Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 14.



                                         Гомилия 14.

От этого места в Евангелии: «...сия- то радость моя исполнилась...» и до этого: «а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3.29-36).


1. Это чтение Святого Евангелия раскрывает перед нами величие божества Господа нашего Иисуса Христа и смирение человека, который был удостоен именоваться другом Жениха, чтобы мы поняли, в чем различие между человеком, который является человеком, и Человеком, Который есть Бог. Ибо Богочеловек — Господь наш Иисус Христос, Бог прежде всех веков и вместе с тем человек, пришедший в наш век; Бог от Отца и человек от Девы. И как бы то ни было, человек от Девы — Тот же Самый Господь и Спаситель Иисус Христос, Сын Божий, Богочеловек. Иоанн же был просто человек, пусть и исключительной благодати, посланный прежде Него, просвещенный Тем, Кто есть Свет. Ибо сказано об Иоанне: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин.1.8).

Хотя он может быть назван светом и справедливо сам именуется светом, все же — светом полученным, а не светом светящим. Ибо одно- свет, который светит, другое — свет, который отражается. Ведь и наши очи называются светочами, и все же в темноте они открыты и не видят. Свет же светящий — это свет сам по себе и свет для себя и не нуждается в другом свете, чтобы мог светить, но остальные светочи нуждаются в нем, чтобы светить.

2. Так вот, Иоанн признал это, как вы слышали. Ибо, когда Иисус многих сделал учениками и когда Иоанну сообщили об этом, словно бы для того, чтобы он возревновал, - ибо, словно чтобы исполнить его зависти, рассказывали ему: «Смотри, Он имеет учеников больше, чем ты», - тот признал, чем он является, и тем признанием заслужил принадлежность Ему, ибо не дерзнул сказать про себя, что является Им.

В самом деле, Иоанн сказал следующее: «не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин. 3.27). Стало быть, Христос дает, а человек принимает. «Вы сами мне свидетели в том, что Я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» (Ин. 3.28-29). Он не радовался самому себе. Ибо тот, кто хочет радоваться себе, будет печален, а тот, кто хочет радоваться Богу, будет радоваться вечно, ибо Бог вечен.

Хочешь ли ты иметь радость вечную? Будь предан Тому, Кто вечен. Таким назвал себя Иоанн. «Радуется друг жениха, слыша голос жениха» (Ин. 3.29), как говорит он (не свой голос слыша), стоит и внимает Ему. Если бы он пал, то не слышал бы Его. Ведь о том, кто некогда пал, сказано: «и не устоял в истине» (Ин. 8.44). Это сказано о диаволе. Так вот, другу Жениха следует стоять и слушать. Что значит «стоять»? Значит пребывать в благодати Его. Которую он получил. И он слышит голос, чтобы ему радоваться. Таков был Иоанн: он знал, откуда приходит радость, и не присвоил себе того (имени), какое ему не принадлежало. Он знал о себе, что он отражает свет, а не светит. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в этот мир» (Ин. 1.9). Если всякого человека, то и самого Иоанна, ибо он был из числа людей.

Ведь хотя «никто не восставал больше Иоанна из рожденных женами» (Мф.11.11), тем не менее сам он был из тех, которые были рождены женами. Неужели его следует сравнивать с Тем, Который, поскольку Сам пожелал, был рожден от жены, и потому был рожден исключительным образом, что был исключителен? Оба рождения Господа были необыкновенны, и Божественное, и человеческое: Божественное не имело матери, человеческое не имело отца. Иоанн же был одним из прочих людей, но все же большей чем у прочих благодати, так что никто не восставал выше его из рожденных женами. И он такое дал свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе, что назвал Его Женихом, а себя другом Жениха, недостойным все же развязывать ремни у Его обуви.

Вы, возлюбленные, уже многое услышали на этот счет. Давайте посмотрим, что следует далее, поскольку это нелегко для понимания. Но поскольку сам Иоанн сказал, что «не может человек ничего принимать, если не будет дано ему с неба» (Ин.3.27), все, что мы не поймем, давайте спрашивать у Того, Кто дает с небес. Ибо мы — люди и не можем ничего принять, если только не даст Он, Который человеком не является.

3. Итак, Евангелие продолжается, и говорит Иоанн: «сия-то радость моя исполнилась» (Ин.3.29). В чем для него радость? Чтобы радоваться голосу Жениха. «Исполнена радость во мне, я имею благодать мою, большего я не требую для себя, чтобы не утратить то, что я уже получил». Какова же эта радость? «Радостью радуется, слыша голос жениха» (Ин.3.29). Пусть же поймет человек, что он должен радоваться не разумению своему, но разумению, которое он получил от Бога. Пусть ничего больше не ищет, и тогда не утратит он то, что нашел. Ведь многие стали неразумными потому, что называли себя мудрыми. Уличает таких апостол и говорит о них: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим.1.19).

Послушайте, что он говорит о некоторых неблагодарных и нечестивых: «Потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что сами они не заслуживают прощения» (Рим. 1.19-20). Почему не заслуживают прощения? «Но как они, познавши Бога (он не говорит, что они не знали Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми обезумели» (Рим. 1.21-22). Ведь если они познали Бога, то одновременно с этим познали, что разумными их сделал не кто иной, как Бог. Стало быть, пусть не приписывают себе то, что имеют благодаря не самим себе, но пусть вменяют это Тому, от Кого получили. Но не возблагодарив Его, они сделались безумными.

И вот Бог в ответ на то, что дал им даром, получил неблагодарность. Иоанн не хотел быть таким, а хотел быть благодарным; он признал, что получил это от Бога, и сказал, что радуется, слыша голос Жениха, и говорит: «Сия-то радость моя исполнилась» (Ин.3.29).

4. «Ему должно расти , а мне умаляться» (Ин.3.30). Что это значит? «Ему должно возвеличиться, а мне смириться». Каким образом растет Иисус? Каким образом растет Бог? Совершенный не может расти. Бог не растет и не умаляется. Ибо если Он растет, значит не является совершенным; если Он умаляется, значит не является Богом. Каким же образом растет Иисус, будучи Богом? Может быть, в смысле возраста? Ведь Он счел достойным стать человеком и был мальчиком; и хотя Он был Словом Божиим, лежал младенцем в яслях, и хотя Он Сам создал Мать Свою, сосал в младенчестве молоко Матери. Стало быть, поскольку Иисус рос в смысле возраста плоти, потому, может быть, и сказано было: «Ему должно расти, а мне умаляться»? Но почему так сказано?

Что касается плоти, то Иоанн и Иисус были одного возраста. Разница между ними была в шесть месяцев (Лк.1.36), они одинаково росли. И если Господь наш Иисус Христос задолго до смерти пожелал быть здесь и пожелал чтобы Иоанн был здесь вместе с Ним, то они как вместе росли, так вместе могли и стареть. Почему же: «Ему должно расти, а мне умаляться»? Конечно же, по той причине, что Господь наш Иисус Христос уже был в возрасте тридцати лет (Лк.3.23). Ведь неужели, если был Он тридцати лет, все еще рос как юноша? Люди с этого возраста уже начинают клониться к закату и переходить в возраст более почтенный, а далее — к старости. Но если бы они были в тот момент мальчиками, то Иоанн не сказал бы: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3.30), - но сказал бы: «Нам вместе должно расти».

А в тот момент один был тридцати лет и другой тридцати лет. Шесть месяцев, которые их разделяли, не влияли на возраст. Различие обнаруживается больше при чтении, нежели при взгляде на них.

5. Что же значит: «Ему должно расти, а мне умаляться»? Это великая тайна! Уразумейте, возлюбленные! Прежде чем пришел Господь наш Иисус Христос, люди возносили славу себе. Он пришел как человек, чтобы умалилась слава человека и возросла слава Божия. Ведь Он пришел без греха и нашел всех во грехе. Если Он пришел так, чтобы отпустить грехи, то Бог должен был проявить щедрость, а человек исповедать грехи. Ведь исповедание человека — это признание человеком своей малости; сострадание Божие — это величие Божие. Так вот, если Он пришел отпустить грехи человеку, человек должен осознать малость свою, а Бог проявить милосердие Свое.

«Ему должно расти, а мне умаляться». То есть: «Ему должно даровать, а мне — принимать; Ему должно быть прославленным, а мне — исповедоваться». Пусть человек осознает место свое и исповедуется перед Богом и пусть услышит апостола, говорящего возгордившемуся и надменному человеку, возжелавшему возвысить себя: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто бы не получил?» (1 Кор. 4.7). Пусть человек уразумеет, что он получил все от Бога, в то время как хочет назвать своим то, что принадлежит не ему; пусть он умалит себя. Ибо благо для него — чтобы Бог в нем был прославлен. Пусть сам умалит себя, чтобы возрасти в Боге.

Это свидетельство и эту истину и Христос, и Иоанн явили в страданиях своих. Ведь Иоанн лишился головы, а Христос был вознесен на крест, чтобы и через это стало ясно: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3.30). Кроме того, Христос был рожден, когда уже стали увеличиваться дни, а Иоанн был рожден, когда дни стали убывать. Само Рождество и сами Страсти указали на слова Иоанна, изрекшего: «Ему должно расти, а мне умаляться» . Итак, пусть возрастет в нас слава Божия и пусть умалится слава наша, чтобы в Боге возросла и наша слава.

Ведь об этом говорит апостол, об этом говорит Священное Писание: «хвалящийся пусть обретет хвалу в Господе» (1Кор. 1.31; Иер.9.23-24). Ты хочешь обрести славу в себе? Ты хочешь возрасти, но злом своим ты лишь растешь во зле. Тот же, кто растет во зле, умаляется в праведности. Пусть же растет Бог, Который всегда совершенен, пусть Он растет в тебе. Ибо когда ты больше принимаешь Бога и когда ты больше принимаешь, в тебе, очевидно, растет Бог; Он же не растет в Себе, но всегда совершен.

Вчера ты узнал немногое, сегодня узнаешь больше, завтра узнаешь еще больше: это свет Божий растет в тебе, как и Бог в тебе растет, хотя Он всегда совершен. Это как если бы у какого-то человека излечились глаза от прежней слепоты, и он стал немного видеть свет, на другой день стал видеть больше, на третий день — еще больше, и ему кажется, будто свет возрастает. Но при этом свет — совершенен, видит ли его человек, или не видит. Так же и внутренний человек (Рим. 7.22): когда он преуспевает в Боге и ему кажется, что Бог растет в нем, но сам он при этом умаляется, чтобы отказаться от своей славы и взойти к славе Божией.

6. Отчетливо и ясно уже проявляется то, что мы только что слышали. «Приходящий свыше и есть выше всех» (Ин. 3.31). Смотри, это он говорит о Христе. А что он говорит о себе? «Сущий от земли есть земной и говорит от земли. Приходящий свыше — выше всех» (Ин. 3.31). Это Христос. А тот, кто от земли является земным и говорит от земли, - это Иоанн. И что же? Все, что Иоанн, сущий от земли, говорит, он говорит от земли? Все свидетельство, которое он давал о Христе, Иоанн говорил от земли? Разве не голос Бога слышат от Иоанна, когда он дает свидетельство о Христе? Каким же образом он говорит от земли? Но он сказал это о человеке. То, что относится к самому человеку, он говорит от земли; если же он говорит нечто Божественное, то говорит как просвещенный Богом. Ибо если бы он не был просвещен Богом, то в качестве земли говорил бы о земном. Стало быть, благодать Божия — сама по себе , природа человека — сама по себе.

Спроси о природе человека: человек рождается и растет, он знает, что принято у людей. Что он знает кроме того, что знает земля о земле? Он говорит о человеческом, знает человеческое, чувствует человеческое; будучи плотским, судит по плоти, по плоти воспринимает: в этом весь человек. Пусть придет благодать Божия, пусть просветит тьму его, как сказано: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» (Пс. 17.29). Пусть она присвоит ум человека и обратит к свету своему, и он начнет говорит то, что сказал апостол: «Не я, впрочем, но благодать Божия со мной» (1 Кор. 15.10) и: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.20). То есть: «Ему должно расти, а мне умаляться».

Так вот, Иоанн в том, что относится к Иоанну, принадлежит земле и говорит от земли; если же ты что-то божественное слышишь от Иоанна, то это принадлежит Тому, Кто просветил, а не тому, кто принял свет.

 

7. «Приходящий с небес есть выше всех, что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его» (Ин. 3.31-32). «Приходящий с небес есть выше всех — это Господь наш Иисус Христос, о Котором выше было сказано: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3.13). Он выше всех и то, «что Он видел и слышал, о том и свидетельствует». Ибо имеет Он Отца, а Сам Он — Сын Божий. Он имеет Отца и слушает Отца. А что значит: «Он слушает Отца»? Кто это может раскрыть? О, если бы языка моего, если бы сердца моего было достаточно — сердца для уразумения и языка для изъяснения того, что значит: «Сын слушает Отца!» Может быть, Сын слушал Слово Божие?

Но нет, Сын и есть Слово Отца. Вы видите, насколько беспомощны здесь все человеческие усилия; вы видите, насколько недостаточным оказывается всякое толкование со стороны сердца нашего и всякое напряжение запутавшегося ума. Я слышу Писание, сообщающее, что Сын говорит то, что слышал от Отца (Ин. 3.32; 8.26). И опять же я слышу Писание, сообщающее, что Сын есть Слово Божие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1.1).

Слова, которые мы произносим ,мимолетны и преходящи. Как только слово прозвучало в устах твоих, оно исчезает; производит свое звучание и исчезает в тишине. Разве ты можешь идти вслед своему звуку, удержать его, чтобы оно застыло? Все же остается у тебя мысль и, исходя из этой пребывающей с тобой мысли, ты произносишь многие преходящие слова. О чем мы говорим, братья? Неужели же, когда Бог сотворил, Он использовал голос, использовал звуки, использовал слоги? Если Он использовал это, то на каком языке Он говорил? На еврейском, греческом или латинском? Там необходимы различные языки, где есть разные народы. Но здесь никто не может сказать, что Бог говорил на том или на ином языке. Послушай, свое сердце! Когда ты придумываешь слово, чтобы его высказать (ибо я скажу, если смогу, то, что мы можем заметить в нас, но не то, что позволит разъяснить нам (поднятый вопрос) итак, когда придумываешь слово, чтобы произнести, ты хочешь назвать некую вещь, и сама мысль об этой вещи — уже есть слово в сердце твоем. Оно еще не прозвучало, но уже рождено в сердце и ждет, чтобы выйти из уст.

Но ты смотришь, для кого оно должно прозвучать, с кем ты разговариваешь. Если твой собеседник латинянин, ты ищешь латинские выражения; если он грек, ты используешь греческие слова; если он пуниец, ты смотришь, знаешь ли ты пунический язык. Для разных слушателей ты используешь разные языки, чтобы прозвучало задуманное слово; но то слово, что ты замыслил в сердце, не связано ни с каким языком. Поскольку же Бог, когда говорит, не подбирает язык и не пользуется тем или иным родом речи, то каким образом слушает Его Сын, если глаголющий Бог и есть Сам Сын? Но как слово, которое ты произносишь, ты держишь в сердце, и оно пребывает в тебе и является духовной мыслью (ведь как душа твоя является духом, так и слово, которое ты задумал, является духом, ибо оно еще не обрело звук, чтобы разделиться на слоги, но пребывает в хранилище сердца и в зеркале ума), так и Бог образовал внутри Себя Слово, то есть родил Сына. С той лишь разницей, что ты рождаешь слово, пусть и в сердце, сообразно времени, Бог же без времени родил Сына, посредством Которого Он сотворил все времена. Итак, Слово Божие есть Сын, а Сын говорил нам не Свое Слово, но Слово Отца, поэтому Он пожелал, чтобы о Нем было сказано, что Он говорит Слово Отца.

Так вот, Иоанн сказал так, как это подобало и надлежало. Мы, как смогли, разъяснили это. У того, чье сердце еще не обрело достойного понимания этого вопроса, есть, куда обратиться ,есть, куда стучаться, есть, у кого спросить, есть, у кого домогаться, есть, от кого получить ответ.

8. «Приходящий с небес есть выше всех, что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его» (Ин.3.31-32). Если «никто», тогда зачем Он пришел? Стало быть, «никто» из какого-то круга. Есть некие люди, приуготовленные для гнева Божия и достойные быть проклятыми вместе с дьяволом. «Никто» из них не принял свидетельство Христа? Ведь если «никто» вообще («не принимает свидетельства Его»), ни единый человек, то что означают следующие слова: «Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен» (Ин. 3.33)?

Определенно не «никто», если ты сам говоришь: «Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен». Возможно, Иоанн, если бы его спросили, ответил бы и сказал: «Я не знаю, что значит в сказанном мною никто». Есть, конечно, люди, рожденные для гнева Божия и к нему изначально приуготовленные. Ибо Бог с самого начала знал, кто будет упорствовать в том, во что уверовал, а кто отпадет от веры. И все люди, приуготовленные для жизни вечной, уже были сосчитаны Богом. И Он уже знал этих отдельных людей. И если Он знал это и дал знать пророкам через Дух Свой, значит дал и Иоанну. Стало быть, Иоанн видел это, и не очами своими (ведь в том лишь, что касалось его самого, он земной и говорит от земли), но в благодати Духа, которую получил от Бога, он видел некоторых нечестивых людей и неверных. Видя их, пребывающих в неверии своем, он сказал: «Свидетельство Того, Кто пришел с небес, никто не принимает».

«Никто»из числа кого? Из числа тех, кто будет стоять по левую сторону и кому будет сказано: «идите в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25.41). А кто те, которые будут стоять по правую сторону, те, кому будет сказано: «прийдите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира» (Мф. 25.14). Итак, он видит это разделение в духе, в роде же человеческом смешение; и то, что еще не было отделено друг от друга в плане места, он разделял во взоре сердца. Он видит два народа, верующих и неверующих. Он обращает внимание на неверующих и говорит: «Приходящий с небес есть выше всех, что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его» (Ин. 3.31-32). Затем он отвратил свой взор от левой стороны и обратил его к правой и сказал следующее: «Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен» (Ин. 3.33).

А что означает: «запечатлел, что Бог истинен», если не то, что человек лжив, а Бог правдив? Ибо никто из людей не может сказать того, что принадлежит истине, если не будет просвещен Тем, Кто не может солгать. Итак, Бог истинен, а Христос — Бог. Хочешь убедиться? Прими свидетельство Его, и ты обнаружишь: «Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен», Кто ? Тот, Кто пришел с неба и Кто выше всех, - Бог истинный. Но если ты еще не понимаешь, что Он — Бог, если еще не принял свидетельства Его, тогда прими, и ты запечатлеешь, отчетливо поймешь, определенно узнаешь, что Бог истинен.

9.
«Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии» (Ин. 3.34). Сам есть Бог истинный и послал Того Бог; Бог послал Бога. Присоединись к обоим, един Бог, и Бог истинный послан Богом. Спроси о Каждом по отдельности: Каждый из Них Бог. Спроси об обоих: оба Они — Бог. Ибо столь велика любовь Святого Духа, столь велик мир единства, что, когда ты задаешь вопрос о Каждом в отдельности, тебе отвечают: Они — Бог, когда ты задаешь вопрос о Троице, тебе отвечают: Она — Бог. Ибо если дух человеческий, когда он соединяется с Богом, является одним духом, как апостол весьма определенно сказал: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6.17), - насколько в еще большей степени Сын равный с Отцом, соединяясь с Отцом, является вместе с Ним единым Богом!

Услышьте и другое свидетельство. Известно ли вам, сколь много было уверовавших, когда они продали все, чем владели, и положили к ногам апостолов, чтобы это было распределено каждому по нужде, и знаете ли, что говорит Писание о том собрании святых? «Было одно сердце и одна душа в Господе» (Деян. 4.32.). Если любовь сделала из стольких душ одну душу и из стольких сердец одно сердце, сколь же велика любовь между Отцом и Сыном? Во всяком случае, она должна быть больше, чем между теми людьми, у которых стало одно сердце! Если же сердце множества братьев вследствие любви стало одним и душа множества братьев вследствие любви стала одной, скажешь ли ты, что Бог Отец и Бог Сын — два Бога? Если Они два Бога, нет тогда высшей любви между Ними. Ибо если здесь такая сильная любовь , что душу твою и душу друга твоего превращает в одну душу, каким образом там нет единого Бога Отца и Сына? Вера далека от того, чтобы так превратно думать.

Короче говоря, сколь превосходна любовь та, уразумейте из следующего. Многим людям принадлежат многие души, и, если они любят друг друга, они становятся единой душой. Но можно сказать и «множество душ». Это можно сказать в отношении людей, ибо единение меж ними не столь велико. Там же ты можешь сказать «один Бог», но тебе не следует говорить «два Бога» или «три Бога». Оттуда вверяется тебе такое величие и такая высота любви, что больше ее не может быть.

10. «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии» (Ин. 3.34). Иоанн сказал это, конечно, о Христе, чтобы отделить себя от Него. Ведь в чем смысл этого? Разве самого Иоанна не послал Бог? Или не сам он сказал: «я послан пред Ним» (Ин. 3.28)? А также: «Пославший меня крестить в воде» (Ин. 1.33)? И разве не о нем сказано: «Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3.1; Мф.11.9)? Разве не говорит он и сам слова Божии, если о нем даже сказано, что он «больше пророка» (Мф.11.9)?

Если же он и сам послан Богом, и слова Божии произносит, то как мы проверим, что он для того, чтобы провести различие между Христом и собой, сказал о Христе: «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии»? Но посмотри, что он добавляет: «Ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3.34). Что это означает: «Ибо не мерою дает Бог Духа»? Мы находим, что Бог дает Дух по мере. Послушай апостола, изрекающего: «»по мере дара Христова» (Еф. 4.7). Он дает людям по мере, а единственному Сыну дает без всякой меры. Каким образом Он дает людям по мере? «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков».

«Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор. 12.8-10; 12.29-30). Тот имеет одно , другой другое, и что имеет один, то не имеет другой; существует мера, некоторое разделение даров. Стало быть, людям дается по мере, и согласие меж ними создает единое тело. Так, одно получает рука, чтобы творить, другое — глаз, чтобы видеть, третье — ухо, чтобы слышать, иное — нога, чтобы ходить, и все же существует единая душа, которая приводит все дары в действие: в руке, чтобы та творила, в ноге, чтобы та ходила, в ухе, чтобы оно слышало, в глазу, чтобы оно видело. Так же существуют и различные дары для верующих, словно разделенные между членами Церкви по мере, всякому свой. Но Христос, Который дает, получает без всякой меры.

11.
Послушай же, что следует далее, ведь он говорит о Сыне: «Ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3.34-35). Он добавил: «все дал в руку Его, чтобы ты знал, о каком различении здесь сказано «Отец любит Сына».

Но каким образом? Разве Отец не любит Иоанна? И все же Он не «дал в руку его». Разве Отец не любит Павла? И все же Он «не дал все в руку его». «Отец любит Сына», но как Отец Сына, а не как господин раба, как Единственного, а не как усыновленного. Так вот, «все дал в руку Его».

Зачем «все»? Чтобы Сын был таким, каким является Отец. Ибо для равенства с Собой Он родил Его, так чтобы Он в образе Божием «не почитал хищением быть равным Богу» (Флп. 2.6). «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3.35). Так вот, поскольку Он удостоил послать к нам Сына, давайте не будем думать, что Посланный к нам в чем-то уступает Отцу. Отец, пославший Сына, послал второго Себя.

12. Ведь ученики, все еще думая, что Отец в чем-то превосходит Сына, видя плоть и не понимая божества, сказали Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14.8). Они словно бы говорили: «Мы уже узнали Тебя и благословляем Тебя, ибо узнали Тебя; и мы благодарим Тебя, ибо Ты явил Себя нам; но мы пока не узнали Отца, поэтому сердце наше горит и томится некоторым святым желанием узреть Отца Твоего, Пославшего Тебя; покажи нам Его. И мы ничего большего от Тебя не просим, ибо довольно нам, если будет показан нам Тот, больше Которого никого не может быть».

Благое томление, благое желание, но малое понимание. Господь Иисус Христос, видя, как малые ищут великое, и Себя, Великого среди малых и Малого среди малых, сказал Филиппу, одному из учеников, который как раз высказал ту просьбу: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» (Ин. 14.9). Здесь Филипп мог бы ответить: «Мы узнали Тебя, но неужели же мы сказали Тебе: «Покажи нам Себя? Мы знаем Тебя, но мы спрашиваем об Отце». Тотчас Он добавляет: «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14.9). Итак, если Он был равен Отцу, давайте не будем оценивать Его по немощи плоти, но думать о величии, облаченном в плоть, но не поглощенном плотью. Ибо, оставаясь Богом у Отца, у людей Он стал человеком, чтобы ты через Него, ставшего для тебя человеком, оказался способен воспринять Бога.

Ибо не мог человек воспринять Бога: человек мог видеть человека, но Бога воспринять не мог. Почему он не мог воспринять Бога? Потому что он не имел очей сердца, посредством которых мог бы воспринять Бога. Было у него нечто поврежденное внутри и нечто здоровое снаружи: телесные глаза были у него здоровы, а глаза сердца — поврежденные. Стал Он человеком для телесных глаз, чтобы, уверовав в Того, Кого нельзя было узреть телесным образом, ты вернул себе способность видеть Того, Кого не можешь узреть духовно. «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14.9).

Почему они не видели Его? Смотрите, они видели Его и не видели Отца. Они видели плоть, но величие было сокрыто от них. То, что видели ученики, любившие Его, видели также и иудеи, распявшие Его. Так вот, внутри Он был весь целиком, и внутри Он был во плоти так, чтобы оставаться у Отца, ибо Он не покинул Отца, когда пришел во плоти.

13. Чувственное восприятие не способно усвоить то, о чем я говорю. Пусть оно отложит рассудок и положит начало вере, пусть услышит то, что у Иоанна следует далее: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3.36). Он не сказал: «гнев Божий приходит на него», но сказал: «но гнев Божий пребывает на нем». Все, кто рождаются смертными, несут вместе с собой гнев Божий. Что за гнев Божий? Тот, который получил первый Адам. Ибо, если согрешил первый человек и услышал: «Смертию умрешь» (Быт. 2.17), он стал смертным, и мы стали рождаться смертными; и мы рождены с гневом Божиим.

Поэтому Сын пришел, не имеющий греха, облаченный в плоть, облаченный в смертность. Неужели если Он вместе с нами стал сопричастен гневу Божию, мы будем столь вялы в сопричастности вместе с Ним благодати Божией? Так вот, если кто не хочет верить в Сына , то «гнев Божий пребывает на нем». Какой гнев Божий? Тот, о котором говорит апостол: «Мы были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2.3). Следовательно, все мы чада гнева, ибо мы — пришедшие из проклятия смерти.

Поверь во Христа, ставшего ради тебя смертным, чтобы принять тебе Его как бессмертного. Ибо когда ты примешь бессмертие Его, ты перестанешь быть смертным. Он жил, ты умирал; Он умер, чтобы ты жил. Он принес благодать Божию и снял гнев Божий. Бог победил смерть, чтобы смерть не могла победить человека.

 

                                          



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.