Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 21.



                                         Гомилия 21.

1. Вчера, насколько Господь позволил нам, мы обсудили, насколько оказались способны, и поняли, насколько было в наших силах, каким образом неразделимы деяния Отца и Сына: не так, что Отец творит одно, а Сын — другое, но все творит Отец через Сына, как через Слово Свое, о Котором написано: «Все чрез Него было сотворено, а без Него — ничто» (Ин. 1.3). л=давайте же рассмотрим сегодня следующие слова Господа нашего и будем просить у Господа милосердия Его и уповать на то, что является верным, а если мы не в состоянии понять этого, пусть не даст впасть в то, что является ложным.

Ибо лучше уж не знать, чем заблуждаться. Но знать — лучше, чем не знать. Так вот, прежде всего мы должны стремиться к тому, чтобы узнать. Если сможем узнать, то — благодаря Богу. Если же мы не сможем все-таки прийти к истине, то пусть не впадем в ложь. Ибо мы должны сознавать, кто мы и о чем мы рассуждаем. Мы — люди, несущие плоть, бродящие в этой жизни, и даже если мы уже возродились в семени Слова Божия, все же так обновлены во Христе, что еще не до конца освободились от Адама. Ибо очевидно: то, что в нас является смертным, подверженным порче и отягчающим душу (Прем. 9.15), - от Адама. Также очевидно: то, что в нас является духовным и возвышает душу, - от дара Божия и от милосердия Его, пославшего Единородного Своего Сына разделить с нами смерть нашу и привести нас к Своему бессмертию. Он для нас — Учитель, чтобы мы не грешили, Заступник на случай, если мы согрешим, исповедуемся в этом и исправимся; Ходатай за нас, если мы возжелаем чего то хорошего от Господа; Податель вместе с Отцом, ибо един Бог — Отец и Сын.

Слова Свои Он говорил людям как человек; Бог сокровенный стал видимым человеком, чтобы видимых людей сделать богами; будучи Сыном Божиим, Он стал Сыном Человеческим, чтобы детей человеческих сделать детьми Божиими. Каким мастерством Премудрости Своей Он совершает это, мы узнаем из Его собственных слов. Ибо Он, став ничтожным, говорил с ничтожными. Но ничтожным Он стал таким образом, что оставался великим. Мы же — ничтожные, но в Нем — великие. Итак, Он говорил нам, словно укрепляющий и насыщающий молоком грудных младенцев, растущих в любви.

2. Он изрек: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5.19). Мы уже это поняли так, что Отец не творит что-то отдельное, увидев которое Сын делает и Сам нечто такое же после наблюдения за деянием Отца Своего. Но изрек это: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего», - поскольку Сын всецело от Отца, вся сущность Его и могущество Его — от родившего Его. Для того же Он сказал, что творит подобным образом то, что творит Отец, чтобы мы не подумали, будто одно творит Отец, другое — Сын, но уразумели, что подобной же властью Сын творит то же самое, что творит Отец, поскольку Отец творит через Сына. Он продолжает и говорит то, что мы услышали в сегодняшнем чтении: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин. 5.20).

Снова вмешивается смертное мышление и приводит нас в смущение. Отец показывает Сыну то, что Сам творит. Следовательно, скажет кто-нибудь: «Отец творит что-то отдельное, чтобы Сын мог узреть, что Он творит». Вновь возникают в человеческом воображении как бы два ремесленника: словно бы мастер учит сына своего своему мастерству и показывает ему все, что творит, чтобы и тот смог самостоятельно творить. «Показывает Ему все, что творит Сам», - говорит Он. Так что же? Когда Отец творит, Сын не творит, чтобы иметь возможность наблюдать, что творит Отец? Очевидно, что «все чрез Него было сотворено, а без Него — ничто» (Ин. 1.3). Итак, мы видим, что Отец ничего не творит иначе, как через Сына.

Что сотворил Отец? Мир. Так показал ли Он сотворенный мир Сыну, чтобы и Сам Он сотворил другой такой же? Пусть тогда нам дадут мир, который сотворил Сын. Но как «все чрез Него было сотворено, а без Него — ничто», так и «мир был сотворен через Него» (Ин. 1.10). Если через Него сотворен мир, и все через Него сотворено, и если ничего Отец не творит иначе, как через Сына, то где Отец показывает Сыну то, что творит, если не в Самом Сыне, через Которого творит? Каково то место, где открываются деяния Отца Сыну, словно бы Отец находился и творил где-то, а Сын внимательно бы наблюдал извне за рукой Отца, как Он творит?

Где же тогда неделимая Троица? Где Слово, о Котором было сказано, что Оно - «Сила Божия и Божия Премудрость» (1 Кор. .1.24)? Где то, что Писание говорит о Самой Премудрости: «Она есть отблеск вечного света» (Прем. 7.26)? Где то, что о Ней еще раз сказано: «Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу» (Прем. 8.1)? Если то, что творит Отец, Он делает через Сына, если творит через Премудрость Свою и Силу Свою, то Он не из другого места показывает Сыну то, что Тот должен видеть, но в Самом Сыне показывает Ему, что Он творит.

3. Что видит Отец или, скорее, что видит Сын в Отце, чтобы творить Самому? Я, наверное, мог бы ответить; но дай мне того, кто бы смог это понять. Я, наверное, мог бы предложить, но не мог бы высказать, а то и предположить, пожалуй не могу. Ибо превосходит нас то Божество, как Бог превосходит людей, как бессмертное — смертное, как вечное — преходящее. Пусть Он вдохновит нас и одарит нас; пусть удостоит нас оросить и напоить нас в жажде нашей из того источника жизни, дабы не высохли мы в этой пустыне. Давайте скажем Ему: «Господи! - к Кому мы научились обращаться «Отче!» Мы дерзаем так обращаться к Нему, потому что Он Сам захотел, чтобы мы обращались так, если, конечно, мы будем жить так, чтобы не оказались отнесены к нам слова: «Если Я — отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною?» (Мал. 1.6). Итак, давайте обращаться к Нему «Отче наш».

Кому мы говорим «Отче наш»? Отцу Христа. Стало быть, тот, кто в отношении Отца Христова произносит «Отче наш», что он говорит в отношении Христа, если не «Брат наш»? Однако же Он Отец Христу, не так, как Отец нам. Ибо Христос никогда не был так связан с нами, чтобы не делать никакого различения между нами и Собой. Ведь Он — Сын, равный Отцу, Он вечен вместе с Отцом, совечен Отцу; мы же сотворены через Сына и усыновлены через Единородного. Поэтому никогда не доносилось из уст Господа нашего Иисуса Христа, когда Он говорил с учениками, того, чтобы Он говорил о Боге Высшем, Отце Своем «Отец наш». Но Он либо говорил: «Отец Мой», либо «Отец ваш». Он настолько отказывался говорить «Отец наш», что в одном месте использовал оба выражения: «Восхожу к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20.17). И Он не сказал: «К Отцу нашему».

Он так соединил нас с Собой, чтобы не смешивать, так разделил Отца и Сына, чтобы не нарушать единства. Он хочет, чтобы мы были в Нем одно и чтобы Отец и Он были одно.

4.
Сколь бы многое ни оказалось доступно нашему пониманию, сколь бы многое ни смогли мы увидеть, даже если бы оказались равны с Ангелами, мы не сможем увидеть того, как видел Сын. Ведь мы, даже когда не видим, кем-то являемся; а кем мы являемся, когда не видим, если не незрячими людьми? Но все же мы, даже являясь незрячими, чтобы увидеть, поворачиваемся к тому, что хотели бы узреть, и внутри нас рождается представление, которого не существовало, хотя сами мы существовали. Ибо, являясь незрячим, человек остается человеком, а когда он видит, то именуется человеком зрячим. Следовательно, видеть для него и быть человеком — не одно и то же. Ведь если бы для него видеть было бы тем же самым, что и быть человеком, то никогда не был бы назван человеком незрячим. Когда же человек, являясь незрячим, пытается увидеть то, что не видит, он оказывается ищущим и обращающимся к тому, чтобы увидеть. И если он правильно себя обратит и узрит, то станет человеком зрячим, хотя был прежде человеком незрячим. Следовательно, «видеть» для него — способность, которая приходит и уходит. Приходит, когда он обращается в нужную сторону, уходит, когда отворачивается.

Неужели так же и в случае с Сыном? Отнюдь! Сын никогда не был незряч, так чтобы потом стать зрячим, но видеть Отца для Него — то же самое, что и быть Сыном. Ибо мы, отворачиваясь ко греху, утрачиваем просвещение, а обращаясь к Богу, получаем просвещение. Ибо свет, посредством которого мы просвещаемся, - одно; мы же, которые просвещаемся, - другое. Но Сам Светоч, которым мы просвещаемся, не отворачивается от Себя и не теряет сияние, потому что Он есть Свет.

Так вот, Отец, что творит, так показывает Сыну, чтобы Сын узрел все в Отце и чтобы Сын стал всем в Отце. Ибо, созерцая, Он был рожден и, будучи рожден, видит. Но Он не был когда-то нерожденным, а потом родился; как и не был когда-то незрячим, а потом увидел, но «видеть» - для Него то же, что и быть, то же, что и быть неизменным, то же, что и существовать без начала и конца.

Давайте же не будем воспринимать плотски, будто Отец сидит, творит и показывает Сыну, а Сын видит то, что творит Отец, и творит то же самое в другом месте или из другого материала. Ибо «все чрез Него было сотворено, а без Него — ничто» (Ин. 1.3). Сын — Слово Отца, Бог не сказал ничего, чтобы не сказал Он в Сыне. Ибо, произнося в Сыне, что Он намеревается сотворить через Сына, Он родил Сына, через Которого все сотворил.

5.
«И покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь» (Ин. 5.20). Здесь вновь повод смутиться. И кто может достойно разобраться в этой столь великой тайне? Однако, поскольку Он удостоил нас слов Своих, Он Сам открывает её. Ведь Он не стал бы говорить того, что хотел бы оставить непонятым. Ибо Он, удостоив нас слов Своих, без сомнения пробудил внимание наше. Неужели того, чьё внимание Он пробудил, Он оставит после этого? Мы сказали, насколько смогли, что Сын знает не преходящим образом, что знание Сына не является одним, а Сам Сын — другим; что созерцание Сына не является одним, в то время как Сам Сын — чем-то другим, но что само созерцание есть Сын, и что сами знание и премудрость Отца есть Сын, и что та премудрость и то созерцание извечны, совечны Тому, от Кого существуют, что они не являются чем-то, что подвержено изменению во времени, не являются чем-то, что когда-то родилось, не существуя до того, и чем -то, что исчезнет после существования своего.

Мы сказали об этом, насколько было в наших силах. Что же означает то время, о которм Он сказал: «покажет Ему дела больше сих»? Это значит, намеревался показать, то есть покажет. Показал — это одно; покажет — другое. «Показал» мы говорим относительно прошедшего; «покажет» мы говорим относительно будущего. Как же нам быть с этим, братья? Смотрите, мы сказали, что Он совечен Отцу, что в Нем нет ничего меняющегося во времени, нет никакого движения во времени и пространстве, что Он постоянно пребывает с Отцом, созерцая Его, что Он смотрит на Отца и, созерцая, существует. И вот нам вновь Он говорит о временах, изрекая: «покажет Ему дела больше сих». Следовательно, Он намеревался показать нечто такое Сыну, что ещё не знал Сын? Что нам делать? Каким образом мы можем это понять? Смотрите, Господь наш Иисус Христос был выше и был ниже. Когда Он был выше? Когда сказал: «что творит Отец, то и Сын творит подобным образом» (Ин.5.19). Каким же образом Он был ниже? «Покажет Ему дела больше сих» (Ин. 5.20).

О Господи Иисусе Христе, Спаситель наш, Слово Божие, через Которое все было сотворено, что Тебе намеревался показать Отец из того, что Ты еще не знал? Что из Отца сокрыто для Тебя? Что сокрыто в Отце для Тебя, от Которого не сокрыт Отец? Какие ещё большие дела Он намеревался показать Тебе? Или больше каких дел Он намеревался показать те дела? Ибо когда Он сказал: «больше сих», - мы прежде всего должны разобраться, больше каких.

6.
Давайте вспомним, из чего возникла эта фраза. Она была произнесена после того, как был исцелен человек, пребывавший тридцать восемь лет в немощи, и после того, как Иисус повелел ему, уже исцеленному, взять постель свою и идти в дом свой. И вот по этой причине возмутились иудеи, с которыми Он говорил. Он говорил словами, но скрывал смысл, в какой то степени намекал тем, кто способен был понять, и утаивал от тех, кто был разгневан. Так вот, когда иудеи оказались возмущены тем, что Господь совершил это исцеление в субботу, они дали повод для этой фразы. Итак, давайте не будем её слышать так, будто мы забыли сказанное выше, но давайте восстановим в памяти того хворавшего в течении тридцати восьми лет, который внезапно выздоровел к удивлению и возмущению иудеев (Ин. 5.5-16). Они искали скорее тьму, думая о субботе, нежели свет, видя чудо. И вот этим негодующим Он сказал: «покажет Ему дела больше сих» (Ин. 5.20).

«Больше сих» - это каких? Вы видели, что человек, чья расслабленность длилась тридцать восемь лет, стал здоров; Отец намеревался показать Сыну больше этого. Каковы же те большие дела? Он продолжает и говорит: «Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5.21). Разумеется, это дела большие! Ибо воскрешать мертвых — это гораздо большее деяние, чем возвращать крепость расслабленному. Эти дела большие.

Но когда Отец намеревался показать их Сыну? Разве Сын не знал их? И разве Он, Который говорил это, не знал, как воскрешать мертвых? Все еще не знал, как воскрешать мертвых, Тот, через Кого все было сотворено? И Кто сделал так, чтобы мы, которые прежде не существовали, стали жить, все еще не знал, как мы воскреснем? Что же тогда означает то, что Он хотел сказать?

7. В самом деле, Он нисходит до нас и, говоривший чуть ранее как Бог, начинает говорить как человек. Все же Он, являясь Богом, вляется человеком; ибо Бог стал человеком; Он стал тем, Кем не был, не утратив того, Кем был. Итак, человек добавился к Богу, но не так, чтобы стать человеком и перестать быть Богом. Так вот, давайте как брата послушаем Того, Которого мы слышали как Создателя, потому что Слово было в начале (Ин. 1.1); как брата, потому что Он был рожден от Девы Марии. Как Создателя, бывшего прежде Авраама, прежде Адама, прежде земли, прежде неба, прежде всего телесного и духовного. Как брата же — от семени Авраама, от колена Иуды, от Девы Израильской.

Так вот , если мы знаем Того, Кто говорит с нами и как Бог, и как человек, давайте уразумеем слова Бога и человека, ибо порой Он говорит нам то, что относится к Его величию, а порой то, что относится к смирению. Ибо Он, возвышенный, смирился, чтобы нас, низких, сделать возвышенными. Что же Он сказал? «Покажет Мне Отец дела больше сих, так что вы удивитесь». Так вот, Он нам намеревался показать, а не Ему. Отец намаревался показать это нам, потому-то и сказал: «так что вы удивитесь». Ибо Он объяснил, что хотел сказать, изрекши: «Покажет Мне Отец». Почему Он не сказал: «Покажет вам Отец», но: «Покажет Сыну»? Потому что и мы — члены Сына; и то, что мы узнаём, мы узнаём как члены Его, Он Сам некоторым образом обретает знание в членах Своих. Каким образом Он обретает в нас знание? Так же, как и страдает в нас. Как мы докажем, что Он страдает в нас? На основании изреченного с небес: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9.4).

Разве Он не Тот, Кто будет восседать на престоле славы Своей в качестве Судии в конце веков и, держа праведных по правую руку, а неправедных по левую, скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25. 34-35). И когда Ему ответят: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим?» - Он скажет им: «Когда вы дали одному из меньших Моих, тогда Мне дали» (Мф. 25.37-41)? Тот, Кто изрек: «Когда вы дали одному из меньших Моих, тогда Мне дали», пусть будет спрошен теперь и нами: «Господи! Когда Ты узнаешь, хотя Ты научаешь всех?» И тотчас же Он ответит в вере нашей: «Когда один из меньших Моих узнает, тогда Я узнаю».

8. Итак, возрадуемся и возблагодарим Бога, что мы стали не только христианами, но и Самим Христом. Сознаете ли вы, братья, ощущаете ли благодать Божию на нас? Удивляйтесь, радуйтесь: мы стали Христом. Ибо если Он — Глава, то мы — члены; цельный человек: Он и мы. То же говорит и апостол Павел: «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» (Еф. 4.14). А выше он сказал: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в возраст полноты Христовой» (Еф. 4.13). Полнота Христова — Глава и члены. Что значит «Глава и члены»? Христос и Церковь. Мы бы проявили гордыню, приписав это себе, если бы этого не удостоил пообещать нам Тот, Кто это изрек через апостола: «Вы — тело Христово и члены» (1Кор. 12.27).

9. Итак, когда Отец показывает членам Христовым, Он показывает Христу. Происходит некое великое чудо, но все же истинное: показывается Христу то, что не знал Христос, и показывается Христу через Христа. Удивительная и великая вещь, но Писание именно так и говорит. Неужели мы будем спорить с Божественными речениями и откажемся от постижения смысла и не отблагодарим Дарителя за дар Его? Ведь что означает сказанное мной: «показывается Христу через Христа»? Это значит: показывается членам через Главу. Так вот, узри это на своем примере. Представь, что ты с закрытыми глазами хочешь что-то взять. И рука не знает, куда направиться. И тем не менее рука твоя является членом твоим, ибо не отделена от тела твоего. Открой глаза, и рука уже видит куда двигаться: когда голова показывает, член следует куда показывает голова. Так вот, если в тебе самом смогло произойти нечто такое, чтобы тело твое показало телу твоему, не удивляйся сказанному, .что было показано Христу через Христа.

В самом деле, Глава показывает, чтобы члены увидели, и Глава учит, чтобы члены узнали. Но Глава и тело — единый человек. Он не пожелал отделять Себя, но удостоил присоединиться к нам. Он был далеко от нас, очень далеко. Что столь же далеко друг от друга, как Бог и человек? Что столь же далеко друг от друга, как вечность и тленность? Смотрите, сколь далеко было от нас Слово, бывшее в начале Богом у Бога, через Которое все было сотворено. Каким же образом Оно оказалось так близко, чтобы стать тем же, что и мы, а мы оказались в Нем? «Слово стало плотию и обитало среди нас» (Ин. 1.14).

10. Итак, что же Он намеревался показать нам, что показал ученикам Своим, которые Его видели во плоти? «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5.21). Неужели Отец — одних, а Сын — других? Разумеется, все через Него было сотворено.

Что мы скажем, братья мои? Лазаря воскресил Христос. Какого мертвого воскресил Отец, чтобы Христос увидел, каким образом воскресить Лазаря? Или когда Христос воскрешал Лазаря, не воскрешал его Отец, и без Отца Сын это сделал один? Прочтите этот отрывок и узрите, что Он там призывает Отца, чтобы Лазарь воскрес (Ин. 11.41-44). Как человек Он призывает Отца; как Бог воскрешает вместе с Отцом. Стало быть, Лазарь, который воскрес, был воскрешен и Отцом, и Сыном в даровании и благодати Святого Духа, и это удивительное деяние совершила Троица.

Так что слова: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет», - давайте не будем понимать так, будто одни воскресли и ожили благодаря Отцу, а другие — благодаря Сыну. Но так, что тех же самых, кого воскрешает и оживляет Отец, воскрешает и оживляет Сын, ибо «все чрез Него было сотворено, а без Него — ничто» (Ин. 1.3). И чтобы показать, что Он имеет хотя и данную Отцом, но все же равную с Ним власть, Он говорит: «так и Сын оживляет, кого хочет», - чтобы показать, где воля Его, и чтобы никто не сказал: «Отец воскрешает мертвых через Сына, при этом Отец воскрешает, как бы обладая могуществом и властью, а Сын — как бы повинуясь чужой власти, совершает нечто словно бы служитель, как Ангел». Он показал власть Свою, когда изрек: «так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5.21). Ибо не хочет чего-то отличного от Сына, но как единая сущность у Них, так и единая сущность у Них, так и единая воля.

11. А кто те мертвые, которых воскрешают Отец и Сын? Действительно ли это те, о которых мы упоминали: Лазарь, или сын некой вдовы (Лк. 7. 14-15), или дочь начальника синагоги (Мк. 5.41-42; Лк. 8. 54-55)? Ибо мы знаем, что они были воскрешеы Христом Господом. Нечто другое Он хотел нам внушить, а именно воскресение мертвых, которого все мы ищем; не то, которое получили некоторые, чтобы уверовали остальные. Ибо Лазарь воскрес, чтобы умереть снова, мы же воскреснем, чтобы торжествовать вечно. Отец или Сын совершает такое вот воскресение? Конечно же, Отец в Сыне. Так вот, Сын и Отец в Сыне.

На основании чего мы докажем, что Он говорит о таком воскресении? Когда мы сказали: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5.21), - дабы не подумали мы о том воскресении мертвых, которое Он совершал для чуда, а не для жизни вечной, Он продолжая, говорит: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5.22-23). Что это означает? Он сказал о воскресении мертвых, что «как Отец воскрешает мртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Но почему Он тотчас же добавил, словно нечто важное, относительно суда, изрекши: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца», - если не потому, что говорил о том воскресении мертвых, которое случится в ходе грядущего суда?

12. «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5.22-23). Чуть ранее мы подумали, что Отец творит нечто, что не творит Сын, когда Он сказал: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам», - будто бы Отец творил, а Сын взирал. Так проникло в ум нащ плотское представление, будто бы Отец творил то, что Сын не творил, Сын же взирал на Отца, показывающего, что возникает благодаря Ему. И вот подобно тому как Отец творил то, что не творил Сын, мы теперь видим уже, что Сын творит нечто, что не творит Отец. Как Он поворачивает нас в разные стороны и настраивает ум наш; Он водит нас туда и сюда, не позволяет нам оставаться в одном месте плоти, чтобы через обращение упражнять нас, через упражнения очистить, через очищение сделать нас способными к восприятию, наполнить нас, сделав способными к восприятию! Что делают с нами слова эти? Что Он говорил? Что говорит?

Несколько ранее Он сказал, что Отец показывает Сыну все, что творит. Я увидел тогда Отца творящим, а Сына ожидающим, теперь я вновь вижу Сына творящим, а Отца праздным: «ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5.22-23). Что же? Когда Сын станет судить, Отец будет бездействовать и не будет судить? Что это значит? Как я должен это понимать? Господи, что Ты скажешь? Слово, Ты — Бог, я — человек. Ты говоришь, что «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну»? Я читаю в другом месте, как Ты говоришь: «Я не сужу никого, есть Ищущий и Судящий» (Ин. 8.15, 50). О Ком Ты говоришь: «есть Ищущий и Судящий», - если не об Отце? Он разыскивает несправедливости твои, Он судит о несправедливостях твоих. Как следует понимать здесь: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну»? Давайте спросим Петра и услышим его ответ из Послания его: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его; Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но передавал то Судии Праведному» (1 Петр. 2.21-23). Каким образом верно то, что «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну»?

Здесь мы оказываемся в замешательстве; оказавшийсь в замешательстве, выбиваемся из сил (ища истину); выбиваясь из сил, мы очищаемся. Давайте постараемся хоть как-нибудь, благодаря дару Его, проникнуть в глубочайшие тайны этих слов. Возможно, мы ведем себя опрометчиво, желая разобраться в словах Божиих и вникнуть в них. Но зачем они произнесены, если не ради того, чтобы нам вникнуть в них? Зачем они прозвучали, если не ради того, чтобы мы их услышали? Зачем они были услышаны, если не ради того, чтобы мы поняли их? Пусть же Он ободрит нас и даст нам то, что Сам сочтет достойным; и даже если мы, не достигнем источника, давайте пить из ручейка.

Смотрите, сам Иоанн притек к нам, словно ручеек, принес к нам Слово с высот, спустил его вниз и некоторым образом разлил по равнине, чтобы мы не трепетали перед Ним, возвышенным, но прильнули к Нему, смиренному.

13. Без сомнения, существует некоторый верный, прочный смысл (если каким-нибудь образом мы можем уловить его), почему «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5.22). Ибо это было сказано потому, что никто кроме Сына не предстанет пред людьми на Суде. Отец будет сокрыт, а Сын явлен. Каким будет явлен Сын? В образе, в котором Он вознесся. Ведь в образе Бога Он был сокрыт вместе с Отцом, в образе раба явлен людям. Итак, «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» - это то, что зримо. Сын будет судить в ходе этого зримого Суда, ибо Он Сам явится для того, чтобы вершить Суд.

Писание со всей очевидностью открывает нам, что Он Сам явится. В сороковой день после Своего воскресения Он вознесся на небо на глазах учеников Своих (Деян. 1.3, 9), и был им голос ангельский: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1.11). Каким они увидели Его восходящим? Во плоти, к которой они прикасались, которую осязали, чьи рубцы трогали, чтобы убедиться в воскресении, в том теле, в котором Он пришел к ним и ушел от них через сорок дней, явив Себя им в истине, а не в некотором обмане; не как призрак, не как видение, не как дух, но как Сам сказал, не вводя в заблуждение: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24.39).

Впрочем, то тело уже было достойно небесной обители, не подвластное смерти, не изменяемое во времени. Ибо как оно, дойдя с младенческого состояния до того зрелого возраста, не крепло более, так и от зрелого возраста не стало клониться к старости. Он остается таким, как вознесся на небо, чтобы прийти к тем, кому Он хотел, чтобы проповедовалось слово Его прежде, чем Он придет. Итак, Он придет в человеческом образе: этот образ узрят и нечестивые, узрят и помещенные по правую руку, узрят и отделенные, поставленные по левую (Мф. 25. 34, 41), как было написано: «Воззрят на Того, Кого пронзили» (Ин. 19. 37; Зах.12. 10). Если воззрят на Того, Кого пронзили, значит узрят тело, которое проткнули копьем, Слово ведь нельзя проткнуть копьем.

Итак, нечестивые смогут увидеть то, что они смогли покрыть ранами. Они не будут видеть Бога, сокрытого в теле; после Суда смогут Его как Бога увидеть те, кто окажется по правую руку. Так вот, это значит то, что Он сказал: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5.22). Ибо на Суд придет Сын, явленный в человеческом теле людям, говоря тем, кто по правую сторону: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» (Мф. 25. 34); говоря тем, кто по левую сторону: «идите в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25.41).

14.
Смотрите, тот образ человека узрят благочестивые и нечестивые, праведные и неправедные, верующие и неверующие, те, кто исполнены радости, и те, кто исполнен печали, те, кто полон надежды, и те, кто сбит с толку. Смотрите, узрят Его в образе человека.

Когда этот образ узрят на Суде и когда Суд свершится, о котором сказано, что «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну», из-за того, что Сын явится на Суде в образе, который принял от нас, то что будет потом? Когда можно будет узреть образ Божий, узреть который жаждут все верующие? Когда можно будет узреть то, что в начале было Словом, Богом у Бога, через Которого все было сотворено (Ин. 1.1, 3)? Когда можно будет узреть тот образ Божий, о котором говорит апостол: «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Флп. 2.6). Ибо этот великий образ, в котором ко всему прочему было явлено равенство Отца и Сына, невыразим, непостижим, особенно для неокрепших. Когда можно будет узреть его? Смотрите, по правую сторону — праведные, по левую — неправедные; те и другие, увидят человека, увидят Сына Человеческого, увидят Того, Кто был пронзен, увидят Того, Кто был распят, увидят смиренного, увидят рожденного Девой, увидят Агнца из колена Иудина. Когда же они увидят Слово Бога, Бога у Бога? Он ведь будет и тогда присутствовать, но не будет явлен «образ раба» (Флп. 2.7).

Образ раба будет показан рабам, а «образ Божий» (Флп. 2.6) сохранен для сыновей. Так вот, пусть рабы станут сынами, которые по правую сторону, пусть придут к вечному наследству, некогда обещанному, в которое верили мученики, не видя его, ради обещания которого они без колебания пролили кровь, пусть придут туда и узрят там. Когда они туда придут? Пусть скажет Сам Господь: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25. 46).

15.
Смотрите, Он сказал о вечной жизни. Неужели Он сказал нам, что мы там увидим и познаем Отца и Сына? А что если мы будем жить в вечности, но не увидим Отца и Сына? Услышь в другом месте, где Он упомянул вечную жизнь и разъяснил, что означает жизнь вечная: «Не бойтесь, Я не обманываю тебя, не без причины Я обещал почитателям Моим, сказав: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14.21). Давайте ответим Господу и скажем: «Что это за великая вещь, Господи Боже наш? Что за превосходная вещь? Ты намереваешься явить Себя нам? Как же так, ведь Ты даже иудеям Себя не показал? Не видели Тебя и те, кто распинал! Но Ты покажешь Себя на Суде, когда мы будем стоять по правую сторону от Тебя? А те, кто будет стоять по левую сторону, не увидят Тебя? Что значит , что Ты покажешь Себя нам? Неужели мы не видим Тебя сейчас, когда Ты говоришь?

Он отвечает: «Я явлю тогда Себя в образе Божием, пока же вы видите только образ раба. Я не обману тебя, о человек верующий; поверь, что ты увидишь. Ты любишь и не видишь, любовь пока не приводит тебя к тому, чтобы ты увидел? Люби, упорствуй в любви! Я, Который очистил сердце твое, не обману любовь твою. Ибо зачем же Я очистил сердце твое, если не для того, чтобы смог узреть Бога? Ибо «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8).

Но, говорит служитель, как бы споря с Господом, «Ты не раскрыл этого, когда сказал : «пойдут праведники в жизнь вечную». Ты не сказал: «Придут, чтобы увидеть Меня в образе Божием, увидеть Отца, Которому Я равен»». Посмотри, что Он в другом месте сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17. 3).

16. Итак, после упомянутого Суда, который полностью Отец отдал Сыну, не судя никого, что произойдет далее? Что далее говорится? «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5.23). Иудеи чтят Отца, пренебрегают Сыном, ибо Сын выглядел как раб, а Отец почитался как Бог. И Сын явится равным Отцу, «дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Это принадлежит нашей вере. Пусть не говорит иудей: «Я почитаю Отца, какое отношение ко мне имеет Сын?» Пусть Он ответит ему: «кто не чтит Сына, тот не чтит Отца» (Ин. 5.23).
Ты всем лжешь, ты злословишь Сына и тем самым наносишь обиду Отцу. Ведь Сына послал Отец, а ты пренебрегаешь Тем, Кого Он послал. Таким образом ты чтишь Пославшего, хуля Посланного.

17. «Смотрите, - скажет кто-нибудь, - Сын был послан, значит Отец больше, поскольку Он послал». Отрешись от плоти! Ветхий человек придерживается ветхого, ты же узнай в новом человеке новое. Новый для тебя — от века древний, бесконечный, вечный. Пусть Он обратит тебя к уразумению этого. Сын меньше потому, что Сын назван посланным? Я слышу о посылании, но не об отделении. «Но это, - говорит он, - мы видим в делах человеческих: тот, кто посылает, старше того, кого посылает». Но человеческие дела наводят морок на человека, Божественные - очищают. Не внимай человеческим отношениям, когда тебе кажется, что старшим является тот, кто посылает, а меньшим — тот, кого посылают. Впрочем, и сами отношения человеческие свидетельствуют против тебя.

Например, кто-то задумал найти себе жену и не может этого сделать самостоятельно, и он посылает старшего друга, который бы подыскал ему жену. И существует множество случаев, когда избирается старший, чтобы его отправил куда-то младший. Зачем же ты хочешь дать превратное толкование того, что Тот послал, а Этот был послан? Солнце ниспосылает лучи и не отделяет его от себя; свеча излучает свет и не отделяет его от себя; я вижу здесь отправление и не вижу никакого отделения. Ведь если ты будешь искать примеры в делах человеческих, о еретическая тщетность (хотя, как я раньше сказал, сами человеческие отношения в некоторых случаях противостоят и опровергают тебя), обрати тем не менее внимание, сколь иначе обстоят дела в человеческих отношениях, откуда ты хочешь взять примеры для решения Божественных вопросов. Человек, который посылает, остается, а тот, который посылается, отправляется в путь. Неужели человек отправляется в путь вместе с тем, кого он посылает?

Отец же, пославший Сына, не отделил Себя от Сына. Услышь Самого Господа, изрекшего: «Вот, наступает час, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мной» (Ин. 16.32). Как Он отправил Того, с Кем пришел? Как Он отправил Того, от Кого отделился? В другом месте Он сказал: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14.10). Смотрите, Отец преывает в Нем; смотрите, Он творит в Нем. Не был отделен Пославший от Посланного, ибо Посланный и Пославший- суть одно.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.