Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 20.



                                         Гомилия 20.

1. Слова Господа нашего Иисуса Христа, особенно те, что вспоминает евангелист Иоанн, - который не без причины возлежал у груди Господа (Ин. 13.23), а именно для того, чтобы испить тайны высшей Его мудрости, и чтобы то, что, полюбив, он испил сам, дать другим, неся благую весть, - столь сокровенны и так наполнены мудростью, что приводят в волнение всех, кто порочен сердцем, и укрепляют всех, кто сердцем праведен. Поэтому устремите, возлюбленные, внимание свое к тем немногим словам, что были прочитаны. Давайте посмотрим (если мы в состоянии каким-то образом по щедрости и с помощью Того, Кто захотел, чтобы слова Его были нам прочитаны, сделать это), какие слова тогда были и записаны евангелистом, чтобы сейчас быть прочитанными, и давайте посмотрим, что Он хотел сказать в тех словах, что вы только что слышали: «истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Отец, то и Сын творит подобным образом» (Ин. 5.19).

2. Из чего же родилось это высказывание, вы должны помнить благодаря предшествующему ему отрывку, где сказано, что Господь исцелил одного человека из числа тех, кто лежал в пяти портиках той самой купальни Соломона. Он сказал ему: «возьми постель твою, и иди в дом твой» (Ин. 5.8). Совершил же это Он в субботу, из-за чего возмутились иудеи и стали укорять Его как ниспровергателя и нарушителя Закона. Тогда Он сказал им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5.17). Ибо те, соблюдая субботу плотски, полагали, что Бог после труда по сотворению мира отдыхает и до нынешнего дня, а потому Он освятил этот день, с которого начал отдыхать от трудов Своих.

Было же предписано таинство субботы нашим древним отцам (Исх. 20. 8-11), которое мы, христиане, должны соблюдать духовно, чтобы воздерживаться от всякого рабского труда, то есть от всякого греха, ибо Господь изрек: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8.34), и чтобы иметь отдохновение в сердце своем, то есть духовный покой. И хотя мы стремимся к нему уже в этом веке, все же сможем достичь этого совершенного покоя, лишь только когда покинем эту жизнь. Но сказано, что Бог отдыхал, потому что Он не создавал больше никаких творений, после того как все было завершено. Кроме того, Писание назвало это отдыхом, чтобы побудить нас отдыхать после праведных трудов. Ибо так написано в Бытии: «И совершил все весьма хорошо, и почил в день седьмой» (Быт. 2.2), - чтобы ты, человек, видя, что Сам Бог отдыхал после трудов праведных, не надеялся на отдых для себя прежде совершения праведных дел.

И каким образом Бог, после того как «сотворил человека по образу и подобию Своему» (Быт. 1..26) в день шестой и в нем завершил все труды Свои весьма хорошо, почил в день седьмой, таким же образом и тебе не следует надеяться на отдых прежде, чем ты возвратишься к подобию, в котором ты был сотворен и которое ты утратил в результате греха. С другой стороны, следует ли говорить, что Бог трудился, когда Он говорил и все возникало? Кто же после столь легкого труда захочет почивать, словно бы после труда? Если бы Он приказал, и кто-то при этом не подчинился бы Ему, если бы Он приказал, а выполнено бы не было, и Он бы потрудился, чтобы исполнить Самому, тогда бы справедливо было сказано, что Он почил после труда. Поскольку в самой книге Бытия мы читаем: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И сказал Бог: да будет твердь. И стала твердь» (Быт. 1.3, 6-7), и остальное по слову Его тут же появлялось, о чем также и псалом свидетельствует, говоря: «Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - сотворилось» (Пс. 32.9; 148.5), то как же Он искал отдыха после сотворения мира, чтобы словно бы отойти от дел, если Он повелевал и никогда не трудился? Стало быть, эти слова исполнены тайны и употреблены для того, чтобы мы надеялись на отдых после этой жизни, только если мы будем совершать благие дела в ней.

Поэтому Господь, сдерживая бесстыдство и заблуждение иудеев и внушая им, что они неверно мыслят о Боге, сказал им,, оскорбившимся тем, что Он вернул здоровье человеку в субботу: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5.17), так что не думайте, будто Отец Мой почил в субботу, чтобы впредь не трудиться, но как Сам Он доныне делает, так и Я делаю». Однако, как Отец делает без труда, так и Сын без труда. Как Бог сказал, и было сделано, так и Христос сказал больному: «возьми постель твою и иди в дом твой», - и было сделано.

3. Католическая же вера исходит из того, что труды Отца и Сына нераздельны. Это то, что я хочу (если смогу) сказать вам, возлюбленные, сообразно следующим словам Господа: «кто может вместить, да вместит» (Мф. 19.12). Кто же не может вместить, пусть не возлагает вину за это на меня, но на вялость свою и пусть обратит себя к Тому, Кто открывает сердце, чтобы вместить туда то, что Он дает. Наконец, если кто-то не сможет понять этого потому, что я не сказал это так, как должен бы сказать, пусть извинит человеческую немощь и молит Божественную благость. Ибо мы имеем в сердце своем Учителя — Христа. Чтобы вам ни удалось воспринять через уши ваши и уста мои, обратитесь в сердце вашем к Тому, Кто и меня учит тому, что говорить, и вам дает в той мере, в какой считает достойным. Он знает, что дает и кому дает, Он поможет ищущему и откроет стучащему (Мф. 7.7). А если Он вдруг не даст, да не назовет пусть никто себя оставленным. Ибо Он, возможно, откладывает дать, но никого не оставит голодным. Ибо если Он не дает до времени, то укрепляет ищущего и не отвергает взыскующего. Узрите же и внимайте, что я хочу сказать, даже если, быть может, не в состоянии этого сделать.

Католическая вера, утвержденная Духом Божиим в святых Его против всякой еретической превратности, стоит на том, что деяния Отца и Сына нераздельны. Что означает то, что я сказал? Как нераздельны Отец и Сын, так нераздельны и деяния Отца и Сына. Почему Отец и Сын нераздельны? Потому что Он Сам сказал: «Я и Отец — одно» (Ин. 10.30). Ибо Отец и Сын не два Бога, но единый Бог; Слово и Тот, Чье это Слово, - один и единственный, единый Бог, Отец и Сын, связанные любовью, и единый Их Дух любви, так что образуется Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Так что существует равенство и неразделимость лиц не только Отца и Сына, но и Святого Духа, как нераздельны и деяния Их. Я скажу еще яснее, что значит «деяния нераздельны». Католическая вера не утверждает, что Бог Отец что-то сделал, а Сын Бог сделал что-то другое, но утверждает: что сделал Отец, это сделал и Сын, это сделал и Дух Святой. Ибо все было сотворено через Слово: когда Он сказал, все было сотворено, через Слово было сотворено, через Христа сотворено. Ибо «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; все чрез Него было сотворено» (Ин. 1:1, 3). Если все через Него было сотворено: «сказал Бог:да будет свет. И стал свет» (Быт.1.3), - Он в Слове сотворил и через Слово сотворил.

4. Итак, смотрите, мы сейчас услышали Евангелие, где Он ответил рассерженным иудеям на то, «что Он не только нарушал субботу ,но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5.18). Именно так написано в предыдущей главе. Так вот, когда Сын Божий и Истина отвечал на их негодование, полное заблуждения, Он произнес: «истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего»
(Ин . 5.19). Он как бы сказал: «Почему вы оскорблены тем, что Я назвал Бога Отцом Моим и что Я делаю Себя равным Богу? Я равен Ему таким образом, что Он родил Меня; Я равен Ему таким образом, что не Он от Меня, а Я от Него». Ибо это можно понять из следующих слов: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего». То есть все, что Сын имеет, чтобы творить, Он имеет от Отца.

Почему от Отца Он имеет, чтобы творить? Потому что от Отца Он имеет, чтобы быть Сыном. Почему от Отца Он имеет, чтобы быть Сыном? Потому что от Отца Он имеет возможность, ибо от Отца Он имеет, чтобы быть. Ибо для Сына «быть» и «мочь» - одно и то же. У человека это не так. Возвысьте же сердца от сопоставления Божией силы с человеческой немощью, находящейся гораздо ниже. Если же кто-то из нас сумеет прикоснуться вдруг к тайне, пусть же, поразившийсь сиянию мощного света, узрит нечто и не останется в полном неведении. Но тем не менее пускай не думает он, будто постиг все, иначе он возгордится и утратит то, что сумел узреть. Для человека его бытие — одно, а его возможность — другое. Ведь порой бытие человека таково, что он не может того, что хочет; а порой оно таково, человек может то, что хочет. Поэтому «быть» для него одно, а «мочь» - другое. Ибо если бы и «быть», и «мочь» было для него одним и тем же, то он мог бы все, когда бы ни захотел.

Бог же, для Которого сущность бытия и обладание возможностью не различны, но все, что заключено в Нем, единосущно с Ним, потому что Он — Бог, то Он не одним образом существует, а другим может, но бытие и возможность имеет одновременно, ибо одновременно принадлежат Ему воля и действие. Стало быть, поскольку возможность Сына от Отца, постольку и сущность Сына от Отца; поскольку же сущность Сына от Отца, постольку и возможность Сына от Отца. В Сыне не так, что возможность — одно, а сущность — другое, но возможность то же, что и сущность. Сущность относится к тому, ,чтобы быть, возможность — к тому, чтобы мочь. Так вот, поскольку Сын от Отца, Он сказал : «Сын ничего не может творить Сам от Себя». Поскольку Сын не Сам от Себя, потому и не может творить Сам от Себя.

5. Ведь кажется, что Он сделал Себя как бы меньшим, когда сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5.19). Здесь распрямляет свою свою еретическое тщеславие, а именно тщеславие тех, кто утверждает, что Сын меньше Отца , что Он уступает Ему в могуществе, власти, возможности, утверждает это, не понимая тайны слов Христовых. Будьте же внимательны, возлюбленные, и узрите, какую путаницу они допускают в своем плотском сознании в отношении слов Христа. Я уже говорил чуть ранее о том, что слова Божии приводят в смущение все превратные сердца так же, как укрепляют набожные сердца, особенно те слова, что донесены через евангелиста Иоанна. Ибо через него донесены слова глубокие, не случайные, не те, которые легко понять. Смотрите, если еретик услышит вдруг слова эти, то наполняется гордостью и говорит нам: «Вот, Сын меньше Отца, вот, услышьте слова Сына, изрекшего: «Сын ничего не может творить сам от Себя, если не увидит Отца творящего». Подождите, как об этом написано: «Будь скор к слушанию слова, чтобы уразуметь» (Сир. 5.13). Представь ,что меня (ибо я утверждаю, что Отец и Сын равны в возможности и в могуществе) смутили эти слова, как только я услышал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего».

Запутавшийсь в этих словах, я спрашиваю у тебя, который, как тебе кажется, уже понял их смысл: мы знаем по Евангелию, что Сын ходил по морю (Мф. 14.25), но когда Он видел, чтобы Отец ходил по морю? Тут же еретик приходит в смущение. Отложи же в сторону свое понимание и давай вместе разбираться. Итак, что нам следует делать? Мы услышали слова Господа: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего». Сын ходил по морю, Отец никогда не ходил по морю. При этом очевидно, что «Сын ничего не может творить сам от Себя, если не увидит Отца творящего».

6. Возвратись же вместе со мной к тому, о чем я уже говорил. Может быть, нам удастся понять это так, чтобы мы оба могли выйти из затруднения. Ведь я, опираясь на католическую веру, вижу, каким образом выйти мне из затруднения, не допустив ошибок и не встретив преткновений; ты же, попав в замкнутый круг, (еще только) ищешь, как выйти. Узри, как ты попал в этот круг. Возможно, ты не понял того, что я сказал. Узри, как ты попал в тот круг, услышь Изрекшего: «Я -дверь» (Ин. 10.7). Итак, не без причины ты ищешь выход и не находишь, все это потому, что не через дверь ты вошел, но свалился, перелезши через забор. Так вот, насколько в силах твоих, поднимись после падения твоего и, не встретив препятствий, войди внутрь через дверь, чтобы выйти из затруднения, не допустив ошибки. Приди через Христа и то, что ты будешь говорить, не из сердца своего извлекай, но говори то, что Он тебе открывает.

Смотри, как католическая вера выходит из этого затруднения. Итак, Сын ходил по морю, утверждал на волнах стопы плоти Своей; плоть ходила, а божество направляло. Когда же плоть ходила, а божество направляло, отсутствовал ли Отец? Если отсутствовал, то как Сын мог сказать: «Отец, пребывающий во Мне, Сам творит дела Свои» (Ин. 14.10)? Если же Отец, пребывая в Сыне, Сам творит дела Свои, то и само хождение плоти по морю было осуществлено Отцом и осуществлено через Сына. Стало быть, то хождение — нераздельное деяние Отца и Сына. Я вижу и Того и Другого, действующих там. Ни Отец не покинул Сына, ни Сын не удалился от Отца, поскольку все, что творит Отец, Он не творит без Сына.

7.Здесь находится выход. Узрите, ибо мы верно сказали, что деяния Отца и Сына и Святого Духа нераздельны. Ведь как ты понимаешь: вот Бог сотворил свет, и Сын увидел Отца, творящего свет, - сообразно плотскому разумению твоему, если ты хочешь представлять Сына меньшим на том основании, что Он сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего»? Что же, Бог Отец сотворил свет, а Сын сотворил какой-то другой свет? Бог Отец создал твердь и небо между двух вод (Быт. 1.7), и Сын видит Его, сообразно твоему нерасторопному и грубому пониманию. Поскольку Сын видит Отца, создающего твердь, и притом сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5.19), - дай мне вторую твердь. Или ты лишился основания? Утвержденные же на основании апостолов и пророков, имея Иисуса Христа краеугольным камнем, умиротворяются во Христе (Еф. 2.14-20), не вступают в споры и не впадают в ересь. Так вот, мы понимаем, что свет сотворен Богом Отцом, но через Сына; Богом Отцом была сотворена твердь, но через Сына. Ибо «все чрез Него было сотворено, а без Него -ничто» (Ин. 1.3).

Отбрось понимание свое, которое и пониманием -то назвать нельзя, лишь совершенной глупостью. Бог Отец сотворил мир, какой другой мир сотворил Сын? Дай мне мир Сына. Этот мир, в котором мы живем, - он чей? Скажи нам, Кем он сотворен! Если ты скажешь: «Отцом, а не Сыном», - пусть ответит тебе Евангелие: «И мир был сотворен через Него, и мир не узнал Его» (Ин. 1.10). Узнай же ты Его, через Которого был сотворен мир, и не оставайся среди тех, кто не узнали Того, Кто сотворил мир.

8.
Итак, деяния Отца и Сына нераздельны. Но сказанное: «Сын ничего не может творить Сам от Себя», - означает не что иное, как: «Сын не существует от Самого Себя». Ибо если Сын существует, то Он рожден; если Он рожден, то существует от Того, Кем был рожден. Но тем не менее Отец родил Сына равным Себе. Ибо ни в чем не нуждался родивший: не нуждался во времени, чтобы родить, Тот, Кто родил совечного Себе Сына; не нуждался в матери, чтобы родить, Тот, Кто из Себя произнес Слово; родивший Отец не превосходил в возрасте Сына, чтобы родить Сына меньшим. Возможно, кто-то скажет, что спустя многие века Бог в старости Своей родил Сына. Как Отец без старости, так и Сын без взросления. Ни Отец не старился, ни Сын не взрослел, но равный родил равного, вечный вечного.

Каким образом, скажет кто-то, вечный родил вечного? Как преходящее пламя рождает преходящий свет. Пламя, рождающее свет, имеет одинаковый возраст с рожденным от него светом; пламя, рождающее свет, не предшествует во времени рожденному от него свету, но как только рождается пламя, тотчас рождается и свет. Дай мне пламя без света, и я дам тебе Бога Отца без Сына. Соответственно, сказанное: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5.19) — означает, что для Сына «видеть» - то же, что и «быть рожденным от Отца». Не так, что созерцание Его — одно, а сущность Его — другое; не так, что могущество Его — одно, а сущность Его — другое. Все Его существо от Отца, все могущество от Отца, ибо то, что Он может, и то, что Он есть, - одно. И все от Отца.

10. Он уже сказал: «это творит»; зачем Он добавил: «подобным образом творит»? Это чтобы не родилось в душе какое-либо превратное толкование или какая-либо ошибка. Ибо ты видишь деяние человека. В человеке есть ум и тело, причем ум правит телом, но есть большая разница между телом и умом: тело видимо, ум невидим. Между могуществом и силой ума и, с другой стороны, какого-либо, пусть даже небесного, тела — большая разница. Тем не менее ум правит телом своим, и все, что душа представляет, что нужно делать, то делает и тело. Так вот, кажется, будто тело делает то же, что и ум, но не подобным образом.

Как же оно делает то же, но не подобным образом? Душа производит у себя слово, приказывает языку, и язык произносит слово, которое создает ум: творит ум, и язык творит; творит господин тела, и раб творит. Но чтобы раб сделал, он узнает от господина, что делать, и делает по приказу господина. Одно и то же совершает тот и другой, но подобным ли образом? Кто-нибудь скажет: почему не подобным образом? Смотри, слово, которое произвел ум мой, пребывает во мне; а то слово, что произвел язык мой, проходит через колеблющийся воздух и больше не существует. Когда ты произнесешь слово в уме твоем, и оно обретает звучание через язык твой, обратись к уму твоему и узри, что слово, которое ты произвел, все еще там. Пребывает ли оно на языке твоем, как пребывает в уме твоем? То, что прозвучало посредством языка твоего, произвел произносящий язык и произвел мыслящий дух, но то, что произнес язык, ушло, а то, что придумал ум, осталось. Так вот, тело произвело то же, что произвел ум, но не подобным образом. Ибо ум произвел то, что мог удержать ум, язык же произвел то, что звучит и ударяет в ухо посредством воздуха. Можешь ли ты произнести слоги и сделать так, чтобы они сохранились? Так вот, не так творят Отец и Сын: Он творит то же и подобным образом.

Если Бог сотворил небо, которое существует, то и Сын сотворил небо, которое существует. Если Бог Отец сотворил человека, который смертен, так же и Сын сотворил человека, который смертен. Все, что Отец сотворил устойчивым, то и Сын сотворил устойчивым, ибо сотворил подобным образом. Все, что Отец сотворил преходящим, то и Сын сотворил преходящим, ибо сотворил не только то же самое, но и подобным образом. Ведь Отец сотворил все через Сына, поскольку Отец все сотворил через Слово.

11. Поищи в Отце и Сыне разделение, и не найдешь. Даже если ты поднимешься выше, то и тогда не увидишь; даже если ты прикоснешься к чему-то, превосходящему ум твой, и тогда ты не увидишь. Ведь если ты пребываешь среди того, что воображает себе заблуждающийся ум, то ты ведешь разговор с собственными домыслами, а не Словом Божиим, фантазии твои обманывают тебя. Поднимись выше тела и уповай на ум, поднимись выше ума и уповай на Бога. Ты не достигнешь Бога, если не поднимешься выше ума, тем более ты не достигнешь Его, если будешь пребывать с плотью! Так вот, сколь далеки от понимания того, что есть Бог, те, которые мыслят по плоти? Ведь они не были бы близки к этому пониманию, даже если бы мыслили по духу. Человек весьма далек от Бога, когда он мыслит по плоти; и весьма разнятся между собой плоть и дух, и тем не менее много различий и между духом и Богом.

Если ты пребываешь в своем человеческом духе, то ты находишься посередине: если ты обратишь мысль вниз, там находится тело, если ты обратишь мысль вверх, там — Бог. Возвысь себя над телом и превзойди себя! Узри, что сказал псалом, и это будет тебе напоминанием о том, как следует мыслить о Боге: «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «Где Бог твой?» (Пс. 41.4), - подобно тому как язычники говорят: «Вот боги наши, а где твой Бог?» Действительно, они показывают то, что можно увидеть, а мы почитаем то, что незримо.

И кому бы мы показали? Человеку, который не понимает, благодаря чему он может видеть? Ведь если они видят своих богов глазами, то и мы имеем глаза, но иные, благодаря которым можем узреть Бога нашего. Бог наш должен очистить сами глаза наши, чтобы увидеть нам Бога нашего: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8). Поэтому псалмопевец сказал, что смущен, когда те говорили ему всякий день: «Где Бог твой?» И он произнес: «Я вспоминаю о том, что говорили мне всякий день: «Где Бог твой?»».


И как бы желая, чтобы смогли постичь Бога его, сказал: «вспоминая об этом, изливаю душу мою выше выше меня» (Пс. 41.5). Итак, чтобы достичь Бога моего, о Котором мне говорили: «Где Бог твой? - я изливаю душу мою на плоть мою, но выше меня; я превосхожу себя, чтобы достичь Его. Ибо выше меня Сотворивший меня, никто не достигнет Его, не превзойдя себя.


12. Посмотри на тело. Оно смертно, оно из земли, немощно, подвержено порче. Презри его. Да, тело, конечно преходяще. Но посмотри и на другие тела, посмотри на тела небесные. Они больше, они лучше, они просто превосходны. Внимательно посмотри на них, они движутся с востока на запад и не стоят на месте, их можно узреть глазами, и не только человеку, но и скоту. Превзойди даже их. «А как, - говоришь ты, - я превзойду небесные тела, когда я хожу по земле?» Не по плоти превзойди, но умом! Презри их. Хотя они сияют, они — тела. Хотя они блестят, они — тела.

Послушай меня, поскольку ты, возможно, не знаешь, куда идти, когда видишь все это. «Куда же мне идти, - говоришь ты, - выше небесных тел? И что я должен превзойти умом?» Ты видел все эти тела? «Увидел», - говоришь ты. Благодаря чему ты увидел? Пусть явится сам созерцатель. Ибо тот, кто созерцает всех их, распознает, различает и некоторым образом взвешивает на весах разумения, - ум. Без сомнения, ум, благодаря которому ты все увидел, лучше, чем все то, что ты увидел.

Так вот, ум — это дух, а не тело. Превзойди и его. Сравни сначала сам ум, чтобы понять, куда тебе идти; сравни его с телом. Отнюдь, они несравнимы. Сравни его с сиянием солнца, луны, звезд. Сияние ума ярче. Узри прежде всего быстроту ума. Узри, не сильнее ли искры мыслящего ума, чем блеск сияющего солнца. Восход солнца ты видишь умом, сколь неторопливо его движение по сравнению с твоим умом! Ты смог быстро понять, что будет происходить с солнцем. Оно будет идти с востока на запад, завтра оно взойдет с той же стороны. В то время как понимание твое уже проделало этот путь, солнце еще медленно движется, а ты уже в уме завершил его. Так вот, ум есть вещь великая.

Но как я могу говорить «есть»? Превзойди и его, ибо и сам ум непостоянен, хотя он и лучше всякого тела. Он то знает, то не знает; то забывает, то вспоминает; то хочет, то не хочет; то ошибается, то бывает прав.

Превзойди же всякое непостоянство, не только все видимое, но и все непостоянное. Ибо ты уже превзошел видимую плоть, поднялся выше видимых неба, солнца, луны и звезд; превзойди же все, что непостоянно. Ибо, превзойдя все то, видимое, ты достиг ума твоего, но и там ты нашел непостоянство ума своего. Неужели непостоянен и Бог? Поднимись же выше ума твоего. Излей душу твою выше себя, чтобы достичь Бога, о Котором сказано тебе: «Где Бог твой?» (Пс. 41.4).

13. Не думай, что тебе предстоит выполнить нечто невозможное для человека. Это совершил сам евангелист Иоанн. Он поднялся выше плоти, поднялся выше земли, по которой ступал, поднялся выше моря, которое видел, поднялся выше воздуха, где летают птицы, поднялся выше солнца, выше луны, выше звезд, выше всякого духа невидимого, поднялся выше ума своего самим разумением духа своего. Поднявшись над всем этим, куда он пришел, излив выше себя душу свою? Что он увидел? «В начале было Слово, и Слово было у Бога» (Ин. 1.1).

Так вот, если ты не видишь разделения в свете, почему ты ищешь разделение в действии? Узри Бога, узри, что Слово Его укоренено в говорящем посредством Слова: ибо Он, говоря, не говорит с помощью слогов, но сказанное Им сияет блеском мудрости.

Что сказано о Премудрости Его? «Она есть сияние вечного света» (Прем. 7.26). Посмотри на сияние солнца. Оно на небе и простирает сияние свое по всем землям, по всем морям, и как бы то ни было, это телесный свет. Если ты отделяешь сияние солнца от солнца, то отдели Слово от Отца. Я говорю о солнце. Один малый огонь светильника, который может быть погашен от единого дуновения, заливает светом своим все, что его окружает. Ты видишь разлитый свет, рожденный от малого светоча, ты видишь сияние и не видишь разделения. Уразумейте же, братья возлюбленные, что Отец, Сын и Святой Дух неразрывно связаны между Собой, что это — Троица, единый Бог и что все дела единого Бога — это дела Отца, и Сына и Святого Духа.

Чтобы услышать остальное, что следует далее, относящееся к словам Господа нашего Иисуса Христа и Евангелия, приходите завтра, когда должна состояться у нас с вами еще одна беседа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.