Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 15.



                                         Гомилия 15.

 От этого места Евангелия: «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Иисус более приобретает учеников...» и вплоть до:«...и узнали, что Он истинно Спаситель мира» (Ин. 4.1-42).

1. Для слуха вашего, возлюбленные, не станет чем-то неведомым то, что евангелист Иоанн, словно бы орел, взлетел ввысь, поднялся над мглой земной и зоркими очами узрел свет истины. Ибо многое уже обсуждено из Евангелия его с помощью Господней в ходе нашего служения. Порядок же чтения требует обсудить тот отрывок, который был прочитан вслух сегодня. То, о чем я собираюсь с позволения Господа сказать, многие из вас услышат таким образом, что скорее восстановят в памяти, нежели узнают, как нечто прежде неизвестное. И все же внимание ваше не должно быть ослаблено по той причине, что это будет не обретение нового знания, а лишь восстановление прежнего.

Был прочитан этот отрывок, и вот он у нас в руках, поскольку требует истолкования то, о чем Господь Иисус говорил у колодца Иаковлева с самарянской женщиной. Ибо сказанное там содержит великие тайны и прообразы великих дел, насыщающие изголодавшую душу и восстанавливающие ее, когда она ослабеет.

2. И вот, «когда узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Иисус более приобретает учеников, нежели Иоанн, и более крестит, - хотя Сам Иисус не крестил, но ученики Его, - то оставил землю иудейскую и пошел опять в Галилею» (Ин. 4.1-3). Нет надобности долго рассуждать об этом. Иначе, останавливаясь на очевидных вещах, как бы не ощутить нам нехватки времени для того, чтобы проникнуть в вопросы темные и раскрыть их. Так вот, если бы Господь увидел, что полученные фарисеями сведения о Нем ( что Он-де приобрел многих учеников и многих крестил) послужат к их спасению, так чтобы они сами стали Его учениками, последовали за Ним и пожелали от Него креститься, то Он, скорее, не покинул бы землю иудейскую, но ради них остался бы там.

Но поскольку Он увидел их знание и одновременно увидел их зависть, и коль скоро они обладали знанием об этом (успехе Иисуса) не для того, чтобы последовать за Ним, но чтобы преследовать Его, Он ушел оттуда. Он мог бы, конечно, и оставаясь там, если бы захотел, не быть схваченными ими, не быть убитым, если бы захотел; ибо Он мог и не рождаться, если бы захотел. Но поскольку во всем, что Он совершал как человек, Он подавал уверовавшим в Него людям пример (что всякий раб Божий не согрешит, если удалится в другое место, видя ненависть со стороны тех, кто преследует его или стремится склонить душу его ко злу; ведь если бы Господь не дал такой пример, то рабу Божиему могло бы показаться, что он совершит грех, если поступит так, (удалится от опасности), - то Он поступил как добрый Учитель, чтобы дать наставление, а не потому что испугался.

3.
Возможно, вас озадачит также то, почему было сказано, что Иисус крестил более, нежели Иоанн, а после того как это сказано, было добавлено: «хотя Сам Иисус не крестил, но ученики Его». Что же? Может быть, сначала было сказано неверно и потом исправлено, когда было добавлено: «хотя сам Иисус не крестил, но ученики Его»? Или, быть может, и то и другое верно: и то, что Иисус крестил, и то, что не крестил?

Ибо Он крестил, потому что Сам очищал, а не крестил, потому что не Сам погружал в воду, ученики совершали служение телесным образом, а Он оказывал помощь сообразно величию. Ибо как Он мог прекратить крестить, не прекращая очищать? Ведь о Нем сказано было тем же евангелистом Иоанном через личность Иоанна Крестителя, изрекшего: «Тот есть крестящий» (Ин. 1.33). Стало быть, Иисус все еще крестит, и пока мы нуждаемся в Крещении, Иисус крестит. Пусть человек спокойно приходит к низшему служителю, ибо имеет Высшего Руководителя.

4. Но, возможно, скажет кто-нибудь: Христос действительно крестит, но крестит в духе, а не в теле. Как будто по дару другого, а не Его всякий наполняется таинством телесного и видимого Крещения.

Ты хочешь знать, что Он Сам крестит не только Духом, но и водой? Услышь апостола: «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, очистив ее банею водною посредством слова, чтобы представить ее славною Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего-нибудь подобного» (Еф. 5.25-27). «Очистив ее». Чем? «Банею водною посредством слова». Что значит Крещение Христово? «Баня водная посредством слова». Убери воду, и не будет Крещения. Убери слово, и не будет Крещения.

5. Итак, после этих предварительных замечаний, посредством которых евангелист подошел к разговору с той женщиной, давайте посмотрим на то, что остается преисполненным тайн и нагруженным сокровенными истинами. «Надлежало же Ему, - говорит он, - проходить чрез Самарию. Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был источник Иаковлев» (Ин. 4.4-6).

Это был колодец. Впрочем, всякий колодец — источник, но не всякий источник — колодец. Ибо то место, где вода изливается из земли и предоставляет себя для пользования тем, кто пьют из него, называется источником. Но если он открыт и находится на поверхности, то называется просто источником, а если находится как бы внутри земли и на глубине, именуется колодцем, но при этом наименование источника он утрачивает.

6. «Иисус, утрудившись от пути, сел у источника; было около шестого часа» (Ин. 4.6). Уже начинаются тайны. Ведь не без причины Иисус утрудился, ведь не без причины утрудилась Сила Божия; ведь не без причины утрудился Тот, благодаря Которму восстанавливают силы утрудившиеся; не без причины утрудился Тот, в отсутствии Кого мы утруждаемся и благодаря Чьему присутствию набираемся силы. И тем не менее Иисус утрудился, причем утрудился от пути. И Он садится, садится близ колодца, и садится утомленный в шестой час. Все эти обстоятельства на что-то намекают, хотят указать на что-то; заставляют нас быть внимательными и побуждают, чтобы мы стучали. Пусть же Сам откроет и нам и вам Тот, Кто соблаговолил побудить нас словами: «Стучите, и отворят вам» (Мф. 7.7).

Ради тебя Иисус утрудился от пути. Мы находим сильного Иисуса и находим слабого Иисуса. Сильный и немощный Иисус! Сильный, ибо «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было у Бога» (Ин. 1.1-2). Хочешь увидеть, насколько силен был этот Сын Божий? «Все чрез Него было сотворено, а без Него — ничто» (Ин. 1.3). И все было сотворено без труда. Что же сильнее Того, через Кого без труда было все сотворено? Хочешь узнать немощного Иисуса? «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1.14). Сила Христова сотворила тебя, немощь Христова восстановила тебя. Сила Христова Христова сделала так, чтобы появилось то, чего не было, а немощь Христова сделала так, чтобы не умирало то, что было. Он утвердил нас посредством силы Своей и искал нас посредством немощи Своей.

7. И вот, Сам немощный, Он питает немощных, подобно тому как курица кормит своих цыплят, ибо Он уподобил Себя ей. «Сколько раз хотел Я», - говорит Он Иерусалиму, - собрать детей твоих под крылья, как курица птенцов своих, и вы не захотели» (Мф. 23. 37). Вы же видите, братья, как курица становится слабой с цеплятами своими. Нет ни одной другой птицы, которая бы выглядела настолько матерью. Мы видим, что разного рода воробьи вьют гнезда близ наших домов; мы каждый день видим, что ласточки, аисты, голуби вьют гнезда; но мы не узнаем в них родителей, за исключением тех моментов, когда видим их в гнездах. Но курица становится настолько слабой в отношении своих цыплят, что даже если цыплята не идут вслед (если ты не видишь птенцов), все же видишь в ней мать. Крылья у нее поникают, перья растрепаны, голос сиплый, все члены ее слабы и вялы, так что, как я уже сказал, даже если ты не видишь ее цыплят, все же понимаешь, что она мать.

Вот так был и Иисус, немощный и утрудившийся от пути. Путь Его — это плоть, принятая ради нас. Ибо каким образом может иметь путь Тот, Кто Вездесущ, Кто нигде не отсутствует? Куда Он идет? Откуда идет? Коечно, Он не пришел бы к нам, если бы не принял бы форму видимого тела. Так вот, когда Он удостоил нас прийти к нам таким вот образом, чтобы, приняв плоть, явить Себя в образе раба, само принятие плоти стало Его путем. Поэтому что еще значит: «утрудившийсь от пути» (Ин. 4.6), - если не «утрудившийсь во плоти»?

Немощен Иисус во плоти, но ты не будь немощен; в немощи Его будь силен, ибо «немощное Божие сильнее человеков» (1Кор. 1.25).

8.
Согласно этому образу мыслей, Адам, который был образом будущего (Рим. 5.14), дал нам великое указание на тайну; скорее, Бог дал его в Адаме. Ибо во время сна он удостоился получить жену, и из ребра его была создана ему жена (Быт. 2.21-22), потому что от Христа, почившего на кресте, в будущем должна была возникнуть Церковь из бока Его, именно из бока почившего, ибо из бока висящего на кресте, когда Он был пронзен копьем, проистекли таинства Церкви (Ин. 19.34).

Но почему я захотел об этом сказать , братья? Потому что немощь Христова сделала нас сильными. Великий образ был приуготовлен там в Адаме. Бог мог взять плоть у человека, чтобы из нее сделать женщину, и, кажется, это было бы более уместным. Ведь следовало создать слабый пол, и немощь должна была быть сделана скорее из плоти, нежели из кости, поскольку кости в плоти отличаются прочностью. Но Он взял не плоть, чтобы сделать из нее женщину, а место кости было закрыто плотью (Быт. 2.21). Он мог бы на место кости вернуть кость, мог бы для создания женщины взять не ребро, но плоть. Итак, на что это указывало? Была создана женщина из ребра, как бы сильной; Адам был создан во плоти, как бы немощным. Это — Христос и Церковь, немощь Которого — наша сила.

9.
Но почему шестой час? Потому что в шестой век. Посчитай в Евангелии, как бы по одному часу, первый век — от Адама до Ноя, второй — от Ноя до Авраама, третий — от Авраама до Давида, четвертый — от Давида до переселения в Вавилон, пятый — от переселения в Вавилон до крещения Иоаннова. Далее идет шестой век. Чему же ты удивляешься? Пришел Иисус и в немощи Своей подошел к колодцу. Пришел утружденный, ибо нес немощную плоть. В шестой час, потому что в глубине этой нашей обители. Оттого и сказано в псалме: «Из глубины взываю к Тебе, Господи» (Пс. 129. 1). Он сел, как я сказал, потому что был немощен.

10. «Приходит женщина» (Ин. 4.7). Это образ Церкви, еще не оправданной, но уже должной получить оправдание; ибо об этом идет речь. Она приходит, не зная Его, находит Его, и Он вступает с ней в разговор. Давайте посмотрим, что Он говорит и почему. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды» (Ин. 4.7). Самаряне не принадлежали к народу иудеев, ибо были иноплеменниками, хотя и населяли соседние земли. Потребуется много времени, чтобы разобраться в происхождении самарян, и дабы нам не задерживаться на этом долго (из-за чего бы мы не смогли сказать необходимое), нам достаточно будет того, чтобы причислить самарян к иноплеменникам. И чтобы вы не подумали, будто я сказал это скорее самонадеянно, нежели зная правду, послушайте Самого Господа Иисуса, что Он сказал о том самарянине, одном из десяти прокаженных, которых Он очистил, о том, который единственный вернулся, чтобы поблагодарить Его: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего инопеменника?» (Лк. 17.17).

Служило прообразом то, что женщина (та, которая была образом Церкви) пришла из иноплемеников. Ибо надлежало Церкви прийти из язычников, иноплеменников народа иудеев. Давайте увидим в той женщине нас с вами, осознаем себя в ней и вознесем в ней благодарность Богу за нас. Ведь она была образом, а не только реальностью, ибо она несла в себе образ и стала реальностью. Ведь она уверовала в Него, предпославшего нам через нее образ. И вот она «приходит почерпнуть воды». Просто пришла почерпнуть воды, как обычно поступают и мужчины и женщины.

11. «Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики его отлучились в город купить пищи. Женщина самарянская говорит Ему: как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4.7-9).

Вы видите, что они иноплеменники. Иудеи совершенно не пользовались их сосудами. И поскольку женщина принесла с собой сосуд, чтобы почерпнуть им воды, она удивилась тому, что иудей попросил у нее напиться, что обычно не делали иудеи. Но Он, желавший напиться, жаждал веры со стороны этой женщины.

12. Наконец, услышь, Кто просил пить. «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий , и кто говорит тебе: «Дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4.10).

Он просил пить и обещал напоить. Он испытывает нужду и готов получить и (в то же время) богат и готов насытить. «Если бы знала, - говорит Он, - дар Божий» (Ин. 4.10).

Дар Божий — это Святой Дух. Но пока Он ведет с женщиной сокровенный разговор и постепенно проникает в сердце. Может быть, Он уже вразумляет ее. Ибо что может быть более сладким и более радушным этого увещевания? «Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «Дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

До сих пор Он говорит непонятно. Живой водой в народе называют ту, которая истекает из источника. Ибо ту, которая собирается по водостокам в емкости и резервуары, живой водой не называют. Даже если она течет из источника и, собраннная, будет оставаться в каком-нибудь месте и не будет пополняться оттуда, откуда истекла, но само ее течение прервется, как если бы путь из источника оказался прегражден, то она не будет называться живой водой. Но та вода именуется живой, которую черпают , в то время как она не прекращает течение. Именно такая вода была в том источнике. Почему же Он обещал то, что Сам просил?

13.
Женщина , оставаясь в нерешительности, наконец говорит: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок» (Ин. 4.11). Посмотрите, как она поняла живую воду: разумеется, ту воду, которая была в том источнике. «Ты хочешь мне дать воду живую, а я несу то, чем почерпнуть, а Ты не несешь. Живая вода здесь, как Ты мне дашь ее?»

Понимая иначе и разумея телесно, она определенным образом стучит, чтобы Учитель открыл то, что закрыто. Она стучала по неведению, а не целенаправленно, она все еще заслуживала сожаления и пока еще не искала наставления.

14. Господин говорит дальше нечто более ясное о той воде. Ибо сказала женщина: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезьи сам из него пили дети его, и скот его?» (Ин. 4.12). «Ты не можешь дать мне той живой воды, потому что не имеешь, чем почерпнуть; возможно, Ты обещаешь иной источник? Можешь ли Ты быть лучше отца нашего, который вырыл этот колодец и сам со своими пользовался им?» Пусть же Господь скажет, что Он называл живой водой.

«Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4.13-14). Более открыто сказал Господь: «сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Всякий, пьющий воду сию, не будет жаждать вовек».

Что может очевиднее показать, что Он обещал не воду видимую, но невидимую? Что может очевиднее показать, что Он говорил не телесно, но духовно?

15. Все же женщина та пока еще думала плотски. Она радовалась, что больше не будет испытывать жажду, и полагала, что это послано Господом в плотском смысле (что, конечно, произойдет, но при воскресении из мертвых). Она уже сейчас хотела этого (отсутствия жажды). Ибо в свое время Господь даровал подобное для раба Своего Илии, так что он на протяжении сорока дней не испытывал ни голода, ни жажды (3 Цар. 19.8). Разве Тот, Кто мог даровать это на этот период в сорок дней, не мог бы дать навечно?

Все же она вздыхала, желая избавиться от нужды и от тяжелого труда то и дело приходить к этому источнику, обременять себя (тяжелым сосудом с )водой, чтобы восполнять ее недостаток, а как только закончится принесенная ею вода, вновь возвращаться к источнику. И такой труд она совершала каждый день, ибо нужда ее возвращалась и не заканчивалась. Поэтому, радуясь дару, она просит, чтобы Он дал ей воду живую (Ин. 4.15).

16. Давайте все-таки не будем оставлять без внимания то, что Господь нечто обещал в духовном смысле. Что значит: «всякий, пьющий воду сию возжаждет опять» (Ин. 4.13)? Это истинно в отношении той воды и истинно в отношении того, что означала та вода.

Ведь вода в колодце — это удовольствия века в мрачной глубине, откуда люди черпают их кувшином вожделений. В самом деле, склонившись, они погружают туда свое вожделение, чтобы достигнуть удовольствия, черпая его из глубины; они наслаждаются, достигнув удовольствия, поддаваясь влекущему вожделению. Ведь тот, кого влечет вожделение, не может достигнуть удовольствия. Отбрось же кувшин- вожделение и воду-удовольствие с глубины. Всякий человек, когда достигает удовольствия этого века, будь то пища, напиток, баня, зрелище или любовная связь, неужели не жаждет вновь? Итак, «всякий, пьющий воду сию, возжаждет», - говорит Он, - «опять, а если примет от Меня воду, «не будет жаждать вовек» (Ин. 4.13). «Насытимся», - говорит псалом, - «багами дома Твоего» (Пс. 64.5). Какой же воды Он намеревался дать, если не той, о которой сказано: «у Тебя источник жизни» (Пс. 35.10)? Ведь каким образом будут жаждать те, кто «насыщаются от изобилия дома Твоего») Пс. 35.9)?

17.
Итак, Он обещал ей некое изобилие и насыщение от Святого Духа, но та еще не понимала этого; и что она, не понимая, ответила? «Женщина говорит Ему: господин! Дай мне воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4.15). Нужда заставляла ее трудится, а немощь возражала против труда. О, если бы она услышала: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.1128)! Именно это и говорил ей Иисус: что ей уже не придется трудится, - но она еще не понимала этого.

18. И вот, желая, чтобы она поняла, «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4.16). Что значит: «позови мужа твоего»? Он хотел дать ту воду через мужа ее? Или, поскольку она не понимала, Он хотел научить ее через мужа ее, подобно тому, возможно, как говорит апостол о женщинах: «Если же они хотят чему- то научиться, пусть спрашивают о том дома у своих мужей» (1Кор. 14.35)? Но: «пусть спрашивают о том дома у своих мужей — было сказано относительно того случая, когда нет Иисуса, чтобы научить; в конце концов, это сказано женщинам, которым апостол запрещал разговаривать в церкви (1Кор. 14.34). Когда же присутствует Сам Господь и лично разговаривает с ней, зачем потребовалось Ему говорить с ней посредством ее мужа? Неужели с Марией, сидящей у ног и слушающей слово Его, Он разговаривал посредством мужа ее, в то время как Марфа, погруженная в большие хлопоты, роптала по поводу счастья своей сестры (Лк.10.40)? Давайте же, братья мои, услышим и поймем, что сказал Господь женщине: «позови мужа твоего» (Ин. 4.16).

Ибо, возможно, Он в душе нашей сказал, изрекши: «позови мужа твоего». Давайте спросим относительно мужа души. Разве не Сам Иисус является истинным мужем души? Пусть достанет у вас разумения, ибо то, что мы намерены сказать, едва ли могут усвоить люди, лишенные рвения; пусть же достанет у вас разумения, чтобы воспринять, и само разумение, возможно, станет мужем души.

19. Итак, Иисус, увидев, что женщина не поняла, и желая, чтобы она поняла, говорит ей: «позови мужа твоего». «Ты не знаешь, что Я говорю, потому что твоего разумения недостаточно: Я говорю сообразно духу, а ты слышишь сообразно телу. То, что я говорю, не имеет отношения ни к наслаждению слуха, ни к зрению, ни к обонянию, ни к вкусу, ни к осязанию; то, что Я говорю, воспринимается только посредством ума, черпается только посредством разумения. Этого разумения недостает тебе. Как ты можешь усвоить, что Я говорю? «Позови мужа твоего» (Ин. 4.16), привлеки свое разумение!

Значит ли это для тебя иметь душу? Это не великое дело, ибо и скот ее имеет. Чем ты лучше? Тем, что ты имеешь разумение, которого скот не имеет. Что значит: «позови мужа твоего»? Ты не воспринимаешь Меня: Я говорю тебе о даре Божием, ты же воспринимаешь плотски, ты хочешь перестать жаждать по плоти, Я же говорю о духе, но разумения твоего недостаточно : «Позови мужа твоего». «Не будь как конь и как мул, у которых нет разумения» (Пс.31.9). Итак, братья мои, иметь душу и не иметь разумения, то есть не применять его, жить несообразно ему, присуще жизни зверей. Есть в нас нечто от диких зверей — то, чем мы живем по плоти, но следует, чтобы это управлялось посредством разумения. Ибо порыв души, подчиненной в своем движении телу и жаждущей без всякой меры погружаться в плотские утехи, подчиняет себе разум.

Кого следует называть мужем? Того, кто правит, или того, кем правят? Без сомнения, когда жизнь упорядочена, правит разумение, являющееся частью души. Ибо оно есть не что иное, как душа, но разумение — некоторая часть души. Таким же образом глаз — не что иное, как тело, но глаз — некоторая часть тела. И хотя глаз — некоторая часть тела, он единственный наслаждается светом, остальные же телесные члены не могут наполняться светом, не могут воспринимать свет; один лишь глаз и наполняется, и наслаждается им. Таким образом, в душе нашей есть нечто, что именуется разумением. Эта часть, которая называется разумением или умом, просвещается более высоким светом. Этот же более высокий свет, которым ум человеческий просвещается, есть Бог, ибо Он «был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в этот мир» (Ин. 1.9). Таким светом был Христос, такой Свет разговаривал с женщиной; и все же той недоставало разумения, которое бы просветилось тем Светом и не только наполнилось, но и наслаждалось им. Поэтому- то Господь как бы и сказал: «Я хочу просветить тебя, но тебе недостает кое-чего».

«Позови мужа твоего» (Ин. 4.16), - говорит Он, приложи разумение, посредством которого ты можешь быть научена и которое должно руководить тобой. Так вот, представь, что душа без разумения — это женщина, имеющая же разумение — мужчина. Но муж тот не будет хорошо руководить женой своей, если не будет руководить ею покровительственно. Ибо муж — глава жене, а мужу глава — Христос (1Кор. 11.3). С женщиной разговаривала глава мужа, и недоставала мужа. И Господь словно бы говорил: «Призови главу твою, что она приняла свою главу». Итак, «позови мужа твоего и приди сюда», то есть: «Будь здесь, будь рядом, ибо ты словно бы не здесь, пока не разумеешь голоса сущей здесь Истины, будь здесь, но не одна, будь здесь вместе с мужем твоим».

20. Но поскольку муж тот не был позван, она все еще не понимает, все еще думает по плоти, ибо отсутствовал муж. Ведь говорит она: «у меня нет мужа» (Ин. 4.17). И Господь продолжает и раскрывает тайны. Как ты понимаешь, у нее в самом деле не было тогда мужа, но она жила с неким любовником, а не с мужем. Господь «говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа» (Ин. 4.17). Почему же Ты сказал: «позови мужа твоего»? Послушай, насколько хорошо Господь знал, что у нее не было мужа: «Иисус говорит ей» и.т.д. (Ин. 4.17-18). Чтобы не подумала вдруг женщина, что Господь потому сказал: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа», - что узнал об этом от самой женщины, а не Сам знал это по божеству (Он как бы говорит ей): «Послушай нечто из того, о чем ты не рассказала: «Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин.4.18).

21. Еще раз Он заставляет нас искать некий сокровенный смысл в тех пяти мужах. Ведь многие полагали (что не выглядит нелепым и в чем-то даже правдоподобно), что пять мужей той женщины — это пять книг Моисея. Ведь и самаряне ими пользуются и находятся под этим же Законом, ибо оттуда у них и обрезание. Но поскольку (принять эту точку зрения) нам мешает то, что следует далее: «и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе», - то мне кажется, что легче нам было бы понимать под пятью бывшими мужами души пять телесных чувств. Ибо всякий человек, когда он рождается, прежде чем он оказывается в состоянии пользоваться умом и разумом, управляется не чем иным, как телесными чувствами. Душа в младенце жаждет или избегает чего-то, исходя из того, что он слышит, видит, обоняет, воспринимает на вкус, осязает. Он жаждет то, что приятно, и избегает того, что неприятно для этих пяти чувств. Ибо то, что приятно для этих пяти чувств, приносит удовольствие, а то, что неприятно, доставляет боль. Душа прежде всего живет, сообразуясь с этими пятью чувствами, словно бы с пятью мужами, ибо они ею руководят.

Почему же они называются мужьями? Потому что они законные. Разумеется, они созданы Богом и Богом дарованы душе. Душа, которая управляется этими пятью чувствами и живет под властью этих пяти мужей, еще слаба. Но когда она достигает тех лет, в которые обнаруживает у себя разум, если его поддерживают благородные науки и наставление в мудрости, на смену тем пяти мужьям, чтобы управлять душой, приходит не кто иной, как истинный законный муж, превосходящий прежних, который руководит лучше, и руководит для вечности, холит для вечности, готовит к вечности. Действительно, те пять чувств управляют нами не для обретения вечности, но для того, чтобы мы жаждали или избегали вещей временных. Когда же начинает править душой разумение, напитанное мудростью, она знает уже не только то, что надо избегать ям и идти по ровной земле (то, что видят даже глаза слабой души), не только с удовольствием слушает стройные звуки и избегает нестройных, не только восхищается приятными ароматами и сторонится зловония, не только вкушает сладкое и оскорбляется горечью, не только получает удовольствие от нежного прикосновения и раздражается от грубого. Действительно, все это необходимо для слабой души.

Какое же руководство добавляется посредством того разумения? Оно не только помогает распознать черное и белое, но и отличать верное от неверного, хорошее от плохого, полезное от бесполезного, целомудрие от разврата, чтобы одно любить, а другого избегать, любовь от ненависти, чтобы в одной пребывать и не впадать в другую.


22. Этот муж в той женщине еще не пришел на смену тем пяти мужьям. Ибо там, где он не приходит на смену им, царит заблуждение. Ибо когда душа становится способна воспринимать разумное, ею правит любо мудрый разум, либо заблуждение. Но заблуждение (на самом деле) не правит, а губит. Так вот, та женщина после тех пяти чувств все еще заблуждалась, и заблуждение тревожило ее. Но то заблуждение было не законным мужем, а любовником. Потому-то Господь и сказал ей: «правду ты сказала, что тебя, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей» : сначала тобой управляли пять чувств, теперь ты достигла того возраста, когда следует использовать разумение, но ты еще не достигла мудрости, а впала в заблуждение. И вот, после тех пяти мужей, «тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». А кем он был, если не был мужем? Разве не любовником? «Так вот, «позови», не любовника, а «мужа твоего», чтобы воспринять Меня через разумение, а не через разумение, ты нечто ложное думаешь обо Мне».

Ибо еще заблуждалась женщина, которая думала о воде, в то время как Господь говорил о Духе Святом. Почему она заблуждалась, если не потому, что имела любовника, а не мужа? «Изгони же этого любовника, который портит тебя, и пойди, позови мужа твоего. Позови и приди сюда, чтобы понять Меня».

23. «Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк» (Ин. 4.19). Начинает приходить муж, но пока не пришел окончательно. Она сочла Господа пророком. И Он действительно был пророк, ведь Сам о Себе говорит: «Не бывает пророк без чести, разве только в своем отечестве» (Мф. 13.57). О том же было сказано также Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты» (Втор. 18.18). Разумеется, подобного по плоти, а не по величию. Итак, мы находим, что Господь Иисус именуется пророком. Стало быть, не так уж и ошибалась женщина. «Вижу», - говорит она, - «что Ты пророк». Она начинает призывать мужа и изгонять любовника : «Вижу, что Ты пророк». И начинает спрашивать о том, что ее обычно беспокоит.

Поскольку существовал спор между самарянами и иудеями, ибо иудеи почитали Бога в Храме, построенном Соломоном, а самаряне, живя далеко от него, почитали Его вне Храма. Потому иудеи похвалялись тем, что они-де лучше самарян, потому что чтят Бога в Храме. «Ибо иудеи с самарянами не общаются». Ибо самаряне говорили им: «Как вы можете похваляться и считать себя лучше нас на том основании, что вы имеете Храм, которого мы не имеем? Неужели отцы наши, которые были любезны Богу, молились Ему в Храме? Неужели они не молились на той горе, где живем мы? Стало быть, говорили они, мы лучше, ибо мы молимся Богу на этой горе, где молились отцы наши». Так вот, спорили они, не зная, что у них не было мужа: те и другие кичились друг перед другом, одни из-за Храма, другие из-за горы.

24. Чему же все-таки Господь учит женщину, чей муж словно бы начал присутствовать рядом с ней? «Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, то место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: «женщина, поверь Мне» (Ин. 4.19-21). Ибо придет Церковь, как сказано в Песни Песней: «Придет и пройдет от начала веры» (Песн. 4.8). Придет, чтобы пройти, и не может пройти иначе, как от начала веры». Поскольку, уже пришел муж, она справедливо слышит: «Женщина, поверь Мне, ибо уже есть в тебе тот, кто верит, ибо уже пришел муж твой.

Ты начала пользоваться разумением, когда назвала Меня пророком. Женщина, поверь Мне, ибо если ты не веришь, то ине поймешь» (Ис. 7.9). Итак, женщина, «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время» (Ин. 4.21-23). Когда? «Настало уже». В какой час? «Когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, а не на горе этой и не в храме, но в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4.23). Почему Отец ищет Себе таких поклонников, которые бы поклонялись Ему не на горе и не в храме, но в духе и истине?

«Бог есть дух» (Ин. 4.24). Если бы Бог был телом, надлежало бы Ему поклоняться на горе, ибо гора телесна; надлежало бы Ему поклоняться в храме, ибо храм телесен. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4.24).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.