Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 23.



                                        Гомилия 23.

1. В одном месте Евангелия Господь говорит, что благоразумный слушатель Его слов должен быть подобен человеку, который, желая построить дом, копает вглубь, пока не достигнет твёрдого камня, который мог бы послужить основанием, и, успокоившись, решает, что дом построит на нем, чтобы избежать угрозы наводнения, дабы, случись наводнение, оно скорее бы было сдержано прочностью строения, нежели напором своим принесло бы тому дому разрушение (Мф. 7.24-25). Давайте считать, что Писание Божие является как бы, полем, на котором мы хотим что-то построить. Давайте не будем ленивы, не будем довольствоваться поверхностью, давайте копать глубже, пока не достигнем камня. «Камень же был Христос» (1Кор. 10.4).

2. В ходе сегодняшнего чтения нам было прочитано о свидетельстве Господа, ибо Он не нуждается в свидетельстве со стороны людей, но Он имел большее свидетельство, чем люди. При этом Он сказал, что это за свидетельство: «дела, Мною творимые, свидетельствуют о Мне». Он присоединяет к этому: «и пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне» (Ин. 5.36-37). Он говорит, что сами дела, которые творит, Он получил от Отца. Значит, дела свидетельствуют о том, о чем свидетельствует Отец. Разве не дал свидетельства Иоанн? Разумеется, дал, но как светильник, не для того, чтобы насытить друзей, но для того, чтобы смутить недругов, ибо задолго было предсказано от лица Отца: «Поставлю светильник Христу Моему. Врагов Его ввергну в смущение, над Ним же расцветет освящение Мое» (Пс. 131. 17-18). Представь, будто ты в потемках ночи, и ты воспользовался светильником, восхитился светильником и возрадовался свету от светильника. Но этот светильник говорит о том, что существует солнце, которому ты должен радоваться. И хотя светильник горит в ночи, он велит тебе ждать дня. Стало быть, нельзя говорить, что не было нужды в свидетельстве этого человека. Ведь зачем он был послан, если не было в нем нужды? Но чтобы человек не оставался у лампы и не думал, что света светильника ему достаточно, Господь не говорит, что этот светильник был лишним, и в то же время не говорит, что ты должен постоянно оставаться у светильника. Еще одно свидетельство дает Писание Божие.

В нем Бог дает свидетельство о Сыне Своем, и на это Писание возлагали надежду свою иудеи, а именно на Закон Божий, данный им через Моисея, служителя Божия. «Исследуйте», - говорит Он, - «Писания, ибо вы думаете в них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5.39- 40). Почему вы думаете иметь в Писании жизнь вечную? Спросите само Писание, о Ком оно свидетельствует, и уразумейте, что такое жизнь вечная. И поскольку они хотели ради Моисея отвергнуть Христа, словно бы противника установлений и заповедей Моисея, Он вновь обличает тех же иудеев, как бы через другой светильник.

3. Ведь все люди — светильники, так как они могут быть зажжены и погашены. И при этом, поскольку такие светильники разумны, они светят и горят благодаря духу, ведь даже если они прогорают и гаснут, они еще источают запах. Ибо рабы Божии остаются добрыми светильниками благодаря маслу Его милосердия, а не благодаря самим себе. Истинно, ниспосланная благодать Божия — то самое масло в светильниках. «Я более всех их потрудился», - говорит один из светильников. И чтобы не показалось, будто он говорит благодаря собственным силам, он добавил: «не я, впрочем, а благодать Божия» (1 Кор. 15.10). Поэтому всякое свидетельство перед приходом Господа является светильником, о котором говорит Петр: «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо действуете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет расцветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петр. 1.19). Итак, пророки — это светильники, и все пророчества — один большой светильник.

Что же апостолы? Разве они не светильники? Конечно, светильники. Ибо только Он возжигается и не гаснет, ибо «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5.26). Итак, апостолы — это светильники; и они возносят благодарности за то, что возжжены светом Истины, горят Духом любви и наполнены елеем благодати Божией. Если бы они не были светильниками, то не изрек бы им Господь: «вы — свет мира» (Мф. 5.14). Ведь после того, как Он сказал: «вы — свет мира», Он показывает, что они не должны думать, будто они - такой свет, о Котором сказано: «Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1.9).

Ведь это было сказано о Господе, когда нужно было отличить Его от Иоанна Крестителя. Об Иоанне же сказано было: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1.8). И чтобы ты не сказал: «Как же не был светом тот, о ком Христос говорит, что «он был светильник» (Ин. 5.35)?» - я отвечу: в сопоставлении с другим Светом он не был светом. Ибо Он «был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в этот мир» (Ин. 1.9). Так вот, после того, как Он сказал ученикам: «вы — свет мира», чтобы они не сочли, будто им вменяется нечто, что следует думать только в отношении Христа, и чтобы светильники не погасли от ветра высокомерия после Его слов: «вы — свет мира», - Он тотчас добавил: «не может укрыться город, стоящий на верху горы, и зажегши светильник, не ставят его под сосудом, но на подсвечнике, и светит во всем доме» (Мф. 5.14-15). Но как же быть, если Он апостолов не назвал светильником, но теми, кто зажигает светильник, чтобы поставить его на подсвечник? Услышь, что Он называл их светильником: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли (не вас, но) Отца вашего Небесного» (Мф. 5.14-16).

4. Так вот, и Моисей свидетельствовал о Христе, и Иоанн свидетельствовал о Христе, и остальные пророки, а также апостолы свидетельствовали о Христе. Выше всех этих свидетельств Он ставит свидетельство дел Своих. Потому что через тех людей Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Но Бог свидетельствует о Сыне Своем иным образом: через Самого Сына Своего Бог открывает Сына, Себя открывает через Сына. Если человек сможет достигнуть Его, ему не потребуется светильник, и поистине, копая глубже, он воздвигнет дом на камне.

5. Итак, братья мои, беседа сегодняшняя проста. Но есть вчерашний долг (ведь я знаю, что я отложил, что не растолковал, и Господь соблаговолил позволить, чтобы я сегодня поговорил с вами); так что вспомните, выполнение чего вы должны потребовать от меня. (Что мы исполним), если конечно, храня благочестие и спасительное смирение, не вознесемся некоторым образом перед Богом, но устремимся к Богу и протянем к Нему душу нашу, изливая ее выше себя, как тот муж в псалме, которому было сказано: «Где Бог твой?» - а он ответил: «Вспоминая об этом, изливаю душу мою выше меня» (Пс. 41.5).

Давайте же вознесем душу к Богу, а не против Бога, ибо сказано: «К Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс. 24.1). Давайте вознесем с Его помощью, поскольку это тяжело. Из-за чего же тяжело? Потому что «тленное тело отягчает душу, и земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем. 9. 15). Лишь бы смогли мы удержать ум наш от многих забот, чтобы обратить его лишь к одному, лишь бы сумели мы освободить его от многих беспокойств, чтобы возвысить до одного лишь (что мы, конечно, как я сказал, не могли бы сделать, если бы не помог Тот, Кто хочет, чтобы души наши были вознесены к Нему), и смогли бы хоть в какой-то степени уразуметь, каким образом Слово Божие, Единственный у Отца, совечный и равный Отцу, ничего не творит, если не увидит Отца творящего, в то время как и Сам Отец ничего не творит иначе, как через созерцающего Сына.

Мне кажется, что Господь Иисус, желая в этом месте внушить нечто важное тем, кто внимает Ему, и насытить тех, кто способен воспринять от Него, а в тех, кто не способен (воспринять), пробудить усердие (чтобы, хотя они пока еще не способны к восприятию, сделались способными к нему благодаря праведной жизни), внушил нам следующее. Что человеческая душа и разум, который присущ человеку и не присущ скоту, получили жизнь, обрели блаженство и были просвещены не чем иным, как сущностью Божией, и что эта душа действует через тело и сообразно телу, а также держит тело в подчинении, и через взаимодействие с телом может испытывать телесные чувства раздражения или радости, и вследствие этого, то есть благодаря некоторому союзу души и тела в этой жизни, и вследствие этой общности душа безмятежна, когда телесные чувства не раздражены; и что блаженство ее, благодаря которому сама душа могла бы стать блаженной, не может наступить иначе, как через участие в ее жизни вечно живой, неизменной и непреходящей субстанции, которой является Бог. И что как душа, которая ниже Бога, оживляет то, что ниже ее самой, то есть тело, так и саму душу может заставить блаженно жить только Тот, Кто выше самой души. В самом деле, душа выше тела, а Бог выше души. Она дарует нечто более низкому и нечто получает в дар от более высокого. Пусть же она служит Господу своему, чтобы не оказаться в подчинении от своего слуги.

В этом состоит, братья мои, христианская религия, которая проповедуется по всему миру, вводя в замешательство недругов, которые ропщут, когда над ними одерживают верх, и свирепствуют, когда сами оказываются сильны. В этом состоит христианская религия — чтобы почитать единого Бога, а не многих богов, ибо никто не делает душу блаженной, кроме единого Бога. Она будет блаженной благодаря причастию Богу. Немощная душа становится блаженной не благодаря соучастию святой души, и святая душа становится не благодаря соучастию Ангела, но, если немощная душа ищет, как стать блаженной, пусть она ищет того, благодаря кому блаженная душа становится святой. Ибо ты становишься блаженным не благодаря Ангелу; но благодаря Кому блаженны Ангелы, благодаря Тому и ты.

6. После того как мы предварительно сказали об этом и самым прочным образом установили, что разумная душа становится блаженной не иначе, как благодаря Богу, а тело оживляется не иначе, как благодаря душе, и что душа является чем-то средним между Богом и телом, напрягите свое внимание и вспомните вместе со мной не сегодняшний отрывок, о котором мы достаточно сказали, но вчерашний, который мы, посмотрите, уже третий день рассматриваем, разбираем и раскапываем в меру сил, чтобы достичь камня.

Слово – Христос, Слово Божие – Христос у Бога, Слово – Христос, и Бог – Слово; Христос, Бог и Слово – единый Бог. Устремись туда, душа, презрев все прочее, устремись туда. Нет ничего могущественнее этого создания, которое именуется разумом, нет ничего выше этого создания. Выше ее – только Создатель. Но я сказал, что Христос – Бог Слово, но Христос есть Слово Божие, Христос – Бог Слово, но Христос не только Слово, ибо «Слово стало плотию и обитало среди нас» (Ин. 1.14). Так что Христос – и Слово, и плоть. Ибо Он, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Флп. 2.6).

И что же? Неужели мы, немощные и ползающие по земле, которые не могли достичь Бога, будем оставаться внизу? Отнюдь. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2.7), не утратив образа Божия. Итак, стал человеком Тот, Кто был Богом, приняв то, чем Он не был, и не утратив того, Кем был: Он стал Богочеловеком. В Нем ты имеешь нечто, относящееся к немощи твоей, в Нем ты имеешь нечто, относящееся к совершенству твоему. Пусть Христос воскресит тебя как человек, пусть Он ведет тебя как Богочеловек, пусть приведёт тебя к Себе как Бог. Вся эта проповедь и все это Домостроительство Божие производятся через Христа, братья мои, и не существует ничего другого, чтобы воскресли души, и чтобы воскресли тела. И то и другое было мертво. Тело из-за немощи, душа из-за неправедности. Коль скоро и то и другое мертво, значит воскреснет и то и другое. Что «и то и другое»? Душа и тело. Так вот, через что же воскресает душа, если не через Христа Бога? А через что воскреснет тело, если не через Христа Человека? Ибо во Христе была человеческая душа, вся душа: не только неразумная часть души, но и разумная, которая называется умом.

Ведь были такие еретики, и они были изгнаны из Церкви, которые полагали, что тело Христово не имело разумной души, но имело душу как бы животную: ведь если нет разумной души, остается жизнь животного. Но поскольку они были изгнаны, и изгнаны истиной, прими всего Христа: Слово, разумную душу и плоть. Ведь это Христос. Да воскреснет душа твоя от неправедности через Христа как Бога, пусть воскреснет тело твое от тления через Христа как Человека. Поэтому, возлюбленные, услышьте глубокий, как мне кажется, смысл этого отрывка и узрите, каким образом говорит здесь Христос о том, что по той лишь причине пришел Христос, чтобы души воскресли от неправедности, а тела воскресли от тления. Я уже сказал, через что воскресают души: через саму субстанцию Бога; и через что6 воскреснут тела: через человеческое Домостроительство Господа нашего Иисуса Христа.

7. «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит подобным образом» (Ин. 5.19). Небо, землю, море, то, что на небе, то, что на земле, то, что в море, видимое, невидимое, животных на земле, растения на полях, плавающих в водах, летающих в воздухе, сияющие на небе, кроме всего этого: Ангелов, Силы, Престолы, Господства, Начала, Власти (Еф. 1.21). «Все чрез Него было создано» (Ин. 1.3). Неужели Бог сотворил все это и показал то, что сотворил Сыну, чтобы Он Сам сотворил другой мир, наполненный всем этим? Разумеется, нет. Но что же? «Ибо что творит Он, то» - не другое, но – «то и Сын творит» не по-другому, а подобным образом. «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин. 5.19-20).

Отец показывает Сыну, что души воскреснут, поскольку души воскрешаются через Отца и Сына, и не могут души жить, если жизнью их не будет Бог, как сами они являются жизнью тел. То, что показывает Отец Сыну, то есть то, что Он творит, Он творит через Сына. Ибо Сын видит Отца, творящего прежде, чем что-то сотворит, и из показывания Отца и наблюдения Сына происходит то, что творится Отцом через Сына. Так, души воскреснут, если они смогут увидеть это единство Отца, показывающего и Сына взирающего и смогут узреть, как через показывание Отца и наблюдение Сына происходит творение, и что все, возникающее через показывание Отца и наблюдение Сына, не является ни Отцом, ни Сыном, но все, что созидается Отцом через Сына, ниже Отца и Сына. Кто это видит?

8. Смотрите, мы вновь должны спуститься до плотских представлений, вновь снизойти до вас, если, конечно, несколько вознеслись когда-то над вами. Допустим, ты хочешь показать сыну своему, чтобы он делал то, что делаешь ты. Ты собираешься что-то делать, чтобы показать это сыну, ты, разумеется, будешь делать не через сына, но ты сам сделаешь то, за чем он будет наблюдать в момент создания, чтобы потом сделать таким же образом нечто другое. Но не так у Бога. Зачем ты уподобляешь Бога себе и уничтожаешь подобие Бога в себе? У Него дело обстоит совершенно не так. Найди что-нибудь такое, что ты показал бы сыну своему: что ты делаешь, прежде чем сделать, чтобы, показывая, ты делал через сына то, что ты делаешь.

Это уже что-то напоминает тебе. «Смотри, - говоришь ты, - я думаю построить дом и хочу, чтобы он был построен моим сыном. Прежде чем мне построить бы его самому, я показываю сыну моему, что хочу сделать. И он строит сам, и я строю через него, выразив ему свою волю». Хотя ты и отступил от прежнего уподобления, но все еще пребываешь в великом заблуждении. Смотри, ведь прежде чем построить дом, ты говоришь об этом сыну своему и показываешь, что ты хочешь создать, чтобы, после того как ты покажешь (но прежде чем ты сам построишь), он построил сам то, что ты показал, и ты – через него. Но ты будешь говорить сыну своему слова, слова будут ходить между тобой и им; между показывающим и взирающим, точнее между говорящим и внимающим будет нестись произнесенный звук, который не является тем, чем являешься ты, и не является тем, чем является сын. Конечно, это будет тот звук, который исходит из уст твоих и через колебание воздуха достигает ушей сына твоего и, наполнив слух твой, передает мысль твою сердцу его. Так вот, звук не является ни тобой, ни сыном твоим.

Повеление, исходящее из души твоей к душе сына твоего, не является ни духом твоим, ни духом сына твоего, но чем-то особым. Считаем ли мы, что Отец так же говорит с Сыном? Ходили ли слова между Отцом и Словом? Как тогда это происходит? Или если бы Отец, желая что-то сказать Сыну, решил произнести это с помощью слова, а Сам Сын есть Слово Отца, то неужели Он с помощью слова говорил Слову? Или коль скоро Сын является великим Словом, то между Отцом и Сыном ходили меньшие слова? Неужели какой-то звук, как некоторое временное и мимолетное создание, должен был выйти из уст Отца и достигнуть уха Сына? Неужели Отец обладает телом, чтобы звук как бы исходил из Его уст, и неужели Слово имеет телесные уши, в которые бы проникал звук?

Отбрось все телесное, узри простоту, если ты прост. Каким образом тебе стать простым? Если ты не будешь приникать к миру, то оторвешься от мира. Отринув мир, ты и достигнешь простоты. Узри, если можешь, что я говорю, а если не можешь, поверь тому, что не видишь: ты говоришь сыну своему, говоришь с помощью слова; слово, которое при этом звучит, не является ни тобой, ни сыном твоим.

9. «У меня, говоришь ты, есть другой способ, чтобы показать сыну. Ибо сын мой, так воспитан, что понимает меня без слов, и я знаком указываю ему, что нужно сделать». Хорошо, укажи знаком, что ты хочешь. Очевидно при этом, что это дух твой хочет открыть, что находится в нем. Посредством чего ты даешь знак? Разумеется, посредством тела: губами, выражением лица,

бровями, глазами, руками. Все это не является твоим духом, это нечто посредствующее. Некая мысль дается через эти знаки, которые не являются ни тем, чем является твой дух, ни тем, чем является дух твоего сына. Однако все то, что ты производишь посредством твоего тела, находится ниже духа твоего и ниже духа твоего сына. Однако все то, что ты производишь посредством твоего тела, находится ниже духа твоего и ниже духа твоего сына, и не может сын твой узнать замысел твой, если ты не подашь ему знак с помощью тела. Итак, о чем я говорю? Такого не происходит у Бога, там царит простота.

Отец показывает Сыну то, что творит, и, показывая, рождает Сына. Я понимаю, о чем говорю. Но поскольку я понимаю также, кому я говорю, то, надеюсь, когда-нибудь и вы достигнете этого понимания. Сейчас же, если вы не можете понять, что такое Бог, поймите хотя бы то, чем не является Бог. Вы весьма преуспеете, если не будете приписывать Богу нечто, Ему не принадлежащее. Вы еще не можете достичь того, что есть Бог, уразумейте то, чем Бог не является. Бог не является телом, землей, небом, луной, солнцем, звездой, ни одним из этих тел. Если же Он не является этими небесными вещами, то уж тем более не является чем-то земным. Отвергни всякое тело. Затем услышь следующее: Бог не является непостоянным духом. Я, конечно, признаю (это необходимо признать), что Евангелие гласит: «Бог есть Дух» (Ин. 4.24). Однако отринь всякий изменчивый дух, отринь дух, который то знает, то не знает, то помнит, то забывает; который хочет того, что прежде не хотел; который испытывает все эти перемены и не может не испытывать. Отринь все это! Ты не найдешь в Боге никакого непостоянства: того, чтобы существовало что-то теперь, и того, чего чуть раньше не было. Ведь где ты находишь то одно, то другое, там появляется некоторого рода смерть, ибо смерть – отсутствие того, что существовало.

Душа зовется бессмертной. Это верно, поскольку душа постоянно живет, в ней есть некоторая непрерывная жизнь, но жизнь непостоянная. Исходя из непостоянства этой жизни можно сказать, что она смертна. Ибо если она жила разумно и стала безумной, то она мертва к худшему; если она жила неразумно и стала благоразумной, то мертва к лучшему. Ибо Писание учит нас, что есть смерть к худшему и смерть к лучшему. Во всяком случае, умерли к худшему те, о ком сказано: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8.22), и: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5.14), и в другом отрывке: «когда мертвые услышат и услышавши оживут» (Ин.5.25). Они умерли к худшему, а потому оживают. Оживши, они умирают к лучшему; ибо оживши, они становятся не такими, какими были; но быть тем, чем не был, - все равно является смертью. Но, может быть, если эта перемена к лучшему, то она не называется смертью? Об этой смерти говорит апостол: «если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений?» (Кол. 2.20). И еще раз: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3.3). Он хочет, чтобы мы умерли ради того, чтобы жили, ибо мы жили до этого, чтобы умереть.

Итак, что умирает от лучшего к худшему и от худшего к лучшему, не является Богом, поскольку Высшая Благость не может переходить к лучшему, как и Истинная Вечность – к худшему. Ибо Истинная Вечность там, где нет ничего, относящегося ко времени. Было одно, а стало другое? Это уже предполагает наличие времени, а оно не является вечным. В самом деле, чтобы вы поняли, что Бог не такой, как душа (душа ведь определенно бессмертна), подумайте, что означает сказанное о Боге апостолом: «Он один имеющий бессмертие» (1 Тим. 6.16), - если не то, что он вполне определенно сказал: «Он один неизменный, ибо единственный имеет истинную вечность». Стало быть, в Нем нет никакого непостоянства.

10. Узри в себе то, что я хочу сказать, внутри себя; не «в себе», то есть в теле своем (ведь и в этом случае можно сказать «в себе»). Ибо в тебе есть здоровье, в тебе есть какое-то количество лет, но все это касается тела; в тебе есть рука, нога твоя. Но есть одно внутри тебя и ест другое в тебе, словно в одеянии твоем. Но оставь снаружи и одежду твою, и плоть твою, проникни в себя, войди в тайники свои, в ум свой и узри там то, что я хочу сказать, если сможешь. Ведь если ты далек от

самого себя, то как ты сможешь приблизиться к Богу? Я говорил о Боге, и ты думал, что сможешь понять сказанное. Сейчас я говорю о душе, я говорю о тебе, пойми, благодаря этому я объясню тебе, что есть Бог. В самом деле, мне не надо далеко ходить за примерами, когда я хочу предложить некоторое подобие для Бога твоего на основе ума твоего; потому что не в теле, но именно в уме человек сотворен по подобию Божию.

Давайте отыщем Бога через Его подобие, давайте узнаем Создателя в образе Его. Там внутри, если сможем, мы найдем то, о чем мы говорим: каким образом Отец показывает Сыну, а Сын видит, что показывает Отец, прежде чем было сотворено что-то Отцом через Сына. Однако, когда я буду объяснять тебе, а ты вникать, не думай, что пример мой совершенен; так что сохраняй при этом благочестие, которое я хочу, чтобы ты хранил в себе, и особенно увещеваю тебя в том, чтобы, если ты не в силах воспринять, что такое Бог, ты не думал, что знать, чем Он не является, - недостаточно для тебя.

11. Смотрите, я вижу в уме твоем две вещи: память твою и твое мышление, которое является как бы некой зоркостью и очами твоей души. Ты видишь нечто, воспринимаешь это с помощью глаз и вверяешь это памяти. То, что ты вверил памяти, находится там, внутри, будучи сокрытым, словно в кладовой, словно в сокровищнице, словно в некотором тайнике и во внутренних покоях. Ты подумал о другом, и внимание твое перешло в другое место. То, что ты увидел до этого переключения внимания, находится в твоей памяти, и ты не видишь этого, потому мысль твоя обратилась к другому.

Я сейчас объясню, я говорю людям, которые понимают. Я упоминаю Карфаген, и все вы, зная его, тотчас же внутри себя увидели Карфаген. Неужели Карфагенов столько, сколько ваших душ? Все вы увидели его посредством этого имени, посредством этих известных вам четырех слогов, слетевших с уст моих. Это коснулось ушей ваших, через тело было задето чувство души, и ум отвлекся от созерцания другого к тому, что было заключено в этих слогах, и он увидел Карфаген. Неужели тогда был образован Карфаген? Нет, он уже был там, но был сокрыт в памяти. Почему он был скрыт там? Потому что ум твой был обращен к другому. Но когда мышление твое было возвращено к тому, что хранилось в памяти, тогда сформировалось и возникло некое представление разума. До этого не было представления, но была память. Когда мышление обратилось к памяти, возникло представление. Так вот, память твоя показала Карфаген твоему мышлению, и то, что пребывало в ней, прежде чем ты обратился к ней, теперь она, когда внимание помысла устремилось к ней, показала твоему мышлению. Так вот, память показывала, а видело мышление, и не было никаких слов между ними, и не было никакого знака, данного посредством тела. Ты не кивнул, не написал, не издал звука, и все же мышление увидело то, что показала память.

И то и другое принадлежит одной субстанции, и то, что показывало, и то, кому было показано. Но тем не менее, чтобы память твоя хранила Карфаген, она прежде через глаза приняла его образ, ведь ты увидел то, что ты хранил в памяти. Так, ты увидел дерево, которое ты помнишь, гору, реку, лицо друга, недруга, отца, матери, брата, сестры, сына, соседа, сочинения, записанные в кодекс, сам кодекс, эту базилику. Ты все это видел, и увиденное, как уже существующее, ты вверил памяти; ты словно бы поместил туда то, что можешь вновь увидеть, подумав об этом, когда захочешь, даже когда эти вещи будут далеки от этих очей тела. Ведь ты увидел Карфаген, когда пребывал в Карфагене, душа твоя получила образ его посредством глаз, этот образ был запечатлен в твоей памяти, и ты, человек, бывший в Карфагене хранил внутри себя нечто, что можешь видеть сам по себе, даже когда ты уже не в Карфагене. Все это ты получил извне.

Отец, который показывает Сыну, ничего извне не получил; все происходит у Него внутри, ибо ничего не было сотворено снаружи, пока Отец не сотворил это через Сына. Всякое творение создано Богом и прежде, чем возникнуть, не существовало. Стало быть, не существовало

сотворенного, что можно было бы видеть и хранить в памяти, чтобы Отец показывал это Сыну, подобно тому как память мышлению. Напротив, показывал Сыну то, что надлежало сотворить, а Отец, показывая, творил это, ибо творил через внимающего Сына. И потому не следует удивляться тому, что сказано: «если не увидит Отца творящего» (Ин. 5.19), - а не сказано: «показывающего». Ибо посредством этого доносится до нас, что для Отца творить – то же, что и показывать, чтобы из этого было усвоено, что все сотворено через внимающего Сына. Ни это показывание, ни это наблюдение не ограничены временем. Ведь все времена появились через Сына (Евр. 1.2), потому то, что надлежало сотворить, не могло быть показано Ему в какое-то время. Так, показывание Отца рождает наблюдение Сына, точно так же, как Отец рождает Сына. Разумеется, показывание порождает наблюдение, а не наблюдение показывание. Если бы мы могли более чистым и более совершенным образом рассмотреть это, мы, пожалуй, нашли бы, что Отец и Его показывание – одно и то же, как и Сын и Его созерцание – одно и то же. Но если мы едва смогли усвоить, если мы едва ли смогли растолковать то, как память показывает мышлению то, что она получила извне, то навряд ли мы сможем усвоить и растолковать то, как Отец показывает Сыну то, что не получил Он от кого-то, вернее, то, что не является чем-то иным, кроме Него Самого?

Мы- еще дети, я говорю вам о том, чем не является Бог, и не показываю того, что есть Бог. Что же нам делать, чтобы мы усвоили, что является Богом? Можете ли вы это сделать через меня? Я должен сказать это детям, которыми являетесь и вы, и я. Есть Тот, через Кого мы можем усвоить это. Мы только что пели, только что слышали: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс.54.23). Ведь потому ты не можешь, о человек, усвоить это, что ты мал; ты должен насыщаться; насыщаясь, ты станешь большим, и что ты не можешь, будучи мал, ты увидишь, став большим. Но чтобы ты смог насытиться, «возложи на Господа заботы свои, и Он поддержит тебя».

12. Давайте же теперь кратко рассмотрим то, что осталось, и узрим, как Господь внушает то, что я здесь уже передал. «Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин. 5.20). Он Сам воскрешает души, но через Сына, чтобы воскресшие души наслаждались субстанцией Божией, то есть субстанцией Отца и Сына. «И покажет Ему дела больше сих» (Ин. 5.20).

Больше каких? Больше исцеления тел. Мы уже говорили об этом прежде и не должны на этом задерживаться. Ибо воскресение тел для вечности – это больше, чем это исцеление тел у больных, которое делается лишь на время. «И покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь» (Ин. 5.20). «Покажет»- действие как бы временное; стало быть, покажет, как бы Человеку, созданному на время. Ибо Бог Слово, через Которого были созданы все времена, не создан, а вот Человек Христос создан во времени. Известно, в какое консульство, в какой день Дева Мария родила принятого от Святого Духа Христа: стало быть, во времени стал человеком Тот, через Кого как Бога были созданы времена. Поэтому так же во времени Он покажет Ему дела более великие, то есть воскресение тел, чтобы вы удивились совершенному через Сына воскресению тел.

13.Затем Он возвращается к этому воскресению душ: «Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5.21), но по духу. Оживляет Отец, оживляет Сын; Отец, кого хочет, Сын, кого хочет, но Отец оживляет тех, кого и Сын, ибо все через Него было сотворено. «Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет».

Это было сказано о воскресении душ, а что сказано о воскресении тел? Он возвращается и говорит: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5.22). Воскресение душ производится через вечную и неизменную сущность Отца и Сына; воскресение же тел производится через Домостроительство человечества Сына, временное, а не совечное Отцу. Потому, когда Он упоминает Суд, в ходе которого произойдет воскресение тел, Он говорит: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну». О воскресении же душ: «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Так вот, Отец и Сын совершают это вместе.

Но это касается воскресения тел: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5.22-23).

Это последнее обращено к воскресению душ: «дабы все чтили Сына». Как? «Как чтут Отца». Ибо воскресение душ Сын совершает так, как Отец: так оживляет Сын, как Отец. Следовательно, в воскресении душ пусть все чтут Сына, как чтут Отца. Что же насчет почитания за воскресение тела? «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5.23). Он не сказал «как», но: «чтит» и «чтит». Ибо почитается человек Христос, но не как Бог Отец. Почему? Потому что Он сказал относительно этого: «Отец более Меня» (Ин. 14.28). Когда же Сын почитается так, как чтится Отец? Когда мы говорим: «в начале было Слово, и Слово было у Бога», и «все чрез Него было сотворено» (Ин. 1.1,3). И потому: что Он говорит в связи с этим вторым почитанием? «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». Сын же был послан, потому что стал человеком.

14. «Истинно, истинно говорю вам» (Ин. 5.24). Вновь Он возвращается к воскресению душ, чтобы мы смогли понять Его слова благодаря тому, что Он постоянно повторяет их, раз уж мы не в состоянии были поспевать за речью Его, словно бы за летящей на крыльях. И вот речь Божия задерживается ради нас, смотри, она как бы остается с немощами нашими; вновь возвращается для того, чтобы вспомнить о воскресении душ. «Истинно, истинно говорю вам: ибо слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5.24). Но имеет как бы Отца. «Ибо слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня» от Отца «имеет жизнь вечную», уверовав в Отца, пославшего Сына. «И на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5.24). Но он оживляется Отцом, в Которого верит. Что же, Ты не оживляешь? Узри, что «и Сын оживляет, кого хочет».

«Истинно, истинно говорю вам: пришел час, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5.25). Он не сказал здесь: «Поверят в Пославшего Меня и потому оживут», - но: «услышав глас Сына Божия, те, кто услышат, то есть те, кто будут повиноваться Сыну Божию, оживут». Стало быть, и от Отца оживут, когда уверуют в Отца, и от Сына оживут, когда услышат глас Сына Божия. Почему они и от Отца оживут, и от Сына оживут? «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5.26).

15. Он завершил речь о воскресении душ. Остается более определенно сказать о воскресении тел. «И дал Ему власть производить и суд» (Ин. 5.27). Не только воскрешать души через веру и разумность, но и производить Суд. Но почему? «Потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5.27). Стало быть, Отец совершает через Сына нечто, что не совершает по Своей сущности, Которой Сын равен. Например, Он был рожден, был распят, умер, воскрес- ничто из этого не присуще Отцу. Так же обстоит дело и с воскресением тел. Ведь воскресение душ Отец производит из Своей сущности через сущность Сына, в которой Сын равен Отцу. Ведь сопричастными тому неизменному свету становятся души, а не тела. Воскресение же тел Отец производит через Сына Человеческого. «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Что соответствует тому, что сказано выше: «Ибо Отец не судит никого» (Ин. 5.22). И чтобы показать, что Он сказал это о воскресении тел, Он говорит далее: «не дивитесь сему: ибо наступает время (не «уже наступило», но «грядет»), «в которое все, находящиеся в гробах (вы уже достаточно слышали об этом вчера), услышат глас» Его «и изыдут» (Ин. 5.28).

И куда? На Суд: «творившие добро – в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5.29). И это Ты производишь один, поскольку Отец весь суд отдал Сыну и никого не судит? «Да, -говорит Он, - произвожу Я». Но как ты производишь? «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен» (Ин. 5.30). Когда Он вел речь о воскресении душ, Он не говорил «слышу», но «вижу». Ибо «слышу» - это как бы указание на повеление Отца. Стало быть, Он выступает уже как человек, кого Отец превосходит; выступает уже в «образе раба», а не в «образе Божием» (Флп. 2.6-7). «Как слышу, так и сужу, и суд Мой

праведен». Откуда у человека праведный суд? «Ибо не ищу Моей воли, но воли Пославшего Меня Отца» (Ин. 5.30).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.