Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 7. 3 страница



10. Поскольку, братья, как я понимаю, еретикам дан ответ, ответим (теперь) астрологам. На основании чего они пытались показать, что Иисус находился во власти судьбы? Потому что, говорят они, Он Сам сказал: «Еще не пришел час Мой», - поэтому-то мы верим Ему. А если бы Он сказал: «Я не имею часа», - то удержал бы астрологов (от их утверждения). Но смотрите, говорят они, Он Сам сказал: «Еще не пришел час Мой». Итак, если бы Он сказал: «Я не имею часа», - то удержал бы астрологов (от их утверждения), и не было бы у них основания для лжи. Но теперь, коль скоро Он сказал : «Еще не пришел час Мой»,- что мы можем сказать на их слова?
Удивительно, что астрологи, веря словам Христа, пытаются убедить христиан, что Христос жил под властью часа судьбы. Стало быть, они верят Христу, изрекшему: «Я Сам, имею власть отдать жизнь Мою и опять принять ее: никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее и вновь ее принимаю» (Ин.10.17-18). Так что, неужели такая власть находится во власти судьбы? Пусть они покажут нам человека, который бы имел власть (решать), когда ему умереть, как долго жить, - ни одного не покажут. Так пусть же поверят они Богу, изрекшему: «Я Сам, имею власть отдать жизнь Мою и опять принять ее». И пусть они постараются узнать, почему было сказано: «Еще не пришел час Мой» И пусть они на основании этих слов не ставят Творца неба, Создателя и Правителя звезд во власть судьбы. Ведь если судьба зависит от звезд, то не может зависеть от звезд Создатель звезд. Прибавь к этому то, что не только Христос не имел того, что ты называешь судьбой, но (судьбы нет) ни у тебя, ни у того; вообще ни у кого из людей.

 

 

11. Но все же, впав в заблуждение, они вводят в заблуждение (других) и несут ложные (представления) людям; расставляют сети, чтобы поймать в них людей, даже на улицах. Ведь те, кто расставляет сети для ловли зверей, делают это в лесах и в безлюдных местах. Сколь несчастны те глупые люди, для ловли которых они расставляют сети на площади!
Когда люди продают себя людям, они получают деньги, а те- сами платят деньги, чтобы продать себя пустословию. Они приходят к астрологу, чтобы купить себе господ, таких, каких угодно будет продать астрологу: или Сатурна, или Юпитера, или Меркурия, или какого-то другого нечестивого человека. Человеку (к астрологу) приходит свободным, чтобы, отдав деньги, уйти рабом. Вернее, он не пришел бы, если бы был свободным, но пришел туда, куда увлек его господин- обман и госпожа- алчность. Отчего Истина и сказала: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8.34).

12. Итак, почему же Он сказал: «Еще не пришел час Мой»? Скорее всего, потому что во власти Его было решать, когда умереть, и Он еще не видел, что подобает использовать эту власть. Это, братья, как и мы, к примеру, говорим: «Не пришел ли уже час выйти нам, чтобы совершить Таинства?» Если мы выйдем раньше, чем подобает, разве не поступим мы превратно и нелепо? Что же, из-за того, что мы совершаем все только тогда, когда надлежит совершать, мы, когда так говорим, признаем в самих поступках судьбу? Так что же тогда означает: «Еще не пришел час Мой»? Это значит: «Я знаю, когда надлежит Мне принять страдание: когда само страдание будет полезным (этот час еще не пришел), тогда Я с готовностью приму страдание». Это сказано, чтобы ты смог принять и то и другое, а именно то, что «Еще не пришел час Мой», и то, что «Я Сам имею власть отдать жизнь Мою и опять принять ее».
И вот Он пришел, имея власть определить, когда принять смерть. И, очевидно, было бы неверным, если бы Он принял ее прежде, чем избрал учеников. Если бы Он был человеком, который не властвовал бы над своим часом, Он мог бы умереть прежде, чем избрал учеников. И если бы Он был человек и умер, уже избрав и учеников, и дав им наставления, то эта смерть была бы предписана Ему, а не сам бы Он принял решение о ней. Но, напротив, пришел, держа в руках срок смерти, срок воскресения, срок пребывания среди людей, Тот, Кому открыта преисподняя, не только для смерти, но и для воскресения, - пришел, чтобы открыть нам надежду на бессмертие Церкви Своей. Он показал на примере ее Главы то, что следует ожидать ее членам. Воскреснут также прочие члены, коль скоро была восстановлена Глава Церкви.
Так вот, не настал тогда еще час Его, не была еще смерть Его своевременной. Следовало еще призвать учеников, следовало возвестить Царство Небесное, должно еще было свершиться чудесам, божество Господа должно было проявить Себя в чудесах, человечество Господа- в причастности к смертности. Ибо Он, испытывая голод, поскольку был человеком, насытил пятью хлебами столько же тысяч людей, поскольку был Богом. (Мф.14.15-22). Он, желал спать, поскольку был человеком, повелевал ветрам и волнам, поскольку был Богом (Лк.8.23,24). Следовало, чтобы все это было явлено прежде Его смерти, чтобы случилось то, что запишут евангелисты и что будет проповедано Церкви.
Но когда он совершил столько деяний, сколько счел нужным, тогда наступил час Его не по необходимости, но по Его воле, не по участи, но по власти.

13. Что же, братья? Коль скоро мы ответили и тем, и другим, неужели мы ничего не скажем, какой смысл несли в себе водоносы, что означала вода, обращенная в вино, что нес в себе распорядитель пира, что- жених, что- Мать Иисуса в сокровенном смысле, что- сам брак? Обо всем этом надлежит сказать, но не следует мне обременять вас (сейчас). Я хотел еще вчера, когда обычно должна звучать проповедь для вас, возлюбленные, во имя Христа сделать это, но отказался, потому что помешали некоторые неотложные дела. И если вы не против, возлюбленные, то мы отложим до завтра то, что принадлежит к тайне этого события, и не будем обременять ни вашу, ни нашу немощь. Возможно среди вас есть много тех, кто собрался ради торжеств сегодняшнего дня, а не ради того, чтобы слушать проповедь. Те, кто придет завтра, пусть придут, чтобы послушать, чтобы мы, с одной стороны, не обманули тех, кто стремится к знанию, а с другой- не обременили тех, кто не усердствует в этом.

                                                    Гомилия 9.

1.Да пребудет с нами Господь Бог наш и да позволит Он нам передать то, что мы обещали! Вчера ведь, если вы помните, возлюбленные, когда ограниченность времени помешала нам закончить начатую проповедь, мы отложили ее на сегодняшний день, чтобы то, что сокровенным образом заложено было в том событии, изложенном в Евангелии, оказалось раскрыто с Его помощью. Так что не будем долго задерживаться и расскажем о чуде Божием. Ведь это Тот Самый Бог, Который каждодневно по всему созданному Им миру творит чудеса, которые не очень замечают люди не по причине их ничтожности, но по причине их постоянного повторения.
Редкие же деяния, которые были совершены Тем же Богом, то есть Словом, воплотившимся ради нас, приводили людей в большое восхищение. Не потому что они более значительны, чем те, которые Он каждодневно совершает в сотворенном мире, но потому что те, что производятся каждый день, происходят как бы естественным образом, эти же в глазах людей выглядят проявлением власти Божией, которая как бы выражает свое присутствие. Мы говорили, как вы помните: воскрес один умерший человек — и люди восхищаются, в то время как каждый день рождаются те, кто не существовал, - и никто не удивляется. Также кто не удивится тому, что вода превратилась в вино, хотя Бог каждый год совершает это в виноградных лозах? Но поскольку все, что совершил Господь Иисус, служит не только тому, чтобы разбудить сердца наши посредством чудес, но и тому, чтобы наставить их в учении веры, нам следует разобраться в том, что несут в себе те чудеса, то есть что они значат. Так вот, разговор о значении всех этих чудес, как вы помните, мы и отложили на сегодня.

2. Господь, когда пришел, будучи позван, на брак, если оставить в стороне его сокровенный смысл, хотел тем самым указать, что Он Сам учредил брак. Ибо появятся запрещающие вступать в брак, о которых сказал апостол (1 Тим. 4.3.), и утверждающие, что брак — это зло и учреждение диавола, несмотря на то что Господь, когда Его спросили о том, следует ли человеку по какой-нибудь причине разводится со своей женой, уведомляет в Евангелии, что не следует этого делать, разве что по причине прелюбодеяния. При этом ответе Он, если вы помните, сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19.3-9).
И те, кто хорошо наставлен в католической вере, знают, что брак учредил Бог, и подобно тому, как союз мужа и жены — от Бога, развод — от диавола. Однако потому, по причине прелюбодеяния допускается развестись с женой, что она прежде решила не быть женой, не сохранив супружескую верность мужу. Даже те женщины, которые дают обет девственности Богу, хотя они стоят на более высокой ступени почета и святости в Церкви, не живут вне брака, ведь они вместе со всей Церковью состоят в браке, Жених в котором — Христос.
Поэтому-то Господь, будучи зван, пришел на брак, чтобы была подтверждена чистота супружества и было явлено таинство брака. Ведь в том браке жених, которому было сказано: «Ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2.10.), символизировал Личность Господа. Ибо Христос сберег доселе хорошее вино, то есть Евангелие Свое.

3.Итак, начнем раскрывать сокровенные смыслы тайн (sacramentorum operta), насколько позволит Тот, во имя Которого мы обещали это сделать для вас. С давних времен существовало пророчество, и не было такого времени, когда бы не было пророчества. Но пророчество, когда в нем не обнаруживается Христос, было водой. Ведь в воде некоторым образом таится вино. Апостол так говорит о том, что мы должны понимать под этой водой: «Вплоть до дня сегодняшнего, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их, ибо оно остается не снятым, потому что снимается Христом. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор.3.14-16). Покрывалом он называет сокровенность пророчества, из-за чего оно не было понято. Покрывало исчезает, когда ты приходишь к Господу. Это исчезает неразумие, когда ты приходишь к Господу, и то, что было водой, становится для тебя вином.
Прочитай все книги пророков, и если не уразумеешь там Христа, то многое покажется тебе там неразумным и глупым. Узри Христа в них, и то, что ты там прочтешь, не только станет понятно тебе, но и опьянит тебя; отдаляя мысль от тела, ты, забывая заднее, будешь простираться к тому, что перед тобой (Флп.3.13).

4.Итак, с давних времен, с тех самых, когда стали рождаться люди и стал множиться род человеческий, пророчество говорило о Христе. Но было тогда оно сокровенным, ибо было еще водой. На основании чего же мы докажем то, что во все прежние времена, вплоть до века, когда пришел Господь, пророчество утверждало о Христе? На том основании, что Он Сам это говорил. Ибо когда Он воскрес из мертвых, то нашел учеников исполненными сомнения относительно того, за Кем они следовали. Ведь они видели Его мертвым и не было у них надежды на то, что Он воскреснет, и всякая надежда их пропала. Ведь почему тот разбойник, удостоенный похвалы, в тот же самый день заслужил быть в раю (Лк. 23.39-43)? Потому что, распятый на кресте, он признал Христа, в то время как ученики стали сомневаться относительно Его.
И вот Он нашел их пребывающими в раздумье и некоторым образом уличающими друг друга в том, что они уповали на воскресение в Нем. И все же они горевали о Нем, казненном без вины, поскольку они знали, что он невиновен. И это они сами рассказали после воскресения Его, когда Он некоторых из них встретил опечаленными на дороге: «Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о произошедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло (Лк.24.19-21).
Когда один из двух учеников, идущих в соседнее селение, которых Он встретил на дороге, произнес эти и другие слова, Он ответил им говоря: «О неразумные и холодные сердцем, что не верите всему, что говорили пророки! Разве все это не надлежало претерпеть Христу и войти в славу Свою?» И Он разъяснил им по всем Писаниям, начиная от Моисея и всех пророков, то, что относилось к Нему (Лк.24.44-46).
В другом месте, когда Он хотел, чтобы ученики коснулись Его руками, дабы поверили, что Он воскрес телесно, Он сказал: «Вот, о чем Я вам говорил, еще быв с вами что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум уразумению Писаний и сказал им: так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк.24.44-47).

5.Когда будут поняты эти слова из Евангелия, которые вполне очевидны, тогда откроются те тайны, что сокрыты в том чуде Господнем. Посмотрите на то, что Он говорит, что надлежало исполниться во Христе тому, что о Нем было написано. Где было написано? Он говорит: «в законе и пророках и в псалмах». Он не оставил без упоминания ни одной части Ветхих Писаний (Scripturarum veterum). Это было водой. И потому Господь назвал тех (учеников) неразумными, что они все еще имели вкус воды, а не вина. Каким же образом Он сделал из воды вино? Когда отверз им ум и разъяснил им Писания, начиная от Моисея через всех пророков. Поэтому-то они, уже напоенные, сказали: «Не горело ли в нас сердце на дороге, когда Он разъяснял нам Писание?» (Лк.24.32). В самом деле, они уразумели Христа в тех книгах, в которых Его не видели.
И вот превратил Господь наш Иисус Христос воду в вино, и стало ощущаться то, что не ощущалось, стало опьянять то, что не опьяняло. Ведь если бы Он повелел, чтобы из тех (водоносов) была вылита вода, и Сам бы Он влил вино из сокровенных глубин творения, откуда Он принес хлеб, когда насытил множество тысяч (Мф.14.17-21),- ведь не пять хлебов (сами по себе)смогли насытить пять тысяч человек или, во всяком случае, наполнить двенадцать коробов, а всемогущество Господне было словно бы хлебным источником,-(и) Он также бы мог, вылив (из водоносов) воду, влить туда вино, (но) если бы Он сделал это, то было бы очевидно, что Он отверг Ветхие Писания.
Когда же Он обратил саму воду в вино, Он показал нам, что Ветхие Писания также от Него, ведь по Его велению были наполнены водоносы (Ин.2.6-7). Хотя и те Писания от Господа, в них тем не менее ничего не будет понятно, если в них не видеть Христа.

6. Внемлите же тому, что Он Сам говорит: «Это было написано обо Мне в Законе и в пророках, и в псалмах» (Лк. 24.44). Но мы знаем, с каких времен Закон ведет повествование, а именно от сотворения мира: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1.1). С тех пор до времени, когда мы ныне живем, прошло шесть веков, как вы часто слышали и что знаете. Так, первый век исчисляется от Адама до Ноя; второй — от Ноя до Авраама; и, как по порядку прослеживает и разделяет евангелист Матфей (Мф.1.17), третий- от Авраама до Давида; четвертый- от Давида до переселения в Вавилон; пятый- от переселения в Вавилон до Иоанна Крестителя; шестой- отсюда и вплоть до конца мира.

Кроме того, в шестой же день Бог создал человека « по образу Своему» ( Быт. 1.27), поскольку в шестой век произошло обновление ума нашего через Евангелие по образу Того, Кто создал нас (Кол.3.10), и вода была превращена в вино, чтобы мы познали Христа, уже открытого в Законе и Пророках. Потому и было там « шесть водоносов» ( Ин.2.6), которых Он повелел наполнить водой.

Так вот, те шесть водоносов символизировали шесть веков, в течении которых не было времени без пророчества. Итак, те времена, словно на шесть суставов разделенные и расчлененные, были бы как пустыми сосудами, если бы не были наполнены Христом. Почему я сказал, что времена проходили бы в пустую, если бы не предвещался в них Господь Иисус? Пророчества исполнились, водоносы наполнены, но, чтобы вода превратилась в вино, во всех тех пророчествах должно усматривать Христа.

7.Но что означает «Они вмещали по две или по три метреты» (Ин.2.6)? Великую тайну вверяет нам эта фраза. Ведь под метретами евангелист понимает некие меры — все равно что он сказал бы: «урны», «амфоры» или тому подобное. Метрета- это название меры, и эта мера получила свое имя от слова «мера». В самом деле, метретой греки называют «меру», отсюда и пошло латинское слово «метрета». Итак, «они вмещали по две или по три метреты».

Что же мы скажем, братья? Если бы он сказал лишь: «по три», - ум наш не замедлил бы устремиться к тайне Троицы. Но, пожалуй, мы не должны поспешно пробегать умом мимо этой фразы, поскольку он сказал «по две или по три». Дело в том, что при упоминании Отца и Сына надлежит подразумевать и Святой Дух. Ведь Святой Дух не только Дух Отца или только Дух Сына, но Он- Дух Отца и Сына. Ибо написано: «Если кто любит мир, в том нет Духа Отца» (1Ин.2.15), а также написано: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не и Его» (Рим.8.9). Один и тот же Дух у Отца и у Сына. При упоминании Отца и Сына подразумевается и Дух Святой, ибо Он- Дух Отца и Сына.

Когда же упоминаются Отец и Сын, то говорится «по две метры». Когда же при этом подразумевается Святой Дух, - «по три метры». Потому-то и не сказано: «вмещающие одни две метреты, а другие три метреты», - но сами эти шесть водоносов «вмещали по две или по три метреты», Он как бы сказал: когда я говорю по «две», я хочу, чтобы Дух Отца и Дух Сына понимался вместе с Ними, а когда я говорю «по три», я вполне определенно указываю на Саму Троицу.

8. Итак, всякий, упоминающий Отца и Сына, должен при этом подразумевать как бы обоюдную любовь Отца и Сына, то есть Святой Дух. Возможно, если разобрать Писания,- я не говорю, что я мог бы показать вам это уже сегодня, или как будто нельзя найти другого доказательства,- так вот, если разобрать Писания, то они укажут, что Святой Дух есть любовь.

И не сочтите любовь (вещью) малоценной. Каким образом она может быть малоценной, когда все вещи, которые называются не малоценными, носят название дорогих? Если же то, что не малоценно, является дорогим, то что дороже самой любви? Любовь так представляется апостолом, что он говорит: «Я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, - то я медь звенящая и, или кимвал звучащий. Если я буду обладать всяким знанием и если знаю я все таинства и имею дар пророчества и всю веру, что могу и горы переставлять, но не имею любви, -то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 12.31; 13.1-3). Сколь же цена любовь, при недостатке которой люди напрасно обладают прочими вещами, а при наличии которой они истинно обладают всем! Тем не менее апостол Павел, велеречиво и возвышено прославляя любовь, сказал о ней меньше того, что коротко сказал апостол Иоанн, которому принадлежит это Евангелие. В самом деле, он, нимало не сомневаясь, сказал: «Бог есть любовь» (1Ин.4.16). Написано также: « потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5.5).

Кто же упомянет Отца и Сына и при этом не будет предполагать любви Отца и Сына? Тот, кто станет обладать ею, обретет Святой Дух, а кто не будет иметь ее, у того не будет Святого Духа. И как тело твое будет мертво, если оно будет без духа, то есть без души твоей, так и душа твоя, если будет без Духа Святого, то есть без любви, будет считаться мертвой. Итак, «они вмещали по две метреты», потому что в пророчестве всех времен проповедовались Отец и Сын, но там же и Святой Дух, а потому было добавлено: «или по три».

«Я и Отец- одно» (Ин.10.30), говорит Он. Но мы далеки от того, чтобы предположить, будто нет Святого Духа там, где мы слышим «Я и Отец- одно». Все же поскольку Он назвал Отца и Сына, то наполнены должны были быть водоносы по две метреты. Но услышьте: «или по три». «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» (Мф.28.19). Итак, в том, когда говорится «по две», не выражается, но подразумевается Троица, а в том, когда сказано «или по три», Троица не только подразумевается, но и выражается.

9. Но есть и другое толкование, пройти мимо которого нельзя. Я передам его, и пусть каждый выберет то, которое больше предпочтет. Мы не уклоняемся от того, что нам предложено. Ибо яства принадлежат Господу, и не подобает служителю обманывать гостей, особенно столь голодных, как вы сейчас, чья жажда очевидна. Пророчество, которое оглашается с давних времен, относится ко спасению всех народов. Хотя Моисей и был послан к одному лишь народу Израиля, и только этому народу был дан через него Закон, и сами пророки принадлежали этому народу, и само распределение времен произведено сообразно истории этого же народа, отчего и водоносы названы стоящими по обычаю очищения иудейского (Ин. 2.6).

Все же очевидно, что это пророчество было сообщено и остальным народам. Поскольку Христос был сокрыт в том, в чем получили благословение все народы, как было обещано Аврааму Господом, изрекшим; «благословятся в семени твоем все народы» (Быт.22.18). Но это пророчество еще оставалось непонятным, поскольку еще не была обращена вода в вино. Так вот, пророчество это относилось ко всем народам. Чтобы это обнаружилось с большей очевидностью, давайте мы кое- что скажем, насколько позволит время, о каждом из шести веков, словно о каждом из шести водоносов.

10.От самого начала Адам и Ева были родителями всех народов, а не только иудеев, и все, что в Адаме указывало на Христа, несомненно, относится ко всем народам, чье спасение- во Христе. Могу ли сказать я о воде первого водоноса что-то лучшее, чем то, что сказал апостол об Адаме и Еве? Ибо никто не скажет, что я превратно понимаю, когда я воспроизвожу не мое понимание, но апостольское. Сколь же великая тайна о Христе содержится в том, что вспоминает апостол, говоря: «И будут двое одна плоть. Тайна сия велика» (Еф.5.31-32)! И чтобы никто не подумал, будто величие тайны относится ко всем мужьям, имеющим жен, он добавляет: «Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5.32).

Что же это за великая тайна: «будут двое одна плоть»? В то время как Писания, а именно Бытие, говорили об Адаме и Еве, были сказаны и следующие слова: «Потому оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2.24). Если же Христос прилепился к Церкви, чтобы двое стали одна плоть, каким образом Он оставил Отца Своего? Каким образом Мать? Он оставил Отца, поскольку, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп.2.6,7). Не в том смысле Он оставил Отца, что покинул Отца и ушел от Него, но в том смысле, что явился людям не в том образе, в каком был равен Отцу. А каким образом Он оставил Мать? Покинув синагогу иудеев, от которой был рожден по плоти, и прилепившись к Церкви, которую Он собрал из всех народов.

Таким образом, и первый водонос содержал пророчество о Христе. Но пока то, о чем я говорю, не было проповедано у народов, оно было еще водой, еще не превращенной в вино. И поскольку Господь просветил нас через апостола, чтобы показать нам, что мы должны искать в этой фразе: «И будут двое одна плоть. Тайна сия велика во Христе и в Церкви» (Еф.5.31-32),- нам уже можно везде искать Христа и пить вино из всех водоносов.

Адам уснул, чтобы появилась Ева, Христос умирает, чтобы появилась Церковь. Ева появилась из бока уснувшего Адама (Быт.2.21-22), у умершего Христа был пронзен бок копьем (Ин.19.34), чтобы истекали Таинства, посредством которых бы формировалась Церковь. Кому же не очевидно, что в свершившемся тогда предвещалось будущее? Ведь апостол говорит, что сам Адам является прообразом будущего. «Он», говорит «есть образ будущего» (Рим. 5.14). Все мистически являлось прообразом. Воистину Бог вполне мог взять ребро и у бодрствующего Адама и создать женщину. Или, может быть, ради того необходимо было, чтобы он уснул, чтобы бок не чувствовал боли, когда извлекалось ребро? Кто же так крепко спит, что у него могут быть извлечены ребра и он не пробудится? Или, может быть, человек потому и не почувствовал ничего, поскольку извлекал Бог? Но ведь мог без боли извлечь ребро и у бодрствующего Тот, Кто смог извлечь его у спящего?

Но, без сомнения, первый водонос заполнился, пророчество того, времени указывало на будущее время.

11. Также Христос был прообразован в Ное и в том ковчеге всего круга земель(Быт.7.7-9). Ведь почему в ковчеге были заключены все животные, если не для того, чтобы символизировать все народы? Ведь Бог вполне мог вновь создать после потопа всякий род живых существ. Ведь когда все они еще не существовали, разве не произнес Он: «Да произведет земля» (Быт.1.24), - и произвела земля? Так вот, как Он тогда создал животных, так же мог и вновь создать.

Посредством Слова Он сотворил, посредством Слова мог бы вновь сотворить, если бы не захотел представить нам тайну и заполнить второй водонос пророческого исполнения; чтобы через дерево был освобожден образ круга земного, поскольку надлежало, чтобы на древе была распята жизнь круга земного?

12. В третьем же водоносе Аврааму, о чем я уже напоминал, было сказано: «благословятся в семени твоем все народы» (Быт. 22.18). Кто же не увидит, Чьим прообразом был единственный сын его, который для совершения жертвоприношения нес на себе дерево туда, куда он был веден на заклание (Быт. 22.6-8)? И ведь Господь также нес крест Свой, как гласит Евангелие (Ин. 19.17)? Этого достаточно, чтобы вспомнить о третьем водоносе.

13. Относительно Давида же почему я говорю, что пророчество его простирается на все народы? Ведь мы только что слышали псалом, (да и не просто назвать псалом, где бы не звучало пророчество). Во всяком случае мы только что, как я сказал, пели: «Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. 81.8). По этой причине донатисты, как бы изгнанные с брака, подобны тому человеку, не имевшему брачных одежд, который был приглашен и пришел, но был исключен из числа гостей, потому что не имел одежд во славу жениха.
Ведь тот, кто ищет своей славы, а не Христовой, не имеет брачных одежд: ведь не захотели они согласиться с тем, кто был другом Жениха и сказал: «Тот есть крестящий» (Ин.1.33). Вполне заслуженно в отношении того человека, который не имел брачных одежд, был высказан упрек: «Друг! Как ты вошел сюда?» (Мф.22.12) И как тот безмолвствовал, так и эти. Ведь чему может помочь трескотня языка, когда сердце немо? Конечно, они внутренне сознавали, что им, нечего сказать. Внутренне они были безмолвны, внешне же - кричали. Они слышат (хотят ли они того, или нет) то, что поется также и в их кругу: «Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы» (Пс.81.8). Не состоя в общении со всеми народами, что иное они сознают при этом, если не то, что они лишены наследства.

14. Так вот, братья, я сказал, что это пророчество касается всех народов (ведь я хочу открыть вам другой смысл в том, что было сказано: «вмещавшие по две или по три метры»). Всех народов, говорю я, касается это пророчество. Только что мы вспоминали о том, что это было явлено в Адаме, «который есть образ будущего» (Рим.5.14).

Ведь кто не знает, что от него произошли все народы и что в имени его четыре буквы указывают на четыре стороны света, если их называть по-гречески? В самом деле, если восток, запад, север и юг назвать по-гречески, как в различных местах их упоминает Священное Писание, то из начальных букв этих слов ты получишь «Адам». Ведь по-гречески четыре указанные части света называются: ανατολη, δυσις, αρχτος, μεσημβρια. Если ты напишешь эти четыре имени, как четыре стихотворные строки, одно под другим, то в заглавных буквах их будет прочитываться имя «Адам». Что было прообразовано в Ное посредством ковчега, в котором были собраны все животные, символизировавшие все народы, то и в Аврааме, которому еще более ясно было сказано: «благословятся в семени твоем все народы» (Быт. 22.18), это же и в Давиде, из псалмов которого мы (я опущу другие) только что пели: «Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы» (Пс.81.8). Ведь к какому Богу было обращено «Восстань», если не к спящему? «Восстань, Боже, суди землю». Словно было сказано: «Ты спишь, осужденный землей; восстань, чтобы судить землю». А к кому относится это пророчество: «ибо Ты наследуешь все народы»?

15. В пятом же веке, словно в пятом водоносе, Даниил увидел, что камень, оторванный от скалы без содействия рук, разбил все царства земные и что камень тот вырос и стал великой горой, так что заполнил все лицо земли (Дан.2.34-35). Что может быть очевиднее, братья? Камень с горы был предвещен: это тот «камень, который отвергли строители» и который стал во главе угла (Пс.117.22). О какой горе говорилось в пророчестве, если не о царе иудеев, где Господь наш Иисус Христос был рожден по плоти? В пророчестве говорилось, что камень оторвался без содействия рук, без человеческого участия, поскольку Он родился от Девы без соединения с мужем.

Та гора, от которой он оторвался, не заполнила всего лица земли, поскольку царство иудеев не овладело всеми народами, а вот царство Христово, как мы видим, заполнило весь круг земной.

16. К шестому же веку относится Иоанн Креститель, больше которого никто не восставал среди рожденных женами и о котором сказано, что он «больше пророка» (Мф.11.9,11). А как он сам показал, что Христос был послан ко всем народам?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.