Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 17.



                                       Гомилия 17.

 От написанного: «После всего был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим....» до: «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5.1-18).


1. Не должен вызывать удивления тот факт, что Бог сотворил чудо; удивительным было бы, если бы его совершил человек. Мы должны скорее радоваться, нежели удивляться тому, что Господь наш и Спаситель Иисус Христос был рожден человеком, тем более тому, что божественного совершил Бог среди людей. Для спасения нашего важнее, что Он совершил ради людей, нежели то, что Он совершил среди людей. Важнее то, что Он исцелил души от пороков, нежели то, что Он исцелял недуги смертных тел. Но поскольку сама душа не знала Того, от Кого должна была получить исцеление, и глаза имела в плоти, а потому видела плотские деяния и не имела еще здоровых глаз в сердце, благодаря чему могла бы узреть скрытого Бога. Он сделал так, чтобы она могла видеть, и чтобы исцелено было то, из-за чего не могла видеть. Он пришел в то место, где лежало огромное множество больных: слепых, хромых, иссохших. И хотя Он был Врачевателем душ и тел и пришел исцелить все души уверовавших, Он избрал из всех хворавших одного, чтобы продемонстрировать тем самым единство Церкви.

Если мы с простым сердцем, с помощью человеческого разумения и знания рассмотрим содеянное Им, то с точки зрения Его могущества Он не совершил что-то великое, а с точки зрения Его великодушия Он совершил слишком малое. Столь многие там лежали, а Он позаботился лишь об одном, хотя мог бы единым словом поднять всех. Что же мы должны подумать, если не то, что Его власть и доброта действовали скорее ради того, чтобы скорее души через деяния Его уразумели относительно вечного спасения, нежели тела заслужили преходящего здоровья? Ибо истинное здоровье тел, которое ждут от Господа, придет в конце веков при воскресении мертвых. Тогда не умрет больше тот, кто будет жив; тогда не будет больше хворать тот, кто будет исцелен; тогда не будет больше ни голодать, ни жаждать тот, кто будет напитан; тогда не будет стареть тот, кто будет обновлен. Глаза же слепых, открывшиеся тогда в тех деяниях Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, вновь были закрыты по смерти; члены расслабленных, обретшие тогда крепость, были уничтожены по смерти; и все, что было временно исцелено в смертных членах, в конце угасло. Душа же, которая уверовала, подготовила свой переход к жизни вечной. Так вот, той душе, ради отпущения грехов которой Он пришел, готовой признать, что Он смирился ради исцеления телесных болезней ее, Он дал великое знамение в излечении того хворавшего.

О глубоком смысле этого деяния и этого знамения я, насколько Господь удостоит щедрости Своей, в меру своих способностей и скажу вам, если вы будете внимательны и поддержите немощь мою молитвою своей. Если же что-то я не смогу истолковать, откроет вам Тот, с Чьей помощью я делаю то, что в моих силах.

2. Я помню, что мы довольно часто рассуждали о той купальне, окруженной пятью портиками, в которых лежало великое множество больных; я собираюсь сказать о том, что многие вместе со мной будут скорее вспоминать, нежели узнавать, как нечто новое. Впрочем, нет ничего плохого в том, что повторится уже известное, чтобы и те, кто еще не знал об этом, просветились, и те, кто уже знает, укрепились в этом знании. Поэтому необходимо мне затронуть уже известное бегло, а не разбирать это неторопливо. Мне кажется, что та купальня и та вода олицетворяют народ иудейский. Ибо слово «воды» прилагают в качестве имени к народам, как нам со всей очевидностью показывает Апокалипсис Иоанна: когда показали ему многие воды, и он спросил, что они значат, то получил ответ, что это — народы (Откр. 17. 15). Так вот, та вода, то есть тот народ, была заключена в Пятикнижии Моисея, словно в пяти портиках. Однако те книги показывали больных, но не исцеляли их.

Ибо Закон уличал грешников, а не освобождал их от греха. Ибо буква без благодати делала людей виновными, которых в случае признания ими грехов благодать освобождала от них. Именно об этом говорит апостол: «Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона (Гал. 3.21). Зачем же тогда был дан Закон? Он продолжает и говорит: «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим было дано по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3.22).

Что может быть очевиднее? Разве эти слова не разъяснили нам и пять портиков, и множество больных? Потому что «если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» Почему же они содержали тех, кого они не исцелили? Потому что «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим было дано по вере в Иисуса Христа».

3. Что же случилось, чтобы в той возмутившейся воде исцелялись те, кто не смог исцелиться в портиках? Ибо было видно, что вода вдруг возмущалась, но не было видно Кто ее возмущал. Ты можешь подумать, что это случилось силою Ангела, но не без некоторой тайны, содержащей знамение. После того как вода возмущалась, сходил в нее один человек и только он исцелялся; кто бы ни входил в нее после того, он напрасно бы это делал.

Что же это значит, если не то, что пришел Христос, один, к народу иудейскому и чрез совершение великих дел и наставление в полезных вещах возмутил грешников, возмутил присутствием Своим воду и побудил их к насилию в отношении Себя? Но Он возмутил их, оставаясь неузнанным.

«Ибо, если бы познали, то никогда не распяли бы Господа славы» (1Кор. 2.8). Так вот, сойти в возмущенную воду означает смиренно уверовать в Страсти Господни. Там исцелился один, что указывало на единство Церкви; кто бы ни приходил после этого, не исцелялся, ибо всякий, кто будет вне единства Церкви, не сможет быть исцелен.

4. Давайте же посмотрим, что Он хотел показать в том одном муже, которого Он, сохраняя тайну единства, как я сказал прежде, единственного удостоил исцелить из такого множества больных. Он нашел в количестве его лет своего рода число немощи: тридцать восемь лет он пребывал в немощи (Ин. 5.5). Необходимо чуть подробнее растолковать, что это число связано скорее с немощью, нежели со здоровьем. Я хочу, чтобы вы были внимательны. Господь поможет, чтобы я смог подобающим образом сказать и вы смогли достаточно услышать.

Число сорок вверено нам как священное и в некотором роде совершенное. Я полагаю, вам, возлюбленные, это известно. Священные Писания весьма часто свидетельствуют об этом. Пост освящен этим числом, вы хорошо это знаете. Ведь и Моисей соблюдал пост сорок дней (Исх. 34. 28). и Илия столько же дней (3 Цар. 19.8), и Сам Господь наш и Спаситель Иисус Христос держал пост столько же дней (Мф. 4.2). Моисей символизирует Закон, Илия символизирует Пророков, Господь символизирует Евангелие. Потому -то и явились на той горе трое, когда Он показал Себя ученикам в яркости лица Своего и одежд Своих (Мф. 17. 1-3). Ибо Он появился в середине между Моисеем и Илией, как если бы Евангелие получало свидетельство Закона и Пророков (Рим. 3.21). Так вот, и в Законе, и в Пророках, и в Евангелии открывается нам в отношении поста число сорок.

Великий же и всеобщий пост состоит в том, чтобы воздерживаться от несправедливостей и непозволительных желаний мира, что и является совершенным постом: «чтобы мы, отвергши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2.12). Какую ценность апостол придает этому посту? Он продолжает и говорит: «мы ожидаем блаженного упования и явления славы благого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2.13). Итак, в этом мире мы как бы держим сорокадневный пост, когда хорошо живем, когда воздерживаемся от несправедливостей и непозволительных желаний. Но поскольку это воздержание не должно быть без награды, мы ожидаем «блаженного упования и явления славы благого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В той надежде, когда надежда сбудется, мы получим в награду динарий. Ибо это самая плата дана работникам, трудившимся в винограднике (Мф. 20. 9-10), что вы, как я полагаю, помните (ибо нам не следует повторять вам всего, словно людям невежественным и незнающим).

Итак, дается динарий, который получил имя от числа десять, и он прибавленный к сорока, образует пятьдесят, отчего мы с трудом держим сорокадневный пост перед Пасхой, но с радостью, словно бы получив награду, проводим пятьдесят дней после Пасхи. Ибо за этим, словно бы за спасительным трудом благодеяния, который относится к числу сорок, добавляется динарий отдыха и счастья, чтобы образовалось число пятьдесят.

5. И Сам Господь Иисус еще более явно указал на это, когда после воскресения Своего в течении сорока дней пребывал на земле и общался с учениками Своими (Деян. 1.3). В сороковой же день Он вознесся на небо, а спустя еще десять дней отправил им в награду Святой Дух (Деян. 2.1-4). Эти сорок дней были предзнаменованиями, а сами предзнаменования предвещают для нас события. Знамения напитывают нас, чтобы мы, проявляя терпение, смогли дойти до самых событий. Ибо мы — труженики и до сих пор работаем в винограднике. Когда будет завершен день, когда завершится работа, будет дана нам награда.
Но какой работник сможет дождаться получения платы, если не будет получать питание во время работы? Разве ты даешь работнику твоему единственно лишь плату и не предоставляешь ему того, благодаря чему он мог бы восстанавливать силы для работы? Как бы то ни было, ты даешь ему пищу. Поэтому-то и Господь напитывает нас, работающих, теми предзнаменованиями из Писаний. Ибо если бы мы оказались лишены той радости от постижения священных тайн, мы бы пришли в изнеможение от труда и не было бы никого, кто бы достиг вознаграждения.

6. Почему же работа укладывается в число сорок? Возможно, потому, что Закон должно было проповедовать по всему миру, а весь этот мир состоит из четырех частей: востока, запада, юга и севера, а число десять, умноженное на четыре, дает сорок? Или, может быть потому, что Закон исполняется через Евангелие, состоящее из четырех книг, ибо сказано в Евангелии: «не нарушить пришел Я Закон, но исполнить» (Мф. 5.17)? Так вот, причина та, либо эта, либо еще какая -то не менее правдоподобная, которая сокрыта от нас, но не сокрыта от более ученных мужей; очевидно, тем не менее, что в число сорок предвещается некоторое совершенство в добрых делах; эти добрые дела исполняются прежде всего в некотором воздержании от непозволительных желаний века, то есть во всеобщем посте.

Услышь также апостола, изрекшего: «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13.10). Откуда любовь? От благодати Божией, от Духа Святого. Ибо мы не можем обладать ею сами по себе, словно бы сами производя ее в себе. Она — дар Божий, причем великий дар. «Потому что любовь Божия», - говорит апостол,- «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5.5). Так вот, любовь исполняет Закон, и весьма справедливо сказано: «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13.10). Давайте же спросим об этой любви, каким образом она вверена Господом. Вспомните о том, что я уже сказал: я хочу истолковать, почему число тридцать восемь скорее связано с немощью, нежели со здоровьем. Так вот, как я уже сказал, любовь исполняет Закон. Число тридцать восемь относится к исполнению Закона во всех деяниях, в отношении же любви нам вверены две заповеди. Будьте внимательны, прошу вас, и укорените в памяти своей то, что я сейчас говорю, не будьте небрежны к словам, чтобы душа ваша не стала дорогой, на которой не произрастают семена, на нее брошенные, ибо налетят, как сказано, птицы небесные и поклюют их (Мк. 4.4). Примите и вложите это в сердца ваши. Существуют две заповеди любви, вверенные Господом: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22.37), а также: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22.39-40).

По справедливости и та вдова все богатство свое, две лепты, принесла в дар Богу (Лк. 21.2-4). По справедливости, содержатель гостиницы взял за лечение бедняка, израненного разбойниками, две монеты (Лк. 10. 35). По справедливости Иисус провел у самарян два дня, чтобы утвердить их в любви (Ин. 4.40). Таким образом, поскольку в этом числе «два» заключено нечто хорошее, особенное значение заключено в двоякой любви. Итак, если число «сорок» содержит совершенство Закона, а Закон не исполняется иначе, как в двойной заповеди любви, почему же ты удивляешься, что был болен тот, кому в числе прожитых лет двух не хватало до сорока?

7. Поэтому давайте рассмотрим тайну, благодаря которой был исцелен Господом тот больной. Итак, пришел Сам Господь, Учитель любви, исполненный любви, принесший, как об о Нем было предсказано, слово на землю (Ис.10.23; 28.22), и открыл, что на двух заповедях любви утверждается Закон и Пророки. На них был утвержден Моисей с его сорокадневным постом, на них — Илия с его сорокадневным постом, это число принес и Господь в свидетельстве Своем. Тот больной был исцелен Господом через личное присутствие Его.

Но что Он сказал ему прежде исцеления? «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5.6). Тот ответил, что он не имеет человека, который бы отпустил его в купальню. Воистину ему требовался человек для исцеления, но для этого нужен был тот человек, который был Богом. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (1 Тим. 2.5). И вот, пришел Человек, в Котором нуждался больной, почему же выздоровление было разделено?

Он изрек: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5.8). Он произнес три повеления: «встань, возьми постель твою и ходи». Но «встань» - было не приказом к действию, но действием по исцелению. Уже здоровому Он дал два повеления: «возьми постель твою и ходи». Я спрашиваю вас, почему недостаточно было сказать: «ходи»? Или почему недостаточно было сказать: «встань»? Ведь тот, поднявшись здоровым, не остался бы на месте. Разве он встал не для того, чтобы уйти оттуда? Так вот, мне кажется, что Он дал два повеления тому, у кого Он нашел недостаток в двух вещах: ибо, отдавая два приказания, ,Он как бы наполнял того больного тем, чего ему недоставало.

8. Каким же образом мы находим в тех двух предписаниях Господа те две обозначенные заповеди любви? «Встань», - говорит Он, - «возьми постель твою и ходи». Каковы же те две заповеди, вспоминайте, братья, вместе со мной. Ибо они должны быть прекрасно известны вам, и не только должны были войти в ум ваш, когда мы вверяли их вам, но и никогда не должны удаляться из сердец ваших. Постоянно думайте о том, что следует любить Бога и ближнего: «Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10. 27). Об этом постоянно следует думать, об этом размышлять, это хранить в памяти, это совершать и это исполнять. Любовь к Богу стоит на первом месте, в порядке предписания, любовь же к ближнему — первая в порядке исполнения. Ибо Предписывающий тебе эту любовь в двух заповедях не повелел тебе прежде любить ближнего, а потом уж Бога, но — прежде Бога, а потом уж ближнего. Ты же, поскольку еще не видишь Бога, через любовь к ближнему ты очистишь взор свой для созерцания Бога, как со всей очевидностью изрек Иоанн: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4.20).

Смотри, сказано тебе: «Возлюби Бога». Если ты скажешь мне: «Покажи мне Его, Которого я должен любить», - что я скажу в ответ помимо того, что изрек сам Иоанн: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1.18)? И чтобы ты не посчитал вдруг, что ты совершенно лишен созерцания Бога, он говорит: « Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4.16). Возлюби же ближнего и узри в себе источник, благодаря которому ты любишь ближнего; там, насколько ты сможешь, увидишь Бога. Начни же любить ближнего. «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58. 7). Совершивши это, чего же ты добьешься? «Тогда откроется, как заря, свет твой» (Ис. 58.8). Свет твой — это Бог твой, заря для тебя, потому что придет Он к тебе после ночи этого мира. Конечно, Он не восходит и не заходит, ибо всегда пребывает; Он будет зарей для тебя, когда ты возвратишься к Нему, так же, как стал закатом для тебя, когда ты отвратился от Него. Так вот, изрекши: «возьми постель твою» (Ин. 5.8), Он кажется, сказал мне: «Возлюби ближнего твоего» (Лк. 10. 27).

9. Впрочем, все еще является неясным и требует разъяснения (как я думаю), почему любовь к ближнему вверяется нам в виде взятия постели. При этом нас не должно оскорблять то, что через постель, вещь в некотором смысле нелепую и бестолковую, выражается ближний. Да не прогневается ближний из-за того, что он выражен для нас через вещь, которая не имеет ни души, ни чувства. Сам Господь наш и Спаситель наш Иисус Христос был назван краеугольным камнем, соединившим в Себе двоих (Еф. 2.14-20). Он был назван также скалой, из которой изливалась вода: «Скалой же был Христос» (1 Кор. 10. 4). Что же удивительного в том, что ближний назван деревом, если Христос — скалой? Но все же (он назван) не простым деревом: подобно тому как Он назван не простой скалой, но той, из которой изливалась вода для жаждущих, не простым камнем, но краеугольным, который в себе соединяет две стены, пришедшие с разных сторон. Так и ближнего ты должен воспринимать не как простое дерево, но как постель.

Что же совершалось посредством постели, я спрашиваю тебя? Что, кроме того, что на постели носили того больного? Здоровый же сам несет постель. Ведь что сказано апостолом? «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6.2). Закон же Христов есть любовь, и не исполняется любовь, если мы не носим бремена друг друга, «снисходя», как говорит он, «друг другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4.2-3). Когда ты болен, носил тебя ближний твой; ты выздоровел, носи ближнего твоего: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Так исполняй, о человек , то, что тебе недоставало.

Возьми же постель свою. Но когда ты поднимешь его, не стой на месте, иди. Любя ближнего и проявляя заботу о ближнем твоем, отправляйся в путь. А каким путем ты идешь, если не к Господу Богу, к Тому, Кого мы должны любить всем сердцем, всей душой и всем разумением (Мф. 22.37)? Мы еще не пришли к Господу, но рядом с нами ближний наш. Возьми же его, иди вместе с ним, чтобы ты смог прийти к Тому, с Кем ты хочешь пребывать вечно. Так вот, «возьми постель твою и ходи» (Ин. 5.8).

10. Тот больной поступил так, и иудеи возмутились. Ибо они увидели человека, несущего в день субботний постель свою, но они не стали порицать Господа за то, что Он исцелил его в субботу, чтобы Он не смог ответить им: если бы у кого-то из них упало в колодец животное, то разве в день субботний он не вытащил бы его и не спас бы животное свое (Лк. 14.5)? Итак, они уже укоряли Его не за то, что человек был исцелен в день субботний, но за то, что исцеленный нес постель свою. Если лечение нельзя отложить, неужели следует запрещать руководить исцелением? Они говорили исцеленному: «не должно было тебе делать то, что ты сделал: брать постель твою» (Ин. 5.10). Тот же в оправдание свое назвал упрекавшим его Виновника исцеления своего: «кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5.11). Разве я не должен был выполнить приказание Того, от Кого получил здоровье?» И те ему: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? (Ин. 5.12).

11. «Исцеленный же не знал, кто Он, от Кого он услышал это повеление. Иисус же, совершив это и дав приказание, скрылся от него в толпе» (Ин. 5.13) Посмотрите, каким образом это был исполнено. Мы несем ближнего и идем к Богу, однако еще не видим Его, к Которому мы идем, потому-то и тот больной еще не знал Иисуса. Сообщена здесь нам тайна: мы верим в Того, Кого еще не видим, и чтобы не оказаться увиденным, Он скрылся в толпе. Трудно было в толпе увидеть Христа, сознанию нашему требуется для этого некоторое уединение; Бога, можно узреть в некотором отрешении от суеты. В толпе много шума. Этот образ содержит тайну. «Возьми постель твою» (Ин. 5.8). Неси ближнего твоего, как носили тебя. «Ходи» чтобы прийти к цели. Не ищи Христа в толпе, Он не один из толпы, Он превосходит всякую толпу. Он как громадная рыба, поднявшаяся из моря. И Он сидит на небе, ходатайствуя за нас, словно великий священник, Он один вступил внутрь скинии, а толпа стоит снаружи. Иди, неся ближнего своего, если ты научился носить, ты, которого прежде самого носили. Так вот, пока ты еще не узнал Иисуса, ты не видишь Иисуса. Что следует далее?

Поскольку тот больной не отказался взять постель свою и идти, «потом Иисус встретил его в храме» (Ин. 5.14). Он не видел Его в толпе, но видел в храме. При этом Господь Иисус и в толпе его видел, и в храме, тот же видел Его в храме, видел Его в священном месте, в святом месте. И что он услышал от Него? «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5.14).

12. Тот же человек, после того как увидел Христа и узнал что Иисус был виновником его выздоровления, не остался безучастен к несению благой вести о Том, Кого он увидел: человек сей «пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (Ин. 5.15). Он принес им известие, те же оставались безумны. Он проповедовал о спасении своем, те же не искали спасения своего.

13. «И стали иудеи гнать Господа Иисуса за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5.16). Давайте послушаем теперь, что же Господь ответил иудеям. Я уже сказал, каким образом Он обычно отвечал об исцелении людей в субботу, а именно, что те иудеи не отказывались ни от спасения, ни от кормления своего скота. Что он ответил относительно того, что нужно было нести постель? На глазах иудеев была совершена явная физическая работа: не исцеление плоти, но действие тела, которое не казалось столь необходимым, как исцеление. Пусть же Господь открыто скажет о тайне субботы ,о том, что иудеям на время было дано почитание этого одного дня в качестве знака, но Он пришел, чтобы раскрыть тайну в Себе.

«Отец Мой», - изрек Он, - «доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5.17). Он вызвал большое возмущение среди них; возмутилась вода от прихода Господа, но не был виден Возмутивший ее. И все же благодаря возмущению воды должно было исцелиться одному весьма больному человеку, а благодаря Страстям Господа — всему миру.

14. Давайте же посмотрим на ответ Истины: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5.17). Так что же? Лжет Писание, где сказано, что «почил Бог от всех дел Своих в день седьмой» (Быт. 2.2)? И что же, Господь говорит иудеям вопреки этому Писанию, переданному через Моисея, хотя Он Сам обращается к ним: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому он писал о Мне» (Ин. 5.46)? Приглядитесь же, не хотел ли на что-то указать Моисей, написав ,что «почил Бог от всех дел Своих в день седьмой»? Ведь Бог не мог устать от трудов Своих по сотворении мира и жаждать отдыха, словно человек. Каким образом может устать творивший Словом? Тем не менее и то верно, что «почил Бог от всех дел Своих в день седьмой» (Быт. 2.2), и то верно, что изрек Иисус: «Отец Мой доныне делает» (Ин. 5.17).

Но кто может объяснить это словами: человек человекам, немощный немощным, неученый жаждущим знаний? Ведь если вдруг сам толкователь что-то и понимает, то как он, бессильный, сможет открыть и растолковать это людям, которые, возможно, с трудом могут усвоить это, даже если бы он смог растолковать им то, что может быть воспринято! Кто, спрашиваю я, братья мои, может изъяснить словами, как Бог, отдыхая, трудится и, трудясь, отдыхает? Я прошу вас отложить этот вопрос до тех пор, пока не преуспеете в постижении истины. Ибо чтобы увидеть это, необходимо святое место. Возьмите ближнего и идите; там вы увидите это, где не потребуется вам слова человеческие.

15. Возможно, мы должны сказать скорее следующее: в том, что почил Бог от всех дел Своих в день седьмой, Моисей весьма сокровенным образом указал на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который изрек и сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Ведь Господь Иисус, конечно же, Бог. Ибо Он — Слово Божие, и Вы слышали, что «в начале было Слово» (Ин. 1.1), но Он — не всякое слово, но Слово, которое было Богом и «все чрез Него было сотворено» (Ин. 1.1-3). Возможно, Моисей намекал на то, что Он намеревался почить в седьмой день от всех трудов Своих. Прочтите Евангелие и узрите, сколь великие труды совершал Иисус.

Он на кресте сотворил спасение наше, чтобы исполнились на Нем все предсказания пророков. Он был увенчан тернием. Он висел на древе, сказал: «Жажду» (Ин. 19. 28). Он получил уксус на губке, чтобы исполнилось сказанное: « и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68. 22). И когда все труды Его были исполнены, Он, склонив голову на кресте в шестой день пред субботой, испустил дух и почил во гробе в день субботний от всех трудов Своих. Итак, Он как бы сказал иудеям: «Почему вы ждете, что Я не буду работать в субботу? День субботний был назначен вам для того, чтобы указать на Меня. Вы видите труды Божии, Я присутствовал при их свершении, чрез Меня все было сотворено, Я знаю, что «Отец Мой доныне делает» (Ин. 5.17).

Отец сотворил свет, но Он сказал, чтобы был свет (Быт. 1.3). А если Он сказал, значит свет сотворило Слово, Словом Его был Я, Я есть Слово. Через Меня был сотворен мир в ходе тех трудов. Через Меня управляется мир в трудах этих. Отец Мой и тогда работал, когда Он сотворил мир, и поныне трудится, когда управляет миром. Так вот, Он как через Меня творил, когда творил, так и через Меня правит, когда правит». Он сказал это. Но кому? Глухим, слепым, хромым, расслабленным, не признавшим Врачевателя и словно бы в помрачении ума возжелавшим убить Его.

16. Соответственно ,что евангелист сказал далее? «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога (Ин. 5.18). Но не просто так называл Себя. А как? «Делая Себя равным Богу» (Ин. 5.18). Ведь все мы говорим Богу: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6.9). Мы читаем, что иудеи говорили: «ибо Ты — Отец наш» (Ис. 63.16; 64.8). Стало быть, не потому они сердились, что Он называл Отцом Своим Бога, но потому, что Он говорил это вовсе не так, как люди.

Смотри, иудеи понимают то, что не понимают ариане. Ариане, как известно, говорят, что Сын не равен Отцу, и потому они как еретики были исторгнуты из Церкви. Смотри же, иудеи были слепцами, убийцами Христа и все же понимали слова Христовы. Они понимали, что Он — Христос, и не считали Его Сыном Божиим, но тем не менее, они из Его слов понимали, что Он вверил Себя им, называя Себя Сыном Божиим так, что оказывался равным Богу. Они не знали, Кем Он был но знали, что о Таком говорилось в пророчествах, ибо Он «Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5.18). Так что? Он не был равен Богу? Он не Сам сделал Себя равным Богу, но Тот родил Его равным. Если бы Он Сам сделал Себя равным Богу, то пал бы вследствие хищения. Ибо тот, кто захотел сделать себя равным Богу, не достигнув этого, пал и из Ангела стал диаволом и дал испить того же высокомерия человеку, из-за которого сам был низвергнут. Ведь он, павши, следующее сказал человеку, завидуя его положению: «Вкусите, и вы будете, как боги» (Быт. 3.5), то есть: «похитьте, присвоив для себя право быть быть тем, кем вы не были созданы, ибо и я чрез хищение был низвергнут». Он не вверял этого, но советовал. Христос же был рожден равны Отцу, а не сделался равным Ему, ибо рожден из субстанции Отца, отчего апостол так сообщает о Нем: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Флп. 2.6).

Что значит: «не почитал хищением»? Значит не присвоил равенство с Богом, но пребывал в этом равенстве, в котором был рожден. И как мы можем прийти к равному Богу? «Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2.7). Стало быть, Он уничижил Себя, не утрачивая того, кем Он был. Иудеи, с презрением относясь к этому образу раба (Флп. 2.7), не могли понять, что Господь Христос равен Отцу, при этом они вовсе не сомневались, что Он так говорил о Себе, и потому разозлились. И все же Он все еще терпел их и думал об исцелении разозлившихся.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.