Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы к ситуации. Контрольные вопросы к теме. Деловые игры



Вопросы к ситуации

1. Как бы вы оценили маркетинговую деятельность фирмы на российском рынке?

2. В какие маркетинговые задачи по продажам трансформировались корпоративные цели фабрики по получению прибыли?

3. Приведите примеры из текста, характеризующие процессы разработки стратегии фабрики.

4. Покажите на примерах взаимосвязь финансовых, маркетинговых, производственных, кадровых и других целей фабрики.

5. Постройте SWOT – матрицу ситуационного положения предприятия на рынке в данный момент.

6. Приведите примеры из текста, характеризующие изменения маркетинговой стратегии под влиянием изменений внешней среды и внутренних возможностей фабрики.

7. Покажите примеры «ориентации на потребителя» в деятельности фабрики.

8. Какова конкурентная стратегия фабрики в разных сегментах рынка?

9. Охарактеризуйте стратегии фабрики:

· производственную;

· финансовую;

· маркетинговую;

· кадровую.

 


ГЛАВА 5. Разработка управленческих решений

 

· Понятие и природа управленческих решений

· Классификация управленческих решений

· Требования к управленческим решениям

· Процедура подготовки и принятия управленческого решения

· Реализация управленческих решений

· Оценка эффективности решений

 

Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми этапами и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность решений характеризует непрерывность процесса управления.

Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата или, точнее, оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя, таким образом, управленческий цикл (рис.18).

Всякое управление реализует вполне определенную последовательность трех основных этапов:

• определяет состояние управляемого объекта (идентификация проблемы);

•вырабатывает для данного состояния оптимальное воздействие (разработка и принятие решения);

• реализует его (реализация решения).

В процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа сталкиваются с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

 

Рис. 18. Схема процесса управления и формирования решения

 

Управленческое решение — комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты.

1. Психологический – заключается в мыслительной деятельности субъекта управления, направленной на разрешение определенной проблемы.

2. Информационный - рассматривается как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как информация, специально собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления.

3. Юридический - рассматривается как организационно-правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный.

4. Организационный - подчеркивает действия руководителя, состоящие в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления.

Классификация управленческих решений представлена в таблице 9.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

· обоснованность;

· четкость формулировок;

· реальная осуществимость;

· своевременность;

· экономичность (сравнение затрат и результатов);

· эффективность (достижение поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов);

· согласованность с ранее принятыми решениями (как по вертикали, так и по горизонтали управления).

Таблица 9

Классификация управленческих решений

 

Классификационный признак

Группы управленческих решений

Степень повторяемости проблемы Традиционные Нетипичные
Значимость цели

 

Стратегические

 

Тактические
Сфера воздействия Глобальные Локальные
Срок реализации Долгосрочные Краткосрочные
Прогнозируемые последствия Корректируемые Некорректируемые
Характер информации Детерминированные Вероятностные
Метод разработки Формализованные Неформализованные
Количество критериев выбора Однокритериальные Многокритериальные
Форма принятия Единоличные Коллегиальные
Способ фиксации Документированные Недокументированные

 

Решения принимаются при условии возникновения проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих реальное противоречие, требующих своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

В зависимости от степени повторяемости проблемы решения делятся на:

· запрограммированные – разрабатываются стандартные процедуры, повторяющиеся с определенной регулярностью. Эти решения характеризуются большей точностью и часто требуют меньше затрат, времени и др. ресурсов.

· незапрограммированные (слабоструктурированные) – принимаются в ситуациях отличающихся новизной, недостоверностью информации и сложностью влияния различных факторов. Примерами таких решений является формирование стратегического развития организации, определение ее целей, разработка прогнозов работы на новых рынках и т.д.

Незапрограммированные решения принимаются высшим руководством организации, а запрограммированные решения на нижнем уровне управления.

Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.

Для разрешения же проблемы очень часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное их осуществление.

Процесс принятия решений это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

Самая простая «идеальная» схема принятия решений показана на рисунке 19.

Появление проблемы
Исследование факторов и условий
Разработка решений
Оценка и принятие решений

 

 


Рис. 19. Этапы процесса принятия решений

Детальная структуризация процесса принятия решения, в которой наряду с выделением четырех этапов показан состав процедур, необходимых для реализации целевых установок каждого этапа приведена в таблице 10.

На этапе постановки задачи принятие решений - это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации; на этапе решения — оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами; на этапе принятия решения — оценка ожидаемых последствий его реализации. Для этой цели используются критерии.

Критерии для принятия решения – нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.

В качестве критерия используются цели, по отклонению от которых судят о возникновении проблемы. Особенно важен выбор критерия на этапе разработки вариантов решения проблемы. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество управленческих решений.

 

Таблица 10

Этапы и процедуры процесса принятия решений

 

Этапы   Процедуры  
1. Постановка проблемы   Возникновение новой ситуации Появление проблемы Сбор необходимой информации Описание проблемной ситуации
2. Разработка вариантов решений Формулирование требований ограничений Сбор необходимой информации Разработка возможных вариантов решений
3. Выбор решения решения Определение критериев выбора Выбор решений, отвечающий критериям Оценка возможных последствий Выбор предпочтительного решения
4.Организация выполнения решения и его оценка План реализации выбранного решения Контроль хода реализации решения Оценка решения проблемы и возникновения новой ситуации

 

Качество управленческого решения это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации.

Важным является правильность распределения управленческих решений по уровням управления, выявление дублирования и принятия решений

Для оптимального распределения управленческих используется методика, в основе которой лежит исследование загрузки руководителей, принимающих управленческие решения. В общем виде задача оптимального распределения управленческих решений изображена на рис.20.

 

 

Выявление управленческих решений компетенции высшего уровня
1

 

 

 


Расчет загрузки руководителя  высшего уровня управления
2

 

 

 


Сравнение расчетной величины загрузки Ср  с допустимым значением Сд
3

 

  Ср>Сд

 

 


                     

                4                       Нет

 

 


                            Да

Перераспределение решений
5

 

 

 

 


Список решений
Фиксация списка решений компетенции высшего уровня  и переход у координирующему уровню
6

 

 

 


Рис.20. Распределение решений по уровням системы управления

Понятие эффективности управленческого решения не может быть рассмотрено изолированно от его реализации. Эффективность управленческих решений обусловливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления, а также действием множества факторов, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса разработки и реализации решений (рис.21).

 

Эффективность                управленческих решений
Эффективность осуществления решений  
Компетентность и опыт лиц, принимающих решения  
Характер и степень ответственности лиц, принимающих решения    
Качество разработки решений  
Степень информированности лиц, принимающих решения    
Уровень коллегиальности решений
Непосредственное участие ЛПР в реализации решения
  Мотивация исполнителей
Удельный вес контролируемых решений

Рис. 21. Основные факторы повышения эффективности управленческих решений

 

Для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления, который предполагает определенную последовательность процедур и конкретных задач (Табл. 11).

Таблица 11

Механизм процесса реализации решений

 

Процедуры Задачи
1.Разработка плана реализации решения   Определение комплекса необходимых работ. Определение необходимого объема ресурсов. Определение числа исполнителей. Распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам.
2.Управление реализацией решения   Проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителями. Личное распорядительство в ходе выполнения решений. Оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.
3.Контроль выполнения решения   Контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения. Контроль за соблюдением сроков реализации. Контроль за состоянием проблемной ситуации. Выявление причин отклонений в ходе реализации решения. Внесение (в случае необходимости) изменений в программу реализации решения.
4. Оценка результатов реализации   Периодическая оценка фактической эффективности решения. Прогнозирование окончания срока эффективного действия решения. Определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения. Накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений.

 

Основным критерием эффективности решения может служить отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его осуществление.

Контрольные вопросы к теме

1. Дайте определение понятию « управленческое решение»

2. Чем вызывается необходимость принятия решений?

3.Назовите основные виды управленческих решений?

4. Назовите основные аспекты сущности управленческого решения?

 

5. Что понимается под «качеством» управленческого решения?

6. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?

7. Что называется процессом принятия решений, и каковы его основные этапы?

8. Дайте понятие проблемы.

9. Что понимается под критериями выбора?

10.В чем состоит сущность методики оптимального распределения решений по уровням системы управления?

11. Для чего необходима стадия контроля и оценки результатов решения?

12. Назовите основные процедуры механизма реализации решений?

13. Какими факторами определяется эффективность управленческого решения?

14.Что является критерием эффективности решения?

ТЕСТЫ

1. Что такое управленческое решение?

a) любой результат мыслительной деятельности человека;

b) действия руководителя в рамках своих функций;

c) распоряжение руководителя, поддержанное коллективом.

2. Изложите основное требование к УР:

a) должно соответствовать действующему законодательству и уставным документам организации;

b) иметь четкую целевую направленность;

c) иметь параметры для внешнего и внутреннего контроля.

 

3. Перечислите основные элементы обобщенной схемы процесса РУР.

a) цель, ситуация, проблема, решение;

b) глобальная цель, технократическая цель и социальная цель;

c) разработка решения, согласование решения и утверждение решения.

4. Что такое «проблемная ситуация»?

a) реальное положение дел относительно провозглашенной цели;

b) сочетание условий и обстоятельств, создающих реальное противоречие и требующих своего разрешения;

c) набор возмущающих воздействий, которые мешают организации продвигаться к намеченным целям.

5. Каковы условия завершения цикла РУР?

a) достижение проблемой приемлемого для руководителя значения;

b) достижение принятой цели;

c) выполнение всего комплекса разработанных решений.

6. Назовите основные задачи механизма реализации управленческих решений:

a) разработка программы реализации и контроль ее исполнения;

b) оценка результатов;

c) разбор проблемной ситуации.

7. Управленческие решения по степени повторяемости проблемыделятся на:

a) запрограммированные;

b) стратегические;

c) незапрограммированные;

d) однокритериальные.

8. Какими факторами обеспечивается научная обоснованность УР:

a) учетом требований объективных экономических законов;

b) коллегиальностью принятия решения;

c) наличием полной достоверной и научно обработанной информации.

9. Перечислите варианты коммуникаций между управляющей и управляемой системами при РУР:

a) взаимодействие и противодействие;

b) управление и подчинение;

c) совместная и индивидуальная деятельность.

10. Какая из причин наиболее часто приводит к возникновению неопределенности при РУР в организации?

a) отсутствие полной и достоверной информации;

b) плохое настроение руководителя при разработке УР;

c) поломка компьютера.

11. Какие из перечисленных элементов в большей степени влияют на качество УР?

a) процесс разработки УР;

b) информация;

c) управленческая технология.

 

Деловые игры

1. Процесс принятия управленческого решения

Цели и задачи деловой игры

Обычно работник аппарата управления, в том числе коммерческой фирмы, столкнувшись с проблемой, стремится немедленно решить. Однако отсутствие опыта и практики систематического анализа управленческих проблем приводит к тому, что решение принимается на основе внешних, поверхностных, а иногда и неправильных сведений.

В этом случае вне поля зрения управленческого работника остаются действительно важные признаки, по которым могут быть обнаружены истоки проблемы, ее причинно-следственные связи и характеристики. Главная задача - обнаружить противоречие и найти оптимальный путь решения конфликта.

Решение проблемы:

1) не может противоречить юридическим нормам функционирования коммерческой фирмы, в том числе международным;

2) должно быть нравственным, соответствовать морали;

3) должно учитывать внутренние и внешнеэкономические интересы российского государства;

4) должно соответствовать корпоративным интересам коллектива;

5) не должно подрывать авторитет руководителей фирмы.

Сценарий и порядок проведения деловой игры

    1.Составить перечень наиболее важных управленческих проблем в коммерческой деятельности, которые могут быть решены в условиях расширения демократии и плюрализма.

    2. Подготовить и оформить управленческое решение по ликвидации одной из наиболее важных проблем.

1-й этап игры 10-15 мин: введение в изучаемую управленческую проблему.

Преподаватель обосновывает актуальность решения поставленной проблемы. Обращает внимание студентов на экономическое значение результата: указывает на связь этой проблемы с различными аспектами работы фирмы и самих студентов; приводит опыт решения аналогичных проблем в других фирмах, в том числе зарубежных (2-й этап, 3-5 мин).

Постановка управленческой проблемы

Преподаватель предлагает перечень наиболее серьезных коммерческих проблем в масштабе фирмы. При этом объясняет их возникновение, источник, показывает негативные последствия и предлагает наиболее выразительные пути их решения.

Чрезвычайно важно вооружить каждого студента правильным пониманием источника и существа коммерческой проблемы.

Затем учебные группы студентов делятся на три подгруппы.

1. Руководство фирмы.

2. Руководство структурных подразделений.

3. Специалисты, подготавливающие проект данного решения.

Назначается арбитраж (2-3 человека) для решения спорных вопросов, возникающих в работе подгруппы.

Назначается комиссия (3-5 человек) из числа присутствующих студентов для подведения итогов по разбору конкретной проблемы и выработки управленческого решения.

Каждая подгруппа студентов:

1) вникает в проблему, формирует и обосновывает свои проекты решений, осуществляет их публичную защиту;

2) анализирует и ищет решения в границах конкретного коллектива (отдела, службы) фирмы.

Преподаватель устанавливает время самостоятельной работы. Режим свободный, студенты не должны ориентироваться на звонки. В процессе работы над проблемой они могут выходить из аудитории. Группа по своему желанию может в полном составе перейти в другое помещение и там продолжать работу (3-й этап, 20-30 мин).

Групповая работа над проблемой

Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникающие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в отведенное время. Ведущий ориентирует на то, что решение должно опираться на существующие правовые и нормативные акты.

Для цели 1. Каждая подгруппа выдвигает 2-3 наиболее важные коммерческие проблемы и записывает их на доске.

Для цели 2. Каждая подгруппа готовит 2-3 варианта управленческого решения и записывает их на доске (4-й этап, 20-25 мин).

Групповые дискуссии

Представители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы: излагают общее мнение о проблеме, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предлагаемую альтернативу управленческого решения.

План выступления руководителя подгрупп:

1. Причины и источники возникновения проблемы.

2. Аспекты рыночных отношений, которые затрагивает данная проблема.

3. Противоречия, лежащие в основе проблемы, "питательная" среда, условия возникновения.

4. Экономические потери фирмы в связи с возникшей проблемой.

5. Привлекательность, выгодность, полезность предлагаемой подгруппой альтернативы решения.

6. Достоинства и недостатки вариантов, предлагаемых другими подгруппами.

После выступления представителей подгрупп начинается общая дискуссия, в ходе которой:

• обсуждаются точки зрения и варианты управленческого решения проблемы;

• оцениваются полученные результаты;

• формируется единый подход к подобного рода проблемам;

• выбираются наилучшие для данной коммерческой проблемы управленческие решения;

• осуществляется арбитраж (5-й этап, 15-20 мин).

Итоговая беседа

Ранее назначенная комиссия:

1) выделяет общий положительный результат коллективной работы над проблемой;

2) обращает внимание на особые позиции, занятые учебными подгруппами;

3) сопоставляет позиции подгрупп с реально сложившейся практикой на российском рынке;

4) выделяет правильные и ошибочные управленческие решения;

5) обосновывает оптимальный подход к подобным проблемам;

6) очерчивает круг знаний и навыков, необходимых для решения, рекомендует специальную литературу (6-й этап, 5-10 мин).

 

Алгоритм проведения деловой игры

Критерии решения проблемы (2-3 мин)    
Цели и задачи проведения игры (5-10 мин)
Процесс решения проблемы Введение в проблему                    Постановка роблемы(10-15 мин)                                           (3-5 мин)  
Деление учебной группы   1-я подгруппа 2-я подгруппа            3-я подгруппа  Руководство фирмы       Руководители отделов (служб) Специалисты    
Арбитраж (2-3 чел.)  
Комиссия (3-5 чел.)  
Работа подгруппы над решением проблемы (20-30 мин)
Групповая дискуссия (20-25 мин)  
Выступление представителей подгрупп (7-10 чел.)
Общая дискуссия (7-10 мин)  
Выступление арбитража (15-20 мин)  
Заключение (5-10 мин)  
Итоговая беседа: высказывание комиссии (15-20 мин)  

 


Подведение итогов деловой игры

Как правило, заключительные беседы должны опираться на заранее разработанный "ключ" - оптимальный вариант решения проблемы.

 

2. Организация принятий управленческих решений

Обычно руководитель фирмы, столкнувшись с проблемой, стремится немедленно ее решить. Однако отсутствие опыта и практики систематического анализа управленческих ситуаций приводит к тому, что решение принимается на основе внешних, поверхностных, а иногда и непроверенных сведений и различных статистических данных о составе и движении кадров. В этом случае вне поля зрения кадрового работника остаются:

•   специфические признаки, по которым могут быть обнаружены
истоки управленческой ситуации;

•   причинно-следственные связи и характерные свойства ситуации.

Решение конкретной ситуации требует от студентов умения выйти за границы узких интересов, мобилизовать знания из различных изучаемых дисциплин, применить свой практический опыт.

Решение ситуации:

1) не может противоречить юридическим нормам, в том числе
действующим;

2) должно быть нравственным, соответствовать морали общества;

3) должно учитывать социально-экономические и производственные интересы коллектива;

4) не должно подрывать авторитет коллектива фирмы и ее руководства.

Цели и задачи деловой игры

1. Составить перечень наиболее важных управленческих ситуаций, которые могут быть решены в условиях рыночных отношений.

2. Подготовить и оформить управленческое решение по ликвидации одной из перечня ситуации.

Порядок проведения деловой игры

1.Введение в изучаемую ситуацию (10-15 мин)

Обосновывается актуальность проблемы управления в условиях рыночных отношений. Преподаватель, проводящий занятие, раскрывает сложность проблемы, указывает ее на связь с различными социальными и производственными аспектами, показывает опыт решения аналогичных ситуаций в других фирмах.

2.Постановка проблемы (3-5 мин)

Учебная группа делится на 3 подгруппы: руководство фирмы; руководство структурного подразделения; службу кадров фирмы, подготавливающих данное решение.

Назначаются арбитры (2-3 чел.) для решения спорных вопросов. Выбирается комиссия для подведения итогов по разбору конкретной ситуации и выработке управленческого решения.

Задачи учебной подгруппы:

1) изучить управленческую ситуацию, сформулировать и обосновать свои решения, публично защитить их;

2) найти решения в границах конкретного коллектива фирмы (структурного подразделения);

3) самостоятельная работа слушателей происходит в свободном режиме.

3. Групповая работа над ситуацией (20 мин) Преподаватель отвечает на вопросы, следит за соблюдением регламента.

Сценарий деловой игры

Задание 1

Каждая подгруппа выдвигает 2-3 наиболее важные ситуации в сфере управленческой кадровой деятельности и записывает их на доске (листе бумаги).

Задание 2

Каждая подгруппа готовит 2-3 альтернативных решения ситуаций и записывает их на доске (листе бумаги).

4.Групповая дискуссия (20-25 мин)

Каждая подгруппа со своих позиций рассматривает управленческие ситуации (альтернативы), отвечает на вопросы, обосновывает конкретные предложения (решения).

План выступления подгруппы

Причины и источники возникновения ситуации.

Аспекты профессиональной деятельности работника, которые затрагивает ситуация.

Противоречие, лежащее в основе ситуации, когда и как оно возникло, "питательная среда", условия возникновения.

Потери (социальные, производственные), которые несет коллектив фирмы в связи с возникшей ситуацией.

Привлекательность, выгодность, полезность предлагаемой группой альтернатив решения управленческой ситуации.

Достоинства и недостатки вариантов, предложенных другими подгруппами.

5. После выступления подгрупп начинается общая дискуссия в
форме производственного совещания (собрания) коллектива (отде­
ла кадров) фирмы, где:

• обсуждаются точки зрения и альтернативы;

• оцениваются результаты, дается их анализ;

• формируется единый подход к решению;

• выбирается наилучший вариант решения ситуации, арбитрами выступают все присутствующие.

Подведение итогов деловой игры (не более 15 мин)

6. Заключение экспертной комиссии

Выделяется общий положительный результат работы над ситуа­цией; освещаются позиции, занятые подгруппами; эти позиции сопо­ставляются с реальной практикой управления фирмой (компанией); анализируются правильные и ошибочные решения; обосновывается оптимальный подход к подобным ситуациям; очерчивается круг зна­ний и навыков, необходимых для решения аналогичных ситуаций, рекомендуется литература.

 


Глава 6. Реинжиниринг бизнес-процессов

· Понятие бизнес - плана

· Понятие и классификация бизнес - процессов

· Понятие и основные характеристики реинжиниринга

· Базовые категории и принципы реинжиниринга

· Участники и инструменты реинжиниринга

· Основные этапы реинжиниринга

Бизнес-план — документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

1. определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2. сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;

3. выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

4. оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

5. определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

6. оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

7. предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Бизнес – план это официальный документ, разрабатываемый в основном при планировании инвестиций. Следует выделить 4стадии:

прединвестиционная, инвестиционная, эксплуатационная, ликвидационная.

Прединвестиционная стадия включает следующие виды деятельности: исследование рынков сбыта готовой продукции и их сегментов; выявление возможных постановщиков оборудования и технологий, а также сырья, материала и комплектующих изделий; подготовка исходных данных, необходимым для выполнения финансово-экономических расчетов и проектов; определение источников финансирования проекта; поиск инвесторов.

Ключевым моментом разработки любого инвестиционного проекта является исследование рынка, что позволяет принять решение о целесообразности производства конкретного вида продукции (услуги) или увеличения объемов ее выпуска. Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. С учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляется расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга, прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования.

Инвестиционная стадия включает в себя инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство, приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию.

Эксплуатационная стадия предусматривает функционирование объекта проекта, выполнение работ по модернизации, расширению, финансово-экономическому и экологическому оздоровления объекта, замену оборудования.

На ликвидационной стадии осуществляется ликвидация или консервация объекта.

Источниками финансирования разработки бизнес-плана служат:

собственные средства организаций;

внебюджетные фонды министерств, других органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству (если положением о соответствующем фонде предусмотрено его использование на подобные цели); средства потенциальных инвесторов.

Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации, то есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем.  

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности предприятия (продукта или услуги) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

- конкретный проект производства определенного товара (услуг) - создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

- всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных предприятий;

- изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

В бизнес-плане обосновываются:

- общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка;

- выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции;

- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план дает объективное представление о стратегии и тактике развития производства и организации производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков или по крайней мере их влияние на будущую прибыль.

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей (Рис.22).

 

Разработка нового товара
Типичные для реинжиниринга бизнес-процессы в организациях  
Выполнение заказов
Выработка стратегии

 

 


Рис. 22.Типичные



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.