чашками кукурузы. Апачи-юма выбрали некоторых из своих молодых мужчин для службы в армии, чтобы идти с солдатами воевать с апачами, всё ещё остающимися на холмах. Лейтенант Чарльз Кинг выступил с ротой А из пятого кавалерийского полка, дислоцированного в Кэмп-Верде. С ним находились двенадцать скаутов апачей-юма. Эта немногочисленная команда пришла к озеру Стоунмен, и двоим или троим юма было приказано разведать местность на предмет обнаружения следов ренегатов апачей. Они возвратились без хороших новостей, но наткнулись на место, где несколько недель назад обжигался мескаль.

На следующий день команда снялась с лагеря и двинулась к реке Литтл-Колорадо, следуя по старой фургонной дороге, и лейтенант Кинг сказал скаутам быть настороже на случай появления апачей. Рота пришла к неглубокому, но стремительному потоку и увидела на его берегу свежий отпечаток мокасина. Кинг дал сигнал остановиться, и приказал солдатам и скаутам поесть без розжига  костров, и готовиться к бою. Затем, оставив всех остальных на месте, он с одним сержантом и пятью скаутами начал подъем в гору. Почти достигнув её верхушки, они наткнулись на  свежий след: там, по-видимому, находилось всё  племя, стоявшее на самом верхе месы и наблюдавшие всё время за их перемещениями. Юма присели в ожидании неминуемой стрельбы, но лейтенант и сержант продолжили подъём как ни в чём ни бывало: сержант с винтовкой, привязанной к его седлу, и пистолет лейтенанта был зажат в кобуре. Раздались выстрелы, и лейтенант упал с лошади, которая убежала. Индейские скауты открыли стрельбу по возвышающемуся над ними утесу, но, при этом, они не видели  апачей, стреляя в слепую. В этот момент сержант бегом вернулся от подножья утеса без пистолета или винтовки. Если бы он хоть немного был бойцом, то оказался бы готов к чрезвычайной ситуации, потому что, в конце-то концов,  они шли по свежим следам. Я думаю, он был молодым человеком, совсем не имеющим военного опыта, особенно в борьбе против апачей, которые обязательно воспользуются представившимся преимуществом , если они в состоянии это сделать.

Индейские скауты видели лейтенанта, сбегающего по грубому скалистому холму так, что его ноги едва касались земли; однако он был слишком слаб, и когда добрался до кучки кедрового кустарника, свалился на землю. Один из пяти скаутов вызвался добежать до лейтенанта и затащить его в укрытие, и он сказал другим, чтобы они стреляли так быстро, как только могут, пока он делает то, что задумал. Боунагу был тем самым скаутом, кто спас лейтенанта Чарльза Кинга, при том, что не он, а сержант получил медаль за отвагу, - за поспешное бегство. Что случилось после: Боунагу подбежал к лейтенанту, который лежал лицом вниз, и схватил его за руку. Рука была сломана, и Кинг закричал от боли. Тогда Боунагу перевернул его лицом вверх и увидел, что его глаза бегают так быстро, что казалось, будто он умирает. Офицер показал жестом, чтобы он присел рядом и снял с него патронташ. Кинг вынул все патроны из своего пояса и бросил их на землю, и сказал скауту стрелять ими; но все скауты были вооружены винтовками генри 44-го калибра, а солдаты имели винтовки 50-го калибра, так что, патроны оказались бесполезными, притом, что лейтенант еще раньше выронил свою винтовку. Сержант на нее наткнулся, когда бежал вниз от утеса. Его собственная винтовка была по-прежнему привязана к седлу. Сержант приказал скаутам стрелять в любого  индейца, которого они заметят, а затем сломя голову побежал вниз по склону к подножью холма. Лагерь находился в миле оттуда, и другие солдаты и так должны были помочь, услышав выстрелы; собственно, индейцы отчетливо слышали как отдаются команды, солдаты садятся на лошадей и подъезжают к горе попарно и четверками, затем для подъема выстраиваясь в колонну по одному. Когда они достигли индейских скаутов, то спешились, и подойдя к ним, оттолкнули их, - как будто хотели расстрелять этих бедных дружественных индейцев. Однако, вместо того, чтобы двадцати пяти здоровым и свежим солдатам идти на верхушку горы, они выдвинули вперед индейских скаутов и указали им на гору - они хотели идти за ними. Скауты оставиоли лейтенанта Кинга с пятью солдатами, и стали подниматься в гору, остальные солдаты шли за ними, и когда они достигли верха, то там уже не было никаких индейцев, только редкие опунции и плоды мескаля под кедрами, где у них, должно быть, был временный лагерь.   

 Скауты распознали что в нем находилось, возможно, семьдесят пять воинов. Только семеро из них стреляли в скаутов и солдат, так как в это время остальные были на охоте. Они оказались хорошими стрелками, и только благодаря апачам-юма лейтенант Кинг остался жить. Тем не менее, он никаким способом не выразил своего уважения к ним за свое спасение. Четыре солдата перенесли его в лагерь, а затем три солдата поехали обратно в Кэмп Верде за доктором. На это ушло около трех дней, а затем доктор по имени Дэвис, который находился при генерале Круке, приехал на двухместном кабриолете и забрал его.

Тем временем, возвратились скауты и сказали, что след ведет к реке Литтл-Колорадо, хотя, некоторые индейцы разбежались, когда увидели солдат. Это были апачи-тонто, которые жили в области Могольон-Рим, севернее сегодняшнего Пэйсона. Взвод солдат и скаутов был послан на опережение им. Люди перемещались круглосуточно, и на вторую ночь Каббоайя - индейский сержант скаутов- сильно поранился: он пользовался таким уважением у солдат и офицеров, что получил от них мула для езды, в то время как другие скауты-юма передвигались пешком; и вот мул испугался и сбросил его прямо лицом вниз. Каббоайя приземлился на острый камень, который вонзился ему между глаз, и он был настолько ошеломлен, что все подумали, что он мертв. Всё же он пришел в себя, но потерял так много крови, что еле-еле мог передвигаться. Солдаты отвели его в сторону от дороги, дали ему немного хлеба, кофе, сахара и воды, а сами поехали дальше. Через какое-то время подошли передвигающиеся пешком скауты, и нашли его с дыркой во лбу, такой большой, что в нее можно было засунуть палец; его глаза так опухли, что он едва мог видеть. Солдат совсем не интересовало жив ли он, или умер, или пойман враждебными индейцами. Он был индейцем, но враждебные убили бы его точно также, как они убили бы любого солдата, которого повстречали бы. Ему повезло, что его нашли соплеменники, и на следующий день они привели его в солдатский лагерь. Утром одному из скаутов было сказано сопроводить Каббоайя в Кэмп-Верде, а других послали на поиски признаков индейского пребывания вокруг. Почти все из них нашли следы у небольшого водного источника, - только что оставленные следы, сделанные индейцами, которые, встав на колени, пили воду. Скауты пытались объяснить солдатам, что враждебные находятся совсем рядом, но те вели себя так, как будто это не их забота. Это была та самая особенность, которую ранее проявили сержант и лейтенант Кинг во время подъема в гору, и лейтенант получил пулю в руку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.