Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 7. 1 страница



                                      Гомилия 7.

 

1.Мы радуемся вашему многочисленному собранию, тому, что вы пришли сюда с большим желанием, это превосходит все наши ожидания. Это то, что радует и утешает нас во всех трудностях и опасностях этой жизни: ваша любовь к Богу, ревность к благочестию, твердость вашей надежды и пыл вашего духа. Вы слышали в прочитанном псалме, что бедные и нуждающиеся взывают к Богу в настоящей жизни. (см.Пс.73.21.) Этот голос, который вы слышали много раз и содержите в своей памяти, не является голосом одного человека, но голосом от одного человека, потому что верных много: много зерен стонет среди плевел, разбросанных по всему миру, и все же это голос одного, потому что все являются членами Христа и, следовательно, образуют одно тело. Эти нуждающиеся и бедные люди не могут радоваться в этом мире: их боль и радость находятся внутри, где никто не видит, кроме Того, Кто один смотрит, слышит стоны и венчает тех, кто надеется. Радость мира - это только тщеславие. Ее ожидают с большой надеждой и трепетом, а когда она приходит, ее невозможно удержать. Так и этот день, который является днем радости в нашем городе, радостен для погибших людей. Завтра ее уже не будет, и они завтра не будут такими, какими они есть сегодня. Все проходит, все улетает, все исчезает, как дым, и горе тем, кто любит такие вещи! Каждая душа следует за тем, что она любит. «Всякая плоть- трава, и вся красота ее- как цвет полевой. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.» (Ис.40.6-8.) Вот то, что вам должно любить, если вы хотите пребывать вечно. Но вы можете сказать мне: «Как я могу постичь слово Божие?» «Слово стало плотью и обитало с нами.» (Иоанн.1.14.)

2. Поэтому, возлюбленные мои, следствием наших нужд и нищеты, является то, что мы скорбим о тех, кто считает себя богатым в своих собственных глазах. Действительно, их радость подобна радости безумных. Сумасшедший обычно радуется в своем безумии, а те, кто здоров, плачут о нем. Так давайте, возлюбленные, как исцеленные лекарством, которое пришло к нам с небес, ибо мы все пребывали в безумии, но исцелились, поэтому мы больше не любим те вещи, которые любили прежде, давайте воздыхать перед Богом о тех, которые страдают, кто еще безумен. Бог достаточно силен, чтобы их тоже исцелить. Но нужно, чтобы они посмотрели на себя и были недовольны собой. Они хотят смотреть, но не понимают, как им можно увидеть себя. Если они взглянут на себя, то увидят те вещи, за которые им придется краснеть. Но пока этого не произошло, наши заботы будут о другом, о нашей душе, которая требует нашего внимания: наша боль предпочтительнее их радости. Что касается числа наших братьев, они едва ли позволят увлечь себя этому празднику, но что касается наших сестер, нас огорчает, и это является причиной нашей скорби, что они не стремятся прийти в церковь, ибо если отсутствует страх Божий, то хотя бы чувство скромности должно удерживать их в уединении от шума улицы. Пусть Тот, Который видит все, обратит Свой взор на них, окажет им Свою милость, чтобы каждый увидел себя и исцелился. Что касается нас, которые здесь собрались на Божий праздник, давайте вкушать от этой трапезы Бога, и слово Его будет причиной нашей радости. Он приглашает нас к Своему Евангелию, Он Сам является нашей пищей, и нет никакой более приятной пищи, если только у человека вкус его сердца здоров.

3. Я думаю, возлюбленные братья, что вы помните о том, что мы читаем и комментируем это Евангелие в определенном порядке, и я полагаю, что вы не забыли о том, что мы рассматривали в последнее время, особенно недавний вопрос, касающийся Иоанна и голубя. О Иоанне мы рассказали, а именно, что нового он узнал о Господе посредством голубя, хотя он уже и знал Господа. Благодаря просвещению Святого Духа мы обнаружили, что Иоанн действительно уже знал Господа, но то, что Господь должен был крестить, что Он никому не передаст силу крещения, об этом Иоанн узнает от голубя, потому как прежде ему было сказано: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.» (Иоанн.1.33.) Что значит «Это Тот»? То есть нет никого другого, хотя Он может крестить и с помощью другого. Но почему Иоанн узнал это с помощью голубя? Об этом уже было много сказано, и я не могу повторять все, и в этом нет необходимости. Главным образом голубь являлся символом мира. Действительно, деревья, которые не были использованы для строительства ковчега, были омыты водой снаружи, принесены были голубем в ковчег, так как нашел на них плод. Как вы помните, голубь был выслан Ноем из ковчега, который плавал над водами потопа, был омыт погружением, но не был затоплен. Итак, после того, как был отправлен, он принес оливковую ветвь, но на ветке были не только листья, но и плоды. Поэтому мы желаем, чтобы наши братья, которые крещены были вне Церкви, приносили плоды, чтобы голубь не позволил им остаться снаружи, а привел их обратно в ковчег. Этот плод есть всецело любовь, без которой человек ничто, чтобы он без этого ни имел. И мы вспоминали и приводили слова Апостола об этом. Он говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру (что подразумевает он под «всей» верой?), так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13.1-3). Но те, которые разрушают единство, не могут сказать, что у них есть любовь. Это то, что ранее было нами сказано, давайте, посмотрим, что следует дальше.

4. «Иоанн свидетельствовал», потому что он видел. Какое свидетельство он дал? Что «Сей есть Сын Божий» (Иоанн.1.34.) Поэтому ему было необходимо крестить Того, Кто являлся единственным Сыном Божиим по природе, а не принятым по благодати. Принятые по благодати сыновья являются служителями единственного Сына. Единородный Сын имеет власть, у приемных сыновей есть служение. В том случае, если крестит служитель, который не принадлежит к числу сыновей, потому что жительство его негодное и поведение плохое, что может нас утешать? «Это Тот, Кто крестит».

5. “На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий» (Иоанн.1.35-36). Несомненно, Агнцем в особом смысле, потому, как и учеников также называли агнцами: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф.10.16.) Их также называли светом: «Вы -свет мира» (Мф.5.14.), но в другом смысле Он назван так, в отношении Его сказано так: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанн. 1.9.) Подобным образом Он был назван Агнцем, Агнцем, в особенном смысле: Он единственный без порока, без греха, не потому, что Его пятна были омыты, а потому, что у Него никогда не было пятен. Для чего так? Поскольку Иоанн сказал о Господе: «Вот Агнец Божий», не был ли сам Иоанн агнцем? Разве не был он святым человеком? Разве не был он другом Жениха? Поэтому с особым смыслом сказал о Нем Иоанн: «Вот Агнец Божий», потому что только кровью этого Агнца можно было искупить людей.

  6. Братья мои, если мы признаем, что цена нашего искупления- кровь Агнца, то как мы назовем тех, которые отмечают сегодня праздник крови какой-то женщины? Какая неблагодарность! Говорят, что из ушей этой женщины были вырваны золотые подвески так, что потекла кровь. На одни весы положили золотые подвески, на другие поместили кровь, и кровь перевесила золото. Если кровь женщины имела такой вес, что наклонила чашу весов, на которую положено было золото, тогда какой вес имеет кровь Агнца, сотворившего мир, чтобы быть достаточным наклонить весы, на другой стороне которых находится этот мир? И этот дух, я не знаю какой именно, был умиротворен при виде этой крови, прибавив его к весу золота. Нечистые духи знали о грядущем пришествии Иисуса Христа, они слышали об этом от Ангелов и Пророков, и не сомневались в том, что это произойдет. Если бы они в этом сомневались, то не восклицали бы: «Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Мы знаем, кто Ты, Святый Божий.» (Мк.1.24.) Они знали, что Он должен был прийти, но они не знали времени Его пришествия. Но что вы слышали в псалме об Иерусалиме? «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, - ибо пришло время. Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.» (Пс.101.14-15) Когда пришло время Божьей милости, пришел Агнец. Какой это Агнец, которого боятся волки? Что это за Агнец, Который будучи убитым, убил льва? О дьяволе говорится, что он — лев, который ходит и рычит, ища кого поглотить. (1 Петр.5.8.) Этот лев был побежден кровью Агнца. Вот, видение христиан! И более того, те, глазами плоти видят тщетное, а мы глазами сердца видим истину. Не думайте, братья мои, что Господь Бог лишил нас очей. Если бы у вас не было глаз, то были бы вы здесь сегодня? То, о чем мы говорили, вы видели и аплодировали воодушевленно, вы бы не аплодировали, если бы не видели. Действительно, это великое зрелище для всего мира, которое предлагается нашим глазам: видеть льва, побежденного кровью Агнца, членов Христа, освобожденных от зубов льва и соединенных с телом Христа! Поэтому тот или иной дух желая подражать этой истине, придумал подделку, желая, чтобы его образ приобретался ценой крови, так как знал, что человеческий род должен быть искуплен драгоценной кровью. Так злые духи приобретают себе некоторую тень чести, чтобы им обмануть тех, кто следует за Христом. Дело в том, братья мои, те, кто обольщает других с помощью амулетов, заклинаний, хитростями врага, смешивают имя Христа со своими заклинаниями, ибо теперь они не могут обмануть христиан, давая яд, поэтому добавляют к нему немного меда, чтобы при помощи сладкого можно было скрыть горечь, и напоив им, погубить. Я знаю, что служитель этого Пиллеата имел обыкновение говорить, что сам Пиллеат является христианином. Для чего это, братья, если не для того, что иначе они не смогли бы обмануть христиан?

  7. Поэтому не ищите Христа в другом месте, кроме того, где Христос хотел, чтоб Его проповедовали. Подумайте об этом, и запечатлейте это в своем сердце. Это стена, которая защитит вас от всех нападений и ловушек противника. Не бойтесь: враг не сможет вас искушать, если это не будет ему позволено, несомненно, он ничего не сделает, если ему не будет дозволено или попущено. Он посылается как злой ангел властью, держащей его в подчинении. Он действует с разрешения, когда что-нибудь просит, и это, братья мои, происходит только для того, чтобы испытать праведных и наказать нечестивых. Почему же ты боишься? Ходи в Господе Боге твоем, и будь уверен, что ты не будешь страдать, если Он не позволит тебе страдать, и это будет жезл исправляющего, а не наказанием осуждающего. Он хочет подготовить нас к вечному наследству, а мы противимся исправлению! Братья мои, если юноша отказывается принимать наказания от своего отца, разве он не будет назван гордым, неисправимым и неблагодарным по отношению к воспитывающему отцу? И для чего земной отец воспитывает своего сына? Для того, чтобы он не потерял временные вещи, которые он приобрел для него, которые он собрал для него, которые сам оставит их, потому как не сможет хранить их вечно. Он воспитывает сына, не для того, чтобы владеть этим имуществом совместно с ним, но для того, чтобы он обладал им после его смерти. Братья мои, если отец с такой заботой воспитывает сына, который должен стать его преемником, и которому придется пройти через все то, что прошел отец, его наставляющий, как вы хотите, чтобы обучал нас Отец, за Которым мы не можем следовать, но перед Которым мы предстанем однажды, с Которым будем вечно пребывать в наследстве, которое нетленно, не заканчивается, которое никакие бури не могут опустошить? Он Сам является нашим наследством и нашим Отцом. Он Тот, Кем мы будем обладать, и разве нас Он не должен воспитывать? Поэтому, давайте принимать наставления Отца. Когда у вас болит голова, не обращайтесь к колдунам, гадалкам и прорицателям. Братья мои, как я могу не скорбеть о вас? Каждый день я вижу это случающимся, и что мне делать? Разве мне еще не удалось убедить христиан в том, что вся надежда должна быть возложена на Христа? Если умирает тот, кто использовал эти суеверные средства лечения (сколько умерло таких, а сколько прожило без них!) , с каким дерзновением его душа предстанет перед Богом? Он потерял печать Христа, получив печать дьявола. Может ли он сказать, что не потерял он печати Христа? Может вы считаете, что сохранили печать Христа вместе с печатью дьявола? Христос не хочет общего имущества, Он хочет владеть всем, что Он купил. Он заплатил цену настолько высокую, что хочет быть одним его хозяином. Вы хотите сделать Его компаньоном дьявола, которому вы продали себя через грех? «Горе тем, у кого двойное сердце» (Сир.2.12.), которые разделяют свое сердце, отдавая одну часть Богу, а другую-дьяволу! Бог, рассерженный тем, что часть отдана дьяволу, уходит, и дьявол овладевает всем. Поэтому не зря Апостол говорит: «не давайте места дьяволу» (Еф.4.27.) Итак, давайте, братья, узнаем Агнца, узнаем, какую цену Он заплатил за нас.

 8. «Стоял Иоанн и двое из учеников его» (Иоанн.1.35.) Вот, с Иоанном двое из учеников его: Иоанн был другом Жениха, поэтому искал не своей славы, но свидетельствовал об истине. Хотел ли он, чтобы его ученики остались с ним, препятствуя им следовать за Господом? Напротив, он сам показал своим ученикам, за Кем они должны следовать. Они считали Иоанна Агнцем, но он сказал им: «Почему вы обращаете свое внимание на меня? Я не Агнец. Вот Агнец Божий.», о Котором он и прежде говорил: «Вот Агнец Божий». Какая польза нам в Агнце Божием? «Вот, -говорит он, - Который берет на Себя грех мира.» (Иоанн.1.29.) Услышав эти слова, два ученика, которые были с Иоанном, последовали за Иисусом.

 9. Давайте посмотрим, что будет дальше. «Вот Агнец Божий», -сказал Иоанн. «Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви, - что значит: учитель, - где живешь?» (Иоанн.1.37-38) Они еще не последовали за Ним с намерением присоединиться к Нему навсегда, известно, что это произошло только тогда, когда Он призвал их оставить свою лодку. Как вы только что слышали, одним из этих двух учеников был Андрей. Андрей был братом Петра, и из Евангелия мы знаем, что Господь призвал Петра и Андрея оставить свою лодку, говоря: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.» (Мф.4.19.) С этого момента они присоединились к Нему так, чтобы больше не покидать Его. В данном случае эти два ученика следуют за Ним не как эти, которые последовали за Ним с намерением уже не оставлять Его, но, чтобы увидеть, где Он живет, исполняя написанное в Писании: «Пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его.» (Сир.6.36-37) Христос показал им, где Он жил. Они пришли и провели тот день в беседе с Ним. Какой благословенный день они провели! Какая благословенная ночь! Кто может рассказать нам о том, что они услышали от Господа? Давайте также приступим к строительству дома в наших сердцах, чтобы Он смог прийти научить нас, продолжая общаться с нами. Глава 10. «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви, -что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.» (Иоан.1.38-39) Неужели мы думаем, что евангелист без причины указывает нам, в каком часу это было? Разве так может, что он не желал, чтобы мы не обращали на это свое внимание, и не искали бы этому причину? Это был десятый час. Это число означает закон, потому что закон был дан в десяти заповедях. Теперь пришло время, когда закон должен быть исполнен через любовь, потому что евреи не смогли исполнить его через страх. Поэтому Господь говорит: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить его.» (Мф.5.17.) Поэтому не случайно эти два ученика, по слову друга Жениха, последовали за Христом в десятый час. И в десятом часу Он услышал, как они назвали Его «Равви», что значит: Учитель. Если Господь услышал, что Его назвали «Равви» в десятом часу, а число десять относится к закону, то Господином закона является не Кто иной, как Тот, Кто дал закон. Пусть никто не говорит, что один дал закон, а другой учит закону. Он Тот, Кто дал нам этот закон, Он и учит нас этому закону. Его слова исполнены милости, поэтому Он с милосердием учит закону, как сказано о мудрости: «Кроткое наставление на языке ее.» (Притч.31.26.) Не бойся того, что ты не способен исполнить закон, прибегай к милости. Если ты не можешь исполнить закон, воспользуйся договором, который был заключен с вами, используя подпись, которой он подписан, воспользуйся прошениями, которые Небесный Законодатель составил для вас. Глава 11. Те, у кого есть судебное дело, и которые хотят обратиться к императору с прошением, обращаются за помощью к квалифицированному юристу, чтобы он составил текст прошения, опасаясь, что если они ненадлежащим образом составят текст, то вместо ожидаемой пользы, они понесут наказание. Поэтому, когда Апостолы пожелали обратиться с прошением к Богу-Императору, они сказали Христу: «Господи, научи нас молиться.» (Лк.11.1.) Как бы говоря: «Ты наш опытный в Законе Эксперт, наш Адвокат и Советник, пожалуйста составь молитву за нас.» И Господь, согласно кодексу Небесного закона, учил их, как следует им молиться. И в том, чему Он учил, поставил определенное условие: «Прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Лк.11.4.) Если вы не по закону просите, то становитесь виновными. После того, как стал ты виновным, ты не имеешь трепета перед Императором? Принеси жертву смирения, принеси жертву милосердия, молясь так: «Прости меня, потому что я тоже прощаю.» Но если ты говоришь так, делай это! Что ты на самом деле будешь делать? Куда ты пойдешь, если ты солгал в своих молитвах? Вы не только потеряете, как говорят в суде, пользу от рескрипта, но вы не получите и самого рескрипта. В соответствии с нормами судебного права, те, которые солгали в своем обращении, не получают того, о чем просили. Это происходит среди людей, потому что человек может быть обманут. Император может быть обманут предъявленным вами прошением. Вы представили свою просьбу, а тот, кому вы ее представили, не понял, что вы лжете. Он отправит тебя к твоему противнику, чтобы он имел возможность опровергнуть тебя, и если перед судьей ты будешь уличен во лжи, то лишишься пользы от своего прошения в том месте, где ты его подал. Но Бог, который знает, лжешь ты или говоришь правду, не только сделает твою просьбу недействительной на Своем суде, но не даст тебе ничего получить, потому что ты осмелился солгать Истине.

 12. Что ты тогда будешь делать? Скажи мне. Исполнить закон, ничего не упуская, сложно. Определенно останется вина. Не хочешь ли ты использовать лекарство? Вот, братья мои, какое лекарство Господь приготовил от душевных болезней. Какое? Когда у вас болит голова, вместо того, чтобы прибегать к амулетам, возложите на свою голову Евангелие. Немощь человека настолько велика, что к сожалению, некоторые обращаются к амулетам, мы радуемся, когда видим человека, лежащего на своей постели, мучающегося от боли и лихорадки, не надеющегося ни на что иное, кроме как на Евангелие, которое возлагает себе на голову. Не тому, что Евангелие для этого предназначено, а тому, что оно предпочитается амулетам. Так если человек возлагает на голову свою Евангелие, чтобы ослабить боль, почему тогда не возложить его на сердце, чтобы исцелиться от греха? Пусть это будет сделано. Пусть оно будет помещено в сердце, чтобы исцелилось сердце. Хорошо, что, заботясь о здоровье своего тела, вы обращаетесь с просьбой об этом к Богу. Если Он знает, что это будет полезно тебе, Он даст тебе это, но если Он не дает этого, то предвидит, что оно не принесет тебе пользы. Сколько больных людей находятся на своих постелях, и по этой причине не совершают грехов! В то время как, если бы у них было здоровье, они пошли бы на совершение преступлений. Скольким людям здоровье вредит! Разбойник, который поджидает человека в темном месте, чтобы убить его, насколько лучше для него было бы заболеть! И тот, кто встает ночью, чтобы подкопать стену своего соседа, насколько лучше было бы для него, чтоб лихорадка остановила его? Если бы он был болен, то был бы сравнительно невинен, будучи здоровым, он виновен в злодеянии. Итак, Бог знает, что приносит нам пользу. Давайте позаботимся о том, чтобы наши сердца были сохранены от греха, и, если нам случится заболеть телом, помолимся к Богу о помощи. Апостол Павел просил Его удалить жало в своей плоти, но не был в этом услышан. Был ли он от этого расстроен? Возможно он опечалился, посчитав себя оставленным? Напротив, он чувствовал, что не оставлен, по причине того, что не был освобожден, но это было необходимо для исцеления его немощью. Он узнал об этом в голосе Врача: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи.» (2 Кор.12.9.) Откуда ты знаешь, почему Бог не желает исцелить тебя? Это значит, что вам полезно еще проходить испытание. Откуда вам знать, как болен тот, кого режет врач, направляя свой нож на пораженную часть? Разве он не знает меры, не знает, что резать и как долго делать это? Жалобы больного отодвигают ли руку режущего врача? Больной человек кричит, доктор продолжает резать. Является ли он жестоким, потому что не слушает крика больного, или он напротив, милосерден, удаляя рану, чтобы больной смог исцелиться? Вот почему, братья мои, я сказал о том, чтобы никто не обращался за помощью, кроме как к Богу, когда случается, что Господь подвергает нас некоторому испытанию. Берегитесь погибнуть, старайтесь не отойти от Агнца, чтобы лев не поглотил вас.

  13. Мы объяснили, почему это происходило в десятом часу. Давайте посмотрим, что последует далее. «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос.» (Иоан.1.40-41). «Мессия»-на иврите, «Христос»- на греческом, «Помазанник»- на латыни. Ибо от помазания Его называют Христом. Он помазан в особенном смысле, уникальным образом: в Его помазании участвуют все христиане, но Его помазание превосходнее всех. Послушайте, как об этом говорит псалмопевец: «Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.» (Пс.44.8.) Его соучастники- все святые, но Он- Святой святых, особый Помазанник, помазание которое присуще только Ему одному.

 14. «И привел его к Иисусу, Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». (Иоан.1.42.) Нет ничего великого в том, что Господь сказал Петру, чьим сыном он является. Он знает имена всех Своих святых, которых предопределил от сотворения мира, и ты удивляешься, что Он сказал одному человеку: «Ты сын такого-то, и будешь называться таким-то именем»? Может быть, в этом есть что-то большее, в том, что Он изменил его имя из Симона в Петра? Петр назван от Петра(скала), но скала- это Церковь, так имя Петра предизобразило Церковь. И кто находится в безопасности, если не тот, кто стоит на скале? «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (он не поддается искушениям). «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их» (здесь пусть каждый из нас боится и остерегается), «уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (Мф.7.24-27) Какая польза в том, чтобы быть в Церкви, если вы хотите строить на песке? Ибо, слушая слово, и не исполняя его на деле, мы строим, но на песке. Тот, кто ничего не слышит, тот ничего не строит, но, если мы слышим, мы строим. Нам необходимо знать, что тот, кто слушает и делает, строит на камне; если кто слушает и не делает, тот строит на песке. Есть два вида строителей: одни строят на камне, другие на песке. Кто же тогда те, кто не слушает? Могут ли они быть уверенными в том, что находятся в безопасности? Говорит ли Господь о том, что им нечего бояться, потому что они вовсе ничего не строят? Они бездомны, пребывают под дождем, на них дует ветер, они подвержены наводнениям, когда они приходят, они уносят этих людей еще даже то того, как снесены бывают дома. Так что единственная есть безопасность: строить дом на камне. Итак, если вы слушаете, но не делаете того, о чем слышите, то вы строите, но строите то, что будет разрушено. Когда приходит искушение, оно разрушает дом и погребает вас под этими руинами. Если вы даже не слушаете, вы бездомны, вы первыми окажетесь перед лицом испытания, оно приведет вас в замешательство. Слушай и делай: это единственное избавление. Сколько возможно таких окажется сегодня, которые не исполнят того, что услышат, и будут сметены потоком этих празднеств! Когда они слушают, но не исполняют этого на деле, приходит потоп, как это ежегодное празднество, которые проходят, и все вскоре станет сухим, но горе тем, чей дом падет и тем, кто останется под его руинами. Возлюбленные, знайте, что, если человек не слушает и не делает, он не строит на камне, и не принадлежит к числу тех людей, которых похвалил Господь. Он привлек наше внимание. Ибо, если бы Симона звали бы Петром раньше, то ты не увидел бы так ясно тайну камня, и подумал бы, что он назван так случайно, а не по провидению Божию. Бог пожелал, чтобы его называли иначе, чтобы с переменой имени мы яснее увидели тайну этого имени.

15. «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». (Иоан.1.43.) Филипп был из того же города, что Андрей и Петр. Филипп (уже после своего избрания Господом) встречает Нафанаила, и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.» Его называли сыном Иосифа, потому что Иосиф был женат на Его Матери. То, что Он был зачат и рожден Своей Матерью, Которая осталась Девой, - все христиане знают из Евангелия. Это то, что Филипп сказал Нафанаилу. Он также сказал из какой Он местности: «Из Назарета». Нафанаил сказал ему: «Из Назарета может ли быть что доброе?» В чем здесь смысл, братья? Не следует воспринимать эту фразу так, как многие ее воспринимают, в форме утверждения: «Из Назарета может быть что-то хорошее?» Словам Филиппа: «Пойди и посмотри», внимает тот, кто спрашивает. Эти слова могут последовать обоим чтениям, независимо от того, как читаете их вы, подтверждая это утверждение: «Из Назарета может ли прийти что-то хорошее?» словами: «Приди и посмотри», или представляя их как сомнение, вовсе не как вопрос: «Из Назарета может быть что-то хорошее?» - «Пойди и посмотри». В любом случае, независимо от того, как вы прочитаете, нам важно выяснить, как мы ответим на данный вопрос: «Может ли быть что-нибудь хорошее из Назарета?» Приходите и посмотрите.

 16. Каким был Нафанаил, мы покажем в последующих словах. Услышим о нем свидетельство самого Господа. О величии Господа мы узнали через свидетельство Иоанна. О достоинстве Нафанаила мы узнаем по свидетельству самой Истины. Конечно, даже без свидетельства от Иоанна Господь мог свидетельствовать о Себе, потому что для истины достаточно собственного свидетельства. Но поскольку люди не смогли найти истину, им пришлось искать ее при помощи светильника. Поэтому для этого и был послан Иоанн, чтоб указать им на Господа. Итак, послушаем Господа, свидетельствовавшего об Нафанаиле. «Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.» (Иоан.1.46-47) Великое свидетельство! Ни об Андрее, ни о Петре, ни о Филиппе не было сказано того, что было сказано о Нафанаиле: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Глава17. Что сказать нам на это, братья? Должны ли мы заключить из этого, что Нафанаил должен быть первым среди апостолов? Он не только не избран первым среди апостолов, он не средний и не последний среди двенадцати, несмотря на то, что Сын Божий свидетельствовал о нем, говоря: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». В чем причина? В той мере, в какой Господь даст нам понять, мы сможем об этом узнать. Мы должны иметь в виду, что Нафанаил был человеком образованным и сведущим в Законе, поэтому Господь не хотел, чтоб он был в числе Его учеников, которых Он избирал из неучёных, чтобы посрамить мир через них. Послушайте апостола, который говорит: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее». (1Кор.1.26-28) Если бы Нафанаил, который был ученым, был избран, возможно он мог бы подумать, что ученость сделала его достойным этого избрания. Господь наш Иисус Христос, желая склонить шею гордых, не искал оратора среди рыбаков, но через рыбака победил императора. Киприан будет великим оратором, но перед ним был Петр рыболов, которому будет верить не только оратор, но и император. Ни один благородный, ни один ученый не был избран в начале: потому что Бог избрал то, что по мнению мира является слабым, чтобы посрамить сильных. Итак, этот великий человек не имел лукавства, и только потому не был избран, что Бог не хотел, чтобы кто-нибудь считал, что Господь избирал ученых. Он хорошо знал Закон, и когда услышал: «Из Назарета» (он тщательно изучал Священное Писание, и знал, что из Назарета может прийти Спаситель, чего фарисеи и книжники не знали так хорошо) от Филиппа, и что они «нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета», услышав: «Из Назарета», воодушевился и с надеждой сказал: «Из Назарета может прийти что-то хорошее». Глава 18. Давайте теперь посмотрим, как это относится к нему: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Что значит, в нем «нет лукавства»? Может быть, в нем не было греха? Быть может он не был болен? Может быть, он не нуждался во Враче? Ничего подобного. Никто не рождается на земле, что бы он не имел нужды в этом Враче. Что же тогда означают слова: «в нем нет лукавства»? Давайте более тщательно рассмотрим это, и с помощью Господа нам ясно все откроется. Господь говорит: „Dolus“, и тот, кто понимает латынь, знает, что „Dolus“ означает «ложь», когда мыслится одно, а делается другое. Обратите на это внимание, возлюбленные. «Dolus”- обман, не то же самое, что «Dolor”- боль. Я говорю об этом потому, что многие братья, не очень хорошо знающие латынь, говорят так: ««Dolus» мучает его», употребляя «Dolus” вместо слова «Dolor “. “Dolus” означает ложь, сокрытие. Например, если человек одно имеет на сердце, а говорит другое - это «dolus”. Это так, как если бы у него было два сердца, одним он видит истину, а в другом задумывает ложь. Об этой лжи мы читаем в псалме: «уста льстивые». ( Пс.11.3.) Что это значит: «уста льстивые»? Говорится далее в псалме: «уста льстивые говорят от сердца притворного». Что значит «одно в сердце, а другое на сердце», как не двойное сердце? Поэтому, если в Нафанаиле не было этого лукавства, то Врач считал его излечимым, а не здоровым. Здоровый человек — это одно, излечимый-другое, неизлечимый-третье: тот, кто болен, но не безнадежно болен, называется излечимым; тот, кто безнадежно болен, неизлечим; но тот, кто уже здоров, тот не нуждается во враче. Поэтому Врач, пришедший лечить, увидел, что Нафанаил излечим, потому что в нем не было лукавства. Как это в нем не было лукавства, если он грешник? В нем не было лукавства, потому что он исповедовал себя грешным. Если же он, будучи грешником, называл бы себя праведным, то в его устах было бы лукавство. Поэтому Господь в Нафанаиле восхвалил исповедание греха, но не сказал, что он не грешный.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.