Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 19.



                                    Гомилия 19.

1. В предыдущей беседе, насколько побуждало к этому расположение наше и насколько допускала скудость разумения, мы сказали, обратившись к евангельским словам, где написано: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5.19), - что Сыну присуще видеть, то есть Слову присуще видеть, ибо Сын есть Слово. И поскольку все было сотворено через Слово, мы говорили о том, можно ли понимать сказанное так, что Сын сначала видит Отца творящего, а лишь после этого Сам делает то, что видел, в то время как Отец ничего, иначе как через Сына, не творит. Ибо «все чрез Него было сотворено, а без Него — ничто» (Ин. 1.3). Мы тем не менее сказали так, что многое оставили без толкования. Но это потому, что мы много не понимаем. Иногда, конечно, речи не достает силы, даже когда ей оказывает помощь разумение. Но речь терпит еще большую неудачу, если разумение не столь совершенно.

Так вот, теперь, по дару Господнему, мы кратко коснемся очередного отрывка и хотя бы сегодня решим стоящую перед нами задачу. Если же вдруг хватит времени и сил, мы еще раз рассмотрим (насколько это возможно для меня и для вас), что в отношении Слова означает «видеть» и что означает «показывать Слову». Все, что здесь было сказано, сводится к тому, что если понимать это сообразно плотскому человеческому представлению, то ничего другого душа, полная тщетных образов, не создаст перед нами, помимо неких образов Отца и Сына, словно бы двух людей: одного показывающего, другого наблюдающего, одного говорящего, другого слушающего. Все это является идолами сердца: если они уже изгнаны из своих храмов, то тем более они должны быть изгнаны из христианских сердец!

2. «Сын ничего», - говорит Он, - «не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5.19). Это так! Усвойте это, не оставляя при этом того, что вы усвоили из начала этого Евангелия, а именно, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1.1-2), и особенно что: «все чрез Него было сотворено» (Ин. 1.3). Присовокупите то, что вы уже услышали, к этим словам, и пусть то и другое соединится в сердцах ваших. Так вот, «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5.19), таким образом, что Отец при этом то, что творит, творит не иначе, как через Сына, поскольку Сын есть Слово Его. И «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога, и «все чрез Него было сотворено» (Ин. 1.1, 3). Все, «что творит Он, то и Сын творит» подобным образом (Ин. 5.19); не иное, но то же; не по-другому, но подобным образом.

3. «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин. 5.20). Именно к тому, что Он сказал выше: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего», по-видимому, относятся и эти слова: «показывает Ему все, что творит Сам». Но если Отец показывает то, что Он Сам творит, а Сын не может творить, если Отец не покажет, а Отец не может показывать иначе, как творя, то, очевидно, что Отец творит все через Сына. В свою очередь, если мы считаем, твердым и непоколебимым то, что Отец творит все через Сына, то: прежде чем сотворить что-то, Он показывает это Сыну. Ведь если Отец показывает Сыну, когда Сам уже сотворит, чтобы Сын сотворил увиденное, то увиденное, которое уже сотворено, то, без сомнения, Отец творит что-то без Сына, ибо Сын Божий есть Слово Божие, и все было сотворено чрез Него. Тогда остается, что Отец, возможно, намереваясь что-то сотворить, показывает, что следует сотворить, чтобы это было сотворено через Слово. Ведь если Сын творит то, что показывает Отец как сотворенное, тогда то, что Отец показывает в качестве сотворенного, Он в любом случае сотворил не чрез Сына. Ибо Сыну может быть показано лишь то, что сотворено; Сын не может творить иначе как увиденное, стало быть, это сотворено без Сына.

О ведь истинно, что «все чрез Него было сотворено» (Ин. 1.3). Следовательно, все было показано прежде сотворения. Но то, что мы сказали, следует на время отложить, чтобы после прочтения следующих отрывков, если, как мы говорили, хватит нам времени и сил, вернуться к тому, что мы отложили для повторного рассмотрения.

4. Услышьте более сложную вещь, идущую далее: «И покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь» (Ин. 5.20). «Больше сих» - это больше каких? Довольно просто: больше тех, о которых вы только что слышали, то есть больше, чем исцеление больных тел. Ибо о том человеке, который тридцать восемь лет был расслаблен и по слову Христа был исцелен, уже было вполне сказано, но кроме этого Господь решил сказать: «Покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь». Ибо существуют дела больше тех, и Отец покажет их Сыну. Не показал, словно бы в прошлом, но покажет в грядущем, то есть Он намеревался показать.

Вновь возникает сложный вопрос. Что же, у Отца есть нечто, что еще было сокрыто от Сына, когда Сын это произносил? Ибо если Он покажет, то есть если Он намеревается показать, значит еще не показал, и Сыну будет показано тогда, когда и тем людям, ведь говорится далее: «так что вы удивитесь». И это трудно понять, как вечный Отец как бы преходящим образом, показывает что-то совечному Сыну, знающему все, что есть у Отца.

5. И все же каковы большие дела? Ибо это, пожалуй, понять легче. «Ибо, как Отец», - говорит Он, - «воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Стало быть, одних оживляет Отец, других Сын? Но все было сотворено через Него. Значит, Сын воскрешает тех, кого и Отец. Не иное и иным способом, но то же самое и подобным образом творит Сын. И это следует понимать ясно и всецело усваивать, но держите в памяти: «Сын оживляет, кого хочет». Узрите здесь не только могущество Сына, но и волю. И Сын оживляет, кого хочет, и Отец, кого хочет, оживляет; причем Сын оживляет тех, кого и Отец, и потому одна и та же власть Отца и Сына и одна воля.

Что же означает то, что следует далее? «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин.5.22-23). Это Он добавил, как бы возвращаясь к сути предыдущего высказывания. Это заставляет серьезно подумать, будьте внимательны. Сын, кого хочет, оживляет, Отец, кого хочет, оживляет; Сын воскрешает мертвых, как Отец воскрешает мертвых. «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5.22). Если в ходе суда мертвые должны воскреснуть, то каким образом воскрешает Отец, если никого не судит? Еще бы, Он «весь суд отдал Сыну». Но в ходе этого суда воскресают мертвые, одни воскресают для жизни, другие для наказания. Если все это делает Сын, а Отец не делает, потому что «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну», то это, кажется, противоречит тому, что было сказано: «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет». Стало быть, Они вместе воскрешают. Если Они вместе воскрешают, вместе оживляют, то, стало быть, вместе судят. Так, каким же образом оказывается верным то, «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну»? Да, действительно, поставленные вопросы заставляют задуматься. Да порадует, да даст Господь нам их разрешение. Именно так, братья. Ни один вопрос, если он не заставит напрячь ум, не приносит радости своим разрешением.

Пусть Господь Сам сопроводит нас, чтобы хоть немного открыть Себя в тех вопросах, которые Он поставил. Ибо покрыл Он облаком свет Свой, и трудно нам, подобно орлу, лететь выше всякого облака, которое покрыло всю землю (Сир. 24.3), и видеть в словах Господа чистейший свет. Быть может, Он развеет жаром лучей Своих туман наш и удостоит хоть немного явить Себя в дальнейшем. Давайте же, отложив эти вопросы, посмотрим, что следует далее.

6. «Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» (Ин. 5.23). Это истинно и ясно. Еще бы, Он «весь суд отдал Сыну», как сказано выше, «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5.23). Найдутся ли те, кто чтит Отца и не чтит Сына? Не может, говорит Он, этого быть. «Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его». Так что никто не может сказать: «Я почитал Отца, поскольку не знал Сына»...если ты еще не чтишь Сына, то не чтишь и Отца. Ибо что значит чтить Отца, если не признавать, что у Него есть Сын? Ибо одно — когда тебе сообщают о Боге, что Бог есть; другое — когда тебе сообщают о Боге, что Он- Отец. Когда тебе говорят, что существует Бог, тебе говорят о Создателе, тебе говорят о Всемогущем, о некоем Высшем Духе, вечном, невидимом, неизменном. Когда же тебе говорят, что Он есть Отец, тебе не говорят ни о чем ином, кроме как о Сыне, ибо не мог бы именоваться Отцом, если бы не имел Сына, так же, как и Сын не мог бы называться Сыном, если бы не имел Отца. Но чтобы вдруг не стал ты почитать Отца как большего, а Сына как меньшего и чтобы ты не сказал мне: «Я чту Отца, ибо я знаю, что у Него есть Сын, и я не заблуждаюсь по поводу имени Отца, ибо я не мыслю Отца без Сына, но я чту Сына как бы меньшим», - поправляет тебя Сам Сын и возвращает тебя к истине .говоря: «дабы все чтили Сына», не ниже, но «как чтут Отца». Ибо «кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его».

Я, говоришь ты, хочу воздавать Отцу больший почет, а Сыну — меньший. Ты отнимаешь почести у Отца там, где воздаешь меньший почет Сыну. Ведь что иное ты, так вот полагающий, представляешь, если не то, что Отец не пожелал или не мог родить равного Себе Сына? Если не захотел, значит относился с завистью. Если не мог, значит оказался слаб. Разве ты не видишь, что так думая, ты, желая воздать большую честь Отцу, оскорбляешь Отца? Поэтому так чти Сына, как ты чтишь Отца, если хочешь почитать и Отца, и Сына.

7. «Истинно истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел (не сейчас переходит, но уже перешел) от смерти в жизнь» (Ин. 5.24). Обратите внимание на слова: «слушающий слово Мое». Он не сказал: «верующий в Пославшего Меня». Пусть же этот верующий слушает слово Сына, чтобы верить в Отца.

Почему он слушает Твое слово и верит Другому? Разве, когда мы слушаем чье-то слово, мы не верим тому, кто произносит слово, не вверяем веру говорящему нам? Что же Он хотел сказать: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня», если не следующее: «Слово Его во Мне»? И что означает: «слушающий слово Мое», если не: «слушающий Меня»? «Верит же в Пославшего Меня», ибо, когда он верит в Него, он верит Слову Его; когда же он верит Слову Его, в Меня верит, ибо Я и есть Слово Отца».

Поэтому-то в Писаниях присутствует единство, все находится в согласии, и нет ничего противоречивого. Отвергни разлад из сердца своего, уразумей согласие Писаний. Неужели противоречивое может быть названо истиной?

8.
«Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5.24). Вы помните, что ы установили выше, что «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5.21). Он уже начал открывать Себя, говорить о воскресении мертвых; смотри, мертвые уже воскресают. Ибо, «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит». Покажи, что Он воскрес. Он ведь перешел, говорит Он, «от смерти в жизнь». Тот, кто перешел от смерти в жизнь, вне всякого сомнения, воскрес. Ибо не перешел бы он от смерти в жизнь, если бы не был прежде в смерти, а не в жизни, когда же он перейдет, будет в жизни и не будет в смерти. Так вот, он «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15.32).

Поэтому уже сейчас происходит некоторое воскресение и люди переходят от некоторой смерти к некоторой жизни: от смерти неверия к жизни веры, от смерти лжи к жизни истины, от смерти неправедности к жизни праведности. Это и есть некоторое воскресение мертвых.

9. Пусть Он полнее откроет нам это и сделает для нас более ясным то, что уже начал озарять. «Истинно, истинно, говорю вам: наступает время, и настало уже» (Ин. 5.25). Мы ждали в конце времен воскресения мертвых, ведь так мы уверовали; даже не ждали, но искренне должны ждать, ибо мы не считаем ложью, что мертвые в конце времен воскреснут. Поскольку же Господь Иисус захотел сообщить нам о некотором воскресении мертвых прежде воскресения мертвых, не как воскресение Лазаря (Ин. 11.43-44), или сына некой вдовы (Лк. 7. 14-15), или дочери начальника синагоги (Мк. 5.4-42; Лк. 8.54-55), которые воскресли, чтобы умереть снова (ведь и некоторое воскресение самих этих мертвых было произведено прежде воскресения мертвых), а как здесь Он говорит, то Он сказал: «имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5.24). В какую жизнь? В вечную. Стало быть, не как тело Лазаря. Ведь и он перешел от смерти могилы в жизнь людей, но не в вечную, а чтобы вновь потом умереть, в то время как те мертвые, которые воскреснут в конце мира, перейдут в жизнь вечную.

Поскольку же Господь наш Иисус Христос, Небесный Учитель, Слово Отца и Истина, захотел показать нам некое воскресение мертвых для жизни вечной прежде воскресения мертвых к вечной жизни (в конце мира), Он сказал: «Наступает время». Ты, без сомнения, наполненный верой в воскресение плоти, думал о часе конца мира, о дне Суда. Но чтобы ты, читая это место, не подумал о таком часе и дне, Он добавил: это время «наступило уже». Итак, когда Он говорит: «Наступает время», Он не говорит о том последнем часе, когда «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией Господь Сам сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем в облаках в сретение Христу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4.16-17).

Тот час еще придет, но еще не наступил. Однако посмотрите на этот час, каков он: «наступает время, и настало уже». Что происходит в этот час? Что если не воскресение мертвых? А каково это воскресение? Чтобы те, кто воскресает, жили вечно. Это же будет и в последний час.

10. Что же? Каким образом мы понимаем те два воскресения? Неужели тот, кто сейчас воскресает, не воскреснет тогда, так что воскресение одних происходит сейчас, а других случится потом? Нет, это не так. В самом деле, мы воскресли в этом воскресении, если мы правильно верили, и мы, те, кто уже воскресли, ожидаем также другого воскресения в конце. Но и теперь мы воскресли к вечной жизни, если упорны в самой вере; и тогда воскреснем к вечной жизни, когда станем равны Ангелам (Лк. 20.36). Так вот, пусть Он Сам различит эти два воскресения и Сам откроет то, о чем мы осмелились завести речь: каким образом происходит воскресение прежде воскресения, не одних сейчас, а других потом, но одних и тех же, и не такое, каким было воскресение Лазаря, но к жизни вечной. Он ясно покажет. Услышьте озаряющего нас Учителя, словно солнце наше, нисходящее в сердца наши, которое не способны увидеть глаза плоти, но навстречу которому жаждут открыться глаза сердца. Давайте же услышим Его: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые (узрите, речь идет о воскресении) когда мертвые услышат глас Сына Божия и те, кто услышат, оживут» (Ин. 5.25).

Почему Он добавил: «те, кто услышат, оживут»? Ведь могли бы они услышать, если бы не ожили? Достаточно было бы сказать: «Истинно, истинно, говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия» (Ин. 5.25). Мы бы уже из этого поняли, что те ожили, поскольку, если бы они не ожили, то не могли бы услышать. Нет, говорит Он, они слышат не потому, что живы, но, услышав, оживут: «....услышат, и те, кто услышат, оживут».

Так что же означает «когда услышат», если не следующее: «когда будут повиноваться»? Ибо, что касается «услышать ушами», то не все, кто услышат, оживут; ибо многие слышат и не верят; слыша и не веруя, они не повинуются; не повинуясь, они не имеют жизни. Итак, «которые услышат» в данном случае не означает ничего другого, кроме как «которые будут повиноваться». Так вот, те, кто будет повиноваться, оживут. Пусть будут уверенны, пусть будут спокойны, они оживут. Проповедуется нам Христос, Слово Божие, Сын Божий, через Которого все было сотворено, Который, очевидно, ради спасения нашего родился, приняв плоть, от Девы, Младенец по плоти, Юноша по плоти, пострадавший по плоти, принявший смерть по плоти, воскресший по плоти, вознесшийся по плоти, обещавший воскресение плоти, обещавший воскресение ума: ума прежде плоти, плоти после ума. Кто слышит и подчиняется, тот оживет; кто слышит и не подчиняется, о есть слышит и не обращает внимания, слышит и не верит, тот не оживет. Почему не оживет? Потому что не слышит. Что значит не «слышит»? Не подчиняется. Поэтому-то: «те, кто услышат, оживут».

11. Обрати мысли свои к тому, что мы предложили отложить, чтобы теперь, если возможно, это прояснилось. Он прибавил тотчас по поводу этого воскресения: «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5.26). Что значит: «Отец имеет жизнь в Самом Себе»? Не где-то имеет жизнь, но в Самом Себе. Конечно, жизнь Его происходит от Него, а не откуда-то еще, не от другого. Он не берет как бы в займы жизнь и не становится как бы соучастником жизни, жизни, которая не принадлежит Ему; но Он «имеет жизнь в Самом Себе», так что сама жизнь принадлежит Ему. Смогу ли я еще что-нибудь сказать по этому поводу, предлагая примеры для наставления вашего, будет зависеть от помощи Господней и от остроты вашего внимания.

Бог живет, и душа живет; но жизнь Божия неизменна, жизнь души непостоянна. Бог не взрослеет и не стареет, но постоянно один и тот же в Себе, таков, как есть; не один сейчас, а другой потом, а третий прежде. Жизнь же души весьма непостоянна: жила глупо, сейчас живет разумно; жила неправедно, теперь живет праведно; то помнит, то забывает, то учится, то не в состоянии учиться; то утрачивает то, чему научилась, то постигает то, что утратила. Изменчива жизнь души. И когда душа живет неправедно, она мертва. Когда же она становится праведной, тогда становится соучастницей иной жизни, которая не является обычной жизнью, поскольку возвышается к Богу и приникает к Богу, Которым оправдывается. Ибо сказано: «но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4.5).

Отпадая от Него, душа становится неправедной, устремляясь к Нему, она становится праведной. Разве не видно тебе, что это, как если бы нечто холодное раскалялось, будучи положенным в огонь, и остывало, удаляясь от огня? Разве не видно тебе, что это как если бы нечто темное, будучи вынесенным на свет, освещалось, и становилось бы темным, будучи удаленным от света? Чем-то таким является душа, но Бог не таков!

И человек может сказать, что имеет свет в глазах своих. Но пусть глаза как бы неким собственным голосом, если могут скажут: «Мы имеем в самих себе свет». Сказанное вами неверно: вы очи говорите, что обладаете собственным светом в самих себе; да, вы имеете свет, но небесный; вы обладаете светом, но, если наступает ночь, - то светом от луны, от светильников, а не своим собственным. Ведь когда вы закрыты, вы теряете то, что принимаете, будучи открытыми. Не в самих себе вы имеете свет: сохраните свет, если сможете, когда зайдет солнце, - наступает ночь, и вы наслаждаетесь ночным светом; сохраните свет, когда унесен светильник, - поскольку же, когда светильник унесен, вы остаетесь во тьме, вы не имеете света в самих себе. Стало быть, иметь свет в самом себе значит не нуждаться в свете другого.

Смотрите, если кто понимает, как Он показывает Сына равным Отцу, говоря: «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 526), - так что лишь то служит разницей между Отцом и Сыном, что Отец имеет жизнь в Самом Себе, которую никто Ему не дал, а Сын имеет жизнь в Самом Себе, которую дал Ему Отец.

12. Но здесь рождается облако, которое следует рассеять. Давайте не будем падать духом, будем внимательны: есть пастбища для ума, давайте не отвергать их, чтобы мы могли жить. Смотри, говоришь ты, ты сам утверждаешь, что Отец дал жизнь Сыну, чтобы Он имел ее в Самом Себе, подобно тому как Отец имеет жизнь в Самом Себе, что Отец обладает ею и Сын обладает ею, что Отец есть жизнь и Сын есть жизнь, что и Тот и Другой — вместе одна жизнь, а не две, ибо один Бог, а не два Бога: то же самое относится и к жизни. Каким образом Отец дал жизнь Сыну? Не так, будто бы Сын прежде не имел жизни и, чтобы жить, получил жизнь от Отца. Ведь если бы это было так, Он не имел бы жизни в Самом Себе.

Смотри, что я говорил о душе. Существует душа, которая, даже если она неразумна, даже если она неправедна, является душой. Даже если она неблагочестива, она остается душой. Так вот, одно — быть душой, другое — быть разумной, праведной, благочестивой. Стало быть, есть нечто, в чем она еще неразумна, еще неправедна, еще неблагочестива; при этом она — не ничто и не лишена жизни. Ведь благодаря самым разным действиям душа показывает себя живой, даже если не обнаруживает себя разумной, благочестивой и праведной. В самом деле, если она не была живой, она бы не приводила в движение тело, не приказывала бы ногам ступать, рукам работать, глазам видеть, ушам слышать; не открывала бы уста для речи, не приводила бы язык в движение для произнесения звуков.

Вот этими действиями она показывает, что живет и что является чем-то, что лучше тела; но разве этими действиями она показывает себя разумной, благочестивой и праведной? Разве глупые, нечестивые и неправедные люди не ходят, не действуют руками, не видят, не слышат, не разговаривают? Когда же душа поднимается до чего-то, чем сама она не является и что стоит выше ее, благодаря чему она существует, тогда она обретает разумность праведность и благочестие, без чего она хотя и существует, все же мертва и не имеет жизни, которой она сама живет, но лишь ту имеет жизнь, которой оживляет тело. Ибо одним в душе является то, благодаря чему получает жизнь тело, другое — благодаря чему она сама получает жизнь. Она, разумеется, лучше тела, но лучше ее самой — Бог. Так вот, душа, даже если она не разумна, неправедна, нечестива, является жизнью тела. Но поскольку ее собственная жизнь — Бог, то, подобно тому как сама она, пребывая в теле, дает ему энергию, красоту, подвижность, работу членов, Бог, являясь в ней жизнью ее, дарует ей разумность, благочестие, праведность, любовь.

Итак, то, что дается телу от души, - это одно, а то, что дается душе от Бога, - другое. Душа оживляет и оживляется, она оживляет мертвое, даже если если сама не оживлена. И вот когда Слово достигло слушателей и проникло в них и они не только услышали, но и подчинились, душа поднялась от смерти своей к своей жизни, то есть от неправедности, от неразумности, от нечестивости к Богу своему, Который для нее является разумностью, праведностью, светом. Пусть поднимается она к Нему, пусть будет просвещена Им. «Обратите взор к Нему», - говорится в псалме. И что это нам даст? «И вы просветитесь» (Пс. 33.6). Если же, обратив взор, вы просветитесь, а отвратив, погрузитесь во тьму, значит свет ваш был не в вас самих, но в Боге вашем. Обратите взор, чтобы воскреснуть; если же вы отвратите взор от Него, то умрете. Итак, если, обратив взор к Нему, вы обладаете жизнью, а отвратив, умираете, то ваша жизнь была не в вас. Ибо сама жизнь ваша — то же, что и ваш свет. «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35.10).

13. Так вот, дело обстоит не так: дескать, как душа есть нечто одно, прежде чем бывает просвещена, и становится лучше, когда просвещается через соучастие лучшего, так и Слово Божие, Сын Божий был чем-то одним, прежде чем получил жизнь, чтобы через соучастие Отцу иметь жизнь; нет, Он имеет жизнь в Самом Себе, и через это Он Сам есть сама жизнь.

Что же значит сказанное Им: «Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5.26)? Я скажу коротко: значит родил Сына. Не так, что Он был без жизни и получил вдруг жизнь, но, родившись, стал жизнью. Отец является жизнью, не будучи рожденным; Сын же является жизнью, будучи рожденным. Отец не рожден никаким Отцом, Сын — Богом Отцом. Отец никому не обязан бытием Своим, но то, что Он — Отец, проявляется благодаря Сыну, и то, что Кем является, - от Отца. Итак, Он сказал: «Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5.26), как бы говоря: «Отец, Который является жизнью в Самом Себе», родил Сына, Который бы стал жизнью в Самом Себе». Ибо Он хотел, чтобы «дал» понимали в качестве «родил». Словно бы мы кому-нибудь сказали: «Бог дал тебе бытие». Кому дал? Если бы Он дал бытие кому-то уже существующему, Он бы не дал ему бытие, потому что тот, который мог бы получить уже существовал прежде, чем ему было бы дано.

Когда же ты слышишь: «дал тее бытие», это значит, ты еще не существовал, чтобы получить бытие, и, уже существуя, получил, чтобы ты был. Строитель дал этому дому бытие, чтобы он был. Но что он ему дал? Этому дому. Что он ему дал? Чтобы он был домом. Каким образом он мог дать дому, чтобы он был домом? Ведь если дом был домом, кому он дал, чтобы он был домом, если дом уже существовал? Что же это значит: дал ему то, что бы он был домом? Значит построил его, чтобы он был домом. Что же Он дал Сыну? Дал Ему быть Его Сыном, родил, чтобы Он был жизнью, то есть: «дал Ему иметь жизнь в Самом Себе», чтобы Он был жизнью, не нуждаясь в другом источнике жизни, чтобы не считалось что имеет жизнь при чьем-то соучастии. Ведь если бы Он имел жизнь при чье-то соучастии, Он мог бы, лишившись соучастия, оказаться без жизни, а этого ты не должен ни представлять, ни полагать, ни принимать на веру в отношении Сына. Так вот, Отец обладает жизнью и Сын обладает жизнью. Отец - «в Самом Себе», а не от Сына и Сын «в Самом Себе», но от Отца. Он рожден Отцом, чтобы жизнь была в Нем Самом. Отец же не рожден и является жизнью в Самом Себе.

Он родил Сына не как меньшего, но по рождению сделал равным. Ибо Тот, Кто в полноте совершенства создал все времена, не нуждался во времени, чтобы стать совершенным. Он существует прежде всех времен и совечен Отцу. Ибо никогда Отец не был без Сына, Отец же вечен следовательно, Сын совечен Ему.

А как же ты, душа? Ты была мертва, ты оставила жизнь, услышь же Отца через Сына! Поднимись, прими жизнь, чтобы ты обрела жизнь, которую не имеешь в себе, в Том, Кто имеет жизнь в Самом Себе. Стало быть, оживляет тея Отец и Сын, и первое воскресение происходит, когда ты поднимаешься к соучастию в жизни, которой ты не являешься, и через это соучастие ты становишься живой. Поднимись от смерти твоей к жизни твоей, которая есть Бог твой, и перейди от смерти в жизнь вечную. Ибо имеет жизнь вечную Отец в Самом Себе; и если бы Он не родил Сына таким, Кто имеет жизнь вечную в Самом Себе, то как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так Сын не оживлял бы, кого хочет.

14. Что же сказать о том воскресении плоти? Ведь те, кто слышат и живут, благодаря чему живут, если не благодаря тому, что слышат? Ибо «друг жениха» стоит и внимает ему, «радостью радуется, слыша голос жениха» (Ин. 3.29), а не свой слыша. То есть они слышат и живут, участвуя в жизни Бога, а не существуют сами по себе. Все, кто слышат, живут; ибо все, кто повинуются, живут. Скажи что-нибудь, Господи, также о воскресении плоти, поскольку были и такие, кто отрицал его и говорил, что есть только это воскресение, которое происходит через веру. О воскресении этого рода (то ест через веру) только что упомянул Господь и воспламенил нас, ибо некоторые «мертвые услышат глас Сына Божия и оживут» (Ин. 5.25). Не так, что из тех, которые услышат, одни умрут, другие оживут, но все, кто услышит, оживет, ибо все, кто будут повиноваться, будут жить. Смотри, мы видим воскресение ума, но давайте не будем терять веру в воскресение плоти. И если не Ты, Господи Иисусе, скажешь о нем, кого мы выставим против отрицающих его?

Ибо все секты, которые брали на себя смелость насаждать людям религию, какой бы она ни была, не отрицали это воскресение умов, чтобы не услышать в ответ: «Если не воскресает душа, зачем ты говоришь со мной? Что ты хочешь, чтобы произошло во мне? Если ты не делаешь из худшего лучшее, к чему разговоры? Если ты не делаешь из неправедного праведного, из нечестивого благочестивого, из неразумного разумного, то допускаешь, что восстанет душа моя, если тебя буду слушаться, если буду тебе верить». Так вот ,все те, кто основал секту той или иной религии, пусть и ложной, религии, желая, чтобы им верили, не могли отрицать воскресение плоти и говорили, что воскресение уже произошло в вере. Возражал таким апостол, говоря: «Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим. 2.17-18). Они говорили, что воскресение уже произошло, но таким образом, что на другое не следует уповать. И они порицали людей, уповавших на воскресение плоти, словно воскресение, которое было предвещено, уже через веру исполнилось в уме. Порицал их апостол. Почему он их порицал? Разве не то говорили они, что только что сказал Господь: «наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия» и те, кто услышат, оживут (Ин. 5.25)? Но это, говорит тее Иисус, «Я говорю тебе пока только относительно жизни умов и еще не говорю о жизни тел; Я говорю тебе пока о жизни ,что является жизнью тел, то есть о жизни душ, в которых заключена жизнь тел. При этом я знаю, что есть тела, лежащие в гробах, Я знаю, что и ваши тела окажутся в гробах. Я пока не говорю о том воскресении, говорю об этом, чтобы вы, воскреснув в этом, не воскресли в том для наказания. Но чтобы вы увидели, о чем Я говорю, что Мне добавить? «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5.26).

Эта жизнь, которая есть Отец, которая есть Сын, к чему относится? К душе или телу? Конечно, не тело ощущает ту жизнь разумности, но ощущает ее ум, обладающий разумением. В самом деле, не всякая душа может воспринимать разумение. Значит, человеческая душа может воспринимать ту жизнь, которую имеет Отец в Самом Себе и дал Сыну иметь в Самом Себе, ибо это - «свет истинный, который просвещает» - не всякую душу, но - «всякого человека, приходящего в этот мир» (Ин. 1.9). «Поскольку же Я говорю для ума, пусть он услышит, то есть, пусть повинуется, и тогда оживет».

15. Не храни же, Господи, молчание по поводу воскресения плоти, чтобы люди не отказывались верить в него и чтобы мы не оставались спорщиками, вместо того чтобы быть проповедниками. Итак, «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5.26). Пусть уразумеют те, которые слышат, пусть уверуют, чтобы уразуметь, пусть повинуются, чтобы обрести жизнь. Пусть слышат следующее, чтобы не думать, будто здесь произошло окончательное воскресение: «и дал Ему власть производить и суд» (Ин. 5.27). Кто? Отец. Кому дал? Сыну. Ибо Кому Он дал иметь жизнь в Самом Себе, Тому дал и власть производить и суд. «Потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5.27). Ибо Христос — Он и Сын Божий, и Сын Человеческий. «В наале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин. 1.1-2). Смотрите, как Он дал Ему «иметь жизнь в Самом Себе»!

Но поскольку «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1.14), Он, ставший от Девы Марии человеком, является Сыном Человеческим. Поэтому, коль скоро Он — Сын Человеческий, что Он получил? «Власть производить и суд». Что за суд? В конце мира: и тогда случится воскресение мертвых, но уже тел. И вот души воскрешает Бог через Христа, Сына Божия, и тела воскрешает Бог через Того же Христа, Сына Человеческого. «Дал Ему власть». Он не имел бы этой власти, если бы не получил, и был бы человеком без власти. Но Сыном Человеческим является Тот же Сын Божий. Ибо для единства лица через присоединение Сына Человеческого к Сыну Божиему сделалось одно Лицо; Сын Божий — то же самое Лицо, что и Сын Человеческий. Что же следует различать сообразно тому, что Он имеет? Сын Человеческий обладает душой и телом. Сын Божий, Который есть Слово Божие, обладает человеком, как душа телом. Как душа, обладая телом, не образует две личности, но одного человека, так и Слово, обладая человеком, не образует два лица, но одного Христа.

Что такое человек? Разумная душа, обладающая телом. Кто такой Христос? Слово Божие, обладающее человеком. Я вижу, о чем я говорю, и кто я, говорящий это, и кому я говорю.

16. Теперь услышьте о воскресении тел, причем не от меня, но от Господа, Который скажет ради тех, которые воскресли, поднявшись от смерти и прильнув к жизни. К какой жизни? К жизни, которая не знает смерти. Почему не знает смерти? Потому что не знает непостоянства. Почему не знает непостоянства? Потому что это — жизнь сама в себе. «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть и Сын Человеческий» (Ин. 5.27). Что за суд? Какой суд? «Не дивитесь сему», ибо Он сказал: «дал Ему власть производить и суд».

«Ибо наступает время» (Ин. 5.27-28). Он не добавил: «настало уже», - стало быть, Он хочет сказать нам о некоем часе в конце мира. Есть время, наставшее теперь, - чтобы восстали мертвые. Но сейчас они воскресают в уме через Слово Божие, Сына Божия, тогда воскреснут в плоти через Слово Божие, ставшее плотью, Сыном Человеческим. Ибо не придет Сам Отец на суд живых и мертвых, но все же Отец не отделяет Себя от Сына.

Как же тогда Он не придет Сам? Ибо не Его узрят на Суде: «воззрят на Того, Кого пронзили» (Ин. 19.37; Зах. 12.10). В том образе Он будет на Суде, в каком стоял под судом; в том будет судить, в котором был осужден; поскольку Он был осужден несправедливо, Он будет судить справедливо. Так вот, Он придет в образе раба (Флп. 2.7), и в нем узрят Его ясно. Ведь как образ Божий (Флп.2.6) могут ясно узреть праведные и неправедные? В самом деле, если бы Суд был только над праведными, то в образе Бога Его бы праведные ясно узрели. Поскольку же Суд пройдет над праведными и неправедными и не дано, чтобы неправедные видели Бога, «ибо блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8), таким явит Себя Судия, каким могли бы Его узреть и те, кто предназначен к венцу, и те, кто предназначен к осуждению. Так вот, образ раба могут узреть, а ораз Бога окажется сокрыт.

Будет сокрыт в рабе Сын Божий и ясно будет виден Сын Человеческий, ибо «дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». И потому Он один явится на Суд в образе раба, а Отец не явится, ибо не принимал образ раба. Потому-то Он и говорил выше: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5.22). Итак, правильно было отложено рассмотрение вопроса, чтобы провозвестивший Сам истолковал его. Ибо прежде было непонятно, теперь же, как я полагаю, стало ясно, что «дал Ему власть производить и суд» и что «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну», потому что суд Он проведет в том образе, который не имел Отец.

И какой это суд? «Не дивитесь сему: ибо наступает время» - не то, что уже настало, чтобы воскресли души, но то, которое будет, чтобы воскресли тела.

17. Пусть Он более определенно скажет об этом, чтобы еретик, отрицающий воскресение плоти, лишился возможности лгать, хотя смысл уже очевиден. Когда выше было сказано: «наступает время», Он добавил: «и настало уже» (Ин. 5.25). А теперь говорит: «наступает время» (Ин.5.28), - и не добавляет: «настало уже». Пусть же, обнажив истину, Он разорвет все петли, все узлы, все ручки на ловчих сетях еретиков.

«Не дивитесь сему: ибо наступает время, в котором все, находящиеся в гробах...» (Ин. 5.28). Что может быть очевиднее? Что более явным? В гробах находятся тела, души не находятся в гробах — ни праведных, ни неправедных. Душа праведного была на лоне Авраама, душа неправедного мучилась в аду (Лк. 16.22-25). Ни та ни другая не была в гробу. Я прошу вас, обратите внимание на то, что Он выше сказал: «наступает время, и настало уже»

Вы, братья, знаете, с каким трудом вы добываете хлеб для жизни своей. Насколько же больше требуется труда для ума? С трудом вы стоите и слушаете, но мы с еще большим трудом стоим и говорим. Если мы трудимся ради вас, то вы должны трудиться вместе с нами ради себя самих. Итак, когда Он выше сказал: «наступает время», и при этом добавил: «настало уже», - что Он еще присоединил? «Когда мертвые услышат глас Сына Божия» и те, кто услышат, «оживут» (Ин. 5.25). Он не сказал: «Все мертвые услышат и, услышав, оживут». Ибо Он хотел быть воспринят умершими нечестивцами. Но все ли неправедные повинуются Евангелию? Апостол открыто говорит: «Но не все повинуются Евангелию» (Рим. 10.16). Все же те, кто слышит, оживут, ибо все, кто подчиняется Евангелию, перейдут в жизнь вечную через веру, но тем не менее не все повинуются, и это происходит теперь. А в конце же «все, находящиеся в гробах», то есть праведные и неправедные, «услышат глас Его и изыдут» (Ин. 5.28-29).

Почему он не пожелал сказать: «и оживут»? Потому что все изыдут, но не все оживут. Разумеется, в том, что Он выше сказал: «И те, кто услышат, оживут», Он хотел, чтобы слушая глас Сына Бо<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.