Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Деловая игра 4 страница



•Комплексность. Совершенствование процесса управления осуществляется на всех уровнях управления производством с учетом конкретной структуры объектов управления предприятия и на основе единых функций управления, т.е. осуществляется функциональная интеграция, предусматривающая решение за­дач, относящихся к различным объектам и уровням управления, на основе типовых экономико-математических моделей и стан­дартизации информационных связей между объектами и уров­нями управления, различными системами и задачами.

• Паритетность (децентрализование). Все уровни управле­ния и подразделения аппарата равны между собой с точки зрения определения интегрированной системы, т.е. совершенство­вание управления обязательно распространяется на все уровни.

• Принцип интегрированного целого. Систему можно назвать интегрированной только после проведения интеграции ее компо­нентов, когда «выход» одного процесса управления (подсистемы) является «входом» следующего процесса. При рассмотрении сис­темы управления принцип интегрированного целого определяется конкретностью выходной информации одной подсистемы (задачи), передаваемой на вход другой подсистемы (задачи). Принцип ин­тегрированного целого предполагает существование изоморфизма управляющей и управляемой систем.

• Гомеостатичность (сохранение постоянства). Интегриро­ванная система — это самонастраивающаяся информационная система с обратной связью, направленной на поддержание' тре­буемого качества управляющих воздействий на стабильном уровне. Другими словами, процесс реализации функции управ­ления в условиях неопределенности и возникающих возмуще­ний на всех уровнях управления с учетом обратных связей будет постоянно обеспечен.

•Типичность моделей управления. Важная проблема созда­ния интегрированной системы управления предприятием состо­ит в выделении однородных организаций и подразделений, характеризующихся неравномерностью развития организации. Каждой организации соответствуют определенный «возраст», свои технологические условия, масштабы производства, соответствующий кадровый состав и др. Выявление подразделений, близких по своим производственным условиям, позволяет выде­лить из общей совокупности подразделений группы, «сходные» по определенным признакам для создания типовых схем управ­ления.

• Единство информативности. Необходимо уменьшить раз­нообразие форм документов, циркулирующих в организации. Неунифицированные документы вызывают многообразие алго­ритмов обработки информации, что в итоге приводит к рассо­гласованию выходной информации. Ликвидация внутрифир­менного информационного разнообразия основана на принципе единства информативности.

•Многоаспектность. Этот принцип предъявляет требова­ния, связанные с совершенствованием процесса управления на всех уровнях и подразделениях по нескольким направлениям с

учетом составляющих факторов производства (технологических, материальных, технических, трудовых, финансовых).

• Принцип автоматизации. Совершенствование процесса управления на всех уровнях производства возможно при исполь­зовании компьютерных технологий управления на всех стадиях и всеми факторами производства на основе интеграции функ­ций управления и обработки данных. Интегрированная система охватывает в едином комплексе задачи проектной, инженерной и технологической подготовки производства и задачи управле­ния организационно-производственной деятельностью предпри­ятия. Создание ИСУ повышает требования к структуризации сис­тем управления, т.е. к представлению ИСУ в виде совокупности взаимосвязанных подсистем или отдельных относительно авто­номных систем со своим специфическим кругом задач.

Отличительными чертами ИСУ являются соединения в единое целое отдельных, обладающих известной автономией, частей сис­темы, причем это объединение должно обеспечить новое качество, расширить возможности системы и повысить ее эффективность.

ИСУ должна обеспечить управление системами различного назначения путем рационального распределения ресурсов, установления графиков и режимов работы управляемых объектов, контроля, их работы, а также решения организационно-хозяй­ственных задач с учетом социальных, психологических и физио­логических факторов.

Процесс интеграции (взаимодействие) различных звеньев на уровне предприятия и его подразделений в процессе управления проявляется в обмене данными, выступающими как результат решения задач управления в этих подразделениях. Взаимодейст­вие в организации обеспечивается путем сопряжения, согласованности и совместимости систем. Причем сопряженность по­нимается как взаимное соответствие граничных элементов, по­зволяющих соединить систему объединением их входов и выходов, а согласованность как возможность функционирования системы в условиях, обеспечивающих их объединение в единую интеграционную совокупность. Совместимость при определении условий взаимодействия рассматривают в функциональном, организационно-правовом и технологическом аспектах.

Значение интеграционных процессов на предприятии заключа­ется в углублении взаимосвязи между всеми элементами процесса управления производством и управления экономикой предприятия для повышения устойчивости и эффективности функционирова­ния предприятия в различных режимах. При этом выделяются три направления интеграции. Интеграция системы обеспечивается, с одной стороны, сопряжением задач управления между технологическими и функциональными подразделениями (внутренняя интеграция задач планирования, анализа) — горизонтальная интеграция, а с другой стороны — вертикальным (межуровневым) взаимодействием систем — вертикальная интеграция.

С точки зрения организации производства вертикальная инте­грация (называемая иногда вертикальной диверсификацией) озна­чает освоение фирмой производства товаров разной степени обработки (полный цикл от производства отдельных элементов до готового изделия и его реализации). Горизонтальная интеграция свя­зана с расширением номенклатуры производства путем освоения выпуска родственных товаров.

В современных условиях очень важным направлением высту­пает интеграция приобретаемых (объединяющихся) предприятий в компанию (рис 49).

Этот процесс связан с созданием холдингов, финансово-про­мышленных групп. Под интеграцией приобретенного предприятия понимается совокупность задач, цель которых – объединить предприятия – участников интеграционного процесса таким образом, чтобы создать эффективную хозяйственную единицу. В этом процессе возникает ряд проблем:

• Интеграция как структурная проблема включает развитие управленческих связей между купленным предприятием и компанией-покупателем (уровень централизации или автономии, организационно-структурное включение его в состав базового предприятия, объединение систем контроля, координация дей­ствий); согласование управленческого инструментария, включая систему управления персоналом; определение роли, задач, ком­петентности и ответственности персонала.

 

 

Интеграция
Интеграция приобретенных (присоединяемых предприятий)
Интеграция в рамках корпорации (вертикальная межуровневая)
Внутрифирменная (горизонтальная)
Организационная
Экономическая (инвестиционная)
Информационная
Персонала
Технологическая
Культурная
В рамках корпорации
Между корпорацией и обществом
Кадровая
Организационной культуры
Структурная

 

 


Рис.49. Основные направления интеграции

• Интеграция как кадровая проблема. Кадровый аспект интеграции предприятий рассматривается в первую очередь как проблема сотрудника и в меньшей мере — как стратегическая задача кадрового менеджмента.

Конкретными проявлениями проблемы персонала могут быть потеря доверия к предприятию, деструктивное поведение, осложнение коммуникаций, снижение производительности тру­да и увольнения.

• Интеграция как культурная проблема. Недостаточная культурная интеграция может привести к активному сопротив­лению персонала мероприятиям по реализации стратегических и структурных изменений, увольнению ключевых сотрудников, недостаточно полному разрешению конфликтов адаптационного характера. Для решения проблемы необходимы систематический учет культурных феноменов в процессе присоединения пред­приятия; действия в направлении создания новой культуры, об­мен ключевым персоналом.

В целом интеграционная стратегия при присоединении предприятия должна учитывать комплекс управленческих реше­ний, касающихся: а) экономических вопросов интеграции (повышение конкурентоспособности объединенных предпри­ятий, снижение издержек производства, оптимизация загрузки производственных мощностей, положительное соотношение «затраты-выгода» и т.п.); б) интеграционных структур (инстру­ментарий процесса объединения); интеграционной культуры (мероприятия по поддержке культуры объединенного предпри­ятия); человека как ключевого фактора интеграции (распре­деление персонала, система стимулирования и т.п.).

На начальных этапах интеграция управления должна прохо­дить на основе создания местных информационных сетей об­щего пользования на базе ЭВМ, банков данных, путем контро­лирования, диспетчеризации по различным уровням систем управления на основе анализа и оценки возможных вариантов и определения технико-тактических и стратегических задач про­изводства.

Направления интеграции могут осуществляться параллельно и в любой последовательности в зависимости от состояния дан­ного предприятия.

Назначение интеграции состоит в том, чтобы рационализи­ровать процессы сбора, обработки и поиска информации, необ­ходимой для разных звеньев управления.

Основными механизмами (инструментами) интеграции в современных условиях деятельности предприятия выступают:

• руководство, реализующее интеграционные процессы в организации через властные полномочия путем использования различных типов координации (превентивной, устраняющей, регулирующей и стимулирующей);

• плановая деятельность (стратегическое и текущее планиро­вание деятельности предприятия), объединяющая, интегрирую­щая всю последующую деятельность предприятия; определяющая основные системные показатели деятельности предприятия;

• инвестиционная деятельность предприятия, обеспечи­вающая через разумную финансовую политику целостное разви­тие предприятия;

•оперативное управление (регулирование) производством, выступающее как основной рычаг реализации стабильной, рит­мичной деятельности предприятия, обеспечивающий контроль и регулирование хода производственных процессов, реализацию согласованной, сбалансированной деятельности предприятия;

• социальная деятельность на предприятии, которая через основной элемент деятельности предприятия — человека, реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива, интеграцию его усилий. Эта деятельность реализуется, прежде всего, через повышение социальной ответственности предпри­ятия и корпоративную культуру.

Для эффективной интеграции организации руководство должно постоянно иметь в виду общие цели организации и концентрировать усилия всех сотрудников на их реализации. Эффективная работа отдельных подразделений еще не означает эффективной работы всей организации.

Типы окружающей среды, в которой действуют организации
Подвижная и быстроизменяющаяся внешняя среда
Устойчивая и прогнозируемая внешняя среда

 

 


                       Характеристика организации

Организации, характеризуемые использованием повторяющихся задач, технологиями массового производства
Организации, характеризуемые использованием новых разнообразных задач, технологиями производства отдельных изделий

 

 


                   Методы эффективной интеграции

Индивидуальные взаимодействия, взаимосвязи, временные творческие группы, совещания между отделами
Правила и процедуры, графики, иерархические структуры управления

 


Рис.50. Методы интеграции деятельности организации

 

В настоящее время в практике управления выработан ряд методов эффективной интеграции деятельности организации, выбор (использование) которых определяется внешней средой организации. Для интеграции организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, используются методы, связанные с разработкой и установлением соответствующих правил и процедур, иерархическими структурами управления. В этом случае исполь­зуются запрограммированные решения, которые подходят для повторяющихся ситуаций. Для организаций, действующих в изменчивой окружающей среде и использующих разнообразные, гибкие технологические процессы, более эффективный способ интеграции состоит в установлении индивидуальных взаимодействий, личных связей, временных рабочих групп, различных комитетов и проведении совещаний между отделами (рис. 50).

Интеграция производства требует повышения координации деятельности производственников, технологов, энергетиков, администраторов; разработки технологических процессов; планирования и графиков работы.

Основные критерии оценки успеха интеграции:

• рост производительности технологического оборудования;

• повышение надежности и ритмичности работы систем, увеличение периода безотказной работы;

• эффективность работы диагностических систем;

• сокращение простоев оборудования и систем, минимизация экономических потерь, информационная обеспеченность всех процессов управления, гармонизация человеческих отношений и как итог - повышение экономических показателей работы (прибыли) и социальной ответственности предприятия.

Типология управления помогает в решении многих проблем практического использования знаний, потому что она показывает, что разнообразие условий, в которых осуществляется управление, требует не просто построения одного какого-либо варианта менеджмента, а выбора варианта по определенным правилам типологического анализа и далее корректировки этого варианта по дополнительным критериям конкретных обстоятельств. В представленной типологии менеджмента нет абсолютно плохих или абсолютно хороших типов управления. Каждый из них отражает реальность, в той или иной мере используется в практике. Она позволяет осмысленно строить управление, ориентируясь на выбор необходимого в конкретных условиях типа управления и в дальнейшем совершенствовать его по деталям, особенностям и пр.

Именно в типологии управления находят свое проявление приоритеты и ориентиры, цели и принципы управления, различные его организационные формы.

Типология - это упорядоченное и систематизированное представление о менеджменте. Каждый из типов управления - это комплекс характеристик, присущих управлению. А особенность менеджмента заключается именно в своеобразном комплексе характеристик.

1. Чем большее разнообразие типов управления видит менеджер, тем больший у него выбор систем и механизмов управления, тем больше вероятность найти вариант эффективного управления.

2. Диверсификация менеджмента - это объективная тенденция его развития. Она повышает устойчивость и эффективность управления, способствуя лучшему использованию ресурсов, повышая адаптивность системы управления, ее гибкость.

3. Диверсификация управления проявляется в потребностях типологического выбора вариантов управления и в комбинации этих вариантов по потребностям диверсифицированных объектов управления.

4. Современному менеджеру необходимо развитие вариативного мышления, которое невозможно без понимания разнообразия типов управления, их признаков и причин.

5. Надо овладеть навыками типологического анализа управления, надо строить матрицы параметров, делать рейтинговые оценка, выбирать варианты. Типологический анализ - это методология системного подходе к управлению.

Существует два варианта типологического анализа менеджмента. Первый отражает дуалистический подход к выделению типов управления. Это типы, выделенные по двум характеристикам, представляющим собой две противоположности, и не исключающие одна другую, а требующие сочетания их в конкретных условиях управления. К таким типам относятся интра- и инфраменеджмент, стратегический и тактический менеджмент, формальное и неформальное управление, методология в организация управления, стабильное и неустойчивое управление, централизованное и децентрализованное управление, традиционное и инновационное управление, профессиональное и непрофессиональное управление и т. д. Но такой дуалистический подход к типологии управления, хоть и имеет определенное значение в понимании характеристик управления, все-таки является ограниченным представлением об управлении.

Практической потребностью построения типологии управления является многофакторная и многокритериальная дифференциация разновидностей управления. Именно она позволит лучше ориентироваться в этом разнообразии, а следовательно, и более обоснованно выбирать необходимые типы.

В типологии менеджмента очень важно, чтобы критерии типологического анализа не были бессистемными, случайными, неупорядоченными. От этого зависят и практическая значимость этой типологии, и ее научная ценность. Критерии типологического анализа должны максимально покрывать поле характеристик управления и современных практических проблем его осуществления.

Одним из важнейших критериев типологии менеджмента являются приоритеты в средствах управления. Известно, что можно опираться на разные средства управления и, в зависимости от того, каким средствам мы отдаем приоритет, управление может быть командно-административным, экономическим, социально-экономическим и технократическим. Дадим краткое определение каждому из этих типов.

В командно-административном управлении главным фактором управленческой деятельности, главной опорой менеджера является административное указание, или команда, выполнение которой жестко контролируется и система ответственности соответствует потребностям такого контроля. Экономические и другие средства воздействия были на втором плане. И они были неразвиты, потому что в них не было потребности. Возьмем систему оплаты труда: она была не гибкой, не стимулировала производительность и качество.

Экономическое управление характеризуется приоритетом экономических средств воздействия над другими средствами, в том числе и административными. Конечно, необходимы рыночные механизмы, чтобы в полной мере оказались действенными и эффективными экономические средства и методы управления. Кроме того, такому управлению необходима и специальная подготовка менеджеров, знающих экономику и понимающих экономические процессы. В реальной практике экономическое управление очень часто оказывается не ориентированным на учет социальных и психологических моментов. Опыт многих стран, а наиболее ярко, Японии показывает, что управление должно опираться на человеческий фактор в комплексном понимании его проявления, учитывать полный набор динамичных интересов человека. В этом случае управление необходимо строить не только на экономических интересах, использовать не только экономические средства воздействия, но учитывать комплекс интересов человека в целом. Такое управление можно называть социально-экономическим управлением. Оно не отрицает использования экономических средств воздействия, но предполагает их сочетание с другими средствами. Это управление, в центре которого человек, его интересы, ценности.

Ускоряющиеся тенденции развития современной техники и технологии рождают такие представления, в которых главным и решающим фактором развития производства, а следовательно, и управления является техника и технология производства. Преувеличение роли техники и ее противопоставление человеку в решении ключевых проблем современности рождает технократическое управление. Это управление, в котором господствует технократическое мышление, в котором и человек воспринимается не более чем элемент большой технической системы. При таком управлении все внимание менеджера поглощено технико-технологическими проблемами, как в производстве, так и в управлении. Другие проблемы просто не замечаются или их роль явно принижается. Такое технократическое управление сродни административному управлению. По критерию «роль рынка в осуществлении управления» можно выделить следующие типы управления: планово-директивное, маркетинг, целевое управление и проблемно ориентированное управление.

Планово – директивное управление представляет собой управление, в котором план играет решающую роль и как бы поглощает собой все управление. Главное внимание и главные усилия отдаются разработке плана, далее план возводится в ранг закона, документа, который беспрекословно следует выполнять, и все дальнейшее управление - это поиск возможного и невозможного для выполнения плановых заданий.

В современной динамике развития такое управление оказывается малоэффективным, так как невозможно предусмотреть все возможные изменения внешней среды.

Другим типом управления является маркетинг. Это управление, ориентированное на рынок, опирающееся на рыночные механизмы экономической жизни.

Маркетинг - это тип управления, который обнаруживает свои особенности в самых различных характеристиках управления: в структуре системы управления, механизме и процессах управления, в методологии и организации управления.

Но маркетинг в классическом его понимании не всегда согласуется с принципом дальновидности, перспективности решений. В практике управления нередко он ограничивается только анализом существующей обстановки, использованием конъюнктуры, поиском благоприятных моментов конкуренции. В современных условиях острее проявляет себя потребность учета будущего, целеустремленности в развития фирмы и в управлении фирмой, стратегичности позиций при самом полном учете всех процессов рыночной экономики.

Целевое управление не отрицает маркетинга и не заменяет его. Это тип, который удачно дополняет маркетинговое управление практической идеей целевого управления, определением и предвидением рыночных тенденций, учетом возможного и вероятного будущего в принятии решений, осуществлением, там где это возможно, целенаправленного влияния на рыночные процессы в соответствии с принятой стратегией. Здесь используются политика ценообразования, реклама, деятельность «паблик рилейшенс» и многие другие средства.

Целевое управление - это управление по целям с максимальным учетом всех рыночных тенденций экономики.

Но в условиях рыночных процессов не всегда удается сформулировать действенную и реальную цель, ориентировать на нее управление.

Проблемно – ориентированное управление характеризуется ориентацией на решение проблем, возникающих в процессе функционирования фирмы. При этом типе управления проблема является главным исходным фактором в разработке и принятии управленческих решений. Это управление, в котором рынок играет лишь ту роль, которая определяется возникновением проблем. Это достаточно гибкое управление оперативного решения проблем. Но его недостатком является некоторая стихийность, которая возникает при оценке проблем. Здесь не всегда существует необходимая ясность критериев отбора проблем по их важности относительно будущего, устойчивости и стабильности развития.

Можно выделить также различные типы по степени организационной жесткости управления, формализации и статичности. Ведь в управлении организационно-стабилизирующие его механизмы могут быть сформированы по-разному. Эти виды выделяются по организационным приоритетам относительно постоянно действующих организационных положений и распорядительной деятельности их сочетания и соответствия.

Регламентное управление- это управление, в организации которого лежит идея обеспечить согласованность при помощи тщательно выверенных и хорошо разработанных регламентов. Регламент - это организационное положение, пределы жестко предписывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления. Это, как правило, управление неповоротливое, негибкое, не поспевающее за потребностями жизни, но управление, позволяющее лучшим образом построить системы контроля, ответственности и дисциплины.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.