|
||||||||||||||||||||||||||||||
Деловая игра 3 страницаДругими способами рационализации хозяйственной деятельности являются: бизнес-планирование, тщательный подбор кадров, организация зашиты коммерческой тайны. Во-вторых, отказ от деятельности, связанной с риском. Но иногда он не выгоден, может вызвать другие риски, а подчас и невозможен. Поэтому риск приходится брать на себя (в одном случае как неизбежный, в другом - как выгодный, ибо, как правило, наибольших успехов добиваются те, кто на него идет). В-третьих, компенсация рисков. Для этого создается страховой финансовый резерв в размере усредненной величины потерь за три года (с поправкой на инфляцию). Можно говорить о следующих видах финансовых резервов: • страховых, предназначенных для покрытия так называемых запланированных рисков. Незапланированные риски компенсируются из любых других доступных источников; • стоимостных, предназначенных для платежей по долгам, замены основных и оборотных средств и проч. в случае их потери при форс-мажорных обстоятельствах; • резервов обязательств, которые создаются для выплаты обязательных платежей, например налогов; • резервов прибыли, предназначенных для накопления средств на расширение масштабов деятельности. В-четвертых, разделение (сегрегация) рисков. Для этого осуществляется физическое или юридическое разделение активов, например диверсификация инвестиций и формирование их сбалансированного портфеля. Но таким способом можно снизить не любой риск, кроме того, возрастают сложности управления. В-пятых, объединение рисков путем их деления между несколькими субъектами (скажем, через продажу акций). В-шестых, передача (трансферт) рисков. Он осуществляется с помощью условий, заложенных в договоры биржевых сделок (опцион, фьючерс), страхования в соответствующих организациях, которое возможно там, где выделяется статистическая закономерность возникновения рисков. Риск-менеджмент должен охватывать все виды деятельности предприятия, так или иначе влияющие на прибыль (капитализацию). Это в свою очередь накладывает определенные требования не только на организацию бизнес-процессов, но и на организационную структуру. Для управления риском возможно применение аутсорсинга, который позволяет повысить эффективность функционирования, сокращая возможные риски и свои расходы на соответствующее направление деятельности организации. При выборе провайдера аутсорсинговых услуг необходимо обращать внимание не только на сокращение расходов, но и качество оказываемых услуг. В условиях частого применения стратегии аутсорсинга, которая способна увеличить ценность и качество услуги, снижая издержки, целесообразно использование бенчмаркинга, который способствует более обоснованному, взвешенному принятию управленческих решений в области управления рисками, повышая этим конкурентоспособность организации. Механизм управления рисками с интеграцией в этот процесс аутсорсинга и бенчмаркинга показан на рис.48.
Рис. 48.Механизм управления рисками на предприятии
Провести качественный анализ информации позволяет контроллинг. Контроллингпредставляет собой руководство, регулирование, управление и контроль. Причины появления контроллинга в современных организациях: - повышение нестабильности внешней среды, смещении акцента с контроля прошлого в сторону анализа будущего; - повышение гибкости организации. Усложнение систем управления организацией требует координации внутри системы управления, информационного обеспечения управлении. Функции и задачи контроллинга: 1) учет: сбор и обработка информации; ведение системы внутреннего учета, унификация методов оценки деятельности организации и ее подразделений; 2)планирование: информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций и т.д.); координация процесса обмена информацией; координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию, проверка полноты и реализуемости планов; составление сводного плана предприятия; 3) контроль и регулирование: определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах; сравнение плановых и фактических величин; анализ отклонений плана от факта и выработки предложений для уменьшения отклонений. Основные инструменты контроллинга: 1)QAP-анализ (анализ стратегических «люков») относится к классическим инструментам долгосрочного планирования. Сущность метода состоит в установлении отклонений желательного развития ситуации от ожидаемою Метод предполагает количественное сопоставление экстраполированных или модифицированным значений желаемых и ожидаемых целевых величин, в качестве которых могут выступать рентабельность, прибыль, оборот и т.д. При этом полагают, что выбранная политика организации остается неизменной; 2) портфолио-анализ представляет собой распределение деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков. Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом И. Шумпетером. Сегодня за ним стоят два понятия: • новшество - новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности, на рынке, в общественной жизни; • нововведение — процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления, связанных с этим изменений (в последнем состоит главный смысл инновации). Инновации способствуют развитию технической или хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время, неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы. Потребность в инновациях возникает у организации под воздействием внешних (обострение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появление новых знаний и проч.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост затрат, несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, и т. п.). Процесс нововведений становится объектом инновационного менеджмента, который непосредственно занимается: • разработкой и оценкой соответствующих планов и программ, их финансово-ресурсным обеспечением; • координацией и контролем хода создания и внедрения новой продукции, технологий; • формированием и стимулированием работы творческих коллективов и целевых групп. Новшество (инновация) создается в результате интеллектуальной деятельности. Последняя, превращает результаты исследований и открытий в качественные образцы изделий с более высокими потребительскими, технологическими, техническими, экономическими и иными свойствами, чем существующие. Рассмотрим классификацию инноваций. По масштабам распространения они могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными. Последние связаны с предприятием или его отдельным подразделением и обычно не приводят к каким-то крупным прорывам, а лишь позволяют улучшить использование существующего потенциала. По сфере применения инновации делятся на производственные, управленческие, рыночные и проч. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими (например, освоение нового рынка сбыта, метода стимулирований и т. п.). По разнообразию решаемых задач выделяют спектральные и узконаправленные инновации, По характеру генерирования и внедрения различают быстрые и замедленные, нарастающие и затухающие, равномерные и скачкообразные инновации. По степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих степень изменения объекта) инновации можно разделить на: • радикальные (стратегические), делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); • модифицирующие, улучшающие отдельные элементы существующих систем (обеспечивают адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде); • условные (новое сочетание прежних элементов): • комбинированные. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть: • открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, космический корабль); • заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); • отменяющими (сварка вместо клепки); • возвратными, обращающимися к исходным идеям (современные парусные суда, управляемые компьютерами); • имитирующими, в том числе ретроспективно (образцы моды). По целям выделяют следующие виды инноваций: • для восстановления и сохранения функций и основных свойств существующей системы; • для приспособления системы к количественным изменениям среды; • для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств при сохранении прежнего функционального принципа), что позволяет приспособить ее к качественным изменениям среды; • для создания системы нового вида, функционирующей на основе прежних принципов, • для создания системы нового вида путем коренного изменения принципа ее функционирования. По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные (нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии). По направленности выделяют внутри организационные и межорганизационные инновации. По характеру — эволюционные и революционные. По комплексности инновации бывают точечными, простыми, системными. Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют ноу-хау (англ, know how' — знать как). Выделяют следующие типы ноу-хау: 1) технологические (результаты НИОКР, опыт производства, монтажа, испытаний и проч.); 2) финансовые (условия получения и размещения денежных средств); 3) коммерческие (способы продвижения товаров, организации рекламы); 4) управленческие (методы руководства, варианты тестов и др.). Ноу-хау снижают риск при использовании новшества, обеспечивают его более быструю отдачу и рост (до 30 процентов) стоимости фирмы. Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов: • периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия создания); при этом само оно может устареть, а нововведение еще не начаться; • периода от выхода на рынок до прекращения выпуска; • периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего новшества и замещение его альтернативным. Два последних периода вместе образуют стадию его использования, которая, в свою очередь, состоит из двух подстадий - производства, сбыта и послепродажного (сервисного) обслуживания. Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы (досрочное моральное устаревание элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния; необходимость осуществления нововведений в смежных областях, нарушающих общую стабильность в них и вызывающих экономические потери). Инновациям препятствуют: недостаток средств, патентные ограничения; сопротивление персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства; требования антимонопольного законодательства. В то же время инновациям благоприятствуют: поддержка руководством новаторства; постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности; высокий творческий потенциал сотрудников; пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей. Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий - от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения, созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэтому необходима и целостная система управления инновациями. Для того чтобы лучше понять суть этого процесса и его отличие от обычной текущей деятельности, можно воспользоваться табл.23. Таблица 23 Отличия инновационной от текущей производственно – хозяйственной деятельности
Инновационный процесс выполняет следующие основные функции: 1) познавательную (приращение общих знаний); 2) информационную (их распространение); 3) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области); 4) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов); 5) экономическую (сокращение затрат труда); 6) мотивациейную (стимулирование творчества); 7) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами); 8) ресурсо- и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов). Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме (в РФ затраты на них составляют от 1/2 до 3/4 общих расходов на науку, а на Западе — 1/3). Целью этого этапа являются оценка необходимости и возможности изменений, изучение возникших проблем, генерирование, отбор, определение возможности реализации перспективных идей. Фундаментальные исследования, в свою очередь, делятся на теоретические и поисковые; первые формируют концептуальные подходы к проблеме; вторые – новые принципы создания изделий и технологий. В рамках этапа происходят изучение информационных источников, разработка теоретических положений, их первичный анализ, отсев технически и экономически бесперспективных идей (он продолжается и в дальнейшем), создание и выбор окончательного варианта концепции нового продукта с учетом потребностей рынка. Следующим этапом являются прикладные исследования, направленные на определение и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экспериментальными (в том числе связанными с созданием моделей). Здесь происходят разработка лабораторных технологий, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования, производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки направлений исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа являются техническое задание, рекомендация. В процессе фундаментальных и прикладных исследований приобретаются новые научные знания, необходимые для проведения опытно-конструкторских разработок. В то же время уже на этих этапах возможны тупиковые результаты и экономические потери. Стадия опытно-конструкторских разработок, связанная с созданием новых образцов, пригодных для производственного и коммерческого использования, включает следующие этапы: 1. Подготовка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию (принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену). 2. Техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности его создания, включая укрупненный расчет себестоимости и ожидаемой экономической эффективности. 3. Экономическое обоснование основных эксплуатационных характеристик, позволяющее решать вопрос о целесообразности дальнейшей работы над новшеством. 4. Изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы. 5. Подготовка на его основе пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием и расчет эксплуатационных издержек. 6. Создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и документации, необходимой для его изготовления, монтажа и эксплуатации. 7. Изготовление, испытание и доводка опытного образца. Опытно-конструкторские разработки, завершающие научный цикл инновационной деятельности, представляют собой первичную материализацию инноваций. Они менее капиталоемки, рискованны и более перспективны, чем НИР, однако и здесь в среднем лишь 8 процентов результатов воплощается в действительно конкурентоспособные изделия. На завершающей стадии инновационного процесса происходят освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей. Ему предшествует оценка его рыночных перспектив, соответствия стандартам, патентной защите, еще один отсев неперспективных вариантов. Затем осуществляется проектирование технологических и организационных процессов, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети и. наконец, освоение, массовый выпуск и сбыт новшества. Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации. Основу этого процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый (усовершенствованный) продукт, Помимо научных исследований и разработок, проектирования, подготовки и организации производства нового продукта, его освоения выделяют следующие конкретные направления инновационной деятельности: маркетинг и реклама; приобретение патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; оказание научно-технических услуг (обеспечение информацией, консультирование, сертификация, контроль качества); техническое, экономическое образование и повышение квалификации кадров. Такая деятельность осуществляется в научных организациях и учебных заведениях. Она формирует инновационный потенциал общества, т. е. готовность и способность осуществлять, воспринимать, воспроизводить нововведения. Непосредственным результатом инновационной деятельности на этапах исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром. На этапе фундаментальных исследований это научные знания, теории и открытия. На этапе прикладных исследований - результаты НИР. На этапах проектных, конструкторских, технологических работ - научно-технические проекты; опытные образцы и партии новой техники и материалов; мелкосерийная и малотоннажная продукция, изготовленная на базе вузов и НИИ; программная продукция; научно-производственные услуги; услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентно-лицензионного обеспечения НИОКР и производства; консалтинговые услуги; ноу-хау; патенты. Инновационный процесс может быть организован тремя способами. 1. Последовательно, когда по завершении каждого этапа работ принимается решение об их продолжении или приостановке. Это снижает финансовый риск и упрощает контроль, но не позволяет полностью использовать потенциал организации, резко повышает затраты. 2. Параллельно, когда начало одного этапа не связано с завершением предыдущего. Это сокращает время, но увеличивает риск, так как окончательное решение принимается, когда работы на следующем этапе уже в разгаре. 3. Интегративно, т.е. на основе совместной работы группы специалистов различного профиля, что позволяет концентрировать и решать все вопросы во взаимосвязи. Инновационный процесс характеризуется значительной неопределенностью результата, отсутствием однозначной связи его с затратами времени и средств. Иными словами, здесь присутствует риск, который включает техническую (отрицательные результаты НИР, недостижение или опережение запланированных параметров новшеств в ходе их разработки и проч.) и социально-экономическую (экономические потери, ущерб здоровью людей) составляющие. Финансы представляют собой систему внутренних и внешних хозяйственных отношений организации, возникающих в процессе формирования и использования фонда ее денежных ресурсов. Специфика финансовой системы определяется объемом и структурой капитала, технологией основных видов деятельности, длительностью производственного цикла, характером нарастания затрат в его рамках, природно-климатическими факторами, общими экономическими условиями. Все эти условия влияют на величину, источники, структуру, особенности движения финансовых средств. Финансовые ресурсы производственного предприятия черпаются из его уставного фонда, а затем возобновляются и пополняются в результате хозяйственной деятельности после реализации продукции. Их структуру можно представить следующим образом: 1. Ресурсы собственных и приравненных средств: · доходы (прибыль) от основных видов деятельности; · поступления (амортизация, целевые взносы, устойчивые пассивы, доходы от реализации выбывшего имущества). 2. Привлеченные ресурсы: · поступления от размещения акций; · заимствования. 3. Ресурсы, поступившие в порядке распределения (от страховых органов, вышестоящих структур, проценты, дивиденды). Финансовые ресурсы могут использоваться на текущие расходы, возмещение материальных средств, формирование целевых денежных фондов организации. В рамках текущей деятельности финансовые отношения возникают при оплате поставок, получении банковских и коммерческих кредитов, страховании, распределение прибыли, дивидендов, выплате заработной платы, погашении долго, процентов, уплате налогов, краткосрочном финансировании и прочее. Перспективная финансовая деятельность связана с инвестированием в реальные объекты, ценные бумаги, банковские депозиты, а также с привлечением на длительный срок ресурсов путем собственной эмиссии ценных бумаг. Большинство современных хозяйствующих субъектов по закону обладают финансовой самостоятельностью. Это создает основу для эффективного управления их денежным оборотом, формированием и использованием фондов денежных средств, финансовыми результатами с помощью методов финансового менеджмента. Основными функциями финансового менеджмента являются: · Воспроизводственная (обеспечивает сбалансированность между движением материальных и денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала организации); · Распределительная (осуществляет формирование и использование денежных фондов, поддержание эффективной структуры капитала); · Контрольная (выполняет проверку реализации финансовой стратегии, состояние финансовых ресурсов, соблюдения баланса доходов и расходов). Реализуя эти функции, финансовый менеджмент решает следующие основные задачи: 1. Формирует финансовую систему организации, разрабатывает основы финансовой политики и стратегии, направленных на максимизацию финансовых результатов и укрепление финансовой устойчивости фирмы. 2. Определяет основные направления использования финансов на текущий период (финансовую тактику), в том числе распределение прибыли, выплату дивидендов по акциям. 3. Осуществляет планирование использования краткосрочных и долгосрочных финансовых ресурсов. 4. Управляет капиталом, в частности: -процессом его формирования (приобретением имущества, арендой, лизингом, покупкой акций, облигаций); -финансовым обеспечением производственно-хозяйственной деятельности; -определением объема производства, максимизирующего финансовые результаты; -проведением в необходимых случаях финансового оздоровления; -созданием финансовых резервов; -оптимизацией налогообложения. 5. Осуществляет анализ финансовой деятельности, рисков, поиск резервов эффективности использования основных и оборотных, собственных и привлеченных средств. 6. Контролирует финансовую дисциплину (обязательный для всех организаций порядок ведения финансового хозяйства), соблюдение установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств. 7. Определяет дивидендную политику. Важное значение, для финансового управления, приобретает учет инфляции, которая обесценивает е виды поступлений, платежей и активов организации (имущества, запасов, накопленных амортизационных отчислений, прибыли и проч.). В результате их истинная величина оказывается меньше номинальной. В то же время инфляция завышает реальную величину налога. Задачей текущего финансового управления является также предотвращение или ослабление финансовых рисков. Новая черта современных рыночных отношений, предпринимательства определяется и переходом к интеграции экономической, технологической, организационной, информационной, социальной и культурной составляющих деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. В связи с сокращением жизненного цикла и диверсификацией продукции, а также ростом стоимости ресурсов предприниматель вынужден идти на риск в принятии решений и проявлять высокую адаптивность к постоянно меняющимся условиям. Руководитель должен содействовать постоянному притоку идей, предложений, изобретений, внедрению нововведений, он должен стимулировать работу специалистов, создавать атмосферу творчества, и инициативы. Реализация новых подходов в управлении наиболее эффективна через механизмы интеграции. Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. В экономике в последнее время развивается экономическая интеграция как регулируемый процесс проведения согласованной межгосударственной экономической политики, базирующейся на разделении труда, развитии производственного и научно-технического сотрудничества, кооперации, взаимовыгодных торгово-экономических и валютно-финансовых связях и направленной на формирование современной высокоэффективной структуры национальных хозяйств. Интеграционный подход не заменяет прогрессивное руководство, наоборот, именно от передовых руководителей и зависит его применение. Этот подход дает возможность творчески мыслящим руководителям в полной мере испытать самих себя. Сначала руководство выбирает цели развития предприятия (тактические или стратегические), затем определяются необходимые ресурсы для разработки и внедрения инноваций. Руководитель должен сам включиться в разработку системы и отвечать за планирование рабочей стратегии. Успех или неудача всего дела зависит от того, как он сумеет интегрировать деятельность всего предприятия и каждого подразделения для достижения поставленной цели. С этих позиций интеграция — это условие взаимосвязанности многих частей внутри одной, это объединение частей в единое целое, и предприятие можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждая подсистема участвует в общей деятельности. Проблема интеграции деятельности функциональных подразделений, необходимой для достижения общих целей организации, проявляется наиболее остро для технически сложных отраслей промышленности. Интегрированная система подразумевает объединение всех функциональных систем в единое целое в первую очередь на общей информационной основе. Интеграция должна отражать картину информационной взаимосвязанности подсистем в пределах компании. Современный этап создания прогрессивной технологии управленческих решений требует интеграции процессов управления экономикой, а следовательно, развития и внедрения интегрированных систем управления (ИСУ), основанных на методах управления и средствах автоматизации. Методы управления базируются на математическом и логическом аппарате и экономических теориях, а средства автоматизации реализуются средствами компьютерных технологий, а также формирования документооборота, информационных баз данных. Интегрированные системы представляют собой комплексные системы, включающие процессы совершенствования управления предприятием на всех уровнях его иерархической структуры. Суть совершенствования процесса управления заключается в уменьшении величины шага управления за счет повышения скорости получения данных, в совершенствовании функций управления сокращением времени реакции управляющих воздействий в самом производстве. В решении проблемы сущностного определения интегрированной системы управления важное место занимают основные принципы интеграции: • Единство методов. Концепция интегрированной системы базируется на общности методов управления для всех уровней предприятия. Методы управления обосновываются положениями о функционировании экономического объекта и структурами объектов управления и проявляются в совокупной управленческой деятельности субъектов управления. Управленческие решения принимаются с учетом экономических, правовых, организационно-административных и социально-психологических факторов управления. Принцип единства и интеграции методов предполагает, что в методическом отношении все уровни едины и взаимосвязаны общей целью управления.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|