Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 16.



                                        Гомилия 16.

От этого места Евангелия: «...по прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею...» и до «... и уверовал сам и весь дом его»(Ин. 4.43-53)

1. Сегодняшнее чтение Евангелия, которое нам следует обсудить, продолжает чтение вчерашнего дня. И хотя идеи, заложенные в нем, не трудны для того, чтобы разобраться в них, однако заслуживает того, чтобы прочесть о них проповедь, достойны удивления и прославления. Поэтому данное место Евангелия мы скорее должны упомянуть, обратив ваше внимание на него, нежели старательно его разбирать. Итак, Иисус по прошествии двух дней пребывания в Самарии пошел в Галилею, где Он вырос. Евангелист, продолжая, говорит: «Ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4.44). Иисус по прошествии двух дней ушел из Самарии не потому, что не имел чести в Самарии, ведь родиной Его была не Самария, а Галилея. Если же Он так скоро оставил ее и прибыл в Галилею, где Он вырос, тогда, о чем свидетельствуют слова, что «пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин.4.44)? Похоже, что Он скорее мог бы свидетельствовать, что пророк не имел чести в своем отечестве, в том случае, если бы отказался пойти в Галилею и остался в Самарии.

Внемлите, возлюбленные! Господь вверяет и предлагает нам здесь великую тайну, о которой я должен сказать. Вы познакомились с вопросом, узнайте же ответ на него. Однако же давайте повторим вопрос, чтобы нам легче было дать на него ответ. Нас беспокоит, почему евангелист сказал: «Ибо Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве»? Приведенные этим в смущение, мы должны вернуться к сказанным выше словам, чтобы обнаружить, почему евангелист захотел это сказать. И мы находим слова, которые Он сказал прежде, рассказывая, что после двух дней Иисус из Самарии ушел в Галилею. Неужели по той именно причине, о евангелист, ты сказал, как Иисус свидетельствовал: «пророк не имеет — де чести в своем отечестве», - что по прошествии двух дней Он оставил Самарию и поспешил уйти в Галилею? Напротив, как мне кажется, скорее следовало бы думать, что если Иисус не имел чести в Своем отечестве, то не должен был спешить туда, оставив Самарию.

Однако, если я не ошибаюсь или, скорее, напротив, потому, что это верно и я не ошибаюсь, поскольку евангелист лучше меня понимает, что он говорит, лучше меня воспринял истину, впитав ее от груди Господней. Ибо евангелист Иоанн — тот, кто из всех учеников лежал на груди у Господа (Ин. 13. 25) и кого Господь, должный иметь любовь ко всем, любил тем не менее более других (Ин. 21. 20). Так что же? Он ошибался, а я думаю верно? Напротив, если я мыслю благочестиво, значит смиренно слушаю то, что сказал он, чтобы заслужить, думать так, как думал он.

2. Итак, услышьте, возлюбленные, что я думаю об этом вопросе, допуская, что вы можете думать как-то иначе и даже лучше меня. Ибо у нас один Учитель и все мы соученики в одной школе. Так вот, это мнение, а вы посмотрите, верно ли мое мнение, близко ли оно к истине. Он провел в Самарии два дня, и самаряне уверовали в Него, Он столько дней был в Галилеи, и все же галилеяне не уверовали в Него. Вернитесь мысленно назад и восстановите в памяти чтение и проповедь вчерашнего дня. Он пришел в Самарию, где о Нем возвестила сначала та женщина, в разговоре с которой у Иаковлева колодца Он открывал великие тайны. Когда самаряне увидели и услышали Его, они уже верили в Него по словам женщины и еще тверже уверовали по лову Его, причем многие уверовали. Так написано (Ин. 39-42).

По прошествии двух дней — посредством этого количества дней сокровенным образом передано число двух заповедей, на которых зиждется весь Закон и пророки (Мф. 22. 37-40); как вы помните, мы упоминали об этом вчера, - Он отправляется в Галилею и вступает в город Кану Галилейскую, где Он превратил воду в вино (Ин. 4.46). И там, когда обратил оду в вино, как написал сам Иоанн, уверовали в Него ученики Его; и конечно, дом был полон гостей. Там было совершено Им такое великое чудо, и тем не менее никто не уверовал в Него, кроме учеников Его.


И теперь Он возвратился в этот город Галилеи. И вот, «некий царедворец, у которого сын был болен, пришел к Нему» и стал просить Его прийти, чтобы Он пришел в тот город или дом и исцелил сына его, ибо тот был при смерти (Ин. 4.46-47). Верил ли в Него умолявший Его? Какой ответ ты от меня ждешь? Спроси Господа, что Он думал о нем? Ибо на просьбу Он так ответил: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4.48). Он укоряет вялого или хладного в вере человека или вовсе не верящего, но желающего испытать на здоровье своего сына, каков был Христос, кем Он был, на что способен. Ведь мы слышим слова просящего и не видим сердце отчаявшегося. Но сообщает нам Тот, Кто и слова слышал, и сердце видел; наконец и сам евангелист своим рассказом свидетельствует, что еще не уверовал человек, который хотел, чтобы Господь пришел в дом его ради исцеления сына его. Ведь после того как ему сообщили, что сын его здоров, и после того как он узнал, что тот выздоровел именно в тот час, когда Господь сказал: «Пойди, жив твой сын», он «уверовал сам и весь дом его» (Ин. 4.53). Если же он уверовал сам и весь дом его, потому что ему сообщили, что сын его здоров, и потому что он сопоставил час известия и час провозвестия, то, когда он просил, еще не верил.

Самаряне не ждали никакого знамения, они поверили лишь слову Его. Его же сограждане удостоились услышать: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес», - и все же, когда там было содеяно такое чудо, там никто не уверовал, кроме него и дома его. После одного слова Его уверовали многие самаряне; после чуда Его уверовал один лишь тот дом, в котором оно было совершено. Так что же, братья, что показывает нам Господь? Галилея Иудейская была тогда родиной Господа, ибо Он вырос там, но теперь, поскольку события предвещали нечто особенное, - ибо не без причины чудеса так называются, но потому, что предвещают нечто, ибо чудом называют как бы наперед сказанное: что сказано наперед, указано наперед и что предвещает некоторое будущее, - поскольку все те события предвещали нечто, поскольку все они предсказывали нечто, давайте сочтем пока Галилею родиной Господа нашего Иисуса Христа по плоти (ибо не было у Него родины на земле иначе, как по плоти, которую Он принял на земле), давайте же сочтем родиной Господа народ иудеев. Смотри, Он не имеет чести в Своем отечестве.

Обратите внимание на множество иудеев, обратите внимание, что народ этот рассеян сейчас по всему кругу земель, что он оторван от корней своих, обратите внимание, что они — ветви отломанные, отрубленные, разбросанные, высохшие. После того как эти ветви отрезаны, удостоилась получить прививку дикая маслина (Рим. 11. 17). Посмотрите на множество иудеев, что они говорят сейчас? «Тот, Кому вы поклоняетесь, Кого почитаете, был братом нашим». Давайте ответим им: «пророк не имеет чести в своем отечестве» . Короче говоря, те видели Господа Иисуса, ходившего по земле и совершавшего чудеса, дававшего зрение слепым, отверзавшего уши у глухих, размыкавшего уста у немых, оживлявшего члены у расслабленных, шествующего по морю, отдававшего приказы ветрам и волнам, воскресавшего мертвых. Они видели, что Он совершает такие чудеса, и лишь немногие из них уверовали в Него.

Я говорю народу Божьему: сколько много нас ,верующих, и какие чудеса мы видели? То, что было сотворено тогда, предвещало то, что происходит сейчас. Иудеи были тогда и сейчас остаются подобны галилеянам, а мы — подобны самарянам. Мы услышали Евангелие, согласились с Евангелием, уверовали через Евангелие во Христа; мы не видели никаких чудес и никаких чудес не испрашиваем.

3.
Ведь Фома,, хотя и был из двенадцати избранных и святых, все же принадлежал к израильтянам, то есть к народу Господнему; он хотел вложить персты в раны Спасителя. Господь укорил его так же, как и того царедворца. Он сказал тому царедворцу: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4.48). А это Фоме: «ты поверил, потому что увидел» (Ин. 20. 29). Он пришел к галилеянам после самарян, которые поверили слову Его, у которых Он не совершал никаких чудес, которых Он вскоре спокойно оставил укрепленными в вере, ибо Он пребывал с ними в Своем Божественном присутствии. Так вот, когда Господь сказал Фоме: «Иди, подай руку твою и не будь не верующим, но верующим» (Ин. 20.27) и когда тот, коснувшись ран, воскликнул и сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20.28), - Он упрекнул его и сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел» (Ин. 20.29). Почему же Он так сказал ему, если не потому, «что пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин.4.44)? Но поскольку Пророк Этот у иноплеменников имеет честь, то что следует далее?

«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20.29). Мы предвещены, и то, что Господь восславил прежде, Он удостоил исполнить в нас. Видели Его те, кто распинал и касался Его, и при этом немногие уверовали; мы не видели Его, не прикасались к Нему, мы услышали и уверовали. Пусть это осуществится в нас, пусть исполнится в нас обещанное Им блаженство: и здесь, ибо Он предпочел нас Своему отечеству, и в будущем веке, ибо мы привиты вместо отсеченных побегов.

4. Ведь Он показал, что намерен отсечь побеги и привить эту дикую маслину, когда был потрясен верой сотника, который сказал Ему: «Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Обратившись, Он сказал тем, кто следовал за Ним: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8.8-10; Лк. 7.6-9). Почему Он не нашел такой веры в Израиле? Потому что «пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4.44).

Неужели Господь не мог сказать этому сотнику то, что сказал тому царедворцу: «Пойди, жив твой сын»? Узрите разницу: тот царедворец жаждал, чтобы Господь пришел в дом его, а этот сотник сказал, что он недостоин того, чтобы Господь пришел в дом его. Этому было сказано Иисусом: «Я приду и исцелю его» (Мф. 8.7). А тому сказано было: «Пойди, жив твой сын». Этому Он обещал присутствовать лично, а сына того исцелил словом. Тот вынуждал, чтобы Он пришел, а этот сказал, что недостоин присутствия Его в доме своем. Здесь уступка высокомерию, там дар смирению. Он как бы сказал тому царедворцу: «Пойди, жив твой сын. Не утомляй Меня. Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Ты хочешь, чтобы Я присутствовал в доме твоем, а Я могу и словом повелевать; ты веришь не иначе как по знамениям. Сотник, иноплеменник, поверил, что Я могу вершить словом, и поверил еще до того, как Я совершил; а вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4.48).

Так вот, если это так, пусть будут отсечены горделивые ветви и пусть привита будет смиренная дикая маслина. И все же пусть сохранится корень, когда те будут отторгнуты, а эти приняты. Где сохраняется корень? В патриархах. Ведь отечество Христа — народ Израиля, ибо из них Он вышел по плоти; но корень этого дерева — Авраам, Исаак и Иаков, святые патриархи. И где они? В покое у Бога, в великом почете, так что нищий, принятый в объятья Авраама, получил утешение после телесной смерти, и было видно, как далек в объятьях он от возгордившегося богача (Лк. 16. 22-23). Так вот, пусть сохранится корень, да удостоится он хвалы! Но горделивые ветви заслужили того, чтобы их отсекли и чтоб они высохли, а смиренная дикая маслина привилась на место их. (Рим. 11. 17).

5. Услышь же, каким образом отрезаны естественные ветви и каким образом привита дикая маслина, на примере самого сотника, которого я счел необходимым упомянуть для сравнения с тем царедворцем. «Истинно говорю вам», изрек Он, «и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада» (Мф. 8. 10-11). Какие широкие просторы охватила дикая маслина! Этот мир был горьким лесом, но из-за смирения, из-за того, что «я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой (Мф. 8.8), многие придут с востока и запада» (Мф. 8.11).

Представь, что они придут. Что будет с ними? Ибо если они придут, они окажутся отрезанными от леса. Где они должны быть привиты, чтобы не засохнуть? «И возлягут», - говорит Он, - «с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Мф. 8.11). На каком пиршестве, чтобы не подумалось вдруг, что Ты призвал не к жизни вечной, но на обильное угощение? «Возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом». Где? «В Царстве Небесном», - говорит Он. Что же будет с теми, которые придут от корня Авраамова? Что будет с ветьвями, которыми изобиловало дерево? Разумеется, лишь то, что они будут отрезаны, чтобы другие могли быть привиты. Покажи, что те будут отрезаны. «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8.11-12).

6. Пусть же Пророк имеет честь у нас, ибо не имел Он чести в отечестве Своем , в котором Он был рожден. Он не имел чести в отечестве, которое Сам породил. Ведь там был рожден Создатель всего, рожден в образе раба (Флп. 2.7). Ведь сам тот город, в котором Он был рожден, сам Сион, сам народ иудеев, сам Иерусалим Он Сам же и породил, поскольку у Отца был Словом Божиим, ибо все чрез Него было сотворено, а без Него — ничто (Ин. 1.3).

Так вот, о Том Человеке, о Котором мы сегодня слышали: «един посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (1 Тим. 2.5), также псалом предвестил, где сказано: «Матерь Сион, пусть скажет человек» (Пс. 86. 5). Некий человек, посредник между Богом и человеками, сам человек, называет Сион матерью. Почему Он называет Сион матерью? Потому что там Он принял плоть, оттуда была Дева Мария, из чрева Которой Он появился в образе раба (Флп. 2.7), в котором Он удостоил явить Себя смиреннейшим. «Матерь Сион», говорит человек. Человек, который говорит: «Матерь Сион», - родился в нем. Человек родился в нем (Пс. 86.5). Ведь Бог был прежде Сиона, а человек родился в нем. Тот человек, который родился в нем, Сам укрепил его как Всевышний (Пс. 86. 5), а не как смиреннейший. Человек родился в нем смиреннейшим, ибо «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1.14). Он Сам укрепил его как Всевышний, потому что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, все чрез Него было сотворено» (Ин.1.1, 3).

Поскольку же Он сотворил это отечество, пусть здесь будет честь для Него. Отвергло Его отечество, в котором Он родился, пусть примет Его отечество, которое Он породил заново.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.