Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Деловая игра 3 страница



Другими способами рационализации хозяйственной деятельности являются: бизнес-планирование, тщательный подбор кадров, организация зашиты коммер­ческой тайны.

Во-вторых, отказ от деятельности, связанной с риском. Но иногда он не выгоден, может вызвать другие риски, а подчас и невозможен. Поэтому риск приходится брать на себя (в одном случае как неизбежный, в другом - как выгодный, ибо, как правило, наибольших успехов добиваются те, кто на него идет).

В-третьих, компенсация рисков. Для этого создается страховой финансовый резерв в размере усредненной величины потерь за три года (с поправкой на инфля­цию).

Можно говорить о следующих видах финансовых резервов:

• страховых, предназначенных для покрытия так называемых запланированных рис­ков. Незапланированные риски компенсируются из любых других доступных источников;

• стоимостных, предназначенных для платежей по долгам, замены основных и обо­ротных средств и проч. в случае их потери при форс-мажорных обстоятельствах;

• резервов обязательств, которые создаются для выплаты обязательных платежей, например налогов;

• резервов прибыли, предназначенных для накопления средств на расширение масштабов деятельности.

В-четвертых, разделение (сегрегация) рисков. Для этого осуществляется физическое или юридическое разделение активов, например диверсификация инвестиций и формирование их сбалансированного портфеля. Но таким способом можно снизить не любой риск, кроме того, возрастают сложности управления.

В-пятых, объединение рисков путем их деления между несколькими субъектами (скажем, через продажу акций).

В-шестых, передача (трансферт) рисков. Он осуществляется с помощью условий, заложенных в договоры биржевых сделок (опцион, фьючерс), страхования в соответствующих организациях, которое возможно там, где выделяется статистическая закономерность возникновения рисков.

Риск-менеджмент должен охватывать все виды деятельности предприятия, так или иначе влияющие на прибыль (капитализацию). Это в свою очередь накладывает определенные требования не только на организацию бизнес-процессов, но и на организационную структуру.

Для управления риском возможно применение аутсорсинга, который позволяет повысить эффективность функционирования, сокращая возможные риски и свои расходы на соответствующее направление деятельности организации. При выборе провайдера аутсорсинговых услуг необходимо обращать внимание не только на сокращение расходов, но и качество оказываемых услуг.

В условиях частого применения стратегии аутсорсинга, которая способна увеличить ценность и качество услуги, снижая издержки, целесообразно использование бенчмаркинга, который способствует более обоснованному, взвешенному принятию управленческих решений в области управления рисками, повышая этим конкурентоспособность организации.

Механизм управления рисками с интеграцией в этот процесс аутсорсинга и бенчмаркинга показан на рис.48.

   Риск
Выработка мер по минимизации риска с учетом услуг аутсорсинга  
  Оценка информации  
Выбор метода управления риском
Использование бенчмаркинга  
            Сбор информации  
Практическая реализация риск-менеджмента  

 


Рис. 48.Механизм  управления рисками на предприятии

 

Провести качественный анализ информации позволяет контроллинг.

Контроллингпредставляет собой руководство, регулирование, управление и контроль.

Причины появления контроллинга в современных организациях:

 - повышение нестабильно­сти внешней среды, смещении акцента с контроля прошлого в сторону анализа будущего;

 - повышение гибкости организации.

Усложнение систем управления организацией требует координации внутри системы управления, информационного обеспечения управлении.

Функции и задачи контроллинга:

1) учет: сбор и обработка информации; ведение системы внутреннего учета, унификация методов оценки деятельности организации и ее подразде­лений;

2)планирование: информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производ­ства, инвестиций и т.д.); координация процесса обмена информацией; координация и агрегирова­ние отдельных планов по времени и содержанию, проверка полноты и реализуемости планов; со­ставление сводного плана предприятия;

3) контроль и регулирование: определение ве­личин, контролируемых во временном и содержательном разрезах; сравнение плановых и факти­ческих величин; анализ отклонений плана от факта и выработки предложений для уменьшения отклонений.

Основные инструменты контроллинга:

1)QAP-анализ (анализ стратегических «люков») относится к классическим инструментам долгосрочного планирования. Сущность метода состоит в установлении отклонений желательного развития ситуации от ожидаемою Метод предполагает количественное сопоставление экстраполированных или модифицированным значений желаемых и ожи­даемых целевых величин, в качестве которых могут выступать рентабельность, прибыль, оборот и т.д. При этом полагают, что выбранная политика организации остается неизменной;

2) портфолио-анализ представляет собой распределение деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков.

Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом И. Шумпетером. Сегодня за ним стоят два понятия:

• новшество - новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности, на рынке, в общественной жизни;

• нововведение — процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни обще­ства и осуществления, связанных с этим изменений (в последнем состоит главный смысл инновации).

Инновации способствуют развитию технической или хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время, неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормаль­ный ход текущей работы.

Потребность в инновациях возникает у организации под воздействием внешних (обо­стрение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появление новых знаний и проч.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост за­трат, несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, и т. п.).

Процесс нововведений становится объектом инновационного менеджмента, который непосредственно занимается:

• разработкой и оценкой соответствующих планов и программ, их финансово-ресурсным обеспечением;

• координацией и контролем хода создания и внедрения новой продукции, технологий;

• формированием и стимулированием работы творческих коллективов и целевых групп.

Новшество (инновация) создается в результате интеллектуальной деятельности. Последняя, превращает результаты исследований и открытий в качественные образцы изделий с более высокими потребительскими, технологическими, техниче­скими, экономическими и иными свойствами, чем существующие.

Рассмотрим классификацию инноваций.

По масштабам распространения они могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными. Последние связаны с предприятием или его отдельным подразделением и обычно не приводят к каким-то крупным прорывам, а лишь по­зволяют улучшить использование существующего потенциала.

По сфере применения инновации делятся на производственные, управленческие, рыночные и проч.

По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, эко­логическими, экономическими (например, освоение нового рынка сбыта, метода стимулирований и т. п.).

По разнообразию решаемых задач выделяют спектральные и узконаправленные инновации,

По характеру генерирования и внедрения различают быстрые и замедленные, на­растающие и затухающие, равномерные и скачкообразные инновации.

По степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих сте­пень изменения объекта) инновации можно разделить на:

• радикальные (стратегические), делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор);

• модифицирующие, улучшающие отдельные элементы существующих систем (обеспечивают адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде);

• условные (новое сочетание прежних элементов):

• комбинированные.

По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть:

• открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, космический корабль);

• заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза);

• отменяющими (сварка вместо клепки);

• возвратными, обращающимися к исходным идеям (современные парусные суда, управляемые компьютерами);

• имитирующими, в том числе ретроспективно (образцы моды). По целям выделяют следующие виды инноваций:

• для восстановления и сохранения функций и основных свойств существующей системы;

• для приспособления системы к количественным изменениям среды;

• для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с измене­нием всех или большинства первоначальных свойств при сохранении прежнего функционального принципа), что позволяет приспособить ее к качественным изменениям среды;

• для создания системы нового вида, функционирующей на основе прежних принципов,

для создания системы нового вида путем коренного изменения принципа ее функционирования.

По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные (нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии).

По направленности выделяют внутри организационные и межорганизационные инновации.

По характеруэволюционные и революционные.

По комплексности инновации бывают точечными, простыми, системными.

Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют ноу-хау (англ, know how' — знать как).

Выделяют следующие типы ноу-хау:

1) технологические (результаты НИОКР, опыт производства, монтажа, испытаний и проч.);

2) финансовые (условия получения и размещения денежных средств);

3) коммерческие (способы продвижения товаров, организации рекламы);

4) управленческие (методы руководства, варианты тестов и др.).

Ноу-хау снижают риск при использовании новшества, обеспечивают его более быструю отдачу и рост (до 30 процентов) стоимости фирмы.

Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:

• периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия созда­ния); при этом само оно может устареть, а нововведение еще не начаться;

• периода от выхода на рынок до прекращения выпуска;

• периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего нов­шества и замещение его альтернативным.

Два последних периода вместе образуют стадию его использования, которая, в свою очередь, состоит из двух подстадий - производства, сбыта и послепродажного (сервисного) обслуживания.

Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы (досрочное моральное устаревание элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния; необходимость осуществления нововве­дений в смежных областях, нарушающих общую стабильность в них и вызывающих экономические потери).

Инновациям препятствуют: недостаток средств, патентные ограничения; сопротивление персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства; требования антимонопольного законодательства.

В то же время инновациям благоприятствуют: поддержка руководством новаторства; постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности; высокий творческий потенциал сотрудников; пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий - от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения, созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэтому необходима и целостная система управления инновациями.

Для того чтобы лучше понять суть этого процесса и его отличие от обычной текущей деятельности, можно воспользоваться табл.23.

Таблица 23

Отличия инновационной от текущей производственно – хозяйственной деятельности

 

Параметры Инновационный процесс Текущая деятельность
Цель Удовлетворение новой потребности Удовлетворение сложившейся потребности
Риск Высокий Низкий
Тип процесса Дискрктный Непрерывный
Управляемость как единого целого Низкая Высокая
Результат для системы Переход на новый уровень Сохранение на прежнем уровне
Отношение к текущим интересам участников Противоречит Соответствует

 

Инновационный процесс выполняет следующие основные функции:

1) познавательную (приращение общих знаний);

2) информационную (их распространение);

3) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области);

4) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов);

5) экономическую (сокращение затрат труда);

6)  мотивациейную (стимулирование творчества);

7) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами);

8) ресурсо- и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов).

Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме (в РФ затраты на них составляют от 1/2  до 3/4 общих расходов на науку, а на Западе — 1/3).

Целью этого этапа являются оценка необходимости и возможности изменений, изучение возникших проблем, генерирование, отбор, определение возможности реализации перспективных идей.

Фундаментальные исследования, в свою очередь, делятся на теоретические и поисковые; первые формируют концептуальные подходы к проблеме; вторые – новые принципы создания изделий и технологий.

В рамках этапа происходят изучение информационных источников, разработка теоретических положений, их первичный анализ, отсев технически и экономически беспер­спективных идей (он продолжается и в дальнейшем), создание и выбор окончательно­го варианта концепции нового продукта с учетом потребностей рынка.

Следующим этапом являются прикладные исследования, направленные на опре­деление и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экспериментальными (в том числе свя­занными с созданием моделей).

Здесь происходят разработка лабораторных технологий, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования, производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки направлений ис­следований, второй отсев неперспективных идей.

Конечным результатом этого этапа являются техническое задание, рекомендация.

В процессе фундаментальных и прикладных исследований приобретаются новые науч­ные знания, необходимые для проведения опытно-конструкторских разработок. В то же время уже на этих этапах возможны тупиковые результаты и экономические потери.

Стадия опытно-конструкторских разработок, связанная с созданием новых образцов, пригодных для производственного и коммерческого использования, включает следующие этапы:

1. Подготовка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию (принципы работы, конструктивные особенности, габари­ты, вес, КПД, цену).

2. Техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности его создания, включая укрупненный расчет себестоимости и ожидаемой экономиче­ской эффективности.

3. Экономическое обоснование основных эксплуатационных характеристик, по­зволяющее решать вопрос о целесообразности дальнейшей работы над новшеством.

4. Изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, прин­ципиальные схемы.

5. Подготовка на его основе пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием и расчет эксплуатационных издержек.

6. Создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объ­екта и документации, необходимой для его изготовления, монтажа и эксплуатации.

7. Изготовление, испытание и доводка опытного образца.

Опытно-конструкторские разработки, завершающие научный цикл инновационной деятельности, представляют собой первичную материализацию инноваций. Они менее капиталоемки, рискованны и более перспективны, чем НИР, однако и здесь в среднем лишь 8 процентов результатов воплощается в действительно конкурентоспособные изделия.

На завершающей стадии инновационного процесса происходят освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей.

Ему предшествует оценка его рыночных перспектив, соответствия стандартам, патентной защите, еще один отсев неперспективных вариантов. Затем осуществляется проектирование технологических и организационных процессов, подготовка произ­водственных мощностей, сбытовой сети и. наконец, освоение, массовый выпуск и сбыт новшества.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации.

Основу этого процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый (усовершенствованный) продукт,

Помимо научных исследований и разработок, проектирования, подготовки и органи­зации производства нового продукта, его освоения выделяют следующие конкрет­ные направления инновационной деятельности: маркетинг и реклама; приобретение патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; оказание научно-технических услуг (обеспечение информацией, консультирование, сертификация, контроль качества); техническое, экономическое образование и повышение квалификации кадров.

Такая деятельность осуществляется в научных организациях и учебных заведе­ниях. Она формирует инновационный потенциал общества, т. е. готовность и спо­собность осуществлять, воспринимать, воспроизводить нововведения.

Непосредственным результатом инновационной деятельности на этапах исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объек­том интеллектуальной собственности и товаром.

На этапе фундаментальных исследований это научные знания, теории и открытия. На этапе прикладных исследований - результаты НИР.

На этапах проектных, конструкторских, технологических работ - научно-технические проекты; опытные образцы и партии новой техники и материалов; мелкосерийная и малотоннажная продукция, изготовленная на базе вузов и НИИ; программная про­дукция; научно-производственные услуги; услуги в области информатики, информа­ционного, метрологического, патентно-лицензионного обеспечения НИОКР и произ­водства; консалтинговые услуги; ноу-хау; патенты.

Инновационный процесс может быть организован тремя способами.

1. Последовательно, когда по завершении каждого этапа работ принимается решение об их продолжении или приостановке. Это снижает финансовый риск и упрощает контроль, но не позволяет полностью использовать потенциал органи­зации, резко повышает затраты.

2. Параллельно, когда начало одного этапа не связано с завершением предыдущего. Это сокращает время, но увеличивает риск, так как окончательное решение принимается, когда работы на следующем этапе уже в разгаре.

3. Интегративно, т.е. на основе совместной работы группы специалистов различного профиля, что позволяет концентрировать и решать все вопросы во взаимо­связи.

Инновационный процесс характеризуется значительной неопределенностью результата, отсутствием однозначной связи его с затратами времени и средств. Иными словами, здесь присутствует риск, который включает техническую (отри­цательные результаты НИР, недостижение или опережение запланированных па­раметров новшеств в ходе их разработки и проч.) и социально-экономическую (экономические потери, ущерб здоровью людей) составляющие.

Финансы представляют собой систему внутренних и внешних хозяйственных отношений организации, возникающих в процессе формирования и использования фонда ее денежных ресурсов.

Специфика финансовой системы определяется объемом и структурой капитала, технологией основных видов деятельности, длительностью производственного цикла, характером нарастания затрат в его рамках, природно-климатическими факторами, общими экономическими условиями. Все эти условия влияют на величину, источники, структуру, особенности движения финансовых средств.

Финансовые ресурсы производственного предприятия черпаются из его уставного фонда, а затем возобновляются и пополняются в результате хозяйственной деятельности после реализации продукции.

Их структуру можно представить следующим образом:

1. Ресурсы собственных и приравненных средств:

· доходы (прибыль) от основных видов деятельности;

· поступления (амортизация, целевые взносы, устойчивые пассивы, доходы от реализации выбывшего имущества).

2. Привлеченные ресурсы:

·            поступления от размещения акций;

·            заимствования.

3.       Ресурсы, поступившие в порядке распределения (от страховых органов, вышестоящих структур, проценты, дивиденды).

Финансовые ресурсы могут использоваться на текущие расходы, возмещение материальных средств, формирование целевых денежных фондов организации.

В рамках текущей деятельности финансовые отношения возникают при оплате поставок, получении банковских и коммерческих кредитов, страховании, распределение прибыли, дивидендов, выплате заработной платы, погашении долго, процентов, уплате налогов, краткосрочном финансировании и прочее.

Перспективная финансовая деятельность связана с инвестированием в реальные объекты, ценные бумаги, банковские депозиты, а также с привлечением на длительный срок ресурсов путем собственной эмиссии ценных бумаг.

Большинство современных хозяйствующих субъектов по закону обладают финансовой самостоятельностью. Это создает основу для эффективного управления их денежным оборотом, формированием и использованием фондов денежных средств, финансовыми результатами с помощью методов финансового менеджмента.

Основными функциями финансового менеджмента являются:

· Воспроизводственная (обеспечивает сбалансированность между движением материальных и денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала организации);

· Распределительная (осуществляет формирование и использование денежных фондов, поддержание эффективной структуры капитала);

· Контрольная (выполняет проверку реализации финансовой стратегии, состояние финансовых ресурсов, соблюдения баланса доходов и расходов).

Реализуя эти функции, финансовый менеджмент решает следующие основные задачи:

1. Формирует финансовую систему организации, разрабатывает основы финансовой политики и стратегии, направленных на максимизацию финансовых результатов и укрепление финансовой устойчивости фирмы.

2. Определяет основные направления использования финансов на текущий период (финансовую тактику), в том числе распределение прибыли, выплату дивидендов по акциям.

3. Осуществляет планирование использования краткосрочных и долгосрочных финансовых ресурсов.

4. Управляет капиталом, в частности:

-процессом его формирования (приобретением имущества, арендой, лизингом, покупкой акций, облигаций);

-финансовым обеспечением производственно-хозяйственной деятельности;

-определением объема производства, максимизирующего финансовые результаты;

-проведением в необходимых случаях финансового оздоровления;

-созданием финансовых резервов;

-оптимизацией налогообложения.                         

5. Осуществляет анализ финансовой деятельности, рисков, поиск резервов эффективности использования основных и оборотных, собственных и привлеченных средств.

6. Контролирует финансовую дисциплину (обязательный для всех организаций порядок ведения финансового хозяйства), соблюдение установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств.

7. Определяет дивидендную политику.

Важное значение, для финансового управления, приобретает учет инфляции, которая обесценивает е виды поступлений, платежей и активов организации (имущества, запасов, накопленных амортизационных отчислений, прибыли и проч.). В результате их истинная величина оказывается меньше номинальной. В то же время инфляция завышает реальную величину налога.

Задачей текущего финансового управления является также предотвращение или ослабление финансовых рисков.

Новая черта современных рыночных отношений, предпри­нимательства определяется и переходом к интеграции экономи­ческой, технологической, организационной, информационной, социальной и культурной составляющих деятельности предприятий, позволяющей наибо­лее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя.

В связи с сокращением жизненного цикла и диверсифика­цией продукции, а также ростом стоимости ресурсов предпри­ниматель вынужден идти на риск в принятии решений и прояв­лять высокую адаптивность к постоянно меняющимся условиям. Руководитель должен содействовать постоянному притоку идей, предложений, изобретений, внедрению нововведений, он дол­жен стимулировать работу специалистов, создавать атмосферу творчества, и инициативы. Реализация новых подходов в управ­лении наиболее эффективна через механизмы интеграции.

Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. В экономике в последнее время развивается эко­номическая интеграция как регулируемый процесс проведения согласованной межгосударственной экономической политики, базирующейся на разделении труда, развитии производствен­ного и научно-технического сотрудничества, кооперации, взаи­мовыгодных торгово-экономических и валютно-финансовых связях и направленной на формирование современной высоко­эффективной структуры национальных хозяйств.

Интеграционный подход не заменяет прогрессивное руково­дство, наоборот, именно от передовых руководителей и зависит его применение. Этот подход дает возможность творчески мыс­лящим руководителям в полной мере испытать самих себя. Сна­чала руководство выбирает цели развития предприятия (тактические или стратегические), затем определяются необхо­димые ресурсы для разработки и внедрения инноваций. Руково­дитель должен сам включиться в разработку системы и отвечать за планирование рабочей стратегии. Успех или неудача всего дела зависит от того, как он сумеет интегрировать деятельность всего предприятия и каждого подразделения для достижения поставленной цели.

С этих позиций интеграция — это условие взаимосвязанно­сти многих частей внутри одной, это объединение частей в еди­ное целое, и предприятие можно рассматривать как интегриро­ванное целое, в котором каждая подсистема участвует в общей деятельности. Проблема интеграции деятельности функцио­нальных подразделений, необходимой для достижения общих целей организации, проявляется наиболее остро для технически сложных отраслей промышленности.

Интегрированная система подразумевает объединение всех функциональных систем в единое целое в первую очередь на общей информационной основе. Интеграция должна отражать картину информационной взаимосвязанности подсистем в пре­делах компании.

Современный этап создания прогрессивной технологии управленческих решений требует интеграции процессов управ­ления экономикой, а следовательно, развития и внедрения ин­тегрированных систем управления (ИСУ), основанных на методах управления и средствах автоматизации. Методы управления базируются на математическом и логическом аппарате и эконо­мических теориях, а средства автоматизации реализуются сред­ствами компьютерных технологий, а также формирования доку­ментооборота, информационных баз данных.

Интегрированные системы представляют собой комплексные системы, включающие процессы совершенствования управления предприятием на всех уровнях его иерархической структуры. Суть совершенствования процесса управления заключается в уменьшении величины шага управления за счет повышения скорости получения данных, в совершенствовании функций управления сокращением времени реакции управляющих воз­действий в самом производстве.

В решении проблемы сущностного определения интегрированной системы управления важное место занимают основные принципы интеграции:

• Единство методов. Концепция интегрированной системы базируется на общности методов управления для всех уровней предприятия. Методы управления обосновываются положения­ми о функционировании экономического объекта и структурами объектов управления и проявляются в совокупной управленче­ской деятельности субъектов управления. Управленческие ре­шения принимаются с учетом экономических, правовых, орга­низационно-административных и социально-психологических факторов управления. Принцип единства и интеграции методов предполагает, что в методическом отношении все уровни едины и взаимосвязаны общей целью управления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.