Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 22.



                                         Гомилия 22.

1. Вслед за беседами, которые мы провели с вами в позавчерашний и вчерашний день, пришло время для сегодняшнего евангельского отрывка, который мы, следуя порядку текста, должны разъяснить не по мере его достоинства, но по мере сил наших, ибо и вы поглощаете не сообразно щедрости напоявающего вас источника, но сообразно малой мере вашей. И мы не столь многое доносим до ушей ваших, сколь многое изливает из Себя Сам Источник, но столько, сколько смогли сами испить, чтобы передать для вашего уразумения, в то время как Сам Он трудится в ваших сердцах гораздо усерднее, нежели мы для ушей ваших. Ведь великий рассматривается вопрос, но не великим толкователем, более того, весьма незначительным.

Однако оставляет нам надежду и дарует уверенность Тот, Кто, будучи великим, ради нас стал малым. Ведь если бы Он не побудил нас, если бы не призвал нас к постижению Себя, но оставил бы нас, словно бы мы достойны презрения (ибо не можем воспринять Его божества), если бы Он Сам не воспринял смертность нашу и не пришел бы к нам ,чтобы сообщить нам Евангелие, если бы то, что в нас есть презренного и ничтожного, не пожелал сделать общим с нами, - тогда бы мы посчитали, что Он, принявший ничтожество наше, не хочет даровать нам величие Свое.

Я сказал это, с одной стороны, чтобы никто за такое толкование не осудил меня, словно бы покусившегося на великое, с другой стороны ,чтобы никто не отчаялся, что он не смог воспринять по дару Божию то, что удостоил ему сказать Сын Божий. Так вот, нам следует верить, что Он хотел, чтобы мы уразумели то, что Он удостоил сказать для нас. Но если мы не можем сами уразуметь, пусть в ответ на просьбу нашу даст нам разумение Тот, Кто без просьбы нашей дал нам слово.

2. Итак, внимайте, какие тайны содержаться в словах Его. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5.24). Мы, конечно, все стремимся к вечной жизни. И Он говорит: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную». Неужели же Он не хотел, чтобы мы слушали слово Его, и противился тому, чтобы мы уразумели? Если уж жизнь вечная состоит в слушании и в вере, то гораздо более она — в понимании. Ступенью благочестия является вера, плодом веры — разумение, благодаря которому мы могли бы достичь вечной жизни, где нам не будут уже читать Евангелие; но, после того как не будет страниц текста, не будет голоса чтеца и толкователя, явится Сам, даровавший нам сейчас Евангелие, когда все дети Его будут стоять рядом с Ним с чистым сердцем и в бессмертном теле, чтобы никогда больше не умереть, и Сам будет украшать их и посвящать оживших и видящих, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога» (Ин. 1.1).

Давайте же рассмотрим сейчас, кто мы есть, и давайте осознаем, Кого мы должны слушать. Бог есть Христос и говорит с людьми. Он хочет, чтобы мы увидели Его, пусть же откроет нам глаза. Ведь не без причины Он говорит нам, а именно потому что является правдой то, что Он обещает нам.

3. «Слушающий слово Мое, - говорит Он, - и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не придет, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5.24). Где произошло то, что мы перешли от смерти к жизни, чтобы не прийти на Суд? В этой жизни переходят от смерти к жизни; в этой жизни, которая еще не является жизнью; здесь переходят от смерти к жизни. Кто тот, кто переходит? ««Слушающий слово Мое», - говорит Он, - и верующий в Пославшего Меня». Соблюдая это, ты веришь и переходишь.

А переходит тот, кто стоит на месте? Конечно, ибо он стоит телесно, а переходит мысленно. Где он был, откуда перешел и куда переходит? Переходит от смерти к жизни. Посмотри на стоящего человека, в котором происходит все то, что здесь сказано. Он стоит, слушает; возможно, он не верил; слушая, он уверовал; чуть ранее не верил, а теперь верит; он как бы совершил переход из области неверия в область веры, двигаясь сердцем и не двигаясь плотью, двигаясь к лучшему, потому что те, кто отказываются от веры, обращаются к худшему. Смотрите, в этой жизни, которая, как я сказал, еще не является жизнью, переходят от смерти к жизни, чтобы не прийти на Суд.

Почему же я сказал, что эта жизнь еще не является жизнью? Если бы она была жизнью, то Господь не сказал бы некоему человеку: «Если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди» (Мф. 19. 17). Ведь Он не сказал ему: «Если хочешь войти в жизнь вечную». Не добавил «вечную», но сказал лишь «жизнь». Стало быть, эту жизнь не следует называть жизнью, поскольку она не является истинной жизнью. Какая жизнь является истинной, если не та, которая является вечной жизнью? Послушай апостола, сказавшего Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповвали не на богатство неверное, но на Бога животворящего, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тим. 6. 17-18). Почему он так говорит? Послушай, что следует далее: «Пусть собирают себе основание доброе для будущего, чтобы достигнуть истинной жизни» (1 Тим. 6.19).

Если они должны собирать себе основание доброе для будущего, чтобы достигнуть истинной жизни, то, очевидно, что та жизнь, в которой они пребывали, является ложной. Ведь зачем ты хочешь истинной жизни, если уже обладаешь истинной? Требуется достичь истинную? Необходимо уйти от ложной. Как уйти? Куда? Слушай и веруй, и ты совершишь переход от смерти к жизни и не придешь на суд.

4. Что это значит: не придешь на суд? И кто окажется лучше апостола Павла, который говорит: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5.10)? Павел говорит: «всем нам должно явиться пред судилище Христово», - а ты дерзаешь обещать себе, что не придешь на суд. «Отнюдь, говоришь ты, я не дерзаю этого обещать себе, но я верю Тому, Кто обещал. Спаситель говорит, Истина обещает, Он Сам говорит мне: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную», но совершает переход «от смерти в жизнь и на суд не придет». Так вот, я услышал слова Господа моего и уверовал и стал, будучи прежде неверующим, верующим. Как Он предупреждал меня, я перешел от смерти к жизни и на суд не прихожу, не по предположению своему, но согласно обещанию Его».

Что же? Павел говорит вопреки Христу? Слуга вопреки Господину? Ученик вопреки Учителю? Человек вопреки Богу? Так что, в то время как Господь говорит: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, перешел от смерти в жизнь, и на суд не придет», - апостол произносит: «всем нам должно явиться пред судилище Христово»? В противном случае, если не придет на суд тот, кто явится пред судилище, я не знаю, как это понимать.

5. Так вот, раскрывает Господь Бог наш и через Писания Свои показывает нам, каким образом следует понимать то, что говорится о суде. И я призываю вас быть внимательными. Иногда судом называют наказание, иногда судом называют разделение. Сообразно тому образу, когда под под судом подразумевается разделение, «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, доброе или худое». Ибо само разделение производится, чтобы распределить доброе к доброму, худое к худому. Ведь если бы суд понимался всегда в худом смысле, то псалом не гласил бы: «Суди меня, Боже» (Пс. 42. 1).

Возможно, слышит кто-нибудь говорящего: «Суди меня, Боже», - и удивляется. Ибо человек говорит обычно: «Да простит меня Бог! Пощади меня, Боже!» Кто же говорит: «Суди меня, Боже?» Иногда этот стих помещается в псалме в качестве антифона, когда он произносится чтецом, а народ вторит ему. Разве не сожмется чье-то сердце и разве не побоится кто-то пропеть и сказать Богу: «Суди меня, Боже?» И все же народ верующий поет это и не думает, что просит для себя худого, читая божественный стих. Даже если он не достаточно понимает то, что поет ,все же верит, что это несет в себе нечто благое. Тем не менее и сам псалом не оставляет человека без разъяснения. Ибо он продолжает и в последующих словах открывает, о каком суде идет речь, что это суд не осуждения, а разделения. Ибо он гласит: «И отдели тяжбу мою от народа нечестивого» (Пс. 42. 1). Так вот, сообразно этому суду разделения, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5.10).

Сообразно же суду наказания: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не придет, но совершает переход от смерти в жизнь» (Ин. 5.24). Что значит «на суд не придет»? Значит, не придет для осуждения. Давайте докажем на основе Писаний, что называется судом то, где подразумевается наказание, хотя и в этом отрывке чуть позже услышите, что это слово «суд» используется именно в значении осуждения и наказания. Однако апостол говорит в одном месте, обращаясь к тем, кто превратно рассуждал о Теле, которое вы разумеете как верующие, и за то, что они превратно рассуждали, были наказаны бичом Господним. Ибо он говорит им: «Оттого многие из вас немощны и больны и крепко спят» (1 Кор. 11.30). Многие из-за этого даже умерли. И продолжает: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы Господом» (то есть если бы мы наказали сами себя, то не были бы наказаны Господом), «будучи же судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор .11.31-32). Итак, есть те, кто судим в смысле наказания здесь, чтобы встретить пощаду там; есть те, кто избавлен от наказания здесь, чтобы с избытком пострадать там. А есть и те, кому наказания будут определены ,если бич Божий не приведет их здесь к раскаянию, чтобы поскольку здесь они презрели Отца бичующего, там ощутили Судию каращего. Так вот, есть Суд, на который Бог, то есть Сын Божий, в конце отправит диавола и ангелов его и всех неверующих и нечестивых вместе с ним (Мф. 25.41). Именно на этот Суд не придет тот, кто сейчас через веру переходит от смерти к жизни. .

6. Но, чтобы ты не подумал, что через веру ты не умрешь по плоти, и чтобы, воспринимая это плотски, ты не сказал себе: «Господь мой сказал мне: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5.24), - вот я и поверил, что не умру», - уразумей, что ты будешь расплачиваться смертью, которую ты должен принять в наказание Адама. Ибо он, в котором все мы тогда были прообразованы, услышал: «смертию умрешь» (Быт. 2.17). И этот Божественный приговор не может быть отменен. Но после того, как ты оплатишь смерть ветхого человека, ты попадешь в жизнь вечную нового человека и совершишь переход от смерти к жизни.

Между тем совершай переход к жизни. Какова жизнь твоя? Вера: «праведный верою жив будет» (Рим. 1.17; Авв. 2.4). А что неверующие? Они мертвы. Среди таких мертвецов был тот человек, пребывающий в теле, о котором говорит Господь: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8.22). Итак, в этой жизни есть мертвые, есть живые, хотя те и другие как бы живы. Кто мертвые? Те, кто не уверовал. Кто живые? Те, кто уверовал. Что сказал мертвым апостол? «Встань, спящий» (Еф. 5.14). ««Но он — скажет кто-нибудь», - говорит о сне, а не о смерти». Послушай, дальше: «Встань спящий, и воскресни из мертвых» (Еф. 5.14). И тот как будто спросит: «Куда мне идти»? «И освятит тебя Христос» (Еф. 5.14). И уже когда тебя, уверовавшего, освятит Христос, ты совершишь переход от смерти к жизни. Пребывай в том, к чему ты перешел, и ты не придешь на суд.

7. Уже Сам Господь показывает это и продолжает: «Истинно, истинно говорю вам» (Ин. 5.25). Чтобы мы не подумали вдруг, поскольку Он сказал: «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5.24), что это случится в будущем воскресении, и желая показать, как переходит тот, кто верует, и что такое перейти от смерти к жизни, перейти от неверия к вере, от несправедливости к справедливости, от гордыни к смирению, от ненависти к любви, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и пришел уже» (Ин. 5.25). Что может быть очевиднее? Уже достаточно ясно, что Он сказал, ибо уже сейчас происходит то, к чему нас побуждает Христос. «Приходит час». Какой час? И пришел «уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5.25).

Мы уже сказали об этих мертвых. Что мы думаем, братья мои? Разве нет мертвых в этом собрании, которое меня слушает? Ибо те, кто верует и поступает сообразно истинной вере, живы и не умерли; а вот те, кто или не верует, или верует, как бесы, трепеща (Иак. 2.19) и живя худо, исповедуя Сына Божия, но не имея любви, скорее должны быть сочтены мертвыми. Однако час этот еще не завершился. Ибо час, о котором говорил Господь, не будет часом и двенадцати часов одного дня. Со времени, когда Он это произнес, и до настоящего времени, и даже вплоть до конца века идет один и тот же час, о котором Иоанн сказал в Послании: «Дети! Это последний час» (1 Ин. 2.18). Итак, он сейчас идет. Живой да будет жив; и мертвый пусть будет жив; пусть услышит глас Сына Божия тот, кто лежит мертвым, пусть он встанет и живет.

Воззвал Господь у гроба Лазаря, и он, бывший мертвым в течении четырех дней, воскрес. Кто истлевал, вышел на воздух. Он был положен во гроб, на котором лежал камень (Ин. 11.1-45). Твое сердце столь тяжело, что глас божественный еще не отверз его! Встань в сердце своем, выйди из гроба своего! Ибо ты лежал мертвым, словно во гробе, в сердце твоем и был придавлен, словно камнем, бременем дурного образа жизни. Встань и выйди. Что значит «встань и выйди»? Уверуй и исповедуйся. Ибо увероваший воскрес, исповедовавшийся вышел.

Почему мы сказали, что исповедовавшийся вышел? Потому что прежде чем открыться, умерший сокрыт, когда же откроется, выйдет из тьмы на свет. И поскольку он должен был открыться, что было сказано служителям? То, что было сказано при словах к трупу Лазаря: «развяжите его, пусть идет» (Ин. 11.44). Каким образом? Прислуживающим апостолам было сказано: «что разрешите от пут на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18.18).

8. Приходит час, и пришел уже, «когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5.25). Благодаря чему оживут? Благодаря жизни. Благодаря какой жизни? Благодаря Христу. Как мы докажем, что благодаря жизни во Христе? «Я есмь путь, - говорит Он, - и истина и жизнь» (Ин. 14.6). Ты хочешь идти? «Я есмь путь»! Ты не хочешь быть обманут? «Я есмь истина»! Ты не хочешь умереть? «Я есмь жизнь»! Это говорит тебе Спаситель твой: «Не иди никуда, кроме как ко Мне, не иди ни каким иным путем, иначе как через Меня».

Так вот, пришло время, и вполне еще идет, и еще вовсе не миновало. Восстают люди, которые были мертвы, переходят к жизни, живут по гласу Сына Божия, благодаря Ему живут, упорствуя в вере Его. Ибо обладает Сын жизнью, и обладает ею, чтобы благодаря ей ожили уверовавшие.

9. А каким образом обладает? Как обладает Отец. Услышь Сына, изрекшего: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5.26). Братья, я скажу, насколько будет в моих силах. Ибо это те слова, которые приводят в замешательство слабое разумение. Почему Он добавил: «в Самом Себе»? Довольно было сказать: «Ибо как Отец имеет жизнь, так и Сыну дал иметь жизнь». Но Он добавил: «в Самом Себе».

Ибо Отец имеет жизнь в Самом Себе, и Сын имеет жизнь в Самом Себе. Он хотел, чтобы мы увидели что-то в словах «в Самом Себе». Некая тайна сокрыта в этих словах. Нужно стучать, чтобы она открылась. О Господи, что означает сказанное Тобой? Почему Ты добавил : «в Самом Себе»? Разве апостол Павел, которого Ты оживил, не имел жизнь? «Имел», - скажет Он. Сколь много мертвых людей, которые могли ожить и через веру перейти к слову Твоему? После того как они перейдут, разве не будут иметь жизнь в Тебе? «Будут иметь. Ибо Я чуть ранее сказал: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5.24). Стало быть, те, кто верят в Тебя, имеют жизнь; но Ты не сказал «в самих себе». Когда Ты говорил об Отце, Ты сказал: «как Отец имеет жизнь в Самом Себе». Опять же, когда Ты говорил о Себе, Ты сказал: «так и Сыну дал иметь жизнь». Как Отец имеет, так и Сыну дал иметь. Где имеет? «В Самом Себе». Где дал иметь? «В Самом Себе», Где имел Павел? Не в самом себе, но во Христе. Где ты, верующий, имеешь? Не в тебе самом, но во Христе. Посмотрим, не это ли говорит апостол: «И уже не я живу но живет во мне Христос» (Гал. 2.20)?

Наша жизнь, именно как наша, то есть от нашей собственной воли, будет только худой, греховной, неправедной. Хорошая же жизнь в нас — от Бога, а не от нас; она дается нам Богом, а не нами. Христос же в Самом Себе имеет жизнь, как Отец, ибо Он — Слово Божие. Он не живет то плохо, то хорошо; человек же живет то хорошо, то плохо. Кто жил плохо — жил в своей жизни; кто хорошо живет — перешел к жизни Христа. Ты стал соучастником жизни; ты не был тем, что получил, но был тем, кто получил. Сын же Божий не таков, кто сначала был без жизни и получил потом жизнь. Ибо если бы Он так ее получил, то не имел бы ее в Самом Себе. Ведь что такое «в самом себе»? Значит, что Он- сама жизнь и есть.

10. Возможно, я скажу вам более ясно. Например, кто-то зажег светильник, этот светильник начинает понемногу создавать пламя, которое дает свет. Этот огонь имеет свет в самом себе. Глаза же твои, которые в отсутствии светильника были не у дел и ничего не видели, теперь сами имеют свет, но не в самих себе. Поэтому, если они отвернуться от светильника, окажутся во тьме; если повернуться к светильнику, обретают свет. Тот же огонь светит до тех пор, пока горит. Если ты захочешь отнять у него свет, ты тотчас погасишь его; ибо без света он не может сохраняться. Но Христос есть свет неугасимый и совечный Отцу, непрестанно сияющий, непрестанно светящийся, непрестанно горящий. Ведь если бы Он не горел, никогда бы не было сказано в псалме: «ничто не укрыто от теплоты Его» (Пс. 18.7).

Ты же был хладен в грехе своем. Ты должен обратиться к Нему, чтобы согреться; если ты отвернешься, то замерзнешь. В грехе своем ты был во тьме. Ты должен обратиться к Нему, чтобы обрести свет; если ты отвернешься, окажешься в потемках. Поэтому, так как в себе ты имел тьму, когда ты будешь просвещен, не станешь светом, хотя и будешь во свете. Ибо сказал апостол: «вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе» (Еф. 5.8). Ведь после того, как он сказал: «теперь вы свет», он добавил: «в Господе». Так вот, в себе ты — тьма, а свет ты — в Господе. Почему свет? Потому что, став соучастником Того Света, ты стал светом. Если же ты отвратишься от света, которым ты просвещен, ты вернешься во тьму свою. Не так обстоит дело с Христом, не так со Словом Божиим. Но как?

«Как Отец имеет жизнь в Самом Себе» (Ин. 5.26). Чтобы Он жил не через соучастие, но неизменно жил и всецело являлся самой жизнью. «Так и Сыну дал иметь жизнь». Как Сам имеет, так и дал иметь. В чем разница? Тот дал, Этот принял. Неужели Он уже имел бытие, прежде чем принял? Неужели мы думаем, что Христос некогда был без света, в то время как Он — Премудрость Отца, о Которой сказано: «Она есть отблеск вечного света» (Прем. 7.26)?

Стало быть, сказанное Им «дал Сыну» - то же самое, как если бы Он сказал «родил Сына». Ибо, рождая, Он дал. Как Отец дал, чтобы Сын существовал, так дал, чтобы Тот был жизнью; так дал, чтобы Тот был жизнью в Самом Себе. Что значит быть жизнью в Самом Себе? Значит не нуждаться в жизни из другого источника, но Самому являться полнотой жизни, из которой бы другие верующие жили, пока живут. Итак, Он «дал Ему иметь жизнь в Самом Себе». Дал как Кому? Как Слову Своему, как Тому, Кто «в начале был Слово, и Слово было у Бога» (Ин. 1.1).

11. Далее, поскольку Сын стал человеком, что Отец Ему дал? «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5. 27). Сообразно тому, что Он есть Сын Божий, «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Сообразно же тому, что Он есть Сын Человеческий, «дал Ему власть производить и суд». Это то, что я вчера раскрыл вам, возлюбленные: то, что на Суде увидят Его как человека, а как Бога не увидят, но после Суда увидят Его как Бога те, кто будет оправдан на Суде, а нечестивые не увидят Его как Бога. Так как на Суде узрят Его как человека и поскольку Он придет в том же образе, в котором вознесся, потому-то выше Он сказал: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5.22).

То же самое Он повторяет в этом месте, когда говорит: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5.27). Ты как бы спрашиваешь: «Почему дал Ему власть производить суд? Когда Он не имел той власти производить Суд? Если « в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», если «все через Него было сотворено» (Ин. 1.1-3), то неужели же Он не имел власти производить Суд?» «Но Я говорю «дал Ему власть производить и суд» сообразно тому, «что Он есть Сын Человеческий». Он получил власть производить Суд сообразно тому, «что Он есть Сын Человеческий». Ведь сообразно тому, что Он есть Сын Божий, Он всегда имел эту власть. Получил Тот, Кто был распят. Кто был в смерти, теперь в жизни. Слово Божие никогда не было в смерти, всегда в жизни.

12. Возможно, кто-то из нас уже говорил о воскресении: «Вот мы воскресли: те, кто слушает Христа, кто верит и перешел от смерти в жизнь и на суд не придет. Приходит час, и пришел уже, чтобы услышавший глас Сына Божия ожил; он был мертв, услышал, и вот воскрес. Что же означает сказанное о том, что воскресение случится потом?» Пожалей себя, не спеши за этим суждением, чтобы не упасть вместе с ним. Конечно, есть воскресение, которое происходит сейчас: неверующие были мертвы, неправедные были мертвы; став праведными, они живут, переходят от смерти неверия в жизнь веры. Но не думай поэтому, что не будет потом никакого воскресения тела, верь также и в грядущее воскресение тела.

В самом деле, послушай, что следует далее после этого представленного воскресения, которое происходит через веру, чтобы никто не впал в то отчаяние и заблуждение тех людей, которые извратили чужие мысли, «говоря, что воскресение уже было», о котором говорит апостол: «разрушают в некоторых веру» (2Тим. 2.18). Я полагаю, что они говорили им примерно такие слова: «Смотрите, Господь говорит: «уверовавший в Меня перешел от смерти в жизнь». Уже состоялось воскресение в отношении уверовавших людей, которые были прежде неверующими, - как же можно говорить о другом воскресении?»

Благодарение Господу Богу нашему! Он поддерживает колеблющихся, направляет недоумевающих, укрепляет сомневающихся. Послушай, что следует далее, когда у тебя нет уже того, благодаря чему ты сам создаешь себе мрак смерти. Если ты уверовал, верь всецело. Что значит, скажешь ты, «всецело верить»? Услышь, что говорит Сын: «Не дивитесь сему», что Он дал власть производить Суд, Я говорю о Суде в конце веков». Каким образом в конце веков? «Не дивитесь сему: ибо наступает время» (Ин. 5.28).

Здесь Он не сказал: «и настало уже». В отношении того воскресения веры что Он сказал? «Наступает время, и настало уже» (Ин. 5.25). В отношении того воскресения, в котором Он обещал грядущее воскресение мертвых тел, Он сказал: «Наступает время», - и не сказал: «настало уже». Потому что произойдет в конце века.

13.
Но, скажешь ты, на основании чего ты докажешь мне, что Он говорил об этом воскресении? Если ты терпеливо выслушаешь, ты и сам убедишься тут же в этом. Итак, давайте прочитаем далее: «Не дивитесь: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах...» (Ин. 5.28) Что очевиднее может быть сказано об этом воскресении? Чуть ранее Он не говорил: «находящиеся в гробах», - но: «мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5.25). Он не сказал, что одни будут жить, другие будут осуждены, но сказал, что все уверовавшие оживут. А что Он говорит о находящихся в гробах? «Все, находящиеся в гробах, услышат глас Его и изыдут» (Ин. 5.28). Он не сказал: «услышавши оживут». Ведь если они жили нечестиво и лежали в гробах, то встанут для смерти, а не для жизни.

Давайте же посмотрим, которые изыдут. Хотя немного ранее было сказано, что мертвые, услышавши и уверовавши, ожили. Здесь нет никакой разницы. Но не было сказано: «Мертвые услышат глас Сына Божия и, когда услышат, одни оживут, другие будут осуждены». Но было сказано: «все услышавшие оживут», - ибо те, кто верует, оживут, те, кто имеет любовь, оживут и никто из них не умрет. О находящихся в гробах сказано: «услышат глас и изыдут: творившие добро — в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5.29). Это — суд, то наказание, о котором Он чуть ранее сказал: «верующий в Меня перешел от смерти в жизнь и на суд не придет» (Ин. 5.24).

14. «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен» (Ин. 5.30). Если ты судишь так, как слышишь, то от Кого слышишь? Если от Отца, то воистину: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Ведь Ты в некотором роде глашатай Отца и говоришь то, что слышишь? «Действительно, Я говорю то, что слышу, ибо что есть Отец, то и Я: говорить — Моя сущность, ибо Я — Слово Отца». Именно это говорит тебе Христос. Говорит в сердце твоем. Что значит: «как слышу, так и сужу», если не: «Как существую, так и сужу»? Ибо как слышит Христос? Давайте разберемся, братья, прошу вас. Христос слышит от Отца? Каким образом Ему говорит Отец? Несомненно ведь, если Он говорит Ему, Он создает для этого слова, ибо всякий, кто кому-нибудь что-то говорит, говорит с помощью слова. Как же Отец говорит Сыну, если Сын — Слово Отца? Что бы ни говорил нам Отец, Он говорит посредством Слова Своего. Словом Отца является Сын, посредством какого же другого слова Он говорит Самому Слову? Есть один Бог, Он имеет одно Слово, в одном Слове все объемлет. Так что означает: «как слышу, так и сужу»?


«Как Я от Отца существую, так и сужу. Поэтому «суд Мой праведен». Ведь если Ты ничего не творишь Сам от Себя, Господи Иисусе, как полагают плотские люди, если Ты ничего не творишь Сам от Себя, то как чуть ранее Ты сказал: «так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5.21)? Ты говоришь: «Я ничего не творю от Себя». Но что вверяет нам Сын, если не то, что Он — от Отца? Кто существует от Отца, не существует Сам от Себя. Если бы Сын был был Сам от Себя, то не был бы Сыном: Сын существует от Отца. Бытие Отца не от Сына, а бытие Сына — от Отца. Он равен Отцу, но все же Сын от Отца, а Отец не от Сына.

15. «Ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5.30). Сын Единственный говорит: не ищу Моей воли. Люди же хотят исполнять свою волю. Настолько смиряет Себя Тот, Кто равен Отцу! Настолько превозносит себя тот, кто лежит глубоко внизу и кто не может подняться иначе, как протянув к Нему руку! Так вот, давайте исполнять волю Отца, волю Сына, волю Святого Духа, ибо единая воля у Этой Троицы, единая власть и единое величие.

Поэтому же говорит Сын: «Я пришел творить не волю Мою, но волю пославшего Меня» (Ин. 5.30), - что Христос имеет бытие не от Себя Самого, а от Отца Своего. Но то, что Он имел, чтобы явить Себя человеком, Он принял от творения, которое Он создал.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.